Jump to content

Мфекане

Ранняя картина, изображающая первую миграцию фэнгу , одного из пострадавших народов Мфекане.

Мфекане ( все , также известные под сесото названиями Дифакане или Лифакане это означает «сокращение», «рассеивание», «принудительное расселение» или «вынужденная миграция»), [1] Это был исторический период обострения военных конфликтов и миграции, связанный с формированием и расширением государств в Южной Африке . Точный диапазон дат, составляющих Мфекане, варьируется в зависимости от источника. В самом широком смысле этот период длился с конца восемнадцатого века до середины девятнадцатого века, но ученые часто сосредотачивают внимание на интенсивном периоде с 1810-х по 1840-е годы. [2] Эта концепция впервые возникла в 1830-х годах и возлагала вину за разрушение на действия короля Шаки , который, как утверждалось, вел войны, близкие к геноциду, которые обезлюдели землю и вызвали цепную реакцию насилия, когда группы бегущих людей стремились завоевать новые земли. [3] [4] Со второй половины 20-го века эта интерпретация потеряла популярность среди ученых из-за отсутствия исторических доказательств. [5] [6]

Традиционные оценки числа погибших колеблются от 1 до 2 миллионов; [7] [8] [9] однако эти цифры противоречивы, и некоторые недавние ученые значительно пересматривают показатель смертности в сторону понижения и связывают коренные причины со сложными политическими, экономическими и экологическими событиями. [10] [11] [12] [13] Мфекане важен тем, что стал свидетелем формирования новых государств, институтов и этнической идентичности в юго-восточной Африке. Мфекане Сама историография также имеет историческое значение: различные версии использовались для достижения ряда политических целей с момента ее создания как исторической концепции. [3] [14] [15]

Теории различаются относительно причин катастрофической войны и миграции многих этнических групп в этом районе. значительно увеличилась Популяция Зулуленда после португальцами завоза кукурузы из Америки в конце 17 века, которая достигла внутренних территорий примерно в 1750 году. [16] Хотя кукуруза была более продуктивной, чем зерна местных трав, во время ее выращивания требовалось больше воды. Излишки сельскохозяйственной продукции и рост населения позволили Шаке выращивать больше импи . К концу 18 века зулусы заняли большую часть своих пахотных земель . Уменьшение количества осадков и десятилетняя засуха в начале 19 века спровоцировали конкуренцию за земельные и водные ресурсы между народами этого региона. Другая возможная причина — возросшая торговля слоновой костью с португальцами в заливе Делагоа . Это привело к углублению неравенства внутри африканских обществ, что сделало людей еще более уязвимыми в регионе, который уже пострадал от многочисленных засух. [17]

Существовали три основные этнические группы: нгване , ндвандве и мтетва , которые занимали территории, ныне известные как Нкуту , Бабананго , Эмпангени , Мтубатуба , Хлабиса , Нонгома , Понгола , Врихейд , Мельмот и Махлабатини . Их возглавляли соответственно короли Собхуза из Нгване , Звиде из Ндвандве и Дингисвайо из Мтетвы и были самыми могущественными этническими группами. На языке, ныне известном как зулу, говорили ндвандве. В то время зулусы представляли собой очень слабую этническую группу под руководством Сензангахона . Эти три этнические группы и по сей день проживают в одних и тех же районах. Зулусы были слабым меньшинством, населявшим небольшой участок земли в районе, ныне известном как Махосини, недалеко от Бабананго . Сторона Иххохло Бутелези во главе с Мвулане сыграла важную роль в разгроме Пхунгаше от Шаки. Сын Мвулане Нгкенгелеле стал индуной и главным советником Шаки. Сын Нгкенгеле, Мбангамби, возглавил свою часть Бутелези против Ххаму из Нгенетшени. [примечание 1] [ нужна ссылка ]

Устная история гласит, что после смерти Мвулане, младшего брата Пхунгаше, сыновья Мвулане Хобоела и Нгкенгелеле избежали убийства Пунгаше из-за поместья своего отца Мвулане и переехали жить к Сензангахоне при королевском дворе зулусов. [18] Большинство представителей этнической группы бутелези уехали вместе с Хобоялой и Нгкенгелеле. Когда Шака напал на Нгване, люди Собхузы были в меньшинстве из-за сочетания Мтетва , Бутелези под командованием Нгкенгелеле и зулусов.

Возвышение Королевства Зулу

[ редактировать ]

Примерно в 1817 году вождь Дингисвайо из группы Мтетва на юге у реки Тугела заключил союз с тсонгасами , контролировавшими торговые пути к заливу Делагоа (ныне Мапуту ). Этот союз вторгся на пути, которыми пользовался альянс Ндвандве , оккупировавший регион на севере, у реки Понгола . Сражения между союзными войсками вождя Дингисвайо и вождя Звиде и ндвандве, вероятно, ознаменовали начало того, что стало Мфекане.

Звиде победил Мтетву и казнил вождя Дингисвайо. Дингисвайо был наставником короля Шаки. Он принял его вместе с его матерью, царицей Нанди, и предоставил им убежище. Многие из лидеров Мтетва образовали конфедерацию с кланом зулусов под руководством Шаки . Зулусы завоевали и ассимилировали более мелкие кланы в этом районе. Звиде напал на короля Шаку и потерпел поражение в битве при холме Гкокли , которая ознаменовала начало завоевания Шакой Ндвандве . Зулусская практика заключалась в том, чтобы поглощать только женщин и молодых мужчин клана или деревни. Они убивали стариков и мужчин боеспособного возраста; счастливчики сбежали. Изучив тактику зулусов, беглецы, в свою очередь, напали на более отдаленные кланы, незнакомые с новым порядком.

Последствия для обществ нгуни

[ редактировать ]
Эта карта иллюстрирует возникновение империи зулусов при Шаке (1816–1828 гг.) на территории современной Южной Африки . Возникновение Зулусской империи   под властью Шаки другие вождества и кланы бежали через обширную территорию юга Африки. Кланы бегут из зоны боевых действий зулусов   включали Сошангане , Звангендаба , Ндебеле , Хлуби , Нгване и Мфенгу .  .

Примерно в 1821 году зулусский генерал Мзиликази из клана Хумало бросил вызов Шаке и основал свое собственное королевство. Он быстро нажил много врагов: не только зулусского короля, но и буров , грика и тсвана . Поражения в нескольких столкновениях убедили Мзиликази двинуться на север, в сторону Свазиленда. Двигаясь на север, а затем вглубь страны на запад вдоль водораздела между реками Ваал и Лимпопо , Мзиликази и его последователи, амандебеле (называемые по-английски Матебеле), основали государство ндебеле к северо-западу от города Претория .

В этот период Матебеле оставили за собой след разрушений. [19] С 1837 по 1838 год прибытие бурских поселенцев и последующие сражения при Вегткопе и Мосеге вытеснили Матебеле к северу от Лимпопо. Они поселились в районе, ныне известном как Матабелеленд , на территории современного южного Зимбабве . Мзиликази основал свою новую столицу в Булавайо . [20] Амандебеле вытеснили Машона из этого региона на север и заставили их платить дань. Это вызвало негодование, которое продолжается и по сей день в современной Зимбабве.

В битве на реке Мхлатузе в 1818 году ндвандве потерпели поражение от сил зулусов под непосредственным командованием Шаки. Сошагангане , один из генералов Звиде, бежал в Мозамбик вместе с остатками ндвандве. Там они основали королевство Газа . Они угнетали живших там людей тсонга , некоторые из которых бежали через горы Лебомбо в Северный Трансвааль. В 1833 году Сошангане вторгся в различные португальские поселения и поначалу добился успеха. Но сочетание внутренних разногласий и войны против свази привело к падению королевства Газа. [20]

Народ нгване жил на территории современного Эсватини (Свазиленд), где они поселились на юго-западе. Они периодически воевали с ндвандве.

Звангендаба , командующий армией Ндвандве, бежал на север вместе с Сошангане после своего поражения в 1819 году. Последователей Звангендабы отныне стали называть Нгони . Продолжая путь к северу от реки Замбези , они образовали государство в районе между озерами Малави и Танганьика . Масеко , возглавивший другую часть народа нгони, основал еще одно государство к востоку от королевства Звангендаба. [20]

На востоке кланы и племена беженцев из Мфекане бежали на земли народа коса. Некоторые из них, такие как аамангване, были отброшены силой и побеждены. Те, кого приняли, были обязаны быть данниками коса и жить под их защитой. Они ассимилировались с культурным образом жизни коса, став частью народа коса. После многих лет угнетения со стороны коса, они позже заключили союз с Капской колонией .

Последствия для народов сото-тсвана

[ редактировать ]

Население Южной Тсваны испытало рост конфликтов еще в 1780-х годах. В регионе произошел значительный рост населения, что привело к усилению конкуренции за ресурсы. Объем торговли с Капской колонией и португальцами увеличивался; это привело к тому, что отдельные вождества стали более стремиться завоевать себе землю, чтобы контролировать торговые пути. Голландские поселенцы из Капской колонии, вторгшиеся на койкой и сан в регионы, где проживают люди тсвана, привели к формированию Кораны , которая к 1780-м годам начала совершать набеги на другие общины. Тот факт, что многие из них имели доступ к огнестрельному оружию и лошадям, вероятно, усугубил разрушения, причиненные их налетчиками. Коса, бежавшие из и без того жестокого региона Восточного Кейпа, также часто совершали собственные набеги. Все эти события привели к тому, что регион стал становиться все более нестабильным. Миссионерское вмешательство, внутренняя политика и набеги голландских поселенцев также повлияли на регион. К началу XIX века самому могущественному вождеству Тсвана, Бахурутсе, все чаще бросали вызов со стороны Бангвакетсе. [20]

Мошошу I собрал горные кланы в союз против зулусов. Укрепив легко защищаемые холмы и расширив свою территорию с помощью кавалерийских набегов, он с некоторым успехом сражался со своими врагами, несмотря на то, что не принял тактику зулусов, как это сделали многие кланы. Территория Мошошу I стала королевством Лесото . [20]

Тсвана были разграблены двумя крупными силами вторжения, начатыми Мфекане. Себитване собрал этнические группы кололо недалеко от современного Лесото и бродил на север по территории нынешней Ботсваны , грабя и убивая на своем пути многих жителей тсваны. Они также взяли с собой на север большое количество пленных. [21] наконец, поселившись к северу от реки Замбези в Баротселанде , где они завоевали народ лози . [22] Следующими силами были Мзиликази и Матебеле, которые двинулись через территорию Тсваны в 1837 году. Обе эти силы вторжения продолжали двигаться на север через территорию Тсваны, не создавая никакого государства. [22] Помимо этих крупных королевств, ряд более мелких групп также двинулся на север, на территорию Тсваны, где они потерпели поражение и в конечном итоге исчезли из истории. [21] Среди участников этих вторжений были европейские авантюристы, такие как Натаниэль Айзекс (который позже был обвинен в работорговле). [23]

В 1988 году Университета Родса профессор Джулиан Коббинг выдвинул другую гипотезу о возникновении государства Зулу; он утверждал, что отчеты «Мфекане» были корыстным продуктом, созданным апартеида политиками и историками эпохи . По словам Коббинга, историки эпохи апартеида ошибочно охарактеризовали Мфекане как период внутреннего разрушения чернокожих на черных. Вместо этого Коббинг утверждал, что корни конфликтов лежат в потребностях в рабочей силе португальских работорговцев, действующих в заливе Делагоа, Мозамбик , и европейских поселенцев в Капской колонии . Возникшее в результате давление привело к вынужденному переселению , голоду и войне во внутренних районах, что позволило волнам африканеров- поселенцев колонизировать большие территории региона. [24] Взгляды Кобббинга поддержал историк Дэн Уайли, который утверждал, что белые писатели колониальной эпохи, такие как Айзекс, преувеличивали жестокость Мфекане, чтобы оправдать европейский колониализм. [25]

Гипотеза Коббинга вызвала огромную полемику среди историков; дискуссии получили название «Спор о коббинге». В то время как историки уже приступили к новым подходам к изучению мфекане в 1970-х и 1980-х годах, статья Коббинга была первым крупным источником, который открыто бросил вызов гегемонистскому «зулусоцентричному» объяснению того времени. [20] : 211, 212  За этим последовала ожесточенная дискуссия в начале 1990-х годов, вызванная гипотезой Кобббинга. Многие согласны с тем, что анализ Коббинга позволил сделать несколько ключевых открытий и пролить свет на природу раннего зулусского общества. [26] Историк Элизабет Элдридж оспорила тезис Кобббинга на том основании, что существует мало свидетельств возобновления португальской работорговли из залива Делагоа до 1823 года, и этот вывод подрывает тезис Кобббинга о том, что ранние военные действия Шаки были ответом на набеги рабов . Более того, Элдридж утверждает, что Гриква и другие группы (а не европейские миссионеры, как утверждает Коббинг) несут основную ответственность за набеги рабов с мыса. Элдридж также утверждает, что Коббинг преуменьшает важность торговли слоновой костью в заливе Делагоа и степень, в которой африканские группы и лидеры стремились создать более централизованные и сложные государственные образования для контроля над маршрутами слоновой кости и богатством, связанным с торговлей. Она предполагает, что это давление создало внутренние движения, а также реакцию против европейской деятельности, которая привела к образованию государственных образований и сопутствующему насилию и перемещению населения. [17] Она по-прежнему согласна с общим мнением Коббинга о том, что зулусское объяснение Мфекане ненадежно. [27] К началу 2000-х годов возник новый исторический консенсус: [20] признавая, что Мфекане - это не просто серия событий, возникших в результате основания Королевства Зулу, а скорее множество факторов, вызванных до и после прихода к власти Шака Зулу . [26] [27] [20] : 211, 212 

Дебаты и разногласия в южноафриканской историографии по поводу Мфекане сравнивают с аналогичными дебатами о Бобровых войнах семнадцатого века на северо-востоке Северной Америки из-за предполагаемого сходства повествований о «самоисчезновении» коренных народов, которые распространялись апологетами. для европейского колониализма о Мфекане и Бобровых войнах. [28]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Камхлаза Хлатвайо, которая была замужем за Иосией из Гибисизунгу, из Мбангамби из Нгенгелеле.
  1. ^ «Хронология общей истории Южной Африки: 1800-е годы» . История Южной Африки в Интернете. Архивировано из оригинала 21 апреля 2019 года . Проверено 12 сентября 2014 г.
  2. ^ Эппрехт, Марк (июнь 1994 г.). «Мфекане как учебное пособие: история, политика и педагогика в Южной Африке». Журнал исторической социологии . 7 (2): 113–130. дои : 10.1111/j.1467-6443.1994.tb00164.x .
  3. ^ Jump up to: а б Эппрехт, Марк (июнь 1994 г.). «Мфекане как учебное пособие: история, политика и педагогика в Южной Африке». Журнал исторической социологии . 7 (2): 114. doi : 10.1111/j.1467-6443.1994.tb00164.x .
  4. ^ Райт, Джон (1989). «Политическая мифология и создание мфекане Натала» . Канадский журнал африканских исследований . 23 (2): 286. дои : 10.2307/485525 . hdl : 10539/10253 . JSTOR   485525 – через JSTOR.
  5. ^ Эппрехт, Марк (июнь 1994 г.). «Мфекане как учебное пособие: история, политика и педагогика в Южной Африке». Журнал исторической социологии . 7 (2): 115. doi : 10.1111/j.1467-6443.1994.tb00164.x .
  6. ^ Райт, Джон (1989). «Политическая мифология и создание мфекане Натала» . Канадский журнал африканских исследований . 23 (2): 287. дои : 10.2307/485525 . hdl : 10539/10253 . JSTOR   485525 – через JSTOR.
  7. ^ Хэнсон, Виктор (18 декабря 2007 г.). Резня и культура: знаменательные сражения на пути к власти Запада . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN  978-0-307-42518-8 .
  8. ^ Уолтер, Юджин Виктор (1969). Террор и сопротивление: исследование политического насилия на примере некоторых примитивных африканских общин . Издательство Оксфордского университета.
  9. ^ Райт, Джон; Коббинг, Джулиан (12 сентября 1988 г.). «Мфекане: Начало расследования» . Институциональный репозиторий Wits Институт африканских исследований – Материалы семинаров .
  10. ^ Эппрехт, Марк (июнь 1994 г.). «Мфекане как учебное пособие: история, политика и педагогика в Южной Африке». Журнал исторической социологии . 7 (2): 113–130. дои : 10.1111/j.1467-6443.1994.tb00164.x .
  11. ^ Омер-Купер, доктор юридических наук (июнь 1993 г.). «Есть ли будущее у Mfecane? Ответ на критику Кобинга» . Журнал южноафриканских исследований . 19 (2): 273–294. дои : 10.1080/03057079308708360 .
  12. ^ Сондерс, Кристофер (1 декабря 1991 г.). «Отчет о конференции: запоздалые мысли о Мфекане» . Социальная динамика . 17 (2): 171–177. дои : 10.1080/02533959108458518 . ISSN   0253-3952 .
  13. ^ Элдридж, Элизабет А. (1992). «Источники конфликтов в Южной Африке, 1800–1830 гг.: Переосмысление «Мфекане»» . Журнал африканской истории . 33 (1): 1–35. дои : 10.1017/S0021853700031832 . ISSN   0021-8537 . JSTOR   182273 . S2CID   153554467 .
  14. ^ Райт, Джон (1989). «Политическая мифология и создание мфекане Натала» . Канадский журнал африканских исследований . 23 (2): 286. дои : 10.2307/485525 . hdl : 10539/10253 . JSTOR   485525 – через JSTOR.
  15. ^ Этерингтон, Норман (2004). «Ложная пустота: как историки могли быть введены в заблуждение картами Юго-Восточной Африки начала девятнадцатого века» . Имаго Мунди . 56 (1): 68. дои : 10.1080/0308569032000172969 . JSTOR   40233902 . S2CID   128461624 – через JSTOR.
  16. ^ Бич, Дэвид Н. (1983). «Плато Зимбабве и его народы». В Бирмингеме, Дэвид; Мартин, Филлис М. (ред.). История Центральной Африки, том 1 . Лондон: Лонгман. стр. 245–277. ISBN  978-0-582-64673-5 .
  17. ^ Jump up to: а б Элдридж, Элизабет (1995). «Источники конфликтов в Южной Африке около 1800–1830 годов: новый взгляд на« Мфекане »». В Гамильтоне, Кэролайн (ред.). Последствия Мфекане: реконструктивные дебаты в истории Южной Африки . Питермарицбург: Университет Наталь Пресс. стр. 122–161. ISBN  978-1-86814-252-1 .
  18. ^ Кузен (1988). Гатша Бутелези: вождь с двойной повесткой дня . Лондон: Зед Букс. п. 107. ИСБН  978-0-86232-792-7 .
  19. ^ Беккер, Питер (1979). Путь крови: Возвышение и завоевания Мзиликази, основателя этнической группы матебеле в Южной Африке . Пингвин. ISBN  978-0-14-004978-7 .
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Райт, Джон (2010). «Неспокойные времена: политические трансформации на Севере и Востоке, 1760–1830-е годы». В Кэролин Гамильтон; Бернард К. Мбенга; Роберт Росс (ред.). Кембриджская история Южной Африки . Том. Я. Кембридж: Университетское издательство. стр. 249, 212, 213, 215, 216, 217. doi : 10.1017/CHOL9780521517942.006 . ISBN  9781139056083 .
  21. ^ Jump up to: а б Великий, Анафил (1940). «Львиные кланы» .
  22. ^ Jump up to: а б Слон, Томас (1985). История Нгамиленда, 1750–1906 гг.: Формирование африканского государства Макмиллан США. ISBN  9780333396353 .
  23. ^ Херрман, Луи (декабрь 1974 г.). «Натаниэль Айзекс» (PDF) . Наталья (4). Питермартицбург: Фонд Общества Натала: 19–22 . Проверено 10 августа 2010 г.
  24. ^ Коббинг, Джулиан (1988). «Мфекане как Алиби: мысли о Дитаконге и Мболомпо». Журнал африканской истории . 29 (3): 487–519. дои : 10.1017/s0021853700030590 .
  25. ^ Рори Кэрролл (22 мая 2006 г.). «Жестокость Шака Зулу была преувеличена, — говорится в новой книге» . Хранитель . Проверено 25 июня 2010 г.
  26. ^ Jump up to: а б Этерингтон, Норман (2004). «Буря в чайнике? Соревнования девятнадцатого века за землю в долине Каледон в Южной Африке и изобретение Мфекане» . Журнал африканской истории . 45 (2): 203–219. дои : 10.1017/S0021853703008624 . ISSN   0021-8537 . S2CID   162838180 .
  27. ^ Jump up to: а б Элдридж, Элизабет (2014). Создание Королевства Зулу, 1815–1828 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 9.
  28. ^ Дауд, Грегори Эванс (июль 2022 г.). «Коренные народы самоисчезают? Относительно североамериканских «ирокезских войн» и южноафриканских мфекане» . Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри . 79 (3): 393–424. дои : 10.1353/wmq.2022.0030 . Проверено 27 января 2023 г.

Дополнительные ресурсы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 79be4e36ae59754ae3557651e67dc2ac__1721608380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/ac/79be4e36ae59754ae3557651e67dc2ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mfecane - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)