Мфекане
![]() |

Мфекане ( все , также известные под сесото названиями Дифакане или Лифакане это означает «сокращение», «рассеивание», «принудительное расселение» или «вынужденная миграция»), [1] Это был исторический период обострения военных конфликтов и миграции, связанный с формированием и расширением государств в Южной Африке . Точный диапазон дат, составляющих Мфекане, варьируется в зависимости от источника. В самом широком смысле этот период длился с конца восемнадцатого века до середины девятнадцатого века, но ученые часто сосредотачивают внимание на интенсивном периоде с 1810-х по 1840-е годы. [2] Эта концепция впервые возникла в 1830-х годах и возлагала вину за разрушение на действия короля Шаки , который, как утверждалось, вел войны, близкие к геноциду, которые обезлюдели землю и вызвали цепную реакцию насилия, когда группы бегущих людей стремились завоевать новые земли. [3] [4] Со второй половины 20-го века эта интерпретация потеряла популярность среди ученых из-за отсутствия исторических доказательств. [5] [6]
Традиционные оценки числа погибших колеблются от 1 до 2 миллионов; [7] [8] [9] однако эти цифры противоречивы, и некоторые недавние ученые значительно пересматривают показатель смертности в сторону понижения и связывают коренные причины со сложными политическими, экономическими и экологическими событиями. [10] [11] [12] [13] Мфекане важен тем, что стал свидетелем формирования новых государств, институтов и этнической идентичности в юго-восточной Африке. Мфекане Сама историография также имеет историческое значение: различные версии использовались для достижения ряда политических целей с момента ее создания как исторической концепции. [3] [14] [15]
Причины
[ редактировать ]Теории различаются относительно причин катастрофической войны и миграции многих этнических групп в этом районе. значительно увеличилась Популяция Зулуленда после португальцами завоза кукурузы из Америки в конце 17 века, которая достигла внутренних территорий примерно в 1750 году. [16] Хотя кукуруза была более продуктивной, чем зерна местных трав, во время ее выращивания требовалось больше воды. Излишки сельскохозяйственной продукции и рост населения позволили Шаке выращивать больше импи . К концу 18 века зулусы заняли большую часть своих пахотных земель . Уменьшение количества осадков и десятилетняя засуха в начале 19 века спровоцировали конкуренцию за земельные и водные ресурсы между народами этого региона. Другая возможная причина — возросшая торговля слоновой костью с португальцами в заливе Делагоа . Это привело к углублению неравенства внутри африканских обществ, что сделало людей еще более уязвимыми в регионе, который уже пострадал от многочисленных засух. [17]
Существовали три основные этнические группы: нгване , ндвандве и мтетва , которые занимали территории, ныне известные как Нкуту , Бабананго , Эмпангени , Мтубатуба , Хлабиса , Нонгома , Понгола , Врихейд , Мельмот и Махлабатини . Их возглавляли соответственно короли Собхуза из Нгване , Звиде из Ндвандве и Дингисвайо из Мтетвы и были самыми могущественными этническими группами. На языке, ныне известном как зулу, говорили ндвандве. В то время зулусы представляли собой очень слабую этническую группу под руководством Сензангахона . Эти три этнические группы и по сей день проживают в одних и тех же районах. Зулусы были слабым меньшинством, населявшим небольшой участок земли в районе, ныне известном как Махосини, недалеко от Бабананго . Сторона Иххохло Бутелези во главе с Мвулане сыграла важную роль в разгроме Пхунгаше от Шаки. Сын Мвулане Нгкенгелеле стал индуной и главным советником Шаки. Сын Нгкенгеле, Мбангамби, возглавил свою часть Бутелези против Ххаму из Нгенетшени. [примечание 1] [ нужна ссылка ]
Устная история гласит, что после смерти Мвулане, младшего брата Пхунгаше, сыновья Мвулане Хобоела и Нгкенгелеле избежали убийства Пунгаше из-за поместья своего отца Мвулане и переехали жить к Сензангахоне при королевском дворе зулусов. [18] Большинство представителей этнической группы бутелези уехали вместе с Хобоялой и Нгкенгелеле. Когда Шака напал на Нгване, люди Собхузы были в меньшинстве из-за сочетания Мтетва , Бутелези под командованием Нгкенгелеле и зулусов.
Возвышение Королевства Зулу
[ редактировать ]Примерно в 1817 году вождь Дингисвайо из группы Мтетва на юге у реки Тугела заключил союз с тсонгасами , контролировавшими торговые пути к заливу Делагоа (ныне Мапуту ). Этот союз вторгся на пути, которыми пользовался альянс Ндвандве , оккупировавший регион на севере, у реки Понгола . Сражения между союзными войсками вождя Дингисвайо и вождя Звиде и ндвандве, вероятно, ознаменовали начало того, что стало Мфекане.
Звиде победил Мтетву и казнил вождя Дингисвайо. Дингисвайо был наставником короля Шаки. Он принял его вместе с его матерью, царицей Нанди, и предоставил им убежище. Многие из лидеров Мтетва образовали конфедерацию с кланом зулусов под руководством Шаки . Зулусы завоевали и ассимилировали более мелкие кланы в этом районе. Звиде напал на короля Шаку и потерпел поражение в битве при холме Гкокли , которая ознаменовала начало завоевания Шакой Ндвандве . Зулусская практика заключалась в том, чтобы поглощать только женщин и молодых мужчин клана или деревни. Они убивали стариков и мужчин боеспособного возраста; счастливчики сбежали. Изучив тактику зулусов, беглецы, в свою очередь, напали на более отдаленные кланы, незнакомые с новым порядком.
Последствия для обществ нгуни
[ редактировать ]
Примерно в 1821 году зулусский генерал Мзиликази из клана Хумало бросил вызов Шаке и основал свое собственное королевство. Он быстро нажил много врагов: не только зулусского короля, но и буров , грика и тсвана . Поражения в нескольких столкновениях убедили Мзиликази двинуться на север, в сторону Свазиленда. Двигаясь на север, а затем вглубь страны на запад вдоль водораздела между реками Ваал и Лимпопо , Мзиликази и его последователи, амандебеле (называемые по-английски Матебеле), основали государство ндебеле к северо-западу от города Претория .
В этот период Матебеле оставили за собой след разрушений. [19] С 1837 по 1838 год прибытие бурских поселенцев и последующие сражения при Вегткопе и Мосеге вытеснили Матебеле к северу от Лимпопо. Они поселились в районе, ныне известном как Матабелеленд , на территории современного южного Зимбабве . Мзиликази основал свою новую столицу в Булавайо . [20] Амандебеле вытеснили Машона из этого региона на север и заставили их платить дань. Это вызвало негодование, которое продолжается и по сей день в современной Зимбабве.
В битве на реке Мхлатузе в 1818 году ндвандве потерпели поражение от сил зулусов под непосредственным командованием Шаки. Сошагангане , один из генералов Звиде, бежал в Мозамбик вместе с остатками ндвандве. Там они основали королевство Газа . Они угнетали живших там людей тсонга , некоторые из которых бежали через горы Лебомбо в Северный Трансвааль. В 1833 году Сошангане вторгся в различные португальские поселения и поначалу добился успеха. Но сочетание внутренних разногласий и войны против свази привело к падению королевства Газа. [20]
Народ нгване жил на территории современного Эсватини (Свазиленд), где они поселились на юго-западе. Они периодически воевали с ндвандве.
Звангендаба , командующий армией Ндвандве, бежал на север вместе с Сошангане после своего поражения в 1819 году. Последователей Звангендабы отныне стали называть Нгони . Продолжая путь к северу от реки Замбези , они образовали государство в районе между озерами Малави и Танганьика . Масеко , возглавивший другую часть народа нгони, основал еще одно государство к востоку от королевства Звангендаба. [20]
На востоке кланы и племена беженцев из Мфекане бежали на земли народа коса. Некоторые из них, такие как аамангване, были отброшены силой и побеждены. Те, кого приняли, были обязаны быть данниками коса и жить под их защитой. Они ассимилировались с культурным образом жизни коса, став частью народа коса. После многих лет угнетения со стороны коса, они позже заключили союз с Капской колонией .
Последствия для народов сото-тсвана
[ редактировать ]Население Южной Тсваны испытало рост конфликтов еще в 1780-х годах. В регионе произошел значительный рост населения, что привело к усилению конкуренции за ресурсы. Объем торговли с Капской колонией и португальцами увеличивался; это привело к тому, что отдельные вождества стали более стремиться завоевать себе землю, чтобы контролировать торговые пути. Голландские поселенцы из Капской колонии, вторгшиеся на койкой и сан в регионы, где проживают люди тсвана, привели к формированию Кораны , которая к 1780-м годам начала совершать набеги на другие общины. Тот факт, что многие из них имели доступ к огнестрельному оружию и лошадям, вероятно, усугубил разрушения, причиненные их налетчиками. Коса, бежавшие из и без того жестокого региона Восточного Кейпа, также часто совершали собственные набеги. Все эти события привели к тому, что регион стал становиться все более нестабильным. Миссионерское вмешательство, внутренняя политика и набеги голландских поселенцев также повлияли на регион. К началу XIX века самому могущественному вождеству Тсвана, Бахурутсе, все чаще бросали вызов со стороны Бангвакетсе. [20]
Мошошу I собрал горные кланы в союз против зулусов. Укрепив легко защищаемые холмы и расширив свою территорию с помощью кавалерийских набегов, он с некоторым успехом сражался со своими врагами, несмотря на то, что не принял тактику зулусов, как это сделали многие кланы. Территория Мошошу I стала королевством Лесото . [20]
Тсвана были разграблены двумя крупными силами вторжения, начатыми Мфекане. Себитване собрал этнические группы кололо недалеко от современного Лесото и бродил на север по территории нынешней Ботсваны , грабя и убивая на своем пути многих жителей тсваны. Они также взяли с собой на север большое количество пленных. [21] наконец, поселившись к северу от реки Замбези в Баротселанде , где они завоевали народ лози . [22] Следующими силами были Мзиликази и Матебеле, которые двинулись через территорию Тсваны в 1837 году. Обе эти силы вторжения продолжали двигаться на север через территорию Тсваны, не создавая никакого государства. [22] Помимо этих крупных королевств, ряд более мелких групп также двинулся на север, на территорию Тсваны, где они потерпели поражение и в конечном итоге исчезли из истории. [21] Среди участников этих вторжений были европейские авантюристы, такие как Натаниэль Айзекс (который позже был обвинен в работорговле). [23]
Споры
[ редактировать ]В 1988 году Университета Родса профессор Джулиан Коббинг выдвинул другую гипотезу о возникновении государства Зулу; он утверждал, что отчеты «Мфекане» были корыстным продуктом, созданным апартеида политиками и историками эпохи . По словам Коббинга, историки эпохи апартеида ошибочно охарактеризовали Мфекане как период внутреннего разрушения чернокожих на черных. Вместо этого Коббинг утверждал, что корни конфликтов лежат в потребностях в рабочей силе португальских работорговцев, действующих в заливе Делагоа, Мозамбик , и европейских поселенцев в Капской колонии . Возникшее в результате давление привело к вынужденному переселению , голоду и войне во внутренних районах, что позволило волнам африканеров- поселенцев колонизировать большие территории региона. [24] Взгляды Кобббинга поддержал историк Дэн Уайли, который утверждал, что белые писатели колониальной эпохи, такие как Айзекс, преувеличивали жестокость Мфекане, чтобы оправдать европейский колониализм. [25]
Гипотеза Коббинга вызвала огромную полемику среди историков; дискуссии получили название «Спор о коббинге». В то время как историки уже приступили к новым подходам к изучению мфекане в 1970-х и 1980-х годах, статья Коббинга была первым крупным источником, который открыто бросил вызов гегемонистскому «зулусоцентричному» объяснению того времени. [20] : 211, 212 За этим последовала ожесточенная дискуссия в начале 1990-х годов, вызванная гипотезой Кобббинга. Многие согласны с тем, что анализ Коббинга позволил сделать несколько ключевых открытий и пролить свет на природу раннего зулусского общества. [26] Историк Элизабет Элдридж оспорила тезис Кобббинга на том основании, что существует мало свидетельств возобновления португальской работорговли из залива Делагоа до 1823 года, и этот вывод подрывает тезис Кобббинга о том, что ранние военные действия Шаки были ответом на набеги рабов . Более того, Элдридж утверждает, что Гриква и другие группы (а не европейские миссионеры, как утверждает Коббинг) несут основную ответственность за набеги рабов с мыса. Элдридж также утверждает, что Коббинг преуменьшает важность торговли слоновой костью в заливе Делагоа и степень, в которой африканские группы и лидеры стремились создать более централизованные и сложные государственные образования для контроля над маршрутами слоновой кости и богатством, связанным с торговлей. Она предполагает, что это давление создало внутренние движения, а также реакцию против европейской деятельности, которая привела к образованию государственных образований и сопутствующему насилию и перемещению населения. [17] Она по-прежнему согласна с общим мнением Коббинга о том, что зулусское объяснение Мфекане ненадежно. [27] К началу 2000-х годов возник новый исторический консенсус: [20] признавая, что Мфекане - это не просто серия событий, возникших в результате основания Королевства Зулу, а скорее множество факторов, вызванных до и после прихода к власти Шака Зулу . [26] [27] [20] : 211, 212
Дебаты и разногласия в южноафриканской историографии по поводу Мфекане сравнивают с аналогичными дебатами о Бобровых войнах семнадцатого века на северо-востоке Северной Америки из-за предполагаемого сходства повествований о «самоисчезновении» коренных народов, которые распространялись апологетами. для европейского колониализма о Мфекане и Бобровых войнах. [28]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Камхлаза Хлатвайо, которая была замужем за Иосией из Гибисизунгу, из Мбангамби из Нгенгелеле.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Хронология общей истории Южной Африки: 1800-е годы» . История Южной Африки в Интернете. Архивировано из оригинала 21 апреля 2019 года . Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ Эппрехт, Марк (июнь 1994 г.). «Мфекане как учебное пособие: история, политика и педагогика в Южной Африке». Журнал исторической социологии . 7 (2): 113–130. дои : 10.1111/j.1467-6443.1994.tb00164.x .
- ^ Jump up to: а б Эппрехт, Марк (июнь 1994 г.). «Мфекане как учебное пособие: история, политика и педагогика в Южной Африке». Журнал исторической социологии . 7 (2): 114. doi : 10.1111/j.1467-6443.1994.tb00164.x .
- ^ Райт, Джон (1989). «Политическая мифология и создание мфекане Натала» . Канадский журнал африканских исследований . 23 (2): 286. дои : 10.2307/485525 . hdl : 10539/10253 . JSTOR 485525 – через JSTOR.
- ^ Эппрехт, Марк (июнь 1994 г.). «Мфекане как учебное пособие: история, политика и педагогика в Южной Африке». Журнал исторической социологии . 7 (2): 115. doi : 10.1111/j.1467-6443.1994.tb00164.x .
- ^ Райт, Джон (1989). «Политическая мифология и создание мфекане Натала» . Канадский журнал африканских исследований . 23 (2): 287. дои : 10.2307/485525 . hdl : 10539/10253 . JSTOR 485525 – через JSTOR.
- ^ Хэнсон, Виктор (18 декабря 2007 г.). Резня и культура: знаменательные сражения на пути к власти Запада . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-42518-8 .
- ^ Уолтер, Юджин Виктор (1969). Террор и сопротивление: исследование политического насилия на примере некоторых примитивных африканских общин . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Райт, Джон; Коббинг, Джулиан (12 сентября 1988 г.). «Мфекане: Начало расследования» . Институциональный репозиторий Wits Институт африканских исследований – Материалы семинаров .
- ^ Эппрехт, Марк (июнь 1994 г.). «Мфекане как учебное пособие: история, политика и педагогика в Южной Африке». Журнал исторической социологии . 7 (2): 113–130. дои : 10.1111/j.1467-6443.1994.tb00164.x .
- ^ Омер-Купер, доктор юридических наук (июнь 1993 г.). «Есть ли будущее у Mfecane? Ответ на критику Кобинга» . Журнал южноафриканских исследований . 19 (2): 273–294. дои : 10.1080/03057079308708360 .
- ^ Сондерс, Кристофер (1 декабря 1991 г.). «Отчет о конференции: запоздалые мысли о Мфекане» . Социальная динамика . 17 (2): 171–177. дои : 10.1080/02533959108458518 . ISSN 0253-3952 .
- ^ Элдридж, Элизабет А. (1992). «Источники конфликтов в Южной Африке, 1800–1830 гг.: Переосмысление «Мфекане»» . Журнал африканской истории . 33 (1): 1–35. дои : 10.1017/S0021853700031832 . ISSN 0021-8537 . JSTOR 182273 . S2CID 153554467 .
- ^ Райт, Джон (1989). «Политическая мифология и создание мфекане Натала» . Канадский журнал африканских исследований . 23 (2): 286. дои : 10.2307/485525 . hdl : 10539/10253 . JSTOR 485525 – через JSTOR.
- ^ Этерингтон, Норман (2004). «Ложная пустота: как историки могли быть введены в заблуждение картами Юго-Восточной Африки начала девятнадцатого века» . Имаго Мунди . 56 (1): 68. дои : 10.1080/0308569032000172969 . JSTOR 40233902 . S2CID 128461624 – через JSTOR.
- ^ Бич, Дэвид Н. (1983). «Плато Зимбабве и его народы». В Бирмингеме, Дэвид; Мартин, Филлис М. (ред.). История Центральной Африки, том 1 . Лондон: Лонгман. стр. 245–277. ISBN 978-0-582-64673-5 .
- ^ Jump up to: а б Элдридж, Элизабет (1995). «Источники конфликтов в Южной Африке около 1800–1830 годов: новый взгляд на« Мфекане »». В Гамильтоне, Кэролайн (ред.). Последствия Мфекане: реконструктивные дебаты в истории Южной Африки . Питермарицбург: Университет Наталь Пресс. стр. 122–161. ISBN 978-1-86814-252-1 .
- ^ Кузен (1988). Гатша Бутелези: вождь с двойной повесткой дня . Лондон: Зед Букс. п. 107. ИСБН 978-0-86232-792-7 .
- ^ Беккер, Питер (1979). Путь крови: Возвышение и завоевания Мзиликази, основателя этнической группы матебеле в Южной Африке . Пингвин. ISBN 978-0-14-004978-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Райт, Джон (2010). «Неспокойные времена: политические трансформации на Севере и Востоке, 1760–1830-е годы». В Кэролин Гамильтон; Бернард К. Мбенга; Роберт Росс (ред.). Кембриджская история Южной Африки . Том. Я. Кембридж: Университетское издательство. стр. 249, 212, 213, 215, 216, 217. doi : 10.1017/CHOL9780521517942.006 . ISBN 9781139056083 .
- ^ Jump up to: а б Великий, Анафил (1940). «Львиные кланы» .
- ^ Jump up to: а б Слон, Томас (1985). История Нгамиленда, 1750–1906 гг.: Формирование африканского государства Макмиллан США. ISBN 9780333396353 .
- ^ Херрман, Луи (декабрь 1974 г.). «Натаниэль Айзекс» (PDF) . Наталья (4). Питермартицбург: Фонд Общества Натала: 19–22 . Проверено 10 августа 2010 г.
- ^ Коббинг, Джулиан (1988). «Мфекане как Алиби: мысли о Дитаконге и Мболомпо». Журнал африканской истории . 29 (3): 487–519. дои : 10.1017/s0021853700030590 .
- ^ Рори Кэрролл (22 мая 2006 г.). «Жестокость Шака Зулу была преувеличена, — говорится в новой книге» . Хранитель . Проверено 25 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Этерингтон, Норман (2004). «Буря в чайнике? Соревнования девятнадцатого века за землю в долине Каледон в Южной Африке и изобретение Мфекане» . Журнал африканской истории . 45 (2): 203–219. дои : 10.1017/S0021853703008624 . ISSN 0021-8537 . S2CID 162838180 .
- ^ Jump up to: а б Элдридж, Элизабет (2014). Создание Королевства Зулу, 1815–1828 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 9.
- ^ Дауд, Грегори Эванс (июль 2022 г.). «Коренные народы самоисчезают? Относительно североамериканских «ирокезских войн» и южноафриканских мфекане» . Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри . 79 (3): 393–424. дои : 10.1353/wmq.2022.0030 . Проверено 27 января 2023 г.
Дополнительные ресурсы
[ редактировать ]- Дж. Д. Омер-Купер, Зулусские последствия: революция девятнадцатого века в Африке банту , Лонгманс, 1978: ISBN 0-582-64531-X
- Норман Этерингтон , Великие походы: трансформация Южной Африки, 1815–1854 гг. , Лонгман, 2001: ISBN 0-582-31567-0
- Кэролайн Гамильтон , Последствия Мфекане: реконструктивные дебаты в истории Южной Африки , Питермарицбург: University of Natal Press, 1995: ISBN 1-86814-252-3