Южноафриканская студенческая организация
Формирование | июль 1969 г. |
---|---|
Растворенный | Октябрь 1977 г. (действительно) |
Штаб-квартира | Дурбан, Южная Африка |
Происхождение | Движение Черного Сознания |
Президент-основатель | Стив Бико |
Часть серии о |
Черное Сознание |
---|
Организация южноафриканских студентов (SASO) представляла собой организацию чернокожих студентов южноафриканских университетов, которые сопротивлялись апартеиду посредством ненасильственных политических действий. Организация была создана в 1969 году под руководством Стива Бико и Барни Питьяны и внесла жизненно важный вклад в идеологию и политическое руководство Движения черного сознания . Он был запрещен правительством Южной Африки в октябре 1977 года в рамках репрессивной реакции государства на восстание в Соуэто .
Формирование
[ редактировать ]Членами-учредителями Южноафриканской студенческой организации (SASO) были чернокожие студенты Университета Форт-Хэр , Университета Зулуленда , Университета Севера в Терфлопе , так называемой Черной секции Университета Натала (UNB). , различные духовные семинарии и педагогические колледжи , а также другие высшие учебные заведения в Южной Африке , которые в то время были разделены в соответствии с апартеида времен Законом об образовании банту . [ 1 ] Тем не менее, SASO имеет свои корни в двух других студенческих организациях, которые стали координаторами студенческого сопротивления апартеиду во время усиления государственных репрессий 1960-х годов. [ 2 ] Первым был Национальный союз южноафриканских студентов (NUSAS), главный общенациональный прогрессивный студенческий союз с многолетней историей политической активности. [ 3 ] Вторым было Университетское христианское движение (UCM), экуменическая студенческая ассоциация, которая, отчасти из-за растущего влияния черной теологии , привлекла в свои ряды политически настроенных чернокожих христиан. [ 1 ] [ 4 ] И NUSAS, и UCM были многорасовыми, но в их составе и руководстве доминировали белые студенты. [ 2 ] главный повод для беспокойства некоторых чернокожих членов. [ 5 ] В случае с NUSAS чернокожие студенты, о которых идет речь, также политически не соглашались с белыми либералами в организации, которые в то время превосходили по численности тех, кто выступал за более радикальную позицию по апартеиду. [ 3 ] [ 6 ]
На конференции NUSAS 1968 года в Грэхэмстауне чернокожие студенты прервались, чтобы отдельно обсудить проблемы, с которыми сталкиваются чернокожие студенты, и наилучшие средства их решения. [ 3 ] Однако, согласно меморандуму SASO, SASO окончательно начала формироваться на аналогичном отрыве от конференции UCM в июле того же года, проходившей в Штуттерхайме . [ 4 ] Там, как напоминается в записке, «группа из примерно 40 чернокожих... объединилась в фракцию чернокожих и обсудила возможность создания организации чернокожих студентов». [ 1 ] На встрече присутствовали и ее возглавили Стив Бико и Барни Питьяна . [ 1 ] [ 2 ] которые, в таком порядке, позже станут первыми двумя президентами SASO. [ 5 ] [ 7 ] После очередной консультативной встречи, организованной студентами UNB в декабре 1968 года, SASO был официально открыт в июле 1969 года на своей первой конференции, состоявшейся в кампусе Терфлуп Университета Севера, где была ратифицирована его конституция. [ 1 ] [ 5 ] В последующие годы SASO избегала серьезных государственных репрессий, по крайней мере, на первых порах, и ее членство выросло в кампусах для чернокожих по всей Южной Африке. [ 2 ] [ 8 ] из четырнадцати филиалов (четыре в семинариях и самый крупный в Терфлопе) в июне 1970 года. [ 3 ] [ 4 ] Ее главный офис находился в Дурбане . [ 9 ]
Идеология
[ редактировать ]Согласно его политическому манифесту 1971 года:
SASO — это организация чернокожих студентов, работающая над освобождением чернокожих людей, во-первых, от психологического угнетения самих себя через комплекс неполноценности , а во-вторых, от физического угнетения, возникающего в результате жизни в белом расистском обществе. [ 5 ]
Создание SASO совпало с первыми движениями « Черного сознания» , которое было, пожалуй, самой важной силой против апартеида в Южной Африке на протяжении большей части 1970-х годов и с которым оно было тесно связано. Развитие SASO часто рассматривается как совпадающее с развитием более широкого движения и его идеологии. [ 5 ] Действительно, по мнению социолога Салима Бадата , движение было «во многом достижением SASO», которое внесло свои ключевые идеи и интеллектуалов, а также обеспечило движению идеологическое, политическое и организационное руководство. [ 8 ] Соответственно, SASO активно поощряла формирование других групп «Черное сознание», представляющих сегменты гражданского общества, помимо студентов университетов, и тесно сотрудничала с этими группами в соответствии со своими идеалами сплоченности и солидарности чернокожих . [ 8 ] Союзные группы включали Южноафриканское студенческое движение ; Конвенция чернокожих людей (BPC), головной политический орган; [ 8 ] и Союз рабочих чернокожих , формирование которого было частично результатом резолюции конференции SASO в 1972 году. [ 10 ]
САСО считает:
- Южная Африка — страна, в которой и черные, и белые живут и будут жить вместе.
- Что Уайтмен должен осознавать, что он является либо частью решения, либо частью проблемы.
- Что в этом контексте, из-за привилегий, предоставленных им законодательством, и из-за постоянного поддержания репрессивного режима, белые определили себя как часть проблемы,
- Поэтому мы считаем, что во всех вопросах, касающихся борьбы за реализацию наших стремлений, белые должны быть исключены... [ 11 ]
Черная уверенность в своих силах
[ редактировать ]Отражая недовольство основателей NUSAS и UCM, членство в SASO было ограничено только чернокожими, хотя слово «черный» в движении «Черное сознание» использовалось как позитивная идентификация для тех, кто ранее был известен как «цветной». и, следовательно, включали индейцев и цветных, а также так называемых черных африканцев. [ 8 ] Эта исключительность рассматривалась как возможность чернокожим «создать солидарность и единство и сформулировать свои политические убеждения и цели». [ 8 ] и, следовательно, должен был дать возможность чернокожим как саморефлексировать, так и полагаться на свои силы в руководстве политическими изменениями. [ 5 ] Популярный девиз как организации, так и движения был придуман Питьяной: «Черный человек, ты сам по себе». [ 7 ]
Та же стратегия подразумевала общую политику против сотрудничества с белыми или многорасовыми организациями, а также с белыми активистами. [ 8 ] К 1970 году руководство SASO официально отозвало признание NUSAS как выдающегося национального студенческого союза, утверждая, что «в принципах и составе NUSAS чернокожие студенты никогда не смогут найти выражение своих главных чаяний». . [ 3 ] На встрече с руководителем NUSAS в марте 1971 года руководитель SASO ясно дал понять, что ему «нецелесообразно» сотрудничать с организациями, возглавляемыми белыми или включающими их, хотя организации согласились оставаться на связи для обмена информацией по мере необходимости. [ 3 ] Однако, как утверждает Бадат, SASO не была «антибелой»: она в целом поддерживала видение будущей Южной Африки как нерасового общества, [ 8 ] из NUSAS и некоторые активисты SASO поддерживали личные отношения с белыми активистами, как это делал Бико с Риком Тернером . [ 3 ]
Расовый анализ
[ редактировать ]По крайней мере, в течение первых пяти лет своего существования SASO – как и остальная часть движения «Черное сознание» – решительно избегала классового анализа в пользу взгляда на расу как на центральный политический раздел. [ 8 ] В этом, а также в своем противодействии многорасизму, SASO стояла особняком от Африканского национального конгресса (АНК), действовавшего тогда в изгнании в Замбии. АНК с самого начала с интересом следил за SASO, но предпочитал марксистский анализ апартеида. [ 12 ] Действительно, некоторые члены Молодежной лиги АНК выступали за более тесное сотрудничество с SASO именно потому, что считали, что АНК ошибочно ставит класс (и социалистическую революцию) выше расы (так называемая национальная революция). [ 12 ] Однако к июлю 1976 года сам президент SASO Дилиза Мджи начал связывать апартеид с капиталистической эксплуатацией , империализмом и классовыми интересами, отражая растущие идеологические дебаты внутри движения «Черное сознание». [ 8 ] Возросшая озабоченность некоторых членов SASO социализмом была результатом растущего воздействия южноафриканского рабочего движения , АНК (через подполье АНК, Радио Свобода и другую пропаганду), а также социалистических освободительных движений в Португалии и других странах. Мозамбик. [ 8 ]
Деятельность
[ редактировать ]Образование и СМИ
[ редактировать ]В уставе SASO одной из целей организации является императив «постоянного проецирования образа черного сознания в культурном, социальном и образовательном плане». [ 5 ] Одной из основных платформ для выполнения этой функции – а также для развития философии и доктрины «Черного сознания» – был официальный орган СМИ SASO, Информационный бюллетень SASO. [ 7 ] Информационный бюллетень был впервые опубликован в августе 1970 года с редакционной заметкой, в которой излагались его двойные информационные и образовательные цели: [ 5 ] и действовал до 1976 года. [ 1 ] Самой известной статьей в информационном бюллетене была регулярная серия статей Бико под псевдонимом Frank Talk под названием « Я пишу то, что мне нравится ». [ 5 ] Учитывая позицию SASO как студенческой организации, она уделяла особое внимание разрушению «физической и интеллектуальной изоляции», а также «идеологической обработки и запугивания», которые Bantu Education навязывали чернокожим студентам. [ 5 ] С этой целью SASO организовала «формационные школы» в университетских кампусах, стремясь предоставить форумы, на которых студенты могли бы применять идеалы черного сознания для рассмотрения и обсуждения актуальных проблем. [ 9 ] SASO также организовала образовательную и политическую деятельность в средних школах для чернокожих. [ 8 ]
Общественные проекты
[ редактировать ]В своей первой национальной образовательной школе в декабре 1969 года SASO согласилась с предложением Бико о том, что «полевая работа» или «работа среди людей» должна быть одним из «основных занятий SASO». [ 2 ] [ 5 ] В 1970 году Общий студенческий совет SASO учредил специальный центральный комитет по развитию сообщества . [ 2 ] а в 1971 году ее подход к таким инициативам был систематизирован в рамках так называемой модели обучения действиям (к 1972 году уточненной как модель действий и развития сообщества). [ 5 ] Работа с населением была деятельностью, знакомой бывшим членам UCM и NUSAS, и в рамках SASO она была частично мотивирована заботой о чернокожих людях, живущих в бедности. Но это также однозначно соответствовало идеалу черного сознания, заключающемуся в самоутверждении и уверенности в своих силах. [ 2 ] Кроме того, это рассматривалось как средство обучения, мобилизации и завоевания доверия чернокожих сообществ. [ 8 ] Конкретные реализуемые проекты были широкими, но включали «физические проекты» (когда учащиеся ремонтировали школы или строили дома во время школьных каникул), а также кампании по повышению грамотности , семинары по повышению квалификации и волонтерство в клиниках. [ 2 ] В последующие годы информационная деятельность SASO координировалась с деятельностью других организаций Black Consciousness, в частности BPC и программ Black Community. [ 2 ] [ 5 ]
Протест
[ редактировать ]Рассматривая Черное Сознание как «мышление, образ жизни», а не как инструмент политического активизма, [ 5 ] SASO изначально неоднозначно относилась к использованию публичных протестов и демонстраций. Оно связывало такие демонстрации с либеральным активизмом NUSAS и – согласно предложению, принятому Всеобщей студенческой конференцией в 1970 году – рассматривало их как «направленные на белую прессу и общественность» и как «неполноценные», поскольку им не хватает «стратегической и постоянной попытки изменить ситуацию». статус-кво». [ 13 ] В том же предложении чернокожим студентам рекомендовалось участвовать только в протестах, «направленных в первую очередь на чернокожее население». [ 13 ]
Однако зимой 1972 года SASO приняла центральное участие в печально известных студенческих протестах, в результате которых по всей стране были закрыты несколько кампусов для чернокожих. [ 7 ] Протесты начались с сидячей забастовки студентов в Терфлупе в мае 1972 года, после того как Турфлуп исключил активиста SASO Онкгопоце Тиро за то, что он выступил на ежегодной выпускной церемонии с пламенным отказом от апартеида и образования банту. Чернокожие студенты по всей стране были воодушевлены жесткой реакцией университета и полиции, которые фактически заблокировали, а затем изгнали студентов-оккупантов. [ 13 ] Региональная образовательная школа SASO, проходившая в Алисе , недалеко от Университета Форт-Хэр, провела экстренное собрание и разработала так называемую Декларацию Алисы, которая призывала «всех чернокожих студентов [] заставить учреждения/университеты закрыться путем бойкота». лекции». [ 13 ]
По словам историка Джулиана Брауна, протесты 1972 года ознаменовали разрыв с прежней политикой SASO и положили начало новому «объявлению публичных и конфронтационных форм протеста». [ 13 ] Возможно, наиболее заметным результатом этого изменения в политике стали митинги, которые SASO и BPC совместно организовали в сентябре 1974 года в Дурбане и Терфлопе. Митинги были направлены на то, чтобы продемонстрировать общественную поддержку освободительного движения Мозамбика Фрелимо после новостей о том, что Португалия предоставит Мозамбику независимость в следующем году. [ 9 ] Они привлекли широкое внимание общественности, были разогнаны южноафриканской полицией , а за ними последовали репрессивные меры правительства против лидеров и организаций «Черного сознания»: в тот же вечер были совершены обыски в офисах SASO в Дурбане , а также в домах нескольких лидеров, включая Бико. [ 9 ] Многие лидеры были арестованы «в рамках общей облавы» на активистов «Черного сознания». [ 9 ]
Репрессии и последствия
[ редактировать ]После арестов, последовавших за митингами в поддержку Фрелимо в 1974 году, правительство Южной Африки в январе 1975 года обвинило так называемую «девятку» SASO в нарушении Закона о терроризме . [ 14 ] После громкого судебного процесса все они были признаны виновными в «поощрении и развитии чувства вражды между черными и белыми жителями республики» и приговорены к тюремному заключению, в результате чего САСО – и БКК – фактически «лишились лидера». [ 9 ] Политическая деятельность Бико на тот момент была жестко ограничена запретом на его деятельность.
Более того, государственные репрессии усилились после восстания в Соуэто в 1976 году , в котором ведущую роль сыграли движения «Черное сознание». В ходе последовавших за этим репрессий правительство 19 октября 1977 года запретило SASO и различные другие организации «Черного сознания», сделав организацию и любую связь с ней незаконными. [ 8 ] Никакой четкой организации-преемника не возникло, хотя мантия Черного Сознания была передана новому поколению групп, включая Азанскую народную организацию (Азапо). Многие из членов судебного процесса SASO продолжали занимать должности в Азапо: Купер и Нефхоловходве оба были президентами Азапо, как и активист SASO Мосибуди Мангена . [ 15 ] Однако другие бывшие члены SASO присоединились к организациям, ориентированным на Конгресс АНК : возобновившаяся воинственность и государственные репрессии вынудили многих студентов покинуть страну, чтобы обучаться у «Умконто веСизве» , в то время как внутри Южной Африки организации, ориентированные на Конгресс, начали все больше доминировать в общественных организациях (так (так называемая гражданственность), профсоюзное движение и, через Конгресс южноафриканских студентов , студенческое движение. [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ]
Известные участники
[ редактировать ]В число национальных лидеров SASO входили: [ 16 ]
- Стив Бико (первый президент)
- Барни Питьяна (бывший президент)
- Рубин Филлип (бывший вице-президент)
- Мисс Дламини (бывший вице-президент)
- Бен Ланга (бывший генеральный секретарь)
- Абрам Тиро (бывший организатор)
- Мосиуа Лекота (бывший организатор)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Маккуин, Ян (2013). «Студенты, апартеид и экуменическое движение в Южной Африке, 1960-1975» . Журнал южноафриканских исследований . 39 (2): 447–463. дои : 10.1080/03057070.2013.765693 . ISSN 0305-7070 . JSTOR 42001323 . S2CID 143810813 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хэдфилд, Лесли Энн (2016). «Освобождение концепций». Освобождение и развитие: программы сообщества черного сознания в Южной Африке . Издательство Мичиганского государственного университета. стр. 19–38. ISBN 9781611861921 . JSTOR 10.14321/j.ctt1b7x7sb.6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Маккуин, Ян (2013). «Резонансы молодежи и расовая напряженность: либеральная студенческая политика, белые радикалы и черное сознание, 1968–1973» . Южноафриканский исторический журнал . 65 (3): 365–382. дои : 10.1080/02582473.2013.770062 . ISSN 0258-2473 . S2CID 145138768 .
- ^ Jump up to: а б с Дени, Филипп (2010). «Сети семинарий и черное сознание в Южной Африке в 1970-е годы» . Южноафриканский исторический журнал . 62 (1): 162–182. дои : 10.1080/02582471003778417 . ISSN 0258-2473 . S2CID 144308914 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Найду, Ли-Энн (4 мая 2015 г.). «Роль радикальной педагогики в Южноафриканской студенческой организации и Движении черного сознания в Южной Африке, 1968–1973» . Образование как изменение . 19 (2): 112–132. дои : 10.1080/16823206.2015.1085614 . ISSN 1682-3206 .
- ^ Jump up to: а б Хеффернан, Энн (2016). «Размытые границы и идеологические разногласия в молодежной политике Южной Африки» . Дела Африки . 115 (461): 664–687. дои : 10.1093/афраф/adw052 . ISSN 0001-9909 .
- ^ Jump up to: а б с д Магазинер, Дэниел (2009). « Черный человек, ты сам по себе!»: Создание расового сознания в южноафриканской мысли, 1968–1972 гг . Международный журнал африканских исторических исследований . 42 (2): 221–240. ISSN 0361-7882 . JSTOR 40282386 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Бадат, Салим (2016). «SASO и черное сознание и переход к политике Конгресса» . В Хеффернане, Энн; Нифтагодиен, Нур (ред.). Студенты должны подняться: борьба молодежи в Южной Африке до и после Соуэто '76 . Издательство Университета Витса. ISBN 9781868149193 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Браун, Джулиан (2012). «Эксперимент конфронтации: митинги сторонников Фрелимо 1974 года» . Журнал южноафриканских исследований . 38 (1): 55–71. дои : 10.1080/03057070.2012.644978 . ISSN 0305-7070 . JSTOR 23267002 . S2CID 145698378 .
- ^ Ситхол, Джабулани; Ндлову, Сифизо (2006). «Возрождение рабочего движения, 1970–1980» (PDF) . Дорога к демократии в Южной Африке (PDF) . Том. 2. Южноафриканский фонд демократического образования. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2021 года . Проверено 13 марта 2021 г.
- ^ «Манифест политики SASO» . Уитса Исторические документы . 09.07.1971 . Проверено 23 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Ашике, Тойво (3 июля 2018 г.). « « Упущенные возможности »: развивающиеся отношения Африканского национального конгресса Южной Африки (ANC-SA) с Движением черного сознания (BCM) в изгнании, 1970–1979» . Южноафриканский исторический журнал . 70 (3): 519–541. дои : 10.1080/02582473.2018.1483962 . ISSN 0258-2473 . S2CID 150323926 .
- ^ Jump up to: а б с д и Браун, Джулиан (2010). «Неохотное принятие SASO публичных форм протеста, 1968–1972» . Южноафриканский исторический журнал . 62 (4): 716–734. дои : 10.1080/02582473.2010.519940 . ISSN 0258-2473 . S2CID 144826918 .
- ↑ Мбеле, Вели (25 июля 2012 г.). «Вспоминая Ингелоси Йомхлабу» . Новости Памбазуки .
- ^ «Южноафриканская студенческая организация (SASO)» . История Южной Африки в Интернете . 30 марта 2011 года . Проверено 9 мая 2016 г.
- ^ «Съезд чернокожих народов – национальное лидерство» . История Южной Африки в Интернете . Проверено 5 декабря 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бадат, Салим (2002). Политика чернокожих студентов: высшее образование и апартеид от SASO до SANSCO, 1968–1990 гг . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-93248-6 .
- Бадат, Салим (2009). Черный человек, ты сам по себе . Фонд Стива Бико. ISBN 978-1-920222-39-0 .
- Халиси, CRD (2000). Черная политическая мысль в становлении южноафриканской демократии . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-33589-2 .
- Карис, Томас Г.; Герхарт, Гейл М. (1997). От протеста к вызову: документальная история африканской политики в Южной Африке, 1882–1990 гг . Том. 5: Надир и возрождение, 1964–1979. Издательство Университета Индианы. ISBN 0-8179-1891-4 . ОСЛК 329131 .