Африканерский национализм
Африканерский национализм ( африкаанс : Afrikanernasionalisme ) — националистическая политическая идеология, созданная африканерами , проживающими на юге Африки в викторианскую эпоху . Идеология была разработана в ответ на важные события в истории африканеров, такие как Великий поход , Первая и Вторая англо-бурские войны и возникшие в результате антибританские настроения и антикоммунизм , которые развились среди африканеров и противодействие вступлению Южной Африки в Первую мировую войну. . [1]
По словам историка Т. Данбара Муди, африканерский национализм можно охарактеризовать как гражданскую религию , основанную на истории африканерского народа , защите языка африкаанс , республиканизме и африканерском кальвинизме . Основными сторонниками этой идеологии были Бродербонд тайное общество и Национальная партия , правившие страной с 1948 по 1994 год. [ нужна ссылка ] Другими африканерскими националистическими организациями были Федерация культурных организаций африкаанс ( африкаанс : Federasie van Afrikaans Kultuurvereniginge , FAK), Институт христианского национального образования и Ассоциация защиты белых рабочих. [2]
Формулирование идеологии
[ редактировать ]Одним из первых поборников африканерского национализма был рукоположенный священник Стефанус Якобус дю Туа (1847–1911) Голландской реформатской церкви , который стал одним из основателей (1881 г.) « Африканер Бонд» , а также издателем Die Afrikaanse. Патриот Газета [1] (основан в 1876 г.). В своих трудах Дю Туа выдвинул идею о том, что африканеры представляют собой отдельную национальность с родиной ( Южная Африка ) и собственным языком ( африкаанс ) и что судьба народа [3] должен был править Южной Африкой. [4]
Голландская реформатская церковь
[ редактировать ]Религия, особенно африканерский кальвинизм , сыграла важную роль в развитии африканерского национализма и, следовательно, в идеологии апартеида. Голландские реформатские церкви Южной Африки на протяжении всего XVIII века вели постоянную борьбу против модернизма и современности . Они соответствовали консервативным взглядам Авраама Кайпера (1837–1920), который подчеркивал власть Бога над отдельными сферами творения. Такие сферы (например, исторические нации) необходимо было сохранять и защищать от либерализма и революционных идеологий. [5] Кайпер также отвергал Просвещение с его упором на человеческую рациональность и индивидуальность и считал, что оно привело к идеалам равенства, братства и свободы Французской революции . По его мнению, все эти идеи бросали вызов авторитету Бога. [6] Африканерские богословы работали на этом фундаменте и определили ряд политических, экономических и культурных сфер, имевших свою отдельную, независимую судьбу. [5] История африканеров также была переосмыслена через христианско-националистическую идеологию. Пауль Крюгер , президент Трансвааля с 1883 по 1902 год и один из основателей Gereformeerde Kerke van Zuid-Afrika , или «Церкви Доппера», говорил о «священной истории» народа как избранного народа, где Великий поход произошел 1830-е годы рассматривались как исход из-под британского правления в Кейптауне в Землю Обетованную бурских республик . [7]
Светский африканерский национализм
[ редактировать ]В 1930-х и 1940-х годах многие интеллектуалы участвовали в теоретической формулировке африканерского национализма. Николаас Йоханнес Дидерихс Южной Африки , который позже (1975-1978) стал президентом , сформулировал африканерскую националистическую идеологию в своей книге 1936 года «Национализм как мировоззрение и его связь с интернационализмом» через теологию Кайпера. По мнению Дидерихса, Бог создал нации, и эти нации имели установленное Богом право существовать как отдельные образования. Таким образом, африканеры могли бы отказаться от «созданной британцами» Южной Африки, в которой они могли бы сосуществовать с другими этническими группами в качестве меньшинства. [2] Джеффри Кронже развил эти идеи дальше и утверждал, что, пока африканеры существуют как меньшинство в расово и культурно отличной среде, они не могут позволить черному большинству развиваться экономически или политически, поскольку это приведет к доминированию чернокожих. Он признал это несправедливым и нехристианским и в качестве решения предложил полную сегрегацию, то есть апартеид , между черными и белыми. [2]
Африканерская националистическая интеллигенция вместе с Национальной партией и Бродербондом в конечном итоге сформулировала радикальную националистическую политику, которая отвергала британскую гегемонию в экономике и политике, а также этнические менгельмоэс («беспорядок»), вызванные перевозкой чернокожих рабочих-мигрантов по стране. . В качестве решения они предложили радикальное изменение порядка демографической карты Южной Африки с доминирующей африканской республикой, не подверженной влиянию британского империализма. Однако из-за противодействия городского среднего класса они не предлагали вернуться к консервативному, досовременному бурскому скотоводству . [2]
Африканерский национализм и раса
[ редактировать ]Первоначально в XIX веке позиция Голландской реформатской церкви по националистическому вопросу была скорее прагматической, чем идеологической, и, например, в Южной Африке церковь рассматривала сегрегацию как гармоничный способ управления гетерогенным сообществом. Экономическая депрессия в Южной Африке между 1905 и 1909 годами изменила это отношение, когда появилась новая группа «белых бедняков», в основном африканеры. [5] К 1939 году расовая сегрегация стала церковной догмой:
- «Политика сегрегации, которую отстаивают африканеры и его церковь, является священным призванием Церкви заботиться о тысячах белых бедняков в городах, которые ведут безнадежную битву в современном экономическом мире... Кроме того, применение сегрегации будет привести к созданию отдельных здоровых городов для небелых, где они смогут развиваться по своим собственным направлениям, создавать свои собственные институты, а затем управлять собой под опекой белых». [6]
Таким образом, африканерское государство как христианская цивилизация имело предполагаемое божественное право оставаться отдельным и управлять окружающими «языческими» народами. [7] [8]
Африканерский национализм и национал-социализм
[ редактировать ]Африканерский национализм и нацизм имели общие корни в религиозно-национализме и пангерманизме , и поэтому расистские элементы обоих движений могли ассимилироваться. [9] Например, критика африканерами капиталистической системы в межвоенный период часто была антисемитской . [10] [11] Многие африканеры-националисты также считали сильное правительство по образцу нацистской Германии необходимым для защиты нации ( volk ) . Незадолго до и во время Второй мировой войны (1939–1945) эти настроения привели к появлению ряда пронацистских африканерских националистических организаций, таких как Ossewabrandwag (основана в феврале 1939 года) и ее военизированное крыло Stormjaers . [12] [13] [14] После ухода в отставку из-за своего непреклонного противодействия войне против нацистской Германии бывший премьер-министр Дж. Б. М. Герцог опубликовал заявление, в котором он открыто и недвусмысленно восхвалял нацизм. Он сказал, что Южная Африка должна стать фашистской диктатурой. [15]
Африканерская националистическая политика
[ редактировать ]в Южно-Африканского Союза Вступление Первую мировую войну на стороне союзников , автоматически предпринятое как продолжение вступления Великобритании в войну , вызвало негодование африканеров-националистов из-за недавних воспоминаний о южноафриканской войне . После подавления восстания Марица против правительства Дж . Б. М. Герцог основал Национальную партию как африканерскую националистическую партию. [17] Герцог возглавлял Национальную партию на выборах 1915 и 1920 годов под лозунгом «Южная Африка прежде всего», чтобы создать Южную Африку, независимую от британского влияния. [18] На выборах 1924 года он победил Южноафриканскую партию во главе с Яном Смэтсом после того, как Смэтс применил силу, чтобы положить конец восстанию белых шахтеров Рэнда в 1922 году, и оставался у власти в течение 15 лет в коалиционном правительстве с Лейбористской партией . Во время своего правления он неуклонно пропагандировал африканерский национализм, одновременно углубляя расовую сегрегацию в стране. [19]
Братство
[ редактировать ]В 1930-х годах группа членов Бродербонда сформировала африканерскую националистическую идеологию, пытаясь создать общую « христианско-республиканскую » идентичность для белых, говорящих на африкаанс южноафриканцах, а также внедряя идею Volkskapitalisme (народного капитализма), который пытался взять под контроль якобы «британский» или «еврейский» капитализм и адаптировать его к африканерской культуре. [20] Volkskapitalisme стремился улучшить экономические условия африканеров, которые в целом в то время были менее обеспечены, чем англоговорящие белые в Южной Африке. На практике программа заключалась в использовании африканерских инвестиций как в новые, так и в существующие африканерские предприятия. Хотя народному капитализму удалось превратить некоторые африканеры, такие как Санлам и Сантам (для предоставления африканерам финансовой помощи), в корпоративных гигантов, которые по-прежнему играют центральную роль в экономике Южной Африки , в конечном итоге экономические выгоды для большинства бедных африканеров были незначительными. [20]
Несмотря на усилия активистов Бродербонда по «африканизации» Южной Африки, принятие этой новой христианской республиканской идентичности было медленным и без энтузиазма. Согласно исследованиям выборов, большинство целевой группы (белые, говорящие на африкаанс южноафриканцы) не голосовали за Национальную партию до начала 1960-х годов. [20]
Популярные СМИ
[ редактировать ]В 1930-х и 1940-х годах африканерские националисты использовали популярные средства массовой информации для распространения национализма с помощью карт и повествований о героическом прошлом африканеров, моральных целях и месте среди других наций. Эти идеи распространялись через новые появившиеся африканерские печатные средства массовой информации, такие как христианско-националистический журнал Koers (Направление) и более популярные журналы, такие как Inspan и Huisgenoot, а также книги, издаваемые издательством Burger Boekhandel и газетами Die Burger , Transvaler и Фольксблад . [2] Использование африкаанс вместо голландского активно пропагандировалось на протяжении 1920-х годов, особенно в школах для белых. [21] Библия была переведена на африкаанс Ж. Д. дю Туа , Э. Э. ван Ройеном, Дж. Д. Кестеллом, Х. К. М. Фури и Б. Б. Китом в 1933 году. [22] [23]
Прийти к власти
[ редактировать ]Оппозиция Южной Африки участию страны в обеих войнах против имперской и нацистской Германии непосредственно привела к приходу Национальной партии к власти на выборах 1948 года, введению апартеида и, наконец, кульминацией которой стала мобилизация африканеров в 1961 году; когда Южная Африка проголосовала за выход из Британского Содружества и превращение в республику . [18] Правительство Национальной партии реализовало наряду с апартеидом программу законодательного пуританства . Порнография , азартные игры и все другие подобные пороки были запрещены, поскольку все они считались противоречащими «африканерскому образу жизни». [13] В соответствии с африканерским кальвинизмом прелюбодеяние и попытка прелюбодеяния также были признаны уголовными преступлениями в соответствии с Законом о поправках к безнравственности, Закон № 23 от 1957 года. [24]
Возникающие конфликты
[ редактировать ]В 1960-е годы среди африканерского электората возник раскол по вопросу о том, как сохранить особую идентичность в многоэтническом обществе: одна фракция настаивала на сохранении национальной идентичности посредством строгой изоляции, в то время как другие считали, что такие барьеры необходимо ослабить. Свидетельство этого проявилось на выборах 1970 года, когда радикальная группа, отколовшаяся от Национальной партии, Herstigte Nasionale Party , получила 3,59% голосов по сравнению с 54,86% голосов Национальной партии. В 1980-е годы этот разрыв еще больше расширился, отчасти из-за международного давления на апартеид. [18]
Одной из известных африканерских националистических организаций была Afrikaner Weerstandsbeweging (AWB), политическая и бывшая военизированная группа . В 1988 году группу поддержали примерно 5–7 процентов белых южноафриканцев. [25] В конце 1980-х - начале 1990-х годов организацию охватили личные и воинственные скандалы, что привело к уменьшению ее поддержки. Однако эта организация так и не получила существенной поддержки африканеров, и эта существенная поддержка сохранялась за Национальной партией до ее роспуска.
В 1990-х годах Национальная партия признала провал своего этнического проекта и под руководством Ф. В. Де Клерка разрушила политическую систему, созданную в 1948 году. После апартеида африканерский национализм потерял большую часть своей поддержки. [20]
После апартеида
[ редактировать ]Самым известным примером африканерского национализма после 1994 года является африканерский город Орания в Северной Капской провинции Южной Африки . Город был основан в 1991 году с явной целью сохранения африканерской культуры, языка и религии. [27] Только африканерам разрешено оставаться, жить и работать в Орании. [28]
Хотя африканерский национализм практически исчез из публичной огласки, он сохраняется благодаря таким политическим инициативам, как Киберреспублика бурской нации , [ нужна ссылка ] которое утверждает, что является «единственным белым коренным племенем в Южной Африке» и пыталось обратиться в Рабочую группу ООН по коренным народам с просьбой защитить культурные , языковые и религиозные права людей во всем мире. [29] В 1996 и 2005 годах африканерские националисты подали в ООН петиции с требованием статуса коренных народов. Претензии были отклонены на том основании, что африканеры не подвергались маргинализации или дискриминации и не соответствовали критериям принадлежности к коренным народам. [30]
Кроме того, некоторые маргинальные правые политические партии, такие как партия Herstigte Nasionale, по-прежнему заявляют, что их целью является «бесстыдная пропаганда африканерского национализма». [31]
Национальный фронт (Южная Африка) ; политическая партия в Южной Африке также возникла в годы после апартеида, продвигая африканерский национализм. Партия связана со South Africa Today СМИ , которое сообщает о нападениях на фермы в Южной Африке и других проблемах, затрагивающих белых южноафриканцев.
Традицию христианско-национального образования продолжает Движение за христианско-национальное образование ( африкаанс : Beweging vir Christelik-Volkseie Onderwys ), которое знакомит молодежь с буро-африканерским народом в африканерской кальвинистской традиции, бурской культурой и историей, а также на языке африкаанс. [32]
Afrikaner Weerstandsbeweging в основном бездействовала в Южной Африке после падения апартеида, хотя в 2008 году организация была возобновлена и активно ищет африканерское сепаратистское государство в Южной Африке. [33] 3 апреля 2010 года на своей ферме был убит Юджин Терре'Бланш , лидер AWB. [34]
Suidlanders африканерская группа , — выступающая за выживание .
Африканерские националистические партии
[ редактировать ]- Фронт свободы Плюс (1994 – настоящее время)
- Национальная консервативная партия Южной Африки (2016 – настоящее время)
- Африканерская партия самоопределения (2020 – настоящее время)
Бывшие африканерские националистические партии
[ редактировать ]- Африканерская партия (1941–1951)
- Восстановленная Национальная партия (1969–1989). Все еще действует как группа давления.
- Консервативная партия (Южная Африка) (1982–2004)
- Национальный фронт (2013–2020)
См. также
[ редактировать ]- Этнический национализм
- Федерация африканских культурных ассоциаций
- Орания
- Южноафриканская лига первой помощи
- национальное государство
- Воортреккерс (молодежная организация)
- Белый национализм
- Белые южноафриканцы
- Законы апартеида
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Африканерский национализм – MSN Encarta» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2009 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лоу, П. Эрик (2004). Взлет, падение и наследие апартеида . Издательская группа Гринвуд. стр. 27–55. ISBN 0-275-98311-0 .
- ^ Словарное определение слова в Викисловаре
- ^ «SJ Du Toit – MSN Encarta» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2009 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк, Десмонд Дж.; Джей Ди Фейдж; Роланд Энтони Оливер; А. Д. Робертс (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. стр. 564–565. ISBN 0-521-22505-1 .
- ^ Перейти обратно: а б «История Уоллеса Г. Миллса. 322 14a Религия и африканерский национализм» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года.
- ^ Перейти обратно: а б Прозески, Мартин; Джон Де Гручи (1995). Живые верования в Южной Африке . Издательство C. Hurst & Co. стр. 89 . ISBN 1-85065-244-9 .
- ^ Дубоу, Сол (1992). «Африканерский национализм, апартеид и концептуализация расы» . Журнал африканской истории . 33 (2): 209–237. дои : 10.1017/S0021853700032217 . S2CID 145543548 .
- ^ Шольц, Ханс-Юрген (15 января 2014 г.). «Кембриджская история Юга, Кембриджская история Южной Африки. Том 1: С ранних времен до 1885 года. Под ред. Кэролайн Гамильтон, Бернарда Мбенги, Роберта Росс. Том 2: 1885–1994. Под ред. Роберта Росс, Энн Келк Мэгер, Билл Нассон Кембридж, издательство Кембриджского университета, 2010, 2011». Historische Zeitschrift . 299 (2): 412–415. дои : 10.1515/hzhz-2014-0434 . ISSN 2196-680X .
- ^ Например: Маркс, Кристоф (2009). Oxwagon Sentinel: радикальный африканерский национализм и история Ossewabrandwag . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 254–255.
После 1936 года НП развила все более явные антисемитские тенденции и в том же году приняла участие в антисемитской кампании, связанной с прибытием корабля беженцев «Штутгарт» в гавань Кейптауна. Профессора Стелленбоша Шуман и Фервурд, оба изучали проблему «белых бедняков», взяли на себя инициативу антисемитских агитаторов.
- ^ Бантинг, Брайан Перси (1964). Возвышение Южно-Африканского Рейха . Африканская библиотека пингвинов (2-е изд.). Хармондсворт: Penguin Books (опубликовано в 1969 г.). ISBN 9780140410129 .
- ^ Диккенс, Питер (9 сентября 2023 г.). «Нацификация правых африканеров» . Наблюдательный пост . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «История Уоллеса Г. Миллса. 322 14b Поздний африканерский национализм» . Архивировано из оригинала 10 октября 2008 года.
- ^ Диккенс, Питер (16 июля 2017 г.). « Майн кампф показывает путь к величию Южной Африки» – Ossewabrandwag» . Наблюдательный пост . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ Ферлонг, Патрик Дж. (1988). «Пронацистская подрывная деятельность в Южной Африке» . Уфахаму: Журнал африканских исследований . 16 (1). дои : 10.5070/F7161016956 . ISSN 0041-5715 .
- ^ Памятник Воортреккеру. Архивировано 1 января 2009 г. в Wayback Machine , http://www.voortrekkermon.org.
- ^ Кларк, Нэнси Л. (2016). Южная Африка: взлет и падение апартеида . Уильям Х. Вогер (Третье изд.). Абингдон, Оксон. ISBN 978-1-138-12444-8 . OCLC 883649263 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Исследовательский совет гуманитарных наук; Удеш Пиллэй (2002). Общественные отношения в современной Южной Африке: выводы исследования HSRC . ХСРЦ Пресс. стр. 49–50. ISBN 0-7969-1994-1 .
- ^ Моррис, Майкл; Джон Линнегар (2004). Каждый шаг на пути: путь к свободе в Южной Африке . ХСРЦ Пресс. п. 152. ИСБН 0-7969-2061-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д О'Мира, Дэн (1–2 апреля 1997 г.). «ДУМАТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИ?» . Документ, представленный на учредительной конференции Мемориального фонда Гарольда Вольпе . Архивировано из оригинала 10 октября 2008 года . Проверено 1 октября 2008 г. : «...в ответ на «обнищание и доминирование» африканеров со стороны того, что толкователи по-разному называли «британской» или «еврейской» «капиталистической системой», volkskapitalisme явно намеревался «мобилизовать народ для захвата контроля над этой иностранной [капиталистическую] систему и адаптировать ее к нашему национальному характеру». Это сводилось к согласованной программе по мобилизации народных сбережений для финансирования существующих и новых африканерских предприятий».
- ^ «Происхождение и история языка африкаанс» . Архивировано из оригинала 3 июля 2006 года . Проверено 3 октября 2008 г.
- ^ Богаардс, Атти Х. «Библейские исследования» (на языке африкаанс). Архивировано из оригинала 10 октября 2008 года . Проверено 23 сентября 2008 г.
- ^ «Библии на языке африкаанс исполняется 75 лет» (на языке африкаанс). Библейское общество Южной Африки. 25 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 9 июня 2008 г.
- ^ Анонимно (4 апреля 2011 г.). «Хронология общей истории Южной Африки: 1950-е годы» .
- ^ Баттерсби, Джон Д. (22 февраля 1988 г.). «Митинг правых в Претории (PTA), призывающий к созданию белого государства» . Нью-Йорк Таймс .
- ↑ Южноафриканское бюро геральдики (1995) Флаг Африканер-Народного фронта , получено 28 июня 2006 г.
- ^ https://web.archive.org/web/20100428131335/http://www.timeslive.co.za/sundaytimes/article418616.ece/All-white--and-a-bit-green--in-the -дальняя страна
- ^ https://www.dailymaverick.co.za/article/2013-05-16-orania-the-place-where-time-stood-still/
- ^ Чидестер, Дэвид; Филипп Декстер ; Уилмот Годфри Джеймс (2004). Что нас держит вместе: социальная сплоченность в Южной Африке . ХСРЦ Пресс. стр. 305–306. ISBN 0-7969-2030-3 .
- ^ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ КОРЕННЫХ НАРОДОВ: АФРИКА К ЮГУ САХАРЫ» (PDF) . USAID.gov . Страница 3. Октябрь 2021 г.
В 1996 г. и снова в 2005 г. группа африканерских националистов подавала в ООН петиции с требованием статуса коренного населения.5 Претензии были отклонены на том основании, что группа не подвергалась маргинализации, дискриминации и не отвечала требованиям критерии, «изложенные в международно-правовых стандартах и дискуссиях в настоящее время».
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Бассон Дж.: Африканер - рупор националистических африканеров , Strydpress Ltd, "Пустой" . Архивировано из оригинала 10 июня 2007 года . Проверено 1 октября 2008 г.
- ^ «ЦВО Сколе» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2006 года . Проверено 14 июля 2007 г.
- ^ Беван, Стивен (1 июня 2008 г.). «Лидер AWB Терре'Бланш снова сплачивает буров» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 4 июня 2008 года . Проверено 23 апреля 2010 г.
- ↑ Сторонник превосходства белой расы Юджин Терре'Бланш зарублен до смерти после ссоры с сельскохозяйственными рабочими The Guardian . 4 апреля 2010 г.