фараонизм
Фараонизм был идеологией , которая приобрела известность в Египте в 1920-х и 1930-х годах. Версия египетского национализма , она доказывала существование египетской национальной преемственности от древних времен до современности, подчеркивая роль Древнего Египта и включая антиколониальные настроения. [1] Самым известным защитником фараонизма был Таха Хусейн . Движение в значительной степени исчезло к 1940-м годам, не найдя отклика у большинства египтян, и было вытеснено панарабизмом и исламизмом .
Однако с 2020 года популярное и спонсируемое государством возрождение идеологии, получившей название « неофараонизм» , [2] [3] происходит в Египте.
Египетская идентичность
[ редактировать ]Египетская идентичность со времен железного века. Египетская империя развивалась в течение самого длительного периода под влиянием местной египетской культуры, религии и идентичности (см. Древний Египет ). Впоследствии египтяне попали под влияние нескольких иностранных правителей, в том числе персов, греко-македонцев, римлян и арабских халифатов. При этих иностранных правителях египтяне приняли три новые религии: христианство , иудаизм и ислам , а также создали новый язык — египетский арабский . К IV веку большинство египтян обратились в христианство, а в 535 году римский император Юстиниан приказал закрыть храм Исиды в Филах, что ознаменовало формальный конец древней религии Египта. [4]
В средние века памятники древнеегипетской цивилизации иногда уничтожались как пережитки времен джахилии («варварского невежества»). [5] Большая часть разрушений руин произошла в 13 и 14 веках, во времена наводнений, голода и эпидемий в Египте, что заставило некоторых людей поверить в то, что Аллах наказывал египтян за продолжающееся существование этих реликвий времен джахилии. . [5] Наиболее заметными актами разрушения в средние века были снос статуи богини Исиды в 1311 году в Фустате и разрушение храма в Мемфисе в 1350 году, вызвавшие большое облегчение, когда был обнаружен «сглаз» ( глаз Гора ) на стенах храма не стал причиной гибели тех, кто разрушил храм, как опасались. [5]
Коран история выделил фараона, которого изложена в Книге Исход, как особо злобного тирана, противостоящего Аллаху, и вообще фараоны изображаются в исламской традиции как развратные деспоты, упивающиеся джахилией . [5] Несколько мусульманских лидеров, таких как халиф Язид III, приказали разрушить все памятники фараонам. [5] Тем не менее, существует немало свидетельств народной гордости местных жителей за такие памятники, как пирамиды Гизы и Сфинкс , настолько, что эти памятники никогда не были разрушены из-за страха вызвать беспорядки. [5] Памятники Египта фараонов обычно считались обладающими магической силой и рассматривались как объекты уважения простых египтян, несмотря на то, что Коран проклинает Древний Египет как особенно предосудительный период джахилии . [6] Еще в 1378 году сообщалось, что номинально мусульманские крестьяне по ночам сжигали благовония перед Сфинксом, произнося молитвы, которые, как говорили, давали Сфинксу возможность говорить, что побудило суфийского святого человека напасть на Сфинкса. [5] Местные легенды утверждали, что нападение на Сфинкса привело к мощной песчаной буре в Гизе, которая закончилась только линчеванием святого. [5]
В Египте значительную роль в их сохранении сыграла вера в магическую силу пирамид и древних руин. Некоторые даже предупреждали об ужасных последствиях их уничтожения, что привело к выводу, что оставить их нетронутыми — лучший вариант. Эти убеждения демонстрировали чувство гордости и почтения к древнему прошлому Египта. Кроме того, в средние века египтяне создали историю, связывающую фараона, упомянутого в религиозных текстах, с Ираном, стремясь спасти гордость, несмотря на осуждение в Коране. Чтобы сохранить руины, они часто приписывали их исламским деятелям, делая их квазиисламскими объектами, защищенными от разрушения. [6]
Поскольку знание иероглифов было утеряно с VI века до 1822 года, когда Жан-Франсуа Шампольон расшифровал Розеттский камень, память о древнем Египте была памятью о впечатляющей цивилизации, которая построила различные памятники, точный смысл которых был давно утерян, ограничивая степень народной идентификации с ним. [4] Мохаммед Али Великий , албанский торговец табаком, ставший османским вали (правителем) Египта и правивший страной железной рукой с 1805 года до своей смерти в 1849 году, не интересовался руинами древнего Египта, кроме как источником подарков для иностранные лидеры. [7] Точно так же Мохаммед Али снисходительно относился к европейцам, забиравшим с собой древние египетские реликвии, допуская многочисленные разграбления различных объектов, например, итальянца Джованни Баттисты Бельзони, в то время как дипломатическая должность в Каире пользовалась большим спросом из-за возможностей для грабежей. [8] Один из чиновников Мохаммеда Али, Рифаа ат-Тахтави , убедил его в 1836 году приступить к сохранению наследия Египта, прекратив разграбление объектов в Египте и создать музей для демонстрации сокровищ Египта вместо того, чтобы позволить им вывозиться в Европу. [9] Позже в 1868 году Тахтави опубликовал историю древнего Египта, в которой были использованы открытия археологов и расшифровка иероглифов, что ознаменовало первый случай, когда наследие древнего Египта использовалось как символ национальной гордости в современном Египте. [9]
Национализм
[ редактировать ]Вопросы идентичности вышли на первый план в 20 веке, когда египтяне стремились положить конец британской оккупации Египта, что привело к росту этнотерриториального светского египетского национализма (также известного как «фараонизм»). По мнению современного историка и профессора Университета Колорадо Джеймса П. Янковски, фараонизм стал доминирующим способом выражения египетских антиколониальных активистов в до- и межвоенный периоды;
«Что наиболее важно [в Египте в этот период], так это отсутствие арабского компонента в раннем египетском национализме. Направление политического, экономического и культурного развития Египта на протяжении девятнадцатого века работало против, а не на «арабов». ориентация... Эта ситуация – ситуация расхождения политических траекторий египтян и арабов – во всяком случае, усилилась после 1900 года». [10]
Фараонизм прославлял Египет как отдельную географическую и политическую единицу, истоки которой восходят к объединению Верхнего и Нижнего Египта примерно в 3100 г. до н. э. и представляли Египет как более тесно связанный с Европой, а не с Ближним Востоком. [11] Акцент на древнеегипетском прошлом использовался как символ египетской самобытности, который использовался для принижения арабской и исламской идентичности и был призван заклеймить Египет как европейскую, а не ближневосточную страну. [11] Фараонизм впервые появился в начале 20 века в трудах Мустафы Камиля-паши , назвавшего Египет первым государством в мире, и Ахмеда Лютфи эль-Сайеда , написавшего о «фараонском ядре», сохранившемся в современном Египте. [11]
В 1931 году после визита в Египет сирийский арабский националист Сати аль-Хусри заметил:
«[египтяне] не обладали арабскими националистическими настроениями; не признавали, что Египет является частью арабских земель, и не признавали, что египетский народ был частью арабской нации».
[12] Поздние 1930-е годы стали периодом становления арабского национализма в Египте, во многом благодаря усилиям сирийских/палестинских/ливанских интеллектуалов. [13] Тем не менее, спустя год после создания в 1945 году Лиги арабских государств со штаб-квартирой в Каире, Оксфордского университета историк Х.С. Дейтон все еще писал:
Египтяне не арабы, и и они, и арабы знают об этом факте. Они говорят по-арабски и являются мусульманами — действительно, религия играет в их жизни большую роль, чем у любого из сирийцев. Но египтянин в течение первых тридцати лет [двадцатого] века не осознавал какой-либо особой связи с арабским Востоком... Египет видит в арабском деле достойный объект реального и активного сочувствия и в то же время , прекрасная и подходящая возможность для осуществления лидерства, а также для наслаждения его плодами. Но она по-прежнему в первую очередь египтянка и только как следствие арабка, и ее основные интересы по-прежнему внутри страны. [14]
Одним из самых выдающихся египетских националистов и критиков панарабизма был самый известный египетский писатель 20-го века Таха Хусейн. Он неоднократно выражал свое несогласие с арабским единством и свою веру в египетский национализм. В одной из своих самых известных статей, написанных в 1933 году в журнале «Каукаб эль-Шарк» , он написал:
Фараонизм глубоко укоренен в духе египтян. Так и останется, и оно должно продолжаться и становиться сильнее. Египтянин был фараоном, прежде чем стать арабом. Нельзя просить Египет отказаться от своего фараонизма, потому что это означало бы: Египет, уничтожь своего Сфинкса и свои пирамиды, забудь, кто ты такой, и следуй за нами! Не требуйте от Египта большего, чем он может предложить. Египет никогда не станет частью какого-либо арабского единства, независимо от того, будет ли столицей [этого единства] Каир, Дамаск или Багдад. [15]
Утверждалось, что до 1940-х годов Египет больше поддерживал территориальный египетский национализм и был далек от панарабской идеологии . Египтяне, как правило, не идентифицировали себя как арабы, и показательно, что когда лидер египетских националистов Саад Заглул встретился с арабскими делегатами в Версале в 1918 году, он настаивал на том, что их борьба за государственность не связана между собой, заявляя, что проблема Египта является египетской проблемой. проблема и не арабская. [16]
В феврале 1924 года Заглул, ныне премьер-министр Египта, приказал конфисковать все сокровища, найденные в гробнице короля Тутанхамона, у британской археологической группы под руководством Говарда Картера на том основании, что сокровища принадлежали Египту, и чтобы Картер не смог вывезти их в Египет. Британия, как он хотел. [17] Заглул оправдал арест тем, что «правительство обязано защищать права и достоинство нации». [17] 6 марта 1924 года Заглул официально открыл гробницу короля Тутанхамона египетской публике в ходе тщательно продуманной церемонии, проведенной ночью при освещенном прожекторами небе, которая, как сообщается, собрала самую большую толпу, когда-либо виденную в Луксоре. [17] Открытие гробницы Тутанхамона превратилось в националистическую демонстрацию, когда прибыл британский верховный комиссар фельдмаршал Алленби и был громко освистан толпой, которая начала требовать немедленной эвакуации британцев из Египта. [17] Давно умерший Тутанхамон был превращен партией Вафд в символ египетского национализма, поэтому планы Картера забрать сокровища из его гробницы вызвали такое сопротивление в Египте. [18] Однако дело о сокровищах Тутанхамона было всего лишь оппортунистическим шагом Заглула по утверждению независимости Египта, которая была получена только в феврале 1922 года, против Картера и его команды, которые считались высокомерными по отношению к египтянам. [19]
Ахмед Хусейн, основавший националистическое и фашистское Общество «Молодой Египет» в 1933 году, заявил, что он заинтересовался египетским национализмом после разведывательной поездки через Долину царей в 1928 году, которая вдохновила его на веру в то, что если Египет когда-то был великим, то он мог бы будь снова великим. [20] Общество «Молодой Египет» прославляло древнеегипетское прошлое, которое регулярно упоминалось на партийных митингах, и, ссылаясь на тюрко-черкесскую аристократию Египта, требовало, чтобы у Египта был «лидер действия, который имеет не турецкую или черкесскую кровь, а кровь фараонов». ". [20] Первоначально Общество молодого Египта имело очень специфическую интерпретацию египетского национализма, которая подчеркивала, что Египет был не просто еще одной мусульманской и/или арабской нацией, а, скорее, имел очень самобытную идентичность благодаря наследию Древнего Египта. [20] Общество «Молодой Египет», созданное по образцу фашистских движений Италии и Германии, призывало к выводу британских войск из Египта, союзу Египта и Судана, а также к созданию Египта под знаменем арабского национализма. простирается от Атлантического до Индийского океанов. [20] Воззвание Общества молодого Египта к славе Древнего Египта использовалось для объяснения того, почему египтяне должны были доминировать в предлагаемом панарабском государстве. [20] Однако Хусейн обнаружил, что фараонизм привлекал только египтян среднего класса, и ограничил привлекательность своей партии египетскими массами. [20] Начиная с 1940 года Общество «Молодой Египет» отказалось от фараонизма и стремилось заново изобрести себя как исламскую фундаменталистскую партию. [21]
«Фараонизм» был осужден Хасаном аль-Банной , основателем и верховным руководителем фундаменталистского движения «Братья-мусульмане» , как прославляющий период джахилии («варварского невежества»), который является исламским термином для обозначения доисламского прошлого. [21] В статье 1937 года Банна напал на фараонизм за прославление «языческих реакционных фараонов», таких как Эхнатон, Рамсес Великий и Тутанхамон, вместо Мухаммеда и его сподвижников, а также за стремление «уничтожить» мусульманскую идентичность Египта. [22] Банна настаивал на том, что Египет может быть только частью более широкой исламской уммы («сообщества») и что любые попытки отметить египетское отличие от остального исламского мира идут вразрез с волей Аллаха. [22]
Арабская идентичность
[ редактировать ]Однако Египет при короле Фаруке был одним из основателей Лиги арабских государств в 1945 году и первым арабским государством, объявившим войну в поддержку палестинцев в палестинской войне 1948 года. Эти арабские националистические настроения возросли в геометрической прогрессии после египетской революции 1952 года . Главные лидеры революции Мухаммад Нагиб и Гамаль Абдель Насер были убежденными арабскими националистами, которые подчеркивали, что гордость за индивидуальную коренную идентичность Египта полностью соответствует гордости за всеобъемлющую арабскую культурную идентичность. Именно во время пребывания Нагиба на посту лидера Египет принял Флаг арабского освобождения, чтобы символизировать связи страны с остальным арабским миром.
На какое-то время Египет и Сирия образовали Объединенную Арабскую Республику . Когда союз был распущен, Египет продолжал называться ОАР до 1971 года, когда Египет принял нынешнее официальное название — Арабская Республика Египет. [23] Однако привязанность египтян к арабизму стала особенно подвергаться сомнению после Шестидневной войны 1967 года . Тысячи египтян погибли, и страна разочаровалась в панарабской политике. [24] Преемник Насера Анвар Аль Садат , как посредством государственной политики, так и своей мирной инициативы с Израилем , возродил неоспоримую египетскую ориентацию, недвусмысленно заявив, что только Египет и египтяне несут его ответственность. Термины «араб», «арабизм» и «арабское единство», за исключением нового официального названия, стали явно отсутствовать. [25] (См. также разделы «Либеральная эпоха» и «Республика» .) Садат занимался фараонизмом только для международного потребления, например, когда он организовал поездку мумии короля Рамзеса Великого в Париж для реставрационных работ в 1974 году; он настоял на том, чтобы французы предоставили почетный караул в аэропорту Шарля де Голля, чтобы дать салют из 21 орудия, как подобает главе государства, когда гроб с трупом короля Рамзеса коснулся французской земли. [26] Внутри страны фараонизм не поощрялся при Садате, который закрыл комнату мумий в Египетском музее за оскорбление чувств мусульман. прошлое. [26]
Хотя подавляющее большинство египтян сегодня продолжают идентифицировать себя как арабы в лингвистическом смысле, [27] растущее меньшинство отвергает это, [27] указывая на неудачи арабской и панарабской националистической политики и даже публично высказывая возражения против нынешнего официального названия страны.
В конце 2007 года ежедневная газета «эль-Масри эль-Йом» провела интервью на автобусной остановке в рабочем районе Имбабы, чтобы спросить граждан, что для них представляет арабский национализм ( эль-каумейя эль-арабейя ). Один молодой египетский мусульманин ответил: «Арабский национализм означает, что министр иностранных дел Египта в Иерусалиме унижается палестинцами, что арабские лидеры танцуют, услышав о смерти Садата, что египтяне унижаются в Восточной Аравии , и, конечно, арабские страны начинают воевать. Израиль до последнего египетского солдата». [28] Другой считал, что «арабские страны ненавидят египтян» и что единство с Израилем может быть даже более возможным, чем арабский национализм, поскольку он считает, что израильтяне, по крайней мере, будут уважать египтян. [28]
Некоторые современные видные египтяне, которые выступают против арабского национализма или идеи, что египтяне являются арабами, включают генерального секретаря Высшего совета древностей Захи Хавасса , [29] популярный писатель Усама Анвар Окаша , профессор Гарвардского университета египетского происхождения Лейла Ахмед , член парламента Сьюзи Грейсс, [30] помимо различных местных групп и интеллектуалов. [31] Это понимание выражается и в других контекстах, [32] [33] например, в романе Нила ДеРосы « Семя Иосифа» изображен египетский персонаж, «который заявляет, что египтяне не арабы и никогда ими не будут». [34]
Критики арабского национализма
[ редактировать ]Египетские критики арабского национализма утверждают, что он способствовал разрушению и/или принижению коренной египетской идентичности путем наложения только одного аспекта египетской культуры. Эти взгляды и источники коллективной идентификации в египетском государстве отражены словами лингвистического антрополога, проводившего полевые исследования в Каире:
Исторически египтяне считали себя отличными от «арабов», и даже в настоящее время они редко отождествляют себя с этим в случайном контексте; il-'arab [арабы] в использовании египтянами относится главным образом к жителям стран Персидского залива... Египет был одновременно лидером панарабизма и местом сильного негодования по отношению к этой идеологии. Египтян приходилось, зачастую насильственно, превращать в «арабов» [в эпоху Насера], потому что исторически они не идентифицировали себя как таковые. Египет сознательно был нацией не только до панарабизма, но и до того, как стал колонией Британской империи. Его территориальная непрерывность с древних времен, его уникальная история, выраженная в прошлом фараонов, а затем в коптском языке и культуре, уже на протяжении веков превратили Египет в нацию. Египтяне считали себя, свою историю, культуру и язык специфически египетскими, а не «арабскими». [35]
Копты
[ редактировать ]Многие коптские интеллектуалы придерживаются версии фараонизма, согласно которой коптская культура во многом произошла от дохристианской, древнеегипетской культуры. Это дает коптам право на глубокое наследие египетской истории и культуры. Однако некоторые западные ученые сегодня рассматривают фараонизм как позднее развитие, утверждая, что он был сформирован в первую очередь ориентализмом , и сомневаются в его обоснованности. [36] [37]
Проблемы фараонизма как интегрирующей идеологии
[ редактировать ]Канадский археолог Майкл Вуд утверждал, что одна из основных проблем фараонизма как интегрирующей идеологии для населения заключается в том, что он прославляет период времени, слишком отдаленный для большинства египтян и, более того, период, в котором отсутствуют видимые признаки преемственности для арабоязычных мусульман. большинства, таких как общий язык, культура или алфавит. [38] Вуд отметил, что распространенное мнение о том, что Древний Египет был «рабовладельческим государством», подвергалось сомнению археологами и историками, но этот популярный образ «рабовладельческого государства», сложившийся как в исламских, так и в западных странах, делает отождествление с этим периодом проблематичным. [38] История неназванного фараона, рассказанная в Книге Исхода, о безымянном фараоне, чья жестокость привела его к порабощению израильтян и чье высокомерие стало причиной его смерти, когда он неразумно попытался последовать за Моисеем через раздел Красного моря, привела к тому, что фараоны изображались на протяжении веков. как символ тирании. Когда 6 октября 1981 года во время военного парада в Каире был убит президент Садат, его убийцы-мусульмане-фундаменталисты кричали: «Мы убили фараона!» [39] На арабском языке глагол тафарана, означающий действовать тиранически, буквально переводится как «действовать по-фараонски». [40]
Вуд писал, что даже сохранившиеся руины Древнего Египта, состоящие в основном из «гробниц, дворцов и храмов, реликвий одержимого смертью аристократического языческого общества», похоже, подтверждают популярный образ «рабовладельческого государства». «более сложные модели египетской истории, разработанные в основном иностранными учеными, остаются игнорируемыми». [38] Руины Древнего Египта с их помпезным и грандиозным хвастовством величием царей-богов, построивших их, создают впечатление общества, рабски преданного служению царям, провозгласившим себя живыми богами. Вуд писал, что не уверен, так ли это было на самом деле, поскольку египтологи очень мало знают о чувствах и мыслях простых людей в Древнем Египте, но ясно, что древний Египет был «высокорасслоенным обществом», что затрудняет задачу. чтобы сегодняшние люди идентифицировали себя с обществом, ценности которого так сильно отличались от нынешних. [38]
Одна из основных причин, по которой фараонизм пришел в упадок, начиная с 1940-х годов, заключалась в том, что Коран так решительно осуждает Древний Египет, из-за чего египетским мусульманам становится очень трудно использовать символы Древнего Египта, не вызывая при этом обвинений в отказе от своей веры. [41] Вуд писал, что принципиальная разница между Египтом и Мексикой заключается в том, что мексиканцы могут включать и действительно включают в себя элементы мезоамериканских цивилизаций, таких как ольмеки, майя и мексики (ацтеки), которые рассматриваются как часть национальной преемственности, прерванной испанским завоеванием 1519–1521 гг. и возобновились с обретением независимости в 1821 г., тогда как египтяне не могут использовать символы фараонов, «не подвергаясь обвинениям в том, что такие символы были неисламскими или антиисламскими». [41] Вуд писал: «Ислам и Египет фараонов можно было примирить лишь с большим трудом; в конце концов они не могли не конкурировать... Египетским националистам, которые хотели искать вдохновение в своей древней истории, пришлось бы начинать с нуля и должны дистанцироваться от исламской идентичности, с которой фараонское прошлое не могло реально сосуществовать». [42]
Другая проблема заключалась в том, что почти все археологические работы по Древнему Египту в XIX и первой половине XX века проводились иностранными археологами, которые отговаривали египтян от изучения этого периода. [43] Западные археологи были склонны рассматривать изучение Древнего Египта как не имеющее ничего общего с современным Египтом; даже сам термин «египтология» относится к изучению доримского Египта, а не современного Египта. [44] В 19 веке были разработаны различные расовые теории, утверждавшие, что египтяне не были потомками древних египтян, или, альтернативно, история Древнего Египта представляла собой цикл обновления, вызванный завоеваниями захватчиков, превосходящих в расовом отношении, и упадка, вызванного смешанными браками. с расово неполноценным коренным населением. [45] Целью таких теорий было утверждение, что Запад был «истинными наследниками» древнего Египта, люди которого рассматривались как «почетные жители Запада», не имеющие никакого отношения к современным египтянам. [45] Результатом таких усилий стало убеждение многих египтян в том, что прошлое фараонов действительно не было частью их наследия. [46]
Более того, поскольку коптский язык произошел от древнеегипетского языка, начиная с XIX века ряд коптов отождествляли себя с фараонизмом, чтобы подчеркнуть, что они «более чистые» египтяне, чем мусульманское большинство. [47] В целях построения национальной идентичности идеология, которая может быть использована для того, чтобы отдать предпочтение меньшинству как более подлинному египтянину, чем большинство, представляет проблемы, и в целом усилия по созданию египетской национальной идентичности, охватывающей как мусульман, так и коптов, обратились к более поздние периоды прошлого. [47] Вуд писал, что для целей формирования национальной гордости «прошлое фараонов для египетского националиста было просто неправильным прошлым». [46]
Возрождение 2020-х годов
[ редактировать ]Возрождение фараонизма, получившее название «неофараонизм». [2] [3] было отмечено в сегодняшнем Египте, исходящее как от государства, так и от народа.
Правительство Египта под руководством президента Абдель Фаттаха ас-Сиси открыто приняло древнеегипетскую эстетику. В 2020 году был установлен 90-тонный обелиск с изображением фараона Рамзеса II на площади Тахрир . В течение 2021 года вокруг перевозки мумий и других артефактов в Большой Египетский музей организовывались различные экстравагантные парады . [48] Подобные зрелища, в том числе музыкальные представления на древнеегипетском языке , [3] последовал за открытием Аллеи Сфинксов позже в том же году. Первая леди Энтиссар Амер заявила, что гордится тем, что «принадлежит к древней цивилизации». [48] Критики охарактеризовали пропаганду неофараонизма правительством как имеющую оттенок «расового национализма». [49]
В 2023 году в Египте произошел массовый общественный гнев по поводу изображения Клеопатры чернокожей африканкой в документальном сериале Netflix « Африканские королевы» . Актриса, о которой идет речь, Адель Джеймс , получила волну оскорбительных комментариев от египтян в социальных сетях. Обратная реакция была представлена с помощью хэштега # مصر_للمصريين ( Египет для египтян). Молодые египтяне делились в Интернете фотографиями, на которых их собственные лица сопоставлены с лицами царей, цариц или обычных фигур из Древнего Египта, намереваясь показать физическое сходство между современными египтянами и их древними собратьями, утверждая национальную преемственность. [50] [51]
Правительство Египта также прокомментировало спор, а Министерство туризма и древностей заявило, что сериал представляет собой «фальсификацию египетской истории ». [52] Генеральный секретарь Высшего совета археологии через министерство туризма и древностей Египта опубликовал заявление по этому поводу, утверждая, что царица Клеопатра была «светлокожей и (имела) эллинские черты лица». [49]
Неофараонская тенденция была проанализирована как довольно уникальное движение для Египта, учитывая, что это спонсируемый государством «популистский дискурс политики идентичности». [53] который уходит от исламизма и панарабизма в сторону продвижения особой египетской идентичности. Любопытно, что пока не наблюдается широкой реакции исламистов на неофараонизм. [3]
См. также
[ редактировать ]- Ханаанство , аналогичное движение в Израиле.
- Египетская революция 1919 года.
- Этнические группы в Египте
- Этническая принадлежность
- Национальный миф
- финикийство
- Ассирийская преемственность
- Кеметизм
- Шуубия
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Литцельман, Харли (2014–15). «Фараонизм: деколонизация исторической идентичности» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б Андерсон, Кайл Дж. (23 ноября 2021 г.). «Грандиозный неофараонизм Египта и политика диктатора» . Новый араб . Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ибрагим, Далия (13 июня 2023 г.). «Неофараонизм, ультранационалисты Египта и скрытая рука государства» . Африканские аргументы . Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте , том. 35, 1997 г. с. 194
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте , том. 35, 1998 г. с. 187
- ^ Jump up to: а б Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте , том. 35, 1998 г. с. 187–188
- ^ Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте , том. 35, 1998 г. с. 189
- ^ Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте , том. 35, 1998 г. с. 189–190
- ^ Jump up to: а б Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте , том. 35, 1998 г. с. 180
- ^ Янковски, Джеймс . «Египет и ранний арабский национализм» Рашида Халиди , изд. Истоки арабского национализма . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета , 1990, стр. 244–245.
- ^ Jump up to: а б с Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте , том. 35, 1998 г. с. 181
- ^ Цитируется по Давиша 2003 , с. 99
- ^ Янковский, «Египет и ранний арабский национализм», стр. 246
- ^ Дейтон, HS «Арабский Ближний Восток и современный мир», International Relations, vol. XXII, нет. 4 (октябрь 1946 г.), с. 519.
- ↑ Таха Хусейн, «Квакаб эль-Шарк», 12 августа 1933 г.: Фараонизм укоренился в душах египтян, и он останется таким. Скорее, египтянин должен оставаться фараоном, прежде чем он станет арабом. и Египет не обязан отказываться от своего фараонизма, иначе это означало бы: уничтожь меня, о Египет, Сфинкса и пирамид, забудь себя и следуй за нами... Не проси у Египта больше, чем он может дать. Египет не вступит в арабское единство, независимо от того, будет ли его столица Каир, Дамаск или Багдад.
- ^ Макропулу, Ифигения. Панарабизм: что разрушило идеологию арабского национализма? Архивировано 2 октября 2018 г. в Wayback Machine . Греческий центр европейских исследований. 15 января 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте , том. 35, 1998 г. с. 183
- ^ Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте , том. 35, 1998 г. с. 182
- ^ Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте, том. 35, 1998 г. с. 193–194
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте , том. 35, 1998 г. с. 184
- ^ Jump up to: а б Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте , том. 35, 1998 г. с. 185
- ^ Jump up to: а б Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте , том. 35, 1998 г. с. 183
- ^ «1971 г. - принята новая конституция Египта, и страна переименована в Арабскую Республику Египет». Хронология Египта . BBC News, хронология: Египет
- ^ Давиша 2003 , с. 237
- ^ Давиша 2003 , стр. 264–265, 267.
- ^ Jump up to: а б Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте , том. 35, 1998 г. с. 186
- ^ Jump up to: а б «Египтянин и араб | Бахер Ибрагим» . Хранитель . 08.07.2010 . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Рагаб, Ахмед. Газета Эль-Масри эль-Йом. «Каково определение« арабского национализма »: вопрос на автобусной остановке в Имбабе». Архивировано 24 января 2008 г. в Wayback Machine . 21 мая 2007 г.
- ↑ В ответ на вопросы о Тутанхамоне в недавней лекции Хавасс заявил: «Египтяне — не арабы…» «Тутанхамон не был черным: начальник древностей Египта» . АФП . Архивировано из оригинала 13 февраля 2012 г. Проверено 27 сентября 2007 г.
- ^ Интеркультуралист в Каире . Журнал Интеркультуры. Январь 2007 года.
- ↑ Мы египтяне, а не арабы . Архивировано 22 июля 2009 г. в Wayback Machine . ArabNews.com. 06.11.2003.
- ^ Раздел египтян на сайте Arab.Net.
- ^ Еженедельник выпускников Принстона
- ^ Обзор Мишель Фрам Коэн . Атласфера. 17 января 2005 г.
- ^ Хаэри, Нилуфар . Священный язык, Обычные люди: дилеммы культуры и политики в Египте . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан . 2003, стр. 47, 136.
- ^ ван дер Влит, Жак (июнь 2009 г.). «Копты:« Современные сыновья фараонов »?». Церковная история и религиозная культура . 89 (1–3): 279–290. дои : 10.1163/187124109X407934 .
- ^ Рид, Дональд Малкольм (2003). Чьи фараоны?: Археология, музеи и египетская национальная идентичность от Наполеона до Первой мировой войны . Издательство Калифорнийского университета. п. 258 и далее. ISBN 9780520240698 .
- ^ Jump up to: а б с д Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте, том. 35, 1998 г. с. 194
- ^ Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте, том. 35, 1998 г. с. 186
- ^ Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте, том. 35, 1998 г. с. 187
- ^ Jump up to: а б Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте , том. 35, 1998 г. с. 188
- ^ Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте , том. 35, 1998 г. с. 188–189
- ^ Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте , том. 35, 1998 г. с. 189–190
- ^ Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте , том. 35, 1998 г. с. 190
- ^ Jump up to: а б Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте , том. 35, 1998 г. с. 191
- ^ Jump up to: а б Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте , том. 35, 1998 г. с. 193
- ^ Jump up to: а б Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме», Журнал Американского исследовательского центра в Египте, том. 35, 1998 г. с. 195
- ^ Jump up to: а б Андерсон, Кайл Дж. (23 ноября 2021 г.). «Грандиозный неофараонизм Египта и политика диктатора» . Новый араб . Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Расовый национализм Египта: неофараонизм как инструмент государства» . Институт ближневосточной политики Тахрир . 20 сентября 2023 г. Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ «Молодые египтяне создают вирусную кампанию против «Царицы Клеопатры» Netflix | Улицы Египта» . 01.05.2023 . Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ «Netflix: египтяне запускают кампанию в социальных сетях из-за изображения Клеопатры» . Глаз Ближнего Востока . Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ Капетопулос, Фотис (29 апреля 2023 г.). «Египет называет Netflix Cleopatra doco «фальсификацией египетской истории и вопиющим историческим заблуждением» » . НЕОС КОСМОС . Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ Хоршид, Сара (14 мая 2023 г.). «Почему «Царица Клеопатра» Netflix взбудоражила Египет» . Внешняя политика . Проверено 18 октября 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Давиша, Адид (2003). Арабский национализм в двадцатом веке . Издательство Принстонского университета.
- Вуд, Майкл «Использование прошлого фараонов в современном египетском национализме» с. 179–196 из Журнала Американского исследовательского центра в Египте , том 35, 1998 г.