Сати аль-Хусри

Сати аль-Хусри ( араб . Сати аль-Хусри ; август 1880–1968 гг.) [ 1 ] ), урожденный Абу Халдун Сати аль-Хусри , был османским , сирийским и иракским писателем, педагогом и влиятельным арабским националистическим мыслителем 20-го века.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Аль-Хусри, выходец из Сирии, родился в Сане , Йемен , в семье государственного чиновника из богатой арабской алеппинской семьи. [ 2 ] Частые переезды означали, что он так и не получил формального образования в медресе, а вместо этого провел годы своего становления, обучаясь в Мектеб-и Мюлькие, колледже государственного управления в Константинополе .
Прежде чем изучать арабский язык , он выучил турецкий и французский языки . Сообщается, что когда он говорил, у него был турецкий акцент. [ 3 ]
Карьера педагога
[ редактировать ]В 1900 году он окончил Королевскую академию и работал школьным учителем в Янине в Эпире , тогда входившей в состав европейских территорий Османской империи . В этот период он начал проявлять интерес к вопросам национальности и столкнулся с конкурирующими направлениями европейского национализма. После пяти лет работы в Янине он занял высокопоставленную административную должность в Македонии офицеры, которые позже сформировали Комитет за Союз и Прогресс , где сильное присутствие имели (CUP). После младотурецкой революции 1908 года он был назначен в мае 1909 года директором педагогического института Дарулмуаллимина в Константинополе, где он инициировал крупные реформы в педагогике и системе государственного образования. В этот период он стал редактором двух важных образовательных журналов (« Tedrisat-ı İbtidaiye Mecmuası », « Muallim »). [ 4 ] С 1910 по 1912 год он посетил европейские страны, чтобы изучить современные методы образования. [ 5 ] Первоначально сторонник османизма и младотурков , с 1916 года перешёл к арабизму . [ 5 ]
правительство Османской империи предоставило аль-Хусри пост генерального директора образования в провинции Сирия . В начале Первой мировой войны в 1914 году [ 3 ] В 1919 году, после создания независимого арабского государства в Сирии при Фейсале , аль-Хусри переехал в Дамаск , где был назначен генеральным директором образования, а затем министром образования. [ 5 ]
Аль-Хусри последовал за Фейсалом в Ирак в 1920 году после того, как французы навязали свой мандат Сирии, и с 1921 по 1927 год занимал должность директора общего образования. За это время он опубликовал «Аль-Кира аль-Халдуния» , первый современного арабского языка букварь , который был принят министерством образования примерно на столетие. Помимо других должностей, он впоследствии занимал пост руководителя Высшего педагогического института до 1937 года. В эти годы он сыграл влиятельную роль в продвижении арабского национализма через систему образования и привлекал учителей из Сирии и Палестины для преподавания. Арабская история и культура. По словам Малика Муфтия , его «главным достижением было привить политической и военной элите страны постоянную приверженность идее сильного и интегрированного Ирака, которому суждено однажды возглавить весь арабский мир». [ 6 ]
В 1941 году офицеры националистической армии, из первого поколения, попавшие под влияние идей аль-Хусри, [ 7 ] совершил государственный переворот против пробританской монархии и правительства, ненадолго установив проосевой режим под руководством Рашида Али аль-Гайлани . Когда британские войска восстановили монархию, аль-Хусри был депортирован, как и более сотни сирийских и палестинских учителей, которых он убедил приехать в Ирак. [ 8 ]
Следующим крупным предприятием Аль-Хусри стала реформа системы образования в Сирии. В 1943 году новоизбранный президент Сирии Шукри аль-Куватли пригласил его в Дамаск, который тогда еще находился под французским мандатом, чтобы разработать новую учебную программу в духе арабского национализма для системы среднего образования страны. Аль-Хусри разработал учебную программу, основанную на его националистических идеях, которая значительно уменьшила французский культурный элемент и отошла от французской образовательной модели. Несмотря на резкое сопротивление французов и оговорки различных политических деятелей, новая учебная программа была введена в декабре 1944 года, но внезапное изменение вызвало путаницу, а нехватка новых учебников никак не улучшила ее восприятие. Через год прежняя учебная программа была восстановлена. [ 9 ]
В 1947 году аль-Хусри переехал в Каир , заняв должность в Управлении по культуре Лиги арабских государств . Он оставался там 18 лет, в течение которых написал большую часть своих работ. Он вернулся в Багдад в 1965 году и умер там в декабре 1968 года. [ 5 ]
Его называют «ведущим теоретиком арабского национализма». [ 10 ]
Идеологические взгляды
[ редактировать ]Подход Аль-Хусри к арабскому национализму находился под влиянием европейских мыслителей девятнадцатого века, особенно немецких романтических националистов, таких как Гердер и Фихте . Историк Махер Чариф описывает его как человека, придерживающегося «культурно-сентиментального» подхода к национализму. Концепция нации Аль-Хусри является примордиалистской . Он рассматривал нацию как живое существо и, как и другие мыслители его школы, настаивал на ее давнем историческом существовании, даже если ее члены не осознавали этого или отказывались считаться арабами. Для аль-Хусри основными составляющими элементами нации были общий язык и общая история. Он отверг идею о том, что другие факторы, такие как действия государства, религия или экономические факторы, могут играть роль в возникновении националистических настроений; это было исключительно эмоциональное явление, возникающее из единства языка и культуры. [ 11 ]
Аль-Хусри отверг идею исламской нации на том основании, что это охватило бы слишком широкие культурные и географические рамки. Он утверждал, что даже если бы это было конечной целью, ее, тем не менее, было бы невозможно достичь без предварительного достижения арабского единства. Он также стремился дистанцировать арабский язык от ислама, утверждая, что и арабы, и арабский язык существовали до него. [ 12 ]
Аль-Хусри рассматривал местные тенденции как главное препятствие на пути реализации националистических целей, но он указывал на опыт Германии и Италии как на свидетельство того, что они в конечном итоге будут преодолены. Коммунистический интернационализм также представлял собой угрозу, но к середине 1920-х годов, после упразднения Халифата , аль-Хусри был уверен, что вызов, исходивший от панисламизма, также был побежден. [ 13 ]
Чариф утверждает, что аль-Хусри «установил барьер между цивилизацией, с одной стороны, и культурой, с другой, придерживаясь мнения, что первая, которая включает в себя науки, технологии и способы производства, по своей сути является «универсальной», в то время как последний, включающий в себя обычаи и язык, является «национальным». Поэтому арабская нация должна перенять все, что Запад мог предложить ей в первой сфере, но при этом она должна ревностно сохранять свою собственную культуру. Это различие оказало влияние на более поздних националистических теоретиков. [ 14 ]
Аль-Хусри уделял особое внимание языковым вопросам, которые являются сложной проблемой в арабском мире из-за широко распространенной диглоссии . Он считал, что языковая реформа необходима, учитывая ситуацию, когда большинство арабов не могут использовать классический арабский язык , универсальный арабский письменный язык, но не могут успешно общаться друг с другом на сильно различающихся разговорных диалектах арабского мира. Его предложение заключалось в том, что, по крайней мере, в качестве временной меры до улучшения образования, следует разработать несколько упрощенную форму классического арабского языка, которая должна быть в некоторой степени ближе к разговорным диалектам, но при этом должна сохранять свою позицию универсального языка, который должен быть обычно говорят все арабы. [ нужна ссылка ]
Кавычки
[ редактировать ]- Каждый арабоязычный народ – это арабский народ. Каждый человек, принадлежащий к одному из этих арабоязычных народов, является арабом. И если он этого не признает, и если он не гордится своим арабизмом, то надо искать причины, заставившие его занять такую позицию. Это может быть выражением невежества; в этом случае мы должны научить его истине. Оно может возникнуть из-за безразличия или ложного сознания; в таком случае мы должны просветить его и направить на правильный путь. Это может быть результатом крайнего эгоизма; в таком случае мы должны ограничить его эгоизм. Но ни при каких обстоятельствах мы не должны говорить: «Пока он не желает быть арабом и пока он презирает свое арабство, то он не араб». Он араб независимо от своего желания. Невежественный, равнодушный, непослушный или нелояльный, он — араб, но араб без сознания и чувств, а может быть, даже без совести. (Перевод из книги Адида Давиши, «Арабский национализм в двадцатом веке: от триумфа к отчаянию» [Принстон и Оксфорд, 2003], стр. 72.)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кливленд, Уильям Л. История современного Ближнего Востока (Westview Press, 2013), стр. 131
- ^ Чуейри, Юсеф М. (24 апреля 2012 г.), «Сати аль-Хушри» , Энциклопедия ислама, второе издание , Brill , получено 27 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Давиша, стр.49.
- ^ Кара, стр. 264-293.
- ^ Перейти обратно: а б с д Чариф, стр. 239-240.
- ^ Mufti, pp. 28-29
- ^ Mufti, p. 34
- ^ Муфтий, с. 37н.
- ^ Мубайед, с.
- ^ Давиша, Адид; Давиша, Адид (16 февраля 2016 г.). Арабский национализм в двадцатом веке: от триумфа к отчаянию (1-е изд.). Издательство Принстонского университета. п. 2. дои : 10.23943/принстон/9780691169156.001.0001 . ISBN 978-0-691-16915-6 .
- ^ Чариф, с. 204.
- ^ Аль-Хусри, Сати. «Мусульманское единство и арабское единство». В книге «Ислам в переходный период: мусульманские взгляды» , 2-е издание, под редакцией Джона Дж. Донохью и Джона Л. Эспозито, 49–53. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2007.
- ^ Чариф, с. 205.
- ^ Чариф, стр. 204-205.
Источники
[ редактировать ]- Чариф, Махер, Риханат ан-Нахда фил-фикр аль-Араби , Дамаск, Дар аль-Мада, 2000 г.
- Кливленд, Уильям Л.: Становление арабского националиста. Османизм и арабизм в жизни и мыслях Сати аль-Хусри . Принстон, Нью-Джерси, 1971 год.
- Давиша, Адид. Арабский национализм в двадцатом веке: от триумфа к отчаянию , новое издание. Принстон: Издательство Принстонского университета, 2016.
- Хурани, Альберт. Арабская мысль в либеральную эпоху 1798-1939 гг. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1983.
- Кара, Джеват, «Дарулмуаллимин под руководством Саты-бея. Пионер современной педагогики в Османской империи», в: Явуз Кёсе (редактор), Стамбул: от имперского центра до мегаполиса. Историографические соображения об обществе, институтах и пространствах , Мюнхен: Мейзенбауэр, 2006, 264–293.
- Мубайед, Сами, Сирийский Джордж Вашингтон: Взлет и падение Шукри аль-Куватли , Бейрут, Дар аль-Закира, 2005 г.
- Муфтий, Малик, Суверенные творения: панарабизм и политический порядок в Сирии и Ираке , Итака, издательство Корнельского университета, 1996 г.
- Сулейман, Ясир. Арабский язык и национальная идентичность . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2003.
- Тиби, Басам. Арабский национализм: между исламом и национальным государством , 3-е издание. Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина, 1997.