насеризм
насеризм Нассеритское движение | |
---|---|
Идеология |
|
Политическая позиция | Левый [16] |
Революционный флаг [17] | |
| ||
---|---|---|
Президент (1956–1970)
Список | ||
Часть серии о |
Политика арабского мира |
---|
Из серии «Политика». |
республиканизм |
---|
Политический портал |
Насеризм ( араб . التيار الناصري ат-Тайяр ан-Насири ) — арабская националистическая и арабская социалистическая политическая идеология, основанная на мышлении Гамаля Абдель Насера , одного из двух главных лидеров египетской революции 1952 года и Египта. второго президента . Охватывая внутреннюю и международную сферы, он сочетает в себе элементы арабского социализма , республиканизма , секуляризма, национализма , антиимпериализма , развивающейся мировой солидарности , панарабизма и международного неприсоединения . По словам Мохамеда Хасанейна Хейкала , насеризм символизировал «направление на освобождение, социалистические преобразования, контроль народа над своими собственными ресурсами и демократию народных трудовых сил». [18]
Многие другие арабские страны приняли насеристские формы правления в 20 веке, большинство из которых были сформированы в 1960-х годах, включая Алжир под руководством ФНО. [19] и Ливийская Арабская Республика при Муаммаре Каддафи . [20] Нассеристская идеология также теоретически схожа с баасистской идеологией, которая также особенно практиковалась при Саддама Хусейна баасистском Ираке (1968–2003 гг.), а также при Хафезе аль-Асаде , а теперь и Башара аль-Асада в Сирийской Арабской Республике . (1971 – настоящее время).
История [ править ]
В 1950-х и 1960-х годах насеризм был одной из самых мощных политических идеологий в арабском мире . Это было особенно актуально после Суэцкого кризиса 1956 года (известного в Египте как Трехсторонняя агрессия), политический исход которого рассматривался как подтверждение насеризма и огромное поражение западных имперских держав. Во время холодной войны ее влияние также ощущалось в других частях Африки и развивающегося мира, особенно в отношении антиимпериализма и неприсоединения.
Масштабы арабского поражения в Шестидневной войне 1967 года нанесли ущерб репутации Насера и связанной с ним идеологии. Хотя он пережил смерть Насера в 1970 году, некоторые важные принципы насеризма были пересмотрены или полностью оставлены его преемником Анваром Садатом во время того, что он назвал « Корректирующей революцией» , а затем и его «Инфита» . экономической политикой [21] За три десятилетия правления преемника Садата Хосни Мубарака большая часть оставшейся арабско-социалистической инфраструктуры Египта была заменена неолиберальной политикой, сильно противоречащей насеристским принципам. На международной арене Мубарак почти полностью отошел от традиционной египетской политики, став стойким союзником как правительства Соединенных Штатов , так и Израиля , к последнему до сих пор относятся большинство египтян с враждебностью и недоверием, возникшими в основном из пяти войн, которые Египет вел против Израиля. между 1948 и 1973 годами. [21]
При жизни Насера египетские группы поощрялись и часто поддерживались финансово до такой степени, что многие из них стали рассматриваться как добровольные агенты египетского правительства в его усилиях по распространению революционного национализма в арабском мире. В 1970-х годах, когда на первый план вышло молодое поколение арабских революционеров, насеризм за пределами Египта превратился в другие арабские националистические и панарабистские движения, включая составные группы Ливанского национального движения во время гражданской войны в Ливане . Основные нассеритские движения, продолжавшие действовать до сегодняшнего дня на ливанской сцене, в основном представлены организацией в Сидоне популистских партизан-насеристов ( ат-Танзим аш-Шааби ан-Насири ), возглавляемых Усамой Саадом, а в Бейруте - представлены главным образом движением «Аль-Мурабитун» . Обе группы в основном активны с начала 1950-х годов среди арабов и в настоящее время политически связаны с коалициями 8 марта в ливанской политике.
Насеризм продолжает иметь значительный резонанс во всем арабском мире и влияет на большую часть общественного диалога о политике в Египте и в регионе в целом. Выдающийся насерист Хамдин Сабахи участвовал в первом туре президентских выборов в Египте 2012 года и лишь с трудом избежал обеспечения позиции во втором туре против возможного победителя Мохамеда Мурси ; Позже он участвовал в президентских выборах 2014 года в качестве одного из двух кандидатов во втором туре, но проиграл другому кандидату, Абдель Фаттаху ас-Сиси , одержав значительную убедительную победу последнего. [22]
Интерпретации [ править ]
«Насеризм», широкий термин, используемый в литературе для описания аспектов правления Насера и его наследия, можно интерпретировать по-разному. Учитывая, что существует множество способов чтения и использования этого термина, П. Дж. Ватикиотис в своей книге «Насер и его поколение » (1978) [23] утверждает, что насеризм имел ограниченный политический оттенок феномена «личного харизматического лидерства, а не движения или идеологии». Ватикиотис подробно останавливается на использовании Насером речи как политического инструмента для влияния на своих избирателей, несмотря на то, что они лишены какого-либо участия в политике своего лидера. С этой целью Насер часто обращался к массам по радио и телевидению, а также на огромных митингах с «повторяющимися гипнотическими заклинаниями об «империализме» и «агентах империализма», «реакционерах», «мести», «достоинстве и самолюбии». уважение», « сионизм » и « арабизм ». Толпы были доведены до истерии, когда Насер возбуждал их надеждами и стремлениями к сильному руководству и арабскому единству. [23] [24]
В «Переосмыслении насеризма» (2004 г.) [25] Поде и Винклер обсуждают другую интерпретацию насеризма. По их словам, «западные социологи в 1950-х и 1960-х годах воспринимали насеризм как модернизационное движение, а Насера — как модернизирующего лидера… Египет рассматривался как типичная страна третьего мира, переживающая процесс деколонизации и под новым революционным руководством стремящаяся к национальное процветание посредством модернизации. Таким образом, насеризм воспринимался как попытка преобразовать традиционное египетское общество посредством модернизации его экономики и общества».
Еще один взгляд на насеризм представлен в книге «Политические тенденции в плодородном полумесяце » (1958) Валида Халиди: [26] который обсуждает это не как идеологическое движение, а как «мышление», которое является «эклектичным, эмпирическим, радикальным и в то же время консервативным». По словам Валиди, насеризм смог заручиться поддержкой в арабском мире, потому что он «перенес, хотя и частично, в сам арабский мир центр решений, касающихся будущего этого мира». Халиди утверждает, что это изменение вселило в арабское сообщество уверенность в себе. В «Истории современного Ближнего Востока» (2018 г.) [27] автор также рассказывает о том, как насеризм вселил в арабское сообщество уверенность в себе. Автор утверждает: «Египет обрел такую степень независимости и гордости, которая в то время казалась завидной и достойной подражания».
Идеология [ править ]
Насеризм — это арабская националистическая и панарабистская идеология в сочетании с расплывчато определенным социализмом, которую часто отличают от восточного блока или западной мысли ярлыком «арабский социализм». Хотя арабский социализм идеологически противопоставлялся западному капитализму , он также развивался как отказ от коммунизма , который считался несовместимым с арабскими традициями и религиозными основами арабского общества. Как следствие, насеристы с 1950-х по 1980-е годы стремились предотвратить рост коммунизма в арабском мире и выступали за суровые наказания для отдельных лиц и организаций, уличенных в попытке распространения коммунизма в регионе. [28]
, учитывает духовное наследие арабского мира, Несмотря на то, что насеризм, как и баасизм он в значительной степени является светской идеологией. [29] [30] Как и другие проявления арабского национализма, это привело к прямому конфликту с идеологически ориентированными на ислам политическими движениями в арабском мире, начиная с 1950-х годов, особенно с «Братьями-мусульманами» . Насеристы выступают за прекращение вмешательства Запада в арабские дела, развитие мировой солидарности, международное неприсоединение, модернизацию и индустриализацию . Сам Насер был яростным противником западного империализма , разделяя широко распространенное мнение арабов о том, что сионизм является продолжением европейского колониализма на арабской земле. [31]
Халифа Альфадель описывает насеризм как арабскую социалистическую, светскую, республиканскую и панарабскую националистическую идеологию. Особенно центральное место в насеризме занимал антиимпериализм — Насер был одним из главных основателей Движения неприсоединения . Светский характер движения можно увидеть в его политике, которая нейтрализовала мечеть Аль-Азхар путем введения нерелигиозного образования, регулирования исламских пожертвований и отмены шариатских судов. Однако секуляризм насеризма был мягче по сравнению с идеологией Мустафы Кемаля Ататюрка . [32]
Лозунги, принятые Насером и его движением, придали насеризму популистский характер. После прихода к власти движение определило себя следующими шестью принципами: [33]
- Уничтожение «империализма и его приспешников среди египетских предателей»;
- Конец феодализма;
- Конец монополии и господству капитала над правительством;
- Установление социальной справедливости;
- Создание сильной национальной армии;
- Установление здоровой демократической жизни.
Одной из самых уникальных особенностей насеризма была приверженность социализму, идеологии, до сих пор глубоко популярной в Египте. В Египте до Насера к понятию социализма относились враждебно, поскольку социализм считался по своей сути антирелигиозной доктриной, стремившейся вытеснить традиции и религию Египта. Однако насеризм принял термин «социализм», придав ему несколько значений - хотя поначалу приверженность нассеритов социализму была двусмысленной и часто включала противоречивую концепцию, движение никогда не колебалось в ее продвижении. В результате Насер «сделал его очень популярным среди арабских масс». [33]
В мировой политике Египет Насера, наряду с Югославией под руководством Иосипа Броз Тито и Индией под руководством Джавахарлала Неру , был основным сторонником Движения неприсоединения , которое выступало за то, чтобы развивающиеся страны оставались вне влияния блоков сверхдержав . Однако, несмотря на эту политику и подавление правительством коммунистических организаций внутри Египта, ухудшение отношений Египта с западными державами, особенно после трехсторонней агрессии 1956 года, сделало Египет сильно зависимым от военной и гражданской помощи со стороны СССР . То же самое было верно и для других революционных арабских правительств, которые, хотя и репрессировали коммунизм внутри арабских границ, вступили в прочные давние отношения с коммунистическими государствами за пределами арабского мира. Египетско-советский альянс продолжался и во время президентства преемника Насера на посту президента Анвара Садата, особенно в отношении арабо-израильского конфликта .
Сегодня [ править ]
Насеризм остается политической силой во всем арабском мире, но в совершенно иной манере, чем в период своего расцвета. Если в 1950-е и 1960-е годы насеризм существовал как революционное и динамичное движение с определенными политическими и социальными целями, то к 1980-м годам он стал гораздо менее выраженной и отчетливой идеологией. Сегодня гораздо больше арабов осведомлены о насеризме в общем смысле, чем на самом деле поддерживают его конкретные идеалы и цели. Что касается политических организаций внутри самого Египта и во время президентства бывшего президента Египта Хосни Мубарака, сфера действия насеризма в основном ограничивалась писателями, интеллектуалами и второстепенными оппозиционными партиями. Нассеристские движения были в значительной степени омрачены исламскими политическими организациями, особенно «Братьями-мусульманами». Это было частью общей тенденции в Египте и арабском мире, заключающейся в том, что арабский национализм затмевается и даже затмевается политическим исламом. В Египте насеристская партия позиционирует себя как преемница Насера и его Арабский социалистический союз , а также его ответвление, партия Карама Хамдина Сабахи . Однако, как и в случае со всеми оппозиционными партиями в Египте, их деятельность была жестко ограничена режимом Мубарака до египетской революции 2011 года .
В то время как Насер правил Египтом посредством строго авторитарной однопартийной системы с крайними ограничениями на любую форму политического инакомыслия, современные насеристы подчеркивают свою поддержку демократии , объясняя автократические эксцессы Насера необходимостью реализации его революционной политики.
арабского мира за пределами Влияние
Несмотря на то, что насеризм является типично арабской идеологией, он в определенной степени повлиял на левые движения в других частях развивающегося мира, особенно в странах Африки к югу от Сахары и Латинской Америке . При Насере египетское правительство оказывало как моральную, так и материальную поддержку освободительным движениям стран южнее Сахары, борющимся с европейским империализмом. Нельсон Мандела , бывший президент ЮАР и лидер Африканского национального конгресса , отметил, что эта поддержка имеет решающее значение для поддержания морального духа таких движений, в том числе в Южной Африке. Подобные чувства были выражены Фиделем Кастро , бывшим президентом Кубы , в отношении кубинской революции и более поздних конфликтов Кубы с правительством Соединенных Штатов . Оба мужчины заявили, что сопротивление Египта под руководством Насера совместному британскому, французскому и израильскому вторжению в Египет в 1956 году оказалось вдохновляющим для их собственных движений.
Уго Чавес , покойный президент Венесуэлы и лидер самопровозглашенной Боливарианской революции , назвал насеризм прямым влиянием на его собственное политическое мышление, заявив: «Кто-то говорил со мной о его пессимизме относительно будущего арабского национализма. Я сказал ему, что Я был настроен оптимистично, потому что идеи Насера все еще живы. Насер был одним из величайших людей в арабской истории, мягко говоря, я насерист с тех пор, как был молодым солдатом». [34] [35]
Левый британский политик Джордж Галлоуэй назвал Гамаля Абдель Насера «одним из величайших людей 20-го века». [36] и неоднократно призывал арабские правительства принять принципы насеризма в 21 веке.
См. также [ править ]
- Арабский национализм
- Арабский социализм
- Арабская партия борьбы
- Баасизм
- Египетская революция 1952 года.
- Гамаль Абдель Насер
- Панарабизм
- Титоизм
- марэнизм
Сноски [ править ]
- ^ Салем 2020 , с. 136-137: «Строительство Высокой плотины, финансирование которого поступило за счет национализации канала, было аналогичным образом связано с глобальными дебатами вокруг промышленности и самодостаточности и стало поворотным моментом деколонизации, символизировавшим конец Глобальное влияние Британии и появление Насера как лидера арабского национализма».
- ^ Исмаэль, Тарек Ю. (1976). Арабские левые . Сиракьюс, Нью-Йорк : Издательство Сиракузского университета. п. 10. ISBN 0-8156-0124-7 .
В главах 2, 3, 4 и 5 рассматриваются четыре основные левые националистические силы, возникшие в эпоху после Второй мировой войны: Баас, прогрессивные социалисты Ливана, арабское националистическое движение и насеризм (написано Жаклин Исмаэль ).
- ^ Альфадель, Халифа А. (2016). Провал арабской весны . Ньюкасл-апон-Тайн : Издательство Cambridge Scholars Publishing. п. 15. ISBN 978-1-4438-9789-1 .
Период левого национализма Насера был известен как насеризм. Идеологические корни насеризма можно найти в его великом произведении: «Освобождение Египта».
- ^
- ^ https://www.opendemocracy.net/en/egypt_mahfouz_4025jsp/
- ^ «Насеризм» .
- ^ Анис Х. Байректаревич (2017). «Нет азиатского века без паназиатских институтов» . тнп.но.
Это послужило двойной цели; первоначально, чтобы сдержать левый насеристский панарабизм, который вводил республиканский тип эгалитарного правительства на Ближнем Востоке.
- ^ Ихсан Йылмаз; Раджа М. Али Салим (1 марта 2022 г.). «Военные и популизм: глобальный тур с особым акцентом на примере Пакистана» (PDF) . Популизм и политика (10). Европейский центр исследований популизма (ECPS): 12. doi : 10.55271/pp0010 . S2CID 247207638 .
Левый популизм был также принят многими лидерами военных переворотов в Африке, такими как Гамаль Абдель Насер в Египте (правил в 1956-70 гг.), Бен Белла (правил в 1962-65 гг.) в Алжире и Томас Санкара (правил в 1983-87 гг.) в Буркина-Фасо. Некоторые из этих генералов «сгустили» свой популизм национализмом и транснационализмом. Насер традиционно был левым популистским лидером, однако он использовал идеи панарабизма для создания национальной идентичности не только Египта, но и арабов всего Ближнего Востока.
- ^ Фарах, Надя Рамсис (1986). Религиозная борьба в Египте: кризис и идеологический конфликт в семидесятые годы . Том. 9. Издательство «Гордон и Бреч Сайенс». п. 113. ИСБН 978-0-415-81122-4 .
Арабский социализм пропагандировался как доминирующая идеология режима Насера. Исламское измерение сыграло роль в арабском социализме. Однако ислам был сведен к личной сфере, и режим не пропагандировал ислам, за исключением периодов кризиса, таких как период, последовавший за поражением арабов в 1967 году.
- ^ Фридман, Джереми (4 января 2022 г.). Созрели для революции: построение социализма в третьем мире . Издательство Гарвардского университета. п. 173. ИСБН 9780674269767 .
«В то время, когда ведущие светила африканского социализма — такие люди, как Гамаль Абдель Насер…
- ^ Паоло Чиоккетти (23 января 2017 г.). «Популизм» . резюме.uni.lu . Revue de l'euro, Люксембургский университет. doi : 10.25517/RESUME-JyutQzd-2017 .
В научной литературе оно использовалось для описания широкого спектра, казалось бы, несопоставимых политических явлений: латиноамериканских «национал-популистов» (например, перонистов), авторитарных режимов «третьего мира» (например, насеризма) , современных радикальных правых (например, Французский национальный фронт) и радикальные левые (например, греческая СИРИЗА) партии, исламские фундаменталисты (например, «Братья-мусульмане») и харизматические лидеры всех мастей (например, Альберто Фухимори, Росс Перо, Сильвио Берлускони, Пим Фортейн и Уго Чавес).
- ^ Мили, Амель (май 2009 г.). Исследование связи между гендерной политикой и представительным правительством в Магрибе: аналитические и эмпирические наблюдения (докторская диссертация). Ньюарк, Нью-Джерси: Государственный университет Нью-Джерси. п. 51.
Некоторые из идеологий, получивших некоторую популярность, по крайней мере в течение некоторого времени, включают баасизм (Ирак, Сирия), социализм (Алжир, Египет, Ирак, Сирия, Тунис, Ливия и Йемен с 1950-х годов), коммунизм (Южный Йемен). в 1960-е годы), панарабский насеризм (Египет, а также те немногие страны, которые присоединились к нему в то или иное время в рамках недолговечных союзов) и государственный капитализм, слитый с монархией (государства Персидского залива, Иордания и Марокко).
- ^ Салем, Сара (апрель 2020 г.). «2 - Гегемония в Египте». Антиколониальная загробная жизнь в Египте: политика гегемонии . Глобальный Ближний Восток. Издательство Кембриджского университета. п. 98. ИСБН 9781108868969 .
Антиимпериализм Насера и дискурс арабского социализма оказались близки большинству египтян, для которых социальная справедливость и экономическая независимость были центральными проблемами.
- ^ Диапазон, Уиллард (1959). «Интерпретация насеризма» . Западный политический ежеквартальный журнал . 12 (4): 1005–1016. дои : 10.2307/443794 . JSTOR 443794 .
- ^ https://etd.lib.metu.edu.tr/upload/12617062/index.pdf
- ^
- Исмаэль, Тарек Ю. (1976). Арабские левые . Сиракьюс, Нью-Йорк : Издательство Сиракузского университета. п. 10. ISBN 0-8156-0124-7 .
В главах 2, 3, 4 и 5 рассматриваются четыре основные левые националистические силы, возникшие в эпоху после Второй мировой войны: Баас, прогрессивные социалисты Ливана, арабское националистическое движение и насеризм (написано Жаклин Исмаэль ).
- Альфадель, Халифа А. (2016). Провал арабской весны . Ньюкасл-апон-Тайн : Издательство Cambridge Scholars Publishing. п. 15. ISBN 978-1-4438-9789-1 .
Период левого национализма Насера был известен как насеризм. Идеологические корни насеризма можно найти в его великом произведении: «Освобождение Египта».
- Гинат, Рами (1997). Незавершенная революция в Египте: Лютфи аль-Хули и социализм Насера в 1960-е годы . Портленд, Орегон : Frank Cass & Co Ltd., с. 190. ИСБН 0-7146-4295-9 .
В то же время Насер, стремясь доказать глубину своей приверженности социализму, обратился к аль-Хули: «Лютфи! Тебе не трудно быть слева от меня? Никто не может быть более левым, чем я».
- Кэтрин Барымова (9 августа 2017 г.). «Прокси-конфликт перерос в гражданский кризис: понимание сирийских политических движений во внешней политике США» . Программа почестей Сиракузского университета Capstone Projects . 992 . Сиракузский университет: 35.
Таким образом, доктрина Эйзенхауэра была попыткой посредством экономической и военной помощи побудить правительства открыто встать на сторону Запада в холодной войне, тем самым отклоняясь от левого режима Насера и его региональных союзников, включая сирийское правительство и насеристские оппозиционные партии в других арабских странах.
- Исмаэль, Тарек Ю. (1976). Арабские левые . Сиракьюс, Нью-Йорк : Издательство Сиракузского университета. п. 10. ISBN 0-8156-0124-7 .
- ^ Панарабские цвета , crwflags.com
- ^ Исмаэль, Тарек Ю. (1976). Арабские левые . Сиракьюс, Нью-Йорк : Издательство Сиракузского университета. п. 91. ИСБН 0-8156-0124-7 .
- ^ Хармон, Стивен А. (9 марта 2016 г.). Террор и повстанческое движение в регионе Сахара-Сахель: коррупция, контрабанда, джихад и война в Мали 2012-2013 годов . Рутледж. п. 46. ИСБН 978-1-317-04606-6 .
- ^ Сайиг, Юсуф А. (30 октября 2014 г.). Экономика арабского мира (RLE Экономика Ближнего Востока): развитие с 1945 года . Рутледж. п. 433. ИСБН 978-1-317-59805-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Росс, Джеффри Ян (4 марта 2015 г.). Религия и насилие: энциклопедия веры и конфликтов от древности до наших дней . Рутледж. стр. 486–487. ISBN 978-1-317-46109-8 .
- ^ «Лидеры нассеристов объединяются вокруг кандидата в президенты Хамдина Сабахи» . ru.aswatmasriya.com . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ватикиотис, Панайотис Джерасимоф (1 января 1978 г.). Насер и его поколение . Крумский шлем. стр. 297–299. ISBN 0856644331 . OCLC 464697929 .
- ^ Реджван, Ниссим. Насеристская идеология: ее представители и критики . Рутледж.
- ^ Эли., Подех; Онн., Винклер (1 января 2004 г.). Переосмысление насеризма: революция и историческая память в современном Египте . Университетское издательство Флориды. ISBN 9780813031378 . OCLC 77585878 .
- ^ Лакер, Уолтер З. (1958). «Политические тенденции в Плодородном полумесяце Валида Халиди». Ближний Восток в переходный период . Нью-Йорк: Ф.А. Прегер. п. 125.
- ^ Кливленд, Уильям (2018). История современного Ближнего Востока . Соединенное Королевство: Тейлор и Фрэнсис. п. 305. ИСБН 9780429975134 .
- ^ «Что такое насеризм?» . 30 декабря 2020 г.
- ^ Шейх 2003 , с. 34.
- ^ Шехади и Миллс 1988 , с. 265.
- ^ Хелал, Ясмин (2019). «Призраки насеризма в Латинской Америке» .
- ^ Альфадель, Халифа А. (2016). Провал арабской весны . Ньюкасл-апон-Тайн : Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 15–16. ISBN 978-1-4438-9789-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Исмаэль, Тарек Ю. (1976). Арабские левые . Сиракьюс, Нью-Йорк : Издательство Сиракузского университета. стр. 78–84. ISBN 0-8156-0124-7 .
- ^ "Президент Венесуэлы Уго Чавес" . МЕМРИ.
- ^ «Президент Венесуэлы Уго Чавес: Израиль использует методы Гитлера, США используют методы Дракулы. Я насерист, который пересекал пустыни, ездил на верблюдах и пел вместе с бедуинами. Аль-Джазира играет роль в освобождении мира» . МЕМРИ. Клип №1220 (4 августа 2006 г.). Проверено 16 августа 2013 г.
- ^ Джордж Галлоуэй (2005). Я не единственный .
Ссылки [ править ]
- Шехади, Надим; Миллс, Дана Хаффар (1988). Ливан: история конфликта и консенсуса . ИБТаурис. ISBN 978-1-85043-119-0 .
- Шейх, Навид С. (2003). Новая политика ислама: панисламская внешняя политика в мире государств . Рутледж. ISBN 978-0-7007-1592-3 .
- Шуейри, Юсеф М. (2000). Арабский национализм: история: нация и государство в арабском мире . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0-631-21729-9 .
- Мэнсфилд, Питер (1973). «Насер и насеризм». Международный журнал . 28 (4). Канадский международный совет: 670–688. дои : 10.2307/40201172 . JSTOR 40201172 .
- Аджами, Фуад (1974). «О Насере и его наследии». Журнал исследований мира . 11 (1). Sage Publications, Ltd.: 41–49. дои : 10.1177/002234337401100104 . S2CID 110926973 .