Jump to content

насеризм

насеризм
Нассеритское движение
Идеология
Политическая позиция Левый [16]
Революционный флаг [17]

Насеризм ( араб . التيار الناصري ат-Тайяр ан-Насири ) — арабская националистическая и арабская социалистическая политическая идеология, основанная на мышлении Гамаля Абдель Насера , одного из двух главных лидеров египетской революции 1952 года и Египта. второго президента . Охватывая внутреннюю и международную сферы, он сочетает в себе элементы арабского социализма , республиканизма , секуляризма, национализма , антиимпериализма , развивающейся мировой солидарности , панарабизма и международного неприсоединения . По словам Мохамеда Хасанейна Хейкала , насеризм символизировал «направление на освобождение, социалистические преобразования, контроль народа над своими собственными ресурсами и демократию народных трудовых сил». [18]

Многие другие арабские страны приняли насеристские формы правления в 20 веке, большинство из которых были сформированы в 1960-х годах, включая Алжир под руководством ФНО. [19] и Ливийская Арабская Республика при Муаммаре Каддафи . [20] Нассеристская идеология также теоретически схожа с баасистской идеологией, которая также особенно практиковалась при Саддама Хусейна баасистском Ираке (1968–2003 гг.), а также при Хафезе аль-Асаде , а теперь и Башара аль-Асада в Сирийской Арабской Республике . (1971 – настоящее время).

История [ править ]

В 1950-х и 1960-х годах насеризм был одной из самых мощных политических идеологий в арабском мире . Это было особенно актуально после Суэцкого кризиса 1956 года (известного в Египте как Трехсторонняя агрессия), политический исход которого рассматривался как подтверждение насеризма и огромное поражение западных имперских держав. Во время холодной войны ее влияние также ощущалось в других частях Африки и развивающегося мира, особенно в отношении антиимпериализма и неприсоединения.

Масштабы арабского поражения в Шестидневной войне 1967 года нанесли ущерб репутации Насера ​​и связанной с ним идеологии. Хотя он пережил смерть Насера ​​в 1970 году, некоторые важные принципы насеризма были пересмотрены или полностью оставлены его преемником Анваром Садатом во время того, что он назвал « Корректирующей революцией» , а затем и его «Инфита» . экономической политикой [21] За три десятилетия правления преемника Садата Хосни Мубарака большая часть оставшейся арабско-социалистической инфраструктуры Египта была заменена неолиберальной политикой, сильно противоречащей насеристским принципам. На международной арене Мубарак почти полностью отошел от традиционной египетской политики, став стойким союзником как правительства Соединенных Штатов , так и Израиля , к последнему до сих пор относятся большинство египтян с враждебностью и недоверием, возникшими в основном из пяти войн, которые Египет вел против Израиля. между 1948 и 1973 годами. [21]

Гамаль Абдель Насер

При жизни Насера ​​египетские группы поощрялись и часто поддерживались финансово до такой степени, что многие из них стали рассматриваться как добровольные агенты египетского правительства в его усилиях по распространению революционного национализма в арабском мире. В 1970-х годах, когда на первый план вышло молодое поколение арабских революционеров, насеризм за пределами Египта превратился в другие арабские националистические и панарабистские движения, включая составные группы Ливанского национального движения во время гражданской войны в Ливане . Основные нассеритские движения, продолжавшие действовать до сегодняшнего дня на ливанской сцене, в основном представлены организацией в Сидоне популистских партизан-насеристов ( ат-Танзим аш-Шааби ан-Насири ), возглавляемых Усамой Саадом, а в Бейруте - представлены главным образом движением «Аль-Мурабитун» . Обе группы в основном активны с начала 1950-х годов среди арабов и в настоящее время политически связаны с коалициями 8 марта в ливанской политике.

Насеризм продолжает иметь значительный резонанс во всем арабском мире и влияет на большую часть общественного диалога о политике в Египте и в регионе в целом. Выдающийся насерист Хамдин Сабахи участвовал в первом туре президентских выборов в Египте 2012 года и лишь с трудом избежал обеспечения позиции во втором туре против возможного победителя Мохамеда Мурси ; Позже он участвовал в президентских выборах 2014 года в качестве одного из двух кандидатов во втором туре, но проиграл другому кандидату, Абдель Фаттаху ас-Сиси , одержав значительную убедительную победу последнего. [22]

Интерпретации [ править ]

«Насеризм», широкий термин, используемый в литературе для описания аспектов правления Насера ​​и его наследия, можно интерпретировать по-разному. Учитывая, что существует множество способов чтения и использования этого термина, П. Дж. Ватикиотис в своей книге «Насер и его поколение » (1978) [23] утверждает, что насеризм имел ограниченный политический оттенок феномена «личного харизматического лидерства, а не движения или идеологии». Ватикиотис подробно останавливается на использовании Насером речи как политического инструмента для влияния на своих избирателей, несмотря на то, что они лишены какого-либо участия в политике своего лидера. С этой целью Насер часто обращался к массам по радио и телевидению, а также на огромных митингах с «повторяющимися гипнотическими заклинаниями об «империализме» и «агентах империализма», «реакционерах», «мести», «достоинстве и самолюбии». уважение», « сионизм » и « арабизм ». Толпы были доведены до истерии, когда Насер возбуждал их надеждами и стремлениями к сильному руководству и арабскому единству. [23] [24]

В «Переосмыслении насеризма» (2004 г.) [25] Поде и Винклер обсуждают другую интерпретацию насеризма. По их словам, «западные социологи в 1950-х и 1960-х годах воспринимали насеризм как модернизационное движение, а Насера ​​— как модернизирующего лидера… Египет рассматривался как типичная страна третьего мира, переживающая процесс деколонизации и под новым революционным руководством стремящаяся к национальное процветание посредством модернизации. Таким образом, насеризм воспринимался как попытка преобразовать традиционное египетское общество посредством модернизации его экономики и общества».

Еще один взгляд на насеризм представлен в книге «Политические тенденции в плодородном полумесяце » (1958) Валида Халиди: [26] который обсуждает это не как идеологическое движение, а как «мышление», которое является «эклектичным, эмпирическим, радикальным и в то же время консервативным». По словам Валиди, насеризм смог заручиться поддержкой в ​​арабском мире, потому что он «перенес, хотя и частично, в сам арабский мир центр решений, касающихся будущего этого мира». Халиди утверждает, что это изменение вселило в арабское сообщество уверенность в себе. В «Истории современного Ближнего Востока» (2018 г.) [27] автор также рассказывает о том, как насеризм вселил в арабское сообщество уверенность в себе. Автор утверждает: «Египет обрел такую ​​степень независимости и гордости, которая в то время казалась завидной и достойной подражания».

Идеология [ править ]

Насеризм — это арабская националистическая и панарабистская идеология в сочетании с расплывчато определенным социализмом, которую часто отличают от восточного блока или западной мысли ярлыком «арабский социализм». Хотя арабский социализм идеологически противопоставлялся западному капитализму , он также развивался как отказ от коммунизма , который считался несовместимым с арабскими традициями и религиозными основами арабского общества. Как следствие, насеристы с 1950-х по 1980-е годы стремились предотвратить рост коммунизма в арабском мире и выступали за суровые наказания для отдельных лиц и организаций, уличенных в попытке распространения коммунизма в регионе. [28]

, учитывает духовное наследие арабского мира, Несмотря на то, что насеризм, как и баасизм он в значительной степени является светской идеологией. [29] [30] Как и другие проявления арабского национализма, это привело к прямому конфликту с идеологически ориентированными на ислам политическими движениями в арабском мире, начиная с 1950-х годов, особенно с «Братьями-мусульманами» . Насеристы выступают за прекращение вмешательства Запада в арабские дела, развитие мировой солидарности, международное неприсоединение, модернизацию и индустриализацию . Сам Насер был яростным противником западного империализма , разделяя широко распространенное мнение арабов о том, что сионизм является продолжением европейского колониализма на арабской земле. [31]

Нассер_выступление_в_1960 году
Президент Гамаль Абдель Насер во время публичного выступления в 1960 году.

Халифа Альфадель описывает насеризм как арабскую социалистическую, светскую, республиканскую и панарабскую националистическую идеологию. Особенно центральное место в насеризме занимал антиимпериализм — Насер был одним из главных основателей Движения неприсоединения . Светский характер движения можно увидеть в его политике, которая нейтрализовала мечеть Аль-Азхар путем введения нерелигиозного образования, регулирования исламских пожертвований и отмены шариатских судов. Однако секуляризм насеризма был мягче по сравнению с идеологией Мустафы Кемаля Ататюрка . [32]

Лозунги, принятые Насером и его движением, придали насеризму популистский характер. После прихода к власти движение определило себя следующими шестью принципами: [33]

  • Уничтожение «империализма и его приспешников среди египетских предателей»;
  • Конец феодализма;
  • Конец монополии и господству капитала над правительством;
  • Установление социальной справедливости;
  • Создание сильной национальной армии;
  • Установление здоровой демократической жизни.

Одной из самых уникальных особенностей насеризма была приверженность социализму, идеологии, до сих пор глубоко популярной в Египте. В Египте до Насера ​​к понятию социализма относились враждебно, поскольку социализм считался по своей сути антирелигиозной доктриной, стремившейся вытеснить традиции и религию Египта. Однако насеризм принял термин «социализм», придав ему несколько значений - хотя поначалу приверженность нассеритов социализму была двусмысленной и часто включала противоречивую концепцию, движение никогда не колебалось в ее продвижении. В результате Насер «сделал его очень популярным среди арабских масс». [33]

В мировой политике Египет Насера, наряду с Югославией под руководством Иосипа Броз Тито и Индией под руководством Джавахарлала Неру , был основным сторонником Движения неприсоединения , которое выступало за то, чтобы развивающиеся страны оставались вне влияния блоков сверхдержав . Однако, несмотря на эту политику и подавление правительством коммунистических организаций внутри Египта, ухудшение отношений Египта с западными державами, особенно после трехсторонней агрессии 1956 года, сделало Египет сильно зависимым от военной и гражданской помощи со стороны СССР . То же самое было верно и для других революционных арабских правительств, которые, хотя и репрессировали коммунизм внутри арабских границ, вступили в прочные давние отношения с коммунистическими государствами за пределами арабского мира. Египетско-советский альянс продолжался и во время президентства преемника Насера ​​на посту президента Анвара Садата, особенно в отношении арабо-израильского конфликта .

Сегодня [ править ]

Насеризм остается политической силой во всем арабском мире, но в совершенно иной манере, чем в период своего расцвета. Если в 1950-е и 1960-е годы насеризм существовал как революционное и динамичное движение с определенными политическими и социальными целями, то к 1980-м годам он стал гораздо менее выраженной и отчетливой идеологией. Сегодня гораздо больше арабов осведомлены о насеризме в общем смысле, чем на самом деле поддерживают его конкретные идеалы и цели. Что касается политических организаций внутри самого Египта и во время президентства бывшего президента Египта Хосни Мубарака, сфера действия насеризма в основном ограничивалась писателями, интеллектуалами и второстепенными оппозиционными партиями. Нассеристские движения были в значительной степени омрачены исламскими политическими организациями, особенно «Братьями-мусульманами». Это было частью общей тенденции в Египте и арабском мире, заключающейся в том, что арабский национализм затмевается и даже затмевается политическим исламом. В Египте насеристская партия позиционирует себя как преемница Насера ​​и его Арабский социалистический союз , а также его ответвление, партия Карама Хамдина Сабахи . Однако, как и в случае со всеми оппозиционными партиями в Египте, их деятельность была жестко ограничена режимом Мубарака до египетской революции 2011 года .

В то время как Насер правил Египтом посредством строго авторитарной однопартийной системы с крайними ограничениями на любую форму политического инакомыслия, современные насеристы подчеркивают свою поддержку демократии , объясняя автократические эксцессы Насера ​​необходимостью реализации его революционной политики.

арабского мира за пределами Влияние

Насер и Че Гевара в 1966 году.

Несмотря на то, что насеризм является типично арабской идеологией, он в определенной степени повлиял на левые движения в других частях развивающегося мира, особенно в странах Африки к югу от Сахары и Латинской Америке . При Насере египетское правительство оказывало как моральную, так и материальную поддержку освободительным движениям стран южнее Сахары, борющимся с европейским империализмом. Нельсон Мандела , бывший президент ЮАР и лидер Африканского национального конгресса , отметил, что эта поддержка имеет решающее значение для поддержания морального духа таких движений, в том числе в Южной Африке. Подобные чувства были выражены Фиделем Кастро , бывшим президентом Кубы , в отношении кубинской революции и более поздних конфликтов Кубы с правительством Соединенных Штатов . Оба мужчины заявили, что сопротивление Египта под руководством Насера ​​совместному британскому, французскому и израильскому вторжению в Египет в 1956 году оказалось вдохновляющим для их собственных движений.

Уго Чавес , покойный президент Венесуэлы и лидер самопровозглашенной Боливарианской революции , назвал насеризм прямым влиянием на его собственное политическое мышление, заявив: «Кто-то говорил со мной о его пессимизме относительно будущего арабского национализма. Я сказал ему, что Я был настроен оптимистично, потому что идеи Насера ​​все еще живы. Насер был одним из величайших людей в арабской истории, мягко говоря, я насерист с тех пор, как был молодым солдатом». [34] [35]

Левый британский политик Джордж Галлоуэй назвал Гамаля Абдель Насера ​​«одним из величайших людей 20-го века». [36] и неоднократно призывал арабские правительства принять принципы насеризма в 21 веке.

См. также [ править ]

Сноски [ править ]

  1. ^ Салем 2020 , с. 136-137: «Строительство Высокой плотины, финансирование которого поступило за счет национализации канала, было аналогичным образом связано с глобальными дебатами вокруг промышленности и самодостаточности и стало поворотным моментом деколонизации, символизировавшим конец Глобальное влияние Британии и появление Насера ​​как лидера арабского национализма».
  2. ^ Исмаэль, Тарек Ю. (1976). Арабские левые . Сиракьюс, Нью-Йорк : Издательство Сиракузского университета. п. 10. ISBN  0-8156-0124-7 . В главах 2, 3, 4 и 5 рассматриваются четыре основные левые националистические силы, возникшие в эпоху после Второй мировой войны: Баас, прогрессивные социалисты Ливана, арабское националистическое движение и насеризм (написано Жаклин Исмаэль ).
  3. ^ Альфадель, Халифа А. (2016). Провал арабской весны . Ньюкасл-апон-Тайн : Издательство Cambridge Scholars Publishing. п. 15. ISBN  978-1-4438-9789-1 . Период левого национализма Насера ​​был известен как насеризм. Идеологические корни насеризма можно найти в его великом произведении: «Освобождение Египта».
  4. ^
  5. ^ https://www.opendemocracy.net/en/egypt_mahfouz_4025jsp/
  6. ^ «Насеризм» .
  7. ^ Анис Х. Байректаревич (2017). «Нет азиатского века без паназиатских институтов» . тнп.но. Это послужило двойной цели; первоначально, чтобы сдержать левый насеристский панарабизм, который вводил республиканский тип эгалитарного правительства на Ближнем Востоке.
  8. ^ Ихсан Йылмаз; Раджа М. Али Салим (1 марта 2022 г.). «Военные и популизм: глобальный тур с особым акцентом на примере Пакистана» (PDF) . Популизм и политика (10). Европейский центр исследований популизма (ECPS): 12. doi : 10.55271/pp0010 . S2CID   247207638 . Левый популизм был также принят многими лидерами военных переворотов в Африке, такими как Гамаль Абдель Насер в Египте (правил в 1956-70 гг.), Бен Белла (правил в 1962-65 гг.) в Алжире и Томас Санкара (правил в 1983-87 гг.) в Буркина-Фасо. Некоторые из этих генералов «сгустили» свой популизм национализмом и транснационализмом. Насер традиционно был левым популистским лидером, однако он использовал идеи панарабизма для создания национальной идентичности не только Египта, но и арабов всего Ближнего Востока.
  9. ^ Фарах, Надя Рамсис (1986). Религиозная борьба в Египте: кризис и идеологический конфликт в семидесятые годы . Том. 9. Издательство «Гордон и Бреч Сайенс». п. 113. ИСБН  978-0-415-81122-4 . Арабский социализм пропагандировался как доминирующая идеология режима Насера. Исламское измерение сыграло роль в арабском социализме. Однако ислам был сведен к личной сфере, и режим не пропагандировал ислам, за исключением периодов кризиса, таких как период, последовавший за поражением арабов в 1967 году.
  10. ^ Фридман, Джереми (4 января 2022 г.). Созрели для революции: построение социализма в третьем мире . Издательство Гарвардского университета. п. 173. ИСБН  9780674269767 . «В то время, когда ведущие светила африканского социализма — такие люди, как Гамаль Абдель Насер…
  11. ^ Паоло Чиоккетти (23 января 2017 г.). «Популизм» . резюме.uni.lu . Revue de l'euro, Люксембургский университет. doi : 10.25517/RESUME-JyutQzd-2017 . В научной литературе оно использовалось для описания широкого спектра, казалось бы, несопоставимых политических явлений: латиноамериканских «национал-популистов» (например, перонистов), авторитарных режимов «третьего мира» (например, насеризма) , современных радикальных правых (например, Французский национальный фронт) и радикальные левые (например, греческая СИРИЗА) партии, исламские фундаменталисты (например, «Братья-мусульмане») и харизматические лидеры всех мастей (например, Альберто Фухимори, Росс Перо, Сильвио Берлускони, Пим Фортейн и Уго Чавес).
  12. ^ Мили, Амель (май 2009 г.). Исследование связи между гендерной политикой и представительным правительством в Магрибе: аналитические и эмпирические наблюдения (докторская диссертация). Ньюарк, Нью-Джерси: Государственный университет Нью-Джерси. п. 51. Некоторые из идеологий, получивших некоторую популярность, по крайней мере в течение некоторого времени, включают баасизм (Ирак, Сирия), социализм (Алжир, Египет, Ирак, Сирия, Тунис, Ливия и Йемен с 1950-х годов), коммунизм (Южный Йемен). в 1960-е годы), панарабский насеризм (Египет, а также те немногие страны, которые присоединились к нему в то или иное время в рамках недолговечных союзов) и государственный капитализм, слитый с монархией (государства Персидского залива, Иордания и Марокко).
  13. ^ Салем, Сара (апрель 2020 г.). «2 - Гегемония в Египте». Антиколониальная загробная жизнь в Египте: политика гегемонии . Глобальный Ближний Восток. Издательство Кембриджского университета. п. 98. ИСБН  9781108868969 . Антиимпериализм Насера ​​и дискурс арабского социализма оказались близки большинству египтян, для которых социальная справедливость и экономическая независимость были центральными проблемами.
  14. ^ Диапазон, Уиллард (1959). «Интерпретация насеризма» . Западный политический ежеквартальный журнал . 12 (4): 1005–1016. дои : 10.2307/443794 . JSTOR   443794 .
  15. ^ https://etd.lib.metu.edu.tr/upload/12617062/index.pdf
  16. ^
    • Исмаэль, Тарек Ю. (1976). Арабские левые . Сиракьюс, Нью-Йорк : Издательство Сиракузского университета. п. 10. ISBN  0-8156-0124-7 . В главах 2, 3, 4 и 5 рассматриваются четыре основные левые националистические силы, возникшие в эпоху после Второй мировой войны: Баас, прогрессивные социалисты Ливана, арабское националистическое движение и насеризм (написано Жаклин Исмаэль ).
    • Альфадель, Халифа А. (2016). Провал арабской весны . Ньюкасл-апон-Тайн : Издательство Cambridge Scholars Publishing. п. 15. ISBN  978-1-4438-9789-1 . Период левого национализма Насера ​​был известен как насеризм. Идеологические корни насеризма можно найти в его великом произведении: «Освобождение Египта».
    • Гинат, Рами (1997). Незавершенная революция в Египте: Лютфи аль-Хули и социализм Насера ​​в 1960-е годы . Портленд, Орегон : Frank Cass & Co Ltd., с. 190. ИСБН  0-7146-4295-9 . В то же время Насер, стремясь доказать глубину своей приверженности социализму, обратился к аль-Хули: «Лютфи! Тебе не трудно быть слева от меня? Никто не может быть более левым, чем я».
    • Кэтрин Барымова (9 августа 2017 г.). «Прокси-конфликт перерос в гражданский кризис: понимание сирийских политических движений во внешней политике США» . Программа почестей Сиракузского университета Capstone Projects . 992 . Сиракузский университет: 35. Таким образом, доктрина Эйзенхауэра была попыткой посредством экономической и военной помощи побудить правительства открыто встать на сторону Запада в холодной войне, тем самым отклоняясь от левого режима Насера ​​и его региональных союзников, включая сирийское правительство и насеристские оппозиционные партии в других арабских странах.
  17. ^ Панарабские цвета , crwflags.com
  18. ^ Исмаэль, Тарек Ю. (1976). Арабские левые . Сиракьюс, Нью-Йорк : Издательство Сиракузского университета. п. 91. ИСБН  0-8156-0124-7 .
  19. ^ Хармон, Стивен А. (9 марта 2016 г.). Террор и повстанческое движение в регионе Сахара-Сахель: коррупция, контрабанда, джихад и война в Мали 2012-2013 годов . Рутледж. п. 46. ​​ИСБН  978-1-317-04606-6 .
  20. ^ Сайиг, Юсуф А. (30 октября 2014 г.). Экономика арабского мира (RLE Экономика Ближнего Востока): развитие с 1945 года . Рутледж. п. 433. ИСБН  978-1-317-59805-3 .
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Росс, Джеффри Ян (4 марта 2015 г.). Религия и насилие: энциклопедия веры и конфликтов от древности до наших дней . Рутледж. стр. 486–487. ISBN  978-1-317-46109-8 .
  22. ^ «Лидеры нассеристов объединяются вокруг кандидата в президенты Хамдина Сабахи» . ru.aswatmasriya.com . Проверено 27 декабря 2023 г.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ватикиотис, Панайотис Джерасимоф (1 января 1978 г.). Насер и его поколение . Крумский шлем. стр. 297–299. ISBN  0856644331 . OCLC   464697929 .
  24. ^ Реджван, Ниссим. Насеристская идеология: ее представители и критики . Рутледж.
  25. ^ Эли., Подех; Онн., Винклер (1 января 2004 г.). Переосмысление насеризма: революция и историческая память в современном Египте . Университетское издательство Флориды. ISBN  9780813031378 . OCLC   77585878 .
  26. ^ Лакер, Уолтер З. (1958). «Политические тенденции в Плодородном полумесяце Валида Халиди». Ближний Восток в переходный период . Нью-Йорк: Ф.А. Прегер. п. 125.
  27. ^ Кливленд, Уильям (2018). История современного Ближнего Востока . Соединенное Королевство: Тейлор и Фрэнсис. п. 305. ИСБН  9780429975134 .
  28. ^ «Что такое насеризм?» . 30 декабря 2020 г.
  29. ^ Шейх 2003 , с. 34.
  30. ^ Шехади и Миллс 1988 , с. 265.
  31. ^ Хелал, Ясмин (2019). «Призраки насеризма в Латинской Америке» .
  32. ^ Альфадель, Халифа А. (2016). Провал арабской весны . Ньюкасл-апон-Тайн : Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 15–16. ISBN  978-1-4438-9789-1 .
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Исмаэль, Тарек Ю. (1976). Арабские левые . Сиракьюс, Нью-Йорк : Издательство Сиракузского университета. стр. 78–84. ISBN  0-8156-0124-7 .
  34. ^ "Президент Венесуэлы Уго Чавес" . МЕМРИ.
  35. ^ «Президент Венесуэлы Уго Чавес: Израиль использует методы Гитлера, США используют методы Дракулы. Я насерист, который пересекал пустыни, ездил на верблюдах и пел вместе с бедуинами. Аль-Джазира играет роль в освобождении мира» . МЕМРИ. Клип №1220 (4 августа 2006 г.). Проверено 16 августа 2013 г.
  36. ^ Джордж Галлоуэй (2005). Я не единственный .

Ссылки [ править ]

  • Шехади, Надим; Миллс, Дана Хаффар (1988). Ливан: история конфликта и консенсуса . ИБТаурис. ISBN  978-1-85043-119-0 .
  • Шейх, Навид С. (2003). Новая политика ислама: панисламская внешняя политика в мире государств . Рутледж. ISBN  978-0-7007-1592-3 .
  • Шуейри, Юсеф М. (2000). Арабский национализм: история: нация и государство в арабском мире . Уайли-Блэквелл. ISBN  978-0-631-21729-9 .
  • Мэнсфилд, Питер (1973). «Насер и насеризм». Международный журнал . 28 (4). Канадский международный совет: 670–688. дои : 10.2307/40201172 . JSTOR   40201172 .
  • Аджами, Фуад (1974). «О Насере и его наследии». Журнал исследований мира . 11 (1). Sage Publications, Ltd.: 41–49. дои : 10.1177/002234337401100104 . S2CID   110926973 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9ebfc3b2557c1ed4431618b4ed9e2d8__1720437840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/d8/d9ebfc3b2557c1ed4431618b4ed9e2d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nasserism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)