Парламентская республика
Из серии «Политика». |
республиканизм |
---|
![]() |
Парламентская республика – это республика , которая действует в рамках парламентской системы правления, в которой исполнительная власть (правительство) черпает свою легитимность и подотчетна законодательному органу (парламенту). Существует ряд разновидностей парламентских республик. В большинстве из них существует четкое различие между главой правительства и главой государства : глава правительства обладает реальной властью, а глава государства занимает церемониальную должность, аналогичную конституционным монархиям . В некоторых странах глава государства имеет резервные полномочия , которые может использовать по своему усмотрению в качестве беспартийного «арбитра» политического процесса. [1] [2] Некоторые совмещают роли главы государства и главы правительства, подобно президентской системе , но с зависимостью от доверия парламента .

Парламентские системы : глава правительства избирается или назначается законодательным органом и подотчетен ему.
Президентская система : Глава правительства (президент) избирается всенародно и не зависит от законодательной власти.
Гибридные системы:
Примечание: на этой диаграмме представлены де-юре системы правления , а не фактическая степень демократии. [ нужна ссылка ]
Полномочия [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2019 г. ) |
В отличие от республик, действующих либо по президентской , либо по полупрезидентской системе , глава государства обычно не обладает исполнительными полномочиями, как исполнительный президент (некоторые из них могут иметь резервные полномочия или немного большее влияние за их пределами), поскольку многие из эти полномочия были предоставлены главе правительства (обычно называемому премьер-министром ). [3] [4] [ нужны разъяснения ]
Однако в парламентской республике с главой государства, срок полномочий которого зависит от парламента, глава правительства и глава государства могут образовывать одну должность (как в Ботсване , Маршалловых Островах , Науру и Южной Африке ), но президент по-прежнему избирается почти так же, как премьер-министр в большинстве Вестминстерских систем . Обычно это означает, что они являются лидерами крупнейшей партии или коалиции партий в парламенте.
В некоторых случаях президент может по закону предоставить ему исполнительные полномочия для осуществления повседневного управления правительством (как в Исландии), но по соглашению они либо не используют эти полномочия, либо используют их только для реализации рекомендации парламента или главы правительства. Таким образом, некоторые парламентские республики можно рассматривать как страны, придерживающиеся полупрезидентской системы, но действующие в рамках парламентской системы.
Историческое развитие [ править ]
Обычно парламентскими республиками являются государства, которые ранее были конституционными монархиями с парламентской системой. [5]
После поражения Наполеона III во франко-прусской войне Франция снова стала республикой – Третьей французской республикой – в 1870 году. Президент Третьей республики имел значительно меньше исполнительных полномочий, чем в двух предыдущих республиках. Третья республика просуществовала до вторжения нацистской Германии во Францию в 1940 году. После окончания войны в 1946 году по аналогичному принципу была создана Четвертая французская республика. Четвертая республика стала эпохой большого экономического роста во Франции и восстановления Франции. социальные институты и промышленность страны после войны и сыграли важную роль в развитии процесса европейской интеграции, который навсегда изменил континент. Были предприняты некоторые попытки усилить исполнительную ветвь власти, чтобы предотвратить нестабильную ситуацию, существовавшую до войны, но нестабильность сохранялась, и в Четвертой республике часто менялись правительства - за десять лет было 20 правительств. Кроме того, правительство оказалось неспособным принимать эффективные решения относительно деколонизации. В результате Четвертая республика рухнула, и Шарль де Голль получил власть на основании декрета, который впоследствии был узаконен одобрением новой конституции на референдуме 28 сентября 1958 года, который привел к созданию Пятая французская республика в 1959 году.
Чили стала первой парламентской республикой в Южной Америке после гражданской войны 1891 года. Однако после переворота 1925 года эта система была заменена президентской . [ оригинальное исследование? ]
Содружество Наций [ править ]
После Лондонской декларации от 29 апреля 1949 года (всего через несколько недель после того, как Ирландия объявила себя республикой и исключила себя из Содружества) республики были приняты в члены Содружества Наций.
Во многих республиках Содружества Наций суверен, ранее представленный генерал-губернатором , обычно заменялся главой государства, не имеющим исполнительных полномочий. Так было в Южной Африке (которая перестала быть членом Содружества сразу после того, как стала республикой, а позже перешла к исполнительному президентству), Мальте , Тринидаде и Тобаго , Индии , Вануату и совсем недавно [ когда? ] Барбадос . Во многих из этих примеров последний генерал-губернатор становился первым президентом. Так было со Шри-Ланкой и Пакистаном .
Другие государства после обретения независимости стали парламентскими республиками.
ними с систем
Полные парламентские республики | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Страна/территория | Глава государства | Глава государства избирается | Камеральная структура | Парламентская республика принята | Предыдущая форма правления | Примечания |
![]() | Байрам Бегай | Парламент большинством в три пятых | однопалатный | 1991 | Однопартийное государство | |
![]() | Ваагн Хачатурян | Парламент абсолютным большинством голосов | однопалатный | 2018 [примечание 1] | Полупрезидентская республика | |
![]() | Мохаммед Шахабуддин | Парламент | однопалатный | 1991 [примечание 2] | Президентская республика | |
![]() | Сандра Мейсон | Парламент, большинством в две трети, если нет совместного выдвижения кандидатур. | двухпалатный | 2021 | Конституционная монархия ( государство Содружества ) | |
![]() | Кристиан Шмидт Милорад Додик Шефик Джаферович Желько Комшич | Прямые выборы коллективного главы государства большинством голосов | двухпалатный | 1991 | Однопартийное государство (часть Югославии ) | |
![]() | Румен Радев | Прямые выборы по двухтуровой системе | однопалатный | 1991 | Однопартийное государство | |
![]() | Лай Чинг-тэ | Прямые выборы, большинством голосов Номинально Национальным собранием [примечание 3] | однопалатный Номинально трехкамерный [примечание 4] | 1946 Лишь номинально парламентская республика с 1996 года. | Однопартийная военная диктатура (материковый Китай) Конституционная монархия (Тайвань в составе Японской империи) | Номинально; Конституция была частично заменена дополнительными статьями , которые предусматривают полупрезидентскую республику с прямыми президентскими выборами и однопалатным законодательным органом. В этих дополнительных статьях есть пункт об истечении срока действия , который прекратит их действие в случае гипотетического возобновления правления Китайской Республики в материковом Китае. |
![]() | Зоран Миланович | Прямые выборы по двухтуровой системе | однопалатный | 2000 | Полупрезидентская республика | |
![]() | Питер Пол | Прямые выборы по двухтуровой системе (с 2013 г.; ранее парламент, большинством голосов) | двухпалатный | 1993 | Парламентская республика (часть Чехословакии ) | |
![]() | Сильвани Бертон | Парламент большинством голосов | однопалатный | 1978 | Ассоциированное государство Соединенного Королевства | |
![]() | Алар Карис | Парламент, большинством в две трети | однопалатный | 1991 [примечание 5] | Президентская республика, впоследствии оккупированная однопартийным государством | |
![]() | Сахле-Ворк Зевде | Парламент, большинством в две трети | двухпалатный | 1991 | Однопартийное государство | |
![]() | Вильям Катонивере | Парламент большинством голосов | однопалатный | 2014 | Военная диктатура | |
![]() | Александр Стабб | Прямые выборы по двухтуровой системе | однопалатный | 2000 [примечание 6] | Полупрезидентская республика | |
![]() | Саломе Зурабишвили | Парламент и региональные делегаты абсолютным большинством голосов | однопалатный | 2018 [примечание 7] | Полупрезидентская республика | |
![]() | Фрэнк Уолтер Штайнмайер | Федеральное собрание (Бундестаг и делегаты штатов [а] ), абсолютным большинством [6] | Два однопалатных учреждения [примечание 8] [7] | 1949 [примечание 9] | Однопартийное государство | |
![]() | Катерина Сакелларопулу | Парламент большинством голосов | однопалатный | 1975 | Военная диктатура; конституционная монархия | |
![]() | Тамаш Сулёк | Парламент большинством голосов | однопалатный | 1990 | Однопартийное государство ( Венгерская Народная Республика ) | |
![]() | Гудни Т. Йоханнессон | Прямые выборы, большинством голосов | однопалатный | 1944 | Конституционная монархия (в личной унии с Данией ) | |
![]() | Драупади Мурму | Парламент и законодательное собрание штата путем мгновенного второго тура голосования | двухпалатный | 1950 | Конституционная монархия (Британский доминион ) | |
![]() | Абдул Латиф Рашид | Парламент, большинством в две трети | однопалатный [примечание 10] | 2005 | Однопартийное государство | |
![]() | Майкл Д. Хиггинс | Прямые выборы путем мгновенного второго тура голосования | двухпалатный | 1949 [примечание 11] | До 1936 года : Конституционная монархия (Британский доминион ). 1936–1949: неоднозначно | |
![]() | Исаак Херцог | Парламент , большинством голосов | однопалатный | 2001 | Полупарламентская республика | |
![]() | Серджио Маттарелла | Делегаты парламента и регионов – большинством в две трети; абсолютным большинством голосов, начиная с четвертого тура голосования, если ни один кандидат не наберет вышеупомянутое большинство в первых трех турах голосования. | двухпалатный | 1946 | Конституционная монархия | Премьер-министр зависит от доверия обеих палат парламента. |
![]() | Вьоса Османи | Парламент, большинством в две трети; простым большинством голосов в третьем туре голосования, если ни один кандидат не наберет вышеупомянутое большинство в первых двух турах голосования. | однопалатный | 2008 | Косово, находящееся под управлением ООН (формально часть Сербии ) | |
![]() | Эдгарс Ринкевичс | Парламент | однопалатный | 1991 [примечание 12] | Президентская республика, впоследствии оккупированная однопартийным государством | |
![]() | Наджиб Микати (Действующий) | Парламент | однопалатный | 1941 | Протекторат ( французский мандат в Ливане ) | |
![]() | Джордж Велла | Парламент, большинством в две трети | однопалатный | 1974 | Конституционная монархия ( государство Содружества) [8] ) [9] | |
![]() | Притхвирадж Сингх Рупун | Парламент большинством голосов | однопалатный | 1992 | Конституционная монархия ( государство Содружества) [10] [11] ) [9] | |
![]() | Майя Санду | Прямые выборы по двухтуровой системе (с 2016 г.; ранее - парламентом, большинством в три пятых) | однопалатный | 2001 | Полупрезидентская республика | |
![]() | Яков Милатович | Прямые выборы по двухтуровой системе | однопалатный | 1992 | Однопартийное государство (Часть Югославии , а после Сербии и Черногории ) | |
![]() | Рам Чандра Пудель | Парламент и законодатели штатов | двухпалатный [12] | 2008 [примечание 13] | Конституционная монархия | |
![]() | Стево Пендаровски | Прямые выборы по двухтуровой системе | однопалатный | 1991 | Однопартийное государство (часть Югославии ) | |
![]() | Асиф Али Зардари | Парламент и законодатели штатов, путем мгновенного второго тура голосования | двухпалатный | 2010 [13] [14] | Независимая от Ассамблеи республика | |
![]() | Анджей Дуда | Прямые выборы большинством голосов | двухпалатный | 1989 | Однопартийное государство ( Польская Народная Республика ) | Польша также считается де-факто полупрезидентской республикой , поскольку президент осуществляет ту или иную форму управления и назначает премьер-министра главой правительства. Затем решение подлежит вотуму доверия парламента. [15] [16] [17] [18] |
![]() | Туималейфано Ваалетоа Суалауви II | Парламент | однопалатный | 1960 | Подопечная территория Новая Зеландия | |
![]() | Александр Вучич | Прямые выборы по двухтуровой системе | однопалатный | 1991 | Однопартийное государство (часть Югославии , а позже Сербии и Черногории ) | |
![]() | Тарман Шанмугаратнам | Прямые выборы (с 1993 г.) | однопалатный | 1965 | Штат Малайзия | |
![]() | Зузана Чапутова | Прямые выборы по двухтуровой системе (с 1999 г.; ранее парламентом) | однопалатный | 1993 | Парламентская республика (часть Чехословакии ) | |
![]() | Наташа Пирц Мусар | Прямые выборы по двухтуровой системе | двухпалатный | 1991 | Однопартийное государство (часть Югославии) | |
![]() | Хасан Шейх Мохамуд | Парламент | двухпалатный | 2012 [примечание 14] | Однопартийное государство | |
![]() | Кристин Кенгалу | Парламент | двухпалатный | 1976 | Конституционная монархия ( государство Содружества) [19] ) [9] | |
![]() | Отдайте это Вуробараву. | Председатели парламента и региональных советов большинством голосов | однопалатный | 1980 | Британско-французский кондоминиум ( Новые Гебриды ) | |
Парламентские республики с исполнительным президентством | ||||||
Страна | Глава государства | Глава государства избирается | Камеральная структура | Принята парламентская республика с исполнительным президентством. | Предыдущая форма правления | Примечания |
![]() | Мокгвитси миссис | Парламент большинством голосов | однопалатный | 1966 | Британский протекторат ( Протекторат Бечуаналенд ) | |
![]() | Стандартная палатка | Прямые выборы, большинством голосов | однопалатный | 1979 | Протекторат | После всеобщих выборов, на которых граждане избирают членов Палаты собрания , члены выбирают из своей среды «не менее 3 и не более 4 кандидатов» на пост президента. Никакое другое лицо не может баллотироваться в качестве кандидата. Затем граждане Кирибати избирают президента из числа предложенных кандидатов большинством голосов . [20] |
![]() | Дэвид Кабуа | Парламент | двухпалатный | 1979 | Подопечная территория ООН (часть подопечной территории Тихоокеанские острова ) | |
![]() | Только на Руси | Парламент | однопалатный | 1968 | Опека ООН между Австралией , Новой Зеландией и Соединенным Королевством . | |
![]() | Сирил Рамафоса | Парламент большинством голосов | двухпалатный | 1961 | Конституционная монархия ( государство Содружества) [21] [22] [23] ) [9] | Была полноценной парламентской республикой с 1961 по 1984 год; принял исполнительный пост президента в 1984 году. |
Независимые от сборки системы | ||||||
Страна | Глава государства | Глава государства избирается | Камеральная структура | Принята независимая от Ассамблеи республика | Предыдущая форма правления | Примечания |
![]() | Уэсли Симина | Парламент большинством голосов | однопалатный | 1986 | Подопечная территория ООН (часть подопечной территории Тихоокеанские острова ) | Президенту помогает вице-президент , оба из которых избираются Конгрессом ФШМ из числа членов в целом на четырехлетний срок. [24] |
![]() | Ирфаан Али | Полупрямые выборы, большинством голосов [25] (вакансии заполняются Парламентом большинством голосов) | однопалатный | 1980 | Полная парламентская республика | |
![]() | Франческо Муссони Джакомо Симончини | Парламент | однопалатный | 1291 | Теократия (часть Папской области ) | Два коллективных главы государств и глав правительств, капитаны-регенты. |
![]() | Чан Сантохи | Парламент | однопалатный | 1987 | Полная парламентская республика | |
Директорские системы | ||||||
Страна | Глава государства | Глава государства избирается | Камеральная структура | Парламентская республика принята | Предыдущая форма правления | Примечания |
![]() | Гай Пармелин Игнатий Кассис Ули Маурер Симонетта Соммаруга Ален Берсе Карин Келлер Саттер Виола Амхерд | Парламент путем исчерпывающего голосования на совместном заседании обеих палат. | двухпалатный | 1848 | Конфедерация государств | Также проводятся референдумы по инициативе граждан. |
ними с систем
Страна | Стал парламентский республика | Статус измененный | Изменено на | Причина изменения | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Полные парламентские республики | |||||
![]() | 1921 | 1931 | Однопартийная парламентская республика | Создание Абхазской Автономной Советской Социалистической Республики. | Имел коллективного главу государства с отдельным председателем. Однопартийная система при Коммунистической партии Абхазии. |
![]() | 1931 | 1991 | Полная парламентская республика | Конституционная поправка | До 1990 года имел коллективного главу государства с отдельным председателем. Однопартийная система при Коммунистической партии Абхазии. |
![]() | 1991 | 1994 | Полупрезидентская республика | Принята новая конституция | |
![]() | 1918 | 1920 | Однопартийная парламентская республика | Создание Армянской Советской Социалистической Республики. | |
![]() | 1920 | 1991 | Многопартийная полупрезидентская республика | Конституционная поправка | До 1990 года имел коллективного главу государства с отдельным председателем. Однопартийная система Коммунистической партии Армении. |
![]() | 1920 | 1929 | Полупрезидентская система | Конституционная поправка | |
![]() | 1918 | 1920 | Однопартийная парламентская республика | Создание Азербайджанской Советской Социалистической Республики. | |
![]() | 1920 | 1990 | Президентская республика | Конституционная поправка | Имел коллективного главу государства с отдельным председателем. Однопартийная система Коммунистической партии Азербайджана. |
![]() | 1918 | 1920 | Однопартийная парламентская республика | Создание Белорусской Советской Социалистической Республики. | |
![]() | 1920 | 1990 | Полная парламентская республика | Конституционная поправка | Имел коллективного главу государства с отдельным председателем. Однопартийная система при Коммунистической партии Белоруссии. |
![]() | 1990 | 1994 | Президентская республика | Принята новая конституция | |
![]() | 1961 | 1963 | Президентская система | референдум | |
![]() | 1948 | 1962 | Военная диктатура | Государственный переворот в Бирме 1962 года. | |
![]() | 1891 | 1924 | Военная хунта | Государственный переворот 1924 года в Чили. | |
1925 | 1925 | Президентская система | Новая конституция | ||
![]() | 1947 | 1972 (фактически) | Президентская система | Конституция приостановлена | Положения, устанавливающие парламентскую республику, остаются в Конституции, которая в целом действует, но их действие приостановлено Дополнительными статьями , в которых есть пункт об истечении срока действия , который прекратит их действие в случае гипотетического возобновления правления Китайской Республики в материковом Китае. |
1991 (де-юре; номинально остается парламентским) | Полупрезидентская система | дополнительные статьи Конституции Приняты | |||
![]() | 1920 | 1939 | Однопартийное государство | Мюнхенское соглашение | |
![]() | 1945 | 1948 | Однопартийная парламентская республика | Государственный переворот | |
![]() | 1948 | 1989 | Многопартийная парламентская республика | Бархатная революция | Однопартийная система Коммунистической партии Чехословакии. |
![]() | 1989 | 1992 | Государство распалось | Бархатный развод | |
![]() | 1946 | 1950 | Государство распалось | Присоединился к Республике Индонезия. | |
![]() | 1920 | 1934 | Однопартийная парламентская республика | Государственный переворот 1934 года в Эстонии. | В июне 1940 года Эстония была оккупирована и аннексирована Советским Союзом . |
1934 | 1938 | Однопартийная президентская республика | Принята новая конституция | ||
![]() | 1870 | 1940 | Марионеточное государство | Немецкая оккупация Второй мировой войны | |
![]() | 1946 | 1958 | Полупрезидентская система | Принята новая конституция | |
![]() | 1918 | 1921 | Однопартийная парламентская республика | Создание Грузинской Советской Социалистической Республики и Социалистической Советской Республики Абхазия. | |
![]() | 1921 | 1991 | Многопартийная полупрезидентская республика | Конституционная поправка | До 1990 года имел коллективного главу государства с отдельным председателем. Однопартийная система Коммунистической партии Грузии. |
![]() | 1970 | 1980 | Независимая от Ассамблеи республика | Принята новая конституция | |
![]() | 1946 | 1949 | Однопартийное государство | Создание Венгерской Народной Республики. | |
![]() | 1945 | 1959 | Президентская система | Президентская конституция восстановлена в силе | |
![]() | 1948 | 1996 | Полупарламентская система | Конституционная поправка | |
![]() | 2008 | 2013 | Президентская система | Новая конституция и выборы | Отдельный премьер-министр существовал в период с 2008 по 2013 год. Переход к полностью президентской системе был законодательно закреплен в 2010 году, но вступил в силу только в 2013 году. |
![]() | 1960 | 1961 | Военная хунта | 16 мая переворот | |
![]() | 1936 | 1990 | Президентская республика | Конституционная поправка | Имел коллективного главу государства с отдельным председателем. Однопартийная система Коммунистической партии Казахстана. |
![]() | 1936 | 1990 | Президентская республика | Конституционная поправка | Имел коллективного главу государства с отдельным председателем. Однопартийная система Коммунистической партии Киргизии. |
![]() | 2010 | 2021 | Президентская республика | референдум | Конституция Кыргызстана 2010 года ввела в стране парламентскую систему, оставаясь при этом де-факто полупрезидентской республикой , при этом президент сохранил многие формы исполнительной власти, такие как назначение премьер-министра главой правительства. Это решение было вынесено парламентским вотумом доверия. [26] |
![]() | 1922 | 1934 | Однопартийная парламентская республика | Государственный переворот в Латвии 1934 года. | В июне 1940 года Латвия была оккупирована и аннексирована Советским Союзом . |
1934 | 1940 | Государство распалось | Вторая мировая война, советская оккупация | ||
![]() | 1920 | 1926 | Однопартийное государство | Государственный переворот в Литве 1926 г. | В июне 1940 года Литва была оккупирована и аннексирована Советским Союзом . |
![]() | 1990 | 1992 | Многопартийная полупрезидентская республика | Принята новая конституция | В феврале 1993 года в Литве проводятся первые президентские выборы после восстановления государства. |
![]() | 1940 | 1990 | Многопартийная полупрезидентская республика | Конституционная поправка | Имел коллективного главу государства с отдельным председателем. Однопартийная система Коммунистической партии Молдавии. |
![]() | 1963 | 1966 | Военная диктатура (что привело в 1979 году к созданию демократической президентской Второй Нигерийской Республики ) | Государственный переворот | |
![]() | 1956 | 1958 | Военная диктатура | Государственный переворот в Пакистане 1958 года. | |
1973 | 1978 | Государственный переворот в Пакистане 1977 года. | |||
1997 | 1999 | Государственный переворот 1999 года в Пакистане | |||
2002 | 2003 | Независимая от Ассамблеи республика | Конституционная поправка | ||
![]() | 1919 | 1935 | Президентская система | Принята новая конституция | |
![]() | 1911 | 1926 | Военная диктатура (что привело в 1933 г. в Estado Novo однопартийную президентскую республику ) | 28 мая переворот | |
![]() | 1899 | 1901 | Военная диктатура США (Де-факто колония ) | Захват Эмилио Агинальдо американскими войсками | |
![]() | 1973 | 1981 | Полупрезидентская система (де-факто военная диктатура в условиях военного положения с 1972 по 1986 год.) | Конституционная поправка | |
![]() | 1960 | 1965 | Военная диктатура (Де-факто однопартийное государство ) | Государственный переворот 1965 года в Конго | |
![]() | 1970 | 1979 | Парламентская система | Создание Зимбабве-Родезии | Политические права были ограничены белым меньшинством. |
![]() | 1917 | 1991 | Многопартийная полупрезидентская республика | референдум | |
![]() | 1922 | 1990 | Многопартийная полупрезидентская республика | Конституционная поправка | До 1989 года имел коллективного главу государства с отдельным председателем. Однопартийная система Коммунистической партии Советского Союза. |
![]() | 1873 | 1874 | Конституционная монархия | Восстановление монархии | |
![]() | 1931 | 1939 | Однопартийное государство (которая объявила себя конституционной монархией в 1947 году) | Государственный переворот | |
![]() | 1975 | 1987 | Независимая от Ассамблеи республика | Принята новая конституция | |
![]() | 1972 | 1978 | Полупрезидентская система | Принята новая конституция | |
![]() | 1930 | 1958 | Государство распалось | Создание Объединенной Арабской Республики | Слияние с Объединенной Арабской Республикой , которая действовала как однопартийная президентская система. |
![]() | 1961 | 1963 | Однопартийная президентская система | Государственный переворот 1963 года в Сирии. | |
![]() | 1852 | 1902 | Колония Британской империи | Вторая англо-бурская война | |
![]() | 1929 | 1990 | Президентская республика | Конституционная поправка | Имел коллективного главу государства с отдельным председателем. Однопартийная система Коммунистической партии Таджикистана. |
![]() | 1923 | 2018 | Президентская система | референдум | |
![]() | 1925 | 1990 | Президентская республика | Конституционная поправка | Имел коллективного главу государства с отдельным председателем. Однопартийная система при Коммунистической партии Туркменистана |
![]() | 1963 | 1966 | Однопартийное государство | Приостановление действия конституции | |
![]() | 1917 | 1918 | Состояние клиента | Государственный переворот 1918 года на Украине. | |
1918 | 1919 | Однопартийная парламентская республика | Создание Украинской Советской Социалистической Республики. | ||
1921 | Государство распалось | Рижский договор | |||
![]() | 1919 | 1991 | Многопартийная полупрезидентская республика | Конституционная поправка | До 1990 года имел коллективного главу государства с отдельным председателем. Однопартийная система при Коммунистической партии Украины. |
![]() | 1924 | 1990 | Президентская республика | Конституционная поправка | Имел коллективного главу государства с отдельным председателем. Однопартийная система при Коммунистической партии Узбекистана |
![]() | 1945 | 1953 | Парламентская республика с исполнительным президентством | Конституционная поправка | Имел коллективного главу государства с отдельным председателем. Однопартийная система Коммунистической партии Югославии. |
![]() | 1979 | 1979 | Зависимая территория | Возвращение в Южную Родезию | |
![]() | 1980 | 1987 | Президентская система | Конституционная поправка | |
Парламентские республики с исполнительным президентством | |||||
Страна | Стал парламентский республика с руководителем президентство | Статус измененный | Изменено на | Причина изменения | Примечания |
![]() | 1970 | 1982 | Президентская система | Конституционная поправка | Президент избирался полупрямым путем двойного одновременного голосования по округам , при этом вакансии заполнялись парламентом; вотум недоверия автоматически повлек за собой досрочные парламентские выборы . Президентские выборы были проведены полностью прямыми и отделенными от парламентских выборов в 1982 году. |
![]() | 1964 | 2008 | Полная парламентская система | Коалиция и разделение власти | Первоначально президент избирался полупрямым путем двойного одновременного голосования по округам , при этом вакансии заполнялись парламентом; вотум недоверия автоматически влек за собой либо отставку президента, либо досрочные парламентские выборы . Президентские выборы в 1969 году были проведены полностью прямыми, в том числе после открытия вакансии, но их график оставался привязанным к парламентским выборам. Отдельный премьер-министр существовал в период с 2008 по 2013 год. |
![]() | 1953 | 1963 | Независимая от Ассамблеи республика | Новая конституция | Однопартийная система Союза коммунистов Югославии. |
Независимые от сборки системы | |||||
Страна | Стал сборка- независимый республика | Статус измененный | Изменено на | Причина изменения | Примечания |
![]() | 1960 | 1966 | Военная диктатура (Что привело к созданию полностью парламентской Второй Республики Гана ) | Государственный переворот | |
![]() | 1985 | 1997 | Полная парламентская республика | Конституционная поправка | |
2003 | 2010 | Конституционная поправка | |||
![]() | 1992 | 2000 | Полупрезидентская республика | Конституционная поправка | |
![]() | 1962 | 1964 | Государство распалось | Создание Объединенной Республики Танзания | Присоединился к Объединенной Республике Танзания , которая действовала как однопартийная президентская система. |
![]() | 1963 | 1980 | Директорская республика | Новая конституция и смерть Иосипа Броз Тито | Однопартийная система Союза коммунистов Югославии. Изменение директорской системы было законодательно закреплено в 1973 году, но вступило в силу только в 1980 году. |
Директорские системы | |||||
![]() | 1980 | 1992 | — | Распад Югославии | Однопартийная система Союза коммунистов Югославии. |
См. также [ править ]
- Список стран по системе правления
- Конституционная монархия
- Парламентская система
- Республика
- республиканизм
- Полупрезидентская система
- Полупарламентская система
Примечания [ править ]
- ↑ Изменено после референдума 2015 года .
- ↑ Ранее с 1972 по 1975 год была парламентской республикой.
- ↑ Конституция Китайской Республики вступила в силу 25 декабря 1947 года, когда гражданская война в Китае шла . 1 октября 1949 года возглавляемую Гоминьданом Китайскую Республику (КР) на материковом Китае сменила Китайская Народная Республика , однопартийное государство, управляемое Коммунистической партией Китая . Затем с 7 декабря правительство Китайской Республики было ограничено пребыванием на острове Тайвань . Положения, устанавливающие парламентскую республику, остаются в Конституции, но их действие приостановлено Дополнительными статьями , которые установили прямые президентские выборы с 1996 года.
- ↑ Согласно Дополнительным статьям , Контрольный юань перестал быть парламентской палатой в 1993 году, а Национальное собрание было распущено в 2005 году, оставив Законодательный юань в качестве однопалатной палаты. Функции Национального собрания были переданы Законодательному юаню и общенациональным референдумам . Согласно Интерпретации Судебного Юаня №. 76. Должны ли Национальное собрание, Законодательный юань и Контрольный юань рассматриваться в совокупности как эквиваленты парламентов демократических стран? выпущено 3 мая 1957 года: Конституция была принята по настоянию доктора Сунь Ятсена. Помимо Национальной ассамблеи были созданы пять юаней, концепция которых не совсем аналогична системе разделения властей. Национальное собрание, представляющее всех граждан, осуществляет политическую власть, Законодательный юань является высшим законодательным институтом страны, а Контрольный юань является высшим контролирующим институтом страны. Все они состоят из представителей или членов, которые прямо или косвенно избираются народом. Их функции и полномочия аналогичны тем важным полномочиям, которыми обладают парламенты демократических стран. Хотя некоторые из их подходов к осуществлению власти, такие как регулярное ежегодное собрание, кворум и резолюция большинства, не такие же, как в парламентах демократических стран, Национальное собрание, Законодательный юань и Контрольный юань, начиная с С точки зрения характера их статусов и функций в Конституции, их следует рассматривать как эквиваленты парламентов демократических стран.
- ^ Эстония ранее была парламентской республикой между 1918 и 1934 годами, когда система была изменена на президентскую систему, которая впоследствии была свергнута в результате государственного переворота . В 1938 году Эстония наконец приняла президентскую систему, а в июне 1940 года была незаконно оккупирована Советским Союзом . Снова стала парламентской республикой в 1990 году с введением переходного периода для восстановления полной независимости, которая была достигнута к 1991 году.
- ↑ По словам Дэвида Артера, первого кафедры политики Абердинского университета, ранее это была полупрезидентская республика, а теперь парламентская республика. В своей книге «Скандинавская политика сегодня» (издательство Манчестерского университета, редакция 2008 г.) ISBN 9780719078538 ), цитирует он. Ноусиайнен, Яакко (июнь 2001 г.). «От полупрезидентского правления к парламентскому правительству: политические и конституционные изменения в Финляндии». Скандинавские политические исследования . 24 (2): 95–109. дои : 10.1111/1467-9477.00048 . следующим образом: «Для эпитета «полупрезидентский» вряд ли есть основания». Собственные выводы Артера лишь немного более нюансированы: «Принятие новой конституции 1 марта 2000 года означало, что Финляндия больше не была страной с полупрезидентским правительством, кроме как в минималистском смысле ситуации, когда всенародно избранный президент на срочный срок существует наряду с премьер-министром и кабинетом министров, которые несут ответственность перед парламентом (Elgie 2004: 317)». Согласно Конституции Финляндии, президент не имеет возможности управлять правительством без одобрения министров и не имеет права распускать парламент по своему собственному желанию. Фактически в Совете глав государств и правительств Европейского Союза Финляндию представляет ее премьер-министр, а не ее президент. Поправки к конституции 2012 года еще больше сократили полномочия президента.
- ^ «Саломе Зурабишвили победила во втором туре президентских выборов в Грузии» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 29 ноября 2018 года . Проверено 3 января 2019 г.
- ^ Бундесрат законодательного иногда называют верхней палатой собрания Германии. Это технически неверно, поскольку Конституция Германии определяет Бундестаг и Бундесрат как два отдельных законодательных института. В нем Бундесрат описывается как конституционный орган, представляющий 16 земель (государств) Германии. Следовательно, федеральный законодательный орган Германии состоит из двух однопалатных законодательных институтов, а не одного двухпалатного парламента . Однако сам Федеральный конституционный суд в английском переводе этого решения сослался на Бундесрат.
- ^ В случае бывших западногерманских государств, включая бывший Западный Берлин , предыдущим однопартийным государством была нацистская Германия , но в случае Новых земель и бывшего Восточного Берлина это Восточная Германия . Воссоединение Германии произошло 3 октября 1990 года, когда пять восстановленных земель Германской Демократической Республики (Восточная Германия) присоединились к Федеративной Республике Германия, а Берлин был объединен в единый город-государство. Таким образом, эта дата относится к сегодняшней Федеративной Республике Германия в целом, хотя территория бывшей Восточной Германии не входила в состав этой парламентской республики до 1990 года.
- ^ Официально двухпалатная верхняя палата по сей день никогда не вступала в функции.
- ^ Глава государства был неоднозначным с 1936 года до тех пор, пока Закон об Ирландской Республике. 18 апреля 1949 года не вступил в силу Меньшинство ирландских республиканцев утверждает, что Ирландская республика, провозглашенная в 1919 году, все еще существует.
- ↑ Латвия ранее была парламентской республикой в период с 1921 по 1934 год, когда тогдашний премьер-министр Карлис Улманис пришел к власти в результате государственного переворота . В июне 1940 года Латвия была оккупирована и аннексирована Советским Союзом .
- ^ При переходном правительстве с 2006 по 2015 год; это переходное правительство было ответственно перед избранным Учредительным собранием , которое приняло решение о создании республики в 2008 году.
- ↑ В период с 1991 по 2012 год имел переходное правительство.
- ^ Федеральное собрание состоит из всех членов Бундестага. Другая половина распределяется между 16 землями, каждая из которых затем избирает членов для избрания президента Германии. Часто немецких знаменитостей выбирают парламенты штатов.
Ссылки [ править ]
- ^ Туми, Энн . «Объяснитель австралийской политики: увольнение Гофа Уитлама с поста премьер-министра» . Разговор . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ «Роль президента» . Таймс оф Индия . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Туми, Энн . «Объяснитель австралийской политики: увольнение Гофа Уитлама с поста премьер-министра» . Разговор . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ «Роль президента» . Таймс оф Индия . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Аренд Лейпхарт, изд. (1992). Парламентское и президентское правительство . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-878044-1 .
- ^ «Арт 54 ГГ – Айнцельнорм» . www.gesetze-im-internet.de . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «Состав Федерального совета» . Федеральный совет (на немецком языке) . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «Мальта: Главы государств: 1964-1974» . Archontology.org . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Титулы британских монархов: 1867-2018» . Archontology.org . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ «Маврикий: Главы государств: 1968-1992» . Archontology.org . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Пакстон, Джон (1984). Ежегодник государственного деятеля за 1984–85 годы . Пэлгрейв Макмиллан . п. 29. ISBN 978-0-333-34731-7 . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ↑ Конституция Непала. Архивировано 23 декабря 2015 г., в Wayback Machine.
- ^ Киран Халид (9 апреля 2010 г.). «Пакистанские законодатели одобряют ослабление президентских полномочий» . CNN . Проверено 14 апреля 2010 г.
- ^ « 18-я поправка о восстановлении Конституции » . Nation.com.pk. Архивировано из оригинала 14 апреля 2010 года . Проверено 14 апреля 2010 г.
- ^ Весер, Эрнст [на немецком языке] (23 сентября 1997 г.). «Концепция полупрезидентского правления-Дюверже — модель новой политической системы» (PDF) (на английском и китайском языках). Департамент образования, Педагогическая школа Кёльнского университета . стр. 39–60. Архивировано из оригинала (PDF) 24 апреля 2021 года . Проверено 21 августа 2017 г.
Дюамель развил этот подход дальше: он подчеркивает, что французская конструкция не соответствует ни парламентской, ни президентской форме правления, а затем развивает различие между «политической системой» и «конституционным режимом». В то время как первое включает в себя осуществление власти, являющееся результатом доминирующей институциональной практики, второе представляет собой совокупность правил доминирующей институциональной практики власти. Таким образом, Франция предстает как «президентская система», наделенная «полупрезидентским режимом» (1983: 587). Дюверже По этому стандарту он признает плеяду полупрезидентскими режимами, а также Польшу, Румынию, Болгарию и Литву (1993: 87).
- ^ Шугарт, Мэтью Соберг (сентябрь 2005 г.). «Полупрезидентские системы: модели двойной исполнительной и смешанной власти» (PDF) . Высшая школа международных отношений и тихоокеанских исследований . Архивировано из оригинала (PDF) 19 августа 2008 года . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ Шугарт, Мэтью Соберг (декабрь 2005 г.). «Полупрезидентские системы: модели двойной исполнительной и смешанной власти» (PDF) . Французская политика . 3 (3): 323–351. дои : 10.1057/palgrave.fp.8200087 . Проверено 21 августа 2017 г.
Даже если президент не имеет права по своему усмотрению формировать кабинеты министров или права распускать парламент, его или ее конституционные полномочия можно считать «весьма значительными» в смысле Дюверже, если одобренные в парламенте законы кабинета министров могут быть заблокированы избранным народом представителем. Такие полномочия особенно актуальны, если для преодоления вето требуется чрезвычайное большинство, как в Монголии, Польше и Сенегале. В этих случаях, хотя правительство полностью подотчетно парламенту, оно не может принимать законы, не принимая во внимание потенциально различные политические предпочтения президента.
- ^ Макменамин, Иэн. «Полупрезидентизм и демократизация в Польше» (PDF) . Школа права и государственного управления Дублинского городского университета . Архивировано из оригинала (PDF) 12 февраля 2012 года . Проверено 11 декабря 2017 г.
- ^ «Тринидад и Тобаго: Главы государств: 1962-1976» . Archontology.org . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ «Парламент Кирибати - Конституция» . 16 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 16 апреля 2009 г. Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ «Южная Африка: Главы государств: 1910-1961» . Archontology.org . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Карлин, Джон (31 мая 1994 г.). «Южная Африка возвращается в состав Содружества» . Независимый . Архивировано из оригинала 25 мая 2022 г. Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ «Некоторые антиреспубликанцы говорят о сецессии» . Саскатун Стар-Феникс . 11 октября 1960 года . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ "Исполнительный" . www.gov.fm. Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ В каждом списке кандидатов в парламент также должен быть кандидат на пост президента, и, если он наберет наибольшее количество голосов, его кандидат автоматически будет избран президентом.
- ^ Эсенгельдиев, Алмаз. «Конституционный референдум Кыргызстана 2016 года» . Дом Свободы . Проверено 16 октября 2023 г.