Переворот 16 мая
Сверху вниз: генерал-майор Пак Чон Хи (в центре спереди) и солдаты, которым поручено осуществить переворот, солдаты южнокорейской морской пехоты маршируют к столице после переворота, а курсанты Корейской военной академии маршируют в поддержку военного переворота. | |
Дата | 16 мая 1961 г. |
---|---|
Расположение | Сеул , Южная Корея |
Также известен как |
|
Участники |
|
Исход |
|
Майский переворот | |
хангыль | |
---|---|
Ханджа | |
Пересмотренная романизация | О-иллюк гунса чонбён |
МакКьюн-Рейшауэр | О-Илюк, когда Чонбён |
( Военный переворот 16 мая корейский : 5 ·16 군사정변 ) — военный переворот в Южной Корее в 1961 году, организованный и осуществленный Пак Чон Хи и его союзниками, сформировавшими Военно-революционный комитет, номинально возглавляемый начальником штаба армии Чан До Ёном после его молчаливого согласия в день переворота. Переворот сделал бессильным демократически избранное правительство премьер-министра Чан Мёна и президента Юн Посуна и положил конец Второй республике , создав реформистский военный Верховный совет национальной реконструкции, фактически возглавляемый Паком, который занял пост председателя после ареста генерала Чанга в июле.
Переворот сыграл важную роль в приходе к власти новой элиты , выступающей за развитие , и в закладке основ для быстрой индустриализации Южной Кореи под руководством Пак, но его наследие вызывает споры из-за подавления демократии и гражданских свобод, которые он повлек за собой, а также чисток, проведенных в его стране. будить. Названная Паком и его союзниками «военной революцией 16 мая», «новым, зрелым национальным дебютом духа», [1] Характер переворота как «революции» является спорным, а его оценка оспаривается.
Предыстория и причины
[ редактировать ]Предысторию переворота можно проанализировать как с точки зрения его непосредственного контекста, так и с точки зрения развития Южной Кореи после освобождения . Хотя исключительно проблемный экономический и политический климат Второй республики способствовал военному вмешательству, корни переворота уходят корнями в поздний период Ри . Историки, такие как Ён Суп Хан, утверждают, что распространенное мнение о перевороте как о причине исключительно капризов нового режима, парализованного нестабильностью, слишком упрощенно. [2]
Южная Корея под руководством Ли Сын Мана
[ редактировать ]С 1948 года Южной Кореей правил президент Ли Сын Ман, антикоммунист, который использовал Корейскую войну для закрепления монополии на политическую власть в республике. Ри представлял интересы консервативного правящего класса, так называемых «аристократов-освободителей», которые поднялись на влиятельные позиции во время американской оккупации . Эти «аристократы-освободители» составляли основную часть политического класса, охватывая как сторонников Ри, так и его соперников в Демократической партии , которая продвигала видение общества, во многом схожее с его собственным. [3] Ли устранил любой значительный источник реальной оппозиции, добившись, например, казни Чо Бонг-ама , который вел кампанию против него на президентских выборах 1956 года на платформе мирного воссоединения и набрал около 30% голосов, что является неприемлемо высоким показателем. уровень поддержки оппозиционного кандидата. [4]
Однако даже такие значительные оппозиционные деятели, как Чо, могут считаться частью широкого консервативного консенсуса правящего класса. [5] который основывался на традиционалистском, конфуцианском мировоззрении, которое рассматривало «плюрализм в идеологии и равенство в человеческих отношениях [как] чужие концепции», [6] и которые поддерживали ценность патерналистского правительства и силу обширных сетей политического патронажа . Согласно этой традиционалистской модели Ри был главным «старейшиной» в корейском обществе, которому корейцы были обязаны семейной верностью , и эти отношения укреплялись узами обязательств, которые связывали Ри со многими представителями правящего класса. [6]
Одним из результатов правления «аристократов-освободителей» стала остановка развития Южной Кореи, что резко контрастировало с ситуацией в соседней Японии . В то время как Южная Корея интенсивно развивалась в рамках японской колониальной системы , президентство Ри не приложило значительных усилий для развития южнокорейской экономики, которая оставалась застойной, бедной и в основном аграрной. [7] Отсутствие развития при Ли спровоцировало растущую националистическую интеллектуальную реакцию, которая требовала радикальной реструктуризации общества и тщательной политической и экономической реорганизации. Пак Чон Хи , позднее ставший лидером майского переворота, который в то время был армейским офицером второго эшелона с явно неоднозначными политическими взглядами, [8] [9] находился под сильным влиянием этой разворачивающейся интеллектуальной реакции. [10]
Социально-экономические проблемы Второй республики
[ редактировать ]После фальсифицированных выборов в марте 1960 года протесты переросли в Апрельскую революцию и 26 апреля Соединенные Штаты вынудили Ри мирно уйти в отставку растущие , . Выборы 29 июня привели к убедительной победе Демократической партии, а либералы Ли сократились до двух мест в недавно сформированной нижней палате Национальной ассамблеи . [11] Вторая республика приняла парламентскую систему с номинальным президентом в качестве главы государства; исполнительная власть фактически принадлежала премьер-министру и кабинету министров. Демократ Юн Посун был избран президентом в августе, а бывший вице-президент Чан Мён стал премьер-министром. [12]

Вторая республика с самого начала столкнулась с проблемами: ожесточенная фракционность в правящей Демократической партии конкурировала с непримиримыми народными волнениями за внимание правительства. Экономика Южной Кореи ухудшилась из-за сильной инфляции и высокого уровня безработицы, а зарегистрированный уровень преступности вырос более чем вдвое; например, с декабря 1960 г. по апрель 1961 г. цены на рис выросли на 60 процентов, а уровень безработицы оставался выше 23%. [12] Результатом стал повсеместный дефицит продовольствия. Тем временем Чан Мён, представляющий «Новую фракцию» Демократической партии, был избран премьер-министром с небольшим перевесом в три голоса. [12] Чистки назначенцев Ри оказались неэффективными в глазах общественности из-за того, что Чанг манипулировал списком подозреваемых в пользу богатых бизнесменов и влиятельных генералов. [13] Хотя Ли был свергнут и принята демократическая конституция, «аристократы-освободители» остались у власти, а обостряющиеся проблемы, с которыми столкнулась Южная Корея, оказались непреодолимыми для нового правительства. [ нужна ссылка ]
Развал южнокорейской политики и административные чистки, сотрясавшие армию, в совокупности деморализовали и обескуражили Командование военной безопасности, которому было поручено поддерживать цепочку командования в вооруженных силах и искоренять неповиновение. [14] Нежелание командования военной безопасности действовать позволило реализовать планы государственного переворота, а проблемы Второй республики предоставили контекст для организации и реализации государственного переворота. [15]
Фракционность в армии
[ редактировать ]Непосредственным фактором, подготовившим путь к перевороту, стала фракционность в самой южнокорейской армии , одной из крупнейших в мире на тот момент, насчитывавшей 600 тысяч солдат. [16] Армия получила отличительную индивидуальность благодаря двойной японской, а затем и американской подготовке, которую получили многие ее члены, «сочетая японский милитаристский дух с американским духом технической эффективности, чтобы расширить свою миссию, заключающуюся в защите страны от коммунистических атак». агрессии до помощи в построении современной нации». [16] Младшие офицеры-реформисты считали, что старшие генералы были коррумпированы партийной политикой, и проблема усугублялась узким местом в продвижении по службе, вызванным консолидацией позиций старших командиров армии после окончания ее быстрого расширения в Корейской войне. . [17]
Армия также была разделена по региональному признаку и между фракциями офицеров, окончивших одну и ту же школу. Из последних наиболее влиятельными были конкурирующие группировки, окончившие Японскую военную академию и маньчжурскую офицерскую школу в Синьцзине после освобождения. соответственно, в то время как офицеры более низкого ранга были разделены по классам окончания корейских военных Академия . [18] Пак Чон Хи посещал все три института и имел уникальные возможности возглавить то, что впоследствии стало коалицией государственного переворота, благодаря его обширным связям как со старшими командирами армии, так и с более молодыми фракциями. [18]
После свержения режима Ли и учреждения Второй республики реформисты во главе с выпускниками КМА стали требовать привлечения старших командиров к ответственности за соучастие в фальсификациях президентских выборов 1960 и 1956 годов. [19] Пак Чон Хи, относительно высокопоставленный генерал-майор, оказался в центре внимания, заявив о своей поддержке реформистов и потребовав отставки начальника штаба армии Сон Ё-чана 2 мая. [8] [20] 24 сентября шестнадцать полковников во главе с Ким Чен Пилем потребовали отставки председателя Объединенного комитета начальников штабов Чхве Ён Хи в ходе инцидента, известного как «восстание против пожилых людей» ( 하극상 사건 ; 下剋上事件 ; hageuksang sageon ). . К этому моменту первоначальные планы переворота уже были выдвинуты, и их ускорило «восстание против пожилых людей». [21]
Планирование и организация
[ редактировать ]Центральная организация
[ редактировать ]Первым планом военного переворота был так называемый «план 8 мая», план, призывающий к путчу 8 мая 1960 года. Этот план обсуждался и был сформулирован в начале 1960 года офицерами-реформистами, включая Пака, и был направлен на отстранение Ри от поста президента. [22] Этот план так и не вышел за рамки идеи, и вскоре был заменен Апрельской революцией. Однако с мая по октябрь 1960 года Пак собрал различных офицеров для организации нового плана государственного переворота, в основном на основе своих связей с другими выпускниками Маньчжурской военной академии. Он также заручился лояльностью редактора Pusan Daily News , стремясь обеспечить пропагандистскую основу для переворота. К октябрю Пак собрал девять основных членов, поручив своему близкому соратнику Ким Чен Пилю роль генерального секретаря. [23]
По счастливой случайности в ноябре Пак был переведен со своего поста в Пусане в Сеул, а на встрече 9 ноября в его сеульской резиденции основная группа решила, что они будут манипулировать антикоррупционным движением в армии для достижения своих целей. Более того, было решено, что Пак сосредоточится на обеспечении поддержки переворота среди других генералов, в то время как другие основные члены будут набирать молодых офицеров и создавать революционные ячейки в Сеуле и за его пределами. [14] Однако, по словам Чан До Ёна, 12 января 1961 года было обнаружено, что Пак был внесен в список из 153 офицеров, которые должны были быть переведены в Резервную армию в мае. [24] Это открытие, вероятно, ускорило бы планы переворота. [25] Историк Ким Хён-А, напротив, предполагает, что Чанг, будучи начальником штаба армии, намеренно распространял слухи о скором смещении Пака, чтобы обеспечить политическое прикрытие переворота; он заключает, что «очевидно, что Пак получил исключительную поддержку со стороны кого-то у власти». [24]
Немедленная подготовка
[ редактировать ]
В течение следующих полугодия планы переворота стали секретом полишинеля в вооруженных силах. Паку не удалось победить командование армейской контрразведки и девятую бронетанковую дивизию, но ни одна из организаций не сообщила о планах вышестоящим властям, что позволило беспрепятственно осуществить планирование. Более того, когда 1960 год подошел к концу, Пак начал параллельные переговоры за пределами своей основной группы, структурировав разрозненную сеть сторонников своего плана; Среди тех, кто участвовал в этих переговорах, был генерал-майор Ли Чу Иль , с которым Пак согласился, что, как только переворот произойдет, новый начальник штаба армии Чан До Ён будет назначен главой Революционного совета, чтобы добиться поддержка всей армии. [26] В марте 1961 года основная группа встретилась в ресторане Chungmu-jang в Сеуле и назначила дату переворота 19 апреля, ожидая серьезных беспорядков в этот день, поскольку это была годовщина революции, свергнувшей режим Ли. Пак также заручился финансовой поддержкой известных бизнесменов, накопив в общей сложности 7,5 миллионов хванов . [27]
Наконец, 10 апреля 1961 года Пак взял на себя инициативу и раскрыл детали плана самому Чангу. [28] Последующая двойственная реакция Чанга сыграла решающую роль в разрешении переворота. Хотя он и отказался от предложенной ему руководящей должности, он не проинформировал гражданское правительство о плане и не приказал арестовать заговорщиков. [28] Это позволило Паку представить Чанга как «невидимую руку», руководящую организацией переворота. По мнению Хана, эта двойственность, скорее всего, возникла потому, что Чанг подсчитал, что организаторы переворота к этому времени набрали слишком большой импульс, чтобы остановиться, хотя этот анализ предполагает ранее неучастие Чанга. [28] Однако день 19 апреля прошел без ожидаемых волнений, и организаторы перенесли переворот на 12 мая. [27]
Неудавшийся переворот 12 мая и экстренное планирование
[ редактировать ]Вскоре после этого план 12 мая наконец случайно стал известен силам военной безопасности, которые сообщили о нем премьер-министру Чан Мёну и министру обороны Хён Сок Хо. Чан Мёна отговорило начать расследование вмешательство начальника штаба армии Чан До Ёна, который убедил его, что отчет службы безопасности недостоверен. Повсеместные нереализованные слухи о неизбежности военного переворота также способствовали решению Чан Мёна, а отчет о плане 12 мая был отклонен как ложная тревога. Организаторы переворота в ответ отменили план на 12 мая и назначили новую, окончательную дату и время — 3 часа ночи 16 мая. [29]
Ход событий
[ редактировать ]О заговоре снова стало известно рано утром 16 мая, и на этот раз были приняты немедленные меры. [30] Командование контрразведки подняло тревогу о мятеже, и для задержания подозреваемых был отправлен отряд военной полиции. Пак переехал в штаб Шестой окружной армии. [14] теперь Муллае Парк , [31] взять под личный контроль операцию переворота и спасти план. Пак произнес речь перед собравшимися солдатами, сказав:
Мы ждали, пока гражданское правительство восстановит порядок в стране. Однако премьер-министр и министры погрязли в коррупции, что привело страну на грань краха. Мы восстанем против правительства, чтобы спасти страну. Мы можем достичь наших целей без кровопролития. Давайте присоединимся к этой Революционной Армии, чтобы спасти страну.
Речь имела такой успех, что даже военная полиция, направленная для ареста мятежников, перешла на их сторону. [30] Теперь, когда Шестая окружная армия оказалась под его контролем, Пак выбрал полковника Ким Чжэ Чуна для организации авангарда оккупации Сеула и отправил Чан До Ёну сообщение, в котором поручил ему окончательно присоединиться к перевороту или пострадать от последствий сотрудничества. с гражданским правительством. Затем он отправился в командование специальных операций , где отдал приказ пересечь реку Хан и занять президентскую резиденцию в Голубом доме .
Тем временем артиллерийская бригада заняла центральный штаб армии и захватила центральные районы Сеула к северу от Хань. К 4:15 утра, после короткой перестрелки с лоялистской военной полицией, охранявшей мост через Хань, силы Пака заняли административные здания всех трех ветвей власти. [32] Они приступили к захвату штаб-квартиры Корейской радиовещательной системы , опубликовав прокламацию, объявляющую о захвате власти Военно-революционным комитетом:
Военные власти, до сих пор избегавшие конфликта, больше не могут сдерживать себя и на заре этого дня предприняли согласованную операцию, чтобы полностью взять под свой контроль три ветви правительства... и сформировать Военно-революционный комитет. ... Вооруженные силы организовали это восстание, потому что:
(1) Мы считаем, что судьбу нации и народа нельзя доверять коррумпированному и некомпетентному режиму и его политикам.
(2) Мы считаем, что пришло время [вооруженным силам] дать направление нашему народу, который сбился с опасного пути.
— Военно-революционный комитет [32]

Далее в передаче были изложены политические цели переворота, включая антикоммунизм, укрепление связей с Соединенными Штатами, искоренение политической коррупции, построение автономной национальной экономики, воссоединение Кореи и устранение нынешнего поколения. политиков. [32] Прокламация была издана от имени Чан До Ёна, которого называли председателем комитета, но это было сделано без его предварительного одобрения. [34] Когда рассвело, подразделение морской пехоты под командованием Ким Юн Гына переправилось через реку Хан и взяло под свой контроль Голубой дом, как было приказано.
Гражданское правительство быстро развалилось. Премьер-министр Чан Мён покинул Сеул, узнав о перевороте, а президент Юн Посун принял переворот как свершившийся факт . [30] Юн продолжал занимать пост номинального главы государства до 1963 года, хотя и был лишен всей эффективной власти. Командующий Первой армией Ли Хан Лим готовился мобилизовать резервы для подавления переворота, но отступил, чтобы предотвратить возможность нападения Северной Кореи. Через два дня его арестовали. [35] Двадцать хорошо вооруженных дивизий теперь поддерживали переворот в Сеуле, предотвращая любую реальную возможность его подавления. После трех дней скрытия Чан Мён вновь появился, чтобы объявить об отставке всего кабинета министров и передать власть новой хунте . [36] Курсанты прошли маршем по улицам, заявляя о своей поддержке переворота. Чан До Ён теперь принял свое назначение на пост председателя комитета, предоставив ему последнюю печать власти, которую он требовал. Переворот 16 мая завершился. [36]
Последствия
[ редактировать ]Консолидация и борьба за власть
[ редактировать ]
Работа по консолидации нового правительства началась вскоре после завершения переворота. Военное положение было немедленно введено в силу. 20 мая Военно-революционный комитет был переименован в Верховный совет национальной реконструкции (ВСНР), а на следующий день был сформирован новый кабинет министров. [37] Генерал Чанг, председатель комитета, остался начальником штаба армии, но также взял на себя дополнительные должности премьер-министра и министра обороны, став формальным главой администрации. [38] ГКНР был оформлен как хунта из тридцати высших офицеров, первоначально разделенных на четырнадцать подкомитетов, и взял на себя широкую ответственность, которая включала в себя полномочия принимать законы, назначать должности в кабинете министров и контролировать функционирование администрации в целом. . [37]
Однако формирование нового кабинета стало предметом острой внутренней борьбы за власть, и в течение следующих двух месяцев Пак вскоре добился быстрой передачи власти в свои руки. 6 июня ГКНР обнародовал Закон о чрезвычайных мерах по национальному восстановлению, который лишил Чанга постов министра обороны и начальника штаба армии. Большая часть этого закона была разработана И Сок-че , который действовал по указанию Пака с целью «устранить» Чанга. [38] Четыре дня спустя, 10 июня, Верховный совет по национальному восстановлению принял Закон, в котором указывалось, что заместитель председателя ГКНР будет председателем его постоянного комитета, что наделяло Пак дополнительными полномочиями. Наконец, 3 июля сам Чанг был арестован по обвинению в заговоре с целью совершения контрпереворота, а в закон от 10 июня были внесены поправки, позволяющие Паку занять пост председателя как ГКНР, так и его Постоянного комитета. [38]
Ответ США
[ редактировать ]Частью непосредственной задачи лидеров переворота было добиться одобрения Америки для своего нового правительства. Это одобрение пришло быстро: 20 мая президент Джон Ф. Кеннеди направил в ГКНР послание, подтверждающее дружбу между двумя странами. Картер Б. Магрудер , главнокомандующий Командованием ООН , одновременно объявил о возвращении южнокорейской армии всех прав оперативного командования. [39] К 27 мая лидеры переворота были уверены в поддержке Америки и отменили военное положение, введенное ими в день переворота. [36] 24 июня американский посол Сэмюэл Д. Бергер прибыл в Сеул и, как сообщается, сообщил Паку, что Соединенные Штаты заинтересованы в публичной поддержке его правительства, но требуют прекращения «чисток и взаимных обвинений». [40] Наконец, 27 июля государственный секретарь Дин Раск объявил на пресс-конференции об официальном признании Соединенными Штатами правительства ГКНР. [41]
Государственное здание
[ редактировать ]Значительное событие произошло вскоре после переворота с планированием и последующим созданием Центрального разведывательного управления Кореи (ЦРУ). 20 мая Ким Чен Пиль проинформировал членов Военно-революционного комитета о предполагаемых функциях этого нового агентства. KCIA было создано 10 июня с принятием Закона № 619, согласно которому агентство было создано под руководством Ким Чен Пиля. KCIA будет центральной опорой власти Пака на протяжении всего его руководства Южной Кореей, и оно с самого начала выполняло важную функцию, предоставляя Киму и Паку возможность удалить Чанга из совета и инициировать серию широкомасштабных чисток гражданских институтов. . [42]
В этой последней работе KCIA получил поддержку со стороны Инспекционного комитета по нарушениям в государственной службе. [42] Чистки в государственных министерствах были усилены объявлением 20 июля политической программы, направленной на принудительный выход на пенсию почти 41 000 «лишних» бюрократов и сокращение числа государственных служащих на 200 000. [43] Чистки правительственного аппарата, триумф Пака в борьбе за власть, последовавший за майским переворотом, и его возможное избрание гражданским президентом в 1963 году подготовили почву для консолидации его режима развития. [44]
Наследие и оценка
[ редактировать ]Переворот 16 мая стал отправной точкой серии военных режимов, которые в той или иной форме просуществовали до 1993 года. Он также послужил прецедентом для двенадцатого декабря и переворотов семнадцатого мая, совершенных Чон Ду Хваном , эффективным преемником Пака. С развитием согласованной оппозиции под руководством Пака и ее развитием в Движение за демократизацию Кванджу после 1980 года переворот стал предметом многочисленных споров, причем многие противники военного режима, такие как Ким Дэ Чжун , смотрели на переворот как на неоправданный акт повстанческого насилия, который свергнул первое подлинно демократическое правительство Южной Кореи. [45] Другие, однако, указывают на положительное наследие переворота, например, анализ Freedom House 1994 года , в котором говорится о быстрой индустриализации, последовавшей за переворотом, и о «некоррумпированном» характере правления Пака. [46]
Имя
[ редактировать ]В официальном дискурсе до 1993 года переворот назывался «Революцией 16 мая» ( 5·16 혁명 ; 五一六革命 ; O-illyuk hyeongmyeong ), но в ходе реформирования невоенной администрации бывшего лидера оппозиции Ким Ён- Сэм , это событие было переименовано в государственный переворот или военное восстание ( 군사 정변 ; 軍事政變 ; Gunsa Jeongbyeon ). Пак описал «Майскую революцию» как «неизбежный ... акт самообороны корейского народа и для него». [47] а в историографии военных режимов революция представлялась как результат воли нации в целом. Изменение названия события Ким Ён Сэмом отвергло этот анализ и сопровождалось соответствующим признанием апрельских демонстраций 1960 года «апрельской революцией». Это прочтение было закреплено в 1994–1995 годах реформой учебных программ и выпуском учебников по истории с новыми названиями. [48]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джагер 2003 , стр. 79.
- ^ Ким и Фогель 2011 , с. 35.
- ^ Ким 2004 , с. 42.
- ^ Ку 1993 , с. 42.
- ^ Ким и Чо 1972 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Ким 2004 , с. 43.
- ^ Кохли 2004 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Ким и Фогель 2011 , с. 44.
- ^ Ли 2006 , с. 46.
- ^ Ким 2004 , с. 40.
- ^ Нолен и Гротц 2001 , с. 420.
- ^ Jump up to: а б с Ким 2004 , с. 45.
- ^ Ким 2004 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с д Ким и Фогель 2011 , с. 46.
- ^ Ким и Фогель 2011 , стр. 45–46.
- ^ Jump up to: а б Ким и Фогель 2011 , с. 41.
- ^ Ким и Фогель 2011 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б Ким и Фогель 2011 , с. 39.
- ^ Ким и Фогель 2011 , с. 43.
- ^ Ким 2004 , с. 68.
- ^ Ким 2004 , с. 62.
- ^ Ким 2003 , с. 134.
- ^ Ким и Фогель 2011 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Ким 2004 , с. 63.
- ^ Ким 2004 , с. 64.
- ^ Ким и Фогель 2011 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б Ким и Фогель 2011 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б с Ким и Фогель 2011 , с. 48.
- ^ Ким и Фогель 2011 , стр. 49–50.
- ^ Jump up to: а б с Ким и Фогель 2011 , с. 50.
- ^ «Преобразование аллеи металлургического завода! Парк района Мулла · Творческая деревня Муллае» . mediahub.seoul.go.kr (на корейском языке) . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Ким и Фогель 2011 , с. 51.
- ^ «Героический генерал Ли скончался в возрасте 91 года» . «Корея Таймс» . 30 апреля 2012 года . Проверено 30 апреля 2012 г.
- ^ Ким и Фогель 2011 , с. 52.
- ^ Ким и Фогель 2011 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с Ким и Фогель 2011 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Ким и Фогель 2011 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б с Ким и Фогель 2011 , с. 89.
- ^ Ким 2004 , с. 70.
- ^ Ким 2004 , с. 71.
- ^ Ким 2004 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Ким и Фогель, 2011 , стр. 91–92.
- ^ Ким и Фогель 2011 , с. 92.
- ^ Ким и Фогель 2011 , с. 99.
- ^ Ким 1997 , с. 73.
- ^ Freedom House 1994 , с. 348.
- ^ Ким 2007 , с. 94.
- ^ Сет 2002 , с. 233.
Источники
[ редактировать ]- Дом Свободы (1994). Свобода в мире: Ежегодный обзор политических прав и гражданских свобод, 1993–1994 годы . Университетское издательство Америки.
- Ягер, С.М. (2003). Рассказы о национальном строительстве в Корее: генеалогия патриотизма . Я Шарп.
- Ким, Бён Кук; Фогель, Эзра Ф., ред. (2011). Эпоха Пак Чон Хи: трансформация Южной Кореи . Издательство Гарвардского университета.
- Ким, Чунг Нам (2007). Президенты Кореи: лидерство в целях национального строительства . ИстБридж.
- Ким, Дэ Чжун (1997). Ри, Тонг-чин (ред.). «Трёхэтапный» подход Ким Дэ Чжуна к воссоединению Кореи: фокус на конфедеративном этапе Юг-Север . Университет Южной Калифорнии.
- Ким, Хён-А (2004). Развитие Кореи при Пак Чон Хи: быстрая индустриализация, 1961–79 . Рутледж Керзон.
- Ким, Хён-А (2003). «Накануне военного правления Пака: интеллектуальные дебаты о национальной реконструкции, 1960–61». История Восточной Азии (25/26). Австралийский национальный университет: 113–140.
- Ким, Се Джин; Чо, Чан Хён (1972). Правительство и политика Кореи . Научно-исследовательский институт по корейским делам.
- Кохли, Атул (2004). Направляемое государством развитие: политическая власть и индустриализация на глобальной периферии . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- Ку, Хаген, изд. (1993). Государство и общество в современной Корее . Издательство Корнельского университета. ISBN 9780801481062 .
- Ли, Че Джин (2006). Тревожный мир: политика США и две Кореи . Издательство Университета Джонса Хопкинса.
- Нолен, Д.; Гротц, Ф. (2001). Выборы в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Справочник по данным, Vol. II . Издательство Оксфордского университета.
- Сет, MJ (2002). Образовательная лихорадка: общество, политика и стремление к образованию в Южной Корее . Издательство Гавайского университета.