Премьер-министр Польши
Президент Совет Министров | |
---|---|
Премьер-министр ( польский ) | |
Совет Министров Канцелярия премьер-министра | |
Стиль | Господин Премьер-министр (неофициально) Его Превосходительство (дипломатический) |
Тип | Глава правительства |
Член | Европейский Совет |
Резиденция | Вилла Паркова , Варшава |
Сиденье | Здание канцелярии премьер-министра |
Назначитель | Президент или Сейм |
Предшественник | Премьер-министр Королевства Польского |
Формирование | 6 ноября 1918 г |
Первый обладатель | Игнаций Дашинский |
Неофициальные имена | Премьер-министр |
заместитель | Заместитель премьер-министра |
Зарплата | 389 516 польских злотых / 81 772 евро в год [1] |
Веб-сайт | Официальный сайт |
Президент Совета министров ( польский : Prezes Rady Ministrów речи и обычно называемый премьер-министром ( польский : Premier ), является главой кабинета министров и главой правительства Польши ), в разговорной . [2] Обязанности и традиции офиса проистекают из создания современного польского государства , и офис определен в Конституции Польши . Согласно Конституции, президент назначает и назначает премьер-министра, который затем предлагает состав кабинета министров. [3] программу, определяющую повестку дня правительства Через четырнадцать дней после своего назначения премьер-министр должен представить в Сейм , требующую вотума доверия . [4] В прошлом между администрациями президента и премьер-министра возникали конфликты, связанные как с интересами, так и с полномочиями.
Действующим и восемнадцатым премьер-министром является Дональд Туск из партии «Гражданская платформа» , который заменил Матеуша Моравецкого после парламентских выборов в Польше в 2023 году , после того как третье правительство Моравецкого не смогло получить вотум доверия 11 декабря 2023 года, который третье правительство Туска впоследствии получило на том же заседании . день и через два дня был приведен к присяге. [5] [6] Туск также был четырнадцатым премьер-министром в период с 2007 по 2014 год.
Происхождение офиса [ править ]
Вторая республика [ править ]
Ближе к концу Первой мировой войны ряд групп боролись за провозглашение независимого польского государства. В начале ноября 1918 года социалистическое временное правительство под руководством Игнация Дашинского провозгласило независимость, а отдельный комитет в Кракове заявил, что управляет Западной Галицией . [7] В Варшаве Германией и Австрией главы назначенный Регентский совет согласился передать политические обязанности маршалу Юзефу Пилсудскому , недавно освобожденному из Магдебургской крепости, в качестве государства новой польской нации. [8] Пилсудский вызвал Дашинского в столицу для формирования правительства, где Пилсудский согласился назначить Дашинского первым премьер-министром республики. [7] Однако премьерство Дашинского продлилось недолго, поскольку политику не удалось сформировать работоспособную коалицию. Вместо этого Пилсудский обратился к Енджею Морачевскому , который успешно создал работоспособное правительство для Второй республики первых месяцев существования .
Малая конституция 1919 года определила форму правления Польши с демократически избранным сеймом , премьер-министром, кабинетом министров и исполнительной властью. Несмотря на определение парламентской системы , Малая конституция наделила Пилсудского многими исполнительными полномочиями должность главы государства. [9] Исполнительная власть могла выбирать и организовывать кабинеты (с согласия Сейма), нести ответственность перед министерствами за их обязанности и требовать контрассигнации министров для всех официальных актов. [10] К началу 1920-х годов правые националисты в парламенте, особенно Роман Дмовский и другие члены партии «Народный национальный союз» и движения «Эндеция» , выступали за реформы структуры республики, чтобы ограничить власть главы государства (и, в конечном итоге, Пилсудского), одновременно увеличивая парламентскую поддержку. полномочия. [11] Результатом стало принятие Сеймом мартовской конституции 1921 года . Мартовская конституция, созданная по образцу Третьей французской республики , поручала принятие решений исключительно нижней палате Сейма. [12] С другой стороны, вновь созданный президентский пост стал символическим офисом, лишенным каких-либо серьезных полномочий, лишенным права вето и полномочий военного времени. [13]
Получив власть от могущественного Сейма, премьер-министр и совет министров теоретически столкнулись с небольшими конституционными барьерами со стороны президента при принятии и продолжении принятия законов. В действительности, однако, премьерство оставалось чрезвычайно ненадежным из-за сурового политического климата в начале Второй республики, отмеченного постоянными колебаниями коалиций внутри парламента. [14] В период с 1918 по 1926 год четырнадцать правительств и одиннадцать премьер-министров приходили и падали, причем только девять правительств действовали в течение пятилетней эры мартовской конституции. [15] Глубоко разочарованный хаотичной «сеймократической» парламентской структурой республики, Пилсудский возглавил мятежные подразделения Польской армии , чтобы свергнуть правительство в ходе майского переворота 1926 года, фактически положив конец краткому эксперименту Второй республики с парламентской демократией, а также свободным и народно избранным премьер-министром. мандат на следующие шестьдесят лет.
Не доверяя парламентской демократии, Пилсудский и его движение Санация взяли на себя полуавторитарную власть, стоящую за троном, над постами премьер-министра и президента. [16] Конституции 1921 года Пилсудским Августовская новеллизация сохранила пост премьер-министра и парламентскую систему, хотя и изменила полномочия президента управлять указами, распускать Сейм и решать бюджетные вопросы. [17] К середине 1930-х годов Пилсудский и его коллеги-санационисты еще больше лишили парламент и полномочия премьер-министра, приняв новую конституцию , фактически установив к 1935 году сильное «гиперпрезидентство». [18] Новая конституция давала президенту право распускать парламент, право свободно назначать и увольнять премьер-министра, членов кабинета и судей по своему желанию, а также провозглашала президентство высшей властью государства. [19] До начала Второй мировой войны и последующего изгнания польского правительства движение Санации оставалось у руля правительства, в котором доминировала президентская власть со слабым, подчиненным премьер-министром.
Народная Республика [ править ]
В коммунистической Польской Народной Республике правящая Польская объединенная рабочая партия (ПОРП) доминировала во всех частях правительства, как это было признано Конституцией 1952 года . [20] Хотя пост премьер-министра продолжал существовать, его власть и престиж больше зависели от статуса человека в правящей коммунистической партии, чем от фактического конституционного авторитета этой должности. [21] Офис выступал в качестве административного агента политики, проводимой Политбюро ПОРП , а не полагался на поддержку сейма . [22] Перед лицом растущих протестов со стороны движения «Солидарность» на протяжении большей части 1980-х годов ПОРП вступила в переговоры за круглым столом в начале 1989 года с ведущими представителями антикоммунистической оппозиции. [23] Завершение переговоров, наряду с принятой в апреле новеллизацией конституции, предоставило Сейму различные полномочия, а также восстановило как ранее распущенный Сенат верхней палаты , так и президентство в качестве законных государственных органов.
Третья республика [ править ]
После частично свободных парламентских выборов 1989 года « Солидарности» перед правительством Тадеуша Мазовецкого встала монументальная задача формальной институционализации офиса, чтобы определить его относительно расплывчатые юридические полномочия. Поскольку коммунистическое государство было быстро демонтировано, этот тупик оставался из-за серии нестабильных правительств, быстро сменявших друг друга в первые годы Третьей республики. [24] Делам не способствовала неопределенность президентского поста, воссоздание которого во время переговоров за круглым столом оставило плохо определенный, но потенциально мощный пост. [25] После Леха Валенсы прямых выборов на пост президента в 1990 году началась перетягивание каната между канцеляриями премьер-министра и президентства по поводу полномочий двух должностей, когда Валенса выступал за расширение президентских полномочий путем разработки новой конституции с правом назначать и увольнять премьер-министра и членов кабинета министров. [26] Хотя позже Валенса отказался от своих попыток создать президентскую систему , президент продолжал выступать за полупрезидентскую модель, аналогичную модели Пятой французской республики . [26] Принятие Малой конституции в 1992 году, в которой не использовалась коммунистическая версия 1952 года, прояснило несколько прерогатив президента над премьер-министром, включая право президента на консультации с министрами обороны , иностранных дел и внутренних дел . [27] Хотя у Валенсы были бесконфликтные отношения с премьер-министром Ханной Сухоцкой , после принятия Малой конституции разногласия во власти остались, особенно с Сеймом, который Валенса неоднократно пытался распустить, повлиять на его назначения и сместить программу конституционных реформ в пользу президента. [27]
Однако к парламентским выборам 1993 года , которые привели к созданию относительно стабильного левоцентристского коалиционного правительства между Альянсом демократических левых сил (SLD) и Польской народной партией (PSL), а также к поражению Валенсы на президентских выборах 1995 года от СДРП Претендентом Александром Квасьневским стал толчок к более масштабной конституционной реформе. [24] В период с 1996 по 1997 год через парламент прошел ряд законов о реформе, которые усилили и централизовали прерогативы премьер-министра. [28] Эти реформы легли в основу нынешней Конституции 1997 года . Существенные изменения включали возможность премьер-министра объявлять вотум доверия, исключительное право премьер-министра назначать и перестановки министров, а также возможность премьер-министра единолично определять сферы компетенции министерств. [29] Многие из новых полномочий премьер-министра были получены за счет президента, который потерял право консультироваться с назначениями министров, отклонять выбор или перестановки кабинета премьер-министра, возглавлять кабинет и накладывать вето на бюджет, хотя право вето в других областях остался. [30] Кроме того, предыдущее Управление Совета министров коммунистической эпохи ( Urząd Rady Ministrów ) было преобразовано в Канцелярию в 1997 году, чтобы действовать в качестве исполнительного центрального аппарата премьер-министра и вспомогательного персонала, помогая в содействии и координации политики между членами кабинета. [31] Реформы 1996–1997 годов, закрепленные в конституции, сделали премьер-министра центром юридической власти в правительстве. [28]
Отбор и обязанности [ править ]
Назначение [ править ]
Согласно статье 154 Конституции Польши, премьер-министра назначает президент. Однако процесс выдвижения кандидатур продиктован не только президентскими предпочтениями. По соглашению президент назначает лидера партии, получившей наибольшее количество мест на предыдущих парламентских выборах, или лидера старшего партнера по коалиции. [32] Президент не имеет права увольнять премьер-министра, назначать и увольнять отдельных членов кабинета министров или совет министров в целом по своему желанию. [33] После избрания премьер-министр предложит членов кабинета и в течение четырнадцати дней должен представить в Сейм программу, определяющую повестку дня нового правительства, требуя вотума доверия со стороны его депутатов. [4] В случае провала вотума доверия процесс формирования правительства передается Сейму, который затем в течение четырнадцати дней назначит премьер-министра, который снова предложит состав кабинета. [34] Для утверждения кабинета министров необходимо абсолютное большинство голосов в присутствии не менее половины всех депутатов Сейма, а президент должен принять и привести к присяге кандидата Сейма. Если вотум доверия снова провалится, процесс выдвижения кандидатуры возвращается президенту, который назначит премьер-министра, который затем назначит других членов кабинета министров. [35] Если вотум доверия провалится в третий раз, президент обязан распустить Сейм и назначить новые выборы. [36]
В рамках политической традиции премьер-министр и министры приносят присягу в Колонном зале Президентского дворца на церемонии, проводимой президентом. [37] После инаугурации премьер-министр и министры должны принести перед главой государства следующее обещание:
«Вступая в должность премьер-министра [заместителя премьер-министра, министра], я торжественно клянусь быть верным положениям конституции и других законов Республики Польша, и что благо Родины и процветание ее граждан будут обеспечены». навсегда останется моей высшей обязанностью». [38]
Клятву также можно закончить дополнительным предложением: «Так помоги мне Бог». [38]
в кабинете министров и полномочия Роль
Статья 148 конституции предусматривает, что премьер-министр должен действовать как представитель кабинета в целом, делегировать его повестку дня, координировать работу министров, обеспечивать реализацию политики, принятой кабинетом, и издавать постановления. Кроме того, премьер-министр выступает в качестве начальника всех государственных служащих. [39] Премьер-министру также помогает заместитель премьер-министра (или министры), который будет выполнять функции вице-президента в совете министров. [40] Однако состав кабинета, его распределенные портфели и стиль управления во многом зависят от личности премьера. [41] Однако премьер-министр не может одновременно занимать пост президента или какой-либо другой высокий государственный пост, например председательство в Верховной контрольной палате , Национальном банке Польши или омбудсмене по правам граждан . Имея право распределять и перетасовывать членов кабинета министров, премьер-министр также может выполнять функции министра. [42] Аналогичным образом премьер-министр может потребовать от кабинета министров отменить постановление или приказ любого министра. [43]
Премьер-министр должен отвечать на вопросы депутатов во время каждого заседания Сейма. [44] Премьер-министр и другие министры также по конституции обязаны отвечать на запросы депутатов в течение 21 дня с момента их подачи. [45]
В соответствии с полупрезидентской системой Польши, большинство официальных актов президента требуют контрассигнации премьер-министра , чтобы стать действительными. [46] Таким образом, премьер-министр выступает в роли привратника президента в отношении определенных действий, а также принимает на себя ответственность перед Сеймом за действия президента. [46] Эти правовые отношения, установленные конституцией, устанавливают значительную зависимость президента от подписи премьер-министра, что, возможно, расширяет обязанности премьер-министра и его правовой статус. [46] Президенту, однако, не требуется контрассигнация премьер-министра для ограниченного набора других действий, включая назначение судей, вручение орденов и наград, назначение президента в Верховный суд Польши , осуществление помилования , обращение в Конституционный суд. Трибунал или назначение членов Национального совета по телерадиовещанию . [47] Самым значительным правом президента над премьер-министром является право наложить вето на правительственное законодательство, но эта процедура может быть отменена большинством в три пятых голосов в Сейме. [48]
Премьер-министр также может передать Сейму вотум доверия своему кабинету. [49] Вотум доверия кабинету министров может выразить не менее половины всех депутатов Сейма. [48] Аналогичным образом, если совет министров потеряет поддержку большинства в Сейме, кабинет может быть вынужден уйти в отставку в результате конструктивного вотума недоверия . [41] Предложение должно быть одобрено как минимум 46 депутатами, а затем принято большинством голосов. [50] В таком случае одновременно должен быть назначен новый премьер-министр. [41] Кроме того, премьер-министр должен подать заявление об отставке своего кабинета на первом заседании вновь избранного парламента, а также после успешного вынесения вотума недоверия совету министров или при его собственной индивидуальной отставке. [51] В случае отставки или смерти премьер-министра президент может либо принять, либо отклонить отставку кабинета министров. [52]
Что касается региональных правительств воеводств , премьер-министр имеет право назначать воеводу для каждой из шестнадцати провинций республики, который контролирует администрацию центрального правительства в регионах, а также функции местного самоуправления. [53] Сейм по предложению премьер-министра может распустить местное или региональное правительство, если оно грубо нарушает конституцию или законодательные акты. [54]
Среди полномочий канцелярии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению безопасности премьер-министр может запросить у президента назначение главнокомандующего во Вооруженными силами Польши время войны или отдать приказ о частичной или всеобщей мобилизации в случае прямой угрозы национальной безопасности. безопасность. [55] Премьер-министр также сохраняет за собой право назначать и увольнять руководителей специальных служб, в том числе Полиции , Пограничной службы , ABW , AW и Бюро охраны правительства . [56] Руководители как ABW, так и AW имеют право напрямую подчиняться премьер-министру. [56] [примечание 1] В случае общественных беспорядков премьер-министр может по предложению министра внутренних дел разрешить специальным вооруженным подразделениям полиции восстановить порядок. [56] Если такие подразделения окажутся неэффективными в такой ситуации, премьер-министр уполномочен призвать президента развернуть Польские вооруженные силы для наведения закона и порядка. [56]
Отношения с президентом [ править ]
На протяжении всей истории Третьей республики отношения между премьер-министром и президентом то ухудшались, то ухудшались. В начале-середине 1990-х годов отношения во многом зависели от различных интерпретаций расплывчатых юридических прерогатив каждой должности в то время, хотя после принятия Конституции 1997 года эти отношения стали характеризоваться политическими предпочтениями и личными качествами. Однако конфликты между двумя офисами в прошлом приводили к партийному расколу и политическому параличу.
Как до, так и после своего избрания на пост президента в 1990 году Лех Валенса имел глубоко напряженные отношения с премьер-министром Тадеушем Мазовецким, проистекающие из убеждения Валенсы в том, что Мазовецкий недостаточно агрессивно отстранял бывших членов Польской объединенной рабочей партии от руководящих постов в правительстве и экономике. позиции. [57] Знаменитая речь Мазовецкого «Толстая линия» ( gruba kreska ) в 1989 году еще больше усугубила раскол. Раскол между этими двумя мужчинами расколол первоначальный объединяющий Гражданский комитет солидарности Мазовецкого к 1990 году: интеллектуалы поддерживали новое Гражданское движение за демократические действия , в то время как рабочие поддерживали Соглашение о центре , политическое движение, основанное вокруг Валенсы. [57]
Точно так же премьер-министр Ян Ольшевский также сохранил заведомо натянутые отношения с Валенсой во время недолгого правления Ольшевского в период с 1991 по 1992 год. Ольшевский придерживался осторожного подхода к экономическим реформам вместо проведения шоковой терапии , что привело к разногласиям с президентом. [58] В то время как Валенса выступал за конституционную реформу, чтобы расширить президентские прерогативы над премьер-министром, Ольшевский начал кампанию, чтобы намеренно поставить президента в неловкое положение и подорвать авторитет Валенсы, опубликовав список предполагаемых бывших коммунистов-коллаборационистов в Сейме, некоторые заговорщики были связаны с президентом. [59] Валенса был еще больше разгневан попытками Ольшевского получить влияние в Польских вооруженных силах, назначив Радослава Сикорского заместителем министра обороны без консультации. [58] Валенса неоднократно призывал к отставке правительства Ольшевского, что обязал Сейм, что привело к распаду коалиции Ольшевского в июне 1992 года. [60] Премьер-министр Ханна Сухоцка, которой удалось сформировать правительство после того, как Вальдемару Павляку не удалось собрать работоспособную коалицию, имела гораздо более дружеские отношения с президентом. [61]
Принятие новой конституции в 1997 году глубоко повлияло на отношения между премьер-министром и президентом. Неопределенность в отношении власти президента и премьер-министра, которая отмечала первые годы Третьей республики, была устранена, что лишило президента возможности полностью подорвать правительство и еще больше укрепило позиции премьер-министра. [62] При президенте Александре Квасьневском правительство премьер-министра Ежи Бузека стало первой администрацией, избранной в соответствии с новой конституцией. [62] Несмотря на то, что они принадлежали к противоположным партиям (левоцентристская Социал-демократия Республики Польша Квасьневского и правоцентристская Избирательная акция «Солидарность» Бузека ), отношения между обеими партиями были гладкими, отчасти из-за неконфронтационного характера Квасьневского. [62] правительства Квасьневский экономно использовал свое право вето в законодательстве, с которым президент не был согласен, решив позволить беспрепятственно действовать конкордату со Святым Престолом , новому закону о люстрации и новому законодательству о выборах, хотя Квасьневский наложил вето на план приватизации Бузека. [62] Отношения Квасьневского с премьер-министрами-единомышленниками Лешеком Миллером и Мареком Белкой были практически бесконфликтными.
Однако отношения между двумя исполнительными органами вновь стали враждебными под руководством Леха Качиньского и премьер-министра Дональда Туска . Политические соперники на протяжении многих лет, подогреваемые президентскими выборами 2005 года , в ходе которых оба мужчины были главными претендентами, правоцентристская «Гражданская платформа» Туска свергла правительство брата-близнеца Качиньского Ярослава на парламентских выборах 2007 года . Поддержка Туском более тесной интеграции в Европейский Союз , включая подписание Лиссабонского договора и сближение с Россией , поставила Качиньского в прямое противоречие с премьер-министром. [63] С 2007 года и до смерти Качиньского в результате авиакатастрофы в Смоленске в 2010 году политические разногласия между двумя офисами были постоянным источником разногласий: президент неоднократно использовал свое ограниченное право вето в отношении законодательства правительства; Правительству Туска не хватило 60-процентного порога для отмены такого вето. [63] В ответ Туск не скрывал желания своей партии заменить Качиньского на президентских выборах 2010 года . [63] Хотя Туск и Качиньский нашли несколько областей компромисса, столкновения между канцелярией и президентским дворцом стали обычным явлением как на внутренней, так и на международной политической арене в течение следующих двух с половиной лет. [63] Разочарованный вето Качиньского, Туск в ноябре 2009 года выступил за внесение поправки в конституцию, лишающую президента права вето, заявив: «Президент не должен иметь право вето. Люди принимают свои решения на выборах, и тогда государственные институты не должны конфликтовать». ...Давайте изменим некоторые положения, чтобы у нас было меньше конфликтов и больше сотрудничества. Мы предлагаем внести изменения в конституцию, чтобы центр власти находился в руках правительства... Президентское вето приносит больше вреда, чем пользы». [64]
В 2015 году за короткий промежуток времени отношения между президентом Анджеем Дудой и премьер-министром Эвой Копач также были напряженными. 31 мая 2015 года Дуда объявил во время церемонии резолюцию о своем избрании президентом. Он призвал не вносить серьезных политических изменений до его приведения к присяге, а также никаких изменений, "которые могут вызвать ненужные эмоции и создать конфликты". Премьер-министр отметил, что отношения правительства с президентом определены в Конституции: "Это действительно удивительный призыв. Помните, что Конституция регулирует даже дружеские отношения между главой государства и правительством. У правительства есть свои обязанности, но также обязательства перед поляками». Она заверила, что ее правительство уже выполнило 90 процентов своих заявлений, сделанных в разоблачении, и продолжит реализацию своей программы. "Правительство должно работать до конца. Именно за это ему платят поляки", - сказал Копач. Спор между президентом и премьер-министром продолжается. Ни во время церемонии в Вестерплатте, ни сразу после нее политики не решили поговорить. Хотя Дуда и Копач стояли рядом, они не пожали друг другу руки». [65] [66]
Отношения Дуды с консервативными премьер-министрами Беатой Шидло и Матеушем Моравецким были практически бесконфликтными. Дуда умеренно использовал свое право вето в законах, с которыми президент не был согласен. Самыми известными были Lex TVN и Lex Czarnek . [67] [68]
Однако отношения между двумя исполнительными органами вновь стали враждебными под руководством Дуды и премьер-министра Туска. Объединенные правые не смогут управлять самостоятельно, и Дуда заявил о своем намерении повторно назначить действующего Моравецкого премьер-министром из-за существующей, хотя и неофициальной, конвенции о выдвижении кандидатуры члена победившей партии. [69] Четыре оппозиционные партии раскритиковали решение Дуды как тактику отсрочки. Оппозиционные партии впоследствии подписали коалиционное соглашение 10 ноября, де-факто взяв на себя контроль над Сеймом, и согласились выдвинуть бывшего премьер-министра и президента Европейского совета Дональда Туска. своим кандидатом [70] Новый кабинет Моравецкого , названный СМИ «двухнедельным правительством» и «правительством зомби» из-за его ожидаемой недолговечности, был приведен к присяге 27 ноября 2023 года. [69] [71] Дуда заявил, что наложит вето на измененный законопроект о расходах правительства на 2024 год и предложит свой собственный, бросая вызов Туску. В сообщении на платформе социальных сетей X Дуда сослался на финансирование законопроектом государственных СМИ и заявил, что его блокировка уместна «ввиду вопиющего нарушения конституции». Сам Туск написал в Твиттере, что «президентское вето отбирает деньги у учителей», на что Дуда ответил, что если «созвать [парламент] после Рождества и принять законопроект, который будет включать повышение учителей», то они не проиграют. [72] 31 января 2024 года Дуда подписал согласованный правительством национальный бюджет, но быстро отправил его в Конституционный суд, сославшись на сомнения в его принятии. Хотя бюджет был принят подавляющим большинством голосов, отсутствие двух членов Парламента, чьи парламентские мандаты были аннулированы из-за уголовных обвинений, означало, что Национальное собрание не было в полном составе, когда состоялось голосование. Туск предупредил во вторник о досрочных выборах, если Дуда заблокирует бюджет. После того как Дуда подписал бюджет, Туск заявил, что отправка подписанного законопроекта в Конституционный трибунал ничего не изменит. «Бюджет утвержден, и это была цель. Остальное не имеет значения. Люди получат деньги, теперь ничто этому не помешает». [73] 29 марта 2024 года президент Польши наложил вето на законопроект о восстановлении доступа к экстренной контрацепции. В своем заявлении администрация Дуды отметила, что его мотивом отклонения закона была «защита здоровья детей». Он против того, чтобы закон позволял любому человеку в возрасте 15 лет и старше (возраст сексуального согласия в Польше) покупать таблетку «на следующее утро» без участия врача. Законопроект о восстановлении безрецептурного доступа к «таблетке следующего дня» поступил от правительства премьер-министра Дональда Туска , написал Туск на платформе X. «Президент не воспользовался возможностью встать на сторону женщин. Мы реализуем его». план Б». [74] . Польши В апреле 2024 года Сейм сделал важный шаг, одобрив законопроект , признающий силезский язык официальным региональным языком в Польше. Это признание было принято Сенатом . [75] однако 29 мая 2024 г. президент наложил вето на законопроект. Ожидаемое многими решение президента подверглось критике со стороны представителей правящей коалиции: оно разрешило включение силезского языка в школьные программы и его использование в местной администрации в муниципалитетах. Туск ответил на платформе X: «Я бы сказал вам по-силезски, господин президент, что я думаю о вашем вето, но оно неуместно публично». [76] .
Вспомогательный персонал и проживание [ править ]
Исполнительным органом премьер-министра является канцелярия. Канцелярия , расположенная в здании Канцелярии премьер-министра на проспекте Уяздов в Варшаве, является центральным местом заседаний кабинета министров. Как офис, канцелярия способствует проведению государственной политики между премьер-министром и министрами, служит вспомогательным персоналом премьер-министра и распространяет информацию администрации. Кроме того, для поддержки кабинета министров в канцелярии также имеются различные исполнительные департаменты, подотчетные непосредственно премьер-министру, помимо совета министров, включая Экономический совет, Управление защиты и Департамент государственной службы.
Официальной резиденцией премьер-министра является Вилла Паркова, расположенная в нескольких минутах ходьбы от Канцелярии рядом с парком Лазенки . Однако предыдущий премьер-министр Дональд Туск предпочел проживать в прибрежном городе Сопот , недалеко от его родного Гданьска в Поморском воеводстве . [77]
Премьер-министр получает охрану от Бюро охраны правительства ( Biuro Ochrony Rządu ) во время пребывания в должности, а также в течение шести месяцев после ухода из канцелярии.
Список премьер-министров Польши [ править ]
С момента создания Третьей республики этот пост заняли шестнадцать человек. Самым коротким сроком правления было третье правительство Матеуша Моравецкого , продлившееся 16 дней с ноября по декабрь 2023 года. Самым долгим премьер-министром был Дональд Туск, который занимал пост премьер-министра непрерывно с 16 ноября 2007 года по 22 сентября 2014 года, и снова с 13 декабря 2023 года. На сегодняшний день премьер-министрами являются три женщины: Ханна Сухоцка, Ева Копач и Беата Шидло. Сухоцка, наряду с Тадеушем Мазовецким и Ежи Бузеком, пока являются единственными польскими премьер-министрами, приглашенными в Мадридский клуб . [78]
Демократический Союз (UD) Либерально-демократический конгресс (КЛД) Центральное соглашение (ПК) Польская народная партия (PSL) Социал-демократия (SdRP) / Альянс демократических левых сил (SLD) Избирательная акция солидарности (AWS) Закон и справедливость (PiS) / Объединенные правые (ZP) Гражданская платформа (ПО) / Гражданская коалиция (КО)
Нет. | Имя | Вступил в должность | Левый офис | Вечеринка | Партнер(ы) по коалиции | Срок пребывания в должности |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Тадеуш Мазовецкий | 24 августа 1989 г. | 4 января 1991 г. | Гражданский комитет солидарности (КО'С') / Демократический Союз (UD) | ЗСЛ – ПЗПР | 1 год, 133 дня |
2 | Ян Кшиштоф Белецкий | 4 января 1991 г. | 6 декабря 1991 г. | Либерально-демократический конгресс (КЛД) | ЗЧН – ПК – СД | 336 дней |
3 | Ян Ольшевский | 6 декабря 1991 г. | 5 июня 1992 г. | Центральное соглашение (ПК) | ЗЧН–ПСЛ.ПЛ-ПЧД | 182 дня |
4 | Вальдемар Павляк | 5 июня 1992 г. | 10 июля 1992 г. | Польская народная партия (PSL) | Никто | 35 дней |
5 | Ханна Сухоцка | 11 июля 1992 г. | 26 октября 1993 г. | Демократический Союз (UD) | КЛД –ЗЧН–ПЧД –ПППП –ПСЛ.ПЛ-ППГ-СЛЧ | 1 год, 107 дней |
6 | Вальдемар Павляк | 26 октября 1993 г. | 7 марта 1995 г. | Польская народная партия (PSL) | СЛД – ВВЕРХ – BBWR | 1 год, 132 дня |
7 | Юзеф Олексий | 7 марта 1995 г. | 7 февраля 1996 г. | Социал-демократия (СДРП) | ПСЛ | 337 дней |
8 | Влодзимеж Чимошевич | 7 февраля 1996 г. | 31 октября 1997 г. | Социал-демократия (СДРП) | ПСЛ | 1 год, 266 дней |
9 | Ежи Бузек | 31 октября 1997 г. | 19 октября 2001 г. | Избирательная акция солидарности (AWS) | УВ– СКЛ –ЗЧН–ППЧД | 3 года, 353 дня |
10 | я буду Миллером | 19 октября 2001 г. | 2 мая 2004 г. | Альянс демократических левых сил (SLD) | ВВЕРХ – ПСЛ | 2 года, 196 дней |
11 | Марек Белка | 2 мая 2004 г. | 31 октября 2005 г. | Альянс демократических левых сил (SLD) | ВВЕРХ | 1 год, 182 дня |
12 | Казимеж Марцинкевич | 31 октября 2005 г. | 14 июля 2006 г. | Закон и справедливость (ПиС) | СРП – ЛНР | 256 дней |
13 | Ярослав Качиньский | 14 июля 2006 г. | 16 ноября 2007 г. | Закон и справедливость (ПиС) | СРП–ЛНР | 1 год, 125 дней |
14 | Дональд Туск | 16 ноября 2007 г. | 22 сентября 2014 г. | Гражданская Платформа (ПО) | ПСЛ | 6 лет, 310 дней |
15 | Ева Копач | 22 сентября 2014 г. | 16 ноября 2015 г. | Гражданская Платформа (ПО) | ПСЛ | 1 год, 55 дней |
16 | Беата Шидло | 16 ноября 2015 г. | 11 декабря 2017 г. | Объединенные правые (ZP) | Соглашение — Единая Польша | 2 года, 25 дней |
17 | Матеуш Моравецкий | 11 декабря 2017 г. | 13 декабря 2023 г. | Объединенные правые (ZP) | Объединенная Польша | 6 лет, 2 дня |
18 | Дональд Туск | 13 декабря 2023 г. | Действующий президент | Гражданская коалиция (КО) | PL2050 -PSL- НЛ | 191 день |
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Полиция дел , Пограничная служба и Бюро государственной охраны подчиняются непосредственно министру внутренних .
Ссылки [ править ]
- ^ «Проверка оплаты IG.com» . ИГ. Архивировано из оригинала 25 апреля 2018 г. Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ Ягельский , стр. 168–169
- ^ Статья 154, абз. 1
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Статья 154, п. 2
- ^ "Отставка правительства Матеуша Моравецкого принята. Кабинет министров продолжит исполнять свои обязанности до среды" . Польское радио 24 (на польском языке) . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ Осецкий, Гжегож (12 декабря 2023 г.). «Кто сегодня правит_ Кто является премьер-министром и кто управляет_ - GazetaPrawna.pl» . Журнал Газета Правна . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кочанский , с. 7
- ^ Бернхард , стр. 82–83.
- ^ Людвиковский , с. 14
- ^ Лерский , стр. 80–81.
- ^ Коул , стр.28
- ^ Гарлицкий , с.
- ^ Бискупский , с. 76–77
- ^ Ласок , стр. 19–20
- ^ Леснодорский , с. 119. За это время два премьер-министра неоднократно вступали в должность премьер-министра. Владислав Грабский занимал пост премьер-министра сначала с июня по июль 1920 года, а второй - с декабря 1923 года по ноябрь 1925 года, что является самым длительным сроком для любого лидера того периода. Винцентий Витос занимал пост премьер-министра трижды: с июля 1920 года по сентябрь 1921 года, с мая по декабрь 1923 года и мая 1926 года. Третье и последнее правительство Витоса просуществовало всего четыре дня, прежде чем было свергнуто военным путем Пилсудским в ходе майского переворота .
- ^ Коул , с. 42
- ^ Луковский и Завадский , стр. 242.
- ^ Прокроп , с. 22
- ^ Фиялковский , стр. 41–43
- ^ Фиялковский , стр. 92.
- ^ Зубек, стр. 83–128.
- ^ Бернхард с. 190
- ^ Осятинский с. 30
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зубек стр. 96–97.
- ^ Линц и Степан с. 280
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линц и Степан , с. 281
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шварц, стр. 59–60.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зубек п. 97
- ^ Зубек стр. 97, 100.
- ^ Зубек с. 87. По словам Зубека, попытки Валенсы в начале 1990-х годов провести конституционную реформу в сторону президентской системы, воспользовавшись лазейками в законодательстве при назначении кабинета министров и роспуске парламента, побудили законодателей значительно усилить роль законодательного органа согласно Конституции 1997 года.
- ^ Зубек, стр. 107–110.
- ^ Прокопий стр. 126.
- ^ Бродецкий и Янковский с. 26
- ^ Статья 154, абз. 3
- ^ Статья 155, абз. 1
- ^ Статья 155, абз. 2
- ^ «Президентский дворец в Варшаве» . Президент Польши . 13 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 17 апреля 2013 года . Проверено 27 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Статья 151
- ^ Статья 153, абз. 2
- ^ Статья 147, абз. 2
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бродецкий и Янковский с. 28
- ^ Статья 147, абз. 3
- ^ Статья 149, абз. 2
- ^ Статья 115, абз. 1
- ^ Статья 115, абз. 2
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гарлицкого , стр. 25.
- ^ Статья 144, абз. 3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Прокопий стр. 95.
- ^ Статья 160
- ^ Статья 158, абз. 1
- ^ Статья 162, пп. 2–3
- ^ Прокопий , с. 127.
- ^ Эньеди и Тожа, стр. 290–291
- ^ Статья 171, абз. 3
- ^ Статьи 134, параграф. 4; Статья 136
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Правоохранительные органы, службы безопасности и агентства в Польше. Их подотчетность и прозрачность» . Варшавский университет . Архивировано из оригинала 14 июня 2010 года . Проверено 11 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ван Хорн с. 205
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гольдман п. 233
- ^ Линц и Степан с. 282
- ^ Саймон, стр. 65–66.
- ^ Голдман с. 244-245 Когда в мае 1993 года премьер-министр Сухоцкая боролась против вотума доверия ее премьерству, New York Times процитировала Валенсу, заявившую, что Сухоцкая была «лучшим премьер-министром, который у нас был, и она все еще дает надежду».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бернхард п. 242
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Щербяк стр. 21–22
- ^ «Премьер-министр Польши говорит, что президент должен потерять право вето» . Буэнос-Айрес Вестник . 21 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 24 мая 2013 г. Проверено 4 апреля 2010 г.
- ^ «Дуда просит правительство не принимать серьезных решений. Копач: Это удивительная апелляция» . Журнал Газета Правна . 31 мая 2015 года . Проверено 31 мая 2015 г.
- ^ «Эва Копач и Анджей Дуда не пожали друг другу руки на Вестерплатте» . Виртуальная Польша . 1 сентября 2015 года . Проверено 1 сентября 2015 г.
- ^ «Президент Дуда наложил вето на поправку к закону об образовании, известную как lex Czarnek» . ТВН24 . 2 марта 2022 г. Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ «Президент Дуда наложил вето на оспариваемый законопроект о реформе СМИ, направленный против TVN» . ТВН24 . 27 декабря 2021 г. Проверено 27 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чиенский, Ян (27 ноября 2023 г.). «Польское зомби-правительство зарождается» . ПОЛИТИКА . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ Истон, Адам (10 ноября 2023 г.). «Польская проевропейская оппозиция, возглавляемая Туском, подписывает соглашение и ждет прихода к власти» . Би-би-си . Проверено 10 ноября 2023 г.
- ^ «Президент назначит «двухнедельное правительство» » . biurocza.pl (на польском языке) . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ «Президент Польши обещает наложить вето на законопроект о расходах в условиях массового конфликта с новым правительством» . Политик . 23 декабря 2023 г. Проверено 23 декабря 2023 г.
- ^ «Президент Польши отправляет бюджет на 2024 год в Конституционный суд на оценку» . Юрист . 1 февраля 2024 г. Проверено 1 февраля 2024 г.
- ^ «Президент Польши наложил вето на восстановление доступа к экстренной контрацепции» . каналы тв . 29 марта 2024 г. Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ «Закон о признании силезского языка региональным в Польше одобрен парламентом» . Заметки из Польши . 26 апреля 2024 г. Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ «Президент наложил вето на закон о признании силезского языка региональным в Польше» . Заметки из Польши . 29 мая 2024 г. Проверено 29 мая 2024 г.
- ^ «Где в Варшаве живет премьер-министр Дональд Туск? Где живет Туск в Варшаве?» . Mowimyjak.pl. 19 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 12 февраля 2013 года . Проверено 2 апреля 2010 г.
- ^ «Мадридский клуб выражает соболезнования польскому правительству, народу и членам Сухоцкой и Мазовецкому» . Мадридский клуб . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 12 апреля 2010 г.
Цитируемые работы [ править ]
- Бернхард, Майкл (2005). Институты и судьба демократии: Германия и Польша в двадцатом веке . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета. ISBN 9780822958703 .
- Бродецкий, Здислав; Янковский, Бартломей (2003). «Политическая система Республики Польша». В Здзиславе Бродецком (ред.). Польское коммерческое право . Гаага: Kluwer Law International. ISBN 978-90-411-1992-6 .
- Коул, Дэниел Х. (22 сентября 1998 г.). «Конституция Польши 1997 года в ее историческом контексте» (PDF) . Юридический факультет Университета Индианы . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 1 апреля 2013 г.
- Эньеди, Дьёрдь; Тожа, Иштван (2004). Регион: региональное развитие, политика, управление, электронное правительство . Будапешт: Академическое издательство. ISBN 978-963-05-8037-3 .
- Фиялковский, Агата (2010). Новая Европа: польская борьба за демократию и конституционализм . Фарнем, Англия: Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-1-4094-9708-0 .
- Гарлицкий, Лех (2005). «Конституционное право». В Станиславе Франковском (ред.). Введение в польское право . Гаага: Kluwer Law International. ISBN 978-90-411-2331-2 .
- Голдман, Минтон Ф. (1997). Революция и перемены в Центральной и Восточной Европе: политические, экономические и социальные проблемы . Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. ISBN 978-0-7656-3901-1 .
- Кочанский, Халик (2012). Непокоренный орел: Польша и поляки во Второй мировой войне . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-06816-2 .
- Ласок, Доминик. «Польские конституции 1947 и 1952 годов: историческое исследование конституционного права» (PDF) . Лондонская школа экономики . Архивировано (PDF) из оригинала 26 октября 2014 г. Проверено 29 марта 2013 г.
- Лерски, Галина (30 января 1996 г.). Исторический словарь Польши, 966–1945 гг . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-0-313-03456-5 .
- Леснодорский, Богуслав (1947). Парламентаризм в Польше (на польском языке). Краков: М. Кот.
- Линц, Хуан Дж; Степан, Альфред (2011). Проблемы демократического перехода и консолидации: Южная Европа, Южная Америка и посткоммунистическая Европа . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-1-4214-0492-9 .
- Людвиковски, Ретт Р. (1996). Конституционное производство в регионе бывшего советского господства . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-1802-6 .
- Луковский, Ежи; Завадски, Юбер (2006). Краткая история Польши . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-85332-3 .
- Осятинский, Виктор (1996). Джон Элстер (ред.). Переговоры за круглым столом и распад коммунизма . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-20628-8 .
- Прокоп, Кшиштоф (2010). «Институт президента в государствах Вышеградской группы». У Ярослава Матвеюка; Кшиштоф Прокоп (ред.). Эволюция конституционализма в отдельных государствах Центральной и Восточной Европы . Белосток: Wydawnictwo Temida 2. ISBN 978-83-89620-87-3 .
- Прокоп, Кшиштоф (2011). Сборник законов Белостока 7, Конституционное право Польши . Белосток: Издательство Темида 2. ISBN 978-83-62813-13-1 .
- Шварц, Герман (2002). Борьба за конституционное правосудие в посткоммунистической Европе . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-74196-3 .
- Саймон, Морис Д. (1996). «Институциональное развитие посткоммунистического сейма Польши: сравнительный анализ». У Дэвида М. Олсона; Филип Нортон (ред.). Новые парламенты Центральной и Восточной Европы . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 978-0-7146-4261-1 .
- Щербяк, Алек (2011). Польша в Европейском Союзе . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-38073-7 .
- Ван Хорн, Джудит Л. (2000). «Введение в Польшу». У Джудит Л. Ван Хорн; Акос Комлоси; Эльжбета Сухар; Дорин А. Самельсон (ред.). Развитие подростков и быстрые социальные изменения: перспективы Восточной Европы . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. ISBN 978-0-7914-9312-0 .
- Зубек, Радослав (2006). «Польша: основной предшественник?». В Веселине Димитрове; Клаус Х. Гетц; Хельмут Вольманн (ред.). Управление после коммунизма: институты и разработка политики . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-7425-4009-5 .