Президент Румынии
Президент Румынии | |
---|---|
Президент Румынии | |
с 21 декабря 2014 г. | |
Стиль |
|
Статус | Глава государства |
Член | Высший совет национальной обороны Европейский Совет |
Резиденция | Дворец Котрочень |
Назначитель | Народное голосование |
Срок действия | Пять лет с возможностью продления один раз |
Первый обладатель | Николае Чаушеску (коммунист; впервые создан) Ион Илиеску (действующая конституция) |
Формирование | 28 марта 1974 г. 8 декабря 1991 г. (текущая форма) |
заместитель | Председатель Сената |
Зарплата | 27 000 лей в месяц (~ 66 800 евро в год) [1] |
Веб-сайт | Президент Румынии |
Президент Румынии ( румынский : României ) — глава государства Румыния Preşedintele . Он избирается прямым голосованием по системе в два тура и, после внесения изменений в Конституцию Румынии в 2003 году, избирается сроком на пять лет. Лицо может отбывать срок два срока, которые могут быть последовательными. Во время своего пребывания в должности президент не может быть формальным членом политической партии . Президент Румынии является верховным главнокомандующим Вооружённых Сил Румынии .
Должность президента была создана в 1974 году, когда коммунистов лидер Николае Чаушеску повысил пост президента Государственного совета до полноценного исполнительного президента. Свою нынешнюю форму она приняла поэтапно после румынской революции , кульминацией которой стало принятие действующей конституции Румынии в 1991 году.
Клаус Йоханнис является действующим президентом с момента его инаугурации 21 декабря 2014 года. Йоханнис полностью трансильванско-саксонского происхождения, что делает его первым президентом из немецкого меньшинства Румынии .
Коммунистическая эпоха
[ редактировать ]В коммунистическую эпоху президент избирался сроком на пять лет Великим Национальным Собранием (ПНС) по рекомендации Центрального комитета Румынской коммунистической партии и Фронта социалистического единства и демократии , без ограничения срока полномочий. Чаушеску был единственным обладателем этой должности в этой системе; он был избран ПНС в 1974 году и переизбран в 1980 и 1985 годах, каждый раз не встречая сопротивления. Президент продолжал исполнять обязанности ex officio председателя Государственного совета и имел право действовать по любому вопросу, который не требовал пленума Государственного совета . Он также назначал и увольнял министров и глав центральных ведомств. Когда ПНС не заседало (на практике большую часть года), президент мог назначать и увольнять председателя Верховного суда и генерального прокурора без одобрения Государственного совета; более того, от него даже не требовалось консультироваться со своими коллегами из Госсовета при принятии таких решений. Чаушеску создал офис для того, чтобы стать главным лицом, принимающим решения, как по имени, так и по факту. Раньше он номинально был первым среди равных в Госсовете, получая свою реальную власть от руководства Коммунистической партией. На практике он использовал свою власть для решения всех вопросов, которые не требовали решения пленума посредством декрета. Со временем он также узурпировал многие полномочия, которые конституционно принадлежали Госсовету в целом. [2]
Присяга при вступлении в должность
[ редактировать ]После того как Конституционный суд признает законность выборов, палаты парламента собираются на совместное заседание. Избранный Президент приносит следующую присягу, предусмотренную статьей 82 Конституции :
Румын : Я клянусь отдать все свои силы и умения для духовного и материального процветания румынского народа, уважать Конституцию и законы страны, защищать демократию, основные права и свободы граждан, суверенитет, независимость, единство и территориальная целостность Румынии. Так помоги мне Бог!
Я торжественно клянусь, что посвятю все свои силы и все свои способности духовному и материальному благополучию румынского народа, соблюдать Конституцию и законы страны, защищать демократию, основные права и свободы моих соотечественников. -граждане, суверенитет, независимость, единство и территориальная целостность Румынии. Так помоги мне Бог! [3]
Полномочия и обязанности
[ редактировать ]Согласно Конституции 1991 года, в которую были внесены поправки в 2003 году, президентские полномочия были ограничены в отличие от коммунистической Румынии; офис продолжает обладать значительным влиянием в рамках полупрезидентской системы правления.
Обязанности президента изложены в Разделе III, Главе II Конституции . [4] Они не являются исключительными и дополняются другими конституционными и правовыми положениями.
В домашних делах:
- Олицетворяет государство и защищает его независимость, единство и территориальную целостность.
- Обеспечивает соблюдение Конституции и функционирование органов государственной власти.
- Назначает и назначает премьер-министра при условии одобрения парламентом (президент не может уволить премьер-министра).
- Назначает и смещает министров по рекомендации премьер-министра (предложение премьер-министра может быть отклонено только один раз; в таких случаях премьер-министр не может повторно выдвинуть ту же кандидатуру на министерскую должность; президент не может отказаться от назначения второй, другой, номинальный).
- Консультирует правительство по основным политическим вопросам.
- Возглавляет правительство при обсуждении вопросов, представляющих национальный интерес в отношении внешней политики, защиты страны или общественного порядка, а также, по просьбе премьер-министра, и в других случаях.
- Обращается к парламенту по вопросам, представляющим национальный интерес.
- Одобрение законопроектов (Президент может попросить парламент пересмотреть законопроект только один раз).
- Направляет законопроекты на рассмотрение в Конституционный суд, прежде чем выразить свое согласие.
- Созывает парламент после выборов в законодательные органы. [5]
- Требует внеочередных сессий Парламента. [6]
- Распускает парламент (Президент может распустить парламент, если не получен вотум доверия для формирования правительства в течение 60 дней после подачи первого запроса, и только после отклонения как минимум двух кандидатов на пост премьер-министра).
- Называет референдумы (после консультации с Парламентом). Такие референдумы носят рекомендательный характер, и Парламент может принять решение не реализовывать их результаты. Однако, если референдум действителен (для этого требуется большинство голосов в пользу и явка выше 30 процентов), Парламент не может принимать законы, противоречащие результатам референдума. [7]
Во внешней политике:
- Совершает государственные, официальные и рабочие визиты за границу.
- Заключает международные договоры, согласованные правительством, и представляет их в парламент на ратификацию.
- Назначает и отзывает послов и дипломатических посланников по рекомендации премьер-министра и министра иностранных дел (следование таким рекомендациям не является обязательным).
- Получает верительные грамоты от иностранных дипломатических представителей.
- Утверждает создание, закрытие или изменение ранга дипломатических миссий.
В вопросах обороны:
- Исполняет роль Главнокомандующего Вооружёнными Силами .
- Председательствует в Высшем совете национальной обороны .
- Объявляет мобилизацию Вооруженных Сил при условии предварительного одобрения Парламента (или, в особых обстоятельствах, последующего одобрения).
- Действия по отражению вооруженной агрессии в отношении страны.
- Вводит осадное или чрезвычайное положение (на национальном или местном уровне, с последующим одобрением парламента).
Другие обязанности:
- Присуждает награды и почетные звания .
- Производит назначения на высшие воинские звания.
- Производит назначения на государственные должности в порядке, установленном законом.
- Предоставляет индивидуальное помилование.
При осуществлении своих функций президент издает указы. Указы, изданные в соответствии со статьей 91 (1) и (2), статьей 92 (2) и (3), статьей 93 (1) и статьей 94 a), b) и d) Конституции, должны быть контрассигнованы премьер-министром. чтобы вступило в силу.
Импичмент
[ редактировать ]Действующий президент, грубо нарушающий Конституцию , может быть отстранен от должности парламентом на совместном заседании. Если предложение об отстранении будет принято, в течение не более чем 30 дней с момента отстранения объявляется референдум об импичменте.
Если Сенат и Палата депутатов на совместном заседании обвиняют президента в государственной измене , президент по праву отстраняется от полномочий и обязанностей. Обвинения рассматриваются Высоким судом кассации и юстиции . Действующий президент увольняется по праву, если его признают виновным в государственной измене .
История
[ редактировать ]Процедура отстранения и импичмента применялась трижды. Впервые речь шла о президенте Ионе Илиеску после заявления о возвращении незаконно конфискованной в годы существования Социалистической Республики Румыния собственности первоначальным владельцам или их наследникам. Эта первая попытка 1995 года не прошла голосование в парламенте .
Вторая попытка оказалась успешной: отстраненным от должности был Траян Бэсеску , занимавший должность по состоянию на апрель 2007 года. Он стал первым президентом, которого успешно отстранили от должности, а также первым, кому предстояло провести голосование по импичменту перед народом по вопросам, связанным с предполагаемыми неконституционными действиями . по импичменту Плебисцит состоялся 19 мая 2007 года , и Бэсеску пережил попытку импичмента. Результатом стало отклонение предложения 24,94% за и 75,06% против.
Третья попытка привела ко второй успешной дисквалификации в июле 2012 года, снова против Траяна Бэсеску . Референдум был проведен 29 июля 2012 года, и его результаты составили 88,7% за и 11,3% против, при этом явка избирателей составила 46,24%; ниже порога в 50% + один голос, необходимого на момент проведения референдума. Конституционный суд тогда не вынес решения о признании референдума действительным, сославшись на нарушения в постоянных списках избирателей. 21 августа суд признал референдум недействительным, и Бэсеску снова добился отстранения от власти. [8]
Преемственность
[ редактировать ]Часть серии о Порядок преемственности |
Президентства |
---|
Если должность президента станет вакантной из-за отставки, импичмента, постоянной неспособности выполнять должностные обязанности или смерти во время пребывания в должности, [9] председатель Сената или председатель Палаты депутатов в указанном порядке исполняет обязанности временного президента Румынии. [10] ( Румынский : Preşedinte Interimar al României ). Ни один из них не откажется от своего поста президента соответствующей Законодательной палаты на период временного срока. Временно исполняющий обязанности президента не может обращаться к парламенту , распускать парламент или призывать к референдуму (референдум об импичменте после предложения о приостановлении полномочий назначается парламентом). Вакансия должности не может оставаться дольше трех месяцев. [11] Пока президент отстранен от должности, должность не считается вакантной.
Список
[ редактировать ]Последние выборы
[ редактировать ]Кандидат | Вечеринка | Первый раунд | Второй раунд | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Голоса | % | Голоса | % | |||
Клаус Йоханнис | Национал-либеральная партия | 3,485,292 | 37.82 | 6,509,135 | 66.09 | |
Виорика Данчилэ | Социал-демократическая партия | 2,051,725 | 22.26 | 3,339,922 | 33.91 | |
Дэн Барна | Альянс USR-PLUS 2020 | 1,384,450 | 15.02 | |||
Мирча Дьякону | Альянс за «Одного Человека» ( PRO – ALDE ) | 815,201 | 8.85 | |||
Теодор Палеолог | Партия Народного движения | 527,098 | 5.72 | |||
Келемен Хунор | Демократический альянс венгров в Румынии | 357,014 | 3.87 | |||
Рамона Брюнзельс | Партия гуманистической власти | 244,275 | 2.65 | |||
Александру Чумпанашу | Независимый | 141,316 | 1.53 | |||
Виорел Пряжка | Либерально-правая партия | 48,662 | 0.53 | |||
Богдан Станоевич | Независимый | 39,192 | 0.42 | |||
Каталин Иван | Альтернатива национальному достоинству | 32,787 | 0.36 | |||
Нинель Пейя | Румынская партия государственности | 30,884 | 0.34 | |||
Себастьян Попеску | Партия Новая Румыния | 30,850 | 0.33 | |||
Джон Ион Бану | Партия румынской нации | 27,769 | 0.30 | |||
Недействительные/пустые голоса | 142,961 | – | 182,648 | – | ||
Общий | 9,359,673 | 100 | 10,031,705 | 100 | ||
Зарегистрированные избиратели/явка | 18,286,865 | 51.18 | 18,217,411 | 55.07 | ||
Источники: BEC (первый раунд) ; БЭК (второй тур) |
См. также
[ редактировать ]- Хронология жизни глав государств Румынии
- Список глав государств Румынии
- Список президентов Румынии
- Список глав правительства Румынии
- Список президентов Румынии по времени пребывания в должности
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сколько заработают Йоханнис и Понта после повышения зарплат высокопоставленным лицам» . Ziare.com (на румынском языке). 8 июля 2015 г.
- ^ В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Серджиу Верона (июль 1989 г.). «Правительство и политика». В Бахмане, Рональд Д. (ред.). Румыния: страновое исследование . федеральных исследований Отдел Библиотеки Конгресса . LCCN 90006449 .
- ↑ Конституция 1991 года в редакции 2003 года «Статья 82: Подтверждение мандата и принятие присяги», получено 7 июля 2012 года.
- ^ «КОНСТИТУЦИЯ РУМЫНИИ» . www.cdep.ro.
- ^ Ст. 63, (3) Конституции
- ^ Ст. 66, (2) Конституции
- ^ Решение Конституционного суда № 682 (27 июня 2012 г.) https://web.archive.org/web/20160321182832/https://www.ccr.ro/files/products/D0682_12.pdf.
- ^ "Конституционный суд признал референдум недействительным со счетом 6-3. Траян Бэсеску возвращается в Котрочень" . Проверено 21 августа 2012 года .
- ^ Конституция 1991 г. в редакции 2003 г. «Статья 97: Вакансия должности», получено 11 апреля 2010 г.
- ^ Конституция 1991 г. в редакции 2003 г. «Статья 98: Временный срок полномочий», получено 11 апреля 2010 г.
- ↑ Конституция 1991 г. в редакции 2003 г. «Статья 97: Вакансия должности; параграф (2)», получено 22 августа 2012 г.