Государственный совет Румынии
Часть серии о |
Социалистическая Республика Румыния |
---|
![]() |
Государственный совет ( румынский : Consiliul de Stat ) был исполнительным органом власти коммунистической Румынии с 1961 по 1989 год. Он был коллективным главой государства до создания должности президента в 1974 году.
Полномочия
[ редактировать ]1961–1974
[ редактировать ]Государственный совет был создан в 1961 году с поправкой к Конституции 1952 года , заменив Президиум Великого Национального Собрания . В его состав входили президент, три вице-президента и тринадцать членов. К концу коммунистической эпохи в его состав входили президент, четыре вице-президента, секретарь и 15 членов. [ 1 ] [ 2 ]
Согласно статье 63 Конституции 1965 года , Государственный совет был « высшим органом государственной власти (т.е. ПНС) на постоянной сессии». Оно избиралось ПНС из числа своих членов и занимало этот пост в течение всего срока существования ПНС — на практике пять лет. Как и все государственные органы Румынии, он номинально подчинялся ПНС. [ 2 ] На практике к 1989 году все ее члены, кроме двух, были также членами Центрального комитета Румынской коммунистической партии , а также занимали важные партийные посты. [ 1 ]
Конституция наделила Государственный совет двумя видами власти. В статье 63 подробно описаны полномочия, которыми постоянно наделен Государственный совет, такие как:
- Назначение дат выборов
- Ратификация любого договора, который не влечет за собой изменения румынского законодательства (все договоры, вносящие поправки в законы, могут быть одобрены только ПНС).
- Организация референдумов
- Назначение и отзыв командующего Вооруженными Силами и руководителей государственных органов
- Предоставление гражданства, амнистия и убежище
- Представление государства в международных отношениях
- Назначение дипломатических представителей
- Установление воинских званий
- Утверждение наград и почетных званий [ 2 ] [ 1 ]
Статья 64 делегировала некоторые прерогативы ПНС Государственному совету, когда этот орган не заседал или в случае чрезвычайной ситуации. Когда ПНС не заседало, Государственный совет был уполномочен устанавливать руководящие принципы законов и контролировать работу местных советов. Он также может издавать правительственные постановления вместо закона. Если такое постановление не было одобрено ПНС на его следующей сессии, оно считалось отмененным. В исключительных обстоятельствах Государственный совет мог также осуществлять контроль над бюджетом и экономическим планом, назначать и увольнять министров и судей Верховного суда , мобилизовать вооруженные силы и объявлять войну. [ 1 ] [ 2 ] На практике нечастые заседания ПНС (оно заседало всего два раза в год), а также философия демократического централизма означали, что решения Государственного совета имели силу закона.
Статья 68 гласила, что все решения Государственного совета должны приниматься коллегиально. [ 2 ] Однако за пределами Румынии председатель Государственного совета считался главой государства. Всякий раз, когда лидер Коммунистической партии был также председателем Государственного совета (например, Георге Георгиу-Деж с 1961 по 1965 год и Николае Чаушеску с 1967 по 1974 год), он получал свою реальную власть от своего партийного поста - механизм, аналогичный нынешней власти. структура в Китае страны , где верховный лидер является президентом , но получает свою реальную власть от своего поста партийного лидера .
поправки 1974 года
[ редактировать ]Прерогативы Государственного совета были значительно сокращены поправками к конституции, принятыми в 1974 году. В частности, должность его президента была повышена до полноценной исполнительной должности - Президента Республики . Он продолжал исполнять обязанности по должности президента Государственного совета и имел право действовать по любому вопросу, который не требовал пленарного заседания этого органа. Он также взял на себя ряд полномочий, которые ранее принадлежали Госсовету в целом, включая управление международными отношениями, а также назначение и увольнение министров и глав центральных ведомств. Когда ПНС не заседало, президент мог назначать и увольнять председателя Верховного суда и генерального прокурора без одобрения Государственного совета; более того, согласно поправкам 1974 года президент даже не был обязан консультироваться со своими коллегами в Госсовете при принятии таких решений. Госсовет также лишился права предоставлять гражданство и убежище, а также назначать верховного главнокомандующего вооруженными силами. Оно также потеряло право объявлять амнистию во время заседания ПНС. [ 1 ]
На практике после 1974 года Государственный совет был в значительной степени выхолощен Чаушеску, который одновременно был лидером Коммунистической партии и президентом республики. Используя свою власть для решения всех вопросов, не требующих формального пленума, он часто правил указами. Он также узурпировал многие полномочия Государственного совета, включая право предоставлять гражданство и убежище. Однако его контроль над страной был настолько абсолютным, что никто не осмеливался возражать. [ 1 ]
Список президентов Государственного совета
[ редактировать ]Нет. | Имя | Портрет | Родился-умер | Вступил в должность | Левый офис | Вечеринка | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Георге Георгиу-Деж | ![]() |
1901–1965 | 21 марта 1961 г. | 19 марта 1965 г. | ПМР | |
2 | Чиву Стоик | ![]() |
1908–1975 | 24 марта 1965 г. | 9 декабря 1967 г. | ПМР / ПЦР | |
3 | Николае Чаушеску | ![]() |
1918–1989 | 9 декабря 1967 г. | 22 декабря 1989 г. (по должности от 28 марта 1974 г.) |
ПЦР |
Список вице-президентов Государственного совета
[ редактировать ]( румынский : вице-президент Государственного совета ) [ 3 ] [ 4 ]
Имя | Вступил в должность | Левый офис | Вечеринка | Имя | Вступил в должность | Левый офис | Вечеринка | Имя | Вступил в должность | Левый офис | Вечеринка | Имя | Вступил в должность | Левый офис | Вечеринка | Имя | Вступил в должность | Левый офис | Вечеринка | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ион Георге Маурер | 1961 | 1967 | ПЦР | Стефан Войтек | 1961 | 1965 | ПЦР | Мария Паретти | 1961 | 1966 | ПЦР | Аврам Буначу | 1961 | 1965 | ПЦР | Вакантный | ||||||||
Констанца Крачун | 1965 | 1969 | ПЦР | Вакантный | ||||||||||||||||||||
Эмиль Боднараш | 1967 | 1976 | ПЦР | Манеа Манеску | 1969 | 1972 | ПЦР | Стефан Петерфи | 1967 | 1978 | ПЦР | |||||||||||||
Мирон Константинеску | 1972 | 1974 | ПЦР | |||||||||||||||||||||
Василе Вылку | 1974 | 1974 | ПЦР | Стефан Войтек | 1974 | 1984 | ПЦР | |||||||||||||||||
Вакантный | Эмиль Бобу | 1975 | 1979 | ПЦР | ||||||||||||||||||||
Мария Чокан | 1980 | 1985 | ПЦР | Петру Энаке | 1980 | 1987 | ПЦР | Георге Радулеску | 1979 | 1989 | ПЦР | Илие Верде | 1982 | 1982 | ПЦР | |||||||||
Вакантный | Вакантный | Мария Гицулица | 1985 | 1989 | ПЦР | Манеа Манеску | 1983 | 1989 | ПЦР |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж
В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Серджиу Верона (июль 1989 г.). «Правительство и политика». В Бахмане, Рональд Д. (ред.). Румыния: страновое исследование . федеральных исследований Отдел Библиотеки Конгресса . LCCN 90006449 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Конституция Социалистической Республики Румыния 1965 года» . 6 января 2000 г.
- ^ МакКоли, Мартин; Картер, Стивен (20 февраля 1986 г.). Лидерство и преемственность в Советском Союзе, Восточной Европе и Китае . Я Шарп. ISBN 9780873323475 – через Google Книги.
- ^ «Номенклатура — члены I (А — С) — Коммунизм в Румынии» .