Программа систематизации сельских районов Румынии
Часть серии о |
Социалистическая Республика Румыния |
---|
![]() |
Румынская программа систематизации сельских районов представляла собой программу социальной инженерии, Николае преимущественно Чаушеску предпринятую Румынией в конце 1980-х годов. Правовая база для этой программы была создана еще в 1974 году, но всерьез она началась только в марте 1988 года, после того как румынские власти отказались от статуса наибольшего благоприятствования и связанного с ним американского контроля за соблюдением прав человека. Заявленная цель этой программы заключалась в устранении различий между городом и деревней путем сноса половины из 13 000 румынских деревень и переселения их жителей в сотни новых «агропромышленных центров» к 2000 году. Программа получила известность в Европе. с протестами из нескольких стран - в основном из Венгрии - а также возглавляемой Бельгией инициативой по спасению румынских деревень путем их «усынования». Уже через год, 18 апреля 1989 года, была построена первая партия из 23 новых агропромышленных городков. В период с 1974 по 1988 год был создан только один новый город, поскольку Чаушеску сосредоточил свое внимание на других проектах. Хотя и прервано После румынской революции в декабре 1989 года по крайней мере еще три сельских поселения, находящихся на продвинутой стадии систематизации, в конечном итоге также были преобразованы в города.
Фон
[ редактировать ]Идея Николае Чаушеску 1988 года снести около половины из 13 000 румынских деревень и превратить другие в «агропромышленные центры» не была новой. Он был закреплен в законе в 1974 году. Тогда около 3000 деревень должны были постепенно вымереть, а еще 300–400 должны были быть преобразованы в города. Однако промышленное строительство взяло на себя приоритет, затмив программу реконструкции сельских районов и переселения, которая не проводилась с какой-либо энергией. Однако весной 1988 года программа систематизации сельской местности вновь стала главным приоритетом в повестке дня Чаушеску. [ 1 ] Концепция была впервые разработана Никитой Хрущёвым с целью повысить уровень сельской жизни за счёт объединения деревень, чтобы остановить миграцию молодых людей из села в город. Однако о проекте забыли, в то время как Чаушеску сосредоточился на других проектах, таких как Centrul Civic и Канал Дунай-Черное море , но он был перезапущен в марте 1988 года. [ 2 ] Закон 1974 года о территориальной реорганизации городов и сельских районов предусматривал развитие сельской местности, уделяя особое внимание наиболее жизнеспособным деревням, в то время как остальные постепенно испытывали недостаток инвестиций. Однако в конце 1970-х годов импульс был утерян, и из 140 новых городов, обещанных к 1985 году, только один - Ровинари - был построен в 1981 году. Никаких объяснений так и не было дано, но, вероятно, Чаушеску переключил свое внимание на вышеупомянутые проекты. [ 3 ]
Детали плана
[ редактировать ]Поэтапному свертыванию, скорее всего, подверглись бы деревни с минимальными перспективами роста. К 2000 году 85% коммун должны были иметь водопроводную питьевую воду и 82% — современную канализацию. [ 4 ] Согласно заявлению режима, к 2000 году Румыния рассчитывала «искоренить основные различия между деревнями и городами и обеспечить гармоничное развитие всех частей страны». [ 5 ] Заявленная цель Чаушеску, основанная на оригинальной идее Коммунистического Манифеста , заключалась в том, чтобы «радикально стереть основные различия между городом и деревней; приблизить условия жизни и труда трудящихся в сельской местности к условиям в городах». Он думал, что, собрав людей в многоквартирных домах так, чтобы «сообщество полностью доминировало и контролировало личность», систематизация приведет к созданию «нового социалистического человека» в Румынии. Чаушеску был полон решимости произвести революцию в сельском хозяйстве, увеличив посевные площади, одновременно подавляя индивидуальную инициативу и усиливая централизацию. Крестьяне должны были получить смехотворную компенсацию за снесенные дома, а затем взимать плату за аренду новых домов, в которых не было помещений для животных. [ 6 ] Как выразился румынский историк Дину Джуреску : «Конечная цель – пролетаризация нашего общества. Последним шагом в этом процессе является потеря индивидуального дома». Это была тотальная попытка социальной инженерии: кухни и ванные комнаты были общими помещениями в квартирах, принадлежащих и контролируемых государством. [ 7 ] Число деревень должно было быть сокращено до 5 000–6 000 (сгруппированных в 2 000 коммун), а это означало, что 7 000–8 000 будут уничтожены. Рабочих и интеллигенцию предполагалось расселить в 3–4-этажных домах с небольшими блоками по 4 квартиры или отдельными двухэтажными домами для фермеров. Сельская местность будет урбанизирована за счет 558 новых агропромышленных городов. Хотя аспекты программы были абсолютно необходимы (улучшение услуг, диверсификация и стабилизация рабочей силы), она оставляла мало возможностей для местных консультаций, а сроки ее реализации были слишком короткими (следовательно, принудительное переселение) без реальной компенсации за необходимую экспроприацию. [ 8 ]
Последняя остановка: статус НБН
[ редактировать ]В период с 3 августа 1975 года по 3 июля 1988 года Румыния получила наибольшего благоприятствования статус со стороны США . [ 9 ] [ 10 ] В 1988 году Чаушеску отказался от статуса режима наибольшего благоприятствования Румынии с Соединенными Штатами, как раз в тот момент, когда последние собирались приостановить его из-за нарушений прав человека. [ 11 ] В июле 1987 года Конгресс США проголосовал за приостановку статуса режима наибольшего благоприятствования Румынии. Хотя отстранение должно было продлиться не менее 6 месяцев, во избежание дальнейшего унижения Чаушеску отказался от статуса режима наибольшего благоприятствования своей страны. [ 12 ] [ 13 ] Было представлено более 85 устных показаний и 995 письменных заявлений в поддержку приостановления статуса режима наибольшего благоприятствования Румынии. 26 февраля 1988 г., чтобы сохранить лицо, Румыния объявила, что ей не нужен статус режима наибольшего благоприятствования. Голоса Палаты представителей и Сената были отклонены как неприемлемое «вмешательство во внутренние дела» Румынии. Чтобы подчеркнуть это неприятие, в апреле 1988 года была обнародована программа сноса деревень. [ 14 ] Отказ Румынии от статуса режима наибольшего благоприятствования в феврале 1988 года стал результатом растущего раздражения Чаушеску американским давлением по поводу ситуации с правами человека в Румынии, например, обращением Чаушеску со своими оппонентами. [ 15 ] [ 16 ] Отказ Чаушеску от режима наибольшего благоприятствования сделал его приостановку Конгрессом США бессмысленной. [ 17 ] Его действия показали, что он не поддастся давлению ни с одной стороны, ни с Востока, ни с Запада. [ 18 ]
Реализация и результаты
[ редактировать ]Чаушеску устал от постоянного изучения Конгрессом США ситуации с правами человека в Румынии, и это изучение мешало его давно лелеемому «великому замыслу». Вскоре после своего «дерзкого» жеста в отношении НБН Чаушеску объявил о самом радикальном и зловещем плане своего режима на тот момент, предполагавшем ликвидацию до 8000 деревень. [ 19 ] 3 марта 1988 года, выступая на официальной конференции, Чаушеску объявил: к 2000 году 7000–8000 из 13 123 деревень Румынии будут «модернизированы», то есть преобразованы в 558 «агропромышленных» центров. [ 20 ] вокруг Сельскохозяйственный сектор Илфов Бухареста был выбран Чаушеску в качестве экспоната (который должен быть завершен к 1992-1993 годам), как модель для подражания остальной части страны. Первые выселения и сносы произошли в августе 1988 года. Прошло всего 2-3 дня, прежде чем были закрыты магазины и остановлено автобусное сообщение, что вынудило жителей переселиться в выбранные деревни. Целые общины были переселены в кварталы в Отопень и Гермэнешть , где до 10 семей приходилось делить одну кухню, а канализационная система не была достроена. В других деревнях по всей стране в центрах планируемых новых городов начали появляться «уродливые» бетонные здания Общественных центров. К концу 1989 года около 18 деревень подверглись серьезному разрушению, а еще 5 были полностью снесены. [ 21 ] [ 22 ] По данным Wall Street Journal : «В сельской местности разрушенные деревушки и деревни уступают место таким же панельным жилым домам, как в Оруэлловском Бухаресте». [ 23 ] Программа систематизации встретила сопротивление как со стороны сельских жителей, так и местных властей. Местные восстания против систематизации были зафиксированы в селах Петрова , Монор и Парва . Местным чиновникам угрожали, а в других местах чиновники отказывались выполнять приказы. Директор Меркуря-Чук Сберегательного банка уезда подал в отставку в знак протеста против давления с требованием назначить его родное село Паулени-Чук улицей соседнего города Фрумоаса . [ 24 ] Программа систематизации была прекращена 26 декабря 1989 года, на следующий день после суда и казни Николае и Елены Чаушеску . [ 25 ]



Города, созданные в рамках Систематизации
[ редактировать ]Программа отстала от графика: в 1989 году было объявлено только 24 новых города из 100, ожидаемых к 1990 году. [ 26 ] Эти 24 агропромышленных города перечислены ниже: [ 27 ] [ 28 ]
- Трансильвания
- Уезд Бихор
- Валя луй Михай - Хотя сельское хозяйство по-прежнему преобладало, развивалась мелкая промышленность. В центре построено около 30 многоквартирных домов. [ 29 ]
- Уезд Хунедоара
- Аниноаса — горнодобывающий центр в верхней части долины Джиу . [ 30 ]
- Уезд Марамуреш
- Жудец Муреш
- Сибиуский уезд
- Авриг — Механический завод в Марше ( Mecanica Mârşa ) был самым важным промышленным предприятием в этом районе. [ 32 ]
- Тэлмачу - Несколько лесозаводов и текстильная фабрика. Построены дома общим количеством 480 квартир. [ 33 ]
- Уезд Бихор
- Валахия
- Жудец Арджеш
- Колибаши — расположение Automobile Dacia , первого в Румынии завода по производству автомобилей. Там же располагались два национальных научно-исследовательских института – автомобильного машиностроения и ядерных технологий. [ 34 ]
- Уезд Брэила
- Бузэуский уезд
- Кавалерийский округ
- Будешть
- Лехлиу Гарэ . Ее основное промышленное предприятие было дочерней компанией швейной фабрики в Бухаресте. [ 39 ]
- Фундулеа . Здесь располагались три важных сельскохозяйственных научно-исследовательских института, большая часть их сотрудников приезжала на работу из Бухареста. [ 40 ]
- Джурджу уезд
- Болинтин-Вале — спутник Бухареста. [ 41 ]
- Михайлешть - Большая часть бывшей деревни снесена и перестроена, чтобы освободить место для канала Дунай-Бухарест . Несколько раз посещал Чаушеску. [ 42 ] Построены дома общим количеством 3500 квартир. [ 43 ]
- Уезд Горж
- Бумбешти-Жиу
- Ровинари - с 9 декабря 1981 года уже город. [ 44 ]
- Олт Каунти
- Олт камень
- Скорничешть - город с самым впечатляющим послужным списком медалей, наград и званий в Социалистической Румынии, в том числе звания «Герой новой аграрной революции». В новом городе располагались завод автозапчастей, швейная фабрика, пивоваренный завод, молочный завод и птицефабрика. [ 45 ]
- Жудец Арджеш
- Привет
- Жудец Констанца
- Басараби — внутренняя гавань Дунайско -Черноморского канала . Существовали также две крупные винодельни. [ 46 ]
- Негру Водэ – построены дома на 341 квартиру. [ 47 ]
- Овидиу
- Жудец Констанца
Другие сельские поселения, на которые систематизация оказала решающее влияние, которые позже стали городами.
[ редактировать ]Брагадиру , Корнету , Балотешть и Отопень также должны были стать агропромышленными городами. [ 48 ] , потребовалось двести самосвалов Для перевозки обломков, образовавшихся в результате сноса многих частных домов в Отопень, Димень и Одайле . [ 49 ] В Брагадиру, Мэгуреле , Отопень и кварталах «30 Декабри» были построены тысячи квартир. [ 50 ] Отопень стал городом 28 ноября 2000 года. [ 51 ] Брагадиру и Мэгуреле стали городами 29 декабря 2005 года. [ 52 ] [ 53 ]
Международная реакция
[ редактировать ]Венгрия
[ редактировать ]
В Венгрии программа называется « romániai falurombolás » (букв. «Разрушение румынской деревни»). После мая 1988 года венгерская пресса изобиловала трансильванскими «историями о зверствах». Румынский режим вызвал неблагоприятное мировое мнение и подвергался растущим нападкам со стороны мировой прессы. [ 54 ] В июне 1988 года 50 000 человек протестовали в Будапеште , потому что среди тысяч деревень, предложенных румынским правительством к разрушению, было 1500 этнических венгров. [ 55 ] Эта демонстрация, состоявшаяся 27 июня, была крупнейшей организованной в Венгрии после 1956 года . [ 56 ] План также подвергся критике со стороны ведущих членов Венгерской социалистической рабочей партии . В отместку за акцию протеста 27 июня в Будапеште Чаушеску закрыл консульство Венгрии в Клуже . [ 57 ] Чтобы решить эти вопросы и выполнить Михаила Горбачева просьбу , Карой Гросс встретился с Чаушеску в Араде 28 августа 1988 года. Переговоры оказались безрезультатными, поскольку Чаушеску не желал уступать или идти на компромисс по какому-либо вопросу. Он просто использовал тот факт, что переговоры вообще проводились, как средство выиграть время и вернуть часть утраченного доверия. Встреча была воспринята в Венгрии как капитуляция национальных интересов страны и нанесла серьезный ущерб собственному престижу Гроса. [ 58 ]
Операция «Румынские деревни»
[ редактировать ]Масштаб потенциальных разрушений вызвал международный резонанс до такой степени, что это привело к созданию таких организаций, как базирующаяся в Бельгии Операция «Деревни Румен» , которая обеспечивала создание побратимов находящихся под угрозой румынских деревень с западными общинами. Лишь немногие деревни были фактически разрушены, а систематизация действительно удалась только «запечатлеть Румынию в сознании Европы». [ 59 ] Операция Villages Roumains была основана 22 декабря 1988 года в Брюсселе и официально начала свою деятельность 3 февраля 1989 года. [ 60 ] К началу мая 1989 года румынские деревни были приняты 231 коммуной в Бельгии , 95 во Франции и 42 в Швейцарии . [ 61 ] Бельгийские усилия были почти исключительно валлонскими . [ 62 ] На своей сессии в марте 1989 года Совет Европы решительно осудил ликвидацию деревень, попросив власти прекратить кампанию. Вскоре после этого в выступлении, переданном BBC , принц Уэльский публично раскритиковал эту политику. [ 63 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Типография правительства США, 1989, Восстание против молчания: состояние прав человека в Румынии (обновление) , стр. 1
- ^ Даррен (Норм) Лонгли, Тим Берфорд, Rough Guides UK, 1 июня 2011 г., The Rough Guide to Румынии , стр. 85
- ^ Профессор Дэвид Тернок, Ashgate Publishing, Ltd., 28 июня 2013 г., Аспекты экономической истории независимой Румынии с особым упором на переходный период для вступления в ЕС , стр. 51
- ^ Деннис Делетант, Hurst & Company, 1995, Чаушеску и Секуритате: принуждение и инакомыслие в Румынии, 1965-1989 , стр. 307
- ^ Типография правительства США, 1989, Реформа и права человека в Восточной Европе: отчет, представленный Конгрессу Соединенных Штатов, Том 4 , стр. 24
- ^ Даррен (Норм) Лонгли, Тим Берфорд, Rough Guides UK, 1 июня 2011 г., The Rough Guide to Румынии , стр. 85
- ^ Типография правительства США, 1989, Реформа и права человека в Восточной Европе: отчет, представленный Конгрессу Соединенных Штатов, Том 4 , стр. 78
- ^ Профессор Дэвид Тернок, Ashgate Publishing, Ltd., 28 июня 2013 г., Аспекты экономической истории независимой Румынии с особым упором на переходный период для вступления в ЕС , стр. 51-52.
- ^ Комиссия по международной торговле США, 1990, Законы США и торговые соглашения США и ЕС, касающиеся нерыночной экономики, Том 1 , стр. 18
- ^ Типография правительства США, 1995, Серийный набор Конгресса, выпуск 14164 , стр. 3
- ^ Компания Carswell для юридического журнала UNB, 1994, Юридический журнал UNB, тома 43-44 , стр. 269
- ^ Джордж Шёпфлин, Хью Поултон, Группа по правам меньшинств, 1990, Этнические венгры Румынии , стр. 23
- ^ Типография правительства США, 1989, Реформа и права человека в Восточной Европе: отчет, представленный Конгрессу Соединенных Штатов, Том 4 , стр. 53
- ^ Академическое издательство, 1990, Венгерские исследования: HS., Тома 6-7 , стр. 84-85
- ^ Офис торгового представителя США, 1990, 1990 г. Программа торговой политики и Годовой отчет президента Соединенных Штатов по программе торговых соглашений за 1989 г. , стр. 60
- ^ Деннис Делетант, Центр румынских исследований, 1999, Румыния под коммунистическим правлением , с. 148
- ^ Стивен Сиса, Vista Books, 1990, Дух Венгрии: панорама венгерской истории и культуры , стр. 193
- ^ Деннис Делетант, Михаил Э. Ионеску, Politeia-SNSPA, 2004, Румыния и Варшавский договор, 1955-1989: Избранные документы , стр. 42
- ^ Стивен Сиса, Vista Books, 1990, Дух Венгрии: панорама венгерской истории и культуры , стр. 193
- ^ Джанет Флейшман, Хельсинкский наблюдательный комитет США, 1989, Уничтожение этнической идентичности: венгры Румынии , стр. 49
- ^ Даррен (Норм) Лонгли, Тим Берфорд, Rough Guides UK, 1 июня 2011 г., The Rough Guide to Румынии , стр. 85
- ^ Профессор Дэвид Тернок, Ashgate Publishing, Ltd., 28 июня. 2013, Аспекты экономической истории независимой Румынии с особым упором на переходный период к вступлению в ЕС , с. 56
- ^ Типография правительства США, 1989, Реформа и права человека в Восточной Европе: отчет, представленный Конгрессу Соединенных Штатов, Том 4 , стр. 78
- ^ Типография правительства США, 1989, Восстание против молчания: состояние прав человека в Румынии (обновление) , стр. 2
- ^ Ян Джеффрис, Рутледж, 7 февраля 2002 г., Восточная Европа на рубеже двадцать первого века: Путеводитель по экономикам переходного периода , стр. 341
- ^ Профессор Дэвид Тернок, Ashgate Publishing, Ltd., 28 июня. 2013, Аспекты экономической истории независимой Румынии с особым упором на переходный период к вступлению в ЕС , с. 53
- ^ Радио Свободная Европа, 1989, Исследование Радио Свободная Европа, Том 14, выпуски 22-26 , стр. 3 (1-й абзац)
- ^ Радио Свободная Европа, 1989, Исследование Радио Свободная Европа, Том 14, выпуски 22-26 , стр. 3 (2-й абзац)
- ^ Радио Свободная Европа, 1989, Исследование Радио Свободная Европа, Том 14, выпуски 22-26 , стр. 6
- ^ Радио Свободная Европа, 1989, Исследование Радио Свободная Европа, Том 14, выпуски 22-26 , стр. 6
- ^ Радио Свободная Европа, 1989, Исследование Радио Свободная Европа, Том 14, выпуски 22-26 , стр. 8
- ^ Радио Свободная Европа, 1989, Исследование Радио Свободная Европа, Том 14, выпуски 22-26 , стр. 6
- ^ Радио Свободная Европа, 1989, Исследование Радио Свободная Европа, Том 14, выпуски 22-26 , стр. 8
- ^ Радио Свободная Европа, 1989, Исследование Радио Свободная Европа, Том 14, выпуски 22–26 , стр. 6–7.
- ^ Радио Свободная Европа, 1989, Исследование Радио Свободная Европа, Том 14, выпуски 22-26 , стр. 7
- ^ Радио Свободная Европа, 1989, Исследование Радио Свободная Европа, Том 14, выпуски 22-26 , стр. 7
- ^ Радио Свободная Европа, 1989, Исследование Радио Свободная Европа, Том 14, выпуски 22-26 , стр. 8
- ^ Радио Свободная Европа, 1989, Исследование Радио Свободная Европа, Том 14, выпуски 22-26 , стр. 8
- ^ Радио Свободная Европа, 1989, Исследование Радио Свободная Европа, Том 14, выпуски 22-26 , стр. 7
- ^ Радио Свободная Европа, 1989, Исследование Радио Свободная Европа, Том 14, выпуски 22-26 , стр. 7
- ^ Радио Свободная Европа, 1989, Исследование Радио Свободная Европа, Том 14, выпуски 22-26 , стр. 6
- ^ Радио Свободная Европа, 1989, Исследование Радио Свободная Европа, Том 14, выпуски 22-26 , стр. 8
- ^ Профессор Дэвид Тернок, Ashgate Publishing, Ltd., 28 июня. 2013, Аспекты экономической истории независимой Румынии с особым упором на переходный период к вступлению в ЕС , с. 56
- ^ ДЕКРЕТ №. 366 от 9 декабря 1981 г. (на румынском языке)
- ^ Радио Свободная Европа, 1989, Исследование Радио Свободная Европа, Том 14, выпуски 22-26 , стр. 5
- ^ Радио Свободная Европа, 1989, Исследование Радио Свободная Европа, Том 14, выпуски 22-26 , стр. 6
- ^ Радио Свободная Европа, 1989, Исследование Радио Свободная Европа, Том 14, выпуски 22-26 , стр. 8
- ^ Радио Свободная Европа, 1988, Исследование Радио Свободная Европа, Том 13, выпуски 26-30.
- ^ Деннис Делетант, Hurst & Company, 1995, Чаушеску и Секуритате: принуждение и инакомыслие в Румынии, 1965-1989 , стр. 315.
- ^ Профессор Дэвид Тернок, Ashgate Publishing, Ltd., 28 июня 2013 г., Аспекты экономической истории независимой Румынии с особым упором на переходный период для вступления в ЕС , стр. 56
- ^ ЗАКОН №. № 220 от 28 ноября 2000 г. (на румынском языке)
- ^ ЗАКОН №. № 415 от 29 декабря 2005 г. (на румынском языке)
- ^ ЗАКОН №. № 414 от 29 декабря 2005 г. (на румынском языке)
- ^ Джордж Шёпфлин, Хью Поултон, Группа по правам меньшинств, 1990, Этнические венгры Румынии , стр. 23
- ^ Europa Publications, 2007, Центральная и Юго-Восточная Европа , с. 303
- ^ Служба, 1990, Ежедневный отчет: Восточная Европа, выпуски 222–231 , стр. 65
- ^ Джон Б. Олкок, Longman Group, 1992, Пограничные и территориальные споры , стр. 116
- ^ Игнац Ромшич, Корвина, 1999, Венгрия в двадцатом веке , с. 430
- ^ Питер Сиани-Дэвис, Андреа Делетант, Мэри Сиани-Дэвис, Clio Press, 1998, Румыния , с. 20
- ^ Союз международных ассоциаций, KG Saur Verlag GmbH, 2004, Ежегодник международных организаций 2004/2005 , стр. 2277
- ^ Деннис Делетант, Михаил Э. Ионеску, Politeia-SNSPA, 2004, Румыния и Варшавский договор, 1955-1989: Избранные документы , стр. 43
- ^ Управление официальных публикаций Европейских сообществ, 1989, Официальный журнал Европейских сообществ: Дебаты Европейского парламента, выпуски 374-377 , стр. 221
- ^ Сусана Андеа, Румынский институт культуры, 2006, История Румынии: Сборник , стр. 665