дакиство
Часть серии о |
Социалистическая Республика Румыния |
---|
Дакианство — румынский термин, описывающий тенденцию приписывать, во многом опираясь на сомнительные данные и субъективную интерпретацию, идеализированное прошлое страны в целом. Хотя он был особенно распространен во время режима Николае Чаушеску , его происхождение в румынской науке насчитывает более века.
Этот термин относится к воспринимаемому возвеличиванию даков и более ранних корней сегодняшних румын . Это явление также уничижительно называют « дакоманией » или « дакопатией », а иногда и « тракоманией », тогда как его сторонники предпочитают « дакологию ». Термин протохронизм (англизированный от румынского : protocronism , от древнегреческого термина, означающего «первый во времени»), первоначально придуманный для обозначения предполагаемого новаторского характера румынской культуры , иногда используется как синоним.
Обзор
[ редактировать ]В этом контексте этот термин относится к тенденции (замеченной в нескольких версиях румынского национализма ) приписывать дакам и их цивилизации уникальные качества. [1] Дакианисты пытаются доказать либо то, что даки сыграли важную роль в древней истории , либо даже то, что они имели господство над всеми культурами (с особым акцентом на Древний Рим , который, в полной противоположности основополагающему мифу , был бы создан дакийскими мигрантами). [2] Также отмечается использование табличек Тартарии как убедительного доказательства того, что письменность зародилась на протодакийской территории, и вера в то, что дакийский язык сохранился вплоть до средневековья . [2]
Дополнительной, но не универсальной особенностью является попытка связать предполагаемый культа Залмоксиса монотеизм и христианство . [3] полагая, что даки легко приняли эту религию и впоследствии повлияли на нее. Кроме того, утверждается, что христианство было проповедано дако-римлянам святым Андреем , которого сомнительно считают источником современного румынского православия . Несмотря на отсутствие подтверждающих доказательств, это официальная позиция церкви, которую можно найти в учебниках истории, используемых в румынских православных семинариях и теологических институтах. [4]
История
[ редактировать ]Эти идеи были объяснены как часть комплекса неполноценности, присущего румынскому национализму. [5] тот, который также проявился в работах, не связанных с даками, главным образом как отказ от идей о том, что румынские территории служили только колонией Рима, лишенной инициативы и подверженной наплыву латинян, который полностью уничтожил бы присутствие даков. . [6]
Дакианство, скорее всего, возникло благодаря взглядам, исповедуемым в 1870-х годах Богданом Петричеику Хасдеу , [7] один из главных пунктов спора между ним и консервативной Юнимеей . Например, в « Etymologicum magnum Румыния» Хасдеу не только утверждается, что даки дали Риму многих ее императоров (идея, поддержанная в последнее время Иосифом Константином Дрэганом ), [8] но также и то, что правящие династии раннего средневековья Валахии и Молдавии были потомками касты даков , основанной «королем» ( вождем ) Буребистой . [9] Среди других сторонников этой идеи перед Первой мировой войной любитель были археолог- Сезар Боллиак , [10] а также Теохари Антонеску и Николае Денсушиану . Последний составил сложную и ничем не подтвержденную теорию о Дакии как центре европейской предыстории. [11] создав полную параллель с румынской официальной историей, которая включала среди даков такие разнообразные фигуры, как представители династии Асена и Хореи . [11] Основной том его сочинений - Dacia Preistorică («Доисторическая Дакия»).
После Первой мировой войны и на протяжении всего существования Великой Румынии привлекательность этой идеологии возросла. Железная Гвардия заигрывала с этой концепцией, проводя значительные параллели между своими проектами и интерпретациями того, что могло бы стать посланием Залмоксиса. [12] Мирча Элиаде был особенно озабочен культом Залмоксиса, приводя доводы в пользу его структурных связей с христианством; [13] его теория истории даков, рассматривающая романизацию как ограниченное явление, прославляется современными сторонниками даков. [14]
В нейтральном контексте румынская археологическая школа под руководством Василе Пырвана исследовала множество ранее игнорируемых дакийских памятников, что косвенно способствовало привлекательности этой идеи в то время. [15]
В 1974 году Эдгар Папу опубликовал в популярном культурном ежемесячном журнале Secolul XX эссе под названием «Румынский протохронизм», в котором приводил доводы в пользу румынского хронологического приоритета для некоторых европейских достижений. [16] Идея была быстро принята националистическим режимом Чаушеску, который впоследствии поощрял и расширял культурный и исторический дискурс, утверждающий преобладание автохтонии над любым иностранным влиянием. [17] Идеологи Чаушеску разработали особую концепцию после 11-го съезда Коммунистической партии Румынии в 1974 году , когда они присоединили дакизм к официальному марксизму , утверждая, что даки создали постоянное и «неорганизованное государство». [18] Несколько коммунистических поколений отдавали предпочтение дакам как автохтонным повстанцам против « империалистического » Рима ( сталинистское руководство 1950-х годов провозглашало их тесную связь со славянскими народами ); [19] однако интерпретация Чаушеску имела четкую мотивацию, связанную с мнениями предыдущих даков. [20]
Режим начал партнерство с резидентом Италии , бывшим Железным гвардейцем и миллионером Иосифом Константином Драганом , который продолжал отстаивать дело даков даже после падения Чаушеску. [21] Критики рассматривают эти эксцессы как выражение экономического националистического курса, объединяющего провинциальное разочарование и упорную националистическую риторику, поскольку автаркия и культурная изоляция режима позднего Чаушеску сопровождались ростом дацианистских посланий. [22]
Владимир Тисмэняну написал:
«Протохронизм» был спонсируемой партией идеологией, которая заявляла о первенстве Румынии в крупных научных и культурных открытиях. На самом деле это было основой националистической тирании Чаушеску. [23]
больше не поддерживаемая тоталитарной государственной структурой после революции 1989 года , по-прежнему пользуется популярностью в некоторых кругах. Эта интерпретация, [24] Главным представителем нынешнего протохронизма по-прежнему был Дрэган (ныне покойный), но Нью-Йорка после смерти Дрэгана его место занял врач из Наполеон Сэвеску. Вместе они выпустили журнал Noi, Dacii («Мы, даки») и организовали ежегодный «Международный конгресс дакологии». [25] Сэвеску до сих пор это делает.
Самая известная теория Сэвеску гласит, что румыны не являются потомками римских колонистов и ассимилированных даков, как утверждают основные историки, а являются потомками только даков, говоривших на языке, близком к латыни .
Другие его противоречивые теории включают создание даками (или их предками) первого алфавита в мире (см. таблички Тартарии ), первый свод законов или завоевание даками Западной Европы , Индии , Ирака , Японии и Америки .
«Если хараппская культура не исчезла после карпато-дунайского вторжения, то почему исчезли сами захватчики, не оставив после себя никаких следов или не оставив, как выразился сэр Уилер, «ничего, кроме имени?» Как могли кочевники карпато-дунайцы , главным образом, народ земледельцев, породил не только новую религию, но основал великолепные города, пережившие их до наших дней. Как могла произойти величайшая и самая сложная литература в мире от этих карпато-дунайских народов? Вся ведическая литература основана на четырех текстах (самые древние — «Ригведа», «Яджур-веда» и «Сама-веда», более поздняя «Атхара-веда» и две поэмы, напоминающие «Илиаду» и «Одиссею», лишь на две тысячи лет старше; «Рамнаяна» и «Махабхарата» сохранили топонимия перекликается с топонимикой родины арийских карпато-дунайцев и объединяет одну и ту же главную тему – вражду и злобу между двумя семьями, борющимися за трон Бахатарала (по некоторым данным, сегодняшней Банат-Румынии).
— Завоевание Индии карпато-дунайскими народами
Однако его теории игнорируются историческими журналами и большинством историков, например Мирча Бабеш, Лучиан Бойя и Александра Томицэ. [26] [27] [28] которые называют эти теории лженаукой и анахронизмом и считают, что в их поддержку недостаточно научных доказательств. [29] Дакия , журнал Института археологии Василе Пырвана , и исторический журнал Saeculum также не отзывались о нем высоко. [30] [31]
Дакийское письмо
[ редактировать ]«Дакийский алфавит» — это термин, используемый в румынском протохронизме и даках для обозначения псевдоисторических утверждений о предполагаемом алфавите даков до завоевания Дакии и ее поглощения Римской империей .Его существование было впервые предложено в конце 19 века румынскими националистами , но было полностью отвергнуто основной современной наукой.
По мнению Сорина Олтяну , современного эксперта из Института археологии имени Василе Пырвана в Бухаресте, «[дакийское письмо] — это чистая выдумка [...] чисто и просто дакийского письма не существует», добавив, что многие ученые считают, что использование письма могло быть предметом религиозного табу среди даков. [32] Известно, что древние даки пользовались греческим и латинским алфавитами . [33] хотя, возможно, не так рано, как в соседней Фракии , где кольцо Езерово , написанное греческой вязью, датируется V веком до нашей эры. Фрагмент вазы периода Ла Тена (см. иллюстрацию выше), вероятно, неграмотная имитация греческих букв, указывает на визуальное знание греческого алфавита. [34] в период Ла Тена до римского вторжения. Некоторые румынские писатели, писавшие в конце XIX века и позже идентифицированные как протохронисты, в частности румынский поэт и журналист Цезарь Боллиак , энтузиаст-археолог-любитель, [35] утверждал, что открыл дакийский алфавит. Их сразу же раскритиковали за археологические [36] и лингвистический [37] [38] причины. Александру Одобеску раскритиковал некоторые выводы Боллиака. [39] В 1871 году Одобеску вместе с Хенриком Тренком провел инвентаризацию пещеры Фундул Пештери, одной из пещер Яломицеи (см. статью в румынской Википедии ) недалеко от Бузэу . Одобеску был первым, кто был очарован его сочинениями, которые позже были датированы III или IV веком. [40] В 2002 году спорный [41] Румынский историк Виорика Энэкюк заявила, что Кодекс Рохонци написан дакийским алфавитом. [42] Столь же спорный [43] лингвист Аврора Петан (2005) утверждает, что некоторые свинцовые пластины Синая могут содержать уникальные дакийские письмена. [44]
Лингвист Джордж Прутяну назвал протохронизм «бесплодным и параноидальным национализмом», поскольку протохронизм утверждает, что дакийский язык был источником латыни и всех других языков, включая хинди и вавилонский . [45]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Буй, стр.160-161.
- ^ Перейти обратно: а б Буй, стр.149-151
- ^ Буй, стр.169
- ^ Лавиния Стэн, Лучиан Турческу, Религия и политика в посткоммунистической Румынии , Oxford University Press, 2007, стр.48
- ^ Дальнейшее, стр.177
- ^ Буй, стр.85, 127-147.
- ^ Бойя, 138-139, 140, 147; Продолжение, стр.326
- ^ Буй, стр.268
- ^ Буй, стр.82
- ^ Буй, стр.139-140.
- ^ Перейти обратно: а б Буй, стр.147-148
- ^ Буй, стр.320
- ^ Бойя, стр.152; Элиаде, «Залмоксис, Исчезающий Бог», в журнале «Slavic Review» , Vol. 33, № 4 (декабрь 1974 г.), с.807-809.
- ^ Паприка, стр.152; Симонка
- ^ Буй, стр.145-146.
- ^ Буй, стр.122-123; Мартин
- ^ Буй, стр.117-126.
- ^ Буй, стр.120
- ^ Буй, стр.154-155, 156.
- ^ Буй, стр.155-157; 330-331
- ^ Вердари, стр.343
- ^ Буй, стр.338
- ^ Тисмэняну, Владимир (15 октября 2003 г.). Сталинизм на все времена: политическая история румынского коммунизма . Издательство Калифорнийского университета. п. 319. ИСБН 978-0-520-23747-6 .
- ^ Детки; Паприка, стр.356
- ^ "Как будто предыдущих встреч было недостаточно, дакологи вышли на поля в центре Столицы" [ постоянная мертвая ссылка ] , в Событии дня , 22 июня 2002 г.
- ^ Манея, Ирина-Мария (22 марта 2017 г.). «Дакомания или как мы фальсифицируем историю» . historia.ro (на румынском языке) . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Петре, Зоя (28 августа 2001 г.). «Буребиста, современник ностру» . Культурный наблюдатель (на румынском языке) (79). Архивировано из оригинала 16 октября 2007 года . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Бабеш, Мирча (9 сентября 2003 г.). «Возрождение Дакии?» . Культурная обсерватория (на румынском языке) (185). Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Корбеа, Андрей (12 мая 2003 г.). «Геродот си «Тодора» » . Культурный наблюдатель (на румынском языке) (168) . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Никулеску, Георге Александру (2005). «Археология, национализм и «История румын» (2001)» . Дакия: Revue d'archéologie et d'histoire ancienne . 48–49. Институт археологии (Бухарест): 101. ISSN 0070-251X .
- ^ Аренс, Мейнольф; Бейн, Дэниел (2003). «Католические венгры в Молдавии» . Саекулум . 54 (2). Бёлау Верлаг: 252. doi : 10.7788/saeculum.2003.54.2.213 . ISSN 0080-5319 . S2CID 201277080 .
- ^ Герасим, Габриэль Теодор (4 марта 2007 г.). « Написание «если» — это чистая выдумка» . Мы, НЕТ! . Архивировано из оригинала 7 января 2011 года . Проверено 9 января 2011 г.
Это хорошая возможность развеять еще один дорогой трахоманам миф, а именно миф о «дакийской письменности» и ее «незапамятной» древности. «Написание если» — это чистая выдумка. Речь идет даже не о неопределенностях, вопросах интерпретации (с какой точки зрения мы смотрим) и т. д., а просто нет письменности, если [...] Как полагают многие ученые, вполне возможно, что У даков, как и у кельтов до определенного момента, письменность подвергалась религиозному табу.
- ^ Дайковичу, Адриан (1972). Даки . Румынское энциклопедическое издательство.
- ^ Вульпе, Раду; Вульпе, Екатерина (1933). «Раскопки Пояны» . Дакия: Журнал археологии и древней истории (на французском языке). 3–4 :342 . Проверено 9 января 2011 г.
К сожалению, у нас нет более крупного фрагмента, чтобы установить, является ли это надписью на латыни или греческом языке, возможно, гета, или, скорее, грубым орнаментом в виде алфавита, вероятной работы неграмотного гончара. Этот черепок во всех случаях представляет большой интерес с точки зрения южного влияния на ремесленников нашей станции Пояна конца Латенского периода, к которому он принадлежит. Даже если это всего лишь игра в подражание какому-нибудь гончару-гету, его приблизительное знание греческой или римской письменности доказывает, что отношения между гетами Молдавии и греко-римским миром за Дунаем стали крайне узкими накануне прямой войны. Римская экспансия в Дакию.
- ^ Мандеску, Драгош. «ОТКРЫТИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ПАМЯТНИКА В ЗИМНИЦЕ И ПЕРВЫЙ ЭТАП ЕГО ИССЛЕДОВАНИЙ: «ИССЛЕДОВАНИЯ» ЦЕЗАРА БОЛЛИАКА (1845, 1858?, 1869, 1871–1873)» (PDF) . Музей округа Телеорман (на румынском языке) . Проверено 9 января 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Буй, стр.92
- ^ Ховелак, Абель (1877). Наука о языке: языкознание, филология, этимология . Чапмананд Холл. п. 292 . Проверено 9 января 2011 г.
Румынский писатель Эайден... воображает, что наткнулся на старый дакийский алфавит, алфавит, сохранившийся до прошлого века среди секлеров Трансильвании. Но он совершенно упустил из виду предварительный вопрос о том, к какой группе языков может принадлежать дакский язык.
- ^ Средневековье (на французском языке). Чемпион. 1888. с. 258.
Теория о дакийском алфавите — выдумка; Кириллические символы имеют славянское, а не румынское происхождение. Лишь с 15 века румынский народ принял их в свою национальную идиому.
Ср. молдаванин Г. А латынь, кирилл, (ШК es székely irasjegyek kérdése a. románoknál. (A Bp. Szernle 1887. évi oklób. sz.) Bpest, 1887. - ^ Оитяну, Андрей (30 апреля 2008 г.). «Румынские писатели и наркотики (1) От Скавински до Одобеску» . 22 Журнал Группы социального диалога (на румынском языке). Архивировано из оригинала 5 января 2011 года . Проверено 9 января 2011 г.
- ^ Попеску, Флорентин. «Эрмитажи гор Бузэу » Место расположения пещерных памятников (на французском языке). Архивировано из оригинала 20 июля 2011 г. Проверено 9 января 2011 г.
- ^ Унгуряну, Дэн (6 мая 2003 г.). «Ну трагедии в амбуланте» . Наблюдатель культуры (на румынском языке). Архивировано из оригинала 27 марта 2004 года . Проверено 8 января 2011 г.
- ^ Энэкюк, Виорока (2002). Кодекс Рохонци: расшифровка, транскрипция и перевод (Déchiffrement, транскрипция и перевод) (на румынском и французском языках). Издательство Алькор. ISBN 973-8160-07-3 .
- ^ Олтяну, Сорин. «Распунс Петан» . Проект фрако-дако-мезийских языков (на румынском языке) . Проверено 9 января 2011 г.
- ^ Пецан, Аврора. «Возможный дакийский королевский архив на свинцовых пластинах» . Античность . Проверено 8 января 2011 г.
- ^ «Сказать ему всего одно слово» . Джордж Прутяну (на румынском языке). 26 марта 1996 года . Проверено 21 января 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Лучиан Бойя , История и миф в румынском сознании , Бухарест, Humanitas, 1997.
- Б.П. Хасдеу, Этимологикум Магнум Румыния. Словарь исторического и народного языка румын (Избранные страницы) , Бухарест, Минерва, 1970 г.
- (на румынском языке) Мирча Мартин, «Румынская культура между коммунизмом и национализмом» (II) , в Revista 22 , 44 (660)/XIII, октябрь – ноябрь 2002 г.
- (на румынском языке) Овидиу Шимонка, «Мирча Элиаде и «падение мира»» , обзор Флорина Цуркану, Мирчи Элиаде. Le Prisonnier de l'histoire в Культурной обсерватории.
- Кэтрин Вердери, Национальная идеология при социализме. Идентичность и культурная политика в Румынии Чаушеску , University of California Press , 1991. ISBN 0-520-20358-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]- www.dacii.ro: Сайт, демонстрирующий выдающиеся характеристики румынского протохронизма.
- www.dacia.org: Сайт, связанный с Сэвеску.
- Эссе Моники Спиридон об интеллектуальных истоках румынского протохронизма.
- Исторические мифы, легитимирующие дискурсы и политика идентичности в Румынии Чаушеску (Часть 1) , (Часть 2)
- Тракология и фракомания в проекте LTDM Сорина Олтяну (SOLTDM.COM). Архивировано 13 ноября 2007 г. в Wayback Machine.
- Teme tracomanice (Тракоманские темы) в проекте LTDM Сорина Олтяну (SOLTDM.COM). Архивировано 13 ноября 2007 г. в Wayback Machine.