Jump to content

дакиство

Страница защищена ожидающими изменениями

дакийскую Фреска на тему на многоквартирном доме коммунистической эпохи в Орэшти , демонстрирующая своеобразные националистические черты румынского коммунизма .

Дакианство румынский термин, описывающий тенденцию приписывать, во многом опираясь на сомнительные данные и субъективную интерпретацию, идеализированное прошлое страны в целом. Хотя он был особенно распространен во время режима Николае Чаушеску , его происхождение в румынской науке насчитывает более века.

Этот термин относится к воспринимаемому возвеличиванию даков и более ранних корней сегодняшних румын . Это явление также уничижительно называют « дакоманией » или « дакопатией », а иногда и « тракоманией », тогда как его сторонники предпочитают « дакологию ». Термин протохронизм (англизированный от румынского : protocronism , от древнегреческого термина, означающего «первый во времени»), первоначально придуманный для обозначения предполагаемого новаторского характера румынской культуры , иногда используется как синоним.

В этом контексте этот термин относится к тенденции (замеченной в нескольких версиях румынского национализма ) приписывать дакам и их цивилизации уникальные качества. [1] Дакианисты пытаются доказать либо то, что даки сыграли важную роль в древней истории , либо даже то, что они имели господство над всеми культурами (с особым акцентом на Древний Рим , который, в полной противоположности основополагающему мифу , был бы создан дакийскими мигрантами). [2] Также отмечается использование табличек Тартарии как убедительного доказательства того, что письменность зародилась на протодакийской территории, и вера в то, что дакийский язык сохранился вплоть до средневековья . [2]

Дополнительной, но не универсальной особенностью является попытка связать предполагаемый культа Залмоксиса монотеизм и христианство . [3] полагая, что даки легко приняли эту религию и впоследствии повлияли на нее. Кроме того, утверждается, что христианство было проповедано дако-римлянам святым Андреем , которого сомнительно считают источником современного румынского православия . Несмотря на отсутствие подтверждающих доказательств, это официальная позиция церкви, которую можно найти в учебниках истории, используемых в румынских православных семинариях и теологических институтах. [4]

Эти идеи были объяснены как часть комплекса неполноценности, присущего румынскому национализму. [5] тот, который также проявился в работах, не связанных с даками, главным образом как отказ от идей о том, что румынские территории служили только колонией Рима, лишенной инициативы и подверженной наплыву латинян, который полностью уничтожил бы присутствие даков. . [6]

Дакианство, скорее всего, возникло благодаря взглядам, исповедуемым в 1870-х годах Богданом Петричеику Хасдеу , [7] один из главных пунктов спора между ним и консервативной Юнимеей . Например, в « Etymologicum magnum Румыния» Хасдеу не только утверждается, что даки дали Риму многих ее императоров (идея, поддержанная в последнее время Иосифом Константином Дрэганом ), [8] но также и то, что правящие династии раннего средневековья Валахии и Молдавии были потомками касты даков , основанной «королем» ( вождем ) Буребистой . [9] Среди других сторонников этой идеи перед Первой мировой войной любитель были археолог- Сезар Боллиак , [10] а также Теохари Антонеску и Николае Денсушиану . Последний составил сложную и ничем не подтвержденную теорию о Дакии как центре европейской предыстории. [11] создав полную параллель с румынской официальной историей, которая включала среди даков такие разнообразные фигуры, как представители династии Асена и Хореи . [11] Основной том его сочинений - Dacia Preistorică («Доисторическая Дакия»).

После Первой мировой войны и на протяжении всего существования Великой Румынии привлекательность этой идеологии возросла. Железная Гвардия заигрывала с этой концепцией, проводя значительные параллели между своими проектами и интерпретациями того, что могло бы стать посланием Залмоксиса. [12] Мирча Элиаде был особенно озабочен культом Залмоксиса, приводя доводы в пользу его структурных связей с христианством; [13] его теория истории даков, рассматривающая романизацию как ограниченное явление, прославляется современными сторонниками даков. [14]

В нейтральном контексте румынская археологическая школа под руководством Василе Пырвана исследовала множество ранее игнорируемых дакийских памятников, что косвенно способствовало привлекательности этой идеи в то время. [15]

В 1974 году Эдгар Папу опубликовал в популярном культурном ежемесячном журнале Secolul XX эссе под названием «Румынский протохронизм», в котором приводил доводы в пользу румынского хронологического приоритета для некоторых европейских достижений. [16] Идея была быстро принята националистическим режимом Чаушеску, который впоследствии поощрял и расширял культурный и исторический дискурс, утверждающий преобладание автохтонии над любым иностранным влиянием. [17] Идеологи Чаушеску разработали особую концепцию после 11-го съезда Коммунистической партии Румынии в 1974 году , когда они присоединили дакизм к официальному марксизму , утверждая, что даки создали постоянное и «неорганизованное государство». [18] Несколько коммунистических поколений отдавали предпочтение дакам как автохтонным повстанцам против « империалистического » Рима ( сталинистское руководство 1950-х годов провозглашало их тесную связь со славянскими народами ); [19] однако интерпретация Чаушеску имела четкую мотивацию, связанную с мнениями предыдущих даков. [20]

Режим начал партнерство с резидентом Италии , бывшим Железным гвардейцем и миллионером Иосифом Константином Драганом , который продолжал отстаивать дело даков даже после падения Чаушеску. [21] Критики рассматривают эти эксцессы как выражение экономического националистического курса, объединяющего провинциальное разочарование и упорную националистическую риторику, поскольку автаркия и культурная изоляция режима позднего Чаушеску сопровождались ростом дацианистских посланий. [22]

Владимир Тисмэняну написал:

«Протохронизм» был спонсируемой партией идеологией, которая заявляла о первенстве Румынии в крупных научных и культурных открытиях. На самом деле это было основой националистической тирании Чаушеску. [23]

больше не поддерживаемая тоталитарной государственной структурой после революции 1989 года , по-прежнему пользуется популярностью в некоторых кругах. Эта интерпретация, [24] Главным представителем нынешнего протохронизма по-прежнему был Дрэган (ныне покойный), но Нью-Йорка после смерти Дрэгана его место занял врач из Наполеон Сэвеску. Вместе они выпустили журнал Noi, Dacii («Мы, даки») и организовали ежегодный «Международный конгресс дакологии». [25] Сэвеску до сих пор это делает.

Самая известная теория Сэвеску гласит, что румыны не являются потомками римских колонистов и ассимилированных даков, как утверждают основные историки, а являются потомками только даков, говоривших на языке, близком к латыни .

Другие его противоречивые теории включают создание даками (или их предками) первого алфавита в мире (см. таблички Тартарии ), первый свод законов или завоевание даками Западной Европы , Индии , Ирака , Японии и Америки .

«Если хараппская культура не исчезла после карпато-дунайского вторжения, то почему исчезли сами захватчики, не оставив после себя никаких следов или не оставив, как выразился сэр Уилер, «ничего, кроме имени?» Как могли кочевники карпато-дунайцы , главным образом, народ земледельцев, породил не только новую религию, но основал великолепные города, пережившие их до наших дней. Как могла произойти величайшая и самая сложная литература в мире от этих карпато-дунайских народов? Вся ведическая литература основана на четырех текстах (самые древние — «Ригведа», «Яджур-веда» и «Сама-веда», более поздняя «Атхара-веда» и две поэмы, напоминающие «Илиаду» и «Одиссею», лишь на две тысячи лет старше; «Рамнаяна» и «Махабхарата» сохранили топонимия перекликается с топонимикой родины арийских карпато-дунайцев и объединяет одну и ту же главную тему – вражду и злобу между двумя семьями, борющимися за трон Бахатарала (по некоторым данным, сегодняшней Банат-Румынии).

Завоевание Индии карпато-дунайскими народами

Однако его теории игнорируются историческими журналами и большинством историков, например Мирча Бабеш, Лучиан Бойя и Александра Томицэ. [26] [27] [28] которые называют эти теории лженаукой и анахронизмом и считают, что в их поддержку недостаточно научных доказательств. [29] Дакия , журнал Института археологии Василе Пырвана , и исторический журнал Saeculum также не отзывались о нем высоко. [30] [31]

Дакийское письмо

[ редактировать ]
Дакийское письмо или работа неграмотного гончара?

«Дакийский алфавит» — это термин, используемый в румынском протохронизме и даках для обозначения псевдоисторических утверждений о предполагаемом алфавите даков до завоевания Дакии и ее поглощения Римской империей .Его существование было впервые предложено в конце 19 века румынскими националистами , но было полностью отвергнуто основной современной наукой.

По мнению Сорина Олтяну , современного эксперта из Института археологии имени Василе Пырвана в Бухаресте, «[дакийское письмо] — это чистая выдумка [...] чисто и просто дакийского письма не существует», добавив, что многие ученые считают, что использование письма могло быть предметом религиозного табу среди даков. [32] Известно, что древние даки пользовались греческим и латинским алфавитами . [33] хотя, возможно, не так рано, как в соседней Фракии , где кольцо Езерово , написанное греческой вязью, датируется V веком до нашей эры. Фрагмент вазы периода Ла Тена (см. иллюстрацию выше), вероятно, неграмотная имитация греческих букв, указывает на визуальное знание греческого алфавита. [34] в период Ла Тена до римского вторжения. Некоторые румынские писатели, писавшие в конце XIX века и позже идентифицированные как протохронисты, в частности румынский поэт и журналист Цезарь Боллиак , энтузиаст-археолог-любитель, [35] утверждал, что открыл дакийский алфавит. Их сразу же раскритиковали за археологические [36] и лингвистический [37] [38] причины. Александру Одобеску раскритиковал некоторые выводы Боллиака. [39] В 1871 году Одобеску вместе с Хенриком Тренком провел инвентаризацию пещеры Фундул Пештери, одной из пещер Яломицеи (см. статью в румынской Википедии ) недалеко от Бузэу . Одобеску был первым, кто был очарован его сочинениями, которые позже были датированы III или IV веком. [40] В 2002 году спорный [41] Румынский историк Виорика Энэкюк заявила, что Кодекс Рохонци написан дакийским алфавитом. [42] Столь же спорный [43] лингвист Аврора Петан (2005) утверждает, что некоторые свинцовые пластины Синая могут содержать уникальные дакийские письмена. [44]

Лингвист Джордж Прутяну назвал протохронизм «бесплодным и параноидальным национализмом», поскольку протохронизм утверждает, что дакийский язык был источником латыни и всех других языков, включая хинди и вавилонский . [45]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Буй, стр.160-161.
  2. ^ Перейти обратно: а б Буй, стр.149-151
  3. ^ Буй, стр.169
  4. ^ Лавиния Стэн, Лучиан Турческу, Религия и политика в посткоммунистической Румынии , Oxford University Press, 2007, стр.48
  5. ^ Дальнейшее, стр.177
  6. ^ Буй, стр.85, 127-147.
  7. ^ Бойя, 138-139, 140, 147; Продолжение, стр.326
  8. ^ Буй, стр.268
  9. ^ Буй, стр.82
  10. ^ Буй, стр.139-140.
  11. ^ Перейти обратно: а б Буй, стр.147-148
  12. ^ Буй, стр.320
  13. ^ Бойя, стр.152; Элиаде, «Залмоксис, Исчезающий Бог», в журнале «Slavic Review» , Vol. 33, № 4 (декабрь 1974 г.), с.807-809.
  14. ^ Паприка, стр.152; Симонка
  15. ^ Буй, стр.145-146.
  16. ^ Буй, стр.122-123; Мартин
  17. ^ Буй, стр.117-126.
  18. ^ Буй, стр.120
  19. ^ Буй, стр.154-155, 156.
  20. ^ Буй, стр.155-157; 330-331
  21. ^ Вердари, стр.343
  22. ^ Буй, стр.338
  23. ^ Тисмэняну, Владимир (15 октября 2003 г.). Сталинизм на все времена: политическая история румынского коммунизма . Издательство Калифорнийского университета. п. 319. ИСБН  978-0-520-23747-6 .
  24. ^ Детки; Паприка, стр.356
  25. ^ "Как будто предыдущих встреч было недостаточно, дакологи вышли на поля в центре Столицы" [ постоянная мертвая ссылка ] , в Событии дня , 22 июня 2002 г.
  26. ^ Манея, Ирина-Мария (22 марта 2017 г.). «Дакомания или как мы фальсифицируем историю» . historia.ro (на румынском языке) . Проверено 1 августа 2019 г.
  27. ^ Петре, Зоя (28 августа 2001 г.). «Буребиста, современник ностру» . Культурный наблюдатель (на румынском языке) (79). Архивировано из оригинала 16 октября 2007 года . Проверено 1 августа 2019 г.
  28. ^ Бабеш, Мирча (9 сентября 2003 г.). «Возрождение Дакии?» . Культурная обсерватория (на румынском языке) (185). Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 1 августа 2019 г.
  29. ^ Корбеа, Андрей (12 мая 2003 г.). «Геродот си «Тодора» » . Культурный наблюдатель (на румынском языке) (168) . Проверено 1 августа 2019 г.
  30. ^ Никулеску, Георге Александру (2005). «Археология, национализм и «История румын» (2001)» . Дакия: Revue d'archéologie et d'histoire ancienne . 48–49. Институт археологии (Бухарест): 101. ISSN   0070-251X .
  31. ^ Аренс, Мейнольф; Бейн, Дэниел (2003). «Католические венгры в Молдавии» . Саекулум . 54 (2). Бёлау Верлаг: 252. doi : 10.7788/saeculum.2003.54.2.213 . ISSN   0080-5319 . S2CID   201277080 .
  32. ^ Герасим, Габриэль Теодор (4 марта 2007 г.). « Написание «если» — это чистая выдумка» . Мы, НЕТ! . Архивировано из оригинала 7 января 2011 года . Проверено 9 января 2011 г. Это хорошая возможность развеять еще один дорогой трахоманам миф, а именно миф о «дакийской письменности» и ее «незапамятной» древности. «Написание если» — это чистая выдумка. Речь идет даже не о неопределенностях, вопросах интерпретации (с какой точки зрения мы смотрим) и т. д., а просто нет письменности, если [...] Как полагают многие ученые, вполне возможно, что У даков, как и у кельтов до определенного момента, письменность подвергалась религиозному табу.
  33. ^ Дайковичу, Адриан (1972). Даки . Румынское энциклопедическое издательство.
  34. ^ Вульпе, Раду; Вульпе, Екатерина (1933). «Раскопки Пояны» . Дакия: Журнал археологии и древней истории (на французском языке). 3–4 :342 . Проверено 9 января 2011 г. К сожалению, у нас нет более крупного фрагмента, чтобы установить, является ли это надписью на латыни или греческом языке, возможно, гета, или, скорее, грубым орнаментом в виде алфавита, вероятной работы неграмотного гончара. Этот черепок во всех случаях представляет большой интерес с точки зрения южного влияния на ремесленников нашей станции Пояна конца Латенского периода, к которому он принадлежит. Даже если это всего лишь игра в подражание какому-нибудь гончару-гету, его приблизительное знание греческой или римской письменности доказывает, что отношения между гетами Молдавии и греко-римским миром за Дунаем стали крайне узкими накануне прямой войны. Римская экспансия в Дакию.
  35. ^ Мандеску, Драгош. «ОТКРЫТИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ПАМЯТНИКА В ЗИМНИЦЕ И ПЕРВЫЙ ЭТАП ЕГО ИССЛЕДОВАНИЙ: «ИССЛЕДОВАНИЯ» ЦЕЗАРА БОЛЛИАКА (1845, 1858?, 1869, 1871–1873)» (PDF) . Музей округа Телеорман (на румынском языке) . Проверено 9 января 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  36. ^ Буй, стр.92
  37. ^ Ховелак, Абель (1877). Наука о языке: языкознание, филология, этимология . Чапмананд Холл. п. 292 . Проверено 9 января 2011 г. Румынский писатель Эайден... воображает, что наткнулся на старый дакийский алфавит, алфавит, сохранившийся до прошлого века среди секлеров Трансильвании. Но он совершенно упустил из виду предварительный вопрос о том, к какой группе языков может принадлежать дакский язык.
  38. ^ Средневековье (на французском языке). Чемпион. 1888. с. 258. Теория о дакийском алфавите — выдумка; Кириллические символы имеют славянское, а не румынское происхождение. Лишь с 15 века румынский народ принял их в свою национальную идиому. Ср. молдаванин Г. А латынь, кирилл, (ШК es székely irasjegyek kérdése a. románoknál. (A Bp. Szernle 1887. évi oklób. sz.) Bpest, 1887.
  39. ^ Оитяну, Андрей (30 апреля 2008 г.). «Румынские писатели и наркотики (1) От Скавински до Одобеску» . 22 Журнал Группы социального диалога (на румынском языке). Архивировано из оригинала 5 января 2011 года . Проверено 9 января 2011 г.
  40. ^ Попеску, Флорентин. «Эрмитажи гор Бузэу » Место расположения пещерных памятников (на французском языке). Архивировано из оригинала 20 июля 2011 г. Проверено 9 января 2011 г.
  41. ^ Унгуряну, Дэн (6 мая 2003 г.). «Ну трагедии в амбуланте» . Наблюдатель культуры (на румынском языке). Архивировано из оригинала 27 марта 2004 года . Проверено 8 января 2011 г.
  42. ^ Энэкюк, Виорока (2002). Кодекс Рохонци: расшифровка, транскрипция и перевод (Déchiffrement, транскрипция и перевод) (на румынском и французском языках). Издательство Алькор. ISBN  973-8160-07-3 .
  43. ^ Олтяну, Сорин. «Распунс Петан» . Проект фрако-дако-мезийских языков (на румынском языке) . Проверено 9 января 2011 г.
  44. ^ Пецан, Аврора. «Возможный дакийский королевский архив на свинцовых пластинах» . Античность . Проверено 8 января 2011 г.
  45. ^ «Сказать ему всего одно слово» . Джордж Прутяну (на румынском языке). 26 марта 1996 года . Проверено 21 января 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 12daf1a53dd0bc86a4c521c2af625f20__1722063300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/20/12daf1a53dd0bc86a4c521c2af625f20.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dacianism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)