Сабазиос
Сабазы ( древнегреческий : Σαβάζιος , романизированный : сабазы , современное произношение савазийцы ; альтернативно, сабазы [ 3 ] ) — божество, происходящее из Малой Азии. [ 4 ] Он всадник и бог- отец неба у фригийцев и фракийцев . [ нужна ссылка ]
Сабазиос приобрел известность во всей Римской империи , особенно на Центральных Балканах из-за фракийского влияния. В научных дебатах уже давно обсуждается происхождение Сабазия, и нынешний консенсус склоняется к его фригийским корням. [ 4 ]
Хотя греки интерпретировали фригийского Сабазия [ 5 ] как и Зевс , и Дионис , [ 6 ] его изображения, даже в римские времена, показывают его всегда верхом на коне, с характерным для него посохом власти.
Эпиграфические свидетельства
[ редактировать ]По мнению ученых, имя божества в эпиграфике пишется по-разному: Севазиос, Савазойс, Сабазиус, Сабадиус, Савасеос. [ 7 ]
Фракийский/фригийский Сабазий
[ редактировать ]Кажется вероятным, что мигрирующие фригийцы привели с собой Сабазия, когда они поселились в Анатолии в начале первого тысячелетия до нашей эры, и что происхождение бога следует искать в Македонии и Фракии . Древнее святилище Перперикон в современной Болгарии , обнаруженное в 2000 году. [ 8 ] Считается, что это Сабазиос. [ нужна ссылка ]
Возможный ранний конфликт между Сабазием и его последователями и местной богиней-матерью Фригии ( Кибелой ) может быть отражен в кратком упоминании Гомера о юношеских подвигах Приама , который помогал фригийцам в их битвах с амазонками . Аспект компромиссного религиозного урегулирования, подобный другим подобным мифическим изменениям в эгейской культуре, можно прочитать в усыновлении более позднего фригийского царя Гордия «с Кибелой». [ 9 ] Мидаса .
Одним из существ местной религии был Лунный Бык . Об отношениях Сабазия с богиней можно судить по тому, как его лошадь ставит копыто на голову быка на римском мраморном рельефе в Бостонском музее изящных искусств . [ 10 ] Несмотря на то, что датируется римским периодом, знаковое изображение, похоже, появилось гораздо раньше.

Бог на коне
[ редактировать ]Еще больше стел «бога-всадника» находятся в музее Бурдур в Турции . При римском императоре Гордиане III бог верхом на коне появляется на монетах, отчеканенных в Тлосе, в соседней Ликии, и в Истру, в провинции Нижняя Мезия, между Фракией и Дунаем. Принято считать, что дед молодого императора происходил из анатолийской семьи из-за его необычного прозвища Гордиан. [ 11 ] Культовый образ бога или героя верхом на коне, сражающегося с хтоническим змеем, которого топчет его конь, появляется на кельтских вотивных колоннах, а с приходом христианства он легко трансформировался в образ Святого Георгия и Дракона , самый ранний известный из которых изображения происходят из Каппадокии десятого и одиннадцатого веков, а также из Грузии и Армении одиннадцатого века. [ 12 ]
Иконография, изображения и эллинистические ассоциации
[ редактировать ]
Среди римских надписей из Никополя-ад-Иструма Сабазиос обычно приравнивается к Юпитеру и упоминается рядом с Меркурием . [ 13 ] Точно так же в эллинистических памятниках Сабазиос либо явно (через надписи), либо неявно (через иконографию) связан с Зевсом. На мраморной плите из Филиппополя Сабазиос изображен как кудрявое и бородатое центральное божество среди нескольких богов и богинь. Под его левой ногой находится голова барана, а в левой руке он держит скипетр, оканчивающийся ладонью в жесте бенедиктио латина . [ 14 ] Сабазиоса справа сопровождают бюсты с изображением Луны, Пана и Меркурия, а слева - Солнца, Фортуны и Дафны. [ 13 ] Согласно Макробию, Либеру и Гелиосу фракийцы поклонялись как Сабазиосу; [ 13 ] это описание соответствует другим классическим источникам, которые отождествляют Сабазия с Дионисом . Сабазиос также связан с рядом археологических находок, изображающих бронзовую правую руку в латинском жесте бенедиктио. Рука, по-видимому, имела ритуальное значение и могла быть прикреплена к скипетру (как тот, который держал Сабазий на плите Филиппополя). Хотя существует множество вариаций, рука Сабазиоса обычно изображается с сосновой шишкой на большом пальце и со змеей или парой змей, окружающих запястье и венчающих согнутое кольцо и мизинец. Дополнительные символы, которые иногда появляются на руках Сабазиоса, включают молнию над указательным и средним пальцами, черепаху и ящерицу на тыльной стороне руки, орла, барана, безлистную ветвь, тирсос и конного героя . [ 13 ]
Сабазиос в Афинах
[ редактировать ]Экстатические восточные обряды, практиковавшиеся в основном женщинами в Афинах, были объединены Демосфеном в риторических целях , чтобы подорвать авторитет своего противника Эсхина за участие в культовых объединениях его матери:
Достигнув зрелого возраста, вы помогали своей матери в ее посвящениях и других ритуалах и читали вслух культовые писания ... Вы терли толстощеких змей и размахивали ими над головой, крича Euoi saboi и hues attes, attes hues . [ 15 ]
Превращение в Сабазиуса
[ редактировать ]
Перенесение Сабазия в римский мир, судя по всему, произошло в значительной степени через Пергам . [ 16 ] Естественно синкретический подход греческой религии стирал различия. Более поздние греческие писатели, такие как Страбон в первом веке нашей эры, связывали Сабазия с Загреем , среди фригийских служителей и участников священных обрядов Реи и Диониса. [ 17 ] Сицилийский современник Страбона, Диодор Сицилийский , отождествлял Сабазия с тайным «вторым» Дионисом, рожденным от Зевса и Персефоны. [ 18 ] связь, которая не подтверждается сохранившимися надписями, полностью принадлежащими Зевсу Сабациосу . [ 19 ] [ 20 ] Христианину Клименту Александрийскому сообщили, что тайные мистерии Сабазия, практиковавшиеся у римлян, включали в себя змея , хтоническое существо, не связанное с верховым богом неба Фригии: « Бог на груди» — это контрзнак мистерий Сабазиус адептам». Климент сообщает: «Это змея, проходящая сквозь лоно посвященных». [ 21 ]
Намного позже в византийской греческой энциклопедии Суда ( ок. 10 века ) прямо говорится:
Сабазиос... есть то же самое, что и Дионис. Эту форму обращения он приобрел из относящегося к нему обряда; ибо варвары называют вакхический крик «сабазеин». Поэтому некоторые греки тоже следуют этому примеру и называют этот крик «сабасмос»; таким образом Дионис [становится] Сабазием. Сабоями называли и те места, которые были посвящены ему и его вакханкам ... Демосфен [в речи] «От имени Ктесифона» [упоминает о них]. Некоторые говорят, что Сабой — это термин для тех, кто посвящен Сабазиосу, то есть Дионису, точно так же, как те, [посвященные] Бакхосу, [являются] Бакхой. Говорят, что Сабазий и Дионис — одно и то же. Поэтому некоторые говорят, что греки называют Бакхой Сабой. [ 22 ]
В римских памятниках, хотя надпись, встроенная в стену церкви аббатства Сан-Венанцио в Чеперане, предложила гуманисту эпохи Возрождения [ 23 ] он был построен на фундаменте храма Юпитера Сабазия , по мнению современных ученых, не обнаружено ни одного храма, посвященного Сабазию, богу-наезднику под открытым небом. [ 20 ] Маленькие вотивные руки, обычно сделанные из меди или бронзы, часто связаны с культом Сабазия. Многие из этих рук имеют небольшую перфорацию у основания, что позволяет предположить, что их, возможно, прикрепляли к деревянным шестам и несли в процессиях. Символика этих предметов малоизвестна. [ 20 ]
Еврейская связь
[ редактировать ]Первые евреи, поселившиеся в Риме, были изгнаны в 139 г. до н. э. вместе с халдейскими астрологами Корнелием Гиспалом в соответствии с законом, запрещавшим распространение «развращающего» культа «Юпитера Сабазия», согласно краткому изложению утерянной книги Валериуса Максима. :
Гней Корнелий Гиспал, претор перегрина в год консульства Марка Попилия Ленаса и Луция Кальпурния, приказал астрологам указом покинуть Рим и Италию в течение десяти дней, так как ложным толкованием звезд они смущали непостоянные и глупые умы, тем самым извлекая выгоду из своей лжи. Тот же претор заставил евреев, пытавшихся заразить римские обычаи культом Юпитера Сабазия, вернуться в свои дома. [ 24 ]
Таким образом, предполагается, что римляне идентифицировали еврейского ЯХВХ Цваота («са-ба-оф», «Воинства») как Юпитера Сабазия.
Это ошибочное соединение Сабазия и Сабаота повторялось часто. В том же духе Плутарх утверждал, что евреи поклонялись Дионису и что день субботний был праздником Сабазия. [ 25 ] Плутарх также обсуждает отождествление еврейского Бога с «египетским» Тифоном , однако позднее это отождествление он отвергает. монотеисты Гипситарии- поклонялись Всевышнему под этим именем, которое, возможно, было формой еврейского Бога.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Коллекция Британского музея» . britishmuseum.org . Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ «Коллекция Британского музея» . britishmuseum.org . Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ Руди, Стивен, изд. (14 декабря 2010 г.). Вклад в сравнительную мифологию: исследования в области лингвистики и филологии, 1972–1982 годы . Вальтер де Грюйтер. п. 7. ISBN 978-3-11-085546-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Витас, Надежда Гаврилович (2021). Бывшая Азия и Сирия: восточные религии на римских Центральных Балканах . Археопресс. стр. 77–91. дои : 10.2307/j.ctv1gt94hj . JSTOR j.ctv1gt94hj .
- ^ Варианты написания, такие как Sawadios в надписях, могут оказаться диагностическими при установлении происхождения, Кен Дауден предположил в обзоре EN Lane, Corpus Cultis Jovis Sabazii 1989 для The Classical Review , 1991: 125.
- ^ См . греческую интерпретацию .
- ^ Тачева, Маргарита. Восточные культы в Нижней Мезии и Фракии (V в. до н. э. — 4 в. н. э.) . Лейден: Э. Дж. Брилл, 1983. стр. 183-184.
- ^ «Болгарский археолог демонстрирует находки Перперикона» . Novinite.com . 18 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2022 г.
- ^ Более поздние греческие мифографы свели роль Кибелы к «жене» в этом контексте; первоначально Гордиас будет править от имени Богини, как ее видимый представитель.
- ^ «Зевс Сабазиос в Музее изящных искусств Бостона» . mfa.org . Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ «Сабазиос на монетах, иллюстрированный в коллекции М. Халкама» . Гордиан III Ликия. mihalkam.ancients.info . Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ См. Святой Георгий и Дракон.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тачева-Хитова, Маргарита (1983). «Культ Сабазия». Восточные культы в Нижней Мезии и Фракии (V в. до н. э. — 4 в. н. э.) . стр. 162–189. дои : 10.1163/9789004295735_004 . ISBN 978-90-04-06884-1 .
- ^ Вермерен, MJ (1983). Corpus Cultus Iovis Sabazii (CCIS): руки . Брилл. п. 16. ISBN 978-90-04-06951-0 .
- ^ Демосфен, De corona 260; Аттис , змеиный культ, Сабазиос, Дионис (Эсхин характеризуется как «носитель плюща» и « носитель ликноса намекают на орфические ») и «культовые сочинения», которые, возможно , также связи, не связаны в культе иначе , за исключением их чужеродность в Афинах пятого века.
- ^ Лейн 1989. [ нужна полная цитата ]
- ^ Страбон, География , 10.3.15.
- ^ Диодор Сицилийский , 4.4.1.
- ^ Лейн, Юджин Н. (1 января 1980 г.). «К определению иконографии Сабазия». Нумен . 27 (1): 9–33. дои : 10.1163/156852780X00134 .
- ^ Перейти обратно: а б с Вермасен, Мартен Дж. (1983). «Предварительные исследования восточных религий в Римской империи». Corpus Cultus Iovis Sabazii (CCIS), Том 1 . стр. 49–56. дои : 10.1163/9789004296510_020 . ISBN 978-90-04-06951-0 .
- ^ Климент Александрийский, Протрептик , 1, 2, 16.
- ^ Сайдер, Дэвид (1982). «Заметки о двух эпиграммах Филодема». Американский журнал филологии . 103 (2): 208–213. дои : 10.2307/294253 . JSTOR 294253 .
- ^ Антонио Ивани, письмо своему коллеге-гуманисту Антонио Медузеи, 15 июля 1473 г.; отмечено в Роберто Вайсе, «Открытие классической античности в эпоху Возрождения» , 1969:116.
- ^ (Валерий Максим), воплощение Девяти книг памятных дел и высказываний , т.е. 3, 2 , см. ПРИМЕР 3 . [Пар.]
- ^ Плутарх. Симпозиумы , iv, 6.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гарсиа-и-Беллидо, А. (1967). «Сабазиос». Восточные религии в римской Испании . стр. 73–81. дои : 10.1163/9789004296138_009 . ISBN 978-90-04-29613-8 .
- Феллманн, Рудольф (1981). «Культ Сабазиоса». Восточные религии в Римской империи . стр. 316–340. дои : 10.1163/9789004295711_013 . ISBN 978-90-04-06356-3 .
- Фол, Александр Н. (1998). «Понтийские взаимодействия: культ Савея» . В Цецхладзе, Гоча Р. (ред.). Греческая колонизация Причерноморья: историческая интерпретация археологии . Издательство Франца Штайнера. стр. 100-1 79–84. ISBN 978-3-515-07302-8 .
- Клофт, Ганс (1999). «Дионис-Сабазий». Мистерии культов древности: боги, люди, ритуалы . Издательство Ч. Бек. стр. 27–42. ISBN 978-3-406-73659-9 . JSTOR j.ctv1168m4s.6 .
- Пикард, Ч. (1961). «Сабазиос, фрако-фригийский бог: расширение и новые аспекты его культа». Археологический обзор . 2 :129–176. JSTOR 41754824 .
- Роллер, Л.Е. «Анатолийский культ Сабазия». В: Древние путешествия: Фестиваль в честь Юджина Нумы Лейна (К. Каллауэй и П.А. Дрейпер, ред.). СТОА, 2002. Интернет-ссылка: https://www.stoa.org/texts/2001/01/0008/.
- Селем, Петар (1980). «Сабатий». Восточные религии в Римской Паннонии . пп. 250–257. дои : 10.1163/9789004295650_006 . ISBN 978-90-04-06180-4 .
- Устинова, Юлия (1999). «Всевышний Бог и Сабазий». Верховные боги Боспорского царства . стр. 241–254. дои : 10.1163/9789004295902_010 . ISBN 978-90-04-11231-5 .
- Витас, Надежда Гаврилович (2021). «Сабазиус». Бывшая Азия и Сирия: восточные религии на римских Центральных Балканах . Археопресс. стр. 77–91. дои : 10.2307/j.ctv1gt94hj.11 . ISBN 978-1-78969-914-2 . JSTOR j.ctv1gt94hj.11 . S2CID 240642219 .
- Сабазиос и иудаизм
- Бодингер, Мартин (2002). « Две проблемы истории религий в древнем мире: i. Le dieu sabazios et le judaïsme» [Две проблемы истории религий в древнем мире. I. Бог Сабазиос и иудаизм. Арчевс (на французском языке). 6 (1–4): 121–139.
- Лейн, Юджин Н. (ноябрь 1979 г.). «Сабазиус и евреи в Валериусе Максиме: пересмотр». Журнал римских исследований . 69 : 35–38. дои : 10.2307/299057 . JSTOR 299057 . S2CID 163401482 .
- Требилко, Пол Р. (1991). «Теос Гипсист и Сабазий – синкретизм в иудаизме Малой Азии?». Еврейские общины в Малой Азии . стр. 127–144. дои : 10.1017/CBO9780511520464.009 . ISBN 978-0-521-40120-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Сабазиосом, на Викискладе?