Jump to content

Сабазиос

Бронзовая рука, используемая при поклонении Сабазиосу ( Британский музей ). [ 1 ] Римляне I–II веков н.э. Руки, украшенные религиозными символами, предназначались для стояния в святилищах или, как эта, прикреплялись к шестам во время процессий. Еще одна похожая бронзовая рука, найденная в 16-17 веках в Турне , Бельгия, также находится в Британском музее . [ 2 ]

Сабазы ​​( древнегреческий : Σαβάζιος , романизированный : сабазы , современное произношение савазийцы ; альтернативно, сабазы [ 3 ] ) — божество, происходящее из Малой Азии. [ 4 ] Он всадник и бог- отец неба у фригийцев и фракийцев . [ нужна ссылка ]

Сабазиос приобрел известность во всей Римской империи , особенно на Центральных Балканах из-за фракийского влияния. В научных дебатах уже давно обсуждается происхождение Сабазия, и нынешний консенсус склоняется к его фригийским корням. [ 4 ]

Хотя греки интерпретировали фригийского Сабазия [ 5 ] как и Зевс , и Дионис , [ 6 ] его изображения, даже в римские времена, показывают его всегда верхом на коне, с характерным для него посохом власти.

Эпиграфические свидетельства

[ редактировать ]

По мнению ученых, имя божества в эпиграфике пишется по-разному: Севазиос, Савазойс, Сабазиус, Сабадиус, Савасеос. [ 7 ]

Фракийский/фригийский Сабазий

[ редактировать ]

Кажется вероятным, что мигрирующие фригийцы привели с собой Сабазия, когда они поселились в Анатолии в начале первого тысячелетия до нашей эры, и что происхождение бога следует искать в Македонии и Фракии . Древнее святилище Перперикон в современной Болгарии , обнаруженное в 2000 году. [ 8 ] Считается, что это Сабазиос. [ нужна ссылка ]

Возможный ранний конфликт между Сабазием и его последователями и местной богиней-матерью Фригии ( Кибелой ) может быть отражен в кратком упоминании Гомера о юношеских подвигах Приама , который помогал фригийцам в их битвах с амазонками . Аспект компромиссного религиозного урегулирования, подобный другим подобным мифическим изменениям в эгейской культуре, можно прочитать в усыновлении более позднего фригийского царя Гордия «с Кибелой». [ 9 ] Мидаса .

Одним из существ местной религии был Лунный Бык . Об отношениях Сабазия с богиней можно судить по тому, как его лошадь ставит копыто на голову быка на римском мраморном рельефе в Бостонском музее изящных искусств . [ 10 ] Несмотря на то, что датируется римским периодом, знаковое изображение, похоже, появилось гораздо раньше.

Этот медный сплав римской руки Сабазия использовался в ритуальном богослужении. Сегодня в коллекциях осталось немного рук. Художественный музей Уолтерса , Балтимор .

Бог на коне

[ редактировать ]
Фракийский всадник, Национальный музей истории Румынии.

Еще больше стел «бога-всадника» находятся в музее Бурдур в Турции . При римском императоре Гордиане III бог верхом на коне появляется на монетах, отчеканенных в Тлосе, в соседней Ликии, и в Истру, в провинции Нижняя Мезия, между Фракией и Дунаем. Принято считать, что дед молодого императора происходил из анатолийской семьи из-за его необычного прозвища Гордиан. [ 11 ] Культовый образ бога или героя верхом на коне, сражающегося с хтоническим змеем, которого топчет его конь, появляется на кельтских вотивных колоннах, а с приходом христианства он легко трансформировался в образ Святого Георгия и Дракона , самый ранний известный из которых изображения происходят из Каппадокии десятого и одиннадцатого веков, а также из Грузии и Армении одиннадцатого века. [ 12 ]

Иконография, изображения и эллинистические ассоциации

[ редактировать ]
Вид с разных сторон.

Среди римских надписей из Никополя-ад-Иструма Сабазиос обычно приравнивается к Юпитеру и упоминается рядом с Меркурием . [ 13 ] Точно так же в эллинистических памятниках Сабазиос либо явно (через надписи), либо неявно (через иконографию) связан с Зевсом. На мраморной плите из Филиппополя Сабазиос изображен как кудрявое и бородатое центральное божество среди нескольких богов и богинь. Под его левой ногой находится голова барана, а в левой руке он держит скипетр, оканчивающийся ладонью в жесте бенедиктио латина . [ 14 ] Сабазиоса справа сопровождают бюсты с изображением Луны, Пана и Меркурия, а слева - Солнца, Фортуны и Дафны. [ 13 ] Согласно Макробию, Либеру и Гелиосу фракийцы поклонялись как Сабазиосу; [ 13 ] это описание соответствует другим классическим источникам, которые отождествляют Сабазия с Дионисом . Сабазиос также связан с рядом археологических находок, изображающих бронзовую правую руку в латинском жесте бенедиктио. Рука, по-видимому, имела ритуальное значение и могла быть прикреплена к скипетру (как тот, который держал Сабазий на плите Филиппополя). Хотя существует множество вариаций, рука Сабазиоса обычно изображается с сосновой шишкой на большом пальце и со змеей или парой змей, окружающих запястье и венчающих согнутое кольцо и мизинец. Дополнительные символы, которые иногда появляются на руках Сабазиоса, включают молнию над указательным и средним пальцами, черепаху и ящерицу на тыльной стороне руки, орла, барана, безлистную ветвь, тирсос и конного героя . [ 13 ]

Сабазиос в Афинах

[ редактировать ]

Экстатические восточные обряды, практиковавшиеся в основном женщинами в Афинах, были объединены Демосфеном в риторических целях , чтобы подорвать авторитет своего противника Эсхина за участие в культовых объединениях его матери:

Достигнув зрелого возраста, вы помогали своей матери в ее посвящениях и других ритуалах и читали вслух культовые писания ... Вы терли толстощеких змей и размахивали ими над головой, крича Euoi saboi и hues attes, attes hues . [ 15 ]

Превращение в Сабазиуса

[ редактировать ]
Фигурка Сабазия из слоновой кости из гробницы Александра IV Македонского , Музей царских гробниц Эгей .

Перенесение Сабазия в римский мир, судя по всему, произошло в значительной степени через Пергам . [ 16 ] Естественно синкретический подход греческой религии стирал различия. Более поздние греческие писатели, такие как Страбон в первом веке нашей эры, связывали Сабазия с Загреем , среди фригийских служителей и участников священных обрядов Реи и Диониса. [ 17 ] Сицилийский современник Страбона, Диодор Сицилийский , отождествлял Сабазия с тайным «вторым» Дионисом, рожденным от Зевса и Персефоны. [ 18 ] связь, которая не подтверждается сохранившимися надписями, полностью принадлежащими Зевсу Сабациосу . [ 19 ] [ 20 ] Христианину Клименту Александрийскому сообщили, что тайные мистерии Сабазия, практиковавшиеся у римлян, включали в себя змея , хтоническое существо, не связанное с верховым богом неба Фригии: « Бог на груди» — это контрзнак мистерий Сабазиус адептам». Климент сообщает: «Это змея, проходящая сквозь лоно посвященных». [ 21 ]

Намного позже в византийской греческой энциклопедии Суда ( ок. 10 века ) прямо говорится:

Сабазиос... есть то же самое, что и Дионис. Эту форму обращения он приобрел из относящегося к нему обряда; ибо варвары называют вакхический крик «сабазеин». Поэтому некоторые греки тоже следуют этому примеру и называют этот крик «сабасмос»; таким образом Дионис [становится] Сабазием. Сабоями называли и те места, которые были посвящены ему и его вакханкам ... Демосфен [в речи] «От имени Ктесифона» [упоминает о них]. Некоторые говорят, что Сабой — это термин для тех, кто посвящен Сабазиосу, то есть Дионису, точно так же, как те, [посвященные] Бакхосу, [являются] Бакхой. Говорят, что Сабазий и Дионис — одно и то же. Поэтому некоторые говорят, что греки называют Бакхой Сабой. [ 22 ]

В римских памятниках, хотя надпись, встроенная в стену церкви аббатства Сан-Венанцио в Чеперане, предложила гуманисту эпохи Возрождения [ 23 ] он был построен на фундаменте храма Юпитера Сабазия , по мнению современных ученых, не обнаружено ни одного храма, посвященного Сабазию, богу-наезднику под открытым небом. [ 20 ] Маленькие вотивные руки, обычно сделанные из меди или бронзы, часто связаны с культом Сабазия. Многие из этих рук имеют небольшую перфорацию у основания, что позволяет предположить, что их, возможно, прикрепляли к деревянным шестам и несли в процессиях. Символика этих предметов малоизвестна. [ 20 ]

Еврейская связь

[ редактировать ]

Первые евреи, поселившиеся в Риме, были изгнаны в 139 г. до н. э. вместе с халдейскими астрологами Корнелием Гиспалом в соответствии с законом, запрещавшим распространение «развращающего» культа «Юпитера Сабазия», согласно краткому изложению утерянной книги Валериуса Максима. :

Гней Корнелий Гиспал, претор перегрина в год консульства Марка Попилия Ленаса и Луция Кальпурния, приказал астрологам указом покинуть Рим и Италию в течение десяти дней, так как ложным толкованием звезд они смущали непостоянные и глупые умы, тем самым извлекая выгоду из своей лжи. Тот же претор заставил евреев, пытавшихся заразить римские обычаи культом Юпитера Сабазия, вернуться в свои дома. [ 24 ]

Таким образом, предполагается, что римляне идентифицировали еврейского ЯХВХ Цваота («са-ба-оф», «Воинства») как Юпитера Сабазия.

Это ошибочное соединение Сабазия и Сабаота повторялось часто. В том же духе Плутарх утверждал, что евреи поклонялись Дионису и что день субботний был праздником Сабазия. [ 25 ] Плутарх также обсуждает отождествление еврейского Бога с «египетским» Тифоном , однако позднее это отождествление он отвергает. монотеисты Гипситарии- поклонялись Всевышнему под этим именем, которое, возможно, было формой еврейского Бога.

  1. ^ «Коллекция Британского музея» . britishmuseum.org . Проверено 6 марта 2017 г.
  2. ^ «Коллекция Британского музея» . britishmuseum.org . Проверено 6 марта 2017 г.
  3. ^ Руди, Стивен, изд. (14 декабря 2010 г.). Вклад в сравнительную мифологию: исследования в области лингвистики и филологии, 1972–1982 годы . Вальтер де Грюйтер. п. 7. ISBN  978-3-11-085546-3 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Витас, Надежда Гаврилович (2021). Бывшая Азия и Сирия: восточные религии на римских Центральных Балканах . Археопресс. стр. 77–91. дои : 10.2307/j.ctv1gt94hj . JSTOR   j.ctv1gt94hj .
  5. ^ Варианты написания, такие как Sawadios в надписях, могут оказаться диагностическими при установлении происхождения, Кен Дауден предположил в обзоре EN Lane, Corpus Cultis Jovis Sabazii 1989 для The Classical Review , 1991: 125.
  6. ^ См . греческую интерпретацию .
  7. ^ Тачева, Маргарита. Восточные культы в Нижней Мезии и Фракии (V в. до н. э. — 4 в. н. э.) . Лейден: Э. Дж. Брилл, 1983. стр. 183-184.
  8. ^ «Болгарский археолог демонстрирует находки Перперикона» . Novinite.com . 18 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2022 г.
  9. ^ Более поздние греческие мифографы свели роль Кибелы к «жене» в этом контексте; первоначально Гордиас будет править от имени Богини, как ее видимый представитель.
  10. ^ «Зевс Сабазиос в Музее изящных искусств Бостона» . mfa.org . Проверено 6 марта 2017 г.
  11. ^ «Сабазиос на монетах, иллюстрированный в коллекции М. Халкама» . Гордиан III Ликия. mihalkam.ancients.info . Проверено 6 марта 2017 г.
  12. ^ См. Святой Георгий и Дракон.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Тачева-Хитова, Маргарита (1983). «Культ Сабазия». Восточные культы в Нижней Мезии и Фракии (V в. до н. э. — 4 в. н. э.) . стр. 162–189. дои : 10.1163/9789004295735_004 . ISBN  978-90-04-06884-1 .
  14. ^ Вермерен, MJ (1983). Corpus Cultus Iovis Sabazii (CCIS): руки . Брилл. п. 16. ISBN  978-90-04-06951-0 .
  15. ^ Демосфен, De corona 260; Аттис , змеиный культ, Сабазиос, Дионис (Эсхин характеризуется как «носитель плюща» и « носитель ликноса намекают на орфические ») и «культовые сочинения», которые, возможно , также связи, не связаны в культе иначе , за исключением их чужеродность в Афинах пятого века.
  16. ^ Лейн 1989. [ нужна полная цитата ]
  17. ^ Страбон, География , 10.3.15.
  18. ^ Диодор Сицилийский , 4.4.1.
  19. ^ Лейн, Юджин Н. (1 января 1980 г.). «К определению иконографии Сабазия». Нумен . 27 (1): 9–33. дои : 10.1163/156852780X00134 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с Вермасен, Мартен Дж. (1983). «Предварительные исследования восточных религий в Римской империи». Corpus Cultus Iovis Sabazii (CCIS), Том 1 . стр. 49–56. дои : 10.1163/9789004296510_020 . ISBN  978-90-04-06951-0 .
  21. ^ Климент Александрийский, Протрептик , 1, 2, 16.
  22. ^ Сайдер, Дэвид (1982). «Заметки о двух эпиграммах Филодема». Американский журнал филологии . 103 (2): 208–213. дои : 10.2307/294253 . JSTOR   294253 .
  23. ^ Антонио Ивани, письмо своему коллеге-гуманисту Антонио Медузеи, 15 июля 1473 г.; отмечено в Роберто Вайсе, «Открытие классической античности в эпоху Возрождения» , 1969:116.
  24. ^ (Валерий Максим), воплощение Девяти книг памятных дел и высказываний , т.е. 3, 2 , см. ПРИМЕР 3 . [Пар.]
  25. ^ Плутарх. Симпозиумы , iv, 6.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Сабазиос и иудаизм
  • Бодингер, Мартин (2002). « Две проблемы истории религий в древнем мире: i. Le dieu sabazios et le judaïsme» [Две проблемы истории религий в древнем мире. I. Бог Сабазиос и иудаизм. Арчевс (на французском языке). 6 (1–4): 121–139.
  • Лейн, Юджин Н. (ноябрь 1979 г.). «Сабазиус и евреи в Валериусе Максиме: пересмотр». Журнал римских исследований . 69 : 35–38. дои : 10.2307/299057 . JSTOR   299057 . S2CID   163401482 .
  • Требилко, Пол Р. (1991). «Теос Гипсист и Сабазий – синкретизм в иудаизме Малой Азии?». Еврейские общины в Малой Азии . стр. 127–144. дои : 10.1017/CBO9780511520464.009 . ISBN  978-0-521-40120-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 13ec12dabcfc1f36cd1c69902380c648__1720424400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/48/13ec12dabcfc1f36cd1c69902380c648.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sabazios - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)