Протрептик (Климент)

Протрептик Климента ( греч . Προτρεπτικὸς πρὸς Ἕλληνας : «Обращение к грекам») — первое из трех сохранившихся сочинений Александрийского , христианского богослова II века.
Описание
[ редактировать ]Работа, как следует из названия, является призывом к язычникам Греции принять христианство, и в ней Климент демонстрирует свои обширные познания в языческой мифологии и теологии. Это важно главным образом из-за того, что Климент представляет религию как антропологический феномен. [1] После короткой философской дискуссии книга открывается историей греческой религии, состоящей из семи этапов. [2] Климент предполагает, что сначала люди ошибочно считали Солнце, Луну и другие небесные тела богами. Следующим событием стало поклонение продуктам сельского хозяйства, из которого, по его мнению, возникли культы Деметры и Диониса . [3] Тогда человек отдал дань уважения мести и, обожествил человеческие чувства любви и страха среди прочего, . На следующем этапе поэты Гесиод и Гомер пытаются перечислить богов; Гесиода Теогония дает число двенадцать. Наконец, люди провозгласили других людей, таких как Асклепий и Геракл , божествами. [3] Обсуждая идолопоклонство , Климент утверждает, что объектами первобытной религии были бесформенные дерево и камень, и поэтому идолы возникли, когда такие природные предметы были вырезаны. [4] Вслед за Платоном Климент критически относится ко всем формам изобразительного искусства, предполагая, что произведения искусства — это всего лишь иллюзии и «смертельные игрушки». [4]
Климент критикует греческое язычество в « Протрептике» на том основании, что его божества являются одновременно ложными и плохими моральными примерами, и нападает на мистические религии за их мракобесие и тривиальные ритуалы. [4] В частности, высмеиваются поклонники Диониса за ритуальное использование детских игрушек . [5] В некоторых местах он предполагает, что языческие божества основаны на людях, а в других — что они являются человеконенавистническими демонами, и цитирует несколько классических источников в поддержку этой второй гипотезы. [6] Климент, как и многие доникейские отцы, положительно отзывается о Евгемере и других философах-рационалистах на том основании, что они, по крайней мере, видели недостатки в язычестве. Однако наибольшая похвала принадлежит Платону, чьи апофатические взгляды на Бога являются прообразом христианства. [7]
Фигура Орфея занимает видное место на протяжении всего повествования, и Климент противопоставляет свою песню, олицетворяющую языческие суеверия, божественному Логосу Христа. [8] По мнению Климента, только через обращение в христианство человек может полностью приобщиться к Логосу, который есть универсальная истина. [9]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Беррус, Вирджиния (2010). Позднее древнее христианство . Филадельфия: Фортресс Пресс. ISBN 978-0-8006-9720-4 .
- Дроге, Артур Дж. (1989). Гомер или Моисей?: раннехристианские интерпретации истории культуры . Тюбинген: Мор Зибек. ISBN 978-3-16-145354-0 .
- Фергюсон, Джон (1974). Климент Александрийский . Нью-Йорк: Ардент Медиа. ISBN 978-0-8057-2231-4 .
- де Хуреги, Мигель Эрреро (2010). Орфизм и христианство в поздней античности . Берлин: Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-020633-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Срочно к греку
- Биография Климента с кратким комментарием к Протрептику.
- Греческое/английское издание, переведенное Джорджем Уильямом Баттервортом, Классическая библиотека Леба , издательство Гарвардского университета , 1960 [1919] на Archive.org