Теогония
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( июль 2024 г. ) |
Теогония | |
---|---|
от Гесиода | |
![]() четырнадцатого века Греческая рукопись «Теогонии» Гесиода со схолиями , написанными на полях. | |
Оригинальное название | Теогония |
Написано | 8 век до н.э. |
Язык | Древнегреческий |
Тема(ы) | Греческая мифология , Древнегреческая религия |
Жанр (ы) | Эпический , Дидактический [1] |
Линии | 1022 |
Теогония ( греч . Theogony , Theogonía , [2] то есть «генеалогия или рождение богов » [3] — стихотворение Гесиода генеалогию (8–7 вв. до н. э.), описывающее происхождение и греческих богов , составленное ок. 730–700 гг . до н.э. [4] Оно написано на эпическом диалекте и древнегреческого языка содержит 1022 строки. Это один из наиболее важных источников для понимания ранней греческой космологии .
Описания
[ редактировать ]Гесиода «Теогония» представляет собой крупномасштабный синтез огромного разнообразия местных греческих традиций, касающихся богов, организованный в виде повествования , в котором рассказывается, как они появились и как установили постоянный контроль над космосом . Это первая известная греческая мифическая космогония . Исходное состояние Вселенной — хаос , темная неопределенная пустота, считающаяся божественным изначальным состоянием, из которого возникло все остальное. Теогонии — это часть греческой мифологии , которая воплощает желание сформулировать реальность в целом; этот универсализирующий импульс был фундаментальным для первых более поздних проектов спекулятивного теоретизирования. [5]
Далее в отрывке «Короли и певцы» (80–103) [6] Гесиод присваивает себе власть, обычно присуждаемую священному царству. Поэт заявляет, что именно он, вместо которого мы могли бы ожидать какого-то короля, которому музы даровали два дара: скипетр и властный голос (Гесиод, Теогония 30–3), которые являются видимыми признаками царской власти. Дело не в том, что этот жест предназначен для того, чтобы сделать Гесиода царем. Скорее, дело в том, что власть царства теперь принадлежит поэтическому голосу, голосу, декламирующему Теогонию .

Хотя его часто используют в качестве справочника по греческой мифологии , [7] Теогония . одновременно больше и меньше этого Формально это гимн, взывающий к Зевсу и Музам: параллельные отрывки между ним и гораздо более коротким Гомеровым Гимном Музам ясно показывают, что Теогония развилась из традиции гимнических прелюдий, с которых древнегреческий рапсод начинал свое исполнение. на поэтических конкурсах. Необходимо рассматривать Теогонию не как окончательный источник греческой мифологии, а, скорее, как снимок динамичной традиции, которая кристаллизовалась, когда Гесиод сформулировал известные ему мифы, и помнить, что с тех пор традиции продолжали развиваться.
Письменная форма Теогонии установилась в VI веке до нашей эры. Даже некоторые консервативные редакторы пришли к выводу, что эпизод с Тифоном (820–68) является интерполяцией. [8]
Гесиод, вероятно, находился под влиянием некоторых ближневосточных традиций, таких как вавилонская династия Даннума , [9] которые были смешаны с местными традициями, но они, скорее, являются следами микенской традиции , чем результатом восточных контактов во времена Гесиода.
Расшифровка хеттских мифических текстов, в частности текста «Царство на небесах» , впервые представленного в 1946 году, с его мифологической темой кастрации , предлагает в образе Кумарби анатолийскую параллель гесиодовскому конфликту между Ураном и Кроносом. [10]
Миф о преемственности
[ редактировать ]
Одним из основных компонентов «Теогонии » является представление так называемого «мифа о преемственности», в котором рассказывается, как Кронос сверг Уран , и как, в свою очередь, Зевс сверг Кроноса и его товарищей- титанов , и как Зевс в конечном итоге стал последним и бессменный правитель космоса. [11]
Уран (Небо) первоначально произвел на свет восемнадцать детей от своей матери Геи (Земли): двенадцать Титанов, трех Циклопов и трех Гекатонхейров (Сторуких), [12] но ненавидя их, [13] он спрятал их где-то внутри Гайи. [14] Разгневанная и огорченная, Гея вылепила серп из адаманта и призвала своих детей наказать своего отца. Только ее сын Кронос, младший Титан, был готов сделать это. [15] Поэтому Гея спрятала Кроноса в «засаде» и дала ему адамантиновый серп, а когда Уран лег спать с Геей, Кронос протянул руку и кастрировал его отца. [16] Это позволило родиться Титанам и Кроносу принять на себя верховное командование космосом. [17]
Кронос, теперь получивший контроль над космосом от Урана, хотел гарантировать, что он сохранит контроль. Уран и Гея предсказали Кроносу, что один из собственных детей Кроноса свергнет его, поэтому, когда Кронос женился на Рее , он позаботился о том, чтобы проглотить каждого из детей, которых она родила: Гестию , Деметру , Геру , Аида , Посейдона и Зевса (в этот приказ), к великому сожалению Реи. [18] Однако, когда Рея была беременна Зевсом, Рея умоляла своих родителей Гею и Уран помочь ей спасти Зевса. Поэтому они отправили Рею в Ликтус на Крите, чтобы родить Зевса, а Гея взяла на воспитание новорожденного Зевса, спрятав его глубоко в пещере под горой Эгеон. [19] Тем временем Рея дала Кроносу огромный камень, завернутый в детскую одежду, который он проглотил, думая, что это еще один ребенок Реи. [20]

Зевс, теперь уже взрослый, заставил Кроноса (используя какую-то неустановленную хитрость Геи) извергнуть остальных пятерых своих детей. [21] Затем Зевс освободил своих дядей, циклопов (очевидно, все еще находящихся в заключении под землей вместе с Сторукими, где их первоначально заточил Уран), которые затем предоставили Зевсу его великое оружие, молнию, спрятанную Геей. [22] Началась великая война, Титаномахия , между новыми богами Зевсом и его братьями и сестрами и старыми богами Кроносом и титанами за контроль над космосом. На десятом году той войны, следуя совету Геи, Зевс освободил Сотников, которые присоединились к войне против Титанов, помогая Зевсу одержать верх. Затем Зевс обрушил ярость своей молнии на титанов, победив их и бросив в Тартар . [23] таким образом положив конец Титаномахии.
Последней угрозой власти Зевса должен был стать монстр Тифон , сын Геи и Тартара. Зевс со своей молнией быстро одержал победу, а Тифон также был заточен в Тартаре. [24]
Зевс по совету Геи был избран царем богов и раздавал богам различные почести. [25] Затем Зевс женился на своей первой жене Метиде , но когда он узнал, что Метиде суждено родить сына, который может свергнуть его правление, по совету Геи и Урана Зевс проглотил Метиду (еще будучи беременной Афиной ). Таким образом, Зевсу удалось положить конец циклу преемственности и обеспечить свое вечное господство над космосом. [26]
Генеалогии
[ редактировать ]Первые боги
[ редактировать ]Мир начался со спонтанного зарождения четырех существ: сначала возник Хаос (Пропасть); затем пришла Гея (Земля), «вечное основание всего»; «тусклый» Тартар , в глубине Земли; и Эрос (Желание) «прекраснейший среди бессмертных богов». [27] Из Хаоса произошли Эреб (Тьма) и Никс (Ночь). А Никс «от союза в любви» с Эребом произвела на свет Эфир (Яркость) и Гемеру (День). [28] От Геи произошли Уран (Небо), Орея (Горы) и Понт (Море). [29]
Первые боги [30] |
---|
Дети Геи и Урана
[ редактировать ]Уран соединился с Геей, и она родила двенадцать Титанов : Океана , Кея , Крия , Гипериона , Япета , Тейю , Рею , Фемиду , Мнемозину , Фебу , Тетис и Кроноса ; [31] Циклопы ; Бронты, Стеропы и Аргеи : [32] и Гекатонхейры («Сторукие»): Котт, Бриарей и Гигес. [33]
Дети Геи (Земли) и Урана (Неба) [34] |
---|
Дети крови Геи и Урана и гениталии Урана.
[ редактировать ]
Когда Кронос кастрировал Уран, из крови Урана, пролитой на землю, появились Эринии (Фурии), Гиганты и Мелиаи . Кронос выбросил отрезанные гениталии в море, вокруг которых образовалась пена и превратилась в богиню Афродиту . [35]
Дети крови Геи и Урана и гениталии Урана. [36] |
---|
Потомки Никс
[ редактировать ]Тем временем только Никс (Ночь) произвела на свет детей: Мороса (Гибель), Кер (Судьба), Танатоса (Смерть), Гипноса (Сна), Онейрои (Сны), Момуса (Вина), Оизиса (Боли), Гесперид (Дочерей Ночи). ), Мойры (Судьбы), [37] Керес (Судьбы), Немезида (Возмездие), Апат (Обман), Филот (Любовь), Герас (Старость) и Эрида (Раздор). [38]
от Эриды И только произошли Понос (Невзгоды), Лета ( , Лимос Забывчивость) , Алгея (Голод) (Боли), Хисминай (Битвы), Махай (Войны), Фоной (Убийства), Андроктасиай (Убийства), Нейкеа (Ссоры). , Pseudea (Ложь), Logoi (Истории), Amphillogiai (Споры), Dysnomia (Анархия), Ate (Разрушение) и Horkos (Клятва). [39]
Дети Никс (Ночь) и Эриды (Раздор) [40] |
---|
Потомки Геи и Понта
[ редактировать ]После кастрации Урана Гея спаривалась со своим сыном Понтом (Море), производя потомковую линию, состоящую в основном из морских божеств, морских нимф и гибридных монстров. Их первый ребенок Нерей (Морской Старец) женился на Дорис , одной из дочерей океанид титанов Океана и Тефиды, и они произвели на свет Нереид , пятьдесят морских нимф, в том числе Амфитриту , Фетиду и Псамату . Их второй ребенок Таумас женился на Электре, другой Океаниде, и их потомками были Ирида (Радуга) и две Гарпии : Аэлло и Окипета . [42]
Третий и четвертый дети Геи и Понта, Форцис и Чето , поженились друг с другом и произвели на свет двух Грай : Пемфредо и Энио , а также трех Горгон : Стено , Эвриалу и Медузу . Посейдон соединился с Медузой и два потомка, крылатый конь Пегас и воин Хрисаор , родились, когда герой Персей отрубил Медузе голову. Хрисаор женился на Каллирое , другой Океаниде, и у них родился трехголовый Герион . [43] Далее идет полунимфа-полузмея Ехидна. [44] (ее мать неизвестна, вероятно, Чето или, возможно, Каллиро). [45] Последним отпрыском Кетона и Форкиса был змей (безымянный в « Теогонии» , позже названный Ладоном Аполлонием Родосским ), охраняющий золотые яблоки. [46]
Потомки Геи и Понта (Море), а также Форкиса и Кето. [47] |
---|
Потомки Ехидны и Тифона
[ редактировать ]Гея также соединилась с Тартаром, чтобы произвести Тифона . [55] за которого вышла замуж Ехидна, произведя на свет несколько чудовищных потомков. [56] Их первыми тремя потомками были Ортус , Цербер и Гидра . Далее идет Химера (мать которой неясно, то ли Ехидна, то ли Гидра). [57] Наконец Ортус (его партнер неизвестен, то ли Химера, то ли Ехидна) произвел на свет двух потомков: Сфинкса и Немейского льва . [58]
Потомки Ехидны и Тифона [59] |
---|
Потомки Титанов
[ редактировать ]Титаны, Океан, Гиперион, Кей и Кронос женились на своих сестрах Тефиде, Тейе, Фебе и Рее, а Крий женился на своей сводной сестре Эврибии, дочери Геи и ее сына Понта. Из Океана и Тефиды произошли три тысячи речных богов (в том числе Нил [Нил], Алфей и Скамандер ) и три тысячи Океанид нимф (в том числе Дорис , Электра, Каллироя , Стикс , Климена , Метида , Эвринома , Персеида и Идия ). От Гипериона и Тейи произошли Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Рассвет), а от Крия и Эврибии произошли Астрайос , Паллада и Перс . От Эоса и Астрайоса пришли ветры: Зефир , Борей и Нотос , Эосфор (Приносящий Зарю, т. е. Венера , Утренняя Звезда) и Звезды. От Паллады и Океаниды Стикс произошли Зелус (Зависть), Ника (Победа), Кратос (Сила) и Биа (Сила). [62]
От Кея и Фебы произошли Лето и Астерия , которые вышли замуж за Перса, родив Гекату , [63] а от Кроноса и его старшей сестры Реи произошли Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс. [64] Титан Иапет женился на океаниде Климене и произвел на свет Атласа , Менетия , Прометея и Эпиметея . [65]
Потомки Титанов [66] |
---|
Дети Зевса и его семи жен
[ редактировать ]
Зевс женился на семи жёнах. Его первой женой была Океанида Метида , от которой он оплодотворил Афину , затем, по совету Геи и Урана, проглотил Метиду, чтобы ни один его сын от Метиды не сверг его, как было предсказано. [71] Второй женой Зевса была его тетя, титан Фемида , родившая три Хоры (Времена года): Евномию (Порядок), Дике (Справедливость), Эйрену (Мир); и три Мойры (Судьбы): [72] Клото (Прядильщица), Лахезис (Распределительница) и Атропос (Несгибаемая). Затем Зевс женился на своей третьей жене, другой океаниде, Эвриноме , которая родила трех Харит (Граций): Аглею (Великолепие), на которой женился Гефест, Евфросину (Радость) и Талию (Хорошее настроение). [73]
Четвертой женой Зевса была его сестра Деметра , родившая Персефону . Пятой женой Зевса была еще одна тетка, титана Мнемозина , от которой произошли девять муз : Клио , Эвтерпа , Талия , Мельпомена , Терпсихора , Эрато , Полимния , Урания и Каллиопа . Его шестой женой была титан Лето , родившая Аполлона и Артемиду . Седьмой и последней женой Зевса была его сестра Гера , мать Зевса Гебы , Ареса и Эйлифии . [74]
Зевс, наконец, «родил» себя Афину из его головы, что настолько разозлило Геру, что она сама произвела на свет собственного сына Гефеста , бога огня и кузнеца. [75]
Дети Зевса и его семи жен [76] |
---|
Другие потомки божественных отцов
[ редактировать ]От Посейдона и Нереиды Амфитриты родился Тритон , а от Ареса и Афродиты — Фобос (Страх), Деймос (Ужас) и Гармония (Гармония). Зевс с Атланта дочерью Майей произвел на свет Гермеса , а со смертной Алкменой произвел на свет героя Геракла , который женился на Гебе . Зевс и смертная Семела , дочь Гармонии и Кадма , основателя и первого царя Фив , произвели на свет Диониса , который женился на Ариадне , дочери Миноса , царя Крита . Гелиос и Океанида Персеида произвели на свет Цирцею Ээта и женился , который стал царем Колхиды на Океаниде Идии , породив Медею . [82]
Другие потомки божественных отцов [83] |
---|
Дети божественных матерей от смертных отцов
[ редактировать ]
Богиня Деметра объединилась со смертным Иасионом , чтобы произвести Плутус . Помимо Семелы, богиня Гармония и смертный Кадм также произвели на свет Ино , Агаву , Аутоною и Полидора . Эос (Заря) со смертным Титоном произвела на свет героя Мемнона , а Эматион и с Цефалом произвела на свет Фаэтона . Медея со смертным Ясоном произвела на свет Медия , Нереида Псамате со смертным Эаком произвела на свет героя Фока , нереиду Фетиду , с Пелеем произвела на свет великого воина Ахилла , а богиня Афродита со смертным Анхисом произвела на свет троянского героя Энея . От героя Одиссея Цирцея родила Агриуса , Латина и Телегона , а дочь Атласа Калипсо также родила Одиссею двух сыновей, Навсифоя и Навзинуса . [92]
Дети богинь со смертными [93] |
---|
Прометей
[ редактировать ]
« Теогония » , перечислив потомков титана Иапета и океаниды Климены , как Атлас , Менойтиос , Прометей и Эпиметей , и кратко рассказав, что случилось с каждым, рассказывает историю Прометея. [100] Когда боги и люди встретились в Меконе, чтобы решить, как следует распределять жертвы, Прометей попытался обмануть Зевса. Зарезав вола, он взял ценный жир и мясо и накрыл ими бычий желудок. Затем Прометей взял кости и скрыл их тонким блестящим слоем жира. Прометей спросил мнение Зевса о том, какую кучу подношений он считает более желательной, надеясь обманом заставить бога выбрать менее желательную часть. Хотя Зевс разглядел уловку, он выбрал кости, покрытые жиром, и было установлено, что с тех пор люди будут сжигать кости в качестве жертвы богам, оставляя отборное мясо и жир себе. Но в наказание за эту выходку разгневанный Зевс решил отказать человечеству в использовании огня. Но Прометей украл огонь внутри стебля фенхеля и передал его человечеству. Затем Зевс приказал создать первую женщину Пандору в качестве нового наказания для человечества. А Прометей был прикован к скале, где орел каждый день питался его постоянно восстанавливающейся печенью, пока в конце концов сын Зевса не Геракл пришел освободить его.
Рукописи
[ редактировать ]Самые ранние существующие рукописи Теогонии датируются концом 13 века. Ранний пример можно найти в Vaticanus gr. 1825 год . Судя по водяным знакам, эта рукопись датируется примерно 1310 годом. Известно около 64 рукописей, датируемых 1600 годом нашей эры или ранее. [101] [102]
Влияние на раннюю греческую философию
[ редактировать ]
Наследие греческой мифологии уже воплощало стремление артикулировать реальность в целом, и этот универсализирующий импульс был фундаментальным для первых проектов спекулятивного теоретизирования. Похоже, что порядок бытия сначала был представлен в воображении, прежде чем он стал абстрактно мыслиться. Гесиод, впечатленный необходимостью, управляющей порядком вещей, обнаруживает определенную закономерность в возникновении и появлении богов. Эти идеи сделали возможным нечто вроде космологических спекуляций. Самая ранняя риторика размышления сосредоточена на двух взаимосвязанных вещах: опыте удивления как живой причастности к божественному порядку вещей; и абсолютное убеждение в том, что за пределами совокупности вещей реальность образует прекрасное и гармоничное целое. [104]
В Теогонии начало ( arche ) — Хаос , божественное первосостояние, и есть корни и концы земли, неба, моря и Тартара . Ферекид Сиросский (6 век до н. э.) считал, что существовало три предсуществующих божественных принципа, и называл воду также Хаосом. [105] В языке архаического периода (8-6 вв. до н. э.) архе (или архаи ) обозначает источник, происхождение или корень существующих вещей. Если вещь должна быть прочно закреплена или обоснована, ее свод или статичная точка должны быть надежными, а наиболее надежными основаниями являются те, которые предоставлены богами: неразрушимый, неизменный и вечный порядок вещей. [106]
В древнегреческой философии — это элемент или первоначало всех вещей, постоянная природа или субстанция , архе которая сохраняется при порождении всего остального. Отсюда возникают все вещи и в нем они разрешаются в конечном состоянии. [107] Это божественный горизонт субстанции, который охватывает и управляет всем сущим. Фалес (7-6 века до н.э.), первый греческий философ, утверждал, что первоначалом всего сущего является вода. Анаксимандр (6 век до н. э.) был первым философом, который использовал термин архе для обозначения того, что авторы Аристотеля называли «субстратом». [108] Анаксимандр утверждал, что начало или первоначало — это бесконечная масса ( Апейрон ), не подверженная ни старению, ни распаду, из которой все вещи рождаются и затем там же уничтожаются. Фрагмент из Ксенофана (6 век до н. э.) показывает переход от Хаоса к Апейрону : «Верхний предел земли граничит с воздухом. Нижний предел земли достигает безграничного (т. е. Апейрона)». [109]
Христианские взгляды на Теогонию
[ редактировать ]Джон Мильтон , кальвинист , считал Теогонию вдохновленной сатаной . Точка зрения Мильтона, изложенная в «Потерянном рае» , заключалась в том, что, как только сатана был изгнан с небес, он стал музой, вдохновившей Гесиода. Таким образом, то, что написал Гесиод, было искажением «действительных» событий, произошедших в космологической борьбе сатаны против Бога. В частности, Мильтон утверждал, что триумф Зевса (то есть верховного божества) посредством хитрости, переговоров и союзов был искажением всемогущества Бога, не требующим какого-либо союзника. [110]
Точка зрения Мильтона перекликается со взглядами раннехристианских писателей -патристиков . Юстин Мученик и Афинагор Афинский , например, утверждали, что языческая мифология в целом представляет собой демоническое искажение «истинной» космологической истории. [110]
Другие космогонии в древней литературе
[ редактировать ]В Теогонии начальным состоянием вселенной, или началом ( arche ) является Хаос , зияющая пустота ( бездна ), рассматриваемая как божественное первосостояние, из которого возникло все сущее. Затем появились Гея (Земля), Тартар (пространство под землей, похожее на пещеру; рожденный позже Эреб — это тьма в этом пространстве) и Эрос (представляющий сексуальное желание — стремление к воспроизводству — вместо эмоции любви, как это распространенное заблуждение). Гесиод сделал абстракцию, потому что его первоначальный хаос есть нечто совершенно неопределенное. [111]
Напротив, в орфической космогонии нестареющий Хронос создал Эфир и Хаос и создал серебряное яйцо в божественном Эфире. Из него появился андрогинный бог Фанес , отождествляемый орфами с Эросом, который становится творцом мира. [112]
Некоторые подобные идеи появляются в ведической и индуистской космологии. В ведической космологии Вселенная создана из ничего великим жаром. Кама (Желание), изначальное семя духа, является звеном, связывающим существующее с несуществующим. [113] В индуистской космологии вначале во вселенной не было ничего, кроме тьмы и божественной сущности, которая устранила тьму и создала первичные воды. Его семя произвело вселенский зародыш ( Хираньягарбха ), из которого возникло все остальное. [114]
В вавилонской истории творения Энума Элиш вселенная находилась в бесформенном состоянии и описывается как водный хаос . Из него возникли два главных бога, мужчина Апсу и женщина Тиамат , а также третье божество, которое является создателем Мумму и его силы, способствующей началу развития космогонических рождений. [115]
Скандинавская мифология также описывает Гиннунгагап как первозданную бездну, из которой возникли первые живые существа, в том числе гигант Имир , тело которого в конечном итоге стало миром, чья кровь стала морями и так далее; другая версия описывает возникновение мира в результате столкновения огненной и холодной частей Хель .
Издания
[ редактировать ]Избранные переводы
[ редактировать ]- Афанассакис, Апостол Н. , Теогония; Работы и дни; Щит/Гесиод; введение, перевод и примечания , Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса , 1983. ISBN 0-8018-2998-4
- Кук, Томас , «Труды Гесиода», 1728.
- Фрейзер, Р.М. (Ричард Макилвейн), Стихи Гесиода , Норман: University of Oklahoma Press, 1983. ISBN 0-8061-1837-7
- Мост, Гленн, переводчик, Гесиод , 2 тома, Классическая библиотека Леба, Кембридж, Массачусетс, 2006–07.
- Шлегель, Кэтрин М. и Генри Вайнфилд, переводчики, «Теогония, труды и дни» , Анн-Арбор, Мичиган, 2006 г.
- Джонсон, Кимберли , Теогония и труды и дни: новое критическое издание , Northwestern University Press, 2017. ISBN 081013487X .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Гесиод | Греческий поэт» . Британская энциклопедия . Проверено 21 марта 2024 г.
- ^ Аттический греческий : [tʰeoɡoníaː]
- ^ θεογονία . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей»
- ^ Вест 1966, с. 45.
- ^ Сэндвелл, Барри (1996). Досократическая философия, том 3 . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9780415101707 . п. 28
- ^ Стоддард, Кэтрин Б. (2003). «Программное послание отрывка «Цари и певцы»: Гесиод, Теогония 80–103». Труды Американской филологической ассоциации . 133 (1): 1–16. дои : 10.1353/apa.2003.0010 . JSTOR 20054073 . S2CID 161532502 .
- ^ Геродот (II.53) цитировал его просто как авторитетный список божественных имен, атрибутов и функций.
- ^ Ф. Солмсен, Гесиод и Эсхил (Итака: Корнеллские исследования по классической филологии, 30) 1949:53 и примечание 179 с цитатами; «Если интерполяция, — Джозеф Эдди Фонтенроуз замечает ( Питон: исследование дельфийского мифа и его происхождения : 71, примечание 3), — то она была сделана достаточно рано».
- ^ Ламберт, Уилфред Г.; Уолкот, Питер (1965). «Новая вавилонская теогония и Гесиод». Кадмос . 4 (1): 64–72. дои : 10.1515/кадм.1965.4.1.64 . S2CID 162417685 .
- ^ Уолтер Буркерт, Ориентализирующая революция: влияние Ближнего Востока на греческую культуру в эпоху ранней архаики (издательство Гарвардского университета) 192, предлагает обсуждение и библиографию связанных вопросов.
- ^ Хард, стр. 65–69 ; Вест 1966, стр. 18–19.
- ^ Теогония 132–153 (Мост, стр. 12, 13 ).
- ^ Теогония 154–155 (Мост, стр. 14, 15 ). Точно, кого из этих восемнадцати детей Гесиод имел в виду, что Уран ненавидел, не совсем ясно: всех восемнадцать, а может быть, только Циклопов и Сторуких. Жесткий, с. 67 ; Вест 1988, с. 7 и Колдуэлл, с. 37 в строках 154–160, всего восемнадцать; в то время как Ганц, с. 10, написано «вероятно, все восемнадцать»; и Мост, с. 15 н. 8 , говорится, что «по-видимому, имеются в виду только… Циклопы и Сторукие», а не двенадцать Титанов. См. также West 1966, с. 206 по строкам 139–53, с. 213 строка 154 γὰρ . Почему Уран ненавидел своих детей, также неясно. Ганц, с. 10 говорит: «Причиной ненависти [Урана] может быть ужасная внешность [его детей], хотя Гесиод не совсем говорит об этом»; в то время как Хард, с. 67 говорит: «Хотя Гесиод не совсем уверен в причине своей ненависти, кажется, что он невзлюбил их, потому что они были ужасны на вид». Однако Уэст 1966, с. 213, строка 155, говорит, что Уран ненавидел своих детей из-за их «угрожающего характера».
- ^ Теогония 156–158 (Мост, стр. 14, 15 ). Тайником внутри Гайи, по-видимому, является ее чрево, см. West 1966, с. 214 в строке 158; Колдуэлл, с. 37 в строках 154–160; Ганц, с. 10. Это место, по-видимому, тоже самое, что и Тартар , см. West 1966, с. 338, строка 618, и Колдуэлл, стр. 338, строка 618. 37 в строках 154–160.
- ^ Теогония 159–172 (Мост, стр. 16, 17 ).
- ^ Теогония 173–182 (Мост, стр. 16, 17 ); согласно Ганцу, с. 10, Кронос ждал в засаде и протянул руку, чтобы кастрировать Уран, «изнутри тела [Гайи], мы поймем, если он тоже пленник».
- ^ Хард, с. 67; Вест 1966, с. 19. Как отмечает Хард, в « Теогонии» , по-видимому, хотя Титаны были освобождены в результате кастрации Урана, Циклопы и Сторукие остаются в заточении (см. ниже), см. также West 1966, с. 214 в строке 158.
- ^ Теогония 453–467 (Мост, стр. 38, 39 ).
- ^ Теогония 468–484 (Мост, стр. 40, 41 ). Гора Эгаион в остальном неизвестна, и Ликтус больше нигде не связан с рождением Зевса; более поздняя традиция располагала пещеру на горе Ида или иногда на горе Дикте , см. Хард, стр. 74–75; West 1966, стр. 297–298, строка 477, стр. 297–298. 300 на линии 484.
- ^ Теогония 485–491 (Мост, стр. 40, 41 ).
- ^ Теогония 492–500 (Мост, стр. 42, 43 ).
- ^ Теогония 501–506 (Мост, стр. 42, 43 ); Хард, стр. 68–69; Вест 1966, с. 206, строки 139–153, стр. 303–305, строки 501–506. Согласно Аполлодору , 1.1.4–5 , после свержения Урана Циклопы (как и Сторукие) были спасены из Тартара Титанами, но вновь заключены в тюрьму Кроносом.
- ^ Теогония 624–721 (Мост, стр. 52, 53 ). Такова последовательность событий, подразумеваемая в «Теогонии» , например, Хардом, стр. 68; Колдуэлл, с. 65 на строке 636; и Уэст 1966, с. 19. Однако, по мнению Ганца, с. 45: «В отчете Гесиода не совсем говорится, были ли Сотничники освобождены до конфликта или только на десятом году... В конце концов, если не в начале, Сотнерукие сражаются».
- ^ Теогония 820–868 (Мост, стр. 68, 69 ).
- ^ Теогония 881–885 (Мост, стр. 72, 73 ).
- ^ Теогония 886–900 (Мост, стр. 74, 75 ).
- ^ Теогония 116–122 (Большинство, стр. 12, 13 ). Вест 1966, с. 192 строка 116 Χάος , «лучше всего переведенная Пропасть»; Большинство, с. 13 переводит Χάος как «Пропасть» и отмечает: (п. 7): «Обычно переводится как «Хаос»; но это вводит нас в заблуждение, как беспорядок неупорядоченной материи, тогда как термин Гесиода указывает вместо этого на разрыв или отверстие» . Другие переводы, приведенные в этом разделе, соответствуют переводам Колдуэлла, стр. 5–6.
- ^ Теогония 123–125 (Большинство, стр. 12, 13 ).
- ^ Теогония 126–132 (Большинство, стр. 12, 13 ).
- ^ Теогония 116–132 (Мост, стр. 12, 13 ); Колдуэлл, с. 5, таблица 3; Жесткий, с. 694 ; Ганц, с. XXVI.
- ^ Теогония 132–138 (Мост, стр. 12, 13 ).
- ^ Теогония 139–146 (Мост, стр. 14, 15 ).
- ^ Теогония 147–153 (Мост, стр. 14, 15 ).
- ^ Теогония 132–153 (Мост, стр. 12, 13 ); Колдуэлл, с. 5, таблица 3.
- ^ Теогония 173–206 (Мост, стр. 16, 17 ).
- ^ Теогония 183–200 (Мост, стр. 16, 17 ); Колдуэлл, с. 6, таблица 4.
- ↑ В 904 году Мойры — дочери Зевса и Фемиды.
- ^ Теогония 211–225 (Мост, стр. 20, 21 ). Переводы использованных здесь имен даны Колдуэллом, стр. 6, таблица 5.
- ^ Теогония 226–232 (Большинство, стр. 20, 21 ). Переводы использованных здесь имен даны Колдуэллом, стр. 6, таблица 5.
- ^ Теогония 211–232 (Мост, стр. 20, 21 ); Колдуэлл, стр. 6–7, таблица 5.
- ↑ В 904 году Мойры — дочери Зевса и Фемиды.
- ^ Теогония 233–269 (Мост, стр. 22, 23 ).
- ^ Теогония 270–294 (Мост, стр. 24, 25 ).
- ^ Теогония 295–305 (Мост, стр. 26, 27 ).
- ^ «Она» в номере 295 неоднозначна. Хотя некоторые считают, что это «она» относится к Каллирхо, по словам Клея, стр. 159 н. 32 , «современный научный консенсус» читается Чето, см., например, Gantz, p. 22; Колдуэлл, стр. 7, 46 295–303.
- ^ Теогония 333–336 (Мост, стр. 28, 29 ); Аполлоний Родосский , 4.1396 .
- ^ Теогония 233–297, 333–335 (Ладон) (Мост, стр. 22, 23 , 28, 29 ); Колдуэлл, с. 7, таблицы 6–9; Жесткий, с. 696.
- ^ Одна из океанидских дочерей Океана и Тефии , 350 год .
- ^ Одна из океанидских дочерей Океана и Тефии , в 349 году .
- ^ Пятьдесят морских нимф, в том числе: Амфитрита ( 243 ), Фетида ( 244 ), Галатея ( 250 ) и Псамафа ( 260 ).
- ↑ Неясно, кем должна быть мать Ехидны, вероятно, она Чето, но, возможно, Каллирхо. «Она» в номере 295 неоднозначна. Хотя некоторые считают, что это «она» относится к Каллирхо, по словам Клея, стр. 159 н. 32 , «современный научный консенсус» читается Чето, см., например, Gantz, p. 22; Колдуэлл, стр. 7, 46 295–303.
- ^ Названный Гесиодом, но описанный в 334–335 как ужасный змей, охраняющий золотые яблоки.
- ↑ Сын Кроноса и Реи в 456 г. , где его называют «Сотрясателем Земли».
- ↑ Одна из Океанид дочерей Океана и Тефии , 351 год .
- ^ Теогония 821–822 (Мост, стр. 68, 69 ).
- ^ Теогония 304–332 (Мост, стр. 26, 27 ).
- ↑ Слово «она» в 319 неоднозначно, см. Clay, p. 159, с н. 34 , но, вероятно, относится к Ехидне, по мнению Ганца, с. 22; Большинство, с. 29 №18 ; Колдуэлл, с. 47 в строках 319–325; но, возможно, Гидра или, что менее вероятно, Чето.
- ↑ Слово «она» в 326 неоднозначно, см. Clay, p. 159, с н. 34 , но, вероятно, относится к Химере по Ганцу, с. 23; Большинство, с. 29 н. 20 ; Вест 1988, с. 67 н. 326; но, возможно, с Ехидной или, что менее вероятно, с Чето.
- ^ Теогония 304–327, 821–822 (Тифон) (Мост, стр. 26, 27 , 68, 69 ); Колдуэлл, с. 8, таблица 10; Жесткий, с. 696.
- ↑ Кто должна быть матерью Химеры, неясно, вероятно, это Ехидна, но, возможно, Гидра.
- ↑ Неясно, с кем спаривается Ортрус, вероятно, с Химерой, но, возможно, с Ехидной.
- ^ Теогония 337–388 (Мост, стр. 30, 31 ). Переводы использованных здесь имен взяты из Caldwell, p. 8.
- ^ Теогония 404–411 (Мост, стр. 34, 35 ).
- ^ Теогония 453–458 (Мост, стр. 38, 39 ).
- ^ Теогония 507–511 (Мост, стр. 42, 43 ).
- ^ Теогония 337–411, 453–520 (Большинство, стр. 30, 31 , 38, 39 ); Колдуэлл, стр. 8–9, таблицы 11–13; Жесткий, с. 695 .
- ^ 3000 речных богов, из которых 25 названы: Нил , Алфей , Эридан , Стримон , Майандр , Истрос , Фасис , Резус, Ахелой , Несс, Родий, , Гептапор, Граник , , Эсеп , Симоэйс , Пеней Галиакмон Герм , Кайк , Сангарий , Ладон , Парфений , Эвен , Альдеск, Скамандер .
- ^ 3000 дочерей, из которых 41 названы: Пейфон , Адмета , Ианта, Электра, Дорис , Примно, Урания, Гиппопотам, Климена , Родея, Каллироя , Зевксо , Клития , Идия , Пасифоя, Плексаура, Галаксаура, Диона , Мелобоз, Тоэ. , Полидора , Церцеида Плутон , , Персеида , Ианейра , Акасте , Ксанфа, Петрея, Менесто, Европа, Метида , Эвринома , Телесто , Хрисеида, Азия , Калипсо, Евдора, Тихе , Амфирон, Окироя и Стикс .
- ↑ Одна из Океанид дочерей Океана и Тефии , 361 год .
- ↑ Одна из Океанид дочерей Океана и Тефии , 351 год .
- ^ Теогония 886–900 (Мост, стр. 74, 75 ).
- ↑ В 217 Мойры — дочери Никс.
- ^ Теогония 901–911 . Переводы имен, использованных здесь, приведены в Caldwell, p. 11, за исключением переводов Аглаеи, Евфросинии и Талии, в которых использованы приведенные Мостом, с. 75 .
- ^ Теогония 912–923 (Мост, стр. 74–77 ).
- ^ Теогония 924–929 (Мост, стр. 76, 77 ).
- ^ Теогония 886–929 (Мост, стр. 74, 75 ); Колдуэлл, с. 11, таблица 14.
- ^ Одна из Океанид дочерей Океана и Тефии , 358 год .
- ↑ Из детей Зевса от семи жен Афина была зачата первой ( 889 г. ), но родилась последней. Зевс оплодотворил Метиду, затем проглотил ее, позже сам Зевс родил Афину «из своей головы» ( 924 ).
- ↑ В 217 Мойры — дочери Никс.
- ^ Одна из Океанид дочерей Океана и Тефии , 358 год .
- ^ Гефест произведен одной Герой, без отца в 927–929 . В «Илиаде» и «Одиссее » Гефест, по-видимому, является сыном Геры и Зевса, см. Ганц, с. 74.
- ^ Теогония 930–962 (Мост, стр. 76, 77 ).
- ^ Теогония 930–962, 975–976 (Большинство, стр. 76, 77 , 80, 81 ); Колдуэлл, с. 12, таблица 15.
- ↑ Одна из нереид , дочерей Нерея и Дорис , 243 .
- ↑ Названа по титулу «Цитерея» («Острова Кифера ») в 934 г.
- ^ Кадм был смертным основателем и первым царем Фив ; не указано происхождение в Теогонии .
- ^ В 938 году ее называли «Атлантидой» , то есть дочерью Атласа , согласно Аполлодору , 3.10.1 , она была одной из семи Плеяд , дочерей Атласа и Океаниды Плейоны .
- ↑ Алкмена была внучкой Персея и, следовательно, правнучкой Зевса.
- ^ Дочь Миноса , царя Крита .
- ↑ Одна из Океанид дочерей Океана и Тефии , 356 год .
- ^ Одна из океанидских дочерей Океана и Тефии , в 352 году .
- ^ Теогония 963–1018 (Мост, стр. 78, 79 ). По словам Уэста 1966, с. 434 в строке 1014, строка, в которой Цирцея является матерью Телегона, вероятно, является более поздней (византийской?) интерполяцией.
- ^ Теогония 969–1018 (Мост, стр. 80, 81 ); Колдуэлл, с. 12, таблица 15.
- ^ Согласно Аполлодору , 3.12.1 , Иасион был сыном Зевса и Электры , одной из семи Плеяд , дочерей Атласа и Океаниды Плейоны .
- ^ Сын Аполлона и Кирены , Диодор Сицилийский , 4.81.1–2 , Павсаний , 10.17.3 .
- ↑ Одна из Нереид дочерей Нерея и Дорис , 260 год .
- ^ Одна из нереид, дочерей Нерея и Дорис , 245 .
- ^ По словам Колдуэлла, с. 49 в строке 359, эта Калипсо, в другом месте дочь Атласа , «вероятно, не та же самая Калипсо, названная в 359 как одна из океанидских дочерей Океана и Тефии ; см. также West 1966, с. 267 359. καὶ ἱμερόεσσα Καλυψώ ; Жесткий, с. 41 .
- ^ Согласно Весту 1966, с. 434 в строке 1014, строка, в которой Цирцея является матерью Телегона, вероятно, является более поздней (византийской?) интерполяцией.
- ^ Теогония 507–616 (Мост, стр. 42, 43 ).
- ^ Гильермо Галан Виоке (2009). «Заметки о забытой рукописи «Теогонии» Гесиода » . Мнемозина . Четвертая серия. 62 (1): 1–10. дои : 10.1163/156852508X252885 . JSTOR 27736292 .
- ^ М.Л. Уэст (ноябрь 1964 г.). «Средневековые и ренессансные рукописи теогонии Гесиода» . Классический ежеквартальный журнал . 14 (2): 165–189. дои : 10.1017/S0009838800023739 . JSTOR 637722 .
- ^ Цюмер, TH (19 октября 2016 г.). «Римская мозаика с изображением Анаксимандра с солнечными часами» . Институт изучения древнего мира . Нью-Йоркский университет.
- ^ Барри Сэндиуэлл (1996). Досократическая философия, том 3 . Рутледж Нью-Йорк. п. 28, 42
- ^ ДК Б1а
- ^ Барри Сэндвелл (1996). Досократическая философия т.3 . Рутледж Нью-Йорк. ISBN 9780415101707 . стр.142
- ^ Аристотель , Метафия. Α983.b6ff
- ^ Ипполит Римский I.6.I DK B2
- ^ Карл Поппер (1998). Мир Парменида . Рутледж Нью-Йорк. ISBN 9780415173018 . п. 39
- ^ Jump up to: а б Филип Дж. Галлахер (зима 1979 г.). «Потерянный рай и греческая теогония» . Английский литературный ренессанс . 9 (1). Издательство Чикагского университета: 121–148. дои : 10.1111/j.1475-6757.1979.tb01404.x . JSTOR 43446941 .
- ^ О. Жигон. Происхождение греческой философии. От Гесиода до Парменида . Бале. Штутгарт. Швабе и Ко. с. 29
- ^ Г. С. Кирк, Дж. Э. Рэйвен и М. Шофилд (2003). Досократические философы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521274555 . п. 24
- ^ "После этого вначале возникло Желание, Желание - первичное семя и зародыш Духа,Мудрецы, искавшие мыслью своего сердца, обнаружили родство существующего в несуществующем». Риг Веда X.129: Гимны Риг Веды , Книга X, Гимн CXXIX, Стих 4, стр. 575
- ^ Матсья Пурана (2.25.30) - онлайн : «Творение»
- ^ История создания Вавилона ( Энума Элиш ) - онлайн
Ссылки
[ редактировать ]- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Аполлоний Родосский , Аргонавтика , отредактированный и переведенный Уильямом Х. Рейсом, Классическая библиотека Леба № 1, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2009. ISBN 978-0-674-99630-4 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Браун, Норман О. Введение в Гесиода: Теогония (Нью-Йорк: Liberal Arts Press) 1953.
- Колдуэлл, Ричард, Теогония Гесиода , Focus Publishing/R. Компания Пуллинз (1 июня 1987 г.). ISBN 978-0-941051-00-2 .
- Клэй, Дженни Штраус, Космос Гесиода , издательство Кембриджского университета, 2003. ISBN 978-0-521-82392-0 .
- Ганц, Тимоти, Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 9780415186360 .
- Ламбертон, Роберт, Гесиод , Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1988. ISBN 0-300-04068-7 . См. Глава II, «Теогония», стр. 38–104.
- Монтанари, Ф.; Ренгакос, А.; Цагалис К., ред. (2009). Спутник Брилла Гесиода . Лейден. дои : 10.1163/9789047440758 . ISBN 978-90-04-17840-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )- Чингано, Э. «Гесиодический корпус». В Montanari, Rengakos & Tsagalis (2009) , стр. 91–130. дои : 10.1163/9789047440758_006
- Резерфорд, И. «Гесиод и литературные традиции Ближнего Востока». В Montanari, Rengakos & Tsagalis (2009) , стр. 9–35. дои : 10.1163/9789047440758_003
- Мост, Г.В. , Гесиод, Теогония, Труды и дни, Свидетельства, отредактировано и переведено Гленном В. Мостом, Классическая библиотека Леба № 57, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2018. ISBN 978-0-674-99720-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Тэнди, Дэвид В. и Нил, Уолтер К. [переводчики], «Труды и дни: перевод и комментарии для социальных наук» , Беркли: University of California Press, 1996. ISBN 0-520-20383-6
- Уэст, ML (1966), Гесиод: Теогония , Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814169-6 .
- Уэст, ML (1988), Гесиод: Теогония , труды и дни , Oxford University Press. ISBN 978-0-19-953831-7 .
- Вердениус, Виллем Джейкоб , Комментарий к произведениям и дням Гесиода , т. 1–382 (Лейден: EJ Brill, 1985). ISBN 90-04-07465-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]В греческом Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Θεογονία.
Работы, связанные с Теогонией , в Wikisource
- Гесиод, Теогония : текст в английском переводе.
- Гесиод, Теогонии на древнегреческом языке (от Персея) электронный текст
- Гесиод, Теогонии на английском языке (от Персея) Электронный текст
Аудиокнига «Теогония», являющаяся общественным достоянием, на LibriVox