Jump to content

Пелей

Пелей
Король Фтии
Пелей передает Ахилла на попечение Хирона, лекит на белом фоне работы Эдинбургского художника, ок. 500 г. до н.э. ( Национальный археологический музей Афин ).
Обитель Фтия
Генеалогия
Родители Эак и Эндей
Братья и сестры Теламон
Супруга Фетида
Потомство Ахиллес , Полимела [1]
Деталь греческой мозаики с Пелеем и Клото , археологический парк Пафоса

В мифологии греческой Пелей ( / ˈ p l i ə s , ˈ p lj s / ; древнегреческий : Πηλεύς Pēleus ) был героем, царем Фтии , мужем Фетиды и отцом их сына Ахилла . Этот миф был известен слушателям Гомера уже в конце VIII века до нашей эры. [2]

Биография

[ редактировать ]

Пелей был сыном Эака , [3] царь острова Эгина , [4] и Эндейс , ореад горы Пелион в Фессалии . [5] Он женился на морской нимфе Фетиде, от которой у него родился Ахилл .

Полимела , дочь Пелея, была одной из возможных матерей Патрокла от Менотия . [6]

Пелей и его брат Теламон были друзьями Ясона и оба считались аргонавтами . [7] Хотя на Эгине больше не было царей, цари Эпира в тот исторический период заявляли о своем происхождении от Пелея. [8]

Мифология

[ редактировать ]

Пелей и его брат Теламон убили своего сводного брата Фока , возможно, в результате несчастного случая на охоте и уж точно в необдуманный момент. [9] и бежал с Эгины, чтобы избежать наказания. Во Фтии Пелей был очищен правителем города Эвритионом , а затем женился на дочери последнего, Антигоне , от которой у него родилась дочь Полидора . Эвритион получил лишь незначительное упоминание среди аргонавтов (и Пелей, и Теламон сами были аргонавтами), «но не вместе и не из одного места, ибо они жили далеко друг от друга и вдали от Эгины»; [10] но Пелей случайно убил Эвритиона во время охоты на калидонского вепря и бежал из Фтии.

очищен от убийства Эвритиона в Иолке Акастом Пелей был . Жена Акаста, Астидамея , влюбилась в Пелея и после того, как он презирал ее, отправила гонца к Антигоне , чтобы сообщить ей, что Пелей должен жениться на дочери Акаста. В результате Антигона повесилась.

Затем Астидамея рассказала Акасту, что Пелей пытался ее изнасиловать. Акаст взял Пелея на охоту на вершину горы Пелион, и когда Пелей заснул, Акаст спрятал свой меч и бросил его на склоне горы. Пелей проснулся, и когда группа кентавров собиралась напасть на него, мудрый кентавр Хирон , или, по другому источнику, Гермес , вернул ему свой меч и Пелею удалось спастись. [11] Он разграбил Иолка и расчленил Астидамею, а затем провел свою армию между разорванными конечностями. Акаст и Астидамия погибли, и царство перешло к , сыну Ясона Фессалу .

Брак с Фетидой

[ редактировать ]
Пелей убегает со своей призовой невестой Фетидой, которая тщетно принимала облик животных, чтобы спастись от него: беотийское чернофигурное блюдо, ок. 500 г. до н.э. –475 г. до н.э.

После смерти Антигоны Пелей женился на морской нимфе Фетиде . Он смог победить ее с помощью Протея , который поручил Пелею крепко держать ее во время всех ее физических преобразований, которые она использовала, чтобы попытаться сбежать. [12] На их свадебном пиру присутствовали многие олимпийские боги . В качестве свадебных подарков Посейдон подарил Пелею двух бессмертных коней: Балия и Ксанфа , Гефест подарил ему нож, Афродиту — чашу с рельефным Эротом , Геру хламиду , Афину — флейту, Нерея — корзину с божественной солью, обладающей непреодолимой силой для переедание, аппетит и пищеварение, и Зевс подарил Фетиде крылья Арке . [13] [14]

Во время пира Эрида , в отместку за то, что ее не пригласили, достала Яблоко раздора , которое положило начало ссоре, приведшей к Суду Париса и, в конечном итоге, к Троянской войне . В браке Пелея и Фетиды родилось семь сыновей, шестеро из которых умерли в младенчестве. Единственным выжившим сыном был Ахиллес .

Спасение Ахилла

[ редактировать ]

Фетида попыталась сделать своего сына Ахилла неуязвимым. По известной версии, она окунула его в реку Стикс , держа за одну пятку, которая осталась уязвимой. В ранней и менее популярной версии этой истории Фетида помазала мальчика амброзией и положила его на огонь, чтобы сжечь смертные части его тела. Ее прервал Пелей, и она в ярости бросила отца и сына, оставив его пяту уязвимой.

Почти идентичную историю рассказывает Плутарх в своей книге «Об Исиде и Осирисе » о богине Исиде, сжигающей смертность принца Манероса из Библоса , сына царицы Астарты , и также прерванной до завершения процесса. Позже Ахиллеса убивает Парис, ранив его в уязвимое место - пятку. Отсюда и произошел термин «ахиллесова пята».

Пелей отдал Ахилла кентавру , чтобы тот Хирону поднял его на горе Пелион , получившей свое название от Пелея. В «Илиаде » Ахиллес использует бессмертных коней Пелея, а также копье своего отца.

В культе героя

[ редактировать ]

Хотя гробница Эака осталась в святилище в самой заметной части портового города, четырехугольном ограждении из белого мрамора, украшенном барельефами, в том виде, в котором ее видел Павсаний , с курганом Фока поблизости, [15] на Эгине не было теменоса Пелея. Это объясняется двумя версиями судьбы Пелея; в » Еврипида « Троадах Акаст, сын Пелия , изгнал его из Фтии ; [16] и впоследствии он умирает в ссылке; в другом он воссоединяется с Фетидой и становится бессмертным.

В древности, согласно фрагменту » Каллимаха «Утерянной Аитии , [17] , находилась гробница Пелея на Икосе (современный Алониссос) , острове северных Спорад ; там Пелея почитали как «царя мирмидонян » и «возвращение героя» . ежегодно праздновали [18] И там была его могила, согласно стихотворению из Греческой антологии . [19]

Единственное другое упоминание о почитании Пелея принадлежит христианину Клименту Александрийскому в его полемическом « Обращении к грекам» . Климент приписывает свой источник «сборнику чудес», составленному неким «Монимом», о котором ничего не известно, и утверждает, развивая свой тезис о том, что даймонопоклонники становятся столь же жестокими, как и их боги, что в «Пелле Фессалийской» человеческие жертвоприношения предлагается Пелею и Хирону, жертвой является ахейец». [20] Из всего этого наиболее достоверной деталью является продолжающаяся связь Пелея и Хирона. [21]

В афинской трагедии

[ редактировать ]

« Пелей» утерян Софокла . Он появляется как персонаж Еврипида « трагедии Андромаха » (ок. 425 г. до н. э.).

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Плутарх , Аристид 20.6
  2. ^ Пелей упоминается в Гомера « Одиссее» во время разговора Одиссея с мертвым Ахиллом .
  3. ^ Аполлодор , 1.9.16
  4. ^ Остров расположен в Сароническом заливе напротив побережья Эпидавра ; Павсанию сообщили, что когда-то его называли Эноной.
  5. ^ В поэзии он и Теламон иногда являются Эндейдесами , «сыновьями Эндейса»; см., например, Павсаний 2.29.10.
  6. ^ Плутарх , Аристид 20.6
  7. ^ Аполлодор, 1.9.16
  8. ^ Павсаний , 2.29.4.
  9. ^ «Безумный момент» (Аполлоний, Аргонавтика , I. 93,
  10. ^ Аполлоний Родосский , 1.90-93, в переводе Питера Грина (2007:45).
  11. ^ Аристофан , Облака 1063-1067 гг.
  12. ^ Овидий , Метаморфозы 11.219-74.
  13. ^ Фотий, отрывки из Библиотеки - GR
  14. ^ Фотий, отрывки из Библиотеки, 190.46 - RU
  15. ^ Павсаний, 2.29.6-7.
  16. Схолия к Еврипиду, Троады 1123-28 отмечают, что в некоторых источниках сыновья Акаста изгнали его и что он был принят Молоном в изгнании.
  17. ^ Один из фрагментарных папирусов Oxyrhynchus , отмеченный Льюисом Ричардом Фарнеллом, Культы греческих героев и идеи бессмертия: лекции Гиффорда , «Культы эпических героев: Пелей» 1921: 310f.
  18. ^ Фарнелл 1921: 310f; Фарнелл отмечает «некую этническую традицию, которая ускользает от нас, но которая побудила жителей прикрепить имя Пелея к какой-то забытой могиле», настолько глубоким был культурный разрыв между микенской Грецией и возникновением культов героев в 8 веке до нашей эры.
  19. ^ Греческая антология, 7.2.
  20. ^ Джордж Уильям Баттерворт, изд. и тр. Климент Александрийский , «Обращение к грекам» 1919:93.
  21. В качестве извинения за Клемента Фарнелл предполагает, что «человеческое жертвоприношение иногда было дополнением к культам героев, и это в Пелле, возможно, было исключительным обрядом, предписанным во время кризиса каким-то более поздним оракулом». (Фарнелл 1921:311). Деннис Д. Хьюз, «Человеческие жертвоприношения в Древней Греции» (Routledge, 1991) предлагает скептический взгляд на реальность человеческих жертвоприношений в исторические времена.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a1cc1f1b67f83a108b057337aed659f3__1721386260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/f3/a1cc1f1b67f83a108b057337aed659f3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Peleus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)