Пелей
Пелей | |
---|---|
Король Фтии | |
![]() Пелей передает Ахилла на попечение Хирона, лекит на белом фоне работы Эдинбургского художника, ок. 500 г. до н.э. ( Национальный археологический музей Афин ). | |
Обитель | Фтия |
Генеалогия | |
Родители | Эак и Эндей |
Братья и сестры | Теламон |
Супруга | Фетида |
Потомство | Ахиллес , Полимела [1] |

В мифологии греческой Пелей ( / ˈ p iː l i ə s , ˈ p iː lj uː s / ; древнегреческий : Πηλεύς Pēleus ) был героем, царем Фтии , мужем Фетиды и отцом их сына Ахилла . Этот миф был известен слушателям Гомера уже в конце VIII века до нашей эры. [2]
Биография
[ редактировать ]Пелей был сыном Эака , [3] царь острова Эгина , [4] и Эндейс , ореад горы Пелион в Фессалии . [5] Он женился на морской нимфе Фетиде, от которой у него родился Ахилл .
Полимела , дочь Пелея, была одной из возможных матерей Патрокла от Менотия . [6]
Пелей и его брат Теламон были друзьями Ясона и оба считались аргонавтами . [7] Хотя на Эгине больше не было царей, цари Эпира в тот исторический период заявляли о своем происхождении от Пелея. [8]
Мифология
[ редактировать ]Пелей и его брат Теламон убили своего сводного брата Фока , возможно, в результате несчастного случая на охоте и уж точно в необдуманный момент. [9] и бежал с Эгины, чтобы избежать наказания. Во Фтии Пелей был очищен правителем города Эвритионом , а затем женился на дочери последнего, Антигоне , от которой у него родилась дочь Полидора . Эвритион получил лишь незначительное упоминание среди аргонавтов (и Пелей, и Теламон сами были аргонавтами), «но не вместе и не из одного места, ибо они жили далеко друг от друга и вдали от Эгины»; [10] но Пелей случайно убил Эвритиона во время охоты на калидонского вепря и бежал из Фтии.
очищен от убийства Эвритиона в Иолке Акастом Пелей был . Жена Акаста, Астидамея , влюбилась в Пелея и после того, как он презирал ее, отправила гонца к Антигоне , чтобы сообщить ей, что Пелей должен жениться на дочери Акаста. В результате Антигона повесилась.
Затем Астидамея рассказала Акасту, что Пелей пытался ее изнасиловать. Акаст взял Пелея на охоту на вершину горы Пелион, и когда Пелей заснул, Акаст спрятал свой меч и бросил его на склоне горы. Пелей проснулся, и когда группа кентавров собиралась напасть на него, мудрый кентавр Хирон , или, по другому источнику, Гермес , вернул ему свой меч и Пелею удалось спастись. [11] Он разграбил Иолка и расчленил Астидамею, а затем провел свою армию между разорванными конечностями. Акаст и Астидамия погибли, и царство перешло к , сыну Ясона Фессалу .
Брак с Фетидой
[ редактировать ]
После смерти Антигоны Пелей женился на морской нимфе Фетиде . Он смог победить ее с помощью Протея , который поручил Пелею крепко держать ее во время всех ее физических преобразований, которые она использовала, чтобы попытаться сбежать. [12] На их свадебном пиру присутствовали многие олимпийские боги . В качестве свадебных подарков Посейдон подарил Пелею двух бессмертных коней: Балия и Ксанфа , Гефест подарил ему нож, Афродиту — чашу с рельефным Эротом , Геру — хламиду , Афину — флейту, Нерея — корзину с божественной солью, обладающей непреодолимой силой для переедание, аппетит и пищеварение, и Зевс подарил Фетиде крылья Арке . [13] [14]
Во время пира Эрида , в отместку за то, что ее не пригласили, достала Яблоко раздора , которое положило начало ссоре, приведшей к Суду Париса и, в конечном итоге, к Троянской войне . В браке Пелея и Фетиды родилось семь сыновей, шестеро из которых умерли в младенчестве. Единственным выжившим сыном был Ахиллес .
Спасение Ахилла
[ редактировать ]Фетида попыталась сделать своего сына Ахилла неуязвимым. По известной версии, она окунула его в реку Стикс , держа за одну пятку, которая осталась уязвимой. В ранней и менее популярной версии этой истории Фетида помазала мальчика амброзией и положила его на огонь, чтобы сжечь смертные части его тела. Ее прервал Пелей, и она в ярости бросила отца и сына, оставив его пяту уязвимой.
Почти идентичную историю рассказывает Плутарх в своей книге «Об Исиде и Осирисе » о богине Исиде, сжигающей смертность принца Манероса из Библоса , сына царицы Астарты , и также прерванной до завершения процесса. Позже Ахиллеса убивает Парис, ранив его в уязвимое место - пятку. Отсюда и произошел термин «ахиллесова пята».
Пелей отдал Ахилла кентавру , чтобы тот Хирону поднял его на горе Пелион , получившей свое название от Пелея. В «Илиаде » Ахиллес использует бессмертных коней Пелея, а также копье своего отца.
В культе героя
[ редактировать ]Хотя гробница Эака осталась в святилище в самой заметной части портового города, четырехугольном ограждении из белого мрамора, украшенном барельефами, в том виде, в котором ее видел Павсаний , с курганом Фока поблизости, [15] на Эгине не было теменоса Пелея. Это объясняется двумя версиями судьбы Пелея; в » Еврипида « Троадах Акаст, сын Пелия , изгнал его из Фтии ; [16] и впоследствии он умирает в ссылке; в другом он воссоединяется с Фетидой и становится бессмертным.
В древности, согласно фрагменту » Каллимаха «Утерянной Аитии , [17] , находилась гробница Пелея на Икосе (современный Алониссос) , острове северных Спорад ; там Пелея почитали как «царя мирмидонян » и «возвращение героя» . ежегодно праздновали [18] И там была его могила, согласно стихотворению из Греческой антологии . [19]
Единственное другое упоминание о почитании Пелея принадлежит христианину Клименту Александрийскому в его полемическом « Обращении к грекам» . Климент приписывает свой источник «сборнику чудес», составленному неким «Монимом», о котором ничего не известно, и утверждает, развивая свой тезис о том, что даймонопоклонники становятся столь же жестокими, как и их боги, что в «Пелле Фессалийской» человеческие жертвоприношения предлагается Пелею и Хирону, жертвой является ахейец». [20] Из всего этого наиболее достоверной деталью является продолжающаяся связь Пелея и Хирона. [21]
В афинской трагедии
[ редактировать ]« Пелей» утерян Софокла . Он появляется как персонаж Еврипида « трагедии Андромаха » (ок. 425 г. до н. э.).
Галерея с Фетидой
[ редактировать ]Свадьба
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Плутарх , Аристид 20.6
- ^ Пелей упоминается в Гомера « Одиссее» во время разговора Одиссея с мертвым Ахиллом .
- ^ Аполлодор , 1.9.16
- ^ Остров расположен в Сароническом заливе напротив побережья Эпидавра ; Павсанию сообщили, что когда-то его называли Эноной.
- ^ В поэзии он и Теламон иногда являются Эндейдесами , «сыновьями Эндейса»; см., например, Павсаний 2.29.10.
- ^ Плутарх , Аристид 20.6
- ^ Аполлодор, 1.9.16
- ^ Павсаний , 2.29.4.
- ^ «Безумный момент» (Аполлоний, Аргонавтика , I. 93,
- ^ Аполлоний Родосский , 1.90-93, в переводе Питера Грина (2007:45).
- ^ Аристофан , Облака 1063-1067 гг.
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.219-74.
- ^ Фотий, отрывки из Библиотеки - GR
- ^ Фотий, отрывки из Библиотеки, 190.46 - RU
- ^ Павсаний, 2.29.6-7.
- ↑ Схолия к Еврипиду, Троады 1123-28 отмечают, что в некоторых источниках сыновья Акаста изгнали его и что он был принят Молоном в изгнании.
- ^ Один из фрагментарных папирусов Oxyrhynchus , отмеченный Льюисом Ричардом Фарнеллом, Культы греческих героев и идеи бессмертия: лекции Гиффорда , «Культы эпических героев: Пелей» 1921: 310f.
- ^ Фарнелл 1921: 310f; Фарнелл отмечает «некую этническую традицию, которая ускользает от нас, но которая побудила жителей прикрепить имя Пелея к какой-то забытой могиле», настолько глубоким был культурный разрыв между микенской Грецией и возникновением культов героев в 8 веке до нашей эры.
- ^ Греческая антология, 7.2.
- ^ Джордж Уильям Баттерворт, изд. и тр. Климент Александрийский , «Обращение к грекам» 1919:93.
- ↑ В качестве извинения за Клемента Фарнелл предполагает, что «человеческое жертвоприношение иногда было дополнением к культам героев, и это в Пелле, возможно, было исключительным обрядом, предписанным во время кризиса каким-то более поздним оракулом». (Фарнелл 1921:311). Деннис Д. Хьюз, «Человеческие жертвоприношения в Древней Греции» (Routledge, 1991) предлагает скептический взгляд на реальность человеческих жертвоприношений в исторические времена.
Ссылки
[ редактировать ]

- Аполлодор , Библиотека с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. ISBN 0-674-99135-4. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Псевдо-Аполлодор, Библиотека I, ix, 16 и III, ix, 2 и xii, 6- xiii,7; Эпитом VI, 13.
- Аполлоний Родий , Аргонавтика , перевод Роберта Купера Ситона (1853–1915), Классическая библиотека Р. К. Леба, Том 001. Лондон, William Heinemann Ltd, 1912. Онлайн-версия в Topos Text Project.
- Аполлоний Родий, Аргонавтика . Джордж Муни. Лондон. Лонгманс, Грин. 1912. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Аполлоний Родий , Аргонавтика IV, 805–879 гг.
- Катулл , Поэма 64.
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924 г. ISBN 978-0674995796 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Гомер, Гомерская опера в пяти томах. Оксфорд, Издательство Оксфордского университета. 1920. ISBN 978-0198145318 . Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , «Илиада XVIII», 78–87.
- Публий Овидий Назон , «Метаморфозы» в переводе Брукса Мора (1859–1942). Бостон, Cornhill Publishing Co., 1922 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Публий Овидий Назон, «Метаморфозы». Хьюго Магнус. Гота (Германия). Фридр. Андре. Пертес. 1892. Латинский текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Овидий , Метаморфозы VIII, 299–381.
- Еврипид , Андромаха с английским переводом Дэвида Ковача. Кембридж. Издательство Гарвардского университета. 1994. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .