Кентавр
![]() Кентаврица , Джон Ла Фарж | |
Группировка | Легендарное существо |
---|---|
Подгруппа | Гибридный |
Похожие объекты | Минотавр , сатир , гарпия |
Фольклор | греческий |
Другое имя (а) | Кентавр, Центавр, Стрелец [ 1 ] |
Область | Греция , Кипр |
среда обитания | Земля |
Кентавр s ( / ˈ s ɛ n t ɔːr , ˈ ɛ n SEN t ɑːr / SEN -tor, -tar ; древнегреческий : κένταυρος , латинизированный : kéntauros ; латынь : centaurus ) , иногда гиппоцентавр , также называемый Ixionidae ( древнегреческий : Ἰξιονίδαι , латинизированное : Ixionídai , букв. «сыновья Иксиона ») — существо из греческой мифологии с верхней частью тела человека, нижней частью тела и ногами лошади , которое, как говорят, обитало в горах Фессалии . [ 2 ] В одной из версий мифа кентавры были названы в честь Центавра и через его брата Лапита были родственниками легендарного племени лапифов .
Во многих греческих мифах кентавры считаются такими же дикими, как дикие лошади, и, как говорят, они населяли регион Магнезии и гору Пелион в Фессалии, дубовый лес Фолой в Элиде и Малеанский полуостров в южной Лаконии . Кентавры впоследствии фигурируют в римской мифологии и были знакомыми фигурами в средневековом бестиарии. Они остаются основным продуктом современной фантастической литературы.
Этимология
[ редактировать ]Греческое слово «кентаурос» обычно считается имеющим неясное происхождение. [ 3 ] Этимология (Περὶ ἀπίστων), в котором конные лучники из от ken + tauros , «пронзающий бык», была эвгемеристическим предложением в Палефата рационализирующем тексте по греческой мифологии « Невероятные сказки» деревни под названием Нефела уничтожали стадо быков, которые были бич королевства Иксиона. [ 4 ] Другая возможная родственная этимология может быть «убийца быков». [ 5 ]
Мифология
[ редактировать ]
Создание кентавров
[ редактировать ]Обычно считалось, что кентавры родились от Иксиона и Нефелы . [ 6 ] Как гласит история, Нефела была облаком, сделанным по подобию Геры в заговоре с целью обманом заставить Иксиона раскрыть свою страсть к Гере Зевсу . Иксион соблазнил Нефелу, и в результате этих отношений были созданы кентавры. [ 7 ] Другая версия, однако, делает их детьми Центавра , человека, который спаривался с магнезианскими кобылами. Центавр был либо сам сыном Иксиона и Нефелы (добавив дополнительное поколение), либо Аполлона и нимфы Стилбы . В последней версии истории братом-близнецом Центавра был Лапит , предок лапифов .
Говорят, что на Кипре жило еще одно племя кентавров . Согласно Нонну , кипрские кентавры были отцом Зевса , который, в отчаянии после того, как Афродита ускользнула от него, пролил свое семя на землю этой земли. В отличие от кентавров материковой Греции, кипрские кентавры имели бычьи рога. [ 8 ] [ 9 ]
Существовали также Ламийские Фересы , двенадцать деревенских даймонов (духов) реки Ламос . Они были поставлены Зевсом охранять младенца Диониса , защищая его от козней Геры , но разгневанная богиня превратила их в кентавров с бычьими рогами, не родственных кипрским кентаврам. Ламианский Ферес позже сопровождал Диониса в его кампании против индейцев. [ 10 ]
Получеловеческий, полулошадиный состав кентавра побудил многих писателей относиться к ним как к пограничным существам , зажатым между двумя природами, которые они воплощают в контрастирующих мифах; они оба являются воплощением дикой природы, как в их битве с лапифами (своими родственниками), и наоборот, учителями, подобными Хирону . [ 11 ]
Кентавромахия
[ редактировать ]Кентавры наиболее известны своей борьбой с лапифами , которые, согласно одному мифу о происхождении, были двоюродными братьями кентавров. Битва, получившая название Кентавромахия, была вызвана попыткой кентавров похитить Гипподамию и остальных лапифянок в день свадьбы Гипподамии с Пирифоем , который был царем лапифов и сыном Иксиона. Тесей , герой и основатель городов, случайно присутствовавший при этом, склонил чашу весов в пользу лапифов, оказав помощь Пирифою в битве. Кентавры были отброшены или уничтожены. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Другой герой лапифов, Кеней , неуязвимый для оружия, был побит кентаврами на землю, орудовавшими камнями и ветвями деревьев. В своей статье «Кентавр: его история и значение в человеческой культуре» Элизабет Лоуренс утверждает, что состязания между кентаврами и лапифами символизируют борьбу между цивилизацией и варварством. [ 15 ]
Кентавромахия наиболее известна в метопах Парфенона Фидия и в «Битве кентавров» , рельефе Микеланджело .
Список кентавров
[ редактировать ]
- Абас , присутствовавший на свадьбе Пирифоя, сражался с лапифами и бежал. [ 16 ]
- Агрий , отбитый Гераклом в бою. [ 17 ]
- Амфион пытался украсть у Фола его вино и был убит Гераклом. [ 18 ]
- Амик , сын Офиона . Он присутствовал на свадьбе Пирифоя и сражался против лапифов. Амик был убит Пелатом . [ 19 ]
- Анхий , отброшенный Гераклом, когда тот пытался украсть вино Фола. [ 17 ]
- Антимах , присутствовавший на свадьбе Пирифоя, сражался в битве с лапифами и был убит Кенеем. [ 20 ]
- Афарей , убитый Тесеем в бою на свадьбе Пирифоя. [ 21 ]
- Афид , убит Форбасом в бою на свадьбе Пирифоя. [ 22 ]
- Арктус присутствовал на свадьбе Пирифоя и сражался против лапифов. [ 23 ]
- Ареос присутствовал на свадьбе Пирифоя и сражался против лапифов. [ 24 ]
- Аргий , убитый Гераклом при попытке украсть вино Фола. [ 18 ]
- Асбол , авгур, который тщетно пытался отговорить своих друзей от сражения с лапифами на свадьбе Пирифоя. [ 25 ]
- Биенор присутствовал на свадьбе Пирифоя, сражался в битве с лапифами и был убит Тесеем. [ 26 ]
- Бром , присутствовавший на свадьбе Пирифоя, сражался в битве против лапифов и был убит Кенеем. [ 27 ]
- Хирон , сын Кроноса и Филиры .
- Хромис , присутствовавший на свадьбе Пирифоя, сражался в битве против лапифов и был убит Пирифоем. [ 28 ]
- Хтоний присутствовал на свадьбе Пирифоя, сражался в битве с лапифами и был убит Нестором. [ 29 ]
- Кланис , присутствовавший на свадьбе Пирифоя, сражался в битве с лапифами и был убит Пелеем. [ 30 ]
- Креней , присутствовавший на свадьбе Пирифоя, сражался в битве с лапифами и был убит Дриасом. [ 24 ]
- Киллар , присутствовавший на свадьбе Пирифоя, участвовал в битве против лапифов. Убит копьем, брошенным неизвестной рукой. Он был женат на Хилономе. [ 31 ]
- Дафнис пытался украсть у Фола его вино и был убит Гераклом. [ 18 ]
- Демолеон присутствовал на свадьбе Пирифоя, сражался в битве с лапифами и был убит Пелеем. [ 32 ]
- Диктис присутствовал на свадьбе Пирифоя, сражался в битве против лапифов и был убит Пирифоем. [ 33 ]
- Дорилас , присутствовавшая на свадьбе Пирифоя, сражалась в битве с лапифами и была убита Пелеем. [ 34 ]
- Дупон пытался украсть у Фола его вино и был убит Гераклом. [ 18 ]
- Дриал , сын Пеевка, присутствовавший на свадьбе Пирифоя и сражавшийся против лапифов. [ 19 ]
- Эхекл присутствовал на свадьбе Пирифоя, сражался в битве против лапифов и был убит Ампиксом. [ 35 ]
- Элат пытался украсть у Фола его вино. Геракл пустил в него стрелу, которая, пройдя через его руку, вонзилась в колено Хирона. [ 17 ]
- Элим , присутствовавший на свадьбе Пирифоя, сражался в битве с лапифами и был убит Кенеем. [ 27 ]
- Эврином сражался против лапифов на свадьбе Пирифоя. Убит Дриасом. [ 24 ]
Картина Себастьяно Риччи , изображающая кентавров на свадьбе Пирифоя , царя лапифов . - Эвритион , поступил оскорбительно по отношению к Ипполите, когда ее выдавали замуж за Азана в доме Пирифоя. Он был убит Гераклом. [ 36 ]
- Эврит , самый дикий из диких кентавров. Он начал драку на свадьбе Пирифоя и был убит Тесеем. [ 37 ]
- Гриней сражался против лапифов на свадьбе Пирифоя и был убит Эксадием . [ 38 ]
- Гелопс присутствовал на свадьбе Пирифоя и участвовал в битве против лапифов. Убегая из Пирифоя, он упал с пропасти на вершину дерева и пронзил свое тело. [ 33 ]
- Гиппас сражался против лапифов на свадьбе Пирифоя. Убит Тесеем. [ 39 ]
- Гиппотион , еще один Кентавр, убитый Гераклом, когда тот пытался украсть вино Фола. [ 18 ]
- Ходиты сражались против лапифов на свадьбе Пирифоя. Убит Мопсом. [ 40 ]
- Хомад пытался украсть у Фола его вино. Через некоторое время он попытался изнасиловать Алкиону, внучку Персея. Его убили в Аркадии. [ 18 ]
- Илей пытался изнасиловать Аталанту, но был застрелен ею (то же самое произошло с Реком). [ 41 ] [ 42 ]
- Илей, убитый Гераклом при неизвестных обстоятельствах. [ 43 ]
- Гилей последовал за Дионисом в его индийской кампании и был убит Оронтом, индийским полководцем. [ 44 ]
- Хайлс , присутствовавший на свадьбе Пирифая, сражался в битве против лапифов и был убит Пелеем. [ 34 ]
- Хилонома присутствовала на свадьбе Пирифоя вместе со своим возлюбленным Силларом. Увидев последнего мертвым, она бросилась на копье, убившее его. [ 45 ]
- Имбрей сражался против лапифов на свадьбе Пирифоя и был убит Дриасом. [ 24 ]
- Ифиной сражался против лапифов на свадьбе Пирифоя и был убит Пелеем. [ 34 ]
- Исопл , убитый Гераклом при попытке украсть вино Фола. [ 18 ]
- Латрей сражался против лапифов на свадьбе Пирифоя и был убит Кенеем. [ 46 ]
- Ликабас , присутствовавший на свадьбе Пирифоя, сражался с лапифами и бежал. [ 47 ]
- Ликид сражался против лапифов на свадьбе Пирифоя и был убит Дриасом. [ 24 ]
- Ликоп сражался против лапифов на свадьбе Пирифоя и был убит Тесеем. [ 48 ]
- Лик , сражавшийся против лапифов на свадьбе Пирифоя, был убит Пирифоем. [ 49 ]
- Медон , присутствовавший на свадьбе Пирифоя, сражался с лапифами и бежал. [ 47 ]
- Меланхет , убитый Гераклом при попытке украсть вино Фола. [ 18 ]
- Меланей , присутствовавший на свадьбе Пирифоя, сражался с лапифами и бежал. [ 16 ]
- Мермер , раненный лапифами на свадьбе Пирифоя и бежавший. [ 50 ]
- Мимас присутствовал на свадьбе Пирифоя и сражался против лапифов. [ 19 ]
- Моних присутствовал на свадьбе Пирифоя и сражался в битве против лапифов. Его победил Нестор, восседавший на его невольной спине. [ 51 ]
- Недимн сражался против лапифов на свадьбе Пирифоя. Убит Тесеем. [ 48 ]
- Несс бежал во время битвы с лапифами на свадьбе Пирифоя. Позже он попытался изнасиловать Деяниру и перед смертью подарил ей оберег, который привел к смерти Геракла. Последний был убит им. [ 52 ]
- Офион , отец Амика. [ 19 ]
- Орей , убитый Гераклом при попытке украсть вино Фола. [ 53 ]
- Орней , присутствовавший на свадьбе Пирифоя, сражался с лапифами и бежал. [ 54 ]
- Перимед , сын Пеевка, присутствовал на свадьбе Пирифоя и сражался против лапифов. [ 19 ]
- Петрей сражался против лапифов на свадьбе Пирифоя и был убит Пирифоем. [ 55 ]
- Певкей , отец Перимеда и Дриала. [ 19 ]
- Феком , сражался против лапифов на свадьбе Пирифоя и был убит Нестором. [ 56 ]
- Флегрей сражался против лапифов на свадьбе Пирифоя и был убит Пелеем. [ 34 ]
- Фол
Хирон учит Ахилла игре на лире , римская фреска из Геркуланума , I век нашей эры. - Фрикс , убитый Гераклом при попытке украсть вино Фола. [ 18 ]
- Писенор , присутствовавший на свадьбе Пирифоя, сражался с лапифами и бежал. [ 57 ]
- Пиленор , будучи ранен Гераклом, омылся в реке Анигр, придав реке таким образом своеобразный запах. [ 58 ]
- Пиракм сражался против лапифов на свадьбе Пирифоя и был убит Кенеем. [ 27 ]
- Пирает сражался против лапифов на свадьбе Пирифоя и был убит Перифасом. [ 35 ]
- Роек , он также пытался изнасиловать Аталанту и был ею убит. [ 41 ]
- Рет сражался против лапифов на свадьбе Пирифоя и был убит Дриасом. [ 59 ]
- Рифей сражался против лапифов на свадьбе Пирифоя и был убит Тесеем. [ 60 ]
- Стифел сражался против лапифов на свадьбе Пирифоя и был убит Кенеем. [ 27 ]
- Телебоас сражался против лапифов на свадьбе Пирифоя и был убит Нестором. [ 29 ]
- Фавмас , присутствовавший на свадьбе Пирифоя, сражался с лапифами и бежал. [ 57 ]
- Терей , этот Кентавр ловил медведей и приносил их домой живыми и борющимися. Присутствовал на свадьбе Пирифоя и сражался в битве против лапифов. Убит Тесеем. [ 61 ]
- Терей, убитый Гераклом при попытке украсть вино Фола. [ 62 ]
- Урей присутствовал на свадьбе Пирифоя и сражался против лапифов. [ 63 ]
Происхождение мифа
[ редактировать ]Наиболее распространенная теория утверждает, что идея кентавров возникла из первой реакции неездовой культуры, как в Минойском Эгейском мире , на кочевников, которые ездили верхом на лошадях. Теория предполагает, что такие наездники будут выглядеть получеловеками-полуживотными. Берналь Диас дель Кастильо сообщил, что у ацтеков также было такое же заблуждение в отношении испанских кавалеристов. [ 64 ] Племя лапифов из Фессалии, которое в мифах было родственником кентавров, греческие писатели описывали как изобретателей верховой езды. Фессалийские племена также утверждали, что их породы лошадей произошли от кентавров.
Роберт Грейвс (опираясь на работы Жоржа Дюмезиля , [ 65 ] который выступал за происхождение кентавров от индийской Гандхарвы ), предположил, что кентавры были смутно памятным доэллинским братским земным культом, тотемом которого была лошадь . [ 66 ] Похожая теория была включена в книгу Мэри Рено « Морской бык» .
Вариации
[ редактировать ]Женщины-кентавры
[ редактировать ]
Хотя женщины-кентавры, называемые кентавридами или кентаврессами, не упоминаются в ранней греческой литературе и искусстве, они время от времени появляются в поздней античности. Македонская мозаика IV века до нашей эры — один из самых ранних образцов кентаврицы в искусстве. [ 67 ] Овидий также упоминает кентаврицу по имени Хилонома. [ я ] которая покончила жизнь самоубийством, когда ее муж Киллар погиб в войне с лапифами. [ 68 ]

Индия
[ редактировать ]Калибангана Цилиндрическая печать , датированная примерно 2600–1900 гг. до н.э. [ 69 ] Найденный на месте цивилизации долины Инда, изображен бой между людьми в присутствии существ, похожих на кентавров. [ 70 ] [ 69 ] Другие источники утверждают, что изображенные существа на самом деле являются наполовину людьми, наполовину тиграми, которые позже превратились в индуистскую богиню войны . [ 71 ] [ 72 ] Эти печати также являются свидетельством взаимоотношений Инда и Месопотамии в III тысячелетии до нашей эры.
В популярной легенде, связанной с храмом Пажая Шрикантешварам в Тируванантапураме , проклятие святого брамина превратило красивого принца Ядава в существо, имеющее тело лошади и голову, руки и туловище принца вместо головы и шеи лошади.
Киннарас , еще одно мифическое существо-получеловек-полулошадь из индийской мифологии , появлялось в различных древних текстах, произведениях искусства и скульптурах со всей Индии . Он изображен в виде лошади с туловищем человека на месте головы лошади и похож на греческого кентавра. [ 73 ] [ 74 ]
Россия
[ редактировать ]Кентавроподобное получеловеко-полулошадиное существо по имени Полкан появилось в русском народном творчестве и лубочной гравюре 17–19 веков. Полкан изначально основан на Пуликане , полусобаке из Андреа да Барберино поэмы «I Reali di Francia» , которая когда-то была популярна в славянском мире в прозаических переводах.
Художественные представления
[ редактировать ]Классическое искусство
[ редактировать ]
Обширная микенская керамика, найденная в Угарите, включала две фрагментарные микенские терракотовые фигурки, которые предварительно были идентифицированы как кентавры. Эта находка предполагает из бронзового века . происхождение этих мифических существ [ 75 ] Раскрашенный терракотовый кентавр был найден в «гробнице героя» в Лефканди , и к геометрическому периоду кентавры фигурируют среди первых репрезентативных фигур, нарисованных на греческой керамике. Часто публикуемая бронза геометрического периода, изображающая воина, стоящего лицом к лицу с кентавром, находится в Метрополитен-музее . [ 76 ]
В греческом искусстве периода архаики кентавры изображаются в трёх разных формах.
- Некоторые кентавры изображаются с человеческим туловищем, прикрепленным к телу лошади в холке , где должна была быть шея лошади; эта форма, обозначенная профессором Полом Бауром «Класс А», позже стала стандартной.
- Кентавры «класса Б» изображены с человеческим телом и ногами, соединенными в талии с задней частью лошади; в некоторых случаях кентавры как класса A, так и класса B появляются вместе.
- Третий тип, обозначенный «Класс C», изображает кентавров с человеческими передними ногами, оканчивающимися копытами. Баур описывает это как очевидное развитие эолического искусства, которое так и не получило особого распространения. [ 77 ]
Есть также картины и мотивы на амфорах. [ 78 ] и чашки Дипилон [ 79 ] на которых изображены крылатые кентавры.
Кентавры также часто изображались в римском искусстве. Одним из примеров является пара кентавров, влекущая колесницу Константина Великого и его семьи в Великой камее Константина ( около 314–316 гг. н. э.), которая воплощает в себе полностью языческие образы и резко контрастирует с популярным изображением Константина как покровителя раннее христианство. [ 80 ] [ 81 ]
Средневековое искусство
[ редактировать ]

Кентавры сохранили связь с Дионисом XII века в романских резных капителях аббатства Мозак в Оверни . Другие подобные капители изображают жнецов, мальчиков верхом на козах (еще одна дионисийская тема) и грифонов, охраняющих чашу с вином. Кентавры изображены также на ряде пиктских резных камней северо-восточной Шотландии, воздвигнутых в VIII–IX веках нашей эры (например, в Мейгле , Пертшир). Хотя эти изображения находятся за пределами Римской империи , они, по-видимому, основаны на классических прототипах.
Современное искусство
[ редактировать ]Библиотека Джона К. Ходжеса при Университете Теннесси проводит постоянную выставку «Кентавра из Волоса ». Выставка, созданная скульптором Биллом Уиллерсом путем объединения этюда человеческого скелета со скелетом шетландского пони , называется «Верите ли вы в кентавров?». По мнению участников выставки, это было сделано для того, чтобы ввести студентов в заблуждение, чтобы повысить их критическую осведомленность. [ 82 ]
Картография
[ редактировать ]Изображения кентавров на мифической земле, расположенной к югу от известных континентов мира, появляются на карте Урбано Монти 1587 года, которую иногда называют Планисферой Монти. [ 83 ]
В геральдике
[ редактировать ]Кентавры распространены в европейской геральдике, хотя чаще встречаются в континентальном, чем в британском гербе. Кентавр, держащий лук, называется Стрельцом . [ 84 ]
Литература
[ редактировать ]Классическая литература
[ редактировать ]
Широкое распространение в средние века получила иеронимическая версия «Жития святого Антония Великого» , написанная Афанасием Александрийским о египетском монахе-отшельнике; в нем рассказывается о встрече Антония с кентавром, который бросил вызов святому, но был вынужден признать, что старые боги были свергнуты. Этот эпизод часто изображался в «Встрече святого Антония Аббата и святого Павла Отшельника» художника Стефано ди Джованни , известного как «Сассетта». [ 85 ] Из двух эпизодических изображений путешествия отшельника Антония к отшельнику Павлу одно — это его встреча с демонической фигурой кентавра на лесной тропе.
Лукреций в своей философской поэме первого века до нашей эры « О природе вещей » отрицал существование кентавров, основываясь на разных темпах роста анатомии человека и лошади. В частности, он утверждает, что в возрасте трех лет лошади находятся в расцвете сил, в то время как люди в том же возрасте еще немногим больше, чем младенцы, что делает гибридных животных невозможными. [ 86 ]
Средневековая литература
[ редактировать ]Кентавры входят в число существ, которых итальянский поэт XIV века Данте поместил стражами в своем «Аде» . В Песне XII Данте и его проводник Вергилий встречают отряд под предводительством Хирона и Фола , охраняющих берег Флегетона в седьмом круге Ада, реки кипящей крови, в которую погружаются насильники против своих соседей, стреляющие стрелами в любого, кто переместиться на более мелкое место, чем отведенное им место. С двумя поэтами обращаются вежливо, и Несс ведет их к броду. [ 87 ] В Песне XXIV, в восьмом круге, в Болгии 7, рву, где заперты воры, они встречаются, но не разговаривают с Какусом (который в древних источниках является великаном), обвитым змеями и с огнедышащим драконом на плечи, пришедший наказать грешника, только что проклявшего Бога. [ 88 ] В своем «Чистилище » невидимый дух на шестой террасе приводит кентавров («пьяных двубортных, сражавшихся с Тесеем») как примеры греха обжорства . [ 89 ]
Современная литература
[ редактировать ]К.С. Льюиса » В серии «Хроники Нарнии кентавры изображены как мудрейшие и благороднейшие существа. Нарнийские кентавры одарены наблюдением за звездами, пророчеством, исцелением и войной; жестокая и доблестная раса, всегда верная Верховному королю Аслану Льву.
В серии книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере кентавры живут в Запретном лесу недалеко от Хогвартса , предпочитая избегать контактов с людьми. Они живут обществами, называемыми стадами, и обладают навыками стрельбы из лука, целительства и астрологии, но, как и в оригинальных мифах, они, как известно, обладают некоторыми дикими и варварскими наклонностями.
За исключением Хирона , кентавры в Рика Риордана фильме « Перси Джексон и олимпийцы» выглядят как дикие тусовщики, использующие много американского сленга. Хирон сохраняет свою мифологическую роль тренера героев и опытен в стрельбе из лука. В последующем сериале Риордана « Герои Олимпа » другая группа кентавров изображена с более анималистическими чертами (например, рогами) и появляется как злодеи, служащие гигантам .
Филипа Хосе Фармера ( Серия « Мир ярусов» 1965) включает кентавров, которых называют полулошадями или хой кентаврами. Его творения решают несколько метаболических проблем таких существ: как человеческий рот и нос могут всасывать достаточно воздуха, чтобы поддерживать себя и тело лошади, и, аналогично, как человек может поглощать достаточно пищи, чтобы поддерживать обе части тела.
В сериале Брэндона Малла « Fablehaven» рассказывается о кентаврах, живущих в местности под названием Грюнхольд. Кентавры изображаются как гордая, элитарная группа существ, считающих себя выше всех других существ. В четвертой книге также есть вариация вида под названием Альцетавр, который наполовину человек, наполовину лось.
Миф о кентавре появляется в Джона Апдайка романе «Кентавр» . Автор изображает сельский пенсильванский городок сквозь оптику мифа о кентавре. Неизвестный и маргинализированный местный школьный учитель, как мифологический Хирон для Прометея, отдал свою жизнь за будущее своего сына, который решил стать независимым художником в Нью-Йорке.
Галерея
[ редактировать ]-
Боттичелли , Паллада и Кентавр (1482–83)
-
Антонио Канова , Тесей побеждает кентавра (1805-1819)
-
Князь Бова сражается с Полканом , русским лубком (1860 г.)
-
Бронзовая статуя кентавра в честь кентавров Фурьетти.
См. также
[ редактировать ]Другие гибридные существа появляются в греческой мифологии, всегда с некоторой пограничной связью, связывающей эллинскую культуру с архаическими или неэллинскими культурами:
- Фурьетти Кентавры
- Гиппокамп
- Гибрид (мифология)
- Ипотан - еще одно получеловек-полулошадь.
- Легендарное существо
- Списки легендарных существ
- Минотавр
- Онокентавр — разновидность кентавра, наполовину осла.
- Ихтиокентавр — вид водного кентавра с рыбьим хвостом вместо задних конечностей.
- Стрелец
- Сатир
Также,
- Индуистский Камадену
- Индийские киннары , полулошади-получеловеки.
- Исламский Бурак , небесный конь, часто изображаемый как лошадь с человеческим лицом.
- Филиппинский Тикбаланг
- Римский фавн и гиппоподы Помпония Мелы , Плиния Старшего и более поздних авторов.
- Шотландская водяная лошадь и нукелави
- Валлийская водяная лошадь
Кроме того, Bucentaur , название нескольких исторически важных венецианских сосудов, было связано с предполагаемым быком-кентавром или βουκένταυρος (boukentauros) посредством причудливой и, вероятно, ложной народной этимологии.
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Имя Хилонома греческое, поэтому Овидий, возможно, позаимствовал ее историю у более раннего греческого писателя.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Для английского словаря Коллинза: «стреловидный». Словарь английского языка Коллинза - полный и полный, 12-е издание, 2014 г. 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009, 2011, 2014. HarperCollins Publishers, 1 сентября 2019 г., https://www.thefreedictionary.com/sagittary
- ^ «Определение кентавра Мерриам-Вебстером» . merriam-webster.com . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Скоби, Алекс (1978). «Происхождение «Кентавров» ». Фольклор . 89 (2): 142–147. дои : 10.1080/0015587X.1978.9716101 . Цитаты Скоби Нильссон, Мартин П. (1955). История греческой религии .
Этимология и интерпретация происхождения неясны и могут основываться сами на себе.
- ^ Скоби (1978) , с. 142.
- ^ Александр Хислоп в своей полемике «Два Вавилона : папское поклонение оказалось поклонением Нимроду и его жене» (1853 г., переработка 1858 г.) предположил, что это слово происходит от семитского слова «Коэн» и «тор» (обходить) через фонетический сдвиг: выраженные согласные со временем теряются, превращаясь в Хен Тор менее и фонетически или Кен-Тор транслитерируются в Ионический как Кентавр , но это не принимается ни одним современным филологом.
- ^ Нэш, Харви (июнь 1984 г.). «Происхождение Кентавра: психологическая перспектива». Классический мир . 77 (5): 273–291. дои : 10.2307/4349592 . JSTOR 4349592 .
- ^ Александр, Джонатан. «Цецес, Хилиадес 9» . Theoi.com . Проект Теой . Проверено 28 февраля 2019 г.
- ^ Нонн , Дионисия 5.611 и далее, 14.193 и далее. и 32,65 и далее.
- ^ «КИПРСКИЕ КЕНТАВРЫ (Kentauroi Kyprioi) — полукони из греческой мифологии» . www.theoi.com .
- ^ «ЛАМИАН ФЕРЕС — Кентавры Диониса в греческой мифологии» . www.theoi.com .
- ^ «Хирон | Греческая мифология | Британика» . www.britanica.com . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ Плутарх , Тесей 30
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.210.
- ^ Диодор Сицилийский . стр. 69-70.
- ^ Лоуренс, Элизабет Этвуд (1994). «Кентавр: его история и значение в человеческой культуре». Журнал популярной культуры . 27 (4): 58. doi : 10.1111/j.0022-3840.1994.2704_57.x .
- ^ Перейти обратно: а б Овидий, Метаморфозы 12.306
- ^ Перейти обратно: а б с Аполлодор , 2.5.4
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Диодор Сицилийский , 4.12.7
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Овидий, Метаморфозы 12.245
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.495
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.341.
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.317 и далее.
- ^ Гесиод , Щит Геракла 186
- ^ Перейти обратно: а б с д и Овидий, Метаморфозы 12.310
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.308; Гесиод, Щит Геракла 185
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.345 и далее.
- ^ Перейти обратно: а б с д Овидий, Метаморфозы 12.459
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.333.
- ^ Перейти обратно: а б Овидий, Метаморфозы 12.441
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.378; Валериус Флакк , 1.146.
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.393 и сл.
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.356 и далее.
- ^ Перейти обратно: а б Овидий, Метаморфозы 12.334 и сл.
- ^ Перейти обратно: а б с д Овидий, Метаморфозы 12.378
- ^ Перейти обратно: а б Овидий, Метаморфозы 12.450
- ^ Аполлодор, 2.5.4; Диодор Сицилийский, 4.33.1; Гомер , Одиссея 295 и сл.; Гигин , Басни 33
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.220 и 12.235 и далее.
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.258 и далее.
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.352; Валериус Флакк, 1.148 г.
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.456
- ^ Перейти обратно: а б Аполлодор, 3.9.2
- ^ Проперций , Элегии 1.1.
- ^ Вергилий , Энеида 8.294
- ^ Нонн, Дионисия 17 200
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.405 и далее.
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.463 и далее.
- ^ Перейти обратно: а б Овидий, Метаморфозы 12.302
- ^ Перейти обратно: а б Овидий, Метаморфозы 12.350
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.332.
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.305.
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.499 и сл.; Валериус Флакк, 1.146
- ^ Аполлодор, 2.5.4, 2.7.6; Диодор Сицилийский, 4.36.3; Гигин, Басни 31; Софокл , Trachiniae 500 и далее; Страбон , 10.2.5; Валериус Флакк, 1.147
- ^ Диодор Сицилийский, 4.12.3; Павсаний , 18.03.16
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.302; Павсаний, 18.03.16
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.327.
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.431 и далее.
- ^ Перейти обратно: а б Овидий, Метаморфозы 12.303
- ^ Павсаний, 5.5.10
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.271 и 12.300; Валериус Флакк, 3,65
- ^ Овидий, Метаморфозы 12.352.
- ↑ Овидий, Метаморфозы 353.
- ^ Диодор Сицилийский, 4.12.7; Овидий, Метаморфозы 353
- ^ Гесиод, Щит Геракла 186
- ^ Чейз, Стюарт. «Глава IV: Шестьсот» . Мексика: исследование двух Америк . Проверено 24 апреля 2006 г. - через гипертексты Университета Вирджинии.
- ^ Дюмезиль, Le Issuee des Centaures (Париж, 1929) и Митра-Варуна: эссе о двух индоевропейских представлениях суверенитета (1948. tr. 1988).
- ^ Грейвс, Греческие мифы , 1960, § 81.4; § 102 «Кентавры»; § 126.3;.
- ^ Археологический музей Пеллы
- ^ Овидий , Метаморфозы 12.210 и далее.
- ^ Перейти обратно: а б Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. стр. 239–246.
- ^ Амери, Марта; Костелло, Сара Килт; Джеймисон, Грегг; Скотт, Сара Джармер (2018). Тюлени и тюлени в древнем мире: тематические исследования Ближнего Востока, Египта, Эгейского моря и Южной Азии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108168694 .
- ^ Парпола, Аско. Расшифровка индийской письменности . Кембриджский университет. Нажимать.
- ^ «Индские цилиндрические уплотнения» . Хараппа.com . 4 мая 2016 г. Проверено 16 июля 2019 г.
- ^ Девдутт Паттанаик, «Индийская мифология: сказки, символы и ритуалы из самого сердца субконтинента» (Рочестер, США, 2003 г.), стр.74: ISBN 0-89281-870-0 .
- ^ К. Кришна Мурти, Мифические животные в индийском искусстве (Нью-Дели, Индия, 1985).
- ^ Ионе Милонас Шир, «Микенские кентавры в Угарите» Журнал эллинских исследований (2002: 147–153); но см. интерпретацию, связывающую их с фигурами «сокращенной группы» в святилище бронзового века Афайи и других местах, представленную Коринной Пилафидис-Уильямс, «Микенских кентавров пока нет», Журнал эллинских исследований 124 (2004), стр. 165, в котором делается вывод: «Возможно, нам следовало сделать все возможное, чтобы не вызывать надежд на преемственность образов, пересекающих границу между бронзовым веком и историческим периодом».
- ^ «Бронзовый человек и кентавр» . МЕТ . Метрополитен-музей . Проверено 16 июля 2019 г.
- ^ Пол В.К. Баур, Кентавры в древнем искусстве: архаический период , Карл Куртиус, Берлин (1912), стр. 5–7.
- ^ Мария Кристина Бьелла и Энрико Джованелли, Фантастический бестиарий эпохи ориентализации на итальянском полуострове (Белфаст, Мэн: Танграм, 2012), 172-78. ISBN 9788864580692 ; и Дж. Майкл Пэджетт и Уильям А. П. Чайлдс, Улыбка кентавра: Человеческое животное в раннем греческом искусстве (Princeton University Press, 2003). ISBN 9780300101638
- ^ Мартин Нильссон (2023). Микенское происхождение греческой мифологии . Издательство Калифорнийского университета. п. 158. ИСБН 9780520335899 .
- ^ Большая камея Константина, ранее находившаяся в коллекции Питера Пауля Рубенса , а теперь в музее Гельд-ан-Банк в Утрехте, проиллюстрирована, например, в книге Пола Стивенсона, Константин, римский император, Кристиан Виктор , 2010: рис. 53.
- ^ Иэн Феррис, Арка Константина: вдохновленная божественным , Amberley Publishing (2009).
- ^ Андерсон, Мэгги (26 августа 2004 г.). «Библиотека отмечает 10-летие кентавра» . Ежедневный маяк . Том. 97, нет. 8. Архивировано из оригинала 20 сентября 2007 года . Проверено 21 сентября 2006 г.
- ^ Самая большая карта раннего мира — 10-футовая планисфера Монте, 1587 год . Коллекция карт Дэвида Рамси. 26 ноября 2017 г. Крупный план 1-го изображения , Крупный план 2-го изображения .
- ^ Артур Фокс-Дэвис , Полное руководство по геральдике , TC и EC Jack, Лондон, 1909, стр. 228.
- ^ Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия: иллюстрация .
- ↑ Лукреций, О природе вещей , книга V, перевод Уильяма Эллери Леонарда, 1916 ( Проект «Персей» ). Проверено 27 июля 2008.
- ^ Данте . Ад . 12.55-139.
- ^ Данте . Ад . 25.17–33.
- ^ Данте . Чистилище . 24.121–123.
Ссылки
[ редактировать ]- Аполлодор , Библиотека с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. ISBN 0-674-99135-4. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Диодор Сицилийский , Историческая библиотека в переводе Чарльза Генри Олдфатера . Двенадцать томов. Классическая библиотека Леба . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: William Heinemann, Ltd., 1989. Том. 3. Книги 4.59–8. Интернет-версия на веб-сайте Билла Тэйера.
- Диодор Сицилийский, Историческая библиотека. Том 1-2 Иммануэль Беккер Людвиг Диндорф. Фридрих Фогель. в доме Б.Г.Тойбнери. Лейпциг 1888–1890. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Гай Юлий Гигин , Фабулы из «Мифов о Гигине», переведенные и отредактированные Мэри Грант. Публикации Канзасского университета по гуманистическим исследованиям. Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Гай Валериус Флакк , «Аргонавтика», перевод Мозли, Классическая библиотека Дж. Х. Леба, том 286. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1928 год. Интернет-версия на theio.com.
- Гай Валерий Флакк, Аргонавтикон. Отто Крамер. Лейпциг. Тойбнер. 1913. Латинский текст доступен в цифровой библиотеке Персея.
- Гесиод , Щит Геракла из «Гомеровских гимнов» и «Гомерики» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Гомер , «Одиссея» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1919 г. ISBN 978-0674995611 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Луций Местриус Плутарх , « Жизнь с английским переводом Бернадота Перрена». Кембридж, Массачусетс. Издательство Гарвардского университета. Лондон. William Heinemann Ltd., 1914 г. 1. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Нонн из Панополиса , Дионисия, перевод Уильяма Генри Денэма Роуза (1863-1950), из Классической библиотеки Леба, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1940. Онлайн-версия в Topos Text Project.
- Нонн Панопольский, Дионисийский. 3 тома. WHD Роуз. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, Уильям Хайнеманн, ООО, 1940–1942. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Павсаний , Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918 г. ISBN 0-674-99328-4 . Онлайн-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Павсаний, «Описание Греции». 3 тома . Лейпциг, Тойбнер. 1903. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Публий Овидий Назон , «Метаморфозы» в переводе Брукса Мора (1859–1942). Бостон, Cornhill Publishing Co., 1922 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Публий Овидий Назон, «Метаморфозы». Хьюго Магнус. Гота (Германия). Фридр. Андре. Пертес. 1892. Латинский текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Публий Вергилий Марон , Энеида. Теодор К. Уильямс. пер. Бостон. Houghton Mifflin Co., 1910 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Публий Вергилий Марон, Буколики, Энеида и Георгики . Дж. Б. Гриноф. Бостон. Ginn & Co. 1900. Латинский текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Секст Проперций , Элегии из «Очарования». Винсент Кац. пер. Лос-Анджелес. Солнце и Луна Пресс. 1995. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Латинский текст доступен на том же сайте .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- М. Грант и Дж. Хейзел. Кто есть кто в греческой мифологии . Дэвид Маккей и компания Inc., 1979 год.
- Роуз, Кэрол (2001). Гиганты, монстры и драконы: энциклопедия фольклора, легенд и мифов . Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., с. 72. ИСБН 0-393-32211-4 .
- Одиссея Гомера, книга 21, 295 и далее.
- Гарри Поттер , книги 1, 3, 4, 5, 6 и 7.
- Хроники Нарнии , книга 2.
- Перси Джексон и олимпийцы , книги 1, 2, 3, 4 и 5.
- Фредерик С. Паркер. В поисках Королевства Кентавров .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Проект Theoi о кентаврах в литературе
- Кентавриды на женщинах-кентаврах
- MythWeb. Архивировано 21 февраля 2009 г. в статье Wayback Machine о кентаврах.
- Статья Harry Potter Lexicon о кентаврах во вселенной Гарри Поттера
- Кентавры Эриха Киссинга современное искусство
- Иконографическая база данных Института Варбурга (изображения кентавров)