Конное захоронение


Конное захоронение — это практика захоронения лошади индоевропейскоязычных как часть ритуала погребения человека, которая встречается у многих и других народов, включая китайские и тюркские народы . Закон указывает на высокую ценность, придаваемую лошадям в отдельных культурах, и свидетельствует о миграции народов с конной культурой. Человеческие захоронения, в которых содержится другой домашний скот , редки; в Британии, например, обнаружено 31 конское захоронение и только одно коровье, уникальное в Европе. [1] Этот процесс погребения лошади является частью более широкой традиции жертвоприношения лошади . Сопутствующим ритуалом является погребение колесницы , при котором вся колесница, с лошадью или без нее, хоронится вместе с мертвым человеком.
Предыстория и детали
[ редактировать ]Лошадь несет большое символическое значение в человеческих культурах (см. поклонение лошадям ). В кельтской и германской культурах, например, лошадь «могла ассоциироваться с странствующим солнцем», а лошадей обожествляли и использовали в гаданиях , но кельтские жертвоприношения лошадей редки, тогда как лошадей регулярно приносили в жертву и хоронили рядом с мертвыми людьми в Германии и Скандинавии. . [2] Индоевропейская повсеместность и важность жертвоприношения лошади (которое во многих случаях предполагает символическое соединение царя и кобылы) [ нужна ссылка ] свидетельствует об этой важности. [3]
Между разными конскими захоронениями даже в пределах одной территории и культуры существуют значительные различия, настолько большие, что, возможно, невозможно сделать какие-либо обобщения. [2] Иногда лошадей кремировали, иногда хоронили; иногда их клали в одну могилу с людьми, [4] иногда в другой яме; [5] в некоторых культурах, по-видимому, отдается предпочтение конному захоронению воинов-мужчин, в других, похоже, не делается различий по полу. [6]
Географическое и историческое распространение
[ редактировать ]Практика захоронения лошадей связана с исторической территорией, на которой обитала одомашненная лошадь , первоначально это была Евразийская степь , ок. 4000–3500 гг. до н.э. Ранние культуры с мифологией, поддерживающей захоронение лошадей, - это те, которые находятся в этих областях или граничат с ними - тюркские культуры, [3] [7] Китайские культуры, [8] и индоевропейской культуры. [3]
Утверждается, что форма конного захоронения засвидетельствована с палеолита , когда шкуру лошади подвешивали на шест; некоторые кости животного остались внутри кожи, чтобы сохранить ее форму. [9] Однако эта предполагаемая культура «головы и копыт» является лишь одним из объяснений археологических находок третьего тысячелетия до нашей эры. [3] Самое раннее доказанное конское захоронение в Старом Свете датируется пятым-четвертым тысячелетием до нашей эры и обнаружено в Съезжее , на кладбище на реке Самаре из самарской культуры . [10] Тысячи лет спустя Геродот описал эту практику среди скифов . Обычно такие захоронения включали принесение в жертву и захоронение одной или нескольких лошадей, сопровождавших останки высокопоставленных членов или воинов. [9] В Китае захоронения лошадей (в том числе колесниц) встречаются начиная с династии Шан (1600–1100 гг. до н.э.). [8] Остатки ритуала встречаются в казахской культуре, где лошадь умершего человека забивают через год после смерти ее владельца во время церемонии, сопровождаемой скачками. [9] Захоронение лошадей и связанные с ними ритуалы сохранились и у других народов, а также до недавнего времени, например, у народа не-персе (где в качестве надгробий использовались освежеванные и чучела лошадей) и Конфедерации черноногих . [9]
Места с конскими захоронениями встречаются во всех регионах мира, населенных индоарийскими, тюркскими и китайскими народами. [10] К ним относятся Талль аль-Аджуль ( сектор Газа , датируемый 1450 годом до нашей эры), [11] Центральный Иран, где конские захоронения засвидетельствованы во втором тысячелетии до нашей эры. [10] Марлик (в Иране, конец II тыс. до н. э.), [12] и Гордиум (во Фригии , конские захоронения засвидетельствованы, возможно, после 700 г. до н.э.). [13] Конское захоронение из Бактрии свидетельствует о миграции во втором тысячелетии до нашей эры конных культур из Средней Азии в Туркменистан . [10] Захоронение лошади в Телль-эль-Даба , Египет, свидетельствует о завозе лошади в Египет гиксосами во второй промежуточный период Египта (1650–1550 гг. до н. э.). [14]
захоронение кочевников Курганное около 700 г. до н. э. в Костромской на юге России включало, помимо основного мужского тела с его снаряжением, тринадцать людей без украшений над ним, а по краям захоронения двадцать две лошади, захороненные парами. [15] Конные захоронения являются частью пазырыкских погребений , где богато украшенных лошадей убивали и иногда хоронили в камерах, отдельных от человеческих останков. [16] Они были характерны для дохристианской Венгрии (одно конское захоронение раскопано в Микульчицах , [17] еще один в Стерлитамаке [18] ) девятого и десятого веков, особенно для богатых членов общества, где людей хоронили рядом со шкурой и черепом оседланной лошади; остальная часть конины, возможно, была съедена во время церемонии погребения. [17] Римская культура оставила конские захоронения по всей своей империи, включая захоронения первого века в современном Варемме , Бельгия , и Бёнингене , Нидерланды . [19]
Германские культуры
[ редактировать ]

Германские народы придавали лошади большое значение; конь мог быть знаком бога Водана , а они могли быть (по Тациту ) доверенными лицами богов. Скандинавская литература 8-11 веков подчеркивает важность лошадей в обществе викингов. Лошади были тесно связаны с богами, особенно с Одином и Фрейром . Лошади играли центральную роль в погребальной практике, а также в других ритуалах. [20] Лошади были выдающимися символами плодородия, и существовало множество культов плодородия лошадей. Ритуалы, связанные с ними, включают конные бои , погребения, употребление конины и жертвоприношение лошади. [21]
Хенгист и Хорса , мифические предки англосаксов , были связаны с лошадьми, и упоминания о лошадях встречаются во всей англосаксонской литературе. [22] Настоящие конные захоронения в Англии относительно редки и «могут указывать на влияние с континента». [23] Хорошо известное англосаксонское конное захоронение (шестого-седьмого веков) находится в кургане 17 в Саттон-Ху , в нескольких ярдах от более известного корабельного захоронения в кургане 1. [4] В могиле шестого века недалеко от Лейкенхита , Саффолк, было обнаружено тело человека рядом с телом «целой лошади в упряжи с ведром еды у головы». [23] Другим ярким примером является конное захоронение Вульфсена, датируемое 700–800 гг. н. э., недалеко от Гамбурга , Германия.
Конные захоронения относительно широко распространены в Исландии; По состоянию на 1999 год обнаружено 115 могил с останками лошадей. Было так много могил, в которых останки человеческой женщины были связаны с останками лошади, что предполагалось, что захоронения лошадей вместе с останками воинов-мужчин в Исландии не встречались. [6]
Изучение археологических данных в Норвегии выявило некоторые закономерности, сравнимые с конскими захоронениями в других регионах. Из шестисот раскопанных могил сорок являются конскими. Конные захоронения чаще встречаются как в Норвегии, так и в Исландии, среди мужчин, но не только среди мужчин. [ сомнительно – обсудить ] Имеются женские погребения с лошадьми, но их обнаружено значительно меньше. Большинство могил покрыты круглыми или овальными курганами. Погребальный инвентарь, найденный в захоронениях викингов, связанных с лошадьми, в Норвегии и Исландии, также очень похож. В мужских погребениях обычно находят оружие и инструменты, а в женских – с орудиями труда, бусами, брошками. Представители обоих полов часто находят похороненными вместе со снаряжением для верховой езды, таким как удила и подставки для лошадей. [24]
Погребальные ритуалы викингов были сложными и драматичными. Один свидетель Ибн Фадлан Рисала подробно описывает ритуал захоронения корабля. Погребение состояло из дней траура, шитья специальной погребальной одежды, принесения в жертву собак, забегания лошадей, последующего разрезания их на куски и помещения в корабль вместе с умершим, а также сжигания всего этого. Это показывает, что забой лошадей был драматичным и запоминающимся; это было отмечено в этой истории. Кроме того, принимая во внимание экономическую ценность лошадей, это решение, вероятно, было непростым. Учитывая публичную демонстрацию жертвоприношения, оно не могло быть совершено исключительно по личным религиозным причинам и могло также иметь важные социальные последствия. [25]
Кельтские культуры
[ редактировать ]Археологи обнаружили, что лошади были убиты, а их тела тщательно захоронены в некоторых галльских и британских святилищах . В Гурне-сюр-Аронде животных оставили разлагаться, прежде чем их кости были захоронены вокруг святилища вместе с многочисленными сломанными орудиями. [26] Это повторялось с регулярными интервалами примерно в десять лет. [27] Некоторые южные британские племена бережно хоронили лошадей и собак в ямах для хранения зерна. Считается, что это были благодарственные жертвы богам подземного мира, когда магазины подходили к концу. [28]
Китайская культура
[ редактировать ]Конные захоронения хорошо известны и из Древнего Китая, начиная со времен династии Шан . [8] Особенно примечательна гробница герцога Ци Цзина (годы правления 547–490 гг. до н. э.), в которой находилась отдельная яма с останками, возможно, более 600 лошадей. [5] [29] В более поздних захоронениях, особенно времен династии Тан , фигурировали известные гончарные лошади.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Причудливая женщина-корова найдена на англосаксонских раскопках в Кембриджшире» . Би-би-си онлайн . 25 июня 2012 года . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Дэвидсон, Хильда Родерик Эллис (1988). Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии . Манчестер УП. п. 53 и след. ISBN 9780719025792 . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К. (1997). "Лошадь" . Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. стр. 273–79. ISBN 9781884964985 . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Карвер, Минздрав (1998). Саттон-Ху: могила королей? . Университет Пенсильвании П.п. 167 . ISBN 9780812234558 . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Чжан Вэньюй (9 сентября 1999 г.). Яма коня-мученика ждет защиты [Необходима защита ямы для жертвенных лошадей] (на китайском языке). Новости окружающей среды Китая. Архивировано из оригинала 6 июня 2014 года . Проверено 27 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Луманд, Улла (2006). «Лошадь и ее роль в исландской погребальной практике, мифологии и обществе» . В Андерсе Андрене (ред.). Древнескандинавская религия в долгосрочной перспективе: истоки, изменения и взаимодействие: Международная конференция в Лунде, Швеция, 3–7 июня 2004 г. Кристина Дженнберт, Катарина Раудвере. Северная академическая пресса. стр. 130–34. ISBN 9789189116818 . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Рона-Тас, Андраш (1999). Венгры и Европа в раннем средневековье: введение в раннюю венгерскую историю . Центральноевропейский УП. п. 138. ИСБН 9789639116481 . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Джонс, Кэтрин (2006). Лошади: история, миф, искусство . Гарвардский университет. п. 23. ISBN 9780674023239 . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Чемберлин, Дж. Эдвард (2007). Лошадь: Как лошадь изменила цивилизации . Олма Медиа Групп. п. 48 и след. ISBN 9781904955368 . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кузьмина Елена Евгеньевна; Кузьмина, Елена Ефимовна; Мэллори, JP (2007). Происхождение индоиранцев . Брилл. стр. 229, 330, 373. ISBN. 9789004160545 . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Гонен, Ривка (1992). Модели захоронений и культурное разнообразие в Ханаане позднего бронзового века . Айзенбрауны. п. 131. ИСБН 9780931464683 . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Негахбан, Эзат О. (1996). Марлик: Полный отчет о раскопках . Археологический музей Университета Пенсильвании. п. 24. ISBN 9780924171321 . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Янг, Родни Стюарт (1982). Три великих ранних кургана . Археологический музей Университета Пенсильвании. стр. 76 и др . ISBN 9780934718394 . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Бансон, Маргарет (2002). Энциклопедия Древнего Египта Информационная база. п. 171. ИСБН 9781438109978 . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Хью Хонор и Джон Флеминг, Всемирная история искусства , с. 123 1-е изд. 1982 (многие более поздние издания), Macmillan, Лондон, ссылки на страницы Macmillan 1984, 1-е изд. мягкая обложка. ISBN 0333371852
- ^ Руденко, Сергей Иванович (1970). Ледяные гробницы Сибири: Пазырыкские погребения всадников железного века . Калифорнийский университет, стр. 12 и др . ISBN 9780520013957 . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Беренд, Нора (2007). Христианизация и возникновение христианской монархии: Скандинавия, Центральная Европа и Русь. Ок. 900–1200 гг . Кембриджский университет. стр. 216, 321. ISBN. 9780521876162 . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Рона-Тас, Андраш (1999). Венгры и Европа в раннем средневековье: введение в раннюю венгерскую историю . Центральноевропейский УП. стр. 122, 138. ISBN 9789639116481 . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Николай, Йохан (2007). Вооруженные батавцы: использование и значение вооружения и конской экипировки в невоенном контексте в дельте Рейна (от 50 г. до н.э. до 450 г. н.э.) . Амстердам УП. стр. 231, 233. ISBN. 9789053562536 . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Дженнберт, Кристина (2006). Лошадь и ее роль в исландских погребальных практиках, мифологии и обществе . стр. 130–133.
- ^ Сикора, Мейв. «Разнообразие конных захоронений эпохи викингов: сравнительное исследование Норвегии, Исландии, Шотландии и Ирландии». Журнал ирландской археологии . 13 (2004): 87–109.
- ^ Оуэн-Крокер, Гейл Р. (2000). Четыре похороны в «Беовульфе»: и структура поэмы . Манчестер УП. п. 71. ИСБН 9780719054976 . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Джапп, Питер С.; Гиттингс, Клэр (1999). Смерть в Англии: иллюстрированная история . Манчестер УП. стр. 67, 72. ISBN. 9780719058110 . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ Сикора, Мейв (2004). «Разнообразие конных захоронений эпохи викингов: сравнительное исследование Норвегии, Исландии, Шотландии и Ирландии». Журнал ирландской археологии . 13 : 87–109.
- ^ Симпсон, Жаклин (1967). «Некоторые скандинавские жертвоприношения». Фольклор . 78 (3): 190–220. дои : 10.1080/0015587x.1967.9717093 .
- ^ Грин, Миранда (2002). Животные в кельтской жизни и мифах . Рутледж. стр. 109–110.
- ^ Грин, стр.121
- ^ Грин, стр.100
- ^ «Древнее место раскрывает истории о принесенных в жертву лошадях» . Синьхуа Нет . 24 августа 2005 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2016 г. Проверено 1 июня 2012 года .
Библиография
[ редактировать ]
- Луманд, Улла, «Лошадь и ее роль в исландских погребальных практиках, мифологии и обществе», в книге «Древнескандинавская религия в долгосрочных перспективах: происхождение, изменения и взаимодействия», под ред. Андрен, Андерс, Кристина Дженнберт и Катарина Раудвере, стр. 130–33. Лунд, Швеция: Nordic Academic, 2006. ISBN 918911681X
- Бонсер, Уилфрид, «Магические практики против эльфов». Фольклор 37.4 (1926): 350–63.
- Дженнберт, Кристина. Животные и люди: повторяющийся симбиоз в археологии и древнескандинавской религии. Лунд, Швеция: Nordic Academic, 2011.
- Сикора, Мейв. «Разнообразие конных захоронений эпохи викингов: сравнительное исследование Норвегии, Исландии, Шотландии и Ирландии». Журнал ирландской археологии 12/13 (2003/2004): 87–109.
- Турвиль-Петре, Джоан. «Хенгест и Хорса». Книга саг Общества викингов, 14 (1953–57), 273–290.
- Симпсон, Жаклин. «Некоторые скандинавские жертвоприношения». Фольклор 78.3 (1967): 190–202.