Гиппомантия
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Гиппомантия — это искусство гадания животного по лошади, независимо от того, включает ли оно интерпретацию движений или ржания , следов, которые оно оставляет, или его костей. На протяжении большей части истории лошадь рассматривалась как посредник между человеком, природой и богами. Считалось, что лошадь обладает способностями прорицателя или оракула, часто как часть культов.
По мнению Жоржа Дюмезиля , гиппомантия была широко распространена среди индоевропейцев в очень ранней античности. Документы и свидетельства относятся к римлянам , персам , кельтам , германским и славянским народам. Германские и славянские ритуалы гиппомантии имеют много общего, в частности, сакрализацию исключительной по размеру и шерсти лошади, живущей вблизи святилища . Против этих ритуалов выступали христианские евангелисты в Средние века . Большинство культов гиппомантии исчезли.
Сегодня гиппомантия по-прежнему играет роль в толковании снов . Видение предзнаменований в позе лошади и вера в ее прорицательную силу остаются обычным явлением, особенно в сельской местности германских стран в XIX веке, в Центральной Азии и в горах Озарк в Соединенных Штатах сегодня. Талисман удачи, приписываемый подкове, может быть связан с гиппомантией.
Этимология и определение
[ редактировать ]Термин «гиппомантия» происходит от греческих слов hippos, что означает «лошадь», и manteia, что означает «гадание». [1] что дало начало манси в старофранцузском и среднеанглийском языках . [2] CNRTL определяет гиппомантию как « гадание по ржанию и движениям священных лошадей». [3] В более общем смысле « Энциклопедия гадания» описывает это как «наблюдение за действиями лошади с последующей их интерпретацией как предзнаменование будущего». [4] По мнению Марка-Андре Вагнера, гиппомантия в строгом смысле этого слова должна быть ритуализирована и проистекает из представления о лошади как о животном-посланнике божеств или других высших сил. [5] В более широком смысле оно включает также толкование костей ( остеомантия ), снов и даже предметов, связанных с животным, например, подков . Тех, кто практикует гиппомантию, называют «гиппомантами». [6] Гиппомантия может включать в себя различные методы гадания, включая интерпретацию следов. [7] или части тела лошади, например череп . [8] По мнению Марка-Андре Вагнера, появление лошади во сне, как и наяву, порождает самые разные толкования, как положительные, так и отрицательные. [9]
История
[ редактировать ]Большинство древних историков придают большое значение предвидению лошадей. [10] Гиппомантия широко практиковалась в Индоевропейском регионе до средневековья. Наиболее распространенная форма поражает живую лошадь, тогда как лопаточная болезнь встречается гораздо реже. [11] В большинстве случаев гиппомантия предполагает человеческую интерпретацию движений лошади. В некоторых мифологических сказках и рассказах случается, гораздо реже, что сами лошади говорят с пророчествами. Тема говорящей лошади, зародившаяся, вероятно, в анимизме , не всегда связана с гиппомантией. [12] Голова лошади особенно важна как инструмент гадания. Этим ритуальным практикам противостояло христианство. [13]
О греческих и римских временах
[ редактировать ]
Хотя древние греки , похоже, не знали о ритуальной гиппомантии, латинские источники свидетельствуют о важности, которую римляне придавали предсказаниям о лошадях, особенно в контексте войны. [14] поражение римлян от парфян предсказало Поведение Красса . [15] лошадь и лошадь Луция Цезенния Пета , [16] которые, как говорят, сбежали при пересечении Евфрата . Вергилия В «Энеиде » Анхис видит четырех пасущихся белых лошадей и интерпретирует это как предзнаменование войны, добавляя, что мир все еще возможен, потому что лошади могут впрягаться в колесницу и быть послушными. [17] Согласно тому же сочинению, Карфаген был основан на месте, где изгнанники Тира по предложению Юноны раскопали череп лошади , знак военных побед и изобилия на века вперед. [18] Цицерон упоминает лошадь в своем трактате о гадании, ссылаясь на Вторую Пуническую войну . Говорят, что Гай Фламиний бессмысленно упал вместе со своей лошадью перед статуей Юпитера Статора , что вызвало подозрения у его войск, которые увидели в этом плохое предзнаменование и попросили его не вступать в бой. Он не обратил на это внимания и спросил мнение своего пуллара (гадания с помощью священных цыплят), который подтвердил опасения его войск. Он все равно пошел в бой, но погиб, а его армия была разбита Ганнибалом . [19] В «Илиаде» кони Ахилла Балий и Ксанф одарены пророческой речью. Когда Ахилл возвращается в бой, решив отомстить за Патрокла , Ксанфа опускает голову и позволяет своей гриве свисать, в то время как Гера только что наделила его человеческой речью. Он объявляет, что ничего не может сделать, чтобы изменить судьбу Ахилла, напоминая ему о его неминуемой смерти от рук «бога и человека». [20] Однако этот случай, когда лошадь говорит с пророчеством, очень редок. [21]
Греко-латинские источники об Александре Македонском , в частности Плутарх и Роман об Александре , [22] представить Буцефала как чудовищного коня-антропофага, а Пифия предсказывает, что только Александр сможет ездить на нем. Версия псевдо- Каллисфена повествует, что Буцефал, привыкший питаться человеческой плотью, тихо заржал, увидев Александра, признав в нем своего господина. [23] Это сочетание гиппомантии и общей темы неукротимого коня, овладеть которым может только великий завоеватель. [24] Лошади также способны предсказывать смерть монархов: [12] по мнению Светония , лошади, освобожденные Юлием Цезарем за Рубиконом, перестали кормиться и плакать перед смертью своего хозяина. [25]
В персидские времена
[ редактировать ]Геродот и Ктесий свидетельствуют о гиппомантии среди персов , где она продолжалась до эпохи Сасанидов . [26] Жорж Дюмезиль рассматривает это как возможный индоевропейский обряд возведения на престол. [27] [28] Это отражает огромное значение лошади в персидской мысли (будущих иранцев). [29] и, возможно, роль прорицателя отводилась военным всадникам. [30] Однако персидская гиппомантия также была частью первой индоевропейской тройственной функции — царской власти. [31] Согласно « Историям в » Геродота VI веке до нашей эры , Дарий воспользовался верой персов в гиппомантию, чтобы обеспечить свою царскую легитимность: шестеро дворян решили позволить судьбе решать, кто будет царем, заявив, что чья лошадь первая ржет на восходе солнца. станет царем персов. Дарий (или его конюх ) использовал уловку, чтобы заставить своего жеребца заржать первым. После прихода к власти у него был барельеф с выгравированной надписью, в которой говорилось, что своим королевским саном он обязан заслугам своей лошади и своего оруженосца Ойбареса. [32] Возможно, что мотив гиппомантии был добавлен позднее к рассказу о приходе к власти Дария (или неправильно понят греками). [29] потому что это соответствует видению, которое он хотел навязать, — видению избранника божества Ахура Мазды . [33] Также возможно, что Дарий действительно использовал эту уловку или распространил эту историю, чтобы успокоить свой народ, который в нее поверил. [34]
Греко-римские источники уделяют особое внимание этому ритуалу гиппомантии и уловке, которая позволила Дарию Великому прийти к власти. [35]
В кельтские времена
[ редактировать ]Гиппомантия, похоже, также практиковалась кельтскими народами древности: [26] Коллен де Планси в своем «Инфернальном словаре » называет кельтскую гиппомантию формой гадания, основанной на ржании и движении белых лошадей, которых кормили и держали в освященных лесах и считали хранителями божественных тайн. [36] движения головы лошади, спонтанное рычание и старт с правой или левой передней ноги. Кельты считали значимыми [4]
Есть косвенные свидетельства того, что кельты практиковали гиппомантию. В своих двух жизнеописаниях Клод Стеркс отмечает присутствие лошадей, которые становятся причиной смерти нечестивых воинов, бросивших вызов божественной силе после предсказания святого, особенно в истории Нехтана. [37] Однако эти лошади не пророчествуют напрямую. [38] В житии святого Колумбы белая лошадь сообщает о скорой смерти святого. Эта тема раскрывает присутствие более ранней архаической веры. [39]
О германских и скандинавских временах
[ редактировать ]Якоб Гримм правильно предполагает, что гиппомантия была известна германским народам. [40] Ритуалы лошадей-оракулов упоминаются Тацитом в «Германии» (98), который описывает «чистых» белых лошадей, содержащихся в живых изгородях и лесах, «вскормленных государством» и освобожденных от любых других обязанностей. По его словам, ритуал заключался в том, чтобы запрягать их в священную колесницу, а затем наблюдать за их ржанием и фырканьем. Эти священные лошади считаются доверенными лицами богов. [41] По мнению Марка-Андре Вагнера, колесница, вероятно, предназначалась для перевозки божества, и ритуал должен был включать погружение в озеро. Возможно, также существовала связь с клеромантией . [42] Этот ритуал, похоже, существовал у германцев на протяжении веков: около 1080 года Адам Бременский использует то же описание ритуала, что и Тацит, что предполагает современную практику X века и желание бороться с этим пережитком язычества. [43] В Excerpta Latina Barbari также упоминаются эти практики, хотя источник неясен. [44] как и Inddiculus superstitionum et paganiarum (VII век), который, по-видимому, указывает на то, что гадание на лошади было очень распространено среди германских народов к востоку от Рейна. [45] Вполне возможно, что это продолжалось и среди немецкоязычных франков в VIII веке. [43] Одна из засвидетельствованных практик заключалась в том, чтобы поместить группу лошадей в освященный круг и интерпретировать, выходят ли они вперед правой или левой ногой: правая нога была хорошим предзнаменованием, левая - плохим предзнаменованием. [4] Подношения и жертвоприношение коня являются неотъемлемой частью этих ритуалов. [46] хотя в жертву можно приносить несколько видов животных. [47] Саксонцы основывают свою гиппомантию на лошади, хранящейся в храме, которую они выводят перед каждой крупной военной операцией: если лошадь выставляет вперед правую ногу, это хорошее предзнаменование.
В «Ланднамабуке» (книге о колонизации Исландии) рассказывается, как ундин предсказал Гриму, что его сын основат город, где кобыла Скалм будет лежать со своим грузом. [48] Помимо того, что кобыла является пророческой, она также является путеводителем и гарантией процветания. [14]
В славянские времена
[ редактировать ]
Славянскую гиппомантию в основном изучал польский ученый Лешек Слупецкий. Обнаружив многочисленные следы вокруг Балтийского моря , он сформулировал две гипотезы: сохранение древних индоевропейских верований, или специфическое развитие, [49] вторую гипотезу поддерживает германист Марк-Андре Вагнер. Свидетельства взяты из Хроники епископа Титмара (1014 г.), касающейся племени Лутичи, поселившегося к югу от Балтики . [43] Жрецы копали землю, разбрасывали жребии , покрывали их дерном, втыкали в землю два скрещенных наконечника копий и призывали божественного и священного белого коня, которому они поклонялись в позе почтительной покорности. Этот конь, на котором предположительно ездил бог Сварожич, путем бросания жребия подтверждает или опровергает предсказание. [50] Западные славяне держат своих «священных коней» в своих главных святилищах и призывают их на каждое важное событие. [51] особенно перед грабежами и для решения вопросов, касающихся богослужения. [52] Лютичи или их священники , возможно, решили заключить союз с Генрихом II после того, как прибегли к гиппомантии, хотя изначально эта практика предназначалась только для военных конфликтов. [51] Перед храмом в Ретра -Ридегосте проводились акты гиппомантии, заключавшиеся в прохождении лошади между двумя скрещенными копьями. Результат зависит от того, правая нога или левая, и ударится ли лошадь копытами о копья. [46] Возможно, ритуал начался с призыва хтонийского бога, а не солнечного бога Сварожица на его белом коне: [51] рытье земли напоминает пророческие практики Дельф , где пророческие силы, как предполагается, приходят из-под земли. Таким образом, в ритуале участвуют теллурические и солнечные силы в присутствии священного белого коня Сварожита. [53]
Другие свидетельства славянской гиппомантии относятся к одиннадцатому веку. Два жития Оттона Бамбергского содержат подробное описание оракула в храме Триглава в Щецине . Богу был посвящен великолепный конь, оседланный золотом и серебром. Для сбора предсказания в землю втыкают копья и сквозь них проходит лошадь. Если оно не поразило ни одного из них, примета благоприятная. [54] Драгоценное седло предназначено для бога. [55] Монах Герборд, присутствовавший при том же ритуале, поясняет, что конь необыкновенных размеров, упитанный, черный и очень дикий, и что у него девять копий. [56] лошади Черная шерсть связана с хтоническим богом Триглавом , чей эпитет Тьярнаглофи означает «черная голова». [57] В 1168 году датчане завоевали остров Рюген и прокомментировали использование белого пророческого коня бога Световита в храме Арконы с использованием трех групп возведенных копий. Если лошадь переступает их правой ногой – это благоприятное предзнаменование к сражению. С другой стороны, если левая нога доберется до цели первой, вторжение откладывается: [58]
«Только священник имел право кормить этого коня и ездить на нем [...] Световит [...] ездил на этом коне в бою с врагами своего святилища. Видимым доказательством этого, по их мнению, был тот факт, что что эта лошадь, остававшаяся на ночь в конюшне, на рассвете часто обнаруживала следы пота и грязи, как будто она проделала большое расстояние после возвращения с тренировки». – Саксон Грамматик , Gesta Danorum , XIV, 39.
Лошади приписывают способность разделяться на две части, чтобы помочь богу Свантовиту сражаться в параллельном мире , оставаясь при этом в его конюшне , что является очень редким поверьем, когда дело касается самой лошади. [59] Генриха В «Хронике Латвийского » также упоминаются остатки ритуалов гиппомантии. [60]
Скапулимантия и Шагай
[ редактировать ]
Скапулимантия также может быть формой гиппомантии. Эта практика развилась в Китае, где прорицатель истолковал форму кости под воздействием тепла. В Европу оно распространилось во времена гуннов . Кость должна изменить свой внешний вид в ответ на вопрос. Однако лошадь не имела особого статуса в Скапулимантии; подойдет любая крупная кость животного. Точно так же скапулимантия в основном практикуется знающим сообществом (особенно в позднем средневековье), тогда как индоевропейская ритуальная гиппомантия является популярной практикой. [61]
игру на костяшках, известную как Шагай В Монголии для гадания можно использовать . В нее играют четырьмя валетами, четыре стороны которых имеют животное значение в зависимости от их формы: верблюд, лошадь, коза и овца. Самая удачная комбинация – 4 лошади. [62]
христианизация
[ редактировать ]
Христианизация иппомантии включала как борьбу на местах, так и восстановление ритуалов, поскольку Церковь хотела контролировать или искоренить это наследие язычества . [63] Христианские миссионеры использовали различные методы. Херборд рассказывает, как епископ Отто евангелизировал жителей Щецина в одиннадцатом веке: придя к выводу, что их пророческого коня следует убрать, он приказал жителям продать его за границу, чтобы тянуть колесницы, утверждая, что лошадь справится с этим гораздо лучше, чем давать прогнозы. [56] Около 1192 года цистерцианский миссионер по имени Теодорих был отправлен в Латвию, где языческое население приговорило его к самосожжению . Решение об отмене жертвоприношения было принято гиппомантией: лошадь выдвинула ногу вперед, чтобы гарантировать жизнь миссионеру. Летопись также показывает, как христиане использовали эту веру для : конь евангелизации латышей -оракул пощадил евангелиста, который заявил, что на нем ездил христианский бог, а не языческий бог. [64]
Религиозные тексты раннего средневековья все чаще включали истории о лошадях-оракулах. Эти тексты не приписывают животному силу прорицания, но указывают, что Бог выражает себя через лошадь. [63] В Житии святого Колумбы (6 век) рассказывается, как лошадь ирландского святого положила голову ему на колени и заплакала, предполагая, что скоро умрет: [39]
«Этому грубому и неразумному животному, выбранным им способом, Создатель явным образом открыл, что его хозяин собирается покинуть его». – Адамнан фон Хи, Вита С. Колумбэ III, 23 года
Эта христианизация гиппомантии имеет параллели с христианизацией «гадающих лошадей»: многие древние легенды, приписывавшие лошадям способность обнаруживать скрытые источники или заставлять их бить ударом копыт, такие как Гиппокренский источник Пегаса , смещаются. эта сила передается от животного к божественной воле, контролирующей животное, или к воле его наездника. [65] Агиография даже заходит так далеко, что берет целые ритуалы иппомантии и христианизирует их: во всех житиях святого Галла (святого, особенно связанного с животным миром) говорится, что его погребение было назначено конем (или несколькими лошадьми), ведомым «божественная воля». [66] В христианских текстах часто используется мотив лошади, «посланной Провидением» и направляемой Богом. [67] Дальнейшие свидетельства христианизации гиппомантии можно найти в средневековой фантастике. В » Вольфрама фон Эшенбаха ( «Парсифале 13 век) герой полагается на Бога, который будет вести его скакуна. [68] По мнению Кристины Ферлампин-Ашер, отрывок из романа « Персефорест» доказывает, что гиппомантия была демонизирована в средние века : чтобы узнать дату возвращения Персефореста, Сарра запускает заклинание и заявляет, что, когда жеребенок сломает железный повод, король быть на грани царствования. В то время как согласно древним источникам чаще всего выбираются белые лошади, жеребенок Персефореста черный, а ритуал является злым из-за нежелания заклинания Сарры реагировать. [26]
Лошадь-оракул — лишь один из примеров христианизации пророческого животного, при этом других животных (птиц, крупного рогатого скота и т. д.) постигает аналогичная участь, переходя из статуса животных, наделенных властью, в статус орудий божественной воли. [69]
Анализ
[ редактировать ]В историях и ритуалах гиппомантии есть много индоевропейских параллелей.
Общие черты вещих коней индоевропейских героев
[ редактировать ]
В 1899 году Анри д'Арбуа де Жюбенвиль отметил, что Ксанф (одна из лошадей Ахилла в греческой мифологии) и Лиат Маха (одна из лошадей Кухулина в ирландской мифологии) оба обладали даром пророчества : [70] они согласились идти в бой, но неохотно, зная, какая гибельная участь их ждет. Бернард Серджент отмечает множество других сходств между этими двумя героическими рассказами. [71] В ирландском эпосе дар пророчества Лиат Маха принадлежит к области чудесного, поскольку это животное божественно по своей природе, что позволяет предположить, что ирландская история древнее греческой. С другой стороны, речь коня Ахилла хоть и божественная, но требует вмешательства Геры . [72] Точно так же в скандинавской мифологии лошадь Грани проявляет дар прорицания (или телепатии), когда Гудрун приходит к нему, чтобы поделиться своим горем по поводу смерти Зигфрида , и обнаруживает, что «жеребец уже знает». [номер 1] [73]
В «Саге о Стреле-Одде» прорицатель Хейд сообщает Оддру, что он умрет из-за головы коня Факси, белого цвета с гривой, отличающейся по цвету от ее тела. Думая, что сможет отвратить судьбу, Оддр убил лошадь и построил для нее насыпь. В возрасте 300 лет Оддр наткнулся на размытый водой холм и ударил ногой по обесцвеченному черепу Факси. Вылезла змея, укусила его, и он умер от отравления. [74] Русская летопись XI века рассказывает похожую историю, в которой волхв предсказывает киевскому царю Олегу , что он умрет от своей лошади. Олег приказал запереть животное. Пять лет спустя он спросил о своем животном, и его великий оруженосец сказал ему, что оно мертво. Торжествуя и уверенный, что колдуны солгали, Олег попросил показать ему кости и наступил на череп коня. убила . Вылезла гадюка, укусила его за ногу и [75] Эта история и история Оддра, несомненно, происходят из общего варяжского источника. [76]
Сходства германских и славянских ритуалов
[ редактировать ]Существует также много сходства между германскими и славянскими ритуалами гиппомантии, что позволяет предположить общее происхождение. [77] В обоих случаях лошадь священна, она исключительна своим размером, шерстью или длиной гривы . [77] Он жил в святилище, и ему запрещалось ездить на нем или выполнять с его помощью нечестивые дела. [77] Божество всегда связано с животным, предположительно едущим на нем или стоящим в колеснице, в которую оно запряжено. [77] В славянском ритуале участвуют девять копий, напоминающих оружие и священное число германо-скандинавского бога Одина . [58] Священным лошадям Рюгена запрещено выщипывать гривы, что напоминает Факси ( древнескандинавское слово «грива»), священных скандинавских лошадей. [78] Однако есть несколько отличий. Подношения и конные жертвоприношения являются неотъемлемой частью германского ритуала, в отличие от славян. [46] которые не делают подношений. [46] Тот факт, что Олег не предал смерти своего коня в русской летописи, позволяет предположить, что это, вероятно, был поступок, считавшийся у славян кощунственным. [79]
Современные остатки гиппомантии
[ редактировать ]Хотя культы гиппомантии полностью исчезли вместе с христианством, приписывание лошадям пророческих способностей и речи сохранилось во многих частях мира, в частности, благодаря вере в лошадь как посланника смерти. [80]
По словам Марка-Андре Вагнера, лошадь до сих пор рассматривается как оракул, предсказывающий предстоящую смерть, особенно в германских странах. [81] где предзнаменование смерти является доминирующим толкованием видения лошади. [82] Поведение лошади оставалось значимым в Германии девятнадцатого века: человек умрет, если нервно встряхнет упряжь, мимо пройдет похоронная процессия, если она трясет головой и взъерошивает гриву, житель дома скоро умрет, если лошадь откажется пройти перед ним, [13] тот, кто увидит лошадь в своем окне, должен скоро умереть... [83]
Тем не менее, лошадь также широко ассоциируется с понятиями процветания , удачи , плодородия и хороших новостей, что является наследием гадательной практики гиппомантии. [84] В сказке о Фердинанде Верном и Фердинанде Неверном братья Гримм рассказывают о человеке, который получает вещего белого коня, обладающего даром речи, способного помочь ему и предостеречь. [85]
Славяне придерживаются подобных верований. В свадебном ритуале девятнадцатого века в России, Польше и Литве невесте велели бросить палку на землю и провести по ней лошадью, причем копыто лошади, касающееся земли, когда оно проходило по палке, было плохим предзнаменованием. [86] В английском языке есть след гиппомантии в выражении « Я слышал это из уст лошади », что означает «Я получил это из надежного источника». По-голландски глагол wichelen означает одновременно «ржать» и «пророчествовать». [87] В русском языке конский эпитет весчий означает «провидец». [87] Персидская Авеста также описывает лошадь как «провидицу». [87]
Рождественские пророчества о животных
[ редактировать ]Пророческий дар лошади должен проявляться особенно в определенные календарные даты, в течение двенадцати ночей перехода в зиму и особенно в ночь Рождества. [80] Многочисленные истории в популярном деревенском фольклоре также рассказывают об опасности шпионажа за лошадьми в попытке получить их пророчество в эти дни. В сельской местности Германии фермеры избегают называть лошадей по имени и используют уважительные перифразы, опасаясь силы своих животных. Если на Рождество вы спите рядом с яслями для лошадей, считается, что вы увидите вещий сон, доверенный вам лошадьми. В Тироле эти пророчества о лошадях известны как Viehlosen , или «лотерея животных». [88] Говорят, что в Квебеке и Акадии животные разговаривают в полночь. [89] Одна история рассказывает о фермере, который услышал, как его лошадь сказала корове: «Завтра мы унесем нашего хозяина в землю». [89] Фермер умер ночью. [89]
В США
[ редактировать ]Нерелигиозная, суеверная форма гиппомантии до сих пор существует в горах Озарк в Миссури и Арканзасе в Соединенных Штатах. [4] Во время различных мероприятий принято наблюдать за лошадьми и их наездниками. [4] Распространено поверье, что вид рыжеволосой девушки или женщины на белой лошади является благоприятным. [4] Но самым благоприятным предзнаменованием является вид всадника на муле. [4] Если лошади без причины начинают бегать по пастбищу и ржать, значит, кто-то в непосредственной близости умирает. [4] Когда хвост лошади становится очень толстым и густым, это указывает на скорый дождь, особенно в сухую погоду . [4]
В Центральной Азии
[ редактировать ]В Центральной Азии распространено мнение, что лошадь — это психопомп , ответственный за проводку душ умерших в загробную жизнь. [90] Хотя о ритуалах гиппомантии нет упоминаний, согласно верованиям современной Монголии лошадь воспринимается как открывательница невидимого . [90] Владельцы лошадей используют своих животных, чтобы предсказывать или обнаруживать присутствие невидимых существ, особенно призраков. [90] На похоронах лошадь должна уметь выбрать лучшее место для могилы покойного: если она помочится – это хороший знак. [91]
В Кыргызстане в эпосе «Эр-Тёштюк» , вдохновленном шаманизмом и известном из устных источников, собранных с конца XIX до середины XX века, фигурирует чудесный конь Чал-Куйрук. Способный понимать человеческий язык и говорить, он предупреждает своего хозяина и наездника о грядущих опасностях и советует, как их избежать. [92]
Толкование снов о лошадях
[ редактировать ]Сны, связанные с видением лошади, также дают повод для пророческих толкований. Артемидор Эфесский (I век) предложил очень широкое определение, зависящее от профессии и социального положения сновидца: мечтать о поездке на лошади – вообще хорошее предзнаменование. [93] Видение пары карет или квадриги предвещает будущую смерть, за исключением спортсменов, для которых это знак будущего триумфа, и за исключением бегунов, которым оно предвещает поражение. [93] Состоятельные женщины, мечтающие пересечь город на колеснице, будут иметь священство, а бедным девушкам то же видение во сне сигнализирует о проституции. [93] Рабам этот образ предвещает скорую свободу. [93] Больной, мечтающий въехать в город верхом на лошади, должен быть вылечен, но умрет, если увидит, что покидает город верхом. [93]
В Германии конца XIX века приснившаяся женщине лошадь означала, что к ней придет любовник, [94] но сны о лошадях немцами в целом трактовались негативно, [82] особенно в Восточной Пруссии , где они были верным признаком смерти. [95] Словарь снов Ханнса Курта интерпретирует лошадь применительно к психической и эротической жизни. Ехать на белой лошади – к удаче и успеху, а на черной – к мимолетному успеху. Животное может иметь очень широкое значение в зависимости от контекста: оно означает свободу, если его увидеть на лугу, легкость в конюшне и предвещает большой будущий социальный успех, если его увидеть оседланным, но без всадника. Приснившаяся бурная лошадь, на которой вам удается оседлать, указывает на будущий успех после преодоления многих трудностей. [96] В Монголии сон о лошади приносит удачу. [97]
Случаи вещих снов с участием лошади приводятся в различных произведениях. В своих «Пророчествах новой сивиллы » мадемуазель А. Лельевр рассказывает о «истинно пророческом сне», в котором она увидела себя на вершине высокого дерева, окруженную сражающимися мужчинами, когда у подножия ее дерева прошла черная лошадь. на котором она села и поскакала по улицам Парижа, вся голая. Сон заканчивается видением древних личностей, которые изображены в истории как говорящие оракулы. [98] Джон Уильям Данн, британский авиационный инженер, родившийся в 1899 году, рассказал, что за день до того, как произошла такая авария, ему приснилась бешеная лошадь, мчавшаяся по дороге, которую он помнил. [99] Однако, по мнению Ричарда Уайзмана , память о бессознательном сне может быть реактивирована событием, которое его вызывает. Воспоминание о сне затем возвращается в сознание человека, который интерпретирует его как пророческое. Он приводит пример человека, который видит слово «скак», забывает его, затем видит слово «лошадь» и запоминает его. [100]
Подкова
[ редактировать ]По мнению Марка-Андре Вагнера, значение, придаваемое поиску подковы, является формой гиппомантии, поскольку предметы, связанные с лошадьми, также считаются предвестниками удачи. В германских традициях найти подкову – это всегда знак будущей удачи. [13]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Марк-Андре Вагнер сравнивает этот текст с двумя предыдущими.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ (фр) Ж. Б. Морен и Жан Батист Гаспар д'Ансс де Виллуазон, Этимологический словарь французских слов, происходящих от греческого , т. 1, Императорская типография, 1809 г., 2-е изд. ( читать онлайн- архив ), с. 447.
- ^ Клиффорд А. Пиковер, Мечтая о будущем: фантастическая история предсказаний , Prometheus Books, 2001, 452 стр. ( ISBN 978-1-57392-895-3 ), с. 49.
- ^ Лексикографический архив и этимологическая архивная информация для «Гиппомантии» (что означает http://www.cnrtl.fr/definition/hippomancy archive ) в Trésor de la langue française Computeratisé , на веб-сайте Национального центра ресурсов Textuelles et Lexicales .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бакленд 2003 , с. 244.
- ^ Вагнер 2006 , с. 95.
- ^ (фр) Французская Академия, Словарь Французской Академии: Дополнение , т. 1, с. 3, Париж, Дидо, 1836 г., 6-е изд. ( читать онлайн- архив ).
- ^ (fr) «На пути к овладению временем», о Раймоне Реане, «Странные способности ясновидящего» (онлайн-книга), Exergue, 2014 ( ISBN 978-2-7029-1918-7 ).
- ^ Вагнер 2005 , с. 169.
- ^ Вагнер 2005 , с. 166.
- ^ Вагнер 2005 , с. 170.
- ^ Вагнер 2006 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б Вагнер 2005 , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б с Вагнер 2005 , с. 172.
- ^ Перейти обратно: а б Вагнер 2005 , с. 173.
- ^ (фр) «Красс» о Плутархе, «Параллельные жизнеописания» читать онлайн- архив , 19, 5.
- ^ (фр) Тацит, Анналы читать онлайн архив , XV, 7.
- ^ (фр) Вергилия, Энеида читать онлайн- архив , Книга II, т. 537.
- ^ (фр) Вергилия, Энеида читать онлайн- архив , Книга I, т. 441–445.
- ^ (фр) Цицерон, De divinatione читать онлайн- архив I, 35 (77).
- ^ (фр) Гомер, Илиада читать онлайн- архив , XIX, 404–416.
- ^ Вагнер 2006 , с. 96.
- ^ (фр) «Жизнь Александра» о Плутархе, «Параллельные жизнеописания» читать онлайн- архив , 6, 5–8.
- ^ (фр) Псевдо-Каллисфен, «Роман об Александре» , I, 15, 1.
- ^ Вагнер 2005 , с. 178.
- ^ (фр) Светоний, Цезарь , 81.
- ^ Перейти обратно: а б с (фр) Кристина Ферлампен-Ашер, Феи, бесты и люитоны: верования и чудеса во французских прозаических романах (13–14 века) , Presses Paris Sorbonne, 2002, 513 стр. ( ISBN 978-2-84050-193-0 , читать онлайн- архив ), с. 144-145.
- ^ Дюмезиль 1984 .
- ^ (фр) Жорж Дюмезиль, «Геродот и возведение на престол Дария», о забывчивости человека и чести богов , Париж, 1985, с. 246-253.
- ^ Перейти обратно: а б Ллойд Ллевеллин-Джонс, Король и двор в Древней Персии с 559 по 331 год до нашей эры , Oxford University Press, 2013, 272 стр. ( ISBN 978-0-7486-7711-5 , читать онлайн- архив ), Реч. Онлайн-книга «Гиппомантия».
- ^ Гаррет Г. Фэган и Мэтью Фриман Трандл, Новые взгляды на древнюю войну , том. 59 журнала History of Warfare, Лейден, Нидерланды/Бостон, BRILL, 2010, 372 стр. ( ISBN 978-90-04-18598-2 , читать онлайн- архив ), с. 143-144.
- ^ Вагнер 2005 , с. 175.
- ^ (фр) Геродот, «Истории» читать онлайн- архив , III.
- ^ (фр) Пьер Бриан, «Приход к власти Дария: от Кира до Александра», в «Истории Персидской империи» , Файяр, сборник. «Исторические биографии», 1996 ( ISBN 978-2-213-63946-8 ).
- ^ Вагнер 2005 , с. 176, цитируем Мишеля Мурра, Энциклопедический исторический словарь , 1996.
- ^ (из) Мари-Пьер Арно Линде, «Le liber Memorialis de L. Ampelius» о взлете и падении римского мира (ANRW): История и культура Рима, отраженные в недавних исследованиях . Принципат. Язык и литература. Отдельные авторы со времен Адриана и общие сведения о литературе 2-го и 3-го веков (продолжение), Часть 2, том 34, Вальтер де Грюйтер, 1997, ( ISBN 978-3-11-015700-0 ), с. 2309.
- ^ (фр) Коллен де Планси, Адский словарь , издания Слаткина, 1993, с. 336.
- ^ (фр) Клод Стеркс, «Нечестивые воины и зловещие лошади в кельтской агиографии» об Оллодагосе , III, 3, 1992, стр. 185-192.
- ^ Вагнер 2005 , с. 544.
- ^ Перейти обратно: а б Вагнер 2005 , с. 545.
- ^ (из) Якоб Гримм, Немецкая мифология , с. 552. Цитируется Вагнером, 2005 г.
- ^ Тацит, Германия , X.
- ^ Вагнер 2005 , с. 182.
- ^ Перейти обратно: а б с Вагнер 2005 , с. 183.
- ^ (фр) Бенджамин Гарстад, «Варварский интерес к Excerpta Latina Barbari», Early Medieval Europe , vol. 19, № 1, 26 января 2011 г., с. 3-42 ( читать онлайн- архив ).
- ^ Псевдо-Мефодий и Бенджамин Гарстад (трад. Бенджамин Гарстад), Апокалипсис. Александрийская всемирная хроника , т. 14 Средневековая библиотека Думбартон-Оукса, издательство Гарвардского университета, 2012, 420 стр. ( ISBN 978-0-674-05307-6 , читать онлайн- архив ), xxxi.
- ^ Перейти обратно: а б с д Слупецкий 2006 , стр. 226.
- ^ Вагнер 2005 , с. 351.
- ^ Стурла Тордарсон (перевод Режиса Бойера), Landnámábók , Turnhout, Brepols, 2000, стр. 70-71.
- ^ Слупецкий 1998 , стр. 152.
- ^ () Титмар, Хроникон , VI, 23 и 24.
- ^ Перейти обратно: а б с Слупецкий 2006 , стр. 225.
- ^ Вагнер 2005 , с. 185.
- ^ Слупецкий 1998 , стр. 144-145.
- ^ () Отто Бамбергский, Житие Оттона, епископа Бабенбергского II, 11.
- ^ Слупецкий 1998, стр. 143-152.
- ^ Перейти обратно: а б () Херборд, Dialogus de Vita S. Ottoniis Bishopi Babenbergensis , II, 33. Цитируется по Słupecki 1998 , p. 147.
- ^ Вагнер 2005 , с. 189.
- ^ Перейти обратно: а б Вагнер 2005 , с. 190.
- ^ Вагнер 2005 , с. 191-192.
- ^ (фр) Генрих Латыш, Древняя хроника Ливонии , I, 10. Цитируется по Слупецкому 1998 , с. 150.
- ^ Вагнер 2005 , с. 194.
- ^ Сарангэрэл, Верховая езда на конях ветра: путешествие в сердце монгольского шаманизма , Внутренние традиции / Bear & Co, 2000, 224 стр. ( ISBN 978-1-59477-538-3 , читать онлайн- архив ).
- ^ Перейти обратно: а б Вагнер 2005 , с. 543.
- ^ Вагнер 2005 , с. 186.
- ^ Вагнер 2005 , с. 549.
- ^ (фр) Источники vita , цитируемые по Wagner 2005 , p. 546.
- ^ Вагнер 2005 , с. 547–548.
- ^ Вольфрам фон Эшенбах, Парсифаль , цитируется Вагнером 2005 , стр. 548.
- ^ Вагнер 2005 , с. 549–550.
- ^ д'Арбуа де Жюбенвиль 1899 , с. 82.
- ^ Сержант 1999 , с. 156.
- ^ Сержант 1999 , с. 156–157.
- ^ (фр) Режис Бойер, «Поэтическая Эдда», тексты представлены и переведены Режисом Бойером , Файард, сборник. «Внутренний космос», 1992, с. 225.
- ^ Сага о медвежьих шансах , цитируется Вагнером, 2005 , стр. 169–170.
- ^ Слупецкий 1998 , стр. 140.
- ^ Слупецкий 1998 , стр. 141.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вагнер 2005 , с. 193.
- ^ Вагнер 2005 , с. 192.
- ^ Вагнер 2005 , с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б Вагнер 2005 , с. 194–195.
- ^ Вагнер 2005 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б Вагнер 2005 , с. 167.
- ^ (из) Л. Фрейтаг, « Лошадь в германском фольклоре », с. 59, цитируется Вагнером 2005 , с. 168.
- ^ Вагнер 2005 , с. 707.
- ^ (из) Вальтер и Якоб Гримм, «Дети и домашние сказки» , Х. Рёллеке, 1985. Цитируется Вагнером, 2005 , с. 180.
- ^ (пожалуйста) К. Мошинский, Славянская народная культура [Славянская народная культура], с. II, Варшава, 1968, с. 411-4
- ^ Перейти обратно: а б с Источники, цитируемые Вагнером 2005, с. 195-196.
- ^ (из) Макс Йенс, Лошадь и всадник в жизни и языке , I, Грунов, Лейпциг, 1872, с. 295.
- ^ Перейти обратно: а б с (фр) Жан-Клод Дюпон и Жак Матье, Наследие канадской франкофонии: устные традиции , Presses Université Laval, 1986, ( ISBN 978-2-7637-7068-0 ), с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с (фр) Грегори Делаплас, «Лошадь-магнитометр: выездка и «невидимые вещи» в современной Монголии», о Miscellanea Asiatica: Смеси в честь Франсуазы Обен , Institut Monumenta Serica ( ISBN 978-3-8050-0568-5 , читать онлайн- архив )
- ^ (в) Чарльз Р. Боуден, «Заметки о монгольском погребальном ритуале» на Studia Orientalia , том. 47, 1977, с. 27-35.
- ^ (фр) Пертев Боратав, Чудесные приключения Эр-Тёштюка, степного великана под землей и в других местах: перевод с кыргызского Пертева Боратава , Париж, Галлимар/Юнеско, 1965, 312 с. ( ISBN 978-2-07-071647-0 )
- ^ Перейти обратно: а б с д и (фр) Артемидор Эфесский (перевод А. Ж. Фестюжера), «Oneirocriticon» по книге «Ключ снов» , Париж, 1975, гл. 56, с. 65-66.
- ^ (из) Негелейн, Лошадь в древности , с. 16. Цитируется Вагнером 2005 , с. 31.
- ^ Вагнер 2005 , с. 62.
- ^ (фр) Ханнс Курт, Словарь снов от А до Я – Полное руководство по анализу и толкованию снов , Квебек, Америка, 1977, ( ISBN 978-2-7644-2125-3 ), «лошадь» и «поездка».
- ^ (фр) Кэролайн Хамфри и А. Хюрелбаатар, «Мечтать для себя и для других», Terrain , 26 марта 1996 г. ( читать онлайн- архив , по состоянию на 13 декабря 2014 г.)
- ^ (фр) А. Лельевр, Пророчества Новой Сивиллы и любопытные анекдоты, относящиеся к гадательному искусству и жизни автора , братья Гарнье, 1848 (2-е изд.), с. 43 читать онлайн- архив .
- ^ (фр) Тони Аллан, Книга пророчеств , Place des éditions, 2012, ( ISBN 978-2-84228-517-3 ), гл. «Опыт со временем» (онлайн-книга).
- ^ Ричард Уайзман, Маленькие экстрасенсорные переживания: телепатия, ясновидение, гипноз... Паранормальные явления, подвергнутые испытанию науки , сб. О, науки!, Дюно, 2012, ( ISBN 978-2-10-057954-9 ), с. 198-200.
Приложение
[ редактировать ]Похожие статьи
[ редактировать ]- Символика лошади
- Поклонение лошади
- Жертвоприношение лошади
- Айлуромантия
- Способы гадания
- Я тебя люблю
Библиография
[ редактировать ]- Рэймонд Бакленд, «Гиппомантия», в книге «Книга гаданий: Энциклопедия гаданий и предсказаний» , Visible Ink Press, сб. «Серия «Видимые чернила», 2003 г. ( ISBN 978-1-57859-147-3 ), с. 244.
- (фр) Жорж Дюмезиль, "L'intronisation de Darius", Orientalia J. Duchesne-Guillemin emeritus oblata , Лейден - Э. Дж. Брилл, 1984 (архив онлайн-презентаций)
- (фр) Х. Лимет, «Наблюдение за животными по приметам в древней Месопотамии», по истории познания поведения животных. Симпозиумы по истории зоологических знаний №1. 4 , Льеж, 1992, с. 125
- (пожалуйста) Лежец Павел Слупецкий, «Гиппомантия», на обложке книги «Оракулы и пророчества язычников-скандинавов». Исследование по истории идеи судьбы у индоевропейских народов [Оракулы и гадания в скандинавском язычестве. Исследование идеи судьбы у индоевропейцев] , Варсовье, Institut d'archéologie et d'ethnologie de l'académie polonaise des Sciences, 1998, с. 129–213.
- Лешек Слупецкий, «Храм в Ретра-Ридегосте», о древнескандинавской религии в долгосрочных перспективах: истоки, изменения и взаимодействия: Международная конференция в Лунде, Швеция, 3–7 июня 2004 г. , том. 8 дней от пути до Мидгорда, Nordic Academic Press, 2006 ( ISBN 978-91-89116-81-8 , читать онлайн-архив).
- Лешек Слупецкий, «Per sortes ac per equum. Жеребьевка и гиппомантия на Севере после саг и средневековых хроник», о Саге и Восточной Скандинавии: Препринты 14-й Международной конференции по сагам , Gävle University Press, 2009 ( ISBN 978-91-978329-0-8 )
- (фр) Бернар Сержент, Кельты и греки: книга героев , т. 1, Пайо, сб. «Научная библиотека Пайо», 1999, 798 с. ( ISBN 978-2-228-89257-5 )
- (фр) Марк-Андре Вагнер, Лошадь в германских верованиях: язычество, христианство и традиции , том. 73 Новой библиотеки средневековья, Чемпион, 2005, 974 с. ( ISBN 978-2-7453-1216-7 , читать онлайн-архив).
- (фр) Марк-Андре Вагнер, «Гиппомантия», Мифологический и исторический словарь лошади , Éditions du Rocher, сборник. «Лошади-лошади», 2006, 201 с. ( ISBN 978-2-268-05996-9 ).
- (фр) Анри д'Арбуа де Жюбенвиль, Цивилизация кельтов и цивилизация гомеровского эпоса , т. VI курса кельтской литературы, Париж, Фонтемуэн, 1899, 418 стр.