Трифункциональная гипотеза
Трехфункциональная гипотеза доисторического протоиндоевропейского общества постулирует трехстороннюю идеологию (« idéologie tripartite »), отраженную в существовании трех классов или каст — жрецов , воинов и простолюдинов (земледельцев или торговцев), — соответствующих трем функциям сакральное , военное и экономическое соответственно. Тезис о трифункциональности связан прежде всего с французским мифографом Жоржем Дюмезилем , [1] который предложил это в 1929 году в книге «Фламен-Брахман» , [2] и позже в Митра-Варуне . [3]
Трехстороннее разделение
[ редактировать ]По мнению Жоржа Дюмезиля (1898–1986), протоиндоевропейское общество состояло из трех основных групп, соответствующих трем различным функциям: [2] [3]
- Суверенитет , который распадался на две отдельные и взаимодополняющие части:
- один формальный, юридический и священнический, но мирской;
- другой могущественный, непредсказуемый и жреческий, но уходящий корнями в сверхъестественный мир.
- Военный , связанный с силой, военными и войной .
- Производительность , скотоводство , земледелие и ремесла ; управляются двумя другими.
В протоиндоевропейской мифологии каждая социальная группа имела своего собственного бога или семью богов, которые представляли ее, и функция бога или богов соответствовала функции группы. В истории индоевропейских обществ встречается множество таких разделений:
- Южная Россия: Бернар Серджент связывает индоевропейскую языковую семью с некоторыми археологическими культурами юга России и реконструирует индоевропейскую религию, основанную на трехсторонних функциях. [4]
- Раннее балтийское общество: Норбертас Велиус в своей книге Senovės baltų pasaulėžiūra («Древнее балтийское мировоззрение») выделил три региона с тремя классами. Класс жрецов был сосредоточен в Пруссии , класс воинов занимал видное место во внешних горных районах, а класс земледельцев преобладал на средних равнинах.
- Раннее германское общество: предполагаемое разделение между королем , знатью и обычными свободными людьми в раннем германском обществе. [5]
- Скандинавская мифология: Один (суверенитет), Тир (закон и справедливость), Ваниры (плодородие). [6] [7] [примечание 1] Одина интерпретировали как бога смерти. [9] и связан с кремацией, [10] а также был связан с экстатическими практиками. [11] [10]
- Классическая Греция: три подразделения идеального общества, как описано Сократом в Платона » «Государстве . Бернар Сержан исследовал трифункциональную гипотезу в греческой эпической , лирической и драматической поэзии. [12]
- Индия: три индуистские касты, брахманы или священники; кшатрии — воины и военные; и вайшьи — земледельцы, скотоводы и торговцы. Шудра . , четвертая индийская каста, — крестьянин или крепостной Исследователи полагают, что индоевропейцы, говорящие на индоевропейском языке, прибыли в Индию в позднем бронзовом веке , смешались с местным населением цивилизации долины Инда и, возможно, создали кастовую систему, в которой сами себя в основном принадлежали к высшим кастам. [13] [14]
Прием
[ редактировать ]В число сторонников гипотезы входят такие ученые, как Эмиль Бенвенист , Бернар Сержан и Ярослав Лебединский , последний из которых заключает, что «основная идея кажется убедительно доказанной». [15]
Гипотеза была принята за пределами индоевропейских исследований некоторыми мифографами, антропологами и историками, такими как Мирча Элиаде , Клод Леви-Стросс , Маршалл Салинс , Родни Нидэм , Жан-Пьер Вернан и Жорж Дюби . [16]
С другой стороны, Николас Аллен заключает, что трехстороннее разделение может быть артефактом и эффектом отбора , а не организующим принципом, который использовался в самих обществах. [17] Бенджамин В. Фортсон сообщает, что Дюмезиль стирал границы между тремя функциями, и примеры, которые он приводил, часто имели противоречивые характеристики: [18] что заставило его недоброжелателей отвергнуть его категории как несуществующие. [19] Джон Бро предполагает, что социальные разделения распространены и за пределами индоевропейских обществ, и поэтому эта гипотеза имеет лишь ограниченную полезность для освещения доисторического индоевропейского общества. [20] Криштиану Гроттанелли утверждает, что, хотя трифункциональность Дюмезиля можно рассматривать в современном и средневековом контекстах, его проекция на более ранние культуры ошибочна. [21] Бельер резко критикует. [22]
Гипотеза подверглась критике со стороны историков Карло Гинзбурга , Арнальдо Момильяно. [23] и Брюс Линкольн [24] как основанное на симпатиях Дюмезиля к политическим правым . Гай Струмса считает эту критику необоснованной. [25]
См. также
[ редактировать ]- Арташастра
- Каста
- Сравнительная мифология
- Поместья королевства
- Мифография
- Протоиндоевропейская религия
- Протоиндоевропейское общество
- Социальный класс
- Троица
- Тройное божество
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ По словам Жана Буасселя, первое описание индоевропейского трифункционализма было сделано Гобино, а не Дюмезилем. ( Линкольн , 1999, стр. 268, цитируется ниже).
- ^ Jump up to: а б Дюмезиль, Ж. (1929). Фламен-Брахман . Применение трифункционализма Дюмезиля к доколумбовым обществам майя на Юкатане проводилось в: Линкольн, Чарльз Э., (1990) «Этническая принадлежность и социальная организация в Чичен-Ице , Юкатан, Мексика». (Докторская диссертация, факультет антропологии Гарвардского университета) Советники Мэтьюз, Питер и Гордон Р. Уилли; Линкольн, Чарльз Э. (1986). «Хронология Чичен-Ицы: обзор литературы». Страницы 141–156 в книге « Поздняя цивилизация равнинных майя: от классики к постклассике » под редакцией Джереми А. Саблоффа и Э. Уиллиса Эндрюса В. Альбукерке: University of New Mexico Press.
- ^ Jump up to: а б Дюмезиль, Ж. (1940). Митра-Варуна , Университетская пресса Франции.
- ^ Бернард Серджент, Индоевропейцы. История, языки, мифы. Пайо, Париж, 1995 г. ISBN 2-228-88956-3 .
- ^ Дюмезиль, Жорж (1958). «Ригсюла и индоевропейская социальная структура». В: Боги древних норманнов . Эд. Эйнар Хауген, пер. Джон Линдоу. Калифорнийский университет Press, Беркли, 1973. ISBN 0-520-03507-0 .
- ^ Турвиль-Петре 1964 , с. 103.
- ^ Поломе 1970 , с. 58—59.
- ^ Лейрен, Терье И. (1999), От язычника к христианину: история на гобелене Скогской церкви XII века.
- ^ де Врис 1970 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б Дэвидсон 1990 , с. 147.
- ^ де Врис 1970 , стр. 94–97.
- ^ В монографии «Три индоевропейские функции в Древней Греции». Полет. 1: От Микен к трагедиям. Экономика, Париж, 1998. ISBN 2-7178-3587-3 .
- ^ Нарасимхан В.М., Энтони Д., Мэллори Дж., Райх Д. (6 сентября 2019 г.). «Геномное формирование Южной и Центральной Азии». Наука . 365 (6457). bioRxiv 10.1101/292581 . дои : 10.1126/science.aat7487 . hdl : 21.11116/0000-0001-E7B3-0 . S2CID 89658279 .
- ^ Нарасимхан, Вагиш М.; и др. (6 сентября 2019 г.). «Формирование человеческих популяций в Южной и Центральной Азии» . Наука . 365 (6457). дои : 10.1126/science.aat7487 . ПМЦ 6822619 . ПМИД 31488661 .
- ^ Лебединский И. (2006). Индоевропейцы , издания Errance, Париж.
- ^ Линкольн, Б. (1999). Теоретизирование мифа: повествование, идеология и наука , с. 260 н. 17. Издательство Чикагского университета, ISBN 978-0-226-48202-6 .
- ^ Аллен, Нью-Джерси Классический обзор Брин Мора 2007.10.53
- ^ Бенджамин В. Фортсон. Индоевропейский язык и культура: Введение с. 32
- ^ Гонда, Дж. (1974). Трехсторонняя идеология Дюмезиля: некоторые критические наблюдения. Журнал азиатских исследований , 34 (1), 139–149 (ноябрь 1974 г.).
- ^ Линдоу, Дж. (2002). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям , с. 32. Издательство Оксфордского университета, ISBN 978-0-19-515382-8 .
- ^ Гроттанелли, Криштиану. Дюмезиль и третья функция. В «Мифе и методе» .
- ^ Бельер, WW (1991). Разложившиеся боги: происхождение и развитие трехсторонней идеологии Жоржа Дюмезиля , Лейден.
- ^ Волин, Ричард. Соблазнение неразумия: интеллектуальный роман с фашизмом , с. 344
- ^ Арвидссон, Стефан. Арийские идолы: Индоевропейская мифология как идеология и наука , с. 3
- ^ Струмса, Гай Г. (1998). «Жорж Дюмезиль, древние немецкие мифы и современные демоны» (PDF) . Журнал религиоведения . 6 : 125–136. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2011 г. Проверено 3 ноября 2009 г.
Источники
[ редактировать ]- Дэвидсон, Хильда Эллис (1990), Боги и мифы Северной Европы , Penguin Books, ISBN 0-14-013627-4
- де Врис, Январь (1970), Древнегерманская религиозная история, том 2. 2-е изд. как 3-е изд. (на немецком языке), Вальтер де Грюйтер, OCLC 466619179
- Поломе, Эдгар Чарльз (1970), «Индоевропейский компонент в германской религии», в Пухвеле, Яане (редактор), « Миф и закон среди индоевропейцев: исследования индоевропейской сравнительной мифологии» , Калифорнийский университет, ISBN 9780520015876
- Турвиль-Петре, Габриэль (1964), Миф и религия Севера: Религия Древней Скандинавии , Вайденфельд и Николсон, OCLC 645398380