Jump to content

Трифункциональная гипотеза

XII века Эта часть шведского гобелена Скога , возможно, ошибочно, была интерпретирована как изображение слева направо одноглазого Одина с молотом , Тора и Фрейра , держащего пшеницу. Терье Лейрен считает, что эта группировка близко соответствует трехфункциональному разделению.

Трехфункциональная гипотеза доисторического протоиндоевропейского общества постулирует трехстороннюю идеологию (« idéologie tripartite »), отраженную в существовании трех классов или каст — жрецов , воинов и простолюдинов (земледельцев или торговцев), — соответствующих трем функциям сакральное , военное и экономическое соответственно. Тезис о трифункциональности связан прежде всего с французским мифографом Жоржем Дюмезилем , [1] который предложил это в 1929 году в книге «Фламен-Брахман» , [2] и позже в Митра-Варуне . [3]

Трехстороннее разделение

[ редактировать ]

По мнению Жоржа Дюмезиля (1898–1986), протоиндоевропейское общество состояло из трех основных групп, соответствующих трем различным функциям: [2] [3]

В протоиндоевропейской мифологии каждая социальная группа имела своего собственного бога или семью богов, которые представляли ее, и функция бога или богов соответствовала функции группы. В истории индоевропейских обществ встречается множество таких разделений:

В число сторонников гипотезы входят такие ученые, как Эмиль Бенвенист , Бернар Сержан и Ярослав Лебединский , последний из которых заключает, что «основная идея кажется убедительно доказанной». [15]

Гипотеза была принята за пределами индоевропейских исследований некоторыми мифографами, антропологами и историками, такими как Мирча Элиаде , Клод Леви-Стросс , Маршалл Салинс , Родни Нидэм , Жан-Пьер Вернан и Жорж Дюби . [16]

С другой стороны, Николас Аллен заключает, что трехстороннее разделение может быть артефактом и эффектом отбора , а не организующим принципом, который использовался в самих обществах. [17] Бенджамин В. Фортсон сообщает, что Дюмезиль стирал границы между тремя функциями, и примеры, которые он приводил, часто имели противоречивые характеристики: [18] что заставило его недоброжелателей отвергнуть его категории как несуществующие. [19] Джон Бро предполагает, что социальные разделения распространены и за пределами индоевропейских обществ, и поэтому эта гипотеза имеет лишь ограниченную полезность для освещения доисторического индоевропейского общества. [20] Криштиану Гроттанелли утверждает, что, хотя трифункциональность Дюмезиля можно рассматривать в современном и средневековом контекстах, его проекция на более ранние культуры ошибочна. [21] Бельер резко критикует. [22]

Гипотеза подверглась критике со стороны историков Карло Гинзбурга , Арнальдо Момильяно. [23] и Брюс Линкольн [24] как основанное на симпатиях Дюмезиля к политическим правым . Гай Струмса считает эту критику необоснованной. [25]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Терье Лейрен различает еще одну группу из трех скандинавских богов, которая может соответствовать трехфункциональному разделению: Один как покровитель жрецов и магов, Тор воинов и Фрейр плодородия и земледелия. [8]
  1. По словам Жана Буасселя, первое описание индоевропейского трифункционализма было сделано Гобино, а не Дюмезилем. ( Линкольн , 1999, стр. 268, цитируется ниже).
  2. ^ Jump up to: а б Дюмезиль, Ж. (1929). Фламен-Брахман . Применение трифункционализма Дюмезиля к доколумбовым обществам майя на Юкатане проводилось в: Линкольн, Чарльз Э., (1990) «Этническая принадлежность и социальная организация в Чичен-Ице , Юкатан, Мексика». (Докторская диссертация, факультет антропологии Гарвардского университета) Советники Мэтьюз, Питер и Гордон Р. Уилли; Линкольн, Чарльз Э. (1986). «Хронология Чичен-Ицы: обзор литературы». Страницы 141–156 в книге « Поздняя цивилизация равнинных майя: от классики к постклассике » под редакцией Джереми А. Саблоффа и Э. Уиллиса Эндрюса В. Альбукерке: University of New Mexico Press.
  3. ^ Jump up to: а б Дюмезиль, Ж. (1940). Митра-Варуна , Университетская пресса Франции.
  4. ^ Бернард Серджент, Индоевропейцы. История, языки, мифы. Пайо, Париж, 1995 г. ISBN   2-228-88956-3 .
  5. ^ Дюмезиль, Жорж (1958). «Ригсюла и индоевропейская социальная структура». В: Боги древних норманнов . Эд. Эйнар Хауген, пер. Джон Линдоу. Калифорнийский университет Press, Беркли, 1973. ISBN   0-520-03507-0 .
  6. ^ Турвиль-Петре 1964 , с. 103.
  7. ^ Поломе 1970 , с. 58—59.
  8. ^ Лейрен, Терье И. (1999), От язычника к христианину: история на гобелене Скогской церкви XII века.
  9. ^ де Врис 1970 , с. 93.
  10. ^ Jump up to: а б Дэвидсон 1990 , с. 147.
  11. ^ де Врис 1970 , стр. 94–97.
  12. ^ В монографии «Три индоевропейские функции в Древней Греции». Полет. 1: От Микен к трагедиям. Экономика, Париж, 1998. ISBN   2-7178-3587-3 .
  13. ^ Нарасимхан В.М., Энтони Д., Мэллори Дж., Райх Д. (6 сентября 2019 г.). «Геномное формирование Южной и Центральной Азии». Наука . 365 (6457). bioRxiv   10.1101/292581 . дои : 10.1126/science.aat7487 . hdl : 21.11116/0000-0001-E7B3-0 . S2CID   89658279 .
  14. ^ Нарасимхан, Вагиш М.; и др. (6 сентября 2019 г.). «Формирование человеческих популяций в Южной и Центральной Азии» . Наука . 365 (6457). дои : 10.1126/science.aat7487 . ПМЦ   6822619 . ПМИД   31488661 .
  15. ^ Лебединский И. (2006). Индоевропейцы , издания Errance, Париж.
  16. ^ Линкольн, Б. (1999). Теоретизирование мифа: повествование, идеология и наука , с. 260 н. 17. Издательство Чикагского университета, ISBN   978-0-226-48202-6 .
  17. ^ Аллен, Нью-Джерси Классический обзор Брин Мора 2007.10.53
  18. ^ Бенджамин В. Фортсон. Индоевропейский язык и культура: Введение с. 32
  19. ^ Гонда, Дж. (1974). Трехсторонняя идеология Дюмезиля: некоторые критические наблюдения. Журнал азиатских исследований , 34 (1), 139–149 (ноябрь 1974 г.).
  20. ^ Линдоу, Дж. (2002). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям , с. 32. Издательство Оксфордского университета, ISBN   978-0-19-515382-8 .
  21. ^ Гроттанелли, Криштиану. Дюмезиль и третья функция. В «Мифе и методе» .
  22. ^ Бельер, WW (1991). Разложившиеся боги: происхождение и развитие трехсторонней идеологии Жоржа Дюмезиля , Лейден.
  23. ^ Волин, Ричард. Соблазнение неразумия: интеллектуальный роман с фашизмом , с. 344
  24. ^ Арвидссон, Стефан. Арийские идолы: Индоевропейская мифология как идеология и наука , с. 3
  25. ^ Струмса, Гай Г. (1998). «Жорж Дюмезиль, древние немецкие мифы и современные демоны» (PDF) . Журнал религиоведения . 6 : 125–136. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2011 г. Проверено 3 ноября 2009 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e5bbfeac5e7d14a44da1ec4a4dc6b8d2__1722187860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/d2/e5bbfeac5e7d14a44da1ec4a4dc6b8d2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trifunctional hypothesis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)