Другой мир
В исторической индоевропейской религии понятие потустороннего мира , также известного как потусторонний , реконструируется в сравнительной мифологии . Его название является калькой orbis alius ( лат. «другой мир/сторона»), термина, использованного Луканом в его описании кельтского потустороннего мира .
Сопоставимые религиозные , мифологические или метафизические концепции, такие как царство сверхъестественных существ и царство мёртвых , встречаются в культурах по всему миру. [1] В таких традициях считается, что духи путешествуют между мирами или уровнями существования, обычно вдоль такой оси , как гигантское дерево , шест палатки, река, веревка или горы. [1] [2] [3]
Индоевропейская реконструкция
[ редактировать ]Многие индоевропейские мифологии свидетельствуют о вере в ту или иную форму «Иного мира». Во многих случаях, например, в персидской , греческой, германской, кельтской, славянской и индийской мифологиях, нужно было пересечь реку, чтобы войти в нее, и обычно именно старик переносил душу через воду. [1] [2] [3] В греческой и индийской мифологии считалось, что воды этой реки смывают грехи или воспоминания, тогда как в кельтских и германских мифах упоминаются воды, наделяющие мудростью, предполагая, что, пока смываются воспоминания об умерших, пьющий воду обретает вдохновение. [3] Путешественник обычно встречает собаку либо в качестве стража Потустороннего мира, либо в качестве проводника странника. Примерами этого являются греческий Цербер , трехголовая гончая Аида , и индийская सर्वरा Сарвара , одна из гончих Ямы , чьи имена могут происходить от индоевропейского *ḱerberos, означающего «пятнистый» . [3] В индоевропейской мифологии Другой мир изображается по-разному, включая мирные луга, острова или здания, что затрудняет определение того, как рассматривался первоначальный протоиндоевропейский Другой мир. [3] Повелителем мертвых, возможно, был Йемо, божественный близнец Ману, первого человека. [4] [5]
персидский
[ редактировать ]Мост Чинват (авестийский Cinvatô Peretûm, «мост суда» или «мост в форме балки») или Мост Воздаятеля в зороастризме — это просеивающий мост, отделяющий мир живых от мира мертвых. Все души должны пересечь мост после смерти. Мост охраняют две четырехглазые собаки. Похожий миф связан с Ямой , правителем ада в индуистской мифологии , который охраняет врата подземного мира с помощью двух своих четырехглазых собак .
Селтик
[ редактировать ]Ирландский потусторонний мир чаще описывают как райскую сказочную страну, чем как пугающее место. [6] Многие кельтские Имрамы или «истории о путешествиях» и другие средневековые тексты свидетельствуют о вере кельтов в потусторонний мир. Одним из примеров, который помогает понять кельтскую концепцию потустороннего мира, является « Путешествие святого Брендана» . Другой классический пример кельтского «потустороннего мира» появляется в « Путешествии Брана» . В кельтской устной традиции Потусторонний мир часто изображается как остров на западе и даже появляется на некоторых картах Ирландии в средневековую эпоху. [7]
Кельтская концепция Потустороннего мира переплелась с христианскими представлениями об аде и рае, поскольку они объяснялись по аналогии с кельтским Потусторонним миром или скандинавским мировым древом. Вероятно, это связано с римским и скандинавским влиянием на кельтские культуры. [8] Пример скандинавского влияния очевиден в «Путешествии святого Брендана», от подобия змея Ласкония до скандинавского змея Мидгарда . Красный и белый — цвета животных в кельтском потустороннем мире. [9] и эти цвета до сих пор оживляют трансцендентные религиозные и политические символы. [ тон ] [ нужна ссылка ]
германский
[ редактировать ]Как и в кельтской мифологии , в германских мифах яблоки особенно ассоциировались с потусторонним миром . [4] В скандинавской традиции представлены мифологические местности, как и в ирландской мифологии ; однако, в отличие от ирландской мифологии, была предпринята попытка нанести на карту местности Потустороннего мира, а не перечислить места, связанные с ним. [2] В « Эдде названы многие места, в том числе жилища богов, такие как зал Одина в Валгалле или » Улля жилище в Идаларе ( «Юдейл» ). [2] В « Gylfaginning» и более поздней норвежской поэме « Draumkvaede» рассказывается о путешествии в потусторонний мир. [2]
славянский
[ редактировать ]Ранние славяне верили в мифическое место, куда прилетали на зиму птицы и отправлялись после смерти души; это царство часто отождествляли с раем и называли Вираем . [10] Говорили также, что весна пришла на Землю из Выража. [11] Врата Вирая не позволяли смертным войти. Их охранял Велес , который иногда принимал звериный облик рарога , сжимая в когтях ключи от потусторонних миров. [12] Вирадж иногда также связывали с божеством, известным как Род – очевидно, оно находилось далеко за морем, в конце Млечного Пути . [12] Обычно его представляли как сад, расположенный в кроне космического дерева . Говорят, что на ветвях гнездились птицы, которых обычно принимали за человеческие души. [11] Когда славянское население постепенно обращалось в христианство (например, во время христианизации Киевской Руси и крещения Польши ), получила распространение новая версия этой веры, в которой существовало два таких царства – одно, аналогичное первоначальному мифу, и другое. райское место, куда улетали птицы, а другое — подземный мир для змей и змей , часто связываемый с христианским представлением об аде. [13] [12] [14]
Греческий
[ редактировать ]В греко-римской мифологии говорилось, что боги обитали на горе Олимп , тогда как мертвые обычно после смерти отправлялись в Подземный мир или на Острова Удачи .
Современные изображения
[ редактировать ]Идея Потустороннего мира была адаптирована и использована несколькими современными авторами. Дж. Р. Р. Толкин использовал текст сэра Орфея , описывающий путешествие в потусторонний мир, как источник вдохновения для Лихолесья эльфов из «Хоббита» . [15] К.С. Льюис также использовал образы кельтского потустороннего мира в своем произведении «Хроники Нарнии» , в котором изображено путешествие из этого мира в другой.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Боги, богини и мифология , Том 11, К. Скотт Литтлтон, Маршалл Кавендиш, 2005 г., ISBN 0-7614-7559-1 , ISBN 978-0-7614-7559-0 . Стр. 1286-1287 гг.
- ^ Jump up to: а б с д и Утраченные верования Северной Европы Хильда Эллис Дэвидсон, Рутледж, 2002 г. ISBN 0-203-40850-0 , ISBN 978-0-203-40850-6 . стр.67-76
- ^ Jump up to: а б с д и Мэллори и Адамс 2006 , с. 439.
- ^ Jump up to: а б Линкольн 1991 , стр. 32–38.
- ^ Джексон 2002 , с. 81.
- ^ Линкольн 1991 , с. 34.
- ^ В JJC Smart, Филип Петтит, Ричард Сильван и Джин Норман (ред.), Метафизика и мораль: эссе в честь JJC Smart. Б. Блэквелл (1987)
- ^ Мечты и видения в период обращения англосаксов в христианство. Дэвис, Патрисия М. Дриминг, том 15 (2), июнь 2005 г., стр. 75–88. https://dx.doi.org/10.1037/1053-0797.15.2.75
- ^ Мабиноги и другие средневековые валлийские сказки Патрик К. Форд, University of California Press, 1977, ISBN 978-0-520-25396-4 . Страница 35.
- ^ Людмила Викторовна Евдокимова (1998). Мифопоэтическая традиция в творчестве (in Russian). Изд-во Астраханкого пед. университета. ISBN 9785882003561 . Проверено 23 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Кемпински, Анджей (2001). народов Энциклопедия мифологии индоевропейских (на польском языке). Варшава: Искры. ISBN 978-83-207-1629-0 .
- ^ Jump up to: а б с Шиевский, Анджей (2004). Религия ( славян на польском языке). Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN 978-83-7318-205-9 .
- ^ Левкиевская, Елена (13 February 2019). Мифы и легенды восточных славян . Litres. ISBN 9785457607705 .
- ^ Елена Левкиевская (2010). Мифы и легенды восточных славян (на русском языке). Литры. ISBN 9785457607705 . Проверено 23 августа 2014 г.
- ^ Андони Коссио (2021) Сэр Орфей как источник средневековых романтических топосов о похищениях и безудержном потустороннем мире в Лихолесье Хоббита, ANQ: Ежеквартальный журнал коротких статей, заметок и обзоров, DOI: 10.1080/0895769X.2021.1967105
Библиография
[ редактировать ]- Джексон, Питер (2002). «Свет далеких звездочек. К описанию индоевропейского религиозного наследия». Нумен . 49 (1): 61–102. дои : 10.1163/15685270252772777 . ISSN 0029-5973 . JSTOR 3270472 .
- Линкольн, Брюс (1991). Смерть, война и жертвоприношение: исследования идеологии и практики . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-48199-9 .
- Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-884964-98-5 .
- Мэллори, Джеймс П.; Адамс, Дуглас К. (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929668-2 .
- Уэст, Мартин Л. (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-928075-9 .
Андони Коссио (2021) Сэр Орфей как источник средневековых романтических топосов о похищениях и безудержном потустороннем мире в Лихолесье Хоббита, ANQ: Ежеквартальный журнал коротких статей, заметок и обзоров, DOI: 10.1080/0895769X.2021.1967105
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Потусторонним миром , на Викискладе?