Род (славянская религия)
Стержень | |
---|---|
Предки, судьба, духовная преемственность, семейная преемственность. | |
Другие имена | Юг |
Обитель | Мистер |
Символ | Розетка |
Этническая группа | Восточные славяне , южные славяне |
Супруга | Rozhanitsa |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Квирин |
Кельтский эквивалент | Тутатис |
В дохристианской религии восточных южных и болгарский славян Род ( словенский , хорватский боснийский : Род, белорусский , македонский , , , русский , сербская кириллица : Род, украинская кириллица: Рід) — бог семьи, предков и судьбы возможно, как верховный бог. Среди южных славян он также известен как Суд («судья»). [ 1 ] Обычно он упоминается вместе с рожаницкими божествами (у южных славян — судзеницами). Ему посвящали первую стрижку ( постризины ) на празднике, на котором его и рожаниц угощали едой и стригли волосы. [ 2 ] Его культ со временем потерял свое значение, и в девятом или десятом веке его сменили Перун , Сварог и/или Светевид , что объясняет его отсутствие в пантеоне Владимира Великого . [ 3 ] [ 4 ] [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Имя Рода подтверждено в староцерковнославянских и древневосточнославянских источниках о дохристианской славянской религии. Название происходит от праславянского слова * родъ , означающего «семья», «рождение», «происхождение», «род», а также «урожай», «урожай». Александр Брюкнер также отмечает сходство имени с авестийским словом рада- , означающим «охранитель», «хранитель». [ 5 ]
Источники
[ редактировать ]Первым источником, в котором упоминается Род, является Слово св. Григория Богослова о том, как язычники кланялись идолам , датируемое XI веком: [ 6 ]
Также это слово дошло и до славян, и они стали приносить жертвы Роду и Рожаницам [богиням судьбы] перед Перуном, своим богом. А раньше приносили жертвы вампирам [упыри] и берегиням [водяным духам?]. Но и теперь на окраинах молятся и ему, проклятому богу Перуну, и Хорсу, и Макоши, и виласу - делают это тайно.
- Анджей Шиевский, Религия славян, стр. 170.
Русское «Слово некоего христолюбца»: [ 7 ]
...мы смешиваем и некоторые чистые молитвы с проклятыми идолопоклонническими приношениями, [когда] другие, кроме «законного стола», ставят столы и блюда, посвященные Роду и Рожаницам, оскорбляя Бога.
- Александр Брюкнер, Славянская мифология, 1918, стр. 105.
В рукописном комментарии к Евангелию XV века Род бросает вызов христианскому богу как создателю людей: [ 8 ]
Так Род не сидит в воздухе, бросая комья на землю, и от этого рождаются дети [...] потому что творец – Бог, а не Род
Культ Рода все еще был популярен на Руси XVI века, о чем свидетельствует покаяние , данное во время исповеди православными священниками , как описано в тюрьмах святителя Саввы Сторожского : [ 9 ]
Священнослужителю следует спросить, не смешала ли она языческие верования с христианскими, и молилась ли она вилам, или ела и употребляла алкоголь в честь Рода и Рожаниц и разных богов, таких как Перун, Хорс и Макошь: три года поста с простираниями в качестве покаяния.
- Александр Брюкнер, Славянская мифология.
Культ
[ редактировать ]По словам этнолога Галины Лозко , праздник Рода отмечался 23 декабря. [ 10 ] или, по словам чешского историка и археолога Нади Профантовой , 26 декабря. [ 11 ] Роду и рожаницам приносились бескровные жертвы в виде хлеба, меда, сыра и крупы ( кутьи ). [ 12 ] [ 10 ] Прежде чем съесть кутью, отец семейства, взявший на себя роль волхва или жреца , бросал первую ложку в священный угол. Этот обычай существует в Украине и по сей день. [ 10 ] Затем началось застолье за столом в форме трапеции . [ 12 ] После пира они обращались с просьбами к Роду и рожаницам: «пусть родится все доброе». [ 10 ]
На Руси после христианизации еще практиковались праздники, посвященные Роду, о чем упоминается в «Слове некоего христолюбца» . [ 7 ] В первые годы существования Софийского собора в Киеве праздновать Коляду туда приходили язычники, за что впоследствии жестоко наказывали. Остатки культа Рода должны были сохраниться до XIX века. [ 10 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Мнения ученых
[ редактировать ]Boris Rybakov
[ редактировать ]Согласно концепции Бориса Рыбакова, Род изначально был главным славянским божеством во времена патриархальных земледельческих обществ первого тысячелетия нашей эры. [ 13 ] позже был опущен на более низкую должность, что объяснило бы его отсутствие в пантеоне божеств, которым поклонялся Владимир Великий. Рыбаков опирался на Слово св. Григория Богослова... , где славяне приносили жертвы сначала призракам, затем Роду и рожаницам и, наконец, Перуну, что отражало предполагаемую эволюцию славянских верований от анимизма через культ природных сил к генотеизм . [ 4 ] [ 14 ] Скульптура, известная как Збруч Идол, по замыслу Рыбакова должна была изображать Рода как главное славянское божество. [ 4 ]
Рыбаков также считает, что все круги и спиральные символы представляют собой разные ипостаси Рода. Такими символами должны быть «шестилепестковая роза, вписанная в круг» (розетка) ( ) и знак Громовержца ( ). [ 15 ]
Лео Клейн и Микола Зубов
[ редактировать ]Эти ученые раскритиковали выводы Рыбакова. В одной из своих работ Рыбаков утверждал, что Перун не мог быть заимствован у вайнахов , поскольку верховным богом славян был Род, а Перун был введен только Владимиром как покровитель дружины . Однако этому противоречат следы Перуна на всей славянской территории. Эти исследователи утверждают, что необходимо выявить следы первоисточников текстов и восстановить их в том историческом контексте, в котором создавались конкретные древнерусские тексты. Они полагают, что древнерусские авторы при описании Рода и рожаниц использовали готовые смысловые блоки, заимствованные из других источников, главным образом из Библии и сочинений греческих богословов, которые были неверно истолкованы: в Византийской империи гороскоп назывался «родословием», что можно дословно перевести как «родослово». Поэтому эти исследователи полагают, что культа Рода и родителей в дохристианской религии славян не существовало. Зубов также считает, что в восточнославянской религии не было обширной генеалогии богов и единственным богом был Перун. [ 16 ] [ 17 ]
Александр Гейштор
[ редактировать ]Гейстор считает Рода богом социальной организации. После Бенвениста он сравнивает его с римлянином Квирином , имя которого происходит от * covir или curia , что можно перевести как «бог сообщества мужей», с умбрийцем Вофионом, имя которого содержит корень, сходный с индоевропейским словом * leudho , англосаксонское leode («народ»), славянское * ludie и польское ludzie , а также кельтское Toutatis , название которого происходит от Кельтское ядро * teuta означает «семья», но отвергает соединение Рода с индийским Рудрой . [ 18 ]
По функции плодородия и богатства он отождествляет с ним белорусский спор , имя которого означает «изобилие», «множественность». [ 19 ]
Анджей Шиевский
[ редактировать ]По мнению Анджея Шиевского, Род «олицетворяет идеи семейного родства как символа духовной преемственности (родослово)». Роду также предстояло направить души умерших в Вирай , а затем отправить их обратно в наш мир в виде сброшенных вниз комьев земли или вверенных козодоям и аистам . [ 20 ]
Федор Капитан
[ редактировать ]По мнению фольклориста Федора Капицы, культ Рода и родителей со временем был практически полностью забыт. Род превратился в привидение – покровителя семьи, «домашнего дедушки», а позже – хранителя новорожденных и почитающего предков. Следы культа Рода проявлялись преимущественно в быту. Остатками культа Рода должны стать русские православные праздники, такие как День мертвых ( Чистый четверг ) и Радоника (вторник первой недели после Пасхи ), во время которых поклоняются умершим.
Во времена Киевской Руси в XI и XII веках культ Рода должен был иметь особое значение для князей, поскольку он считался покровителем единства рода, и от этого зависело право на престол и землю предков. . Поскольку плодородие всегда ассоциировалось с женственностью, культ Рода был традиционно женским. Так, с культом Рода были связаны женщины-жрицы, которые должны были приносить ему жертву или устраивать специальные пиршества несколько раз в году. К празднику готовили хлеб, кашу, сыр и мед, затем такую еду ставили в святилищах. Считалось, что боги появляются там невидимо для человеческого глаза. Род иногда призывали для защиты людей от болезней, но главную роль в этом ритуале играли рожаницы. [ 21 ]
Oleg Kutarev
[ редактировать ]Кутарев отмечает сходство культа Рода с культом южнославянского Стопана и восточнославянского Домового – всем давали трапезу, они должны были управлять судьбой и были связаны с поклонением предкам. [ 22 ]
Вильо Клубника
[ редактировать ]Этот русский и финский филолог отмечает, что иногда в славянских языках греческий термин «τύχη» (týchi, «удача») переводится как жезл , а «είμαρμένη» (eímarméni, «судьба») переводится как рожаница . [ 23 ]
Ян Махал
[ редактировать ]Этот чешский славист утверждал, что Род был богом, который представлял предков мужского пола, а рожаницы представляли предков женского пола. [ 24 ]
Halyna Lozko
[ редактировать ]По словам Галины Лосько, для украинцев Род был богом над богами. Он — податель жизни и должен был оставаться на небесах, ездить на облаках и определять человеку его судьбу. Род был олицетворением потомков одного предка, то есть он ассоциировался со всем родом: умершими предками, живыми людьми и будущими поколениями. Со временем Род стал Домовым, статуэтки которого принадлежали многим семьям. Образы Рода и рожаницы также должны были появиться на рушниках как мотивы древа жизни. В этнографических находках XX века на дверях хижин изображено генеалогическое древо: на листьях изображались мужчины, а на цветках этого дерева — женщины. Когда кто-то умирал – рядом с его именем рисовался крест, когда кто-то рождался – рисовалась новая веточка, листочек или цветок. [ 10 ]
Мнения родноверов
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2019 г. ) |
Русские волхи Велеслав (Илья Черкасов) и Доброслав ( Алексей Добровольский ) описывают Рода как жизненную силу, бога «всепроникающего» и «вездесущего». В космологии считается источником космического излучения, которое выражается в иерархии богов. [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Шиевский 2003 , стр. 192.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 193.
- ^ Уилсон 2015 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б с Стжельчик 2007 , стр. 173–174.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 340.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 170.
- ^ Перейти обратно: а б Брюкнер 1985 , с. 170.
- ^ Полаков 2017 .
- ^ Брюкнер 1985 , с. 174.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Лоско 1997 .
- ^ Профантова 2004 , с. 192.
- ^ Перейти обратно: а б Брюкнер 1985 , с. 58.
- ^ Гейстор 2006 , с. 285.
- ^ Гейстор 2006 , с. 205.
- ^ Иваниц 1989 , с. 17.
- ^ Andrey Beskov. "Язычество восточных славян. От древности к современности" (in Russian) . Retrieved 2019-08-02 .
- ^ Клейн 2004 , стр. 232–233.
- ^ Гейстор 2006 , стр. 204–205.
- ^ Гейстор 2006 , с. 207.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 192–193.
- ^ Fyodor Kapitsa (2008). "Славянские традиционные праздники и ритуалы: справочник" . Retrieved 2019-07-19 .
- ^ Oleg Kutarev (2013). "Характеристика Рода и Рожаниц в славянской мифологии: интерпретации Б. А. Рыбакова и его предшественников" .
- ^ Клубника 2005 .
- ^ Мифология всех рас (1918), Том. III, Раздел «Славянский», Часть I: Гении, Глава IV: Гении судьбы, стр. 249–252.
- ^ Айтамурто 2016 , с. 65.
Библиография
[ редактировать ]- Шиевский, Анджей (2003). Религия славян (на польском языке). Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN 83-7318-205-5 .
- Гейстор, Александр (2006). Мифология славян (на польском языке). Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN 83-235-0234-Х .
- Стжельчик, Ежи (2007). Мифы, сказки и поверья древних славян (на польском языке). Познань: Издательство «Ребис». ISBN 978-83-7301-973-7 .
- Брюкнер, Александр (1985). Славянская мифология (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 83-01-06245-2 .
- Иваниц, Линда Дж. (1989). Русское народное поверье . Я Шарп. ISBN 0765630885 .
- Уилсон, Эндрю (2015). Украинцы: неожиданная нация, издание четвертое . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300219654 .
- Polakow, Aleksander (2017). Русская история с древности до XVI века (in Russian). Litres. ISBN 978-5040094677 .
- Айтамурто, Каарина (2016). Язычество, традиционализм, национализм: нарративы русского родноверия . Рутледж . ISBN 978-1472460271 .
- Лоско, Галинаа (1997). Родная украинская вера (на польском языке). ISBN 8385559264 .
- Mansikka, Viljo Jan (2005). Религия восточных славян (in Russian). Gorky Institute of World Literature . ISBN 5920802383 .
- Klejn, Leo (2004). Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества (in Russian). Eurasia. ISBN 5-8071-0153-7 .
- Покорный, Юлий (2005). Индоевропейский этимологический словарь (на немецком языке). Франке. ISBN 3-7720-0947-6 .
- Профантова, Надя (2004). Энциклопедия славянских богов и мифов (на чешском языке). Книги. ISBN 8072772198 .