Jump to content

Род (славянская религия)

(Перенаправлено с Рода (бога) )
Стержень
Предки, судьба, духовная преемственность, семейная преемственность.
Антропоморфное изображение Рода в храме Коренной Украинской Национальной Веры .
Другие имена Юг
Обитель Мистер
Символ Розетка
Этническая группа Восточные славяне , южные славяне
Супруга Rozhanitsa
Эквиваленты
Римский эквивалент Квирин
Кельтский эквивалент Тутатис

В дохристианской религии восточных южных и болгарский славян Род ( словенский , хорватский боснийский : Род, белорусский , македонский , , , русский , сербская кириллица : Род, украинская кириллица: Рід) — бог семьи, предков и судьбы возможно, как верховный бог. Среди южных славян он также известен как Суд («судья»). [ 1 ] Обычно он упоминается вместе с рожаницкими божествами (у южных славян — судзеницами). Ему посвящали первую стрижку ( постризины ) на празднике, на котором его и рожаниц угощали едой и стригли волосы. [ 2 ] Его культ со временем потерял свое значение, и в девятом или десятом веке его сменили Перун , Сварог и/или Светевид , что объясняет его отсутствие в пантеоне Владимира Великого . [ 3 ] [ 4 ] [ 1 ]

Этимология

[ редактировать ]

Имя Рода подтверждено в староцерковнославянских и древневосточнославянских источниках о дохристианской славянской религии. Название происходит от праславянского слова * родъ , означающего «семья», «рождение», «происхождение», «род», а также «урожай», «урожай». Александр Брюкнер также отмечает сходство имени с авестийским словом рада- , означающим «охранитель», «хранитель». [ 5 ]

Источники

[ редактировать ]

Первым источником, в котором упоминается Род, является Слово св. Григория Богослова о том, как язычники кланялись идолам , датируемое XI веком: [ 6 ]

Также это слово дошло и до славян, и они стали приносить жертвы Роду и Рожаницам [богиням судьбы] перед Перуном, своим богом. А раньше приносили жертвы вампирам [упыри] и берегиням [водяным духам?]. Но и теперь на окраинах молятся и ему, проклятому богу Перуну, и Хорсу, и Макоши, и виласу - делают это тайно.

- Анджей Шиевский, Религия славян, стр. 170.

Русское «Слово некоего христолюбца»: [ 7 ]

...мы смешиваем и некоторые чистые молитвы с проклятыми идолопоклонническими приношениями, [когда] другие, кроме «законного стола», ставят столы и блюда, посвященные Роду и Рожаницам, оскорбляя Бога.

- Александр Брюкнер, Славянская мифология, 1918, стр. 105.

В рукописном комментарии к Евангелию XV века Род бросает вызов христианскому богу как создателю людей: [ 8 ]

Так Род не сидит в воздухе, бросая комья на землю, и от этого рождаются дети [...] потому что творец – Бог, а не Род

Культ Рода все еще был популярен на Руси XVI века, о чем свидетельствует покаяние , данное во время исповеди православными священниками , как описано в тюрьмах святителя Саввы Сторожского : [ 9 ]

Священнослужителю следует спросить, не смешала ли она языческие верования с христианскими, и молилась ли она вилам, или ела и употребляла алкоголь в честь Рода и Рожаниц и разных богов, таких как Перун, Хорс и Макошь: три года поста с простираниями в качестве покаяния.

- Александр Брюкнер, Славянская мифология.

По словам этнолога Галины Лозко , праздник Рода отмечался 23 декабря. [ 10 ] или, по словам чешского историка и археолога Нади Профантовой , 26 декабря. [ 11 ] Роду и рожаницам приносились бескровные жертвы в виде хлеба, меда, сыра и крупы ( кутьи ). [ 12 ] [ 10 ] Прежде чем съесть кутью, отец семейства, взявший на себя роль волхва или жреца , бросал первую ложку в священный угол. Этот обычай существует в Украине и по сей день. [ 10 ] Затем началось застолье за ​​столом в форме трапеции . [ 12 ] После пира они обращались с просьбами к Роду и рожаницам: «пусть родится все доброе». [ 10 ]

На Руси после христианизации еще практиковались праздники, посвященные Роду, о чем упоминается в «Слове некоего христолюбца» . [ 7 ] В первые годы существования Софийского собора в Киеве праздновать Коляду туда приходили язычники, за что впоследствии жестоко наказывали. Остатки культа Рода должны были сохраниться до XIX века. [ 10 ]

Интерпретации

[ редактировать ]

Мнения ученых

[ редактировать ]

Согласно концепции Бориса Рыбакова, Род изначально был главным славянским божеством во времена патриархальных земледельческих обществ первого тысячелетия нашей эры. [ 13 ] позже был опущен на более низкую должность, что объяснило бы его отсутствие в пантеоне божеств, которым поклонялся Владимир Великий. Рыбаков опирался на Слово св. Григория Богослова... , где славяне приносили жертвы сначала призракам, затем Роду и рожаницам и, наконец, Перуну, что отражало предполагаемую эволюцию славянских верований от анимизма через культ природных сил к генотеизм . [ 4 ] [ 14 ] Скульптура, известная как Збруч Идол, по замыслу Рыбакова должна была изображать Рода как главное славянское божество. [ 4 ]

Рыбаков также считает, что все круги и спиральные символы представляют собой разные ипостаси Рода. Такими символами должны быть «шестилепестковая роза, вписанная в круг» (розетка) ( ) и знак Громовержца ( ). [ 15 ]

Лео Клейн и Микола Зубов

[ редактировать ]

Эти ученые раскритиковали выводы Рыбакова. В одной из своих работ Рыбаков утверждал, что Перун не мог быть заимствован у вайнахов , поскольку верховным богом славян был Род, а Перун был введен только Владимиром как покровитель дружины . Однако этому противоречат следы Перуна на всей славянской территории. Эти исследователи утверждают, что необходимо выявить следы первоисточников текстов и восстановить их в том историческом контексте, в котором создавались конкретные древнерусские тексты. Они полагают, что древнерусские авторы при описании Рода и рожаниц использовали готовые смысловые блоки, заимствованные из других источников, главным образом из Библии и сочинений греческих богословов, которые были неверно истолкованы: в Византийской империи гороскоп назывался «родословием», что можно дословно перевести как «родослово». Поэтому эти исследователи полагают, что культа Рода и родителей в дохристианской религии славян не существовало. Зубов также считает, что в восточнославянской религии не было обширной генеалогии богов и единственным богом был Перун. [ 16 ] [ 17 ]

Александр Гейштор

[ редактировать ]

Гейстор считает Рода богом социальной организации. После Бенвениста он сравнивает его с римлянином Квирином , имя которого происходит от * covir или curia , что можно перевести как «бог сообщества мужей», с умбрийцем Вофионом, имя которого содержит корень, сходный с индоевропейским словом * leudho , англосаксонское leode («народ»), славянское * ludie и польское ludzie , а также кельтское Toutatis , название которого происходит от Кельтское ядро ​​* teuta означает «семья», но отвергает соединение Рода с индийским Рудрой . [ 18 ]

По функции плодородия и богатства он отождествляет с ним белорусский спор , имя которого означает «изобилие», «множественность». [ 19 ]

Анджей Шиевский

[ редактировать ]

По мнению Анджея Шиевского, Род «олицетворяет идеи семейного родства как символа духовной преемственности (родослово)». Роду также предстояло направить души умерших в Вирай , а затем отправить их обратно в наш мир в виде сброшенных вниз комьев земли или вверенных козодоям и аистам . [ 20 ]

Федор Капитан

[ редактировать ]

По мнению фольклориста Федора Капицы, культ Рода и родителей со временем был практически полностью забыт. Род превратился в привидение – покровителя семьи, «домашнего дедушки», а позже – хранителя новорожденных и почитающего предков. Следы культа Рода проявлялись преимущественно в быту. Остатками культа Рода должны стать русские православные праздники, такие как День мертвых ( Чистый четверг ) и Радоника (вторник первой недели после Пасхи ), во время которых поклоняются умершим.

Во времена Киевской Руси в XI и XII веках культ Рода должен был иметь особое значение для князей, поскольку он считался покровителем единства рода, и от этого зависело право на престол и землю предков. . Поскольку плодородие всегда ассоциировалось с женственностью, культ Рода был традиционно женским. Так, с культом Рода были связаны женщины-жрицы, которые должны были приносить ему жертву или устраивать специальные пиршества несколько раз в году. К празднику готовили хлеб, кашу, сыр и мед, затем такую ​​еду ставили в святилищах. Считалось, что боги появляются там невидимо для человеческого глаза. Род иногда призывали для защиты людей от болезней, но главную роль в этом ритуале играли рожаницы. [ 21 ]

Кутарев отмечает сходство культа Рода с культом южнославянского Стопана и восточнославянского Домового – всем давали трапезу, они должны были управлять судьбой и были связаны с поклонением предкам. [ 22 ]

Вильо Клубника

[ редактировать ]

Этот русский и финский филолог отмечает, что иногда в славянских языках греческий термин «τύχη» (týchi, «удача») переводится как жезл , а «είμαρμένη» (eímarméni, «судьба») переводится как рожаница . [ 23 ]

Ян Махал

[ редактировать ]

Этот чешский славист утверждал, что Род был богом, который представлял предков мужского пола, а рожаницы представляли предков женского пола. [ 24 ]

По словам Галины Лосько, для украинцев Род был богом над богами. Он — податель жизни и должен был оставаться на небесах, ездить на облаках и определять человеку его судьбу. Род был олицетворением потомков одного предка, то есть он ассоциировался со всем родом: умершими предками, живыми людьми и будущими поколениями. Со временем Род стал Домовым, статуэтки которого принадлежали многим семьям. Образы Рода и рожаницы также должны были появиться на рушниках как мотивы древа жизни. В этнографических находках XX века на дверях хижин изображено генеалогическое древо: на листьях изображались мужчины, а на цветках этого дерева — женщины. Когда кто-то умирал – рядом с его именем рисовался крест, когда кто-то рождался – рисовалась новая веточка, листочек или цветок. [ 10 ]

Мнения родноверов

[ редактировать ]

Русские волхи Велеслав (Илья Черкасов) и Доброслав ( Алексей Добровольский ) описывают Рода как жизненную силу, бога «всепроникающего» и «вездесущего». В космологии считается источником космического излучения, которое выражается в иерархии богов. [ 25 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Шиевский 2003 , стр. 192.
  2. ^ Шиевский 2003 , стр. 193.
  3. ^ Уилсон 2015 , с. 37.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Стжельчик 2007 , стр. 173–174.
  5. ^ Брюкнер 1985 , с. 340.
  6. ^ Шиевский 2003 , стр. 170.
  7. ^ Перейти обратно: а б Брюкнер 1985 , с. 170.
  8. ^ Полаков 2017 .
  9. ^ Брюкнер 1985 , с. 174.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Лоско 1997 .
  11. ^ Профантова 2004 , с. 192.
  12. ^ Перейти обратно: а б Брюкнер 1985 , с. 58.
  13. ^ Гейстор 2006 , с. 285.
  14. ^ Гейстор 2006 , с. 205.
  15. ^ Иваниц 1989 , с. 17.
  16. ^ Andrey Beskov. "Язычество восточных славян. От древности к современности" (in Russian) . Retrieved 2019-08-02 .
  17. ^ Клейн 2004 , стр. 232–233.
  18. ^ Гейстор 2006 , стр. 204–205.
  19. ^ Гейстор 2006 , с. 207.
  20. ^ Шиевский 2003 , стр. 192–193.
  21. ^ Fyodor Kapitsa (2008). "Славянские традиционные праздники и ритуалы: справочник" . Retrieved 2019-07-19 .
  22. ^ Oleg Kutarev (2013). "Характеристика Рода и Рожаниц в славянской мифологии: интерпретации Б. А. Рыбакова и его предшественников" .
  23. ^ Клубника 2005 .
  24. ^ Мифология всех рас (1918), Том. III, Раздел «Славянский», Часть I: Гении, Глава IV: Гении судьбы, стр. 249–252.
  25. ^ Айтамурто 2016 , с. 65.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4dfaad9f03aa7d0d2934c4c1a6bfb1a7__1717603860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/a7/4dfaad9f03aa7d0d2934c4c1a6bfb1a7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rod (Slavic religion) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)