Jump to content

причудливый

Чумовой. Гравюра на дереве Яна Стифи (1839-1921) на основе более ранней гравюры Генрика Пиллати. Опубликовано в журнале Tygodnik Ilustrowany 22 октября 1864 г.

Дзивозона (или Мамуна или Богинка ) — болотный демон женского пола в славянской мифологии, известный своей злобностью и опасностью. Считалось, что наибольшему риску стать одним из этих демонов после смерти подвергались акушерки , старые девы, незамужние матери, беременные женщины, умирающие до родов, а также брошенные дети, рожденные вне брака . [ 1 ]

Этимология

[ редактировать ]

От дзиво (Бог, священный, чудо, см. Деус ) + żona (женщина, см. гинекология ). По -словацки ее называли «diva lena»/«divá žena», по- чешски «divoženka», что означает «дикая женщина». В современном польском языке буквальное значение — «странная жена» . Отсюда и польское произошло «дзивожона»; этот термин был популяризирован писателем Зигмунтом Качковским в его книге, написанной в 1855 году под тем же названием. [ 2 ] Другие названия включают гуцульскую дикую жену или сербскую wódna żona. [ 3 ] Термин Дзивозона характерен исключительно для горных регионов; [ 4 ] в разных местах подобный дух назывался мамуной или богинкой , а позже все три стали русалкой . [ 5 ]

Поведение

[ редактировать ]

Говорят, что Дзивозона жил в зарослях возле рек, ручьев и озер. По некоторым данным, она приняла облик уродливой старухи с волосатым телом, длинными прямыми волосами и настолько огромной грудью, что ею она стирала свою одежду. [ 1 ] На голове у нее была красная шляпа с папоротника . прикрепленной к ней веточкой [ 6 ] [ 3 ] [ 1 ]

Говорят, что Дзивозона похищала человеческих младенцев сразу после их рождения и заменяла их своими собственными детьми, известными как подкидыши или подменыши . Подменыша можно было узнать по его необычному внешнему виду – непропорциональному телу, часто с каким-либо недугом – а также по его злобности. У него было огромное брюшко , необычайно маленькая или большая голова, горб, тонкие руки и ноги, волосатое тело и длинные когти; у него также преждевременно прорезались первые зубы. Говорят, что его поведение отличалось большой злобой к окружающим, боязнью матери, шумностью, нежеланием спать и исключительной обжорством . [ 7 ] [ 8 ] Став взрослым (что на самом деле случалось редко, поскольку считалось, что почти все подменыши умирают в раннем детстве), он был инвалидом, бормотал вместо того, чтобы говорить, и не доверял людям. [ нужна ссылка ]

Чтобы защитить ребенка от похищения Дзивожоной, матери пришлось повязать ему на руку красную ленту. [ 9 ] (этот обычай до сих пор сохранился в некоторых регионах Польши , хотя и без первоначального значения), надевать ему на голову красную шапку и прикрывать лицо от света луны. [ 10 ] Ни при каких обстоятельствах она не должна стирать подгузники после захода солнца и отворачивать голову от ребенка, когда он спит. [ нужна ссылка ] Другой метод отпугивания Дзивозона заключался в том, чтобы держать зверобоя дома цветок или схватить его, когда опасность была непосредственной. Эта практика также описана в источниках, описывающих богинки . [ 11 ] [ 12 ]

Однако даже если Дзивожне удалось забрать ребенка, все равно оставался способ вернуть его. Мать должна была отвести подменыша на помойку , отхлестать его березовой веткой и облить водой из яичной скорлупы, крича: «Возьми свое, отдай мое!», после чего Дзивожана обычно пожалела свое потомство и забрала его. прочь, вернув то, что она украла. [ 1 ] [ 13 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д (на польском языке) Люциан Семенский, «Польские, русские и литовские сказки и легенды» (из Univ.gda.pl. Архивировано 22 сентября 2008 г., на Wayback Machine )
  2. ^ Беньковский, Анджей (2000). Этимологический словарь польского языка .
  3. ^ Jump up to: а б Глогер, Зигмунт (1900–1903). Старопольская энциклопедия .
  4. ^ Колбушевский, Яцек (1992). Татры и горцы в польской литературе: антология .
  5. ^ Ловмяньский, Генрих (1986). Religia Słowian i jej upadek, w.VI-XII [ Религия славян и ее упадок с шестого по двенадцатый века ]. п. 227.
  6. ^ Гощинский, Стефан (1853). Духовный мир подгальцев. Стриги, упыри, оборотни, богини, суслики .
  7. ^ Анджей., Шиевский (2003). Религия славян . Краков: Видав. ВАМ. ISBN  8373182055 . OCLC   54865580 .
  8. ^ Койдер-Демска, Кая. «Богинье, дзвоёны, мамуны, или Откуда берутся дети-инвалиды» ​​.
  9. ^ Барановский, Богдан (1965). Прощание с дьяволом и ведьмой . Лодзь: Wydawnictwo Łódzkie. стр. 138.
  10. ^ Пелка, Леонард (1987). Польская народная демонология . Варшава: Искры. стр. 65.
  11. ^ Улановская, Стефания (1887). «Среди краковцев». Висла: ежемесячный географический и этнографический журнал .
  12. ^ Кшижановский, Юлиан (1965). Словарь польского фольклора .
  13. ^ Рейнфусс, Роман (1986). По следам лемков . Страна ПТТК.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0772f6d27a638188706ff9d64bd5b58a__1690255080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/8a/0772f6d27a638188706ff9d64bd5b58a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dziwożona - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)