причудливый

Дзивозона (или Мамуна или Богинка ) — болотный демон женского пола в славянской мифологии, известный своей злобностью и опасностью. Считалось, что наибольшему риску стать одним из этих демонов после смерти подвергались акушерки , старые девы, незамужние матери, беременные женщины, умирающие до родов, а также брошенные дети, рожденные вне брака . [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]От дзиво (Бог, священный, чудо, см. Деус ) + żona (женщина, см. гинекология ). По -словацки ее называли «diva lena»/«divá žena», по- чешски «divoženka», что означает «дикая женщина». В современном польском языке буквальное значение — «странная жена» . Отсюда и польское произошло «дзивожона»; этот термин был популяризирован писателем Зигмунтом Качковским в его книге, написанной в 1855 году под тем же названием. [ 2 ] Другие названия включают гуцульскую дикую жену или сербскую wódna żona. [ 3 ] Термин Дзивозона характерен исключительно для горных регионов; [ 4 ] в разных местах подобный дух назывался мамуной или богинкой , а позже все три стали русалкой . [ 5 ]
Поведение
[ редактировать ]Говорят, что Дзивозона жил в зарослях возле рек, ручьев и озер. По некоторым данным, она приняла облик уродливой старухи с волосатым телом, длинными прямыми волосами и настолько огромной грудью, что ею она стирала свою одежду. [ 1 ] На голове у нее была красная шляпа с папоротника . прикрепленной к ней веточкой [ 6 ] [ 3 ] [ 1 ]
Говорят, что Дзивозона похищала человеческих младенцев сразу после их рождения и заменяла их своими собственными детьми, известными как подкидыши или подменыши . Подменыша можно было узнать по его необычному внешнему виду – непропорциональному телу, часто с каким-либо недугом – а также по его злобности. У него было огромное брюшко , необычайно маленькая или большая голова, горб, тонкие руки и ноги, волосатое тело и длинные когти; у него также преждевременно прорезались первые зубы. Говорят, что его поведение отличалось большой злобой к окружающим, боязнью матери, шумностью, нежеланием спать и исключительной обжорством . [ 7 ] [ 8 ] Став взрослым (что на самом деле случалось редко, поскольку считалось, что почти все подменыши умирают в раннем детстве), он был инвалидом, бормотал вместо того, чтобы говорить, и не доверял людям. [ нужна ссылка ]
Чтобы защитить ребенка от похищения Дзивожоной, матери пришлось повязать ему на руку красную ленту. [ 9 ] (этот обычай до сих пор сохранился в некоторых регионах Польши , хотя и без первоначального значения), надевать ему на голову красную шапку и прикрывать лицо от света луны. [ 10 ] Ни при каких обстоятельствах она не должна стирать подгузники после захода солнца и отворачивать голову от ребенка, когда он спит. [ нужна ссылка ] Другой метод отпугивания Дзивозона заключался в том, чтобы держать зверобоя дома цветок или схватить его, когда опасность была непосредственной. Эта практика также описана в источниках, описывающих богинки . [ 11 ] [ 12 ]
Однако даже если Дзивожне удалось забрать ребенка, все равно оставался способ вернуть его. Мать должна была отвести подменыша на помойку , отхлестать его березовой веткой и облить водой из яичной скорлупы, крича: «Возьми свое, отдай мое!», после чего Дзивожана обычно пожалела свое потомство и забрала его. прочь, вернув то, что она украла. [ 1 ] [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д (на польском языке) Люциан Семенский, «Польские, русские и литовские сказки и легенды» (из Univ.gda.pl. Архивировано 22 сентября 2008 г., на Wayback Machine )
- ^ Беньковский, Анджей (2000). Этимологический словарь польского языка .
- ^ Jump up to: а б Глогер, Зигмунт (1900–1903). Старопольская энциклопедия .
- ^ Колбушевский, Яцек (1992). Татры и горцы в польской литературе: антология .
- ^ Ловмяньский, Генрих (1986). Religia Słowian i jej upadek, w.VI-XII [ Религия славян и ее упадок с шестого по двенадцатый века ]. п. 227.
- ^ Гощинский, Стефан (1853). Духовный мир подгальцев. Стриги, упыри, оборотни, богини, суслики .
- ^ Анджей., Шиевский (2003). Религия славян . Краков: Видав. ВАМ. ISBN 8373182055 . OCLC 54865580 .
- ^ Койдер-Демска, Кая. «Богинье, дзвоёны, мамуны, или Откуда берутся дети-инвалиды» .
- ^ Барановский, Богдан (1965). Прощание с дьяволом и ведьмой . Лодзь: Wydawnictwo Łódzkie. стр. 138.
- ^ Пелка, Леонард (1987). Польская народная демонология . Варшава: Искры. стр. 65.
- ^ Улановская, Стефания (1887). «Среди краковцев». Висла: ежемесячный географический и этнографический журнал .
- ^ Кшижановский, Юлиан (1965). Словарь польского фольклора .
- ^ Рейнфусс, Роман (1986). По следам лемков . Страна ПТТК.