Jump to content

Подменыш

«Подменыш» , Генри Фюзели , 1781 г.

Подменыш существо , , также исторически называемый ауфом или болваном , представляет собой человекоподобное встречающееся в большей части европейского фольклора . Подменыш — подмена, оставленная сверхъестественным существом при похищении человека. Иногда подменышем был «запас» (кусок дерева, магически сделанный так, чтобы напоминать похищенного человека), чаще всего подменышем был сверхъестественное существо, магически созданное так, чтобы оно выглядело как похищенный человек. Среди сверхъестественных существ, обвиненных в краже детей, были феи , демоны , тролли , нереиды и многие другие. Обычно похищенным человеком был ребенок; но были случаи, особенно в Скандинавии и Ирландии , когда забирали взрослых.

Описание

[ редактировать ]

Подменыша обычно можно узнать по нескольким чертам, которые варьируются от культуры к культуре.

В ирландской легенде ребенок-фея может выглядеть болезненным и не расти в размерах, как нормальный ребенок, и может иметь заметные физические характеристики, такие как борода или длинные зубы. Они также могут демонстрировать интеллект, намного превосходящий свои кажущиеся годы, и обладать сверхъестественной проницательностью. Обычный способ, которым подменыш может идентифицировать себя, — это демонстрировать необычное поведение, когда он думает, что он один, например, прыгать, танцевать или играть на музыкальном инструменте — хотя последний пример встречается только в ирландских и шотландских легендах. [1]

«Человеческого ребенка могли забрать по многим причинам: в качестве слуги , из любви к человеческому ребенку или по злому умыслу . [2] Чаще всего считалось, что феи обменивались детьми. В редких случаях очень пожилых людей фей меняли на место человеческого младенца, чтобы старая фея могла жить с комфортом, опекаемая своими человеческими родителями. [3] Считалось, что простые амулеты, такие как перевернутое пальто или раскрытые железные ножницы, оставленные там, где спит ребенок, отпугивают их; другие меры включали постоянный присмотр за ребенком». [4]

Фольклорист Д.Л. Эшлиман в своем эссе «Подменыши» предполагает, что истории о подменышах иллюстрируют один из аспектов выживания семьи в доиндустриальной Европе. Проживание крестьянской семьи часто зависело от производительного труда каждого члена, и было трудно обеспечить человека, который постоянно истощал скудные ресурсы семьи. «Тот факт, что так часто упоминается ненасытный аппетит подменышей, указывает на то, что родители этих несчастных детей видели в их продолжающемся существовании угрозу существованию всей семьи. Рассказы о подменышах подтверждают другие исторические свидетельства, предполагающие, что детоубийство часто было решением проблемы. выбрано». [4]

Феи также забирали взрослых людей, особенно молодоженов и молодых матерей; Вместо этого молодых людей брали замуж за фей, а молодых матерей часто брали нянчить волшебных младенцев. Часто, когда вместо ребенка брали взрослого, вместо украденного человека оставляли такой предмет, как бревно, заколдованный, чтобы он выглядел как человек. [5] Казалось бы, этот объект вместо человека заболел и умер, его похоронила человеческая семья, в то время как живой человек находился среди фей. Бриджит Клири - один из самых известных случаев, когда ее семья считала взрослого человека подменышем; ее муж убил ее, пытаясь заставить фей вернуть его «настоящую» жену.

Дьявол крадет ребенка, оставляя спрятанного подменыша. Деталь начала XV века "Легенды о Святом Стефане" Мартино ди Бартоломео.

В средневековой Скандинавии считалось, что тролли считали более респектабельным быть воспитанными людьми, чем себе подобными, и поэтому воспользовались возможностью дать своим детям человеческое воспитание. Некоторые считали, что тролли будут брать только некрещеных детей, [6] [7] поскольку, как только ребенок был крещен – и, следовательно, принят в католическую веру – тролли были бессильны похитить его.

Говорят, что красота человеческих детей и молодых женщин, особенно черты, вызывающие яркость или отражающую способность, такие как светлые волосы, голубые или серебристые глаза, привлекают фей, поскольку они, возможно, находят ценность в этих чертах. [8]

В шотландском фольклоре дети могли заменять детей-фей в десятине ада ; [9] это наиболее известно из баллады о Там Лине . [10] Согласно распространенным шотландским мифам, ребенок, рожденный с колпачком (частью амниотической оболочки) на лице, является подменышем и вскоре умрет («рожден фейри»).

Другой фольклор [3] говорит, что человеческое молоко необходимо детям фей, чтобы выжить. В этих случаях либо новорожденного человеческого ребенка заменяли младенцем-феей, чтобы его вскармливала человеческая мать, либо человеческую мать возвращали в сказочный мир, чтобы кормить грудью сказочных младенцев. Считалось также, что человеческие акушерки необходимы для рождения сказочных младенцев.

Некоторые истории рассказывают о подменышах, которые забывают, что они не люди, и продолжают жить человеческой жизнью. Однако в некоторых историях подменыши, которые не забывают, возвращаются в свою волшебную семью, возможно, без предупреждения покидая человеческую семью. Человеческий ребенок, которого похитили, часто может остаться с семьей фей навсегда. Чувствуя свою причастность к судьбе подменыша, некоторые семьи просто отпускают подменыша в пустыню.

Некоторые фольклористы полагают, что феи были воспоминаниями жителей различных европейских регионов, загнанных в укрытие захватчиками. Они считали, что подменыши произошли; скрывавшиеся люди обменивали своих больных детей на здоровых детей оккупанта. [11]

В фольклоре

[ редактировать ]

Корнуолл

[ редактировать ]

фея или Говорят, что у камней Мен-ан-Тол в Корнуолле есть пикси - хранительница , способная творить чудесные исцеления. В одном случае через камень пропустили ребенка-подменыша, чтобы мать вернула ей настоящего ребенка. Злые пикси изменили ее ребенка, и камни смогли обратить вспять свое заклятие. [12]

Германия

[ редактировать ]

В Германии подменыш известен как Wechselbalg . [13] ребенок-перевертыш , [14] Килкопф или Диккопф (последний намек на огромные шеи и головы подменышей). [13]

В Германии известно несколько методов выявления подменыша и возвращения подмененного настоящего ребенка:

  • сбить с толку подменыша, готовя или заваривая его в яичной скорлупе. Это заставит подменыша заговорить, заявив о своем возрасте и раскрыв свое положение за пределами синхронности. [13]
  • пытаюсь нагреть подменыша в духовке [15] – возможно, ложь, способная выдержать настоящее.
  • удар [15] или порка [14] подменыш
  • Иногда подменыша необходимо кормить женским молоком, прежде чем заменять детей. [14]

В немецком фольклоре известно несколько возможных родителей подменышей. Это:

  • дьявол , [13] убеждение, разделяемое Мартином Лютером [4] который выступал за крещение подменышей. [16]
  • женщина- гном [15]
  • водный дух [17]
  • Роггенмухме ) / Роггенмуттер («Ржаная тетя» / «Ржаная мать», демоническая женщина, живущая на кукурузных полях и ворующая человеческих детей [18]

Ирландия

[ редактировать ]

В Ирландии смотреть на ребенка с завистью – «не смотреть на ребенка» – было опасно, так как подвергало опасности ребенка, находившегося тогда во власти фей. [19] Так же было опасно восхищаться женщиной или мужчиной или завидовать ей, если только человек не добавил благословения; здоровые и красивые люди находились в особой опасности. Женщины подвергались особой опасности в пороговых состояниях: будучи молодой невестой или матерью. [20]

Помещение подменыша в огонь заставит его прыгнуть в дымоход и вернуть человеческого ребенка. Тем не менее, по крайней мере, в одной истории рассказывается, как мать с подменышем обнаружила, что женщина-фея пришла к ней домой с человеческим ребенком и сказала, что другие феи произвели обмен, и она хочет иметь собственного ребенка. [19] Историю о том, как удалось заставить подменыша говорить, заварив яичную скорлупу, рассказывают также в Ирландии и Уэльсе. [21] Различные легенды описывают и другие способы помешать потенциальному похитителю феи. Один из них заключался в том, чтобы крикнуть « Gairim agus coisricim thú » (Я благословляю тебя) или «Благословит тебя Бог», что заставило бы фею бросить ребенка, которого она пыталась украсть. Другая возможная тактика заключалась в том, чтобы вступить в спор о том, кто оставит ребенка; крик «Отдай это мне» обманом заставит фею вернуть ребенка человеку. [1]

В некоторых случаях подменыши рассматривались не как подмененные дети фей, а как старые феи, приведённые в человеческий мир, чтобы умереть.

Ирландские легенды о подменышах обычно следуют одной и той же формуле: портной — это тот, кто первым замечает подменыша, появление феи, играющей на волынке или каком-либо другом инструменте, и похищение человеческого ребенка через окно. [1]

Имя современной ирландской девочки, Сиофра , означает эльфийского ребенка или ребенка-подменыша, происходящее от Síobhra(í), что означает фея(/феи). Аос си , сиабхра (обычно на английском языке как «шивра») может быть склонен к злу и вреду. [22] [23] Однако в народной песне Ольстера «Колыбельная матери Гартан» слово «шивра» также используется просто в значении «дух» или «фея». [24]

Остров Мэн

[ редактировать ]

На острове Мэн существует обширная коллекция мифов и суеверий, касающихся фей, а также собрано множество народных сказок о предполагаемых подменышах. София Моррисон в своих «Мэнских сказках» (Дэвид Натт, Лондон, 1911) включает сказку «Сказочное дитя из Клоуз-нь-Лей», историю о ребенке, которого феи предположительно заменили шумным и непослушным сказочным ребенком. . Английский поэт и топограф Джордж Уолдрон , живший на острове Мэн в начале 18 века, цитирует рассказ о показанном ему известном подменыше, возможно, ребёнке с наследственным генетическим заболеванием:

«Ничто под небом не могло иметь более красивого лица; но, хотя ему было пять-шесть лет и он казался здоровым, он был настолько далек от умения ходить или стоять, что не мог даже пошевелить ни одним суставом; его конечности были очень длинными для его возраста, но меньше, чем у шестимесячного младенца; цвет лица у него был совершенно нежный, и у него были самые прекрасные волосы в мире, он никогда не говорил, не плакал, почти ничего не ел, и его очень редко видели; улыбался, но если кто-нибудь называл его феей-эльфом, он хмурился и так серьезно смотрел на тех, кто это говорил, как будто просматривал их. Его мать, или, по крайней мере, его предполагаемая мать, будучи очень бедной, часто выходил на работу и оставлял его вместе на целый день. Соседи из любопытства часто заглядывали в окно, чтобы посмотреть, как он ведет себя один, и всякий раз, когда они это делали, они обязательно видели, что он смеется. и в величайшем восторге это заставило их решить, что он не без компании более приятен ему, чем может быть любой смертный; и что сделало это предположение еще более разумным, так это то, что, если бы он остался таким грязным, женщина, вернувшись, увидела бы его с чистым лицом, а его волосы были причесаны с предельной аккуратностью и аккуратностью».

Равнинная Шотландия и Северная Англия

[ редактировать ]

В англо-шотландском приграничном регионе считалось, что эльфы (или феи ) жили на «эльфийских холмах» (или « волшебных холмах »). Наряду с этой верой в сверхъестественные существа существовала точка зрения, что они могут похищать детей и даже взрослых и забирать их обратно в свой мир (см. Эльфхейм ). [25] [26] Часто считалось, что ребенка похищают и заменяют его симуляцией, обычно взрослым эльфом мужского пола, которого мать вскармливает. [25] Эльфы будут хорошо обращаться с настоящим ребенком, и он вырастет одним из них, тогда как ребенок-подменыш будет недовольным и утомительным. [26] Многие травы, настойки и семена можно использовать для обнаружения волшебного народа и предотвращения их замыслов. [26] Также считалось, что для того, чтобы заставить подменыша раскрыться, его нужно либо застать врасплох и заставить заговорить, либо рассмешить. [27]

В одной из историй мать подозревала, что ее ребенка забрали и подменили подменышем. Эта точка зрения однажды подтвердилась, когда сосед вбежал в дом с криком: «Иди сюда, и ты увидишь зрелище! Вон Холм Фей alowe» (то есть «Холм Фей горит»). На это эльф встал и сказал: « Какой я! Что будет с моей женой и детьми ?» и выбрался из дымохода. [25]

в Байерхольме, недалеко от Ньюкаслтона в Лиддесдейле Где-то в начале 19 века , гном по имени Роберт Эллиот или Маленький Хобби из Каслтона , как его называли, считался подменышем. Когда над ним насмехались другие мальчики, он без колебаний вытаскивал свой овраг (большой нож) и отправлял их; однако, будучи ужасно короткими в ногах, они обычно обгоняли его и убегали. Однако он был смелым, и когда он услышал, что его сосед, шестифутовый трехдюймовый (191 см) Уильям Скотт из Кирндина, крепкий и сильный пограничник, оклеветал его имя, он пригласил этого человека к себе домой, взял поднялся по лестнице и вызвал его на дуэль. Скотт поспешно отступил. [26]

Детская баллада 40, «Нурис королевы Эльфландии» , изображает похищение молодой матери, опираясь на фольклор подменышей. Хотя оно и неполное, оно содержит горе матери и обещание королевы Эльфландии вернуть ее ребенку, если она будет кормить ребенка королевы, пока он не сможет ходить. [28]

Мамуна или Богинка [29] — славянский дух, который обменивает младенцев (превращает их в одменцев ) в колыбели. Говорят, что подменыши, оставленные Мамуной, выглядели заметно иначе; ненормально большой живот , необычно маленькая или большая голова, горб, тонкие руки и ноги, волосатое тело и длинные когти. У подменышей Мамуны первый набор зубов прорезывался раньше по сравнению с человеческим младенцем. [30]

Чтобы защитить ребенка от похищения Мамуна, мать обвязывала ему запястье красной лентой, надевала ему на голову красную шапку и защищала его от лунного света. Другие профилактические методы включали не стирать подгузники после захода солнца и никогда не отворачивать голову от ребенка, пока он спал. [30] И все же, даже если Мамуна забрала ребенка, существовал способ заставить ее вернуть его. Мать отводила подменыша к помойке , хлестала его березовой палкой и поливала водой из яичной скорлупы, крича при этом: «Возьми свое, отдай мое». Обычно Мамуна жалеет своего ребенка и возвращает человеческого ребенка матери. [30]

Скандинавия

[ редактировать ]

В традиционных верованиях скандинавов обычно считалось, что тролли или существа из подземных миров обменивались детьми. Поскольку считается, что большинство сверхъестественных существ скандинавского фольклора боятся железа, скандинавские родители часто клали железный инструмент, такой как ножницы или нож, на колыбель некрещеного младенца, чтобы предотвратить его похищение. тролли. Считалось, что если человеческого ребенка все же забрали, несмотря на такие меры, родители могли заставить ребенка вернуться, жестоко обращаясь с подменышем, используя такие методы, как порка или даже помещение его в нагретую духовку. По крайней мере в одном случае женщина была привлечена к суду за убийство своего ребенка в духовке. [31] В Швеции считалось, что в комнате, где находится ребенок, до его крещения необходимо поддерживать огонь и что воду, использованную для купания ребенка, нельзя выливать, поскольку обе эти меры предосторожности не позволят забрать ребенка троллями. [32]

изображающая Картина Джона Бауэра, двух троллей с человеческим ребенком, которого они вырастили.

В одной шведской сказке человеческой матери советуют жестоко издеваться над подменышем ( бортбайтинг ), чтобы тролли вернули ей сына. Тем не менее, она отказывается, не имея возможности плохо обращаться с невинным ребенком, несмотря на то, что знает его природу. Когда ее муж требует, чтобы она бросила подменыша, она отказывается, и он бросает ее, после чего встречает в лесу их сына, бродящего на свободе. Сын объясняет, что, поскольку его мать никогда не была жестока по отношению к подменышу, мать-тролль никогда не была жестока по отношению к нему, и когда она пожертвовала тем, что ей было дороже всего, своим мужем, они поняли, что не имеют над ней власти, и отпустили. ему. [33] [34]

Сказка пересказана шведским детским автором Хеленой Нюблом в роли Бортбитингарны. [35] в книге 1913 года « Среди гномов и гоблинов» . [36] (что изображено на изображении), тролли похищают принцессу и заменяют ее потомством вопреки желанию матери-тролля. Подменыши растут со своими новыми родителями, но им обоим трудно адаптироваться: человеческая девушка испытывает отвращение к своему будущему жениху, принцу-троллю, тогда как девочке-троллю наскучила ее жизнь и ее унылый будущий жених-человек. Расстроенные условиями своей жизни, они оба заблудились в лесу, проходя мимо друг друга, не замечая этого. Принцесса приходит в замок, после чего королева сразу узнает ее, а девушка-тролль находит женщину-тролля, громко ругающуюся во время работы. Девушка-тролль заявляет, что женщина-тролль гораздо веселее, чем любой другой человек, которого она когда-либо видела, и ее мать с радостью видит, что ее настоящая дочь вернулась. Человеческая девушка и девушка-тролль счастливо женятся в один и тот же день.

В Астурии (Северная Испания) существует легенда о Ксане , своего рода нимфе , которая жила возле рек, фонтанов и озер, иногда помогая путешественникам в их путешествиях. Ксаны были задуманы как маленькие феи-женщины сверхъестественной красоты. Они могли рожать младенцев-ксанинос, которых иногда меняли на человеческих младенцев – некоторые легенды утверждают, что их крестили для того, чтобы их крестили, в то время как другие утверждают, что это потому, что Ксана не может производить молоко. [37] Легенда гласит, что, чтобы отличить «ксанино» от человеческого младенца, нужно поставить рядом с камином несколько горшков и яичную скорлупу; ксанино говорил: «Я родился сто лет назад и с тех пор не видел у костра столько яичной скорлупы!».

В Уэльсе ребенок-подменыш ( pletn cael (поет.), plant cael (мн.)) первоначально напоминает человеческого ребенка, которого он заменил, но постепенно становится все более уродливым по внешнему виду и поведению: с плохими чертами лица, уродливыми, плохими. закаленный, склонный кричать и кусаться. Он может обладать меньшим интеллектом, чем обычно, но в равной степени его можно легко узнать из-за его более чем детской мудрости и хитрости.

Обычный способ идентифицировать подменыша — приготовить семейный обед в яичной скорлупе . Ребенок воскликнет: «Я видел желудь раньше дуба, но никогда не видел подобного» и исчезнет только для того, чтобы его заменил настоящий человеческий ребенок. В качестве альтернативы или после этой идентификации предположительно необходимо плохо обращаться с ребенком, помещая его в горячую духовку, держа лопатой над горячим огнем или купая в растворе наперстянки . [38]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Есть несколько редких случаев, когда европейские поселенцы привозили верования подменышей через Атлантику. Самый известный случай произошел в Айове в 1876 году, когда феи забрали мисс Китти Кроу. [39]

В исторических записях

[ редактировать ]

Ходили слухи, что король Англии Карл I (1600–1649) был подменышем из-за его «раздражительного характера» в детстве и заявления няни о том, что какая-то фигура таинственным образом появилась у его постели и накинула плащ на колыбель спящего ребенка. [40]

Дети, которых суеверные люди считали подменышами, часто подвергались насилию или убийствам. [41] иногда полагая, что подменышей можно заставить признать свою истинную природу путем избиений, воздействия огня или воды или других испытаний. [42]

Два случая XIX века отражают веру в подменышей. В 1826 году Энн Рош трижды купала Майкла Лихи , четырехлетнего мальчика, который не мог ни говорить, ни стоять во Флеске ; он утонул в третий раз. Она клялась, что просто пыталась выгнать из него фею. Присяжные оправдали ее в убийстве. [43] В 1895 году Бриджит Клири была убита несколькими людьми, включая ее мужа и двоюродных братьев, после непродолжительного приступа болезни (вероятно, пневмонии ). Местный рассказчик Джек Данн обвинил Бриджит в том, что она фея-подменыш. Спорно, действительно ли ее муж Майкл считал ее феей; много [ ВОЗ? ] считают, что он придумал «волшебную защиту» после того, как в приступе ярости убил свою жену. Убийцы были признаны виновными в непредумышленном убийстве, а не в убийстве, поскольку даже после смерти они утверждали, что были убеждены, что убили подменыша, а не саму Бриджит Клири. [44]

За пределами Европы

[ редактировать ]

в Народ игбо восточной Нигерии традиционно верил, что женщину, потерявшую множество детей, будь то мертворожденных или в раннем младенчестве, мучил огбандже , злой дух, который перевоплощался снова и снова. Одним из наиболее часто предписываемых методов избавления от огбандже было найти и уничтожить его ийи-ува , закопанный объект, привязывающий его к миру смертных. [45]

Многие учёные теперь полагают, что истории огбандже возникли как попытка объяснить гибель детей с серповидноклеточной анемией . [46] [47] Даже сегодня младенческая смертность является обычным явлением среди детей, рожденных с тяжелой серповидно-клеточной анемией, особенно в районах Африки, где отсутствуют адекватные медицинские ресурсы. [ нужна ссылка ]

Сходство между европейским подменышем и игбо огбанье настолько заметно, что сами игбо часто переводят это слово на английский как «подменыш». [45] Абику родственного был грубым аналогом огбандже у народа йоруба к западу от Игболанда. [ нужна ссылка ]

В современном мире

[ редактировать ]

, обозначающего подменыша Слово oaf, неуклюжий или глупый человек, происходит от исторического английского слова auf . Это, в свою очередь, как полагают, произошло от среднеанглийского alven и elven и, в конечном счете, от древнескандинавского слова alfr , обозначающего эльфа . [48] [49]

Медицинские пояснения

[ редактировать ]

Современные ученые предполагают, что некоторые истории о подменышах возникли в попытке объяснить деформированные , [50] отклонения в развитии, [51] или нейроотличные дети. [52] [53] [54] [55] [56]

Среди заболеваний или инвалидностей с симптомами, которые соответствуют описанию подменышей в различных легендах, можно выделить расщелину позвоночника , муковисцидоз , ФКУ , прогерию , синдром Дауна , гомоцистинурию , синдром Вильямса , синдром Гурлера , синдром Хантера , расстройства аутистического спектра , синдром Прадера-Вилли , и церебральный паралич . Более высокая частота врожденных нарушений у мальчиков коррелирует с убеждением, что младенцы мужского пола с большей вероятностью будут забраны феями. [57] Психолог Стюарт Вайс пишет, что современные родители имеют более высокие ожидания от родов, и когда «дети не оправдывают этих ожиданий, родители иногда находят виноватым другого демона». [53] Состояние, известное как регрессивный аутизм , при котором дети в ранние годы следуют нейротипическому развитию, а затем начинают проявлять симптомы аутизма, также можно сравнить с признаками ребенка-подменыша. [53]

В частности, было высказано предположение, что детей-аутистов, скорее всего, будут называть подменышами или детьми-эльфами из-за их странного, иногда необъяснимого поведения. Например, эта ассоциация может объяснить, почему фей часто описывают как имеющих навязчивое желание считать такие вещи, как горсти рассыпанных семян. Эта озабоченность подсчетом нашла место в аутичной культуре .

Некоторые взрослые аутисты стали идентифицировать себя с подменышами (или другими заменителями, такими как инопланетяне ) из-за своего опыта ощущения себя неуместным в мире. [58]

На природе

[ редактировать ]

Некоторые виды птиц, рыб и членистоногих регулярно практикуют выводковый паразитизм или невзаимный обмен потомством. Вместо того, чтобы растить детенышей в одиночку, они откладывают яйца в чужом гнезде, полностью перекладывая бремя воспитания детенышей на ничего не подозревающих родителей другого вида. Чаще всего вторгшийся вид вылупляется раньше, чем его «сводные братья и сестры», и растет быстрее, в конечном итоге поглощая большую часть приносимого питания, и может фактически «выселить» детенышей вида-хозяина, выталкивая их из собственного гнезда.

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Мак Филип, Джеймс (1991). «Подменыш (ML 5058) Ирландские версии миграционной легенды в их международном контексте». Фольклор . 59 : 121–131. дои : 10.2307/20522381 . JSTOR   20522381 .
  2. ^ Кэтрин Бриггс, Энциклопедия фей, хобгоблинов, домовых, буги и других сверхъестественных существ «Подменыши» (Pantheon Books, 1976), с. 71. ISBN   0-394-73467-X
  3. ^ Перейти обратно: а б Бриггс (1979)
  4. ^ Перейти обратно: а б с Эшлиман Д.Л., «Подменыши», 1997 . Френкен показывает исторические фотографии по теме (новорожденный и дьявол): Френкен, Ральф, 2011, Связанные дети: история и психология пеленания. Научное издательство Бахман. Баденвайлер. стр. 146, 218 ф, 266, 293.
  5. ^ Кэтрин Бриггс, Словарь фей «Подменыши»
  6. ^ Альварес, Сандра (6 января 2015 г.). «Тролли в Средневековье» . Медиевалисты.нет . Архивировано из оригинала 11 января 2017 года . Проверено 30 апреля 2021 г.
  7. ^ Ингемарк, Камилла Бенита Асплунд (28 января 2005 г.). «Жанр троллей: на примере финско-шведской народной традиции верования» . Издательство Университета Або Академи . 2 . ISBN  951-765-222-4 – через Исследовательские ворота.
  8. ^ Бриггс (1976) «Золотые волосы», с. 194
  9. ^ Сильвер, Кэрол Г., Странные и тайные народы: феи и викторианское сознание , (1999) с. 74
  10. ^ Фрэнсис Джеймс Чайлд , баллада 39а «Там Лин» , Английские и шотландские популярные баллады
  11. ^ Сильвер (1999) с. 73
  12. ^ Венц, Вайоминг Эванс (1911). Фея-Вера в кельтских странах. Перепечатано в 1981 г. Паб. Колин Смайт. ISBN   0-901072-51-6 стр. 179.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Якоб Гримм: Немецкая мифология . Висбаден 2007, с. 364.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Якоб Гримм: Немецкая мифология . Висбаден 2007, с. 1039.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Людвиг Бехштейн: Немецкая книга легенд . Меерсбург, Лейпциг, 1930, стр. 142 f.
  16. ^ ВА ТР 4: 358, № 4513
  17. ^ Якоб Гримм, Вильгельм Гримм: Немецкие легенды . Гамбург, 2014 г., стр. 126 f.
  18. ^ Якоб Гримм, Вильгельм Гримм: Немецкие легенды . Гамбург, 2014 г., стр. 134 f.
  19. ^ Перейти обратно: а б У. Б. Йейтс, Сказки и народные сказки ирландского крестьянства , в «Сокровищнице ирландских мифов, легенд и фольклора» (1986), стр. 47, Нью-Йорк: Gramercy Books, ISBN   0-517-48904-X
  20. ^ Сильвер (1999) с. 167
  21. ^ Йейтс (1986), стр. 48–50.
  22. ^ МакКиллоп, Джеймс (2004) Словарь кельтской мифологии
  23. ^ Джойс, PW Социальная история древней Ирландии , Vol. 1, с. 271
  24. ^ «Колыбельная матери Гартан» опубликована в 1904 году в «Песнях Улада» , слова Джозефа Кэмпбелла (Джозеф Кэмпбелл)
  25. ^ Перейти обратно: а б с Фольклор Нортумбрии Фрэн и Джеффа Доэлов, The History Press, 2009, ISBN   978-0-7524-4890-9 . стр. 17–27.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д Настольная книга пограничника: Или «Собрания местной истории и романтики на англо-шотландской границе» Моисея Аарона Ричардсона , напечатано для автора, 1846 г., стр. 133–134.
  27. ^ Спенс, Льюис; Каннелл, В. Отуэй (6 января 2010 г.). Легенды и романсы Бретани .
  28. ^ Фрэнсис Джеймс Чайлд, Английские и шотландские популярные баллады , т. 1, стр. 358–359, Dover Publications , Нью-Йорк, 1965.
  29. ^ «Великая книга польских демонов. Лексикон и антология народной демонологии» . Lubimyczytać.pl . Проверено 8 февраля 2016 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б с «Мамуна/Дзивозона» . Slawoslaw.pl (на польском языке). 15 июля 2015 года . Проверено 6 декабря 2018 г.
  31. ^ Клинтберг, Бенгт аф; Шведские народные сказки (1939) ISBN   91-7297-581-4
  32. ^ «Скандинавские легенды о перевертышах» . Питт.edu . Проверено 6 декабря 2018 г.
  33. Эта сказка особенно пересказана шведской писательницей Сельмой Лагерлёф как Бортбитинген в ее книге 1915 года «Тролли и люди» .
  34. ^ "обмен" . Большая норвежская энциклопедия. 21 мая 2019 года . Проверено 1 июня 2019 г.
  35. ^ «Индекс /Куртглим/Дел1и» . Архивировано из оригинала 23 ноября 2005 года . Проверено 1 августа 2005 г.
  36. ^ «Музей Джона Бауэрса» . Архивировано из оригинала 28 октября 2005 года . Проверено 1 августа 2005 г.
  37. ^ Санчес Висенте, Суан Хосе; Каньедо Валле, Ксесус (2003). Великая книга астурийской мифологии . Издания Трабе.
  38. ^ Вирт Сайкс . Британские гоблины: Царство фейри . Фелинфах: Лланерх, 1991. [ нужна страница ] [ ISBN отсутствует ]
  39. ^ Крис Вудьярд, «Банши и подменыши: ирландская Америка» в книге «Волшебный народ: британские и ирландские феи» , под ред. Саймоном Янгом и Кери Хоулбрук (Лондон: Гибсон-сквер, 2018) 223–238, стр. 230–238.
  40. ^ Регина Буккола (2006) Феи, капризные женщины и старая вера: феи в британской драме и культуре раннего Нового времени. Издательство Университета Саскуэханна. ISBN 1575911035, с. 50
  41. ^ «За кулисами: убийство Бриджит Клири – Национальный архив Ирландии» . Проверено 19 августа 2021 г.
  42. ^ Джон Рис (1901). Кельтский фольклор, валлийский и мэнский фольклор. Оксфорд, Кларендон пресс
  43. ^ Сильвер (1999) с. 62
  44. ^ Сильвер (1999), стр. 64–65.
  45. ^ Перейти обратно: а б Николофф, Майкл. «Библиотека HNU: Все разваливается: словарь слов и фраз ибо» . hnu.libguides.com . Проверено 14 июня 2022 г.
  46. ^ Анвобалу Дж. К. (август 1983 г.). «Серповидноклеточная анемия: объяснение древнего мифа о реинкарнации в Нигерии». Ланцет . 2 (8348): 503–505. дои : 10.1016/s0140-6736(83)90524-x . ПМИД   6136656 . S2CID   26694617 .
  47. ^ Нзеви Э (май 2001 г.). «Злонамеренный Огбандже: рецидивирующая реинкарнация или серповидно-клеточная анемия?». Soc Sci Med . 52 (9): 1403–1416. дои : 10.1016/S0277-9536(00)00245-8 . ПМИД   11286364 .
  48. ^ «Определение ОАФ» . merriam-webster.com . Проверено 11 февраля 2020 г.
  49. ^ Крессвелл, Джулия (2014). Маленький Оксфордский словарь происхождения слов . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-968363-5 .
  50. ^ Эберли, Сьюзан Шун (1988). «Феи и фольклор инвалидов: подменыши, гибриды и одинокая фея». Фольклор . 99.1: 58-77.
  51. ^ Гуди, К.Ф., и Стейнтон, Тим (2001). «Умственная отсталость и миф о подменыше». Журнал истории поведенческих наук . 37.3: 223-240.
  52. ^ Лиск, Дж; Лиск А. и Силове Н. (2005). «Доказательства аутизма в фольклоре?». Архив болезней в детстве . 90: 271.
  53. ^ Перейти обратно: а б с Вайс, Стюарт (2018). «Непреходящая легенда о подменыше» . Скептический исследователь . 42 (4). Комитет по скептическим расследованиям : 23–26.
  54. ^ Мьюир, Р. (1982). «Миф о подменышах и предпсихология воспитания детей» . Британский журнал медицинской психологии , 55: 97-104.
  55. ^ Олбери, Уильям Р. (осень 2011 г.). «От подменышей до инопланетян: изображения аутизма в популярной культуре» . Hektoen International: Журнал медицинских гуманитарных наук . Том 3, Выпуск 3.
  56. ^ Винг, Л. и Поттер, Д. (2002). «Эпидемиология расстройств аутистического спектра: растет ли распространенность?» . Обзоры исследований умственной отсталости и нарушений развития . 8: 151-161.
  57. ^ Сильвер (1999) с. 75
  58. ^ Дафф, Ким. Роль знаний о подменышах в аутистической культуре (речь). Презентация на конференции Autreat Международной сети аутизма в 1999 году .
  59. ^ «Так странно: 3 сезон, 12 серия» . Гнилые помидоры . Проверено 28 июля 2023 г.
  60. ^ «Дети в порядке». Сверхъестественное . Сезон 03. Эпизод 02. 11 октября 2007. The CW.
  61. ^ Круз, Гилберт (23 октября 2008 г.). «Вопросы и ответы: Писатель-перевертыш Дж. Майкл Стражински» . Время . Архивировано из оригинала 25 октября 2008 года . Проверено 23 октября 2008 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0cb7c063347bdddff3ad840230e91de9__1719943140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/e9/0cb7c063347bdddff3ad840230e91de9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Changeling - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)