Jump to content

Калликантзарос

Калликантзарос
Греческий букварь, изображающий калликанцароса с козлиными ногами и ослиными ушами.
Группировка Фольклор
Подгруппа Гоблин
Другое имя (а) караконколос , караконджула , караконджол
Страна Греция , Болгария , Северная Македония , Сербия , Турция , Кипр , Босния и Герцеговина , Албания.
Область Юго-Восточная Европа
Подробности Изменение формы

Калликантзарос турецкий ( греческий : καλικάντζαρος , латинизированный : kalikántzaros ; болгарский : караконджул , латинизированный : караконджул ; сербский : караконџула / караконджула ; : ; караконколос или калликанцарой во множественном числе) — злобное существо в Юго-Восточной Европе и олийский фольклор Анате . . Истории о калликанцаросе или его эквивалентах обычно можно найти в Греции, Болгарии, Турции, Сербии, Албании, Боснии и на Кипре. Калликантзарой Считается, что обитает под землей, но выходит на поверхность в течение двенадцати дней Рождества , с 25 декабря по 6 января (от зимнего солнцестояния в течение двух недель , в течение которых солнце прекращает свое сезонное движение). [ нужна ссылка ] .

Этимология

[ редактировать ]

Предполагается, что термин калликанцарос произошел от греческого kalos-kentauros («красивый кентавр »), хотя эта теория встретила множество возражений. [1] Вторая теория предполагает, что это слово происходит от тюркского kara-kondjolos « оборотень , вампир », от kara «черный» и koncolos «кровосос, оборотень». [2]

Греческий фольклор

[ редактировать ]

Считается, что калликанцарои остаются под землей, распиливая ствол дерева, удерживающего Землю , чтобы оно рухнуло вместе с Землей. Однако, согласно фольклору, когда предстоит распилить последнюю часть ствола, рождественские зори и калликанцарои на поверхность способны выйти . Они забывают дерево и приходят, чтобы принести беду смертным. [1]

Наконец, на Крещение (6 января) солнце снова начинает двигаться, и им приходится вернуться под землю, чтобы продолжить распиловку. Они видят, что за время их отсутствия мировое древо исцелилось, поэтому им приходится начинать работу заново. Считается, что это происходит ежегодно. [3]

Появление

[ редактировать ]
Карандашная иллюстрация 2020 года, изображающая волосатого калликанзароса с козлиными ногами, ослиными ушами, горящими красными глазами и длинным хвостом.

Стандартного описания внешнего вида калликанцароев не существует ; существуют региональные различия в описании их внешнего вида. Некоторые греческие иллюстраторы [ ВОЗ? ] представляли их с некоторыми частями животных, такими как волосатые тела, лошадиные ноги или кабаньи клыки. Иногда они огромные, иногда миниатюрные. [ нужна ссылка ] Другие группы [ ВОЗ? ] воспринимайте их как маленьких людей с ужасным запахом. Это преимущественно мужчины, часто с выступающими половыми признаками. [1] Многие греки представляли их высокими, черными и волосатыми, с горящими красными глазами, козлиными или ослиными ушами, обезьяньими руками, высунутыми языками и огромными головами. [4] Тем не менее, наиболее распространено мнение, что это маленькие черные существа, гуманоидные, если не считать длинных черных хвостов, и, как говорят, похожие на маленьких черных дьяволов. Они также в основном слепы, шепелявят и любят есть лягушек, червей и других мелких существ. [5]

Калликанцарои считаются созданиями ночи. Согласно фольклору, люди могли защитить себя разными способами в те дни, когда калликанцарои были на свободе. Одним из таких методов было оставить дуршлаг на пороге, чтобы обмануть приезжих калликанзарос . Считалось, что, поскольку оно не могло считать больше двух (три считалось священным числом, и, произнося его, калликанзарос якобы убивал себя), калликанзарос всю ночь сидел на пороге, пересчитывая каждое отверстие дуршлага, пока не взошло солнце, и ему пришлось спрятаться. [ нужна ссылка ]

В некоторых культурах существует ежегодная традиция бросать лукумадес (десерт, похожий на пончик, наполненный сиропом) и сосиски на крышу и петь определенную песню. Считается, что как только это будет сделано, калликанцарои съедят их и уйдут, вернувшись к своей работе под землей. [ нужна ссылка ]

Другой предполагаемый метод защиты от калликанцарои заключался в том, чтобы оставить огонь в камине горящим на всю ночь, чтобы они не могли пройти через него. В некоторых областях, [ где? ] люди сжигали полено Йоля в течение двенадцати дней. В других районах люди бросали в огонь зловонную обувь, поскольку считалось, что зловоние отпугивает калликанцароев , заставляя их держаться подальше. Дополнительные способы отпугнуть их включали пометку двери черным крестом в канун Рождества и сжигание благовоний. [6]

Согласно легенде, любому ребенку, родившемуся в двенадцать дней Рождества, грозила опасность превратиться в калликанзароса в течение каждого рождественского сезона, начиная с совершеннолетия. Считалось, что противоядием, предотвращающим эту трансформацию, было связывание ребенка косами из чеснока или соломы или опаливание ребенку ногтей на ногах. По другой легенде, любой, кто родился в субботу, мог увидеть и поговорить с калликанцарой . [7]

Одной из особенностей, которая отличала калликанцароев от других гоблинов или существ в фольклоре, было то, что, как говорят, они появлялись на Земле только двенадцать дней в году. [ нужна ссылка ] Их недолгое пребывание на Земле, а также тот факт, что они не считались чисто злонамеренными существами, а скорее озорными и глупыми, привели к появлению ряда теорий об их создании. Одна из таких теорий связывает их с маскарадами древнеримского зимнего праздника Вакханалии , а ранее и греческого Дионисия . [ нужна ссылка ] Во время пьяных, оргиастических частей праздников люди в масках, скрытые под костюмами звериного облика, но все же выглядящие гуманоидами, возможно, производили исключительное впечатление на умы простых людей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения. [6]

В греческом языке термин калликанзарос также используется для описания ряда других невысоких, уродливых и обычно озорных существ в фольклоре. Когда оно не используется по отношению к вышеупомянутым существам, оно, кажется, выражает собирательный смысл ирландского слова «лепрекон» и английских слов «гном» и «гоблин» . [ оригинальное исследование? ]

Сербский фольклор

[ редактировать ]

В сербских рождественских традициях Двенадцать дней Рождества ранее назывались «некрещеными днями» и считались временем, когда демонические силы всех видов считались более активными и опасными, чем обычно. [ нужна ссылка ] Люди были осторожны, чтобы не привлекать их внимания, и не выходили поздно вечером. Последняя предосторожность была особенно связана с мифическими демонами, называемыми караконджула ( сербская кириллица : караконџула ; также караконджа / караконџа, караканджа / караканџа или карапанджа / карапанџа), которые представлялись тяжелыми, приземистыми и уродливыми существами. По традиции, когда караконджула находила кого-то на улице в ночь некрещеного дня, она прыгала человеку на спину и требовала, чтобы ее отнесли, куда она хочет. Эта пытка закончится только тогда, когда петухи возвещают рассвет; в этот момент существо отпускало свою жертву и убегало. [ нужна ссылка ]

Караконджула также известна тем, что наказывает и мучает людей, совершивших прелюбодеяние. Известно, что прелюбодеи ускользали из своих домов, пока их вторая половинка спала, а затем навещали человека, с которым изменяли, или проституток, или бордели. Караконджула сидел и ждал на вершине дверного косяка входной двери в дом, прыгал на спины прелюбодеев и хлестал их палкой или царапал или впивался острыми ногтями в спину и шею человека и заставлял их всю ночь бегать по близлежащим лесам. Как и в других рассказах, караконджула убегала при виде первого рассвета. [ нужна ссылка ]

Это можно рассматривать как предупреждение прелюбодеям тщательно обдумать свои намерения, желания и понять последствия, которые они понесут, если совершят такие действия. В этой версии мифа караконджула возвращался каждую ночь и оставался на дверной перемычке до тех пор, пока прелюбодеи не признались в своих грехах своей второй половинке. [8]

Болгарский фольклор

[ редактировать ]

Болгарское имя демона — караконджул (также латинизированный караконджол , каракондзул/караконджул ; болгарский : караконджул ) или караконджо ( болгарский : караконджо ). Их можно представлять по-разному: как человекоподобных, за исключением волосатого тела, хвоста и большой головы с рогами, или как одноглазое существо, стоящее на одной ноге, или как человека с головой лошади. [9] Его считают оборотнем, который может выглядеть как собака, человек, овца или теленок. [9] Считается, что он обитает в пещерах, реках или заброшенной водяной мельнице . [9] и выйти ночью. [9]

Болгарский обычай под названием кукери (или кукери ) совершается, чтобы отпугнуть злое существо и избежать контакта с ним. [ нужна ссылка ]

Албанский фольклор

[ редактировать ]

В албанском фольклоре Кукут (кукудхи) и Карканчоли (Карканчоли, родственно греческому καλλικάντσαρος) — трупы нежити , которые ходят в январе, обремененные цепями и источающие смертоносное дыхание. Известен также среди калабрийских албанцев . По другой версии, Карканчуал облачен в железную одежду, поэтому кольчужные известны как кемиш карканчоли доспехи по- албански . [2]

См. также

[ редактировать ]
Цитаты
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Карло Гинзбург (14 июня 2004 г.). Экстази: расшифровка шабаша ведьм . Издательство Чикагского университета. п. 169. ИСБН  978-0-226-29693-7 . Согласно одной этимологической гипотезе, которая встретила множество возражений, термин калликанзарос происходит от kalos-kentauros (красивый кентавр).
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Максимилиан Ламбертц (1973), «Мифология албанцев - Кукут», в книге Ганса Вильгельма Хауссига (ред.), Словарь мифологии , том. 2, стр. 455–509.
  3. ^ «Калликанцарос» . Хелленика Мир .
  4. ^ Майлз, Клемент А. (2008). Рождество в ритуалах и традициях христианских и языческих . США: Книги Джингуры. п. 244. ИСБН  978-1434473769 .
  5. ^ Мандиларас, Филиппос (2005). Истории с гоблинами (на греческом языке). Публикации Патакиса. п. 11. ISBN  960-16-1742-6 . Проверено 27 октября 2013 г.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Майлз 2008, с. 245.
  7. ^ Мандиларас 2005, с. 20.
  8. ^ Вукович, Милан Т. (2004). «Рождественские каникулы». Народные обычаи, поверья и пословицы среди сербов [ Сербские народные обычаи, верования и поговорки ] (на сербском языке) (12 изд.). Белград: Сазвежда. п. 94. ИСБН  86-83699-08-0 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Георгиева, Иваничка (1985). Болгарская мифология . Издательство «Свят». п. 90.
Библиография

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: db215dc31972f44081e450fff8cea38e__1713909840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/8e/db215dc31972f44081e450fff8cea38e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kallikantzaros - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)