Jump to content

Крампус

Послушайте эту статью

Иллюстрация 1900-х годов: Святой Николай и Крампус в гостях у ребенка.

Крампус фигура, которая, согласно фольклорной — рогатая антропоморфная Центральных и Восточных Альп традиции , сопровождает Святого Николая во время посещения детей в ночь на 5 декабря ( Krampusnacht ; «Ночь Крампуса»), непосредственно перед праздником Св. Николая , 6 декабря. По этой традиции Святой Николай награждает хорошо воспитанных детей небольшими подарками, а Крампус наказывает плохо воспитанных розгами . [1] [2]

Происхождение рисунка неясно; некоторые фольклористы и антропологи предполагают, что оно могло иметь дохристианское происхождение. [3] На традиционных парадах и таких мероприятиях, как Крампуслауф («Бег Крампуса») молодые люди, одетые как Крампус, пытаются напугать публику своими выходками. Крампус изображен на праздничных поздравительных открытках под названием Krampuskarten .

Эта фигура была импортирована в американскую популярную культуру и появлялась в фильмах, на телевидении и в играх.

Этимология

[ редактировать ]

krampn Считается, что слово Крампус происходит либо от что , означает «мертвый», «гнилый», либо от немецкого баварского kramp/krampen , что означает «коготь». [4] [5] [6] В некоторых легендах Крампус считается монстром-полукозлом-полудемоном. [7] Его роль — наказывать плохих детей или запугивать их, чтобы они стали хорошими. [8] [9]

Происхождение

[ редактировать ]
Человек, одетый как Страгеле, на перевале Морцгер, Зальцбург , Австрия.

Считается, что Крампус вдохновлен другими мифическими существами, такими как Перхтен или Страгеле. [3] [6] хотя письменных источников до конца XVI века нет. [10]

Обсуждая свои наблюдения в 1975 году в Ирднинге , небольшом городке в Штирии , антрополог Джон Дж. Хонигманн писал, что:

Фестиваль Святого Николая, который мы описываем, включает в себя культурные элементы, широко распространенные в Европе. Сам святитель Николай стал популярен в Германии примерно в одиннадцатом веке. Праздник, посвященный этому покровителю детей, — это только один зимний праздник, когда дети являются объектом особого внимания, другими являются Мартинмас , Праздник Святых Невинных и Новый год . Дьяволы в масках, действующие неистово и причиняющие себе неприятности, известны в Германии, по крайней мере, с шестнадцатого века, в то время как дьяволы в масках животных, сочетающие в себе ужасающе-комические ( schauriglustig ) выходки, появлялись в средневековых церковных пьесах. Этим темам посвящена обширная литература, большая часть которой принадлежит европейским фольклористам. ...Австрийцы в изученной нами общине прекрасно осознают смешение «языческих» элементов с христианскими элементами в обычаях Святого Николая и других традиционных зимних церемониях. Они верят, что Крампус произошел от языческого сверхъестественного, который был ассимилирован с христианским дьяволом . [11]

Фигуры Перхтена сохранились, но не имеют отношения к Крампусу. Крампус - фигура, вдохновленная Перхтеном и Страгеле; но имеет очень четкие физические черты, которые делают Крампуса уникальным среди его кузенов. Крампус обычно изображается как человек с рогами, с одной гротескной человеческой ногой и одной козлиной ногой, обычно покрытым черными волосами и уникальным для Крампуса; также очень длинный змеиный или драконоподобный язык.

В 17 веке Крампус был в паре со Святым Николаем в качестве помощника. Поскольку Николай — святой, наказание Николая было нелогичным и не считалось святым. Поэтому к святителю Николаю был назначен помощник; такие как батрак Руперт, Смульци или отец Фуэттар, которые спускались в дымоход или наказывали непослушных детей. Крампус служил Святителю Николаю в той же роли. [12]

Современная история

[ редактировать ]

После выборов 1932 года в Австрии традиция Крампуса была запрещена режимом . Дольфуса [13] в составе клерикального фашистского Отечественного фронта ( Vaterländische Front ) и Христианско-социальной партии .

В 1950-х годах правительство распространяло брошюры под названием «Крампус — злой человек», опасаясь, что встречи с Крампусом могут нанести вред психическому здоровью детей. [14] К концу века произошло популярное возрождение празднования Крампуса, которое продолжается и сегодня. [15]

Традиция Крампуса возрождается и в Баварии , наряду с местной художественной традицией изготовления деревянных масок ручной работы. [16] [17] В 2019 году поступали сообщения о пьяных или хулиганских действиях Крампусов в масках в некоторых австрийских городах. [18]

Появление

[ редактировать ]
Поздравительная открытка 1900-х годов с надписью «Привет от Крампуса!»

Хотя Крампус появляется во многих вариациях, большинство из них имеют некоторые общие физические характеристики. Он волосат, обычно коричневый или черный, и у него одна ступня представляет собой раздвоенные копыта и козлиные рога. Его длинный, острый язык выпадает, [19] [20] и у него есть клыки. [21]

Крампус носит цепи, которые, как считается, символизируют связывание Дьявола христианской церковью . Он бьет цепями для драматического эффекта. Цепи иногда сопровождаются колокольчиками разных размеров. [22] Крампус несет с собой связку березовых веток, которыми он время от времени шлепает детей . [19] В некоторых изображениях берёзовые ветки заменены хлыстом. В канун Рождества Крампус путешествует с мешком или корзиной, привязанными к спине; это значит увозить злых детей для утопления, еды или отправки в ад . В некоторых старых версиях упоминается, что непослушных детей сажали в сумку и забирали. [19] Это качество можно найти и у других спутников Святого Николая, таких как Зварте Пит . [23]

Стереотипы еврейской физиономии и антисемитский подтекст

[ редактировать ]
ХХ век, австрийская открытка с изображением Святого Николая и Крампуса.

Внешний вид и черты лица Крампуса характеризуются рогами, копытами, мехом, крючковатым носом, бородой, темными волосами, клыками и длинным языком. Ученые отмечают, что крючковатый нос и гротескные черты лица отражают антисемитские образы евреев в историческом центральноевропейском искусстве. [24] [25] [26] [27] [28] [29] Это сходство поднимает вопросы о неявных сообщениях, передаваемых через изображение Крампуса.

Художественные изображения Крампуса рядом со Святым Николаем еще больше подчеркивают этот контраст. Например, на австрийских открытках начала ХХ века Крампус изображен в дьявольском облике, резко контрастирующем со святыми, арийскими чертами святого Николая. [25] Такое сопоставление усиливает «инаковость» Крампуса, но также тонко выравнивает его характеристики с историческими антисемитскими изображениями евреев.

Крампус Ночь

[ редактировать ]

Праздник Святого Николая отмечается в некоторых частях Европы 6 декабря. [30] Накануне вечером 5 декабря, в Ночь Крампуса или Крампуснахт , на улицах появляется злой волосатый дьявол. Иногда сопровождая Святого Николая, а иногда самостоятельно, Крампус посещает дома и предприятия. [19] Святой обычно появляется в восточного обряда облачении епископском и носит золотой парадный посох. В отличие от североамериканских версий Санта-Клауса, на этих праздниках Святой Николай заботится только о хороших детях, а Крампус несет ответственность за плохих. Николас раздает подарки, а Крампус поставляет уголь и Рут . [31]

Сезонная пьеса, распространившаяся по альпийским регионам, была известна как Николаусшпиль [ де ] («Игра Николая»). Вдохновленный пьесами «Рай», [ нужна ссылка ] в которых основное внимание уделялось встрече Адама и Евы с искусителем, пьесы Николая изображали соревнование за человеческие души и поднимали вопрос морали . В этих пьесах о Николае Святой Николай вознаграждал детей за научные усилия, а не за хорошее поведение. [32] Эта тема возникла в альпийских регионах, где Римско-католическая церковь имела значительное влияние. [ нужна ссылка ]

Перхтен-Ран и Крампус-Ран

[ редактировать ]

уже существовали языческие традиции В альпийских регионах , которые переплелись с католицизмом. Люди маскировались под дьявольскую фигуру, известную как Перхт , двуногого гуманоидного козла с шеей, как у жирафа, одетого в меха животных. [32] Люди носили костюмы и маршировали в процессиях, известных как Перхтенлауфен , которые считаются более ранней формой марша Крампуса. Перхтенлауфену Католическая церковь отнеслась к с подозрением и запретила некоторые гражданские власти. Из-за малочисленности населения и суровой окружающей среды в альпийском регионе запрет не был эффективным и его было нелегко обеспечить, что сделало его бесполезным. В конце концов, « Перхтенлауф» , вдохновленный пьесами Николая, представил Святого Николая и его моральные принципы. Перхт превратился в то, что сейчас известно как Крампус, и был подчинен воле Святого Николая. [33]

Принято предлагать шнапс Крампус — крепкий дистиллированный фруктовый бренди. [19] Эти пробеги могут включать Перхтенов , таких же диких языческих духов германского фольклора , а иногда и женских образов, хотя Перхтены правильно связаны с периодом между зимним солнцестоянием и 6 января.

Критика пробега Крампуса

[ редактировать ]

Каждый год во время забегов Крампуса возникают ссоры. Иногда зрители мстят за порку и нападают на Крампуса. В 2013 году после нескольких забегов Крампуса в Восточном Тироле в общей сложности восемь раненых (в основном со сломанными костями) были госпитализированы в районную больницу Лиенца , а еще более 60 пациентов прошли амбулаторное лечение. [34]

Карты Крампуса

[ редактировать ]

Европейцы обмениваются поздравительными открытками с изображением Крампуса еще с 19 века. [35] которые иногда представляются как Gruß vom Krampus Карты, («Привет от Крампуса»), обычно содержат юмористические стишки и стихи. Крампуса часто изображают угрожающе нависающим над детьми. Он также показан с одной человеческой ступней и одним раздвоенным копытом. В некоторых случаях Крампус имеет сексуальный подтекст; он изображен преследующим пышногрудых женщин. [36] Со временем изображение Крампуса на картах изменилось; в более старых версиях Крампус более устрашающий, а в современных версиях — более симпатичное существо, больше похожее на Купидона . [ нужна ссылка ] Крампус также украшал открытки и контейнеры для конфет. [37]

Региональные вариации

[ редактировать ]

Крампус появляется в фольклоре Австрии, Баварии, Боснии и Герцеговины , Хорватии , Чехии , Венгрии , Румынии, Северной Италии ( автономная провинция Тренто , Южный Тироль и Фриули-Венеция-Джулия ), Словакии , Словении . [38]

В Штирии Крампус дарит Руту семьям. Веточки выкрашены в золотой цвет и выставлены в доме круглый год — напоминание любому ребенку, временно забывшему Крампуса. В небольших, более изолированных деревнях у этой фигуры есть и другие чудовищные спутники, такие как фигурки «диких людей» с рогами, а святого Николая нигде не видно. Этих штирийских товарищей Крампуса зовут Шабманнер или Раухен . [19]

Упрощенная версия Крампуса является частью популярных рождественских ярмарок в австрийских городских центрах, таких как Зальцбург . В этих, более дружественных к туристам, интерпретациях Крампус скорее юмористический, чем устрашающий. [39]

Прогулка общества Далласа Крампуса, 2016 г.

Празднование Крампуса в Северной Америке становится все более растущим явлением. [40]

Аналогичные цифры зафиксированы и в соседних областях. Штробарт в Баварии, Клаубауф (манн) в Австрии и Баварии, а Бартль или Бартель , Ниглобартль и Вубартль используются в южной части страны. Другие названия включают Баррель или Бартоломеус ( Штирия ), Шмуцли ( немецкоязычная Швейцария ), Попель или Хюллепёпель ( Вюрцбург ), Зембер ( Хеб ), Белзмарте и Пельцмартель ( Швабия и Франкония ). В большей части Словении, культура которой сильно пострадала от австрийской культуры, Крампуса называют паркелем , и он является одним из спутников Миклавжа, словенской формы Святого Николая. [19] [41]

Во многих частях Боснии и Герцеговины и Хорватии Крампуса описывают как дьявола, носящего тканевый мешок на талии и цепи на шее, лодыжках и запястьях. По традиции, когда ребенок получает подарок от Святого Николая, ему дают золотую ветвь, символизирующую его добрые дела в течение года; однако, если ребенок плохо себя вел, Крампус заберет подарки себе и оставит только серебряную ветвь, символизирующую плохие поступки ребенка. [42] [43] [44] [45]

[ редактировать ]

Персонаж Крампуса был импортирован и модифицирован для различных североамериканских СМИ. [21] [46] включая печатные издания (например, «Крампус: Дьявол Рождества» , коллекция старинных открыток Монте Бошана в 2004 году; [47] [35] Крампус: Святочный лорд — роман Джеральда Брома, вышедший в 2012 году. [48] ); Крампус , серия комиксов от Image Comics в 2013 году, созданная Дином Коцем и Брайаном Джойнсом, телевидение - оба в прямом эфире (« Крампус Кэрол », эпизод сериала «Лига» 2012 года). [46] ) и анимация (« Очень рискованное Рождество », эпизод 2004 года сериала The Venture Bros. [21] « Менестрель Крампус », эпизод сериала «Американский папаша» 2013 года! [49] ) – видеоигры ( CarnEvil , аркадная игра 1998 года , [50] The Binding of Isaac: Rebirth — видеоигра 2014 года. [51] ) и фильм ( Крампус , рождественский комедийный фильм ужасов 2015 года от Universal Pictures). [52] ).

Биология

[ редактировать ]

Protomelas krampus , пресноводная рыба -актиноптериг , названа в честь Крампуса. [53]

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ Журнал, Смитсоновский институт; Биллок, Дженнифер. «Происхождение Крампуса, европейский злой взгляд на Санту» . Смитсоновский журнал . Проверено 4 декабря 2023 г.
  2. ^ «Крампус | Определение, история и факты | Британника» . www.britanica.com . 20 октября 2023 г. Проверено 4 декабря 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б Форчер, Майкл; Петерлини, Ганс Карл (2010). Южный Тироль в прошлом и настоящем [ Южный Тироль в прошлом и настоящем ] (на немецком языке). Издательство Хэймон. п. 399.
  4. ^ Новак, Лаура (декабрь 2008 г.). « Прибытие Крампуса: Гимн чудовищу». История (на итальянском языке).
  5. ^ [ «Я Крампус» [Крампус]. Friulani.net (на итальянском языке). 28 октября 2011 г.
  6. ^ Jump up to: а б Мукерман, Анна (8 декабря 2018 г.). «Человек под маской Крампуса» . Би-би-си .
  7. ^ «Легенда о Крампусе» . Британника . 20 октября 2023 г. Проверено 28 ноября 2023 г.
  8. ^ «День Святого Николая в Швейцарии и Центральной Европе» . iFolor . 6 октября 2018 года . Проверено 28 ноября 2023 г.
  9. ^ «День Санта-Клауса в Венгрии: ты был непослушным или хорошим?» . Венгерский под 101 . 6 ноября 2020 г. Проверено 28 ноября 2023 г.
  10. ^ Ящики, Ганс (1983–1984). «К истории перхтенских обычаев в Берхтесгаденской земле, в Тироле и Зальцбурге с XVI по XIX век. Основы анализа сегодняшнего понимания традиции» [К истории перхтенских обычаев в Берхтесгаденской земле, в Тироле и Зальцбурге с 16 по 19 века. Основы анализа сегодняшнего понимания традиции. проблемы Баварские фольклора (на немецком языке): 1–29.
  11. ^ Хонигманн, Джон Дж. (осень 1977 г.). «Лицо в маске» . Этос . 5 (3): 263–80. дои : 10.1525/eth.1977.5.3.02a00020 .
  12. ^ «Беги, Крис Крингл, Крампус идет!» . Дер Шпигель Онлайн . 2 декабря 2008 года . Проверено 17 декабря 2011 г.
  13. ^ «Крампуса не любили в фашистской Австрии; гениального Черного и Красного Дьявола, символа рождественского веселья, не одобряли» . Нью-Йорк Таймс . 23 декабря 1934 года.
  14. ^ «Выбросьте Крампуса» . Время . 7 декабря 1953 г. с. 41. Архивировано из оригинала 22 декабря 2008 года . Проверено 18 декабря 2011 г.
  15. ^ Сильвер, Марк (30 ноября 2009 г.). — Веселый Крампус? . Центральный блог NGM . Национальное географическое общество . Архивировано из оригинала 22 сентября 2010 года . Проверено 17 декабря 2011 г.
  16. ^ Олсен, Эрик (21 декабря 2014 г.). «В Баварии Крампус ловит непослушного» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года.
  17. ^ Александра, Завадил (6 декабря 2006 г.). «Злой приятель Санты? Кто знал?» . Рейтер . Архивировано из оригинала 2 ноября 2017 года.
  18. ^ Ольтерманн, Филип (8 декабря 2019 г.). «Австрия борется с мародерствующими демонами Крампуса, вышедшими из-под контроля: полиция фиксирует рост насилия и пьянства в связи с традиционными фольклорными праздниками» . Хранитель . Проверено 8 декабря 2019 г.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г Брюс, Морис (март 1958 г.). «Крампус в Штирии». Фольклор . 69 (1): 44–47. дои : 10.1080/0015587X.1958.9717121 .
  20. ^ Зеллер, Том (24 декабря 2000 г.). «Очень страшного Рождества» . Нью-Йорк Таймс .
  21. ^ Jump up to: а б с Басу, Таня (17 декабря 2013 г.). «Кто такой Крампус? Объясняем ужасного рождественского дьявола» . Журнал «Нэшнл Географик» . Национальное географическое общество . Архивировано из оригинала 20 февраля 2014 года . Проверено 23 апреля 2014 г.
  22. ^ Гацке, Гретхен (1 декабря 2009 г.). — Крампус? Кто это? . Венское обозрение . Проверено 17 декабря 2011 г.
  23. ^ Дэвис, Роберт (2004). Христианские рабы, мусульманские хозяева: белое рабство в Средиземноморье, на Берберийском побережье и в Италии, 1500–1800 гг . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN  978-1403945518 .
  24. ^ Келлер, Хайди (6 июля 2023 г.). «ИЗБРАННЫЕ СУЩЕСТВА: КАК СОПРЯЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ В АНТИСЕМИТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ СПОСОБСТВУЮТ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАННОЙ ИНАЧЕСТВЕННОСТИ» . Гетеборгский университет/факультет философии, лингвистики и теории науки .
  25. ^ Jump up to: а б «Дьявол кроется в деталях: Загадка Крампуса» . Проверено 28 декабря 2023 г.
  26. ^ Стрикленд, Дебра Хиггс (31 мая 2022 г.), Кац, Стивен (редактор), «Антисемитизм в средневековом искусстве» , The Cambridge Companion to Antisemitism (1-е изд.), Cambridge University Press, стр. 248–270, doi : 10.1017/ 9781108637725.017 , ISBN  978-1-108-63772-5 , получено 28 декабря 2023 г.
  27. ^ Бертман, Стивен (2009). «Антисемитское происхождение Рогатого Моисея Микеланджело» . Шофар . 27 (4): 95–106. ISSN   0882-8539 . JSTOR   42944790 .
  28. ^ Энстад, Йоханнес Дуэ (2023). «Учет современного антисемитизма: четырехмерная основа и новый набор данных» . Исследования антисемитизма . 7 (1): 4–49. дои : 10.2979/ast.2023.a885991 . HDL : 11250/3062760 . ISSN   2474-1817 . S2CID   259346037 .
  29. ^ Уотсон, Эндрю (1 февраля 2022 г.). «Искусство и пропаганда – исторические изображения еврейского народа» . Чеварим . февраля: 2–10.
  30. ^ «Ужасы на праздники: Знакомство с Анти-Сантом» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Национальное общественное радио . Проверено 22 декабря 2011 г.
  31. ^ Зифкер, Филлис (1997). Санта-Клаус, последний из диких людей: происхождение и эволюция святого Николая . Джефферсон, Северная Каролина : МакФарланд и Ко, стр. 155–159. ISBN  978-0-7864-0246-5 .
  32. ^ Jump up to: а б Риденур 2016 , с. 191.
  33. ^ Риденур 2016 , стр. 97–99.
  34. ^ Миттермайр, Хельмут (8 декабря 2013 г.). «70 раненых в забеге Крампуса» [70 раненых в забеге Крампуса]. Тирольская ежедневная газета (на немецком языке).
  35. ^ Jump up to: а б Литтл, Бекки (5 декабря 2018 г.). «Познакомьтесь с Крампусом, рождественским дьяволом, который наказывает непослушных детей: альпийская легенда — это настоящий плохой Санта» . История . Проверено 17 декабря 2022 г.
  36. ^ Бошан, Монте (2004). Дьявол в дизайне: открытки Крампуса . Сиэтл , Вашингтон: Фантаграфика . стр. 14–29, 32. ISBN.  978-1-56097-542-7 .
  37. ^ Апкариан-Рассел, Памела (2001). Штамп прошлого года: искусство праздничной открытки . Портленд, Орегон : Collectors Press. п. 136. ИСБН  978-1-888054-54-5 .
  38. ^ Уильямс, Виктория (2016). Празднование жизненных обычаев во всем мире: от детского душа до похорон . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO . п. 222. ИСБН  978-1-4408-3659-6 – через Google Книги .
  39. ^ Хайд, Оливер (2006). «Рождественские ярмарки в Тирольских Альпах: представление региональных традиций в недавно созданном мире Рождества». В Пикарде, Дэвид; Робинсон, Майк (ред.). Фестивали, туризм и социальные перемены: переделка миров . Буффало, Нью-Йорк : Публикации Channel View . стр. 216–19. ISBN  978-1-84541-048-3 .
  40. ^ Кримминс, Питер (10 декабря 2011 г.). «Ужас на праздники: Встречайте Анти-Санта» . Национальное общественное радио .
  41. ^ Майлз, Клемент А. (1912). «Восьмой» . Рождество в ритуале и традициях: христианское и языческое . Торонто : Белл и Кокберн. стр. 227–29. ISBN  978-0-665-81125-8 .
  42. ^ «Dobili ste šibu u čizmici? Evo tko je Krampus koji ju je ostavio» [Получил пинок под сапог? Вот кто такой Крампус, бросивший ее]. Index.hr (на хорватском языке). 6 декабря 2015 года . Проверено 14 декабря 2015 г.
  43. ^ «Свети Никола – Микулаш» [Святой Николай – Микулаш]. www.hrvatskarijec.rs (на хорватском языке). Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года . Проверено 14 декабря 2015 г.
  44. ^ «Крампус не так плох, как кажется, он просто предупреждает» [Крампус не так плох, как кажется, он просто предупреждает]. www.24sata.hr (на хорватском языке). 6 декабря 2014 г.
  45. ^ «ФОТО: Свети Никола и Крампус стигли су морем и наградили добру джеку» [ФОТО: Святые Николай и Крампус прибыли морем и наградили хороших детей]. Liburnija.net (на хорватском языке). 26 ноября 2016 года . Проверено 5 декабря 2016 г.
  46. ^ Jump up to: а б «Крампус!» Джойнса и Коца терроризирует Рождество в Image» . Ресурсы по комиксам . 19 ноября 2013 года. Архивировано из оригинала 26 января 2021 года . Проверено 21 декабря 2014 г.
  47. ^ Хикс, Лиза (11 декабря 2012 г.). «Лучше быть осторожным: Крампус приезжает в город» . Коллекционерский еженедельник . Проверено 4 декабря 2018 г.
  48. ^ Хофферт, Барбара (3 мая 2012 г.). «Превью художественной литературы, ноябрь 2012 г., часть 1: Макколл Смит, Мэйл, Манро и другие» . Библиотечный журнал . Архивировано из оригинала 29 июня 2017 года . Проверено 21 декабря 2014 г.
  49. ^ Макфарланд, Кевин (16 декабря 2013 г.). «Американский папаша: «Менестрель Крампус» » . АВ-клуб . Проверено 5 сентября 2020 г.
  50. ^ Рид, Эшли; Хоутон, Дэвид (19 декабря 2014 г.). «12 игр, в которых вам предстоит выбить вечно любящее приветствие Санта-Клауса» . Игровой радар . Проверено 21 декабря 2014 г.
  51. ^ «Крампус – Binding of Isaac: Rebirth Wiki» . 18 ноября 2016 г. Проверено 5 декабря 2016 г.
  52. ^ МакНэри, Дэйв (4 декабря 2015 г.). «Кассовые сборы: рождественская комедия ужасов «Крампус» собрала 16 миллионов долларов» . Разнообразие . Проверено 14 декабря 2015 г.
  53. ^ Дирикс К., Снокс Дж. (2020). « Protomelas krampus , новая цихлида-педофаг из озера Малави (Teleostei, Cichlidae)» . Европейский журнал таксономии (672). дои : 10.5852/ejt.2020.672 . S2CID   225649985 . Архивировано из оригинала 4 августа 2022 года.

Библиография

[ редактировать ]
  • Риденур, Эл (2016). Крампус и старое темное Рождество: корни и возрождение фольклорного дьявола . Порт-Таунсенд, Вашингтон: Дикий дом . ISBN  978-1-62731-034-5 .
[ редактировать ]
Послушайте эту статью ( 17 минут )
Duration: 17 minutes and 2 seconds.
Разговорная иконка Википедии
Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 23 ноября 2015 г. ( 23 ноября 2015 г. ) и не отражает последующие изменения.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7f04c6331272253ba2da3df400e06b93__1722646020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/93/7f04c6331272253ba2da3df400e06b93.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Krampus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)