Крампус

Крампус фигура, которая, согласно фольклорной — рогатая антропоморфная Центральных и Восточных Альп традиции , сопровождает Святого Николая во время посещения детей в ночь на 5 декабря ( Krampusnacht ; «Ночь Крампуса»), непосредственно перед праздником Св. Николая , 6 декабря. По этой традиции Святой Николай награждает хорошо воспитанных детей небольшими подарками, а Крампус наказывает плохо воспитанных розгами . [1] [2]
Происхождение рисунка неясно; некоторые фольклористы и антропологи предполагают, что оно могло иметь дохристианское происхождение. [3] На традиционных парадах и таких мероприятиях, как Крампуслауф («Бег Крампуса») молодые люди, одетые как Крампус, пытаются напугать публику своими выходками. Крампус изображен на праздничных поздравительных открытках под названием Krampuskarten .
Эта фигура была импортирована в американскую популярную культуру и появлялась в фильмах, на телевидении и в играх.
Этимология
[ редактировать ]krampn Считается, что слово Крампус происходит либо от что , означает «мертвый», «гнилый», либо от немецкого баварского kramp/krampen , что означает «коготь». [4] [5] [6] В некоторых легендах Крампус считается монстром-полукозлом-полудемоном. [7] Его роль — наказывать плохих детей или запугивать их, чтобы они стали хорошими. [8] [9]
Происхождение
[ редактировать ]
Считается, что Крампус вдохновлен другими мифическими существами, такими как Перхтен или Страгеле. [3] [6] хотя письменных источников до конца XVI века нет. [10]
Обсуждая свои наблюдения в 1975 году в Ирднинге , небольшом городке в Штирии , антрополог Джон Дж. Хонигманн писал, что:
Фестиваль Святого Николая, который мы описываем, включает в себя культурные элементы, широко распространенные в Европе. Сам святитель Николай стал популярен в Германии примерно в одиннадцатом веке. Праздник, посвященный этому покровителю детей, — это только один зимний праздник, когда дети являются объектом особого внимания, другими являются Мартинмас , Праздник Святых Невинных и Новый год . Дьяволы в масках, действующие неистово и причиняющие себе неприятности, известны в Германии, по крайней мере, с шестнадцатого века, в то время как дьяволы в масках животных, сочетающие в себе ужасающе-комические ( schauriglustig ) выходки, появлялись в средневековых церковных пьесах. Этим темам посвящена обширная литература, большая часть которой принадлежит европейским фольклористам. ...Австрийцы в изученной нами общине прекрасно осознают смешение «языческих» элементов с христианскими элементами в обычаях Святого Николая и других традиционных зимних церемониях. Они верят, что Крампус произошел от языческого сверхъестественного, который был ассимилирован с христианским дьяволом . [11]
Фигуры Перхтена сохранились, но не имеют отношения к Крампусу. Крампус - фигура, вдохновленная Перхтеном и Страгеле; но имеет очень четкие физические черты, которые делают Крампуса уникальным среди его кузенов. Крампус обычно изображается как человек с рогами, с одной гротескной человеческой ногой и одной козлиной ногой, обычно покрытым черными волосами и уникальным для Крампуса; также очень длинный змеиный или драконоподобный язык.
В 17 веке Крампус был в паре со Святым Николаем в качестве помощника. Поскольку Николай — святой, наказание Николая было нелогичным и не считалось святым. Поэтому к святителю Николаю был назначен помощник; такие как батрак Руперт, Смульци или отец Фуэттар, которые спускались в дымоход или наказывали непослушных детей. Крампус служил Святителю Николаю в той же роли. [12]
Современная история
[ редактировать ]После выборов 1932 года в Австрии традиция Крампуса была запрещена режимом . Дольфуса [13] в составе клерикального фашистского Отечественного фронта ( Vaterländische Front ) и Христианско-социальной партии .
В 1950-х годах правительство распространяло брошюры под названием «Крампус — злой человек», опасаясь, что встречи с Крампусом могут нанести вред психическому здоровью детей. [14] К концу века произошло популярное возрождение празднования Крампуса, которое продолжается и сегодня. [15]
Традиция Крампуса возрождается и в Баварии , наряду с местной художественной традицией изготовления деревянных масок ручной работы. [16] [17] В 2019 году поступали сообщения о пьяных или хулиганских действиях Крампусов в масках в некоторых австрийских городах. [18]
Появление
[ редактировать ]
Хотя Крампус появляется во многих вариациях, большинство из них имеют некоторые общие физические характеристики. Он волосат, обычно коричневый или черный, и у него одна ступня представляет собой раздвоенные копыта и козлиные рога. Его длинный, острый язык выпадает, [19] [20] и у него есть клыки. [21]
Крампус носит цепи, которые, как считается, символизируют связывание Дьявола христианской церковью . Он бьет цепями для драматического эффекта. Цепи иногда сопровождаются колокольчиками разных размеров. [22] Крампус несет с собой связку березовых веток, которыми он время от времени шлепает детей . [19] В некоторых изображениях берёзовые ветки заменены хлыстом. В канун Рождества Крампус путешествует с мешком или корзиной, привязанными к спине; это значит увозить злых детей для утопления, еды или отправки в ад . В некоторых старых версиях упоминается, что непослушных детей сажали в сумку и забирали. [19] Это качество можно найти и у других спутников Святого Николая, таких как Зварте Пит . [23]
Стереотипы еврейской физиономии и антисемитский подтекст
[ редактировать ]
Внешний вид и черты лица Крампуса характеризуются рогами, копытами, мехом, крючковатым носом, бородой, темными волосами, клыками и длинным языком. Ученые отмечают, что крючковатый нос и гротескные черты лица отражают антисемитские образы евреев в историческом центральноевропейском искусстве. [24] [25] [26] [27] [28] [29] Это сходство поднимает вопросы о неявных сообщениях, передаваемых через изображение Крампуса.
Художественные изображения Крампуса рядом со Святым Николаем еще больше подчеркивают этот контраст. Например, на австрийских открытках начала ХХ века Крампус изображен в дьявольском облике, резко контрастирующем со святыми, арийскими чертами святого Николая. [25] Такое сопоставление усиливает «инаковость» Крампуса, но также тонко выравнивает его характеристики с историческими антисемитскими изображениями евреев.
Крампус Ночь
[ редактировать ]Праздник Святого Николая отмечается в некоторых частях Европы 6 декабря. [30] Накануне вечером 5 декабря, в Ночь Крампуса или Крампуснахт , на улицах появляется злой волосатый дьявол. Иногда сопровождая Святого Николая, а иногда самостоятельно, Крампус посещает дома и предприятия. [19] Святой обычно появляется в восточного обряда облачении епископском и носит золотой парадный посох. В отличие от североамериканских версий Санта-Клауса, на этих праздниках Святой Николай заботится только о хороших детях, а Крампус несет ответственность за плохих. Николас раздает подарки, а Крампус поставляет уголь и Рут . [31]
Сезонная пьеса, распространившаяся по альпийским регионам, была известна как Николаусшпиль («Игра Николая»). Вдохновленный пьесами «Рай», [ нужна ссылка ] в которых основное внимание уделялось встрече Адама и Евы с искусителем, пьесы Николая изображали соревнование за человеческие души и поднимали вопрос морали . В этих пьесах о Николае Святой Николай вознаграждал детей за научные усилия, а не за хорошее поведение. [32] Эта тема возникла в альпийских регионах, где Римско-католическая церковь имела значительное влияние. [ нужна ссылка ]
Перхтен-Ран и Крампус-Ран
[ редактировать ]уже существовали языческие традиции В альпийских регионах , которые переплелись с католицизмом. Люди маскировались под дьявольскую фигуру, известную как Перхт , двуногого гуманоидного козла с шеей, как у жирафа, одетого в меха животных. [32] Люди носили костюмы и маршировали в процессиях, известных как Перхтенлауфен , которые считаются более ранней формой марша Крампуса. Перхтенлауфену Католическая церковь отнеслась к с подозрением и запретила некоторые гражданские власти. Из-за малочисленности населения и суровой окружающей среды в альпийском регионе запрет не был эффективным и его было нелегко обеспечить, что сделало его бесполезным. В конце концов, « Перхтенлауф» , вдохновленный пьесами Николая, представил Святого Николая и его моральные принципы. Перхт превратился в то, что сейчас известно как Крампус, и был подчинен воле Святого Николая. [33]
Принято предлагать шнапс Крампус — крепкий дистиллированный фруктовый бренди. [19] Эти пробеги могут включать Перхтенов , таких же диких языческих духов германского фольклора , а иногда и женских образов, хотя Перхтены правильно связаны с периодом между зимним солнцестоянием и 6 января.
Критика пробега Крампуса
[ редактировать ]Каждый год во время забегов Крампуса возникают ссоры. Иногда зрители мстят за порку и нападают на Крампуса. В 2013 году после нескольких забегов Крампуса в Восточном Тироле в общей сложности восемь раненых (в основном со сломанными костями) были госпитализированы в районную больницу Лиенца , а еще более 60 пациентов прошли амбулаторное лечение. [34]
Карты Крампуса
[ редактировать ]Европейцы обмениваются поздравительными открытками с изображением Крампуса еще с 19 века. [35] которые иногда представляются как Gruß vom Krampus Карты, («Привет от Крампуса»), обычно содержат юмористические стишки и стихи. Крампуса часто изображают угрожающе нависающим над детьми. Он также показан с одной человеческой ступней и одним раздвоенным копытом. В некоторых случаях Крампус имеет сексуальный подтекст; он изображен преследующим пышногрудых женщин. [36] Со временем изображение Крампуса на картах изменилось; в более старых версиях Крампус более устрашающий, а в современных версиях — более симпатичное существо, больше похожее на Купидона . [ нужна ссылка ] Крампус также украшал открытки и контейнеры для конфет. [37]
Региональные вариации
[ редактировать ]Крампус появляется в фольклоре Австрии, Баварии, Боснии и Герцеговины , Хорватии , Чехии , Венгрии , Румынии, Северной Италии ( автономная провинция Тренто , Южный Тироль и Фриули-Венеция-Джулия ), Словакии , Словении . [38]
В Штирии Крампус дарит Руту семьям. Веточки выкрашены в золотой цвет и выставлены в доме круглый год — напоминание любому ребенку, временно забывшему Крампуса. В небольших, более изолированных деревнях у этой фигуры есть и другие чудовищные спутники, такие как фигурки «диких людей» с рогами, а святого Николая нигде не видно. Этих штирийских товарищей Крампуса зовут Шабманнер или Раухен . [19]
Упрощенная версия Крампуса является частью популярных рождественских ярмарок в австрийских городских центрах, таких как Зальцбург . В этих, более дружественных к туристам, интерпретациях Крампус скорее юмористический, чем устрашающий. [39]

Празднование Крампуса в Северной Америке становится все более растущим явлением. [40]
Аналогичные цифры зафиксированы и в соседних областях. Штробарт в Баварии, Клаубауф (манн) в Австрии и Баварии, а Бартль или Бартель , Ниглобартль и Вубартль используются в южной части страны. Другие названия включают Баррель или Бартоломеус ( Штирия ), Шмуцли ( немецкоязычная Швейцария ), Попель или Хюллепёпель ( Вюрцбург ), Зембер ( Хеб ), Белзмарте и Пельцмартель ( Швабия и Франкония ). В большей части Словении, культура которой сильно пострадала от австрийской культуры, Крампуса называют паркелем , и он является одним из спутников Миклавжа, словенской формы Святого Николая. [19] [41]
Во многих частях Боснии и Герцеговины и Хорватии Крампуса описывают как дьявола, носящего тканевый мешок на талии и цепи на шее, лодыжках и запястьях. По традиции, когда ребенок получает подарок от Святого Николая, ему дают золотую ветвь, символизирующую его добрые дела в течение года; однако, если ребенок плохо себя вел, Крампус заберет подарки себе и оставит только серебряную ветвь, символизирующую плохие поступки ребенка. [42] [43] [44] [45]
В популярной культуре
[ редактировать ]Персонаж Крампуса был импортирован и модифицирован для различных североамериканских СМИ. [21] [46] включая печатные издания (например, «Крампус: Дьявол Рождества» , коллекция старинных открыток Монте Бошана в 2004 году; [47] [35] Крампус: Святочный лорд — роман Джеральда Брома, вышедший в 2012 году. [48] ); Крампус , серия комиксов от Image Comics в 2013 году, созданная Дином Коцем и Брайаном Джойнсом, телевидение - оба в прямом эфире (« Крампус Кэрол », эпизод сериала «Лига» 2012 года). [46] ) и анимация (« Очень рискованное Рождество », эпизод 2004 года сериала The Venture Bros. [21] « Менестрель Крампус », эпизод сериала «Американский папаша» 2013 года! [49] ) – видеоигры ( CarnEvil , аркадная игра 1998 года , [50] The Binding of Isaac: Rebirth — видеоигра 2014 года. [51] ) и фильм ( Крампус , рождественский комедийный фильм ужасов 2015 года от Universal Pictures). [52] ).
Биология
[ редактировать ]Protomelas krampus , пресноводная рыба -актиноптериг , названа в честь Крампуса. [53]
Галерея
[ редактировать ]- Открытка Krampus mit Kind («Крампус с ребенком») примерно 1911 года.
- Крампус и Святой Николай посещают венский дом в 1896 году.
- Николаус и Крампус в Австрии в начале 20 века.
- Костюм Страггеле из Свети Мартина на Мури , северная Хорватия, на местном карнавале в Чаковце (2015).
- мужчина в костюме Страггеле на прогулке Крампуснахт в Вашингтоне (2016)
- Шествие Святого Николая с Крампусом и другими персонажами, ок. 1910 год
- Святой Николай с 12 Страггеле на Земле Берхтесгаден, Германия (2016 г.)
- Страггеле в Секстене , Италия (2016)
- Современный Перхтен в Перхтенлауфе в Клагенфурте (2006 г.)
- Страггеле в Доббьяко , Италия (2006)
См. также
[ редактировать ]Связанные цифры
[ редактировать ]- Белсникель - немецкий рождественский подарок, еще одна западногерманская фигура, связанная с периодом середины зимы.
- Перхта — немецкая альпийская богиня, женская фигура в западногерманском фольклоре, чьё шествие ( Перхтенлауф ) происходит в середине зимы.
- Дохристианские альпийские традиции
- Германское язычество - Традиционная религия германских народов.
- Козел - злобная фигура в городском фольклоре, происходящая из южных штатов США, например, из Мэриленда.
- Зеленый Человек – Архитектурный мотив
- Холли Кинг и Дубовый Кинг – Олицетворения зимы и лета
- Святочная коза с серединой зимы. - скандинавская декоративная рождественская соломенная коза, коза, ассоциирующаяся у северогерманских народов
- Мари Лвид - рождественский народный обычай Южного Уэльса
- Намахагэ - персонаж японского фольклора, связанный с новогодним ритуалом.
- Нууттипукки - скандинавские праздничные - Существо в финском фольклоре.
- Калликантзарос - злобный гоблин в фольклоре Юго-Восточной Европы и Анатолии - существо в балканском фольклоре
- Кнехт Рупрехт – спутник святого Николая в германском фольклоре.
- Коляда – древний дохристианский славянский зимний праздник, древний дохристианский славянский праздник, участники которого носят маски и костюмы и бегают.
- Туронь – существо в польском фольклоре
- Дед Мороз – рождественский персонаж в восточнославянских культурах
- Синтерклаас - легендарная фигура, основанная на святом Николае, отмечаемая в Нидерландах 5 или 6 декабря. У него есть товарищ по имени Зварте Пит (Черный Пит), который наказывал плохих детей «косулей» и похищал их в мешках в Испанию. Но сейчас они такие же дружелюбные, как Синтерклаас («де Синт»), и дарят всем детям сладости и подарки.
- Курентованье – 11-дневный карнавал в Словении.
- Дикий человек – мифическая фигура
- Сильвестрклаус — швейцарское празднование Нового года с музыкальным шествием исполнителей в гротескных костюмах.
- Вендиго – мифическое существо в индейском фольклоре.
Другой
[ редактировать ]- Бугимен – мифологический антагонист
- Демон
- Рогатое божество
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Журнал, Смитсоновский институт; Биллок, Дженнифер. «Происхождение Крампуса, европейский злой взгляд на Санту» . Смитсоновский журнал . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ «Крампус | Определение, история и факты | Британника» . www.britanica.com . 20 октября 2023 г. Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Форчер, Майкл; Петерлини, Ганс Карл (2010). Южный Тироль в прошлом и настоящем [ Южный Тироль в прошлом и настоящем ] (на немецком языке). Издательство Хэймон. п. 399.
- ^ Новак, Лаура (декабрь 2008 г.). « Прибытие Крампуса: Гимн чудовищу». История (на итальянском языке).
- ^ [ «Я Крампус» [Крампус]. Friulani.net (на итальянском языке). 28 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Мукерман, Анна (8 декабря 2018 г.). «Человек под маской Крампуса» . Би-би-си .
- ^ «Легенда о Крампусе» . Британника . 20 октября 2023 г. Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ «День Святого Николая в Швейцарии и Центральной Европе» . iFolor . 6 октября 2018 года . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ «День Санта-Клауса в Венгрии: ты был непослушным или хорошим?» . Венгерский под 101 . 6 ноября 2020 г. Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Ящики, Ганс (1983–1984). «К истории перхтенских обычаев в Берхтесгаденской земле, в Тироле и Зальцбурге с XVI по XIX век. Основы анализа сегодняшнего понимания традиции» [К истории перхтенских обычаев в Берхтесгаденской земле, в Тироле и Зальцбурге с 16 по 19 века. Основы анализа сегодняшнего понимания традиции. проблемы Баварские фольклора (на немецком языке): 1–29.
- ^ Хонигманн, Джон Дж. (осень 1977 г.). «Лицо в маске» . Этос . 5 (3): 263–80. дои : 10.1525/eth.1977.5.3.02a00020 .
- ^ «Беги, Крис Крингл, Крампус идет!» . Дер Шпигель Онлайн . 2 декабря 2008 года . Проверено 17 декабря 2011 г.
- ^ «Крампуса не любили в фашистской Австрии; гениального Черного и Красного Дьявола, символа рождественского веселья, не одобряли» . Нью-Йорк Таймс . 23 декабря 1934 года.
- ^ «Выбросьте Крампуса» . Время . 7 декабря 1953 г. с. 41. Архивировано из оригинала 22 декабря 2008 года . Проверено 18 декабря 2011 г.
- ^ Сильвер, Марк (30 ноября 2009 г.). — Веселый Крампус? . Центральный блог NGM . Национальное географическое общество . Архивировано из оригинала 22 сентября 2010 года . Проверено 17 декабря 2011 г.
- ^ Олсен, Эрик (21 декабря 2014 г.). «В Баварии Крампус ловит непослушного» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года.
- ^ Александра, Завадил (6 декабря 2006 г.). «Злой приятель Санты? Кто знал?» . Рейтер . Архивировано из оригинала 2 ноября 2017 года.
- ^ Ольтерманн, Филип (8 декабря 2019 г.). «Австрия борется с мародерствующими демонами Крампуса, вышедшими из-под контроля: полиция фиксирует рост насилия и пьянства в связи с традиционными фольклорными праздниками» . Хранитель . Проверено 8 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Брюс, Морис (март 1958 г.). «Крампус в Штирии». Фольклор . 69 (1): 44–47. дои : 10.1080/0015587X.1958.9717121 .
- ^ Зеллер, Том (24 декабря 2000 г.). «Очень страшного Рождества» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с Басу, Таня (17 декабря 2013 г.). «Кто такой Крампус? Объясняем ужасного рождественского дьявола» . Журнал «Нэшнл Географик» . Национальное географическое общество . Архивировано из оригинала 20 февраля 2014 года . Проверено 23 апреля 2014 г.
- ^ Гацке, Гретхен (1 декабря 2009 г.). — Крампус? Кто это? . Венское обозрение . Проверено 17 декабря 2011 г.
- ^ Дэвис, Роберт (2004). Христианские рабы, мусульманские хозяева: белое рабство в Средиземноморье, на Берберийском побережье и в Италии, 1500–1800 гг . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-1403945518 .
- ^ Келлер, Хайди (6 июля 2023 г.). «ИЗБРАННЫЕ СУЩЕСТВА: КАК СОПРЯЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ В АНТИСЕМИТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ СПОСОБСТВУЮТ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАННОЙ ИНАЧЕСТВЕННОСТИ» . Гетеборгский университет/факультет философии, лингвистики и теории науки .
- ^ Jump up to: а б «Дьявол кроется в деталях: Загадка Крампуса» . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Стрикленд, Дебра Хиггс (31 мая 2022 г.), Кац, Стивен (редактор), «Антисемитизм в средневековом искусстве» , The Cambridge Companion to Antisemitism (1-е изд.), Cambridge University Press, стр. 248–270, doi : 10.1017/ 9781108637725.017 , ISBN 978-1-108-63772-5 , получено 28 декабря 2023 г.
- ^ Бертман, Стивен (2009). «Антисемитское происхождение Рогатого Моисея Микеланджело» . Шофар . 27 (4): 95–106. ISSN 0882-8539 . JSTOR 42944790 .
- ^ Энстад, Йоханнес Дуэ (2023). «Учет современного антисемитизма: четырехмерная основа и новый набор данных» . Исследования антисемитизма . 7 (1): 4–49. дои : 10.2979/ast.2023.a885991 . HDL : 11250/3062760 . ISSN 2474-1817 . S2CID 259346037 .
- ^ Уотсон, Эндрю (1 февраля 2022 г.). «Искусство и пропаганда – исторические изображения еврейского народа» . Чеварим . февраля: 2–10.
- ^ «Ужасы на праздники: Знакомство с Анти-Сантом» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Национальное общественное радио . Проверено 22 декабря 2011 г.
- ^ Зифкер, Филлис (1997). Санта-Клаус, последний из диких людей: происхождение и эволюция святого Николая . Джефферсон, Северная Каролина : МакФарланд и Ко, стр. 155–159. ISBN 978-0-7864-0246-5 .
- ^ Jump up to: а б Риденур 2016 , с. 191.
- ^ Риденур 2016 , стр. 97–99.
- ^ Миттермайр, Хельмут (8 декабря 2013 г.). «70 раненых в забеге Крампуса» [70 раненых в забеге Крампуса]. Тирольская ежедневная газета (на немецком языке).
- ^ Jump up to: а б Литтл, Бекки (5 декабря 2018 г.). «Познакомьтесь с Крампусом, рождественским дьяволом, который наказывает непослушных детей: альпийская легенда — это настоящий плохой Санта» . История . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Бошан, Монте (2004). Дьявол в дизайне: открытки Крампуса . Сиэтл , Вашингтон: Фантаграфика . стр. 14–29, 32. ISBN. 978-1-56097-542-7 .
- ^ Апкариан-Рассел, Памела (2001). Штамп прошлого года: искусство праздничной открытки . Портленд, Орегон : Collectors Press. п. 136. ИСБН 978-1-888054-54-5 .
- ^ Уильямс, Виктория (2016). Празднование жизненных обычаев во всем мире: от детского душа до похорон . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO . п. 222. ИСБН 978-1-4408-3659-6 – через Google Книги .
- ^ Хайд, Оливер (2006). «Рождественские ярмарки в Тирольских Альпах: представление региональных традиций в недавно созданном мире Рождества». В Пикарде, Дэвид; Робинсон, Майк (ред.). Фестивали, туризм и социальные перемены: переделка миров . Буффало, Нью-Йорк : Публикации Channel View . стр. 216–19. ISBN 978-1-84541-048-3 .
- ^ Кримминс, Питер (10 декабря 2011 г.). «Ужас на праздники: Встречайте Анти-Санта» . Национальное общественное радио .
- ^ Майлз, Клемент А. (1912). «Восьмой» . Рождество в ритуале и традициях: христианское и языческое . Торонто : Белл и Кокберн. стр. 227–29. ISBN 978-0-665-81125-8 .
- ^ «Dobili ste šibu u čizmici? Evo tko je Krampus koji ju je ostavio» [Получил пинок под сапог? Вот кто такой Крампус, бросивший ее]. Index.hr (на хорватском языке). 6 декабря 2015 года . Проверено 14 декабря 2015 г.
- ^ «Свети Никола – Микулаш» [Святой Николай – Микулаш]. www.hrvatskarijec.rs (на хорватском языке). Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года . Проверено 14 декабря 2015 г.
- ^ «Крампус не так плох, как кажется, он просто предупреждает» [Крампус не так плох, как кажется, он просто предупреждает]. www.24sata.hr (на хорватском языке). 6 декабря 2014 г.
- ^ «ФОТО: Свети Никола и Крампус стигли су морем и наградили добру джеку» [ФОТО: Святые Николай и Крампус прибыли морем и наградили хороших детей]. Liburnija.net (на хорватском языке). 26 ноября 2016 года . Проверено 5 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Крампус!» Джойнса и Коца терроризирует Рождество в Image» . Ресурсы по комиксам . 19 ноября 2013 года. Архивировано из оригинала 26 января 2021 года . Проверено 21 декабря 2014 г.
- ^ Хикс, Лиза (11 декабря 2012 г.). «Лучше быть осторожным: Крампус приезжает в город» . Коллекционерский еженедельник . Проверено 4 декабря 2018 г.
- ^ Хофферт, Барбара (3 мая 2012 г.). «Превью художественной литературы, ноябрь 2012 г., часть 1: Макколл Смит, Мэйл, Манро и другие» . Библиотечный журнал . Архивировано из оригинала 29 июня 2017 года . Проверено 21 декабря 2014 г.
- ^ Макфарланд, Кевин (16 декабря 2013 г.). «Американский папаша: «Менестрель Крампус» » . АВ-клуб . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ Рид, Эшли; Хоутон, Дэвид (19 декабря 2014 г.). «12 игр, в которых вам предстоит выбить вечно любящее приветствие Санта-Клауса» . Игровой радар . Проверено 21 декабря 2014 г.
- ^ «Крампус – Binding of Isaac: Rebirth Wiki» . 18 ноября 2016 г. Проверено 5 декабря 2016 г.
- ^ МакНэри, Дэйв (4 декабря 2015 г.). «Кассовые сборы: рождественская комедия ужасов «Крампус» собрала 16 миллионов долларов» . Разнообразие . Проверено 14 декабря 2015 г.
- ^ Дирикс К., Снокс Дж. (2020). « Protomelas krampus , новая цихлида-педофаг из озера Малави (Teleostei, Cichlidae)» . Европейский журнал таксономии (672). дои : 10.5852/ejt.2020.672 . S2CID 225649985 . Архивировано из оригинала 4 августа 2022 года.
Библиография
[ редактировать ]- Риденур, Эл (2016). Крампус и старое темное Рождество: корни и возрождение фольклорного дьявола . Порт-Таунсенд, Вашингтон: Дикий дом . ISBN 978-1-62731-034-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Крампус
- Альпийский фольклор
- Австрийский фольклор
- Немецкий фольклор
- Немецкие легенды
- Немецкие легендарные существа
- Рождественские персонажи
- Праздничные персонажи
- Европейские демоны
- Персонажи европейского фольклора
- Помощники Санты
- Мифологические монстры
- Сверхъестественные легенды
- Рождество в Германии
- Баварский фольклор
- Маски в Европе
- Ритуальные маски
- Дьяволы
- Спутники святителя Николая
- Язычество в Европе