Черный Пит


Черный Пит ( Голландский: [ˈzʋɑrtə ˈpit] ; Люксембургский : Schwaarze Péiter ; Западно-фризский : Swarte Pyt ), также известный на английском языке под переведенным именем Черный Пит , — спутник Святого Николая ( голландский : Sinterklaas ; французский : Saint-Nicolas ; западно-фризский : Sinteklaas ; люксембургский : Kleeschen ) в фольклоре Лоу. Страны . Традиционно Зварте Пит служит помощником святого и раздает сладости и подарки хорошо воспитанным детям. [1] [2]
Изображение Зварте Пита претерпело несколько изменений с середины 19 века. Самая ранняя известная иллюстрация персонажа взята из книги 1850 года амстердамского школьного учителя Яна Шенкмана и изображает его в виде черного мавра . Это стало доминирующим изображением Зварте Пита на протяжении всего 20 века. Те, кто изображает традиционную версию персонажа, считающуюся расовым стереотипом, обычно носят блэкфейс и яркие одежды эпохи Возрождения в дополнение к вьющимся парикам и ярко-красной помаде. [3]
Эта версия Зварте Пита становилась все более спорной, начиная с конца 20 века и в последующие годы. [2] Позже дебютировали альтернативы, в том числе разноцветные Piets. К 2021 году пересмотренная версия, получившая название Sooty Piet ( голландский : Roetveegpiet ), стала более распространенной, чем традиционный вариант, на публичных мероприятиях, в телевизионных программах, фильмах, социальных сетях и рекламе. [4] Угольный Пит имеет естественный оттенок кожи актеров, играющих персонажа, со следами сажи, образовавшимися в результате полосок темного макияжа на их лицах.
Традиции
[ редактировать ]
Персонаж Зварте Пита является частью ежегодного праздника Святого Николая, который отмечается вечером 5 декабря ( Sinterklaasavond , который на английском языке известен как Канун Святого Николая) в Нидерландах, Кюрасао и Арубе. В это время подарки и сладости детям традиционно раздают . Праздник отмечается 6 декабря в Бельгии. [5] Персонажи Зварте Пита появляются только за несколько недель до праздника Святого Николая, сначала, когда святого встречают парадом по прибытии в страну (обычно на лодке, прибывшей из Мадрида , Испания). Задачи различных Zwarte Piets ( Zwarte Pieten по-голландски) заключаются в основном в том, чтобы развлекать детей и раздавать круиднотены и пепернотены в Нидерландах, мандарины и спекуло в Бельгии, а также другие стройгоед (специальные сладости на тему Синтерклааса) тем, кто приходит на встречу. святой, когда он посещает школы, магазины и другие места.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]По мнению Элен Аделины Гербер и других историков, [6] [7] Происхождение Синтерклааса помощников некоторые связывают с Дикой Охотой Одина и его . Оседлав белого коня Слейпнира , он летал по воздуху как предводитель Дикой Охоты. Его всегда сопровождали два черных ворона, Хугинн и Мунинн . [8] Эти помощники, как и Зварте Пит, слушали дымоходы домов, которые они посещали, чтобы рассказать Одину о хорошем и плохом поведении смертных внизу. [9] [10]

Традиция святителя Николая содержит ряд элементов нецерковного происхождения. [11] [12] В средневековой иконографии святой Николай иногда изображается укрощающим скованного демона, который может быть черным, а может и не быть. Однако в визуальных и текстовых источниках из Нидерландов с 16 по 19 века не обнаружено никаких намеков на спутника, демона, слугу или любого другого человека или человекоподобного постоянного спутника Святого. [13] Согласно давней теории, впервые предложенной Карлом Мейзеном, [14] Зварте Пит и его эквиваленты в германской Европе изначально были представлены как один или несколько порабощенных демонов, вынужденных помогать своему похитителю. Эти закованные в цепи и опаленные огнем демоны, возможно, были преобразованы в чернокожих людей в начале 19-го века в Нидерландах по подобию мавров , которые работают слугами Святого Николая. [15] Другие считают, что Zwarte Piet является продолжением обычая, согласно которому люди с черным лицом появлялись в ритуалах зимнего солнцестояния . [16]
Одного или нескольких демонов, работающих помощниками святого, до сих пор можно найти в различных австрийских, немецких, швейцарских, венгерских, чешских, словацких и польских традициях святого Николая в образах Крампуса , Пера Фуэттара , Шмутцли , Перхты , Кнехта , Рупрехта , Руббельса. , Ханстрапп, Маленькая Бабушка, Пельзебок, Клаубауф и Белсникель . Этих спутников святителя Николая часто изображают как группу близкородственных фигур, которые сопровождают святителя Николая через территории, ранее контролировавшиеся Священной Римской империей . Персонажи служат помехой для великодушных дарителей подарков или строгих приверженцев дисциплины, которые угрожают избить или похитить непослушных детей. Мифолог Якоб Гримм связал персонажа с дохристианским духом кобольдом , который мог быть как доброжелательным, так и злым.
Появление Зварте Пита в целом совпало с изменением изображения персонажа Синтерклааса. До этого изменения он часто был довольно строгим по отношению к детям с плохим поведением и часто представлялся своего рода пугалом . [12] Ему часто приписывали многие из устрашающих характеристик, которые позже стали ассоциироваться со Зварте Питом. [17] Представление святого человека в таком свете беспокоило и учителей, и священников. После того, как Зварте Пит стал слугой Синтерклааса, оба персонажа стали более мягкими. [18]
Тексты старых традиционных песен Синтерклааса, которые поют до сих пор, предупреждают, что Синтерклаас и его помощник будут оставлять подарки воспитанным детям, но накажут тех, кто вел себя непослушно. Они могут даже отвезти очень плохо воспитанных детей на родину в Испанию в мешковинах, где, согласно легенде, они будут вынуждены помогать им в мастерской целый сезон или дольше. Эти песни и рассказы также предупреждают, что ребенок, лишь слегка пошаливший, вместо подарков получит пучок березовых прутьев или кусок угля.
Развитие и изображение в 19 и 20 веках.
[ редактировать ]В 1845 году учитель начальной школы из Амстердама Ян Шенкман опубликовал книгу Sint Nikolaas en zijn Knecht («Святой Николай и его слуга» на английском языке). Считается, что персонаж-слуга впервые был включен в печатную версию повествования о Святом Николае. Первый слуга Святого Николая, «Зварте Пит», носит костюм, который предполагает принадлежность к другой культуре или одежду другой страны.

«Напечатанные пятью годами позже, в 1850 году, исправленные иллюстрации во втором издании изображают «Зварте Пита» в формализованном пажском униформе, которое было распространенным изображением во время Золотого века. Смена костюма Пита устанавливает четкую иерархию, формальность, которой не было в первоначальном изображении. Кажется, что Пит внезапно превращается из локализованного помощника, означающего отдаленное место, в далекого другого, олицетворяющего роль служения». [19]
Слуга изображен в виде пажа , который выглядит как темнокожий человек в одежде, ассоциирующейся с маврами . В книге также установлен еще один миф , который впоследствии стал стандартным: инхт или церемония «входа» Святого Николая и его слуги (тогда еще безымянного) с участием парохода. Шенкман сообщает, что два персонажа прибыли из Испании, не упоминая об исторической родине Николаса, Мире ( Ликия , которая располагалась на территории современной Турции).

Книга оставалась в печати до 1950 года и оказала значительное влияние на нынешний праздник. [20] Хотя в книге Шенкмана имя слуги было безымянным, автор Джозеф Альберт Альбердингк Тейм дал ему имя «Питер-ме-кнехт» в рукописной записке Э. Дж. Потгитеру в 1850 году. [21] В 1884 году Альбердингк Тийм вспоминал, что, когда он был ребенком в 1828 году, он присутствовал на праздновании Святого Николая в доме Доминико Араты, итальянского купца и консула, жившего в Амстердаме. В этом случае человека, изображавшего Святого Николая, сопровождал другой человек, которого называли «Питер де Кнехт…, вьющийся негр», который принес большую корзину, полную подарков. [ нужна ссылка ] .
В 1833 году амстердамский журнал напечатал юмористическую ссылку на «Питерманкнехта», описывая судьбу, которую должны были постичь те, кто ускользнул из своих домов, чтобы присутствовать на праздновании Святого Николая в том году, после возвращения домой. [22] В 1859 году голландская газета « Де Тейд» заметила, что святителя Николая часто сопровождал «негр, который под именем Питер, минкнехт , пользуется не меньшей популярностью, чем сам святой епископ». [23] В книге 1891 года Het Feest van Sinterklaas слугу зовут Питер. Однако вплоть до 1920 года в нескольких дополнительных публикациях персонажу давались другие имена и изображения, которые значительно различались.


Согласно истории из Legenda Aurea , пересказанной Элко Вервейсом в его монографии « Синтерклаас » 1863 года , одно из чудесных дел, совершенных Святым Николаем после его смерти, заключалось в освобождении мальчика из рабства при дворе «Императора Вавилона» и доставке его обратно к родителям. [24] О цвете кожи мальчика не упоминается. Однако в течение 20-го века начали появляться рассказы, в которых утверждалось, что Зварте Пит был бывшим рабом, который был освобожден святым и впоследствии стал его спутником на всю жизнь. [25]
Одна из версий фольклора, окружающего персонажа, предполагает, что чернота Зварте Пита связана с постоянным слоем сажи на его теле, приобретенным во время его многочисленных путешествий по дымоходам домов, которые он посещает. [12]
Развитие и изображение в 21 веке
[ редактировать ]Из-за продолжающихся разногласий вокруг персонажа многие школы, предприятия и другие организации по всей территории Нидерландов изменили одежду и макияж Зварте Пита или полностью отказались от персонажа во второй половине 2010-х годов. Наиболее распространенным вариантом был Sooty Piet (по-голландски: roetveegpiet ).
Изображения Синтерклааса и Зварте Пита также могут различаться от региона к региону. До 2020 года праздник отмечался на Нидерландских Антильских островах, где Синтерклааса часто играл актер, окрашенный в белый цвет, которого сопровождали еще несколько человек, одетых как Зварте Пит. [26]
Известные события 21 века.
[ редактировать ]На протяжении второй половины 2010-х годов сообщества и различные организации в Нидерландах и других странах предпочитали использовать либо традиционную версию Zwarte Piet на праздниках, либо ее вариации, чаще всего версию в саже. [27] Некоторые включали и то, и другое. Эти решения привели к протестам и инцидентам с применением насилия с участием демонстрантов, поддерживающих Пита (тех, кто поддерживает традиционную версию персонажа) и демонстрантов, выступающих против Пита (тех, кто поддерживает пересмотренную версию персонажа или вообще уничтожает его). [28]
В 2015 году сеть универмагов Bijenkorf решила заменить праздничные витрины с изображением Zwarte Piet на версию с золотой кожей. [29] В других странах каждая третья начальная школа Нидерландов объявила о планах изменить внешний вид персонажей на своих праздниках. [30] Nickelodeon в Нидерландах также решил использовать смешанную по расовому признаку группу актеров, чтобы изображать Пита в своих праздничных передачах вместо белых людей с темным макияжем. [31] RTL Nederland осенью 2016 года приняла аналогичное решение и заменила персонажей актерами с сажей на лицах. [32]
Однако в 2018 году несколько членов съемочной группы отказались работать над празднованием, которое голландская телекомпания NTR транслировала по национальному телевидению, из-за решения изменить персонажа. [33] Несколько голландских артистов также продолжают использовать традиционную версию персонажа. Среди них певцы Леон Кригсман и Херман ван Доорн, которые выпустили песни, продвигаемые музыкальными клипами с участием Питса, которого играют белые актеры. [34]
В ноябре 2017 года группе демонстрантов, выступающих против Пита, не разрешили присутствовать на демонстрации во время празднования, транслируемого по национальному телевидению, в городе Доккум после того, как их автомобили были заблокированы на автомагистрали А7 демонстрантами, выступающими за Пита, 34 из которых позже были обвинены и найдены. виновен в препятствовании движению транспорта. [35] Во время празднования инхта в ноябре 2018 года инциденты с применением насилия произошли в городах Неймеген , Гаага , Леуварден , Ден-Хелдер , Роттердам и других местах. В Эйндховене демонстранты, выступающие против Пита, были окружены примерно 250 людьми, которых называли «футбольными хулиганами», которые нападали на них с яйцами и выкрикивали расистские оскорбления. Аналогичный протест в Тилбурге привел к аресту 44 демонстрантов, выступающих в поддержку Пита. [36]
В 2019 году было решено, что в транслируемом по национальному телевидению приезде Синтерклааса, организованном Апелдорном, будут представлены только мрачные версии. [37] В ноябре того же года группа под названием Kick Out Zwarte Piet подверглась нападению во время собрания. Окна были выбиты, близлежащие автомобили подверглись вандализму, а фейерверки были запущены в здание, где группа планировала протесты в 12 общинах, в которых до сих пор присутствуют традиционные версии персонажа. [38] В июне 2020 года американские телекомпании NBC и Netflix решили удалить кадры с персонажем в костюме Зварте Пита из эпизода сериала «Офис» . Создатель сериала Грег Дэниелс опубликовал заявление, в котором говорится, что «блэкфейс недопустим, а излагать это так наглядно обидно и неправильно. Я сожалею о причиненной боли». [39]
Премьер-министр Марк Рютте заявил в ходе парламентских дебатов 5 июня 2020 года, что он изменил свое мнение по этому вопросу и теперь лучше понимает, почему многие люди считают внешний вид персонажа расистским. [40] В августе 2020 года Facebook обновил свою политику, запрещающую изображения блэкфейса на своих платформах Facebook и Instagram, включая традиционные изображения Зварте Пита с блэкфейсом. [41] В октябре 2020 года Google запретил рекламу с изображением Zwarte Piet, включая версии сажи без блэкфейса. [42] Их примеру последовали и другие компании, в том числе Bol , Amazon и Coolblue , каждая из которых решила удалить традиционные продукты и рекламные акции Zwarte Piet из своих услуг. [43] [44] В ноябре 2020 года Vereniging van Openbare Bibliotheken, национальная ассоциация публичных библиотек, также объявила, что они убирают книги с изображением Зварте Пита с библиотечных полок. [45]
В 2020 году на праздниках на Арубе этого персонажа перестали использовать, и правительство запретило его использование. [46] Спецназ был вызван в деревню Стафорст после того, как демонстранты, выступающие за блэкфейс, жестоко напали на демонстрантов, выступающих против Пита, перед празднованием в ноябре 2022 года. [47] Аналогичный инцидент произошел годом позже в городе Де Лиер. Демонстрантов, выступающих против Пита, забросали фейерверками и яйцами после того, как демонстранты, выступающие за блэкфейс, разрушили близлежащие камеры наблюдения, а позже выяснилось, что в их автомобилях было оружие, а также тюки сена и контейнеры с навозом, отложенные для дальнейших атак. [48]
Общественное мнение в Нидерландах и во всем мире
[ редактировать ]Из-за традиционного изображения персонажа, в котором часто участвуют белые актеры и добровольцы, одетые в черное лицо, в черных париках и больших серьгах, Зварте Пит стал все более спорным, начиная с конца 20 века. [49] Общественные дебаты вокруг этой цифры в начале 2010-х годов описывались как поляризованные. Противники утверждали, что этот персонаж оскорбляет чернокожих, в то время как сторонники считали его безобидной праздничной традицией и неотъемлемой частью своего культурного наследия. [50]
За пределами Нидерландов персонаж подвергся критике со стороны множества международных изданий и организаций. [51] В 2015 году Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации написал в отчете, что «характер Черного Пита иногда изображается в манере, которая отражает негативные стереотипы о людях африканского происхождения и воспринимается многими людьми африканского происхождения как пережитки рабства» и призвали Нидерланды «активно способствовать ликвидации» расовых стереотипов. [52] Американский писатель Дэвид Седарис раскритиковал эту традицию в своем эссе «От шести до восьми чернокожих», а британский комик и активист Рассел Брэнд негативно отозвался о персонаже, назвав Зварте Пита «колониальным похмельем». [53] В 2019 году медийная личность Ким Кардашьян назвала Зварте Пит «тревожной» в своем твите, адресованном ее более чем 62 миллионам подписчиков в Твиттере. [54]


В 2012 году в Амстердаме наибольшая оппозиция этому персонажу была обнаружена среди жителей Ганы , Антильских островов и голландско-суринамских общин. 50 процентов суринамцев сочли эту цифру дискриминационной по отношению к другим, тогда как 27 процентов считают эту цифру дискриминационной по отношению к себе. [55] На протяжении начала 2010-х годов подавляющее большинство населения как в Нидерландах, так и в Бельгии выступало за сохранение традиционного характера Zwarte Piet. [56] [57] [58] [59] Исследования показали, что восприятие Zwarte Piet сильно различается в зависимости от этнического происхождения, возрастных групп и регионов. [60]
Согласно опросу 2013 года, более 90 процентов голландской общественности не считали Зварте Пита расистским персонажем, не ассоциировали его с рабством и были против изменения внешнего вида персонажа. [61] Исследование, проведенное в 2015 году среди голландских детей в возрасте от 3 до 7 лет, показало, что они воспринимают Зварте Пита как фантастическую клоунскую фигуру, а не как чернокожего человека. [62] Однако позже сообщалось, что число голландцев, которые были готовы изменить некоторые детали персонажа (например, губы и волосы), росло. [63] [64]
К 2018 году исследования показали, что от 80 до 88 процентов голландской публики не воспринимали Зварте Пита как расиста, но от 41 до 54 процентов были довольны модернизированным стилем персонажа Угольного Пита. [65] [66] Другие продолжали утверждать, что Зварте Пит был расистом из-за крайнего подтекста, в том числе, что Зварте Пит был подчиненным рабом и что традиция насаждала расовые стереотипы . [67] [68] [69] [70]
Протесты Джорджа Флойда и последующие демонстрации Black Lives Matter в Нидерландах в 2020 году привели к дальнейшему снижению принятия традиционной версии Zwarte Piet. Опрос, проведенный в июне 2020 года, показал резкую поддержку традиционного изображения персонажа с черным лицом. 47 процентов опрошенных поддержали традиционный внешний вид по сравнению с 71 процентом в аналогичном опросе, проведенном в ноябре 2019 года. [71] Однако опрос, проведенный EenVandaag в декабре 2020 года , показал, что 55 процентов опрошенных по-прежнему поддерживают традиционный внешний вид Зварте Пита, 34 процента поддерживают изменение внешнего вида персонажа, а 11 процентов не уверены. Опрос показал, что 78 процентов не считают Зварте Пита расистской фигурой, тогда как 17 процентов считают. Наиболее часто упоминаемой причиной сторонников смены персонажа было желание поставить точку в дискуссии. [72]
В СМИ и популярной культуре
[ редактировать ]Персонаж по имени Нейт ( Марк Прокш ), одетый как Зварте Пит, во время сцены в эпизоде сериала « Офис» (США) в декабре 2012 года . Позже он был удален из Netflix и потокового сервиса NBC Peacock . [39]
Зварте Пит был показан в эпизоде сериала «Робоцып» 2014 года «Кошка на палке». [73]
Голландский комик и политический обозреватель Арьен Любах освещал споры вокруг персонажа во время сегмента 2017 года в своей телепрограмме Zondag Met Lubach . [74]
Персонажи Зварте Пита были показаны в третьем сезоне американского комедийно-драматического телесериала «Атланта» в 2022 году. [75] Пока Альфред ( Брайан Тайри Генри ) и Эрн ( Дональд Гловер ) находятся на гастролях в Амстердаме, они встречают нескольких людей в блэкфейсе, празднующих праздник Святого Николая. [76]
См. также
[ редактировать ]- Спутники Святого Николая – фольклорные персонажи, сопровождающие дароносца.
- Бордер Моррис - Коллекция отдельных местных танцев из Херефордшира, Вустершира и Шропшира.
- Таттамангалам Кутира Вела - Фестиваль черной окраски тела в Керале, Индия.
- Хаджи Фируз - персонаж иранского фольклора, который появляется на улицах к началу Навруза.
- Сиуда-баба - старый польский народный обычай, отмечаемый в пасхальный понедельник.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вермуен, Клео; Шуйлинг, Нинке (4 декабря 2019 г.). «Черный Пит – это прежде всего зеркало духа времени» . Университет Гронингена .
- ^ Jump up to: а б «100 заблуждений развенчаны» . Выгнать Черного Пита . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Форбс, Брюс Дэвид (2007). Рождество: откровенная история . Издательство Калифорнийского университета . п. 54.
Поскольку арабское влияние сохранялось среди испанского населения, у Синтера Клааса был мавританский помощник по имени Зварте Пит, или Черный Питер, сирота, которого иногда изображали в тюрбане и золотой серьге. Альтернативные объяснения его темной кожи заключались в том, что это была сажа, скатившаяся по дымоходам, или что он был изображением дьявола, которого Святой Николай смог победить и заставить служить себе. На протяжении многих лет на ежегодных мероприятиях Зварте Пит изображался человеком с черным лицом, и сегодня некоторые комментаторы культуры раскритиковали легенды и изображения Черного Питера за расовые стереотипы.
- ^ «Сати Питс берет верх, блэкфейс впал в немилость в большинстве городов и поселков» . Голландские новости . 9 ноября 2021 г.
- ^ «Нидерланды» . Центр Святого Николая .
- ^ Эрни Рамакер (3 декабря 2011 г.). «Какое отношение Синтерклаас имеет к германской мифологии?» (на голландском языке). Historianet.nl . Проверено 18 ноября 2013 г.
- ^ «Происхождение американского Рождества» . Артуриана.co.uk . Проверено 18 ноября 2013 г.
- ^ Элен Аделина Гербер (ум. 1929). "huginn and muninn "Мифы скандинавов" из" . Гутенберг.орг . Проверено 26 ноября 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Буй, Фриц (2003). «Лекция со слайдами на тему «В поисках Зварте Пита» (в поисках Зварте Пита)» (на голландском языке). Архивировано из оригинала 12 октября 2011 года . Проверено 29 ноября 2007 г. Альмекиндерс, Яап (2005). «Водан и происхождение праздника Святого Николая» (на голландском языке). Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 года . Проверено 28 ноября 2011 г. Кристина, Карлин (2006). «Святой Николай и традиции празднования его дня рождения» . Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 года . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «Артикель: синтерклаас и германская мифология» (на голландском языке). historet.nl. 3 декабря 2011 года . Проверено 8 декабря 2012 г.
- ^ "Петр и Святой - часто задаваемые вопросы" . Институт Меертенса . Проверено 19 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Ритуалы и традиции Синтерклааса» . jefdejager.nl . Проверено 19 ноября 2013 г.
- ^ Э. Бур-Диркс, «Новый взгляд на Зварте Пита. Историко-художественный ответ на вопрос о происхождении», Volkskundig Bulletin , 19 (1993), стр. 1-35; 2-4, 10, 14.
- ^ В культе святителя Николая и николаевских обычаях на Западе: Культово-географическое и фольклористическое исследование (Дюссельдорф, 1931).
- ^ «Ян Шенкман» (на голландском языке). dbnl.nl. Проверено 28 ноября 2010 г.
- ^ Автобус 2013 , стр. 32, 34, 42–50
- ^ Например: Дж. тер Гаув, в De volksvermaken (Харлем, 1871), стр. 256, описывает древнюю традицию «Zwarte Klazen» в Амстердаме; А. Б. ван Меертен в книге « Reisje Door Het Koningrijk der Nederlanden en het Groot-Hertogdom Luxemburg, voor kinderen» (Амстердам, 1827 г.) описывает (вымышленное?) празднование Святого Николая, на котором Святой появляется «с черным лицом… с кнут и розга в руках его»; а в De Nederlandsche Kindervriend, в gedichtjes voor de welopgevoede jeugd (Амстердам, 1829), стр. 72-74, «Синтерклаас» упоминается как «черный человек», который, как говорят, спускался по дымоходу «с сильным шумом». цепи», которыми он сковывал непослушных детей. Респонденты опроса Института Мертенса в 1943 году писали, что они знали святого Николая «как епископа или как чернокожего человека с цепью на ноге» и «в образе чернокожего человека. В юности епископ был неизвестен». (Й. Хелслут, «Sich verkleiden in der niederländischen Festkultur. Der Fall des 'Zwarte Piet'», Rheinisches Jahrbuch für Volkskunde 26 (2005/2006), стр. 137–153; 141).
- ^ Буй, Фриц (2003). «Лекция со слайдами на тему «В поисках Зварте Пита» (в поисках Зварте Пита)» (на голландском языке). Архивировано из оригинала 12 октября 2011 года . Проверено 29 ноября 2007 г.
- ^ Пескаторе Фриск, Р. (2014) Оспариваемая существенность в представлениях о сообществе, Объект «Zwarte Piet», встроенный в идеи сообщества в Нидерландах. неопубликованная диссертация, Лейденский университет, Лейден.
- ^ « Святой Николай и его слуга» Яна Шенкмана» . Librivox.org. 12 октября 2010 года . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ ван Дуинкеркен, А. (5 декабря 1931 г.). «Синт-Никлаасгоед 1850 (Сюрприз от Тейма для Потгитера)» . Время . стр. 21–22.
- ^ «А те, кто тайно бродил на празднике святителя Николая, вернувшись домой, нашли себе слугу Питермана: сыновей в отцах, мужчин в женах, а служанок в любовницах». («Святитель Николай», Ноев ковчег , 7, 10 (декабрь 1833), стр. 294-299; стр. 296)
- ^ Хелслут, Дж. (ноябрь 2011 г.). «Самое старое известное имя Зварте Пита: Питер-ме-кнехт (1850 г.)» . Цифровой информационный бюллетень Института Мертенса .
- ^ Элко Вервейс, Синтерклаас (Гаага: Мартинус Нийхофф, 1863), стр. 13 . Раб — молодой александриец по имени Адеодат.
- ^ См., например, историю эфиопского раба «Питера» у Антона ван Дуинкеркена, «История Синтерклааса», De Tijd , 21 ноября 1947 г., стр. 3 ; «Святой Николай освободил раба. Из благодарности он добровольно служил Святому Николаю; зовут его Зварте Пит», De Nieuwsgier , 3 декабря 1954 г., с. 3 ; а также, несколько под другим углом, Пак Фольмер, «Как Зварте Пит стал слугой Синтерклааса», De Indische Courant , 29 ноября 1941, с. 19 .
- ^ «На Кюрасао больше не Синтерклаас, а альтернативный детский праздник» . Parool.nl. 20 сентября 2020 г. Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ Лаарховен, Каспер ван (7 ноября 2019 г.). «Черные Питы больше не хотят» . НРК . Проверено 15 ноября 2019 г.
- ^ «Благодаря опыту во Фрисландии сторонники Zwarte Piet считают, что угроза применением насилия окупается» . Фольскрант. 18 ноября 2018 года . Проверено 15 ноября 2019 г.
- ^ «Черные Питы в Бьенкорфе стали золотыми» . РТЛ. 10 августа 2015. Архивировано из оригинала 12 декабря 2015 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ «Хема, как сообщается, постепенно отказывается от Zwarte Piet» . Голландские новости. 26 августа 2014 года . Проверено 2 сентября 2014 г.
- ^ Бранч, Уилфред (4 ноября 2015 г.). «Никелодеон представляет неокрашенных Питов» . НРК . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ «RTL останавливается на Зварте Пите, отныне только Питс с мазками сажи» . РТЛ. 24 октября 2016. Архивировано из оригинала 2 января 2018 года . Проверено 25 октября 2016 г.
- ^ «Святой комитет Заанстада отказывается от прибытия» . Телеграф. 4 октября 2018 г. Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ «1 Милджоэн Шёнен» . Ютуб. 4 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 г. Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ «Блокировщики А7 хотели «только замедлить» демонстрантов, выступающих против Черного Пита » . ОБЪЯВЛЕНИЕ. 9 октября 2018 года . Проверено 15 ноября 2019 г.
- ^ «Amnesty International, депутаты призывают премьер-министра осудить насилие в поддержку Пита» . Голландские новости. 19 ноября 2018 года . Проверено 15 ноября 2019 г. .
- ^ «Рождественский парад в Нидерландах по замене черного макияжа сажей» . Ирландские Таймс. 18 сентября 2018 года . Проверено 15 ноября 2019 г. .
- ^ «Группа протеста Zwarte Piet обвиняет полицию в неспособности обеспечить безопасность» . Голландские новости. 11 ноября 2019 года . Проверено 15 ноября 2019 г. .
- ^ Jump up to: а б «Офис: NBC и Netflix удалили сцену с черным лицом из эпизода «Рождество Дуайта»» . Логово Компьютерщика. 29 июня 2020 г. Проверено 29 сентября 2020 г.
- ^ «Рютте: Я начал по-другому думать о Зварте Пите» . Новости НОС . 5 июня 2020 г. Проверено 31 июля 2020 г.
- ^ «Facebook банит скандального голландского персонажа «Зварте Пита» » . Следующая сеть . 11 августа 2020 г. Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ «Google запретит закопченную замену Зварте Пита как «расовый стереотип» » . DutchNews.nl . 28 октября 2020 г. Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ «Bol.com полностью избавляется от Зварте Пита» . DutchNews.nl . 18 августа 2020 г. Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ «Amazon также запрещает продукцию Zwarte Piet с черным лицом» . DutchNews.nl . 18 августа 2020 г. Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ «Библиотеки удаляют книги со Зварте Питом: «Смолдил не определяет нашу политику» » . DutchNews.nl . 12 ноября 2020 г. . Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ «Аруба запрещает Черного Пита» . DutchNews.nl . 23 июня 2020 г. Проверено 10 января 2024 г.
- ^ «Полиция расследует действия стафорста по поводу действий мафии с черными лицами» . DutchNews.nl . 21 ноября 2021 г. Проверено 10 января 2024 г.
- ^ «Демонстрантов против блэкфейса забрасывали фейерверками и яйцами» . DutchNews.nl . 18 ноября 2023 г. Проверено 10 января 2024 г.
- ^ Блейкли, Эллисон (2001). Чернокожие в голландском мире: эволюция расовых представлений в современном обществе . Издательство Университета Индианы. стр. 48–49. ISBN 9780253214331 .
- ^ «Черный Пит потерял свой блеск» . свадьба.нл . 18 октября 2014 года . Проверено 6 декабря 2015 г.
- ^ Фелисити Морс. «Зварте Пит: оппозиция перерастает в голландскую традицию «расистского Черного Пита»» . Великобритания: Хаффингтон Пост . Проверено 27 октября 2012 г.
- ^ «ООН призывает Нидерланды прекратить изображение персонажа «Черного Пита»» . Нью-Йорк Таймс . 28 августа 2015 года . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ «Рассел Брэнд против Зварте Пита» . Утро . Проверено 17 ноября 2014 г.
- ^ «Что означает твит Ким Кардашьян для имиджа Нидерландов?» . Новости РТЛ . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ «Что думают жители Амстердама о Зварте Пите?» [Что амстердамцы думают о Зварте Пите?] (на голландском языке). 2013 . Проверено 29 ноября 2018 г.
- ^ «Исследовательские новости RTL: Черный Пит должен оставаться черным» . Новости РТЛ . Архивировано из оригинала 12 декабря 2015 года . Проверено 6 декабря 2015 г.
- ^ По данным опроса RTL Nieuws , 81 процент поддержал только исключительно чернокожего Зварте Пита, а еще 10 процентов поддержали большинство Зварте Питов с несколькими покрытыми сажей. Архивировано 12 декабря 2015 года в Wayback Machine.
- ^ Исследовательский проект 2015 года, проведенный национальной газетой Algemeen Dagblad, показал, что в подавляющем большинстве голландских муниципалитетов не будет внесено никаких изменений в традиционный внешний вид персонажа Зварте Пита. Лишь 6 процентов муниципалитетов подошли к упомянутым (далее не уточняемым) изменениям характера .
- ↑ Опрос, проведенный в 2013 году голландской программой общественных новостей EenVandaag, показал, что в каждой голландской провинции подавляющее большинство не поддержало изменения во внешности персонажа Зварте Пита. Самый большой процент сторонников изменения внешности персонажа (девять процентов) был обнаружен в Северной Голландии.
- ^ «Исследование, проведенное муниципалитетом Амстердама в 2012 году, показывает, что большинство респондентов не считают персонажа Зварте Пита расистским или расистским по отношению к другим, но это сильно отличается при сравнении этнических групп» (PDF) . Ois.amsterdam.nl . Проверено 14 января 2019 г.
- ^ «ООН хочет положить конец празднованию Синтерклааса - Внутреннее сообщение | Вы можете прочитать последние новости из Нидерландов на Telegraaf.nl [внутреннее сообщение]» . Telegraaf.nl. 22 октября 2013 года . Проверено 19 декабря 2013 г.
- ^ Исследование 2015 года показывает, что дети воспринимают Зварте Пита как клоуна, а не как чернокожего. NRC Handelsblad, 3 декабря 2015 г.
- ^ «Файлы cookie на Trouw.nl» . свадьба.нл . 18 октября 2014 года . Проверено 6 декабря 2015 г.
- ^ «Черный Пит: сырное лицо частично заменит черное лицо во время голландских праздников» . Независимый . 15 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 7 мая 2022 г. . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ «Исследование: Черный Пит достаточно адаптировался» . Сегодня . 16 ноября 2018 г. . Проверено 30 ноября 2018 г.
- ^ «Исследование: отчет Черного Пита» (PDF) . Сегодня . 15 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала (PDF) 19 февраля 2019 г. . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ Лемменс, Коэн (12 февраля 2017 г.). «Темная сторона «Зварте Пита»: неправильно понятая традиция или замаскированный расизм? Юридический анализ» . Международный журнал по правам человека . 21 (2): 120–141. дои : 10.1080/13642987.2016.1276448 . S2CID 151883117 – через Тейлора и Фрэнсиса+NEJM.
- ^ «Черный Пит: анализ расовой голландской традиции через историю западного создания стереотипов чернокожих народов» .
- ^ Месман, Джуди; Янссен, Софи; ван Росмален, Ленни (20 июня 2016 г.). «Черный Пит глазами голландских детей» . ПЛОС ОДИН . 11 (6): e0157511. Бибкод : 2016PLoSO..1157511M . дои : 10.1371/journal.pone.0157511 . ПМЦ 4913949 . ПМИД 27322583 .
- ^ Пийл, Ивон ван дер; Гулордава, Карина (1 января 2014 г.). «Черный Пит, «самодовольное невежество» и ценность черного тела в постколониальных Нидерландах» . Новый путеводитель по Вест-Индии / Nieuwe West-Indische Gids . 88 (3–4): 262–291. doi : 10.1163/22134360-08803062 – через brill.com.
- ^ «Не только Рютте изменил свое мнение: поддержка традиционного Zwarte Piet упала, - блог Gijs Rademaker» . Сегодня . 17 июня 2020 г. . Проверено 31 июля 2020 г.
- ^ Люббе, Розмари. «Сегодня «Синтерклаас во время короны» » (PDF) . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ «Колорадо превосходит Нидерланды — Робот-цыпленок — Плавание для взрослых» . youtube.com . 20 июня 2014 г.
- ^ «Воскресенье с Любахом: «Дискуссия о Зварте Пите вышла из-под контроля» » . Проверено 10 января 2024 г.
- ^ Сепинволл, Алан (25 марта 2022 г.). « Атланта» начинает третий сезон мрачным и запутанным даблхедером» . Роллинг Стоун . Проверено 29 апреля 2022 г.
- ^ Д'Аддарио, Даниэль (20 марта 2022 г.). « Третий сезон «Атланты» — потрясающий, потрясающий мастер-класс: телеобзор» . Разнообразие . Проверено 29 апреля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бас, Марсель (2013). Zwarte Piet: дискриминационный или увлекательный? . Издательство «Аспект». ISBN 978-9461534095 .

- Синтерклаас
- Христианский фольклор
- Голландский фольклор
- Бельгийский фольклор
- Голландские легендарные существа
- Чернокожие люди в европейском фольклоре
- Голландские слова и фразы
- Помощники Санты
- Вымышленные слуги
- Античерный расизм в Нидерландах
- Праздничные персонажи
- Вымышленные производители игрушек и изобретатели игрушек
- Споры в Нидерландах
- Споры в Бельгии
- Споры, связанные с расой
- Расизм в Бельгии
- Спутники святителя Николая
- Вымышленные испанцы
- Персонажи-менестрели Blackface
- Крампус