Сиуда Баба

Сиуда-баба — это старый польский народный обычай, который отмечается в пасхальный понедельник и сохранился сегодня лишь в нескольких деревнях, окружающих Краков . Образ Сиуда-бабы исполняет местный житель, переодевающийся в бедно одетую женщину с лицом, почерневшим от сажи . Сиуда Баба ходит от дома к дому в сопровождении других персонажей – цыгана и краковчанина (мужчины, одетые в традиционные наряды). Группа посещает дома, собирает пожертвования и мажет лица девушек сажей.
Истоки обычая
[ редактировать ]Традиция призывает к славянским весенним обрядам изгнания зимы. [ 1 ] Легенда рассказывает о языческом храме, который когда-то действовал недалеко от Ледницы Горной . Храм стоял у ручья в святой роще на холме Копцова Гора. Раз в году, ранней весной, жрица, охраняющая священный огонь, покидала стены храма в поисках преемницы. Девушка, которую она выбрала, не могла выкупить себя; поэтому девушки прятались, где могли. Сиуда Баба символизирует жрицу; сажей используется, чтобы очернить лицо Сиуда Бабы, поскольку жрице не разрешалось мыться или покидать храм. Другая интерпретация предполагает, что лицо новой жрицы было зачернено, чтобы обозначить ее как преемницу.
Жители Ледницы Горны называют разные места расположения святого источника и храма: чаще всего это источники реки Леды. [ 2 ] Источники, расположенные в селе, окутаны тайной и редко показываются посторонним. [ 3 ]
Обычай сохранился только в деревнях и городах, окружающих Краков . Позднее к легенде были добавлены христианские элементы, и в результате постановление Сиуда Бабы представлено в пасхальный понедельник в Леднице-Гурне и в соседнем городе Величке . [ 3 ]
Роль Сиуда-бабы исполняет местный житель, который переодевается в лохмотья и красит лицо. Он также носит ожерелье из каштанов или картофеля и большую корзину на спине. Тот же персонаж в «Величке» держит в одной руке большой крест, а в другой — пропитанную сажей кнут и находится один. [ 3 ]
Сиуда Баба ходит от дома к дому в сопровождении еще одного мужчины, переодетого цыганом, и четырех молодых людей в традиционных краковяцких костюмах, хотя это требование не всегда соблюдается. [ 3 ] Сиуда Баба (в Величке) или один из мужчин (в Леднице-Гурне) вооружается тележкой и собирает пожертвования. [ 3 ] Группа гоняется за прохожими, мажет им лица сажей [ 3 ] а иногда и обливать их водой. [ 1 ]
Ритуал
[ редактировать ]

Шествие Сиуда Бабы состоит из восьми или шести человек. [ 3 ] человек – молодые люди в возрасте 20–24 лет: шестеро (или четверо) краковчан , цыган и Сиуда-баба. Прежде чем они отправятся в путь, проводятся приготовления. Группа встречается в доме цыган, где они надевают свои костюмы: краковчане носят традиционную региональную народную одежду; Сиуда-баба – старая грязная юбка, ожерелье из картофеля, каштанов или деревянных бус, шарф, служащий мешочком для коробочки со смесью сажевого лосьона. Цыган носит черные брюки с пришитыми маленькими черными лоскутками, черную рубашку и шляпу. Кнут у цыгана – важный аксессуар: цыган щелкает им, входя в чей-то двор. Лица и ладони и Цыгана, и Сиуда-бабы основательно покрыты сажей. Они везут с собой запас заранее приготовленной смеси лосьона и сажи, которой обмазывают прохожих. Региональные костюмы, которые носят краковцы , раньше изготавливались вручную, но с 1970-х годов их заменили наряды фабричного производства. Нынешние проекты финансируются Европейского Союза фондами развития сельских районов . [ 4 ] Группа тащит тележку, украшенную статуей Иисуса , – место для пожертвований. Телегу готовят местные девушки. [ 3 ]
Обычно поведение происходит по заранее запланированному маршруту, и его возглавляет цыган, который обычно бежит впереди, чтобы как можно скорее добраться до следующего дома. Визит Сиуда-бабы начинается с того, что цыган щелкает кнутом. В зависимости от уровня знакомства гостей и хозяина визит может начаться двумя способами: если хозяева — близкие друзья, мальчики не стесняются войти без явного разрешения.

Если они идут к незнакомым людям, цыган, щелкнув кнутом, вежливо просит хозяев позволить группе войти. Отказ от них может привести к незначительным негативным последствиям: испачкать дверную ручку, почтовый ящик или другие предметы домашнего обихода смесью сажи и лосьона. Если хозяева соглашаются на участие Сиуда Бабы, краковчане начинают петь. Иногда разбирательства происходят во дворе, на крыльце или у дверей. После вступительного вопроса: «Примете ли вы воскресшего Христа?» и если ответ утвердительный, краковчане поют песни на пасхальную тематику, встряхивая тележку и звенящие колокольчики, прикрепленные к поясам.
Искупитель воскрес, Спаситель мира
За одну ночь своей силой он победил ад.
Матерь Господня пошла
на луг за водой...
И вдруг в неожиданный момент в текст песни вставляется строчка о Сиуде Бабе. Внезапно Краковцы поют «Где Сиуда-баба...», и Сиуда-баба врывается в дом и с помощью цыгана мажет всех (особенно девушек, которых следует найти первыми) сажевой смесью. Хозяева дарят уходящей группе кусочек пасхального кулича или другого угощения и кладут в тележку немного денег. Шествие продолжается до позднего вечера. вечер. [ 3 ]
Дети и зрители идут за ней, крича:
Сиуда, красный или пепельный
Ходит с кнутом
Сиуда, красный или пепельный
кнут, кнут – трубочист.
Празднование Сиуда Бабы в наше время
[ редактировать ]
Мужчины, участвующие в разбирательстве, обычно в возрасте 20–24 лет, их мотивирует перспектива развлечься, навещать друзей и собирать пожертвования. Они следуют ряду правил – роли персонажей четко определены, телегу обычно несут те, кто участвует впервые. Роль цыгана часто передается по наследству, и секрет изготовления кнута передается из поколения в поколение, как и умение хорошо его взломать. Участниками процессии Сиуда Бабы могут быть только неженатые мужчины. Когда старший брат, исполнявший роль Цыгана, женится, младший брат наследует роль и учится щелкать кнутом. [ 3 ]
Из-за миграции населения некоторые новые жители Ледницы-Гурны не знакомы с ритуалом. Некоторые с большим энтузиазмом посещают сиуда, рассматривая его как туристическую достопримечательность ; другим это явно не нравится, и они не открывают дверь. Местные жители, хорошо знакомые с этой традицией, верят, что если очернить лицо Сиуда-бабой, это принесет удачу в наступающем году; намазанная девушка может рассчитывать на скорое замужество. Любой, кто будет замечен при попытке очистить сажу, будет снова испачкан.
«Ledniczanie» – Ассоциация Ледница Горна – поддерживает традицию и призывает молодых людей сохранять ее. Сиуда Баба является символом Ледницы Горны и часто появляется на местных изделиях ручной работы.
См. также
[ редактировать ]
- Шмигус-дынгус - Праздник проводится в пасхальный понедельник в Польше и Центральной Европе.
- Смиергуст – польский народный обычай.
- Зварте Пит - спутник Святого Николая в фольклоре Нидерландов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Барбара Огродовска, Обычаи, ритуалы и традиции в Польше . Варшава: Вербинум, 2001, с.
- ^ К. Таргош, Корни и формы театра до 1500 года в перспективе Кракова, Secesja, Краков, 1995, стр. 22.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Юлиан Зинков, Краковские сказки, легенды и обычаи (а также подборка юрских сказок и легенд) . Краков: Издательство Платан, 2004, стр. 216–218.
- ^ «Региональные костюмы для фольклорного ансамбля села Ледница Горна» . www.lednica.wieliczka.eu (на польском языке). Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 г. Проверено 15 ноября 2015 г.