Jump to content

Дзяды

Дзяды
«Дедушки, прадеды, придите к нам!» Изображение ритуала дзядов в Беларуси , Станислав Багеньский.
Наблюдается Поляки , белорусы , украинцы , [1] Литовцы (ныне родноверы и христиане в христианизированной форме )
Тип Языческий, культурный
Значение Общение живых с мертвыми
Торжества Предложение еды предкам
Дата Между последним днем ​​апреля и первым днем ​​мая или в районе весеннего равноденствия (весенние дзяды)
Во-вторых, между последним днем ​​октября и первым днем ​​ноября или в районе осеннего равноденствия (осенние дзяды).
Частота Дважды в год
Связано с Задушки , Радоница , Вечерня , Всесвятье

Дзяды [а] ( горит. «деды, старцы», иногда переводится как « Канун Праотцов» ) — термин в славянском фольклоре, обозначающий духов предков и сборник дохристианских обрядов, ритуалов и обычаев, посвящённых им. Сутью этих ритуалов было «общение живых с умершими», а именно установление связей с душами предков, периодически возвращавшихся в свои жилища из времен своей жизни. [2] Целью ритуальных действий было завоевание благосклонности умерших, которые считались хранителями сферы плодородия. Название «дзяды» использовалось в отдельных диалектах, главным образом, в Польше , Белоруссии , Полесье , России и Украине (иногда также в приграничных районах, например , Подляшье , Смоленской области , Аукштайтии ), но под другими другими названиями ( pomynky , przewody , radonitsa , zaduszki ) существовали очень похожие ритуальные практики, распространенные у славян и балтов , а также во многих европейских и даже неевропейских культурах. [3]

Этимология

[ редактировать ]

В контексте языческого праздника мертвых самое популярное название – «дзиады». Слово «дзиад» происходит от праславянского слова *dědъ (мн.ч. *dědi ), означающего прежде всего «отец отца , отец матери », «старик с почетным положением в семье», « предок ». и «старик». Второе значение — «дух, демон» (ср. польское dziadzi (прилагательное), считающееся эвфемизмом от diabli (прилагательное «дьявол»), dżôd кашубского « злой дух, который угрожает детям, домашний дух», чешского děd «домашнее божество», Русский умер (диалект) „ хорт , домашний дух", Псков , Смоленск : dieý (мн.) "ритуал в честь умерших", украинский Didý (мн.) "тени в углах комнаты (в сумерках)" (разг. ), «день поминовения усопших, День поминовения усопших », белорусский дзьед , дзяды (мн.) «обряд в честь усопших, день поминовения усопших, День поминовения усопших»). связано со вторым значением, т.е. праславянским *дедъка : русская дедка (диалект) "черт, хорт, домашний дух", diedia "дьявол" (например, lesnoj diedia "лесной черт"), праславянское *dedъko : русское dieko "хорт, домашний дух", словацкое dedkovia (мн.) "домашние божества, души предков, духи-хранители дома" , украинский дидко "хорт, дьявол, нечистая/злая сила" или праславянский *dědъkъ : нижнесербский źědki (мн.) " гномы ", чешский дедек "домашнее божество". [4]

В славянской традиции, в зависимости от региона, праздник усопших отмечался не реже двух раз в год. Основными дзядами были так называемые весенние и осенние дзяды :

Ритуалы дзиады

[ редактировать ]
Еда для духов умерших и символизирующие их маски ( крабошки ) — Дзяды 2009, НПС , Мазовецкий храм

В рамках дедушкиных ритуалов необходимо было принять души, приходящие в «этот мир», чтобы заручиться их благосклонностью и в то же время помочь им достичь мира в загробной жизни. Основной обрядовой формой было кормление и поение душ (например, медом, крупой, яйцами, кузницей и водкой) во время особых пиршеств, готовившихся в домах или на кладбищах (непосредственно на могилах). Характерной особенностью этих пиршеств было то, что съедавшие их люди роняли или выливали часть своей еды и напитков на стол, пол или могилу для душ усопших. [5] В некоторых местностях, однако, предкам приходилось также давать возможность искупаться (для этого была приготовлена ​​сауна) и погреться. [6] Это последнее условие выполнялось зажиганием костров, функцию которых иногда объясняют по-разному. Они должны были освещать путь странствующим душам, чтобы они не заблудились и могли провести ночь со своими близкими. [ нужна ссылка ] Остатками этого обычая являются современные свечи, зажигаемые на могилах. [6] Однако огонь – особенно тот, который зажигался на перекрестке – мог иметь и другое значение. Идея заключалась в том, чтобы не допустить рождения демонов (душ людей, внезапно умерших, самоубийц, утонувших и т. д.), которые, как считалось, проявляли чрезвычайную активность в этот период. [6] В некоторых регионах Польши , например в Подгалье , на месте чьей-либо насильственной смерти каждый прохожий обязан был бросить на костер веточку, которую затем каждый год сжигали.

Особую роль в обрядах суфражисток играли нищие, которых во многих регионах называли также дзяды . Такое совпадение названий не было случайным, ведь в фольклоре странников нищие-дзиады рассматривались как посреднические фигуры и связующие с «потусторонним миром». Поэтому люди просили их помолиться за души умерших предков, предлагая взамен еду (иногда специальный ритуальный хлеб, приготовленный по этому случаю) или денежные пожертвования. [7] Передача еды нищим в рамках душевных ритуалов иногда трактуется как форма кормления душ предков, что подтверждается тем, что в некоторых местностях им подавали любимые блюда умерших. [8]

Кладбище в ночь дзяды. Станислав Багенский.

Во время этого праздника действовали многочисленные запреты, касающиеся совершения различных работ и действий, которые могли нарушить или даже поставить под угрозу покой душ на земле. Запрещалось: громкое поведение за столом и внезапное вставание (что могло напугать души), уборка со стола после ужина (чтобы души напитались), выливание воды после мытья посуды через окно (чтобы не пролить остающиеся там души) коптят в печи (так – как считалось – души иногда добирались домой), шьют , ткут или прядут (чтобы не сшить и не связать душу, которая не сможет вернуться в «тот мир» ) или работаю на льне . [8] [5]

Обряд в литературе

[ редактировать ]

Народный обряд дзяды стал источником вдохновения для создания « » Адама Мицкевича , Дзяд центральным мотивом которого являются сцены призыва душ во время деревенского собрания, происходящие в заброшенной часовне на кладбище. Ритуалом руководит Гусларз (Козларз, Гуслар), который проповедует ритуальные формулы и вызывает души умерших в чистилище . Они должны сказать им, что им нужно для спасения, и съесть пищу, которую они для них принесли.

Этнологические и литературоведческие исследования ясно показывают, что в творчестве Мицкевича мы имеем дело со стилизацией. Автор взял многочисленные элементы белорусского фольклора, художественно обработал их и создал оригинальный образ. [9] В действительности, ритуалы дзиады происходили в христианские времена либо в домах, либо на кладбищах у могил предков, либо в местах, связанных архетипически (а зачастую и локально) с прежними культовыми центрами – на холмах, под священными местами. деревья, в местах, считающихся священными (иногда даже у часовен , которые часто строились на месте бывших языческих культов). Ссылки Мицкевича на такие термины, как «чистилище» и « спасение », являются результатом сочетания языческих и христианских обычаев.

Современный праздник

[ редактировать ]
«Дзяды», серебряная памятная монета номиналом 20 рублей.

По сей день в некоторых регионах восточной Польши, Белоруссии, Украины и части России принято нести на могилы умерших символическую трапезу в глиняных горшках. Большинство славянских неоязыческих и родноверских движений также культивируют дзяды. [10] [11] Ежегодно в Кракове традиционная Ренкавка [ pl ] проводится , напрямую связанная с древним обычаем весеннего праздника предков.

Марш на Куропаты в 2009 году.

В Беларуси дзяды начали приобретать все большее значение в конце 1980-х годов и имели особое значение для белорусских католиков , для которых этот день стал символом памяти жертв коммунистического режима. 30 октября 1988 года не властями, а активистами был организован первый массовый митинг в память о жертвах в Беларуси ХХ века. Тогдашние власти, которым это не понравилось, разогнали собрание с помощью милиции . Дзяды перестали быть выходным днем ​​в 1996 году, когда праздник стал ассоциироваться с демократической оппозицией. Сегодня сотни тысяч белорусов берут отпуск по требованию, чтобы почтить память предков 1 и 2 ноября. [12] В 2017 году президент Беларуси Епископской конференции Тадеуш Кондрусевич заявил, что дзяды должны быть выходным днем ​​от работы, вместо Октябрьской революции 7 ноября. Он также поддержал интернет-петицию о предоставлении статуса выходного дня. с работы дедушкам, [13] который уже собрал более 2500 подписей. [14]

Дзиады и христианство

[ редактировать ]

Христианство , с одной стороны, боролось с языческими обрядами, успешно запрещая их, а с другой стороны, пыталось адаптировать некоторые из них в попытке христианизировать их. В случае с дзиадами и католическая, и православная церковь пытались маргинализировать, а затем ликвидировать языческие праздники, вводя на их площади (в одни и те же или близкие моменты годового цикла) христианские праздники и обряды (соответственно, подмечает советник). [ проверьте орфографию ] и суфражистки). Иная стратегия была принята в униатской церкви , которая обязывала священников ходить вместе с сельским населением в свои дзиады и молиться Ангелусу , Радуйся Богородице и другим христианским молитвам. [15] В некоторых регионах униатские священники устраивали на кладбищах специальные крестные ходы, во время которых освящали отдельные могилы и собирали оставленные на них продукты и деньги. [16]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Деды / Виноградова Л. Н., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 45. — ISBN   5-7133-0982-7 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Шиевский 2003 , стр. 210.
  3. ^ Фишер 1923 , с. 15.
  4. ^ Коланкевич 1999 , стр. 6.
  5. ^ Перейти обратно: а б Пьеткевич 1931 , стр. 78-80, З. 3.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Бигелайзен 1929 , с. 343-352.
  7. ^ Гроховский 2009 , стр. 34-37.
  8. ^ Перейти обратно: а б Фишер 1923 , с. 22.
  9. ^ Кшижановский и Войцеховский 1958 , стр. 316-320.
  10. ^ Кейос Решения. «Праздники» . Родная польская церковь . Проверено 29 октября 2020 г.
  11. ^ «Канун Праотцев – Родная Вера – официальный сайт» . Rodzimiara.org.pl . Проверено 29 октября 2020 г.
  12. ^ "Белорусы снова хотят отмечать Дзяды. О новой истории славянского праздника" (на польском языке). naviny.belsat.eu . Проверено 29 октября 2020 г.
  13. ^ «Архиепископ Кондрусевич: Вместо годовщин революции – Сочельник и Всех Святых» (на польском языке). naviny.belsat.eu . Проверено 29 октября 2020 г.
  14. ^ «Сделать Дедушки нерабочим днем ​​– дать возможность почтить предков!» (на белорусском языке). Сделайте Дедов нерабочим днем ​​– дайте возможность почтить предков! |. Архивировано из оригинала 02.11.2020 . Проверено 29 октября 2020 г.
  15. ^ Свяневичова 1961 , стр. 141-142.
  16. ^ Пигонь 1966 , с. 70-71.

Библиография

[ редактировать ]
  • Фишер, Адам (1923). День мертвых . Львов: Музей Семья Дзедушицких.
  • Петкевич, Чеслав (1931). «Они умерли в верованиях белорусов». Варшавский дневник . 2–3 .
  • Бигелайзен, Хенрик (1929). У колыбели, перед алтарем, над могилой . Львов: Ставропигический институт.
  • Шиевский, Анджей (2003). Религия славян . Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN  83-7318-205-5 .
  • Кржижановский, Юлиан ; Войцеховский, Рышард (1958). «Канун предков «Каунас-Вильнюс». В Вантовской, Мария (ред.). Народность в Мицкевиче: коллективный труд . Варшава: Государственный издательский институт PIW .
  • Свяневичова, Олимпия (1961). «Канун белорусских прадедов». Ежегодник Польского научного общества за рубежом . 21 .
  • Свяневичова, Олимпия (2018). Харитонюк-Мичей, Гражина (ред.). Интерпретация произведения Мицкевича «Предотчий вечер» на основе сокровищницы белорусской культуры . Торунь: Этнографический музей. Мария Знамеровская-Прюфферова в Торуни. ISBN  9788361891215 .
  • Ковальска-Левицка, Анна (1994). «Мертвые среди нас. О общении мертвых с живыми». Ежегодник Этнографического музея в Кракове . 9 .
  • Коланкевич, Лешек (1999). Дзяды. Театр Дня Мертвых . Гданьск: Территории слова/изображения. ISBN  8387316393 .
  • Гроховский, Петр (2009). Дзяды. Рассказ о странствующих нищих и их песнях . Торунь: Издательство Университета Николая Коперника . ISBN  978-83-231-2383-5 .
  • Пигонь, Станислав (1966). «Волынские провода. Весенний день мертвецов». Деревья и вчерашний день: среди вопросов культуры и литературы . Литературное издательство.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4c4c5f54b9e4f8398db15517359dfc72__1720917060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/72/4c4c5f54b9e4f8398db15517359dfc72.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dziady - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)