Jump to content

Svarog

Svarog
Бог огня, кузнечное дело
создатель Солнца
Животные Рарог ?
Генеалогия
Дети Svarozhits , Dazhbog
Эквиваленты
Греческий эквивалент Гефест
Римский эквивалент Вулкан
Этрусский эквивалент Сетланы

Svarog [ а ] — славянский бог огня и кузнечного дела , который когда-то интерпретировался как бог неба на основании этимологии, отвергаемой современной наукой. Он упоминается только в одном источнике — « Первой летописи» , что проблематично в интерпретации. Он представлен там как славянский эквивалент греческого бога Гефеста . Значение его имени связано с огнем. Он отец Дажбога и Сварожицы .

Этимология

[ редактировать ]

Теоним Сварог представлен в нескольких формах . В Первой летописи есть Соварога ( Соварога ), Сварогъ ( Сварогу ), Сварогом ( Сварогом ) и Сварога ( Сварога ). Софийский хронограф [ б ] имеет Сваро г ( Фунт г ) и Сваро же ( Фунт час ). [ 1 ]

Этимология огня была одной из первых предложенных словенским лингвистом Францом Миклошичем (1875), который объяснил теоним Сварог как состоящий из основы свар («тепло», «свет») и суффикса -ог . Сама основа svar произошла от более раннего слова *sur «сияющий». [ 2 ]

Эту этимологию поддерживают и современные лингвисты и этимологи, но этимологию основы свар можно объяснить и по-другому. Корень свар происходит от праславянского *sъvarъ , который состоит из приставки *sъ-, означающей «добрый, (свой) собственный», и основы *varъ «огонь, тепло», [ 3 ] которое продолжается, например, старославянским варъ, вару («жара»), [ 3 ] или древневосточнославянское варъ, varٔ «солнечная жара, палящая жара, зной» [ 4 ] (от праиндоевропейского *wār- «тепло» [ 3 ] ). Затем этот корень был расширен суффиксом *-ogъ , который не имеет конкретной функции. [ 3 ] Имя нарицательное *съварогъ «добро, собственный огонь, тепло» было затем перенесено в имя бога из-за его функции божественного кузнеца, бога, владеющего огнем, работающего с огнем. [ 5 ]

Основа *съваръ также является источником слов, связанных с кузнечным делом. Некоторые примеры: древневосточнославянское «сварити», «сварити» «ковать что-либо при высокой температуре», [ 6 ] Старопольское zwarzyć «сварить, соединить два куска железа», [ 7 ] и современные русские и словенские слова (например, сварить, сварить , варити, «плавить», «сваривать»). [ 8 ] [ 6 ]

Некоторые исследователи, в том числе Александр Брюкнер [ 9 ] и Ватрослав Ягич , [ 10 ] предположили, что название произошло от слова свар, означающего «спор, разногласие», или глагола сварити «ссориться». Брюкнер перевел этот теоним буквально как «спорщик, скандалист», что также ассоциировалось с огнем. [ 9 ] Однако эта этимология подверглась критике. [ 5 ]

В более ранних исследованиях преобладала точка зрения, что корень свар был заимствован из индоиранского языка (например, из санскрита स्वर्, свар «сияние», «небо», «солнце»), но в настоящее время эта этимология отвергается из-за фонетические трудности. [ 10 ] [ 5 ]

Наследие

[ редактировать ]

После христианизации Сварог сохранился в топонимике и лексике. В Болгарии это города Сва́рог, Сварог , Сва́рошка бара, Сварошка бара , в Чехии — это гора Сварох , и сербское название Зварогк . Брюкнер также добавил сюда польский город Сварожин , основываясь на записи на немецком латыни Сварожино от 1205 года: [ 11 ] но первоначальная запись была Сварожина и датирована 1305 годом, поэтому ее следует читать как Свароцино , от личного имени Сварота , или, как указывают другие записи, город назывался Сварышево , от личного имени Свариш . Современные обозначения Сварожин следует рассматривать как ложную транскрипцию. [ 3 ]

устаревшее слово сварог, означающее «огонь » и «кузнец». В русском диалекте (новгородском) сохранилось [ 5 ] Румынское , а исходное слово слово сфарог , означающее «что-то сгоревшее, обугленное, высушенное», вероятно, было заимствовано из неопределенного южнославянского языка , вероятно, болгарского реконструировано как *сварогъ . [ 6 ]

Svarog-Svarozhits

[ редактировать ]

бог по имени Сварожиц В источниках фигурирует и . Некоторые ученые предполагают, что Сварожиц означает «молодой Сварог» или является уменьшительным от Сварога . Аргумент в пользу существования только одного бога основан на том факте, что в сербско-хорватском языке суффикс -ić означает «молодой» или «маленький» (например, Джурджич не «сын Джурджо», а «маленький Джурджо»). . [ 12 ] Брюкнер также считал, что литовцы ласково называли своих богов, например Perkune dievaite, что означает «маленький бог Перкун », а не «бог Перкун». [ 13 ] Однако большинство ученых не согласны с такой интерпретацией. [ 10 ] [ 14 ] [ 15 ] Суффикс -its , -ich (от праславянского *-iťь ) чаще всего является суффиксом отчества (например, польский pan 'мастер' → Panicz 'сын хозяина'). На родственные отношения Сварога и Сварожицы указывают и рассказы об этих богах. [ 12 ]

Источники

[ редактировать ]

Единственный источник, в котором упоминается Сварог, — славянский перевод Летописи ( Хронографии ) Иоанна Малалы , помещенный в Первичную летопись под 1114 годом. В этом переводе в глоссах греческий бог огня и кузнечного дела Гефест переводится как Сварог. , а его сын, бог Солнца Гелиос , переводится как Дажьбог (глоссы выделены курсивом [ 16 ] ):

А после потопа и разделения языков первым царствовал Местром из рода Кама , после него Гермес , после него Гефест , которого египтяне называют Сварогом . Во время правления этого Гефеста в Египте, во время его правления, с неба упали щипцы и он начал ковать оружие, как и прежде, что били друг друга палками и камнями. Этот Гефест установил закон, согласно которому женщины должны выходить замуж за холостого мужчину и вести себя целомудренно, и приказал наказать тех, кто совершил прелюбодеяние. По этой причине его еще называли богом Сварогом, как и прежде этого женщины блудили с кем хотели и блудили со скотом. Если они рожали ребенка, то отдавали его кому хотели: «Вот ваш ребенок». И человек устроил пир и принял его. Но Гефест устранил этот закон и постановил, что мужчина должен иметь одну жену, а женщина должна выходить замуж за холостого мужчину, и что если кто нарушит (этот закон), то его следует бросить в огненную печь; вот почему его назвали Сварогом , и египтяне благословили его. А после него царствовал его сын, по имени Сунь , известный как Дажьбог , семь тысяч четыреста семьдесят дней, что составляет двадцать с половиной лет. Потому что ни египтяне (ни) другие считать не умели; одни считали по луне, другие считали годы по дням; цифра в 12 месяцев стала известна позже, с того времени, как люди начали платить налог императорам. Император Солнце, сын Сварога, он же Дажбог , был сильным человеком. Услышав от кого-то, что некая египтянка, богатая и уважаемая, что кто-то желает с ней прелюбодействовать, он искал ее, чтобы схватить ее, чтобы она не преступила закона отца своего Сварога . Взяв с собой некоторых из своих людей, выяснив ночью момент, в который произойдет прелюбодеяние, он удивил ее и не застал с нею ее мужа, а нашел ее лежащей с другим, с тем, с кем она хотела. Он схватил ее, подверг пыткам, приказал возить по стране за позор и обезглавил ее возлюбленного. И жизнь была чиста во всем Египте, и стали славить Его. [ 16 ]

Этот источник проблематичен по нескольким причинам. Первая проблема — место и время включения глосс о Свароге и Дажьбоге в славянский перевод « Хронографии» . [ 17 ] X века Некоторые ученые полагают, что эти глоссы взяты из болгарского переводчика «Хронографии» (первого славянского перевода вообще), а некоторые ученые предполагают, что глоссы были добавлены русинским переписчиком. Александр Брюкнер поддержал этот тезис, добавив, что в болгарских текстах не упоминается славянское или тюркское язычество в Болгарии. Ватрослав Ягич предположил, что глоссы были написаны в Новгороде, поскольку перевод «Хронографии» содержит также упоминания о литовском язычестве , чего не смог сделать болгарский переводчик. Обратной стороной этой теории является то, что глоссы должны были быть написаны до 1118 года (вероятно, именно тогда они впервые попали в составление « Первой летописи» ), а в XI веке русинские писатели не интересовались литовским язычеством из-за слаборазвитости контакты с Литвой. По этой причине Вильо Мансикка предположил, что балтийские интерполяции и глоссы вошли в перевод в 1262 году в Литве или Западной Руси. Однако это объяснение вызывает некоторые возражения: Сварог не упоминается ни в каких других русских источниках (в отличие от Дажьбога), а также он опущен Никон в своем списке божеств, которым поклонялся Владимир Великий . По мнению Хенрика Ловмяньского , который отождествлял Сварожица с Дажьбогом, аргументом в пользу болгарского происхождения глосс является тот факт, что в этих глоссах Дажбог назван «сыном Сварога» - в болгарском языке отчество суффикс -ic , -ič. забыт , так что Дажбога нельзя было назвать просто Сварожцем. Если признать булгарское происхождение глосс, то Сварога также следует считать южнославянским богом, а не восточнославянским . [ 18 ]

Вторая проблема заключается в том, что неясно, какие сведения в глоссах относятся к славянской мифологии , а какие к греческой . [ 17 ] Согласно глоссам, Сварог — это: (1) славянский эквивалент Гефеста , греческого бога огня и кузнечного дела, (2) отец Дажбога и (3) создатель моногамии . По мнению Анджея Шиевского, миф о прелюбодейной жене соответствует Гефесту (славяне-язычники были полигамны [ 19 ] ), тогда как миф о боге-кузнеце как отце Солнца нигде в греческой мифологии не встречается. [ 17 ] Ловмянский считал, что Гефест был переведен как Сварог не из-за его связи с огнем и кузнечным делом, а именно потому, что он был отцом Солнца. [ 14 ] Брюкнер и Дмитрий Оболенский интерпретировали это сообщение как искаженный миф о боге-кузнеце, который выковал солнечный диск. На такое родство может указывать балтийская параллель, где Телиавелис кует солнце и бросает его на небо. [ 17 ]

Интерпретации

[ редактировать ]
Сварог , Марек Япония, 2013 г.

Поскольку неясно, в какой степени можно использовать фрагментарный перевод Хронографии , а также из-за единственного источника о Свароге, а также неопределенных сведений в фольклоре, интерпретация этого бога проблематична. Некоторые учёные даже предположили, что Сварог был создан из образа Сварожицы и никогда не существовал в верованиях славян. [ 20 ]

Бог огня, кузнечного дела, солнца

[ редактировать ]

Чешские историки Мартин Питро и Петр Вокач считают, что Сварог – это бог, отошедший на второй план после сотворения мира, но в то же время являющийся небесным кузнецом и богом Солнца. [ 21 ]

Возможно, Сварог перекликается с мифологией северной Европы: кузнец в скандинавской и балтийской мифологии кует оружие для громовержца, и, как и в финской мифологии, бог-кузнец Ильмаринен является создателем Солнца, неба и многих чудесных предметов. Бог-кузнец также сражается с силами хаоса, защищая свое творение. [ 22 ]

Александр Гейстор интерпретировал Сварога как небесный огонь (солнце), Перуна как атмосферный огонь (молнию), а Сварожица-Дажьбога как земной огонь (огонь). [ 23 ]

Иржи Дында отвергает понимание Сварога как верховного божества неба или божества типа deus otiousus и указывает, что в источнике Сварог, или, скорее, его прообраз, не несет в себе признаков такого божества, за исключением отцовства солнечное божество, которое он считает второстепенным признаком. Вместо этого он сравнивает его с фигурой волшебника и богатыря Волха Всеславьевича из русских подписей, а также с древними кузнецами, которые в русском фольклоре изготавливают оружие для богатырей и сваривают волосы мужчин и женщин, символически соединяя их в браке, к которым относятся , например, слепой отец богатыря Святогора . [ 20 ]

Не исключено, что Сварог каким-то образом связан с мифологической птицей Рарогом ( балобаном ), возможно, на основании табу, на которое указывает Роман Якобсон . В ведизме Индру иногда называют Индра Вритрахан , «Индра, победитель Вритры ». В иранской версии этого мотива Веретрагна превращается в сокола Вархагана во время его дуэли с Вритрой. Чешский Рарох , Рарах — щедрое, но мстительное демоническое существо, связанное с костром, принимающее облик птицы или дракона, с телом и волосами пламени, которое вылетает через дымоход в виде огненного шара или вихря. Он указывает на балто-славянский мотив: имена raróg , rarok на польском языке, jarog на чешском языке и raragas или vanagas на литовском языке относятся к птице со светящимися глазами. [ 24 ]

Небо хорошо

[ редактировать ]

На основе солнечной и небесной этимологии Сварог часто интерпретируется как небесное божество-творец, роль которого в культовой мифологии упускалась из виду. Сварог должен был быть наследником гипотетического протоиндоевропейца *Дыха . В этом случае он соответствовал бы таким божествам, как ведический Дьяус или балтийские Диевы , а также греческому Зевсу или римскому Юпитеру — однако последние два божества приняли характеристики громовержца и заняли важное место в своих пантеонах. .

Михал Тера интерпретирует Сварога как аналог ведийского бога неба Дьяуса, который, по некоторым данным, является отцом бога огня Агни -Сварожица и бога солнца Сурьи -Дажьбога. Он также связывает его с мистической фигурой Святогора , место которого в былинах занимает Илья Муромец , наследник Перуна – по словам Теры, описанный как уставший, вес которого не может вынести земля, и он сравнивает этот последний мотив с мифическим разделением Неба. и Земля, которая необходима, чтобы привести мир в порядок. Он также считает, что Сварог появляется в мифах о сотворении мира . [ 25 ]

Ловмяньский разработал теорию, согласно которой культ протоиндоевропейского бога *Дыха развивался у славян в двух формах: в форме Сварога у западных славян и в форме Перуна у восточных славян . Впоследствии культ Сварога должен был быть перенесен в VI веке сербами и хорватами от западных славян на Балканы . [ 26 ]

Примечания
  1. ^ Old East Slavic : Сваро́гъ
    Russian : Сварог [svɐˈrok] )
  2. ^ Более поздняя компиляция.
Ссылки

Библиография

[ редактировать ]
  • Альварес-Педроса, Джон Энтони (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN  978-90-04-44138-5 .
  • Борисов, Константин Лео (2014). «Неиранское происхождение восточнославянского бога Хурсу/Хорса» . Студия Мифологика Славика . 17 :9–36. дои : 10.3986/sms.v17i0.1491 . ISSN   1581-128Х .
  • Брюкнер, Александр (1985). Славянская мифология (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN  8301062452 .
  • Dal, Vladimir (1863). Толковый словарь живаго великорускаго языка В. И. Даля (in Russian). Vol. 1: А-З. Moscow: Общество любителей российской словесности.
  • Дында, Иржи (2019). Славянское язычество в средневековых русских проповедях (на чешском языке). Красная церковь: Скрипторий. ISBN  978-80-88013-87-7 .
  • Гейстор, Александр (2006). Мифология славян (на польском языке). Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN  978-83-235-0234-0 .
  • Ловмяньский, Генрих (1979). Религия славян и ее упадок, VI-XII вв. (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN  83-01-00033-3 .
  • Лучинский, Михал (2020). Боги древних славян. Ономастическое исследование (на польском языке). Кельце: Кельцкое научное общество. ISBN  978-83-60777-83-1 .
  • Миклошич, Франк (1875). Сравнительная грамматика славянских языков (на немецком языке). Том 2. Виден. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Нидерле, Любор (1924). Славянские древности (на чешском языке). Том. 1: Культурный раздел (2-е изд.). Прага. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Питро, Мартин; Вокач, Петр (2002). Боги древних славян (на чешском языке). Прага: ISV. ISBN  80-85866-91-9 .
  • Шиевский, Анджей (2003). Религия славян (на польском языке). Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN  83-7318-205-5 .
  • Тера, Михал (2009). Перун: Бог грома (на чешском языке). Красный Костелец: Павел Мерварт. ISBN  978-80-86818-82-5 .
  • Vasmer, Max (1986). "Сварог" . Этимологический словарь русского языка (in Russian). Vol. 3. Translated by Trubachyov, Oleg (2 ed.). Moscow: Progress. pp. 569–570.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2b051c29baad1fcf465ff63402a563a8__1722356220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/a8/2b051c29baad1fcf465ff63402a563a8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Svarog - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)