Svarog
Svarog | |
---|---|
Бог огня, кузнечное дело создатель Солнца | |
Животные | Рарог ? |
Генеалогия | |
Дети | Svarozhits , Dazhbog |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Гефест |
Римский эквивалент | Вулкан |
Этрусский эквивалент | Сетланы |
Svarog [ а ] — славянский бог огня и кузнечного дела , который когда-то интерпретировался как бог неба на основании этимологии, отвергаемой современной наукой. Он упоминается только в одном источнике — « Первой летописи» , что проблематично в интерпретации. Он представлен там как славянский эквивалент греческого бога Гефеста . Значение его имени связано с огнем. Он отец Дажбога и Сварожицы .
Этимология
[ редактировать ]Теоним Сварог представлен в нескольких формах . В Первой летописи есть Соварога ( Соварога ), Сварогъ ( Сварогу ), Сварогом ( Сварогом ) и Сварога ( Сварога ). Софийский хронограф [ б ] имеет Сваро г ( Фунт г ) и Сваро же ( Фунт час ). [ 1 ]
Этимология огня была одной из первых предложенных словенским лингвистом Францом Миклошичем (1875), который объяснил теоним Сварог как состоящий из основы свар («тепло», «свет») и суффикса -ог . Сама основа svar произошла от более раннего слова *sur «сияющий». [ 2 ]
Эту этимологию поддерживают и современные лингвисты и этимологи, но этимологию основы свар можно объяснить и по-другому. Корень свар происходит от праславянского *sъvarъ , который состоит из приставки *sъ-, означающей «добрый, (свой) собственный», и основы *varъ «огонь, тепло», [ 3 ] которое продолжается, например, старославянским варъ, вару («жара»), [ 3 ] или древневосточнославянское варъ, varٔ «солнечная жара, палящая жара, зной» [ 4 ] (от праиндоевропейского *wār- «тепло» [ 3 ] ). Затем этот корень был расширен суффиксом *-ogъ , который не имеет конкретной функции. [ 3 ] Имя нарицательное *съварогъ «добро, собственный огонь, тепло» было затем перенесено в имя бога из-за его функции божественного кузнеца, бога, владеющего огнем, работающего с огнем. [ 5 ]
Основа *съваръ также является источником слов, связанных с кузнечным делом. Некоторые примеры: древневосточнославянское «сварити», «сварити» «ковать что-либо при высокой температуре», [ 6 ] Старопольское zwarzyć «сварить, соединить два куска железа», [ 7 ] и современные русские и словенские слова (например, сварить, сварить , варити, «плавить», «сваривать»). [ 8 ] [ 6 ]
Некоторые исследователи, в том числе Александр Брюкнер [ 9 ] и Ватрослав Ягич , [ 10 ] предположили, что название произошло от слова свар, означающего «спор, разногласие», или глагола сварити «ссориться». Брюкнер перевел этот теоним буквально как «спорщик, скандалист», что также ассоциировалось с огнем. [ 9 ] Однако эта этимология подверглась критике. [ 5 ]
В более ранних исследованиях преобладала точка зрения, что корень свар был заимствован из индоиранского языка (например, из санскрита स्वर्, свар «сияние», «небо», «солнце»), но в настоящее время эта этимология отвергается из-за фонетические трудности. [ 10 ] [ 5 ]
Наследие
[ редактировать ]После христианизации Сварог сохранился в топонимике и лексике. В Болгарии это города Сва́рог, Сварог , Сва́рошка бара, Сварошка бара , в Чехии — это гора Сварох , и сербское название Зварогк . Брюкнер также добавил сюда польский город Сварожин , основываясь на записи на немецком латыни Сварожино от 1205 года: [ 11 ] но первоначальная запись была Сварожина и датирована 1305 годом, поэтому ее следует читать как Свароцино , от личного имени Сварота , или, как указывают другие записи, город назывался Сварышево , от личного имени Свариш . Современные обозначения Сварожин следует рассматривать как ложную транскрипцию. [ 3 ]
устаревшее слово сварог, означающее «огонь » и «кузнец». В русском диалекте (новгородском) сохранилось [ 5 ] Румынское , а исходное слово слово сфарог , означающее «что-то сгоревшее, обугленное, высушенное», вероятно, было заимствовано из неопределенного южнославянского языка , вероятно, болгарского реконструировано как *сварогъ . [ 6 ]
Svarog-Svarozhits
[ редактировать ]бог по имени Сварожиц В источниках фигурирует и . Некоторые ученые предполагают, что Сварожиц означает «молодой Сварог» или является уменьшительным от Сварога . Аргумент в пользу существования только одного бога основан на том факте, что в сербско-хорватском языке суффикс -ić означает «молодой» или «маленький» (например, Джурджич не «сын Джурджо», а «маленький Джурджо»). . [ 12 ] Брюкнер также считал, что литовцы ласково называли своих богов, например Perkune dievaite, что означает «маленький бог Перкун », а не «бог Перкун». [ 13 ] Однако большинство ученых не согласны с такой интерпретацией. [ 10 ] [ 14 ] [ 15 ] Суффикс -its , -ich (от праславянского *-iťь ) чаще всего является суффиксом отчества (например, польский pan 'мастер' → Panicz 'сын хозяина'). На родственные отношения Сварога и Сварожицы указывают и рассказы об этих богах. [ 12 ]
Источники
[ редактировать ]Единственный источник, в котором упоминается Сварог, — славянский перевод Летописи ( Хронографии ) Иоанна Малалы , помещенный в Первичную летопись под 1114 годом. В этом переводе в глоссах греческий бог огня и кузнечного дела Гефест переводится как Сварог. , а его сын, бог Солнца Гелиос , переводится как Дажьбог (глоссы выделены курсивом [ 16 ] ):
А после потопа и разделения языков первым царствовал Местром из рода Кама , после него Гермес , после него Гефест , которого египтяне называют Сварогом . Во время правления этого Гефеста в Египте, во время его правления, с неба упали щипцы и он начал ковать оружие, как и прежде, что били друг друга палками и камнями. Этот Гефест установил закон, согласно которому женщины должны выходить замуж за холостого мужчину и вести себя целомудренно, и приказал наказать тех, кто совершил прелюбодеяние. По этой причине его еще называли богом Сварогом, как и прежде этого женщины блудили с кем хотели и блудили со скотом. Если они рожали ребенка, то отдавали его кому хотели: «Вот ваш ребенок». И человек устроил пир и принял его. Но Гефест устранил этот закон и постановил, что мужчина должен иметь одну жену, а женщина должна выходить замуж за холостого мужчину, и что если кто нарушит (этот закон), то его следует бросить в огненную печь; вот почему его назвали Сварогом , и египтяне благословили его. А после него царствовал его сын, по имени Сунь , известный как Дажьбог , семь тысяч четыреста семьдесят дней, что составляет двадцать с половиной лет. Потому что ни египтяне (ни) другие считать не умели; одни считали по луне, другие считали годы по дням; цифра в 12 месяцев стала известна позже, с того времени, как люди начали платить налог императорам. Император Солнце, сын Сварога, он же Дажбог , был сильным человеком. Услышав от кого-то, что некая египтянка, богатая и уважаемая, что кто-то желает с ней прелюбодействовать, он искал ее, чтобы схватить ее, чтобы она не преступила закона отца своего Сварога . Взяв с собой некоторых из своих людей, выяснив ночью момент, в который произойдет прелюбодеяние, он удивил ее и не застал с нею ее мужа, а нашел ее лежащей с другим, с тем, с кем она хотела. Он схватил ее, подверг пыткам, приказал возить по стране за позор и обезглавил ее возлюбленного. И жизнь была чиста во всем Египте, и стали славить Его. [ 16 ]
Этот источник проблематичен по нескольким причинам. Первая проблема — место и время включения глосс о Свароге и Дажьбоге в славянский перевод « Хронографии» . [ 17 ] X века Некоторые ученые полагают, что эти глоссы взяты из болгарского переводчика «Хронографии» (первого славянского перевода вообще), а некоторые ученые предполагают, что глоссы были добавлены русинским переписчиком. Александр Брюкнер поддержал этот тезис, добавив, что в болгарских текстах не упоминается славянское или тюркское язычество в Болгарии. Ватрослав Ягич предположил, что глоссы были написаны в Новгороде, поскольку перевод «Хронографии» содержит также упоминания о литовском язычестве , чего не смог сделать болгарский переводчик. Обратной стороной этой теории является то, что глоссы должны были быть написаны до 1118 года (вероятно, именно тогда они впервые попали в составление « Первой летописи» ), а в XI веке русинские писатели не интересовались литовским язычеством из-за слаборазвитости контакты с Литвой. По этой причине Вильо Мансикка предположил, что балтийские интерполяции и глоссы вошли в перевод в 1262 году в Литве или Западной Руси. Однако это объяснение вызывает некоторые возражения: Сварог не упоминается ни в каких других русских источниках (в отличие от Дажьбога), а также он опущен Никон в своем списке божеств, которым поклонялся Владимир Великий . По мнению Хенрика Ловмяньского , который отождествлял Сварожица с Дажьбогом, аргументом в пользу болгарского происхождения глосс является тот факт, что в этих глоссах Дажбог назван «сыном Сварога» - в болгарском языке отчество суффикс -ic , -ič. забыт , так что Дажбога нельзя было назвать просто Сварожцем. Если признать булгарское происхождение глосс, то Сварога также следует считать южнославянским богом, а не восточнославянским . [ 18 ]
Вторая проблема заключается в том, что неясно, какие сведения в глоссах относятся к славянской мифологии , а какие к греческой . [ 17 ] Согласно глоссам, Сварог — это: (1) славянский эквивалент Гефеста , греческого бога огня и кузнечного дела, (2) отец Дажбога и (3) создатель моногамии . По мнению Анджея Шиевского, миф о прелюбодейной жене соответствует Гефесту (славяне-язычники были полигамны [ 19 ] ), тогда как миф о боге-кузнеце как отце Солнца нигде в греческой мифологии не встречается. [ 17 ] Ловмянский считал, что Гефест был переведен как Сварог не из-за его связи с огнем и кузнечным делом, а именно потому, что он был отцом Солнца. [ 14 ] Брюкнер и Дмитрий Оболенский интерпретировали это сообщение как искаженный миф о боге-кузнеце, который выковал солнечный диск. На такое родство может указывать балтийская параллель, где Телиавелис кует солнце и бросает его на небо. [ 17 ]
Интерпретации
[ редактировать ]
Поскольку неясно, в какой степени можно использовать фрагментарный перевод Хронографии , а также из-за единственного источника о Свароге, а также неопределенных сведений в фольклоре, интерпретация этого бога проблематична. Некоторые учёные даже предположили, что Сварог был создан из образа Сварожицы и никогда не существовал в верованиях славян. [ 20 ]
Бог огня, кузнечного дела, солнца
[ редактировать ]Чешские историки Мартин Питро и Петр Вокач считают, что Сварог – это бог, отошедший на второй план после сотворения мира, но в то же время являющийся небесным кузнецом и богом Солнца. [ 21 ]
Возможно, Сварог перекликается с мифологией северной Европы: кузнец в скандинавской и балтийской мифологии кует оружие для громовержца, и, как и в финской мифологии, бог-кузнец Ильмаринен является создателем Солнца, неба и многих чудесных предметов. Бог-кузнец также сражается с силами хаоса, защищая свое творение. [ 22 ]
Александр Гейстор интерпретировал Сварога как небесный огонь (солнце), Перуна как атмосферный огонь (молнию), а Сварожица-Дажьбога как земной огонь (огонь). [ 23 ]
Иржи Дында отвергает понимание Сварога как верховного божества неба или божества типа deus otiousus и указывает, что в источнике Сварог, или, скорее, его прообраз, не несет в себе признаков такого божества, за исключением отцовства солнечное божество, которое он считает второстепенным признаком. Вместо этого он сравнивает его с фигурой волшебника и богатыря Волха Всеславьевича из русских подписей, а также с древними кузнецами, которые в русском фольклоре изготавливают оружие для богатырей и сваривают волосы мужчин и женщин, символически соединяя их в браке, к которым относятся , например, слепой отец богатыря Святогора . [ 20 ]
Не исключено, что Сварог каким-то образом связан с мифологической птицей Рарогом ( балобаном ), возможно, на основании табу, на которое указывает Роман Якобсон . В ведизме Индру иногда называют Индра Вритрахан , «Индра, победитель Вритры ». В иранской версии этого мотива Веретрагна превращается в сокола Вархагана во время его дуэли с Вритрой. Чешский Рарох , Рарах — щедрое, но мстительное демоническое существо, связанное с костром, принимающее облик птицы или дракона, с телом и волосами пламени, которое вылетает через дымоход в виде огненного шара или вихря. Он указывает на балто-славянский мотив: имена raróg , rarok на польском языке, jarog на чешском языке и raragas или vanagas на литовском языке относятся к птице со светящимися глазами. [ 24 ]
Небо хорошо
[ редактировать ]На основе солнечной и небесной этимологии Сварог часто интерпретируется как небесное божество-творец, роль которого в культовой мифологии упускалась из виду. Сварог должен был быть наследником гипотетического протоиндоевропейца *Дыха . В этом случае он соответствовал бы таким божествам, как ведический Дьяус или балтийские Диевы , а также греческому Зевсу или римскому Юпитеру — однако последние два божества приняли характеристики громовержца и заняли важное место в своих пантеонах. .
Михал Тера интерпретирует Сварога как аналог ведийского бога неба Дьяуса, который, по некоторым данным, является отцом бога огня Агни -Сварожица и бога солнца Сурьи -Дажьбога. Он также связывает его с мистической фигурой Святогора , место которого в былинах занимает Илья Муромец , наследник Перуна – по словам Теры, описанный как уставший, вес которого не может вынести земля, и он сравнивает этот последний мотив с мифическим разделением Неба. и Земля, которая необходима, чтобы привести мир в порядок. Он также считает, что Сварог появляется в мифах о сотворении мира . [ 25 ]
Ловмяньский разработал теорию, согласно которой культ протоиндоевропейского бога *Дыха развивался у славян в двух формах: в форме Сварога у западных славян и в форме Перуна у восточных славян . Впоследствии культ Сварога должен был быть перенесен в VI веке сербами и хорватами от западных славян на Балканы . [ 26 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Old East Slavic : Сваро́гъ
Russian : Сварог [svɐˈrok] ) - ^ Более поздняя компиляция.
- Ссылки
- ^ Лучинский 2020 , стр. 91.
- ^ Миклошич 1875 , с. 9, 283.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лучинский 2020 , стр. 98.
- ^ С 1863 г. , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лучинский 2020 , стр. 99.
- ^ Перейти обратно: а б с Лучинский 2020 , стр. 96.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 92.
- ^ Нидерле 1924 , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б Брюкнер 1985 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б с Фасмер 1986 , стр. 569.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б Гейстор 2006 , с. 171.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 135.
- ^ Перейти обратно: а б Ловмяньский 1979 , стр. 98.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 111.
- ^ Перейти обратно: а б Альварес-Педроса 2021 , с. 294-296.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шиевский 2003 , стр. 105.
- ^ Ловмяньский 1979 , стр. 93-97.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 319.
- ^ Перейти обратно: а б Динда 2019 , стр. 60-64.
- ^ Питро и Вокач 2002 , стр. 15.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 106-107.
- ^ Гейстор 2006 , с. 308-309.
- ^ Гейстор 2006 , с. 177-178.
- ^ Имя 2009 , с. 310-3
- ^ Ловмяньский 1979 , стр. 99.
Библиография
[ редактировать ]- Альварес-Педроса, Джон Энтони (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN 978-90-04-44138-5 .
- Борисов, Константин Лео (2014). «Неиранское происхождение восточнославянского бога Хурсу/Хорса» . Студия Мифологика Славика . 17 :9–36. дои : 10.3986/sms.v17i0.1491 . ISSN 1581-128Х .
- Брюкнер, Александр (1985). Славянская мифология (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 8301062452 .
- Dal, Vladimir (1863). Толковый словарь живаго великорускаго языка В. И. Даля (in Russian). Vol. 1: А-З. Moscow: Общество любителей российской словесности.
- Дында, Иржи (2019). Славянское язычество в средневековых русских проповедях (на чешском языке). Красная церковь: Скрипторий. ISBN 978-80-88013-87-7 .
- Гейстор, Александр (2006). Мифология славян (на польском языке). Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN 978-83-235-0234-0 .
- Ловмяньский, Генрих (1979). Религия славян и ее упадок, VI-XII вв. (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 83-01-00033-3 .
- Лучинский, Михал (2020). Боги древних славян. Ономастическое исследование (на польском языке). Кельце: Кельцкое научное общество. ISBN 978-83-60777-83-1 .
- Миклошич, Франк (1875). Сравнительная грамматика славянских языков (на немецком языке). Том 2. Виден.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Нидерле, Любор (1924). Славянские древности (на чешском языке). Том. 1: Культурный раздел (2-е изд.). Прага.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Питро, Мартин; Вокач, Петр (2002). Боги древних славян (на чешском языке). Прага: ISV. ISBN 80-85866-91-9 .
- Шиевский, Анджей (2003). Религия славян (на польском языке). Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN 83-7318-205-5 .
- Тера, Михал (2009). Перун: Бог грома (на чешском языке). Красный Костелец: Павел Мерварт. ISBN 978-80-86818-82-5 .
- Vasmer, Max (1986). "Сварог" . Этимологический словарь русского языка (in Russian). Vol. 3. Translated by Trubachyov, Oleg (2 ed.). Moscow: Progress. pp. 569–570.