Хозяйка Медной горы
Хозяйка Медной горы (русский: Хозяйка медной горы , латинизированный : Хозяйка медной горы ), также известная как Малахитовая дева , — легендарное существо из славянской мифологии и персонаж русской сказки . [1] из легенд об уральских горняках и Хозяйке Уральских гор России горный дух . [2] [3] В народных сказках и легендах она изображается либо необычайно красивой зеленоглазой девушкой в малахитовом платье, либо ящерицей с короной. Ее считали покровительницей шахтеров . [4] защитник и владелец скрытых подземных богатств, тот, кто может либо разрешить, либо предотвратить добычу камней и металлов в определенных местах.
«Медная гора» — Гумешевский рудник , старейший рудник Урала, который в народе называли «Медной горой» или просто «Горой». Сейчас он расположен в городе Полевском области Свердловской . В некоторых районах Уральских гор образ Хозяйки связан с другим существом женского пола из местных народных сказок, Азовской девушкой (русское: Азовка , латинизированное : Азовка ), заколдованной девушкой или царевной, живущей внутри Азовской горы . [5]
Хозяйка Медной горы стала широко известным персонажем после своего появления в Павла Бажова сборнике уральских сказок (также известном как сказ ) под названием «Малахитовая шкатулка» . Хозяйка появляется в третьем сказе « Хозяйка Медной горы » и еще в 9 рассказах сборника, в том числе « Каменный цветок », « Подошвы управляющего », « Сочэн и его камни ».
Характеристики
[ редактировать ]Хозяйка Медной горы имеет вид чрезвычайно красивой молодой женщины с зелеными глазами. Некоторые из ее наиболее отличительных особенностей включают темные заплетенные волосы , ленты из тонкой звенящей меди и платье из малахита . [3] Она носит диадему, украшенную малахитом и драгоценными камнями. [6] Как горный дух, [7] она защитница и владелица скрытых подземных богатств. [8] [9] Говорят, что она всегда окружена своими слугами. [10] маленькие ящерицы , которые могут быть зелеными, синими, золотыми или светящимися. [11] Хозяйка сама может выглядеть как ящерица. [12] По поверьям, человек, увидевший Хозяйку, попадает под ее чары. Она проявляет доброту к добрым людям и умелым мастерам, помогая им находить драгоценности и золото, но если ее условия не выполняются, человек теряет всю свою удачу, умение и может даже умереть. [3] [13] Она могла разрешить или запретить добычу полезных ископаемых в определенных местах, дать или забрать богатство. [10]
Будучи сакральным существом, Хозяйка была окружена ритуалами и табу , например, женщины не спускались в шахту, потому что это было владение Хозяйки, а молодые люди, ищущие ее покровительства, не женились. Нарушение табу должно было повлечь за собой суровое наказание. [14] Детей учили не кричать и не ссориться рядом с камнями, а в шахтах сохранять тишину, поскольку, по народному поверью, Дева не любила громких звуков. [15] Ее отличительными атрибутами были ящерицы, медь и малахит.
Другие имена
[ редактировать ]У Хозяйки Медной горы есть много других имен, таких как Каменная Мать (русское: Горная матка , латинизированное : Горная матка ), [16] The Stone Maiden (Russian: Каменная девка , romanized : Kamennaja devka ), [17] Хозяйка Змей, Королева Ящериц, [18] Хозяйка медного рудника, [19] Малахитовая девочка, [20] Малахитовая горничная [21] или Малахитовая дама (русское: Малахитница , латинизированное : Малахитница ). [6] [13] Шахтеры называли ее просто «Сама». [22]
Азовская девушка
[ редактировать ]Во многих народных сказках Хозяйка и Азовка (букв. «Азовка») тождественны друг другу. [23] и о каждом из них рассказывают одни и те же истории. Сказки об Азовке сильно отличаются друг от друга, хотя имеют некоторые общие черты. есть пещера со спрятанными сокровищами Во-первых, внутри Азовской горы . Во-вторых, пещеру мало кто нашел, и никто не смог заполучить сокровища. Клады принадлежат татарам, башкирам или «старикам». [10] По народному поверью, Азовка живет/находится в плену внутри пещеры (или горы) и охраняет сокровища. [10] В большинстве сказок она — заколдованная девушка, возможно, украденная татарами , проклятая татарская царевна, царица старых людей или дочь их старшего. [24] [25]
Появления
[ редактировать ]В Малахитовой Шкатулке
[ редактировать ]Хозяйка Медной горы фигурирует в третьем Павла Бажова из сказе « Малахитовой шкатулки » « Хозяйка Медной горы », впервые опубликованном в 11-м номере « Красной новы» за 1936 год; [26] а затем и во многих других сказках: « Малахитовая шкатулка », « Каменный цветок », « Подошвы управляющего », « Сочэн и его камни », « Мастер-мастер », « Две ящерицы », « Хрупкая веточка ». », « Травяное убежище » и « Зеркало Таютки ». [27] [28] Бажов подтвердил, что создал персонажа на основе местных легенд. Он сказал: "Да, я считаю, что серия сказок, связанных с Гумешевским рудником, ближе к фольклору. На мой взгляд, они представляют собой попытку реконструировать фольклор этого рудника". На вопрос, отличается ли персонаж из его произведения от его фольклорной интерпретации, Бажов ответил: «Я не верю, что разница есть. Если есть, то это плохая [новость]». [29]
В « Хозяйке Медной горы » она описана так:
По косе было видно, что это служанка. Эта ее коса была какой-то глубоко-черной и не болталась, как у наших горничных, а лежала близко и прямо по спине. И ленты на конце были не совсем красные и не совсем зеленые, в них было и то и другое. Сквозь них был виден свет, и они, казалось, слегка щелкали, словно тонкие медные листочки. [...] Она была невысокого роста, с хорошенькой фигурой, и была настоящей непоседой — ни минуты не могла усидеть на месте. [...] Ее халат теперь был тем, чего вы никогда больше нигде не увидите. Все это было сделано из шелкового малахита, такой иногда бывает. Он камень, но похож на шелк, его хочется взять и погладить. [30]
В " Каменном цветке " сказано, что у Хозяйки есть свои "горные мастера":
Это искусные мастера, живущие в горах, и никто их никогда не видит. Чего бы Хозяйка ни захотела, для нее это делают. Однажды я видел некоторые их работы. [...] Наши змеи, какими бы хорошими они ни были, они всего лишь камень, но он был как будто живой. Черная линия на черном фоне и глаза… можно было подумать, что она вот-вот поднимется и ужалит тебя. Они могут сделать что угодно! [31]
В «Подошвах управляющего» сказано, что Хозяйка «не любила, когда под землей плохо обращались с людьми». [32] Она предстает перед жестоким приставом:
Внезапно судебный пристав увидел перед собой фигуру. Оно двигалось легко, размахивая лампой. На повороте галереи он увидел, что это женщина. [...] Он побежал за ней, но его верные люди не спешили следовать за ней. Они все тряслись. Потому что они видели, что это плохо — это была она сама. [...] Приказчик увидел стоящую перед ним девицу удивительной красоты, и тут брови были сдвинуты в одну линию и глаза ее горели, как горящие угли. [33]
В «Малахитовой шкатулке » она служит персонажам «волшебной помощницей». [8] «Встреча с ней — случайность, горе плохому человеку». [34] До нее можно добраться через каменный лес. [35] Она жестока и справедлива, не любит жадных людей и равнодушна к их страданиям, но проявляет свою доброжелательную сторону к талантливым и самоотверженным. [36] Валентин Блажес заявил, что в «Малахитовой шкатулке» она — классический амбивалентный персонаж, поскольку сочетает в себе добро и зло, жизнь и смерть, красоту и уродство. Наталья Швабауэр отметила, что ее двойственность проявляется в каждой ее черте, от внешности до функций. [37] Даже ее шутки могут быть смертельными, как видно из «Сочен и его камни». [22]
В других СМИ
[ редактировать ]Персонаж Королева Медной горы появился в романе Мерседес Лэки 2007 года «Дурак Фортуны» . Она также появляется в качестве главного героя в романе Мерседес Лэки » 2020 года, « Джолин действие которого происходит на угольных шахтах сельского Теннесси. [38]
Шимун Врочек написал рассказ под названием «Хозяин Медной горы» (русский: Хозяин Медной горы , романизированный : Хозяин Медной горы ), в котором упомянул этого персонажа. Он был опубликован в его сборнике «Сержанту никто не звонит» . в 2006 году [39]
Владимир Маканин написал пародийные персонажи Хозяйки в некоторых своих рассказах, например, мать персонажа Кольки в его рассказе 1976 года «Голоса» (русский: Голоса , латинизированный : Голоса ). [14]
Происхождение и развитие
[ редактировать ]Рассказы о ней Павел Бажов слышал на Полевском медеплавильном заводе от горняцкого сказочника Василия Хмелинина , которого дети прозвали «Дедушка Слышко». [13] «Медной горой» считается Гумешевский рудник . [13] старейшая шахта Урала. Население иногда называло ее «Медной горой» или просто «Горой». [40] Валерий Демин отметил, что Хозяйка — это универсальная мифтема , а Медная гора — конкретная локация: Гумешевский рудник и Азовская гора . [14]
Происхождение персонажа неясно. Представление о богине-матери или Матери-Земле было очень популярно во всех культурах, включая местных манси и ханты . [35] Уральский этнограф А. Сагалаев предположил, что персонаж произошел от богинь Умай и Кальтес-Эква . Он отметил, что фигура богини-матери в восприятии людей иногда сжимается до размеров скалы и скульптуры или расширяется до размеров горы. [14] Хозяйка могла появиться как преемница Азовки, ведь она была наиболее известна в тех же краях, что и Азовка до нее, поэтому хранительница сокровищ постепенно превращалась в их хозяина. [41] Бажов считал, что самым древним существом уральской мифологии на самом деле была Азовка, следующей появился Великий Змей , а последней — Хозяйка. [37] Как и Азовка, Малахитовая Дева привлекает одиноких мужчин. [42] Марк Липовецкий отметил, что ее черный цвет волос намекает на ее неславянское происхождение, возможно, из «стариков», таких как Азовка. [43] Темноволосая и загадочная, она не похожа на типичных русских девушек. [44] Бажов считал, что шахтеры просто скучают по женщинам, потому что их работа предполагает мало контактов с ними. [22] Он также думал, что Хозяйка переросла свою первоначальную функцию хранительницы сокровищ. Она стала «воплощением власти, богатства и красоты», открывавшейся только перед лучшими из людей. [45] Е. Куликова предположила, что ее место в уральской мифологии, скорее всего, связано с восприятием гор как «волшебного пространства». Гора была источником жизни, защитницей от враждебных сил и местом жительства божественных покровителей. [14]
Алексей Иванов предположил, что Хозяйка, скорее всего, происходит от духа места как «каменная дриада ». [46] Существует также гипотеза, что она олицетворяет римскую богиню Венеру , так как местная медь Полевского медеплавильного завода клеймилась символом Венеры (♀). на протяжении десятков лет в XVIII веке [47] В. Безрукова предполагает, что Хозяйка Медной горы символизирует «отношения» между людьми и горными богатствами и что она на самом деле защищает христианские добродетели , например, предотвращает жадность, поощряет доброту, скромность, честь и мастерство (христианские добродетели). [3] Однако Алексей Иванов утверждает, что у нее обнаруживается «генетическое родство» с языческими богами , а ее этика не христианская. [46] В одном из рассказов она достает золото из рудника после того, как неподалеку построена церковь. [48]
Майя Никулина указывает на ее связь с царством мертвых , так как она не слышит и не пьет, не оставляет следов, ее одежда сделана из камня и так далее, а Гора связывает ее с миром живых. [41] Персонаж мог иметь финно-угорское происхождение. [49] Финно-угорские народы, проживавшие на этой территории, позже мигрировали в Балтийское море или ассимилировались с новой русской культурой. В их фольклоре фигурировали подземные богатства, нравственные и духовные силы, олицетворенные в хтонических божествах, неизвестные русским горнодобывающие и металлургические приемы. [49]
Атрибуты Хозяйки — ящерицы, медь и малахит — не христианские. Наталья Швабауэр отметила, что ящерицы — отвратительные сверхъестественные существа. [50] Изображения ящериц и змей найдены на пермских бронзовых отливках (V-XV вв.) вокруг Азовской горы . [46] На Урале медь была символом женской красоты. Малахит символизировал молодость, надежду, несчастье и горе одновременно. [37] Мастера, работавшие с малахитом, часто умирали от туберкулеза , пораженного ядовитой малахитовой пылью. Огранщики . изготавливали украшения из малахита только на продажу, но сами никогда их не носили Держать его в доме было плохим предзнаменованием . [37]
Прием
[ редактировать ]Хозяйка стала популярным персонажем в Советском Союзе. Фольклористы и Уральского государственного университета , собиравшие сказки под Сысертью после смерти Павла Бажова, отмечали, что «не встретили ни одного человека, который не слышал бы о Хозяйке», но знали о ней в основном из сказов Бажова ссылались на них: «Почитайте какого-нибудь Бажова, он это записал». Лишь немногие рассказчики слышали о ней из устных преданий . [13]
В советские времена критики обычно описывали этого персонажа как защитника рабочего класса от угнетателей. Майя Никулина утверждала, что Хозяйка не является ни спасительницей, ни защитницей. Вместо того, чтобы защищать рабочих, она проверяет их. Социальная справедливость ее не волнует: «помещика наказывают за жадность и глупость», а не за то, что он помещик. [51] Марк Липовецкий отметил, что она — самый страшный персонаж сборника, красивая девушка и опасное демоническое существо одновременно. [43] Он считал, что она олицетворяет борьбу и единение Эроса и Танатоса . [52] и что для нее характерны три основных фрейдистских мотива — сексуальное влечение , влечение к смерти (ее царство — царство мертвых) и страх кастрации (потеря власти). [43] Последнее проявляется, когда она настойчиво и злобно провоцирует местную администрацию, заставляя главных героев («Хозяйка Медной горы», «Две ящерицы») передавать оскорбительные сообщения. [53] Денис Жердев отметил, что женская сфера Хозяйки – это мир хаоса, разрушения или стихийных неконтролируемых актов созидания. Столкнувшись с упорядоченным фабричным миром, такая сила привносит случайность, изменчивость, непредсказуемость и капризность. Прямой контакт с ним является нарушением мирового порядка и не заканчивается хорошо. [54] Автор «Энциклопедии сказок» предполагает, что Хозяйка олицетворяет конфликт между человеческим родом и природой. Она сравнивает персонажа с Мефистофелем , ведь человеку необходимо поставить с ней на кон свою душу , чтобы получить высшее знание, однако Хозяйка никого не заставляет отказываться от своих моральных ценностей, а потому «не окрашивается в темные тона». [55] Людмила Скорино считала, что она олицетворяет природу Урала, вдохновляющую своей красотой творческого человека. [56]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ V. Lopatin, ed. (2004). Russkij orfograficheskij slovar: okolo 180 000 slov Русский орфографический словарь: около 180 000 слов [ Russian orthographic dictionary: about 180 000 words ] (in Russian). O. Ivanova, I. Nechayeva, L, Cheltsova (2 ed.). Moscow: Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.
- ^ Levkiyevskaya, Yelena (1995). N. I. Tolstoy (ed.). Slavyanskie drevnosti. Etnolingvisticheskiy slovar Славянские древности: Этнолингвистический словарь [ Славянская древность. Этнолингвистический словарь ] (на русском языке). Том. 1. Российская академия наук . Москва: Международные отношения. стр. 520–521. ISBN 978-5-7133-0704-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Bezrukova, V. S. (2000). Osnovy dukhovnoj kultury entsiklopedicheskij slovar pedagoga Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [ Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь учителя ] (на русском языке). Екатеринбург.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Levkiyevskaya, Yelena (2004). "Metals". In N. I. Tolstoy (ed.). Slavyanskie drevnosti. Etnolingvisticheskiy slovar Славянские древности: Этнолингвистический словарь [ Славянская древность. Этнолингвистический словарь ] (на русском языке). Том. 3. Российская академия наук . Москва: Международные отношения. стр. 245–248. ISBN 978-5-7133-1207-7 .
- ^ Blazhes 1983, p. 7.
- ^ Jump up to: а б Советская жизнь. Выпуски 322-327 — стр. 30 . Посольство Союза Советских Социалистических Республик в США. 1983.
- ^ ДеЛогри, Элизабет; Дидур, Джилл; Кэрриган, Энтони (10 апреля 2015 г.). «13 гор-призраков и каменных девиц» . Глобальная экология и экологические гуманитарные науки: постколониальные подходы . Междисциплинарные взгляды Рутледжа на литературу. Рутледж . ISBN 9781317574309 .
- ^ Jump up to: а б Балина 2013, с. 269.
- ^ Свалова Валентина (10 июня 2000 г.). История использования геотермальных ресурсов в России и бывшем СССР (PDF) . Всемирный геотермальный конгресс 2000 г. в Кюсю-Тохоку, Япония, 28 мая — 10 июня 2000 г. Материалы Всемирного геотермального конгресса . Том. 2000. Международная геотермальная ассоциация .
- ^ Jump up to: а б с д "Бажов П.П. Малахитовая шкатулка" . Библиогид. 13 мая 2006 года . Проверено 25 ноября 2015 г.
- ^ Швабауэр 2009, с. 63.
- ^ Коренюк, Мария (апрель 2015 г.). «Изображения рептилий на предметах, найденных на Гляденовском костяном пласте» . Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные и социальные науки . 8 (4): 585–592. дои : 10.17516/1997-1370-2015-8-4-585-592 .
- ^ Jump up to: а б с д и Blazhes 1983, p. 9.
- ^ Jump up to: а б с д и Kulikova, E. V (2012). "От литературного табу к Хозяйке Медной горы: деконструкция мифа в прозе В. Маканина" Ot literaturnogo tabu k Hozjajke Mednoj gory: dekonstruktsija mifa v proze V. Makanina От литературного табу к Хозяйке Медной горы: деконструкция мифа в прозе В. Маканина. Молодой Учений . 7 (42): 161–164. ISSN 2072-0297 .
- ^ Никулина 2003, с. 78.
- ^ Никулина 2003, с. 77.
- ^ Бажов 1952, с. 241.
- ^ Ричмонд, Саймон; Эллиотт, Марк (2006). Россия и Беларусь (4-е изд.). Мельбурн: Публикации Lonely Planet. п. 432. ИСБН 978-1741042917 .
- ^ «Малахитовая шкатулка: Уральские сказки – Павел Бажов, Алан Морэй Уильямс» . Маленькая белая ворона . Проверено 30 ноября 2015 г.
- ^ Бажов Павел Петрович; перевод Алана Морэя Уильямса (1944). Малахитовая шкатулка: Уральские сказки . Библиотека избранной советской литературы. Калифорнийский университет: Hutchinson & Co. Ltd. п. 25. ISBN 9787250005603 .
- ↑ Bazhov 1950s, p. 14.
- ^ Jump up to: а б с Zherdev, Denis (2003). "Binarnost kak element pojetiki bazhovskikh skazov" Бинарность как элемент поэтики бажовских сказов [Бинарность как поэтический элемент в «Сказах» Бажова] (PDF) . Известия Уральского государственного университета (на русском языке) (28): 46–57.
- ^ Blazhes 1983, p. 10.
- ^ Швабауэр 2009, с. 113.
- ^ Blazhes 1983, p. 8.
- ^ Бажов, Павел (1976). Работает. В трех томах (на русском языке). Том. 1. Москва: Правда . п. 342.
- ^ Уральские сказы [ Tales from the Urals ] (in Russian). FantLab . Retrieved 1 December 2015 .
- ^ Бажов 1952, с. 242.
- ^ Mironov, A. " Obraz Hozjajki Mednoj gory v skazah P. P. Bazhova Образ Хозяйки Медной горы в сказах П. П. Бажова [The character of the Mistress of the Copper Mountain in P. P. Bazhov's tales]" in: P. P. Bazhov i socialisticheskij realizm.
- ↑ Bazhov 1950s, p. 12.
- ^ Бажов 1950-е, с. 61–62.
- ^ Бажов 1950-е, с. 112.
- ^ Бажов 1950-е, с. 114–115.
- ↑ Bazhov 1950s, p. 20.
- ^ Jump up to: а б Швабауэр 2009, с. 146.
- ^ Meshcherova 2014, p. 33.
- ^ Jump up to: а б с д Prikazchikova, Yelena (2003). "Kamennaja sila mednykh gor Urala" Каменная сила медных гор Урала [Каменная сила Медных Уральских гор] (PDF) . Известия Уральского государственного университета (на русском языке). 28 : 11–23.
- ^ «Малахитовая шкатулка» . Музей живой книги. Екатеринбург . Проверено 22 ноября 2015 г.
- ^ Врочек, Шимун (2015). Хозяин Медной горы Хозяин Медной горы [ Hozjain Mednoj gory ]. Рассказ из авторского сборника «Сержанту никто не звонит», 2006 г. Litres. ISBN 9785457312203 .
- ^ Бажов, Павел (1939). «Предисловие к «Сказам». Октябрь (на русском языке) (5–6): 158. ISSN 0132-0637 .
- ^ Jump up to: а б Швабауэр 2009, с. 147.
- ^ Швабауэр 2009, с. 153.
- ^ Jump up to: а б с Липовецкий 2014, с. 217.
- ^ Meshcherova 2014, p. 32.
- ^ Бажов, Павел (10 июля 2014 г.). У шахты Старой . Малахитовая шкатулка: Уральские сказки (на русском языке). Литры. ISBN 9785457073548 .
- ^ Jump up to: а б с Ivanov, Alexei (2004). "Угорский архетип в демонологии сказов Бажова" [The Ugrian Archetype in the Demonology of Bazhov's Stories]. The Philologist (5). ISSN 2076-4154 .
- ^ Perfilyev, A. (1998). "Герб и символы Полевского". Полевской край: Историко-краеведческий сборник [ Polevskoy region: the local history ] (in Russian). Vol. 3 (1 ed.). Uraltreid.
- ^ Швабауэр 2009, с. 150.
- ^ Jump up to: а б Верников, Александр. «Переводы Павла Бажова на английский язык. Часть 1» . УЛК: Уральская жизнь и культура . Проверено 23 декабря 2015 г.
- ^ Швабауэр 2009, с. 149.
- ^ Никулина 2003, с. 80.
- ^ Липовецкий 2014, с. 220.
- ^ Липовецкий 2014, с. 222–223.
- ^ Zherdev, Denis. "Poetika skazov Bazhova" Поэтика сказов Бажова [Поэтика рассказов Бажова] (на русском языке). Научная библиотека Миф.Ру. Проверено 14 декабря 2015 г.
- ^ Будур, Нараля (2005). «Хозяйка Медной горы». Энциклопедия сказок (на русском языке). Олма Медиа Групп. п. 285. ИСБН 9785224048182 .
- ^ Бажов 1952, с. 232.
Источники
[ редактировать ]- Блажес, Валентин (1983). «Трудовые легенды Родины П. П. Бажов» Фольклор и суверенитет, не материал для экспедиций 60-80-х годов Бытование фольклора в современности, на материале экспедиций 60-80 годов [ Существование фольклора в наши дни по материалам экспедиций 60-80-х годов ] (PDF) . Фольклор Урала (на русском языке). Том. 7. Свердловск: Уральский государственный университет . стр. 5–22.
- Shvabauer, Nataliya (10 January 2009). "Tipologija fantasticheskih personazhej v folklore gornorabochih Zapadnoj Evropy i Rossii" Типология фантастических персонажей в фольклоре горнорабочих Западной Европы и России [Типология фантастических персонажей в шахтёрском фольклоре Западной Европы и России] (PDF) . Диссертация . Уральский государственный университет . Проверено 25 ноября 2015 г.
- Липовецкий, Марк (2014). «Жуткое в сказках Бажова» . Quaestio Rossica (на русском языке). 2 (2): 212–230. дои : 10.15826/qr.2014.2.051 . ISSN 2311-911X .
- Bazhov, Pavel (1952). Valentina Bazhova; Alexey Surkov ; Yevgeny Permyak (eds.). Sobranie sochinenij v trekh tomakh Собрание сочинений в трех томах [ Works. In Three Volumes ] (in Russian). Vol. 1. Moscow: Khudozhestvennaya Literatura .
- Бажов, Павел; перевод Евы Мэннинг (1950-е). Малахитовая шкатулка: Уральские сказки . Москва: Издательство иностранных языков.
- Meshcherova, K.; Gerasimova A. (20 June 2014). "Legendy i mify Urala glazami khudozhnikov" Легенды и мифы Урала глазами художников [Legends and Myths of the Urals by the Eyes of the Artists] (PDF) . Materials Collection of the 5th International Scientific Conference (in Russian) ( Nauchnye diskussii o tsennostjah sovremennogo obshhestva [Научные дискуссии о ценностях современного общества], lit. "Scientific discussions about our society's values").
- Nikulina, Maya (2003). "Pro zemelnye dela i pro tajnuju silu. O dalnikh istokakh uralskoj mifologii P.P. Bazhova" Про земельные дела и про тайную силу. О дальних истоках уральской мифологии П.П. Бажова [О земле и тайной силе. Отдаленные истоки уральской мифологии П. П. Бажова. Филологический класс . 9 .
- Балина, Марина; Рудова, Лариса (1 февраля 2013 г.). Русская детская литература и культура . Литературная критика. Рутледж . ISBN 978-1135865566 .
- P. P. Bazhov i socialisticheskij realizm // Tvorchestvo P.P. Bazhova v menjajushhemsja mire П. П. Бажов и социалистический реализм // Творчество П. П. Бажова в меняющемся мире [ Павел Бажов и соцреализм // Произведения Павла Бажова в меняющемся мире ]. Материалы межвузовской научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения. Екатеринбург: Уральский государственный университет . 28–29 января 2004 г., стр. 18–26.
- Славянские божества-покровители
- русские фольклорные персонажи
- Мифические гуманоиды
- Вымышленные ящерицы
- Легендарные существа женского пола
- Горные духи
- Вымышленные персонажи со способностями земли или камня
- Русская мифология
- Женские персонажи в сказках
- Легендарные змеи
- Мифологические королевы
- Славянские легендарные существа
- Славянские фольклорные персонажи