Венера (мифология)
Венера | |
---|---|
Богиня любви, красоты, желания, секса, плодородия, процветания и победы. | |
Член Dii Consentes | |
Планета | Венера |
Символы | Роза, мирт обыкновенный |
День | Friday (dies VenerisПятница |
Фестивали | Венералия Виналия Рустика Виналия Урбана |
Генеалогия | |
Родители | Целус |
Супруга | Марс и Вулкан |
Дети | Амур (в более поздней традиции); Эней (отец Анхис в » Вергилия « Энеиде ) |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Афродита |
Албанский эквивалент | Берет [2] |
Венера ( / ˈ v iː n ə s / ) [а] — римская богиня , функции которой включают в себя любовь, красоту, желание, секс , плодородие , процветание и победу. В римской мифологии она была прародительницей римского народа через своего сына Энея , пережившего падение Трои и бежавшего в Италию. Юлий Цезарь объявил ее своим предком. Венера занимала центральное место во многих религиозных праздниках и почиталась в римской религии под многочисленными культовыми титулами.
Римляне адаптировали мифы и иконографию ее греческой коллеги Афродиты для римского искусства и латинской литературы . В более поздней традиции Запада классической Венера стала одним из наиболее широко упоминаемых божеств греко-римской мифологии как воплощение любви и сексуальности. ее обычно изображают обнаженной На картинах .
Этимология
[ редактировать ]Латинский теоним Венера и нарицательное существительное venus («любовь, очарование») происходят от прото-курсивной формы, реконструированной как *wenos- («желание»), которая сама по себе происходит от протоиндоевропейского (PIE) *wenh₁-os («' желание»; ср. мессапическое Venas , древнеиндийское vánas «желание»). [3] [4]
Производные включают venustus («привлекательный, очаровательный»), venustas («очарование, грация»), venerius («Венеры, эротический»), venerāre («обожать, почитать, почитать, почитать, поклоняться») и venerātiō (« обожание»). [3] Венера также родственна латинским venia («благосклонность, разрешение») и venor («охотиться») до общего корня PIE *wenh₁- («стремиться, желать, желать, любить»). [3] [5]
Происхождение
[ редактировать ]Венеру описывают как, пожалуй, «самое оригинальное творение римского пантеона». [7] : 146 и «неопределенная и ассимиляционная» местная богиня, объединенная «со странной и экзотической Афродитой». [б] Ее культы могут представлять собой религиозно законное обаяние и соблазнение божественного смертными, в отличие от формальных договорных отношений между большинством членов официального пантеона Рима и государством, а также неофициального, незаконного манипулирования божественными силами посредством магии. [7] : 13–64 [9] Амбивалентность ее убеждающих функций проявляется в соотношении корня *wenos- с его латинским производным venenum («яд»; от *wenes-no «любовный напиток» или «пристрастие»). [10] в смысле «оберег, волшебное снадобье ». [11]
Судя по всему, у Венеры не было мифа о происхождении до ее связи с греческой Афродитой. Венера-Афродита возникла, уже во взрослом виде, из морской пены (греч. αφρός, aphros ), образующейся отрубленными гениталиями Цела — Урана . [12] Римская теология представляет Венеру как податливое, водное женское начало, необходимое для зарождения и баланса жизни. Ее коллеги-мужчины в римском пантеоне, Вулкан и Марс , активны и пламенны. Венера поглощает и закаляет мужскую сущность, объединяя во взаимной привязанности противоположности мужского и женского пола. По сути, она ассимилятивна и мягка и выполняет несколько совершенно разрозненных функций. Она может подарить военную победу, сексуальный успех, удачу и процветание. В одном контексте она богиня проституток; в другом она обращает сердца мужчин и женщин от сексуального порока к добродетели. Теология Варрона отождествляет Венеру с водой как аспект женского начала. Для зарождения жизни водной матрице матки требуется мужественное тепло огня. Чтобы поддерживать жизнь, вода и огонь должны быть сбалансированы; избыток одного из них или их взаимный антагонизм непродуктивны или разрушительны. [13] : 12, 15–16, 24–26, 149–50
Будущие невесты преподносили Венере подарок «перед свадьбой»; характер подарка и время его вручения неизвестны. Сама свадебная церемония и состояние законного брака принадлежали Юноне , чья мифология допускает только один брак и не допускает развода с ее обычно заблудшим супругом Юпитером , но Венера и Юнона также, вероятно, являются «подставками для книг» для церемонии; Венера готовит невесту к «супружескому блаженству» и ожиданиям плодородия в законном браке. В некоторых римских источниках говорится, что достигшие совершеннолетия девочки предлагают Венере свои игрушки; неясно, где сделано подношение, а другие говорят, что это дар Ларам. [14] В играх в кости с костяшками пальцев , популярном занятии среди римлян всех сословий, самый удачный и лучший бросок был известен как « Венера ». [15]
Эпитеты
[ редактировать ]Как и другим крупным римским божествам, Венере было присвоено множество эпитетов , которые относились к ее различным культовым аспектам, ролям и ее функциональному сходству с другими божествами. Ее «первоначальные полномочия, по-видимому, были расширены во многом за счет любви римлян к народной этимологии и преобладания религиозной идеи номен-предзнаменования , которая санкционировала любые идентификации, сделанные таким образом». [8] : 457 [с]
Венера Ацидалия в » Вергилия « Энеиде (1.715–22, как mater acidalia ). Сервий предполагает, что этот «редкий» и «на удивление малопонятный эпитет» относится к обсуждаемому «Фонтану Ацидалии» ( fons acidalia ), где, Грации как говорили, купались (дочери Венеры); но он также связывает его с греческим словом, означающим «дротик», «игла», «стрела», откуда «стрелы любви» и горькие «заботы и муки любви». Овидий использует ацидалию только в последнем смысле. Венера Ацидалия, вероятно, является литературным тщеславием, сформированным Вергилием на основе более ранних обычаев, в которых ацидалия не имела очевидной связи с Венерой. Это почти наверняка не был культовый эпитет. [17]
Венера Анадиомена («Венера, поднимающаяся из моря»), основана на некогда знаменитой картине греческого художника Апеллеса, изображающей рождение Афродиты из морской пены, полностью взрослой и поддерживаемой раковиной гребешка, превышающей натуральную величину. Итальянский художник эпохи Возрождения Сандро Боттичелли использовал этот тип в своем «Рождении Венеры» . Другие версии рождения Венеры показывают, что она стоит на суше или на берегу и выжимает морскую воду из своих волос. [18]
Венера Барбата («Бородатая Венера»), упомянутая в комментарии Сервия » Вергилия к « Энеиде . [19] Макробия » В « Сатурналиях описывается статуя Венеры на Кипре , бородатая, с мужскими гениталиями, но в женском одеянии и фигуре (см. также Афродит ). Ее почитатели переодевались – мужчины носили женскую одежду, а женщины – мужскую. Макробий говорит, что Аристофан назвал эту фигуру Афродитой . Латинский поэт Левий писал о поклонении «воспитывающей Венере», будь то женщина или мужчина ( sive femina sive mas ) . [20] Несколько примеров греческой и римской скульптуры показывают ее в позе anasyrmene , от греческого глагола anasyromai , «подтягивать одежду». [21] обнажить свои мужские гениталии. Этот жест традиционно обладал апотропной или магической силой. [22]
Venus Caelestis (Небесная или Небесная Венера), используемая со 2-го века нашей эры для обозначения Венеры как аспекта синкретизированной верховной богини. Венера Целестида - самая ранняя известная римская получательница тауроболия ( разновидности жертвоприношения быка), совершенная в ее святилище в Поццуоли 5 октября 134 года. Эта форма богини и тауроболий связаны с «сирийской богиней», понимаемой как как поздний эквивалент Астарты , или римской Magna Mater , причем последняя является еще одной предположительно троянской «Матерью римлян», а также «Матерью богов». [23]
Венера Кальва («Венера лысая»), легендарная форма Венеры, засвидетельствованная только постклассическими римскими сочинениями, которые предлагают несколько традиций, объясняющих этот внешний вид и эпитет. В одном из них речь идет о добродетельном предложении римских матрон из собственных волос сделать тетивы во время осады Рима. В другом случае жена царя Анка Марция и другие римские женщины потеряли волосы во время эпидемии; в надежде на его восстановление незараженные женщины приносили в жертву Венере свои волосы. [7] : 83–89 [д]
Венера Клоацина («Венера-Очистительница»); слияние Венеры с этрусской богиней воды Клоакиной , у которой было древнее святилище над устьем Большой Клоаки , первоначально ручьем, позже перекрытым и служившим главной канализацией Рима. Обряды, проводимые в святилище, вероятно, предназначались для очищения загрязненной воды и ядовитого воздуха водопропускной трубы . [26] [27] В некоторых традициях Тит Татий отвечал за введение законного брака в Риме, а Венера-Клоацина поощряла, защищала и очищала половые сношения между супружескими парами. [28]
Венера Эрикина (« Эрикинская Венера»), пуническая статуя Астарты элитные , захваченная у Эрикса на Сицилии , которой в романизированной форме поклонялись и респектабельные матроны в храме на Капитолийском холме . Более поздний храм, расположенный за пределами Порта Коллина Рима и священной границы , возможно, сохранил некоторые эрикинские черты ее культа. Оно считалось подходящим для «простых девушек» и проституток . [29] [30] [31] : 80, 83
Венера Эуплоия (Венера «прекрасного путешествия»), также известная как Венера Понтия («Венера Морская»), потому что она сглаживает волны для моряков. Вероятно, она основана на влиятельном изображении Афродиты Праксителя , когда-то помещенном в храм на берегу моря , но теперь утраченный. и римские копии украшали бани и гимназии. [32] [18]
Венера Фрутис почитается всеми латинянами федеральным культом в храме Фрутинал в Лавиниуме. [33] [и] Надписи, найденные в Лавиниуме, свидетельствуют о наличии федеральных культов, но не содержат точных подробностей. [ф]
Венера Феликс («Счастливая Венера»), вероятно, традиционный эпитет, сочетающий в себе аспекты Венеры и Фортуны , богини удачи и неудачи и олицетворения удачи, иконография которой включает руль корабля, встречающийся в некоторых помпейских образцах царственных особ. Венера Физика . Форма Венеры, обычно идентифицируемая как Венера Феликс, была принята диктатором Суллой , чтобы узаконить его победы над своими внутренними и внешними противниками во время поздних республиканских гражданских и внешних войн Рима; Ривз считает маловероятным, чтобы Сулла навязал эту унизительную связь несогласным или завоеванным внутренним территориям, когда-то входившим в союз с Самниумом, таким как Помпеи. [36] Император Адриан храм Венере Феликсу и Роме Этерне построил на Виа Сакра . Тот же эпитет используется для конкретной скульптуры в музеях Ватикана .
Венера Генетрикс («Венера-Мать») как богиня материнства и домашнего хозяйства с праздником 26 сентября, личная прародительница Юлианской линии и , в более широком смысле, божественная прародительница римского народа. Юлий Цезарь посвятил храм Венере Прародительнице в 46 г. до н.э. [36] Это название закрепилось за иконологическим типом статуи Афродиты/Венеры .
Венера Гелиополитана («Венера Гелиопольская Сирийская »), романо-сирийская форма Венеры в Баальбеке , по-разному отождествляемая с Аштартом , Деа Сирией и Атаргатисом , хотя непоследовательно и часто на очень слабых основаниях. Исторически она была идентифицирована как третья часть так называемой гелиополитанской триады и, таким образом, жена предполагаемого бога солнца «сирийского Юпитера» ( Ваала ) и мать «сирийского Меркурия» ( Адона ). «Сирийский Меркурий» иногда считается еще одним богом солнца или синкретизированной формой Вакха как «умирающего и восходящего» бога и, следовательно, бога весны. Никакой такой Триады, похоже, не существовало до колонизации Баальбека ветеранами Августа в 15 г. до н.э. Возможно, это современная научная выдумка. [37]
Венера Каллипигос («Венера с красивыми ягодицами»), статуя и, возможно, тип статуи по утраченному греческому оригиналу. Из Сиракуз , Сицилия. [38]
Venus Libertina («Венера- вольноотпущенница »), вероятно, возникшая из-за семантического сходства и культурных связей между libertina (как «свободная женщина») и lubentina (возможно, означающая «приятная» или «страстная»). Другие титулы или варианты, полученные Венерой в результате того же процесса или в результате орфографических различий, включают Либенцию, Лубентину и Лубентини. Венера Либитина связывает Венеру с богиней-покровительницей похорон и гробовщиков , Либитиной которая также стала синонимом смерти; в роще Либитины на Эсквилинском холме был посвящен храм Венере Либитиной , «чуть позже 300 г. до н.э.». [г]
Венера Мурсия («Венера Миртовая»), объединяющая Венеру с малоизвестным божеством Мурсией (или Муркусом, или Муртией). Мурсия была связана с римской Монс Мурсия ( меньшая высота Авентина ) и имела святыню в Большом цирке . Некоторые источники связывают ее с миртом. Христианские писатели описывали ее как богиню лени и лени. [40]
Венера Послушная [41] ), первый засвидетельствованный римский эпитет Венеры. Он был использован при освящении ее первого римского храма 19 августа 295 г. до н. э. во время Третьей самнитской войны Квинтом Фабием Максимом Гургесом . Он располагался где-то недалеко от Авентинского холма и Большого цирка и играл центральную роль в Vinalia Rustica . Предположительно, оно финансировалось за счет штрафов, налагаемых на женщин, признанных виновными в супружеской измене . [13] : 89
Venus Physica : Венера как универсальная, природная творческая сила, наполняющая физический мир. называет ее «Альма Венера» («Мать Венера») Лукреций во вступительных строках своего яркого поэтического изложения эпикурейской физики и философии De Rerum Natura . Похоже, она была фавориткой покровителя Лукреция Меммия . [42]
Venus Physica Pompeiana была богиней-защитницей Помпеи, предшествовавшей созданию Суллой колонии под названием Colonia Veneria Cornelia в честь его семьи и Венеры после его осады и захвата Помпеи у самнитов . Венера также имела характерную местную форму: Венера Пескатриче («Венера-рыбачка»), богиня моря и торговли. О заявлениях Суллы о благосклонности Венеры см. «Венера Феликс» выше). [43] [44] Храм Венеры в Помпеях был построен где-то в I веке до нашей эры, до колонизации Суллы. [45] Эта местная форма Венеры имела влияние Рима, Осков и местных Помпей. [46] Как и Venus Physica , Venus Physica Pompeiana также является царственной формой «Матери-природы» и гарантом успеха в любви. [47]
Венера Урания («Небесная Венера»), использованная в качестве названия книги Базилиуса фон Рамдора , рельефа Помпео Маркези и картины Кристиана Грипенкерля . (ср. Афродита Урания )
Венера Вертикордия («Венера, изменяющая сердца»). См. #Фестивали и Венералии .
Венера Победительница («Венера Победоносная»), романизированный аспект вооруженной Афродиты, унаследованный греками с Востока, где богиня Иштар «оставалась богиней войны, а Венера могла принести победу Сулле или Цезарю». [48] Помпей соперничал со своим покровителем Суллой и с Цезарем за общественное признание как ее протеже. В 55 г. до н.э. он посвятил ей храм на вершине своего театра на Марсовом поле . Ей была святыня на Капитолийском холме , а также празднества 12 августа и 9 октября. В последний день ей ежегодно посвящалось жертвоприношение. В неоклассическом искусстве ее эпитет «Венера-победительница» часто используется в смысле «Венера-победительница мужских сердец» или в контексте « Суд Париса» (например, Кановы » «Венера-победительница , полуобнаженный лежащий портрет Полины Бонапарт). ).
Культовая история и храмы
[ редактировать ]Первый известный храм Венеры был посвящен Венере Обсеквенс К. Фабием Гургесом в разгар битвы против самнитов . Он был посвящен в 295 г. до н.э. на месте недалеко от Авентинского холма и предположительно финансировался за счет штрафов, налагаемых на римских женщин за сексуальные проступки. Его обряды и характер, вероятно, были основаны на греческих культах Афродиты , которые уже были распространены в различных формах по всей итальянской Великой Греции . Дата его открытия связывает Venus Obsequens с фестивалем Vinalia Rustica . [8] : 456 [час]
В 217 году до нашей эры, на ранних этапах Второй Пунической войны с Карфагеном , Рим потерпел катастрофическое поражение в битве при Тразименском озере . Сивиллинский оракул предположил, что Карфаген может быть побежден, если удастся убедить Венеру Эриксовую ( Venus Erycina ), богиню-покровительницу сицилийских союзников Карфагена, изменить свою преданность. Рим осадил Эрикс и пообещал ее богине великолепный храм в награду за ее бегство. Они запечатлели ее изображение, привезли его в Рим и установили в храме на Капитолийском холме , как одно из двенадцати римских dii согласия . Лишенная своих более откровенно карфагенских характеристик, [я] эта «иностранная Венера» стала римской Венерой-Прародительницей («Венера-Мать»), [31] : 80, 83 [49] [50] Римская традиция сделала Венеру матерью и защитницей троянского принца Энея , предка римлян, поэтому для римлян это было возвращение на родину богини-предки к ее народу. Вскоре после этого поражение Римом Карфагена подтвердило добрую волю Венеры к Риму, ее связь с его мифическим троянским прошлым и ее поддержку его политической и военной гегемонии. [Дж]
Капитолийский культ Венеры, похоже, был свойственен римлянам с более высоким статусом. Отдельный культ Венеры Эрикиной как божества плодородия. [52] был основан в 181 г. до н.э. в традиционно плебейском районе недалеко от священной границы Рима , недалеко от Коллинских ворот . Храм, культ и богиня, вероятно, сохранили большую часть характера и обрядов оригинала. [52] [54] : 4, 8, 14 Точно так же святилище Венеры Вертикордии («Венеры, изменяющей сердца»), основанное в 114 г. до н.э., но связанное с древним культом Венеры-Фортуны, было «привязано к своеобразной среде Авентина и Большого цирка» – сильно плебейский контекст культа Венеры, в отличие от ее аристократического культивирования как стоической и эпикурейской «всебогини». [к]
К концу Римской республики некоторые ведущие римляне предъявили личные претензии на благосклонность Венеры. Генерал и диктатор Сулла принял Феликс фамилию («Счастливчик»), признавая свой долг перед ниспосланной небесами удачей и свой особый долг перед Венерой Феликсом за его чрезвычайно удачную политическую и военную карьеру. [л] Его протеже Помпей боролся за поддержку Венеры, посвятив (в 55 г. до н. э.) большой храм Венере Победительнице как часть своего щедро обустроенного нового театра и отпраздновав свой триумф 54 г. до н. э. монетами, на которых была изображена она, увенчанная триумфальными лаврами. [51] : 22–23
Бывший друг, союзник, а затем противник Помпея Юлий Цезарь пошел еще дальше. Он заявлял о благосклонности Венеры Победительницы в своих военных успехах и Венеры Прародительницы как личной божественной прародительницы – очевидно, это давняя семейная традиция среди Юлиев . Когда Цезарь был убит, его наследник Август принял оба утверждения как доказательство присущей ему пригодности к должности и божественного одобрения его правления. [м] , построенный Августом Новый храм Марса Ультора , божественного отца легендарного основателя Рима Ромула , подчеркнул бы эту мысль, с изображением мстящего Марса «почти наверняка», сопровождаемым изображением его божественной супруги Венеры и, возможно, статуей умершего и обожествленного. Цезарь . [31] : 199–200
Витрувий рекомендует, чтобы любой новый храм Венеры располагался в соответствии с правилами, установленными этрусскими гаруспиками , и строился «рядом с воротами» города, где было бы меньше шансов осквернить «матрон и юношей влиянием похоти». ". Он находит коринфский стиль, стройный, элегантный, обогащенный декоративными листьями и увенчанный завитками , соответствующий характеру и нраву Венеры. [н] Витрувий рекомендует максимально широкое расстояние между колоннами храма, создавая светлое и воздушное пространство, и приводит храм Венеры на форуме Цезаря как пример того, как этого не следует делать; плотно расположенные, толстые колонны затемняют интерьер, скрывают двери храма и загромождают проходы, так что матроны, желающие почтить богиню, должны входить в ее храм гуськом, а не рука об руку. [the]
В 135 году нашей эры император Адриан открыл храм Венеры и Roma Aeterna (Вечного Рима) на Велианском холме в Риме , подчеркнув имперское единство Рима и его провинций и сделав Венеру защитницей всего римского государства, его народа и богатства. Это был самый большой храм Древнего Рима. [60] [31] : 257–58, 260
Фестивали
[ редактировать ]Венере предлагался официальный (спонсируемый государством) культ на некоторых фестивалях римского календаря . Ее священным месяцем был апрель (лат. Mensis Aprilis ), который, как считали римские этимологи, происходит от слова aperire , «открывать», имея в виду весеннее цветение деревьев и цветов. [п] В интерпретации romana германского пантеона в первые века нашей эры Венера стала отождествляться с германской богиней Фриджо , что привело к заимствованному переводу « Пятница » для dies Veneris .
Венералия (1 апреля) проводилась в честь Венеры Вертикордии («Венеры, изменяющей сердца») и Фортуны Вирилис (Мужественной или сильной Удачи), чей культ, вероятно, был намного старше из двух. Венера Вертикордия была изобретена в 220 году до нашей эры в ответ на совет Сивиллиного оракула во время Пунических войн в Риме . [д] когда ряд чудес был воспринят как знак божественного недовольства сексуальными преступлениями среди римлян всех категорий и классов, включая нескольких мужчин и трех весталок . [13] : 105–09 Статуя Венеры Вертикордии самой pudica была посвящена молодой женщине, выбранной комитетом римских матрон (сексуально чистой) в Риме. Сначала эта статуя, вероятно, размещалась в храме Фортуны Вирилис , возможно, как божественное подкрепление против предполагаемых моральных и религиозных недостатков ее культа. В 114 г. до н.э. Венере Вертикордии был предоставлен собственный храм. [62] Ее целью было убедить римлян обоих полов и всех сословий, как состоящих, так и незамужних, беречь традиционные сексуальные приличия и мораль, которые, как известно, приносят удовольствие богам и приносят пользу государству. Во время обрядов ее изображение было перенесено из ее храма в мужскую баню, где ее служанки раздевали и омывали его теплой водой, а затем украшали гирляндой из мирта. Женщины и мужчины просили помощи Венеры Вертикордии в делах сердечных, секса, помолвки и брака. Для Овидия принятие Венерой этого эпитета и связанных с ним обязанностей означало изменение взглядов самой богини. [р] [63]
Vinalia Urbana (23 апреля), винный фестиваль, разделяемый Венерой и Юпитером , царем богов. Это давало просителям возможность попросить Венеру о заступничестве перед Юпитером, который, как считалось, был восприимчив к ее чарам и поддавался воздействию ее вина. Венера была покровительницей « светского » вина, предназначенного для повседневного употребления человеком. Юпитер был покровителем самого крепкого, чистого, жертвенного вина и управлял погодой, от которой зависел осенний урожай винограда. На этом фестивале и мужчины, и женщины пили обычное, несакральное вино нового урожая (выжатое на прошлогодней виналии рустика ) в честь Венеры, чьи силы предоставили человечеству этот дар. Женщины из высшего сословия собрались у капитолийского храма Венеры, где в близлежащий ров вылили возлияние урожая прошлого года, посвященное Юпитеру. [64] Обыкновенные девушки ( vulgares puellae ) и проститутки собрались в храме Венеры недалеко от ворот Коллина, где они предложили ей мирт, мяту и тростник, спрятанные в букетах роз, и просили ее «красоты и народного расположения», а также того, чтобы она была сделана». обаятельный и остроумный». [65]
Vinalia Rustica (19 августа), первоначально деревенский латинский фестиваль вина, роста овощей и плодородия. Почти наверняка это был старейший фестиваль Венеры, связанный с ее самой ранней известной формой, Venus Obsequens . Ей были посвящены огороды, огороды и, предположительно, виноградники. [с] Мнения римлян относительно того, чей это был праздник, разошлись. Варрон настаивает, что этот день был посвящен Юпитеру, чей контроль над погодой управлял созреванием винограда; но жертвенная жертва, ягненок ( агна ), может быть свидетельством того, что когда-то она принадлежала одной только Венере. [т] [в]
Фестиваль Венеры-Прародительницы (26 сентября) проводился под эгидой государства с 46 г. до н.э. в ее храме на Форуме Цезаря во исполнение обета Юлия Цезаря , который требовал от нее личного благосклонности как своего божественного покровителя и наследственной богини Цезаря. Клан Джулиан . Цезарь освятил храм во время своего необычайно роскошного четверного триумфа. В то же время он был великим понтификом и старшим магистратом Рима; Считается, что фестиваль знаменует собой беспрецедентную пропаганду личного, семейного культа в одном из Римских государств. Наследник Цезаря Август придавал большое значение этим личным и семейным ассоциациям с Венерой как императорским божеством. [67] [v] Обряды фестиваля неизвестны.
Мифология и литература
[ редактировать ]Как и большинство главных богов и богинь в римской мифологии , литературная концепция Венеры полностью заимствована из литературной греческой мифологии ее коллеги, Афродиты, но со значительными исключениями. В некоторых латинских мифах Амур был сыном Венеры и Марса , бога войны. В другие времена или в параллельных мифах и теологиях Венера считалась супругой Вулкана или матерью «второго Купидона», отцом которого был Меркурий . [х] Вергилий , в знак уважения к своему покровителю Августу и роду Юлия , приукрасил существующую связь между Венерой, которую Юлий Цезарь принял в качестве своей покровительницы, и троянским принцем Энеем , беженцем от разрушения Трои и возможным предком римского народа. Энея Вергилия ведет в Лациум Венера в ее небесном образе, утренняя звезда, ярко сияющая перед ним на дневном небе; гораздо позже она поднимает душу Цезаря на небеса. [и] В Овидия » « Фасти Венера пришла в Рим, потому что «предпочитала, чтобы ей поклонялись в городе ее собственных потомков». [69] В поэтическом рассказе Вергилия о победе Октавиана в морской битве при Акциуме будущий император выступает в союзе с Венерой, Нептуном и Минервой . Противники Октавиана, Антоний , Клеопатра и египтяне, которым помогают причудливые и бесполезные египетские божества, такие как «лающий» Анубис , проигрывают битву. [70]
Купидоны
[ редактировать ]Купидон (похоть или желание) и Амор (нежная любовь) считаются разными именами одного и того же римского бога любви, сына Венеры, рожденного Меркурием , Вулканом или Марсом. [71] Детские или мальчишеские крылатые фигуры, которые сопровождают Венеру, поодиночке, парами или более, по-разному идентифицируются как Аморы, Амуры , Эроты или формы греческого Эроса . Самым древним из них является Эрос, которого Гесиод относит к первозданному божеству , вышедшему из Хаоса как порождающая сила, не имеющая ни матери, ни отца. Эрос был , где божеством -покровителем Феспии он был воплощен в виде аниконического камня еще во 2 веке нашей эры. По крайней мере, с V века до нашей эры он также имел форму подростка или юноши-подростка в Элиде (на Пелопоннесе ) и других местах Греции, приобретая крылья, лук и стрелы, а также божественных родителей в лице богини любви Афродиты и бог войны Арес. У него были свои храмы, а другие он делил с Афродитой. [72] [73]
В Элиде и Афинах Эрос разделял культ с близнецом по имени Антерос. Ксенофонта » В «Сократическом симпозиуме 8.1 изображен гость, испытывающий эрос (любовь) к своей жене; взамен она испытывает к нему антерос (взаимную любовь). Некоторые источники предполагают, что Антерос мстит за «пренебрегаемую любовь». В комментарии Сервия IV века к «Энею » Вергилия Амур — обманщик Венеры, выдающий себя за сына Энея и заставляющий Дидону , царицу Карфагена , забыть своего мужа. Когда Эней отвергает ее любовь и тайно покидает Карфаген, чтобы исполнить свое предназначение как предка римского народа, Дидона, как говорят, призывает Антероса как «противоречащего Амуру». Она впадает в ненависть и отчаяние, проклинает Рим, а когда Эней уходит, кончает жизнь самоубийством. [С] [74] [73]
В книге 4 « Фасти » Овидия Венера упоминается не по имени, а как «Мать влюбленных близнецов», любовников Близнецов . [аа] «Амор» — латинское имя, которое римские поэты и литераторы предпочитали олицетворять «добрую» любовь. Там, где Амур (похоть) может быть властным, жестоким, склонным к озорству или даже воинственным, Амор мягко убеждает. Катон Старший , имея мировоззрение стоика , видит в Амуре божество жадности и слепой страсти, морально уступающее Амору. Однако у римского драматурга Плавта Венера, Амур и Амор работают вместе. [73]
В римских культовых надписях и богословии «Амор» встречается редко, а «Купидон» относительно обычен. Кажется, ни один римский храм не посвящен только Амуру, но формула совместного посвящения Venus Cupidoque («Венера и Купидон») является свидетельством его культа, разделяемого с Венерой в ее храме недалеко от ворот Коллин и в других местах. Он также участвовал во многих частных домашних культах. Как в частных, так и в общественных местах статуи Венеры и Марса, сопровождаемые Амуром, или Венера, Амур и второстепенные эроты иногда дарились богатыми спонсорами для служения как религиозным, так и художественным целям. [75] [76] Роли Купидона в литературном мифе обычно ограничиваются действиями от имени Венеры; в «Амуре и Психее» , одном из рассказов Золотой осел римского автора Апулея « », сюжет и его разрешение обусловлены любовью Купидона к Психее («душе»), его сыновним неповиновением и завистью его матери. [73]
Иконография
[ редактировать ]Знаки, контекст и символы
[ редактировать ]Изображения Венеры встречаются в бытовых фресках, мозаиках и бытовых святилищах ( ларариях ). Петроний в своем Сатириконе» помещает изображение Венеры среди ларов (домашних богов) вольноотпущенника Трималхиона ларариума « . [77]
Типы Венеры, известные как Венера Помпеяна («Венера Помпеи») и Венера Пескатриса («Венера-рыбак»), почти эксклюзивны для Помпеи. Обе формы Венеры представлены в помпейских домах зажиточных людей, при этом Венера Помпеяна чаще встречается в официальных приемных, обычно изображается в полных регалиях , задрапированная мантией, стоящая строго вертикально, положив правую руку на грудь. Изображения Венеры Пескатрис, как правило, более игривы и обычно встречаются в менее формальных и менее общественных местах, «неприемных»: здесь она обычно держит удочку и сидит среди пейзажных пейзажей в сопровождении по крайней мере одного Купидона . [78]
Венеры Знаки по большей части такие же, как у Афродиты. В их число входят розы , которые предлагались Венере в обрядах Порта Коллина , [аб] и прежде всего мирт (лат. myrtus ), который выращивали из-за его белых, сладко пахнущих цветов, ароматных вечнозеленых листьев и различных медико-магических свойств. Статуи Венеры и ее поклонники на ее праздниках носили миртовые короны. [79] До своего принятия в культы Венеры мирт использовался в обрядах очищения Клоакины Рима , этрусско-римской богини главной канализации ; позже ассоциация Клоацины со священным растением Венеры сделала ее Венерой Клоациной . Точно так же римская народная этимология превратила древнюю, малоизвестную богиню Мурсию в «Миртовую Венеру, которую мы теперь называем Мурсией». [80] [и]
Мирт считался особенно сильным афродизиаком . Как богиня любви и секса, Венера играла важную роль в римских добрачных обрядах и брачных ночах, поэтому в свадебных букетах использовались мирт и розы. Брак сам по себе был не соблазнением, а законным условием под ; властью Юноны поэтому мирт был исключен из свадебного венца . Венера также была покровительницей обычного, повседневного вина, которое пили большинство римских мужчин и женщин; соблазнительная сила вина была хорошо известна. В обрядах Бона Деа , богини женского целомудрия, [объявление] Венера, мирт и все мужское не только исключались, но и не упоминались. Обряды позволяли женщинам пить самое крепкое жертвенное вино, которое в других случаях предназначалось для римских богов и римских мужчин; женщины эвфемистически называли его «медом». В этих особых обстоятельствах они могли добродетельно и религиозно напиться крепким вином, будучи в безопасности от мужского вмешательства и искушений Венеры. Вне этого контекста обычное вино (то есть вино Венеры), накрашенное миртовым маслом, считалось особенно подходящим для женщин. [81]
Длительная связь Венеры с вином отражает неизбежную связь между вином, опьянением и сексом, выраженную в пресловутой фразе sine Cerere et Baccho friget Venus (в широком переводе — «без еды и вина Венера замерзает»). Она использовалась в различных формах, в частности римским драматургом Теренцией , вероятно, другими до него, и, конечно, в эпоху раннего Нового времени. Хотя Венера играла центральную роль на нескольких винных фестивалях, римским богом вина был Вакх , отождествляемый с греческим Дионисом и ранним римским виноделом. бог Либер Патер (Отец свободы). [82]
Римские полководцы, получавшие овации , меньшую форму римского триумфа , носили миртовую корону, возможно, чтобы очистить себя и свои армии от вины за кровь. Церемония оваций была приравнена к Венере Виктрикс («Победоносная Венера»), которая, как считалось, даровала и очищала свою относительно «легкую» победу. [83] [51] : 63, 113
Классическое искусство
[ редактировать ]Римское и эллинистическое искусство породило множество вариаций богини, часто основанных на пракситловском типе Афродиты Книдской . Многие обнаженные женские фигуры этого периода скульптуры, сюжеты которых неизвестны, в истории современного искусства условно называются «Венерой», даже если изначально они могли изображать смертную женщину, а не служить культовой статуей богини.
Примеры включают в себя:
- Венера Милосская (130 г. до н.э.)
- Целомудренная Венера
- Эсквилинская Венера
- Венера Феликс
- Венера Арльская
- Венера Анадиомена (также здесь )
- Венера, Пан и Эрос
- Венера Прародительница
- Венера Капуанская
- Венера Каллипигос
Постклассическая культура
[ редактировать ]Средневековое искусство
[ редактировать ]Венера вспоминается в De Mulieribus Claris , сборнике биографий исторических и мифологических женщин флорентийского автора Джованни Боккаччо , составленном в 1361–1362 годах. Он примечателен тем, что это первый сборник, посвященный исключительно биографиям женщин в западной литературе. [84]
Искусство в классической традиции
[ редактировать ]Венера стала популярным предметом живописи и скульптуры в эпоху Возрождения в Европе. Как « классическая » фигура, для которой нагота была ее естественным состоянием, было социально приемлемо изображать ее раздетой. Будучи богиней сексуальности , определенная степень эротической красоты в ее представлении была оправдана, что нравилось многим художникам и их покровителям. Со временем венера стала относиться к любому художественному изображению обнаженной женщины в постклассическом искусстве, даже если не было никаких указаний на то, что предметом была богиня.
- Рождение Венеры (Боттичелли) ( ок. 1485 )
- Спящая Венера ( ок. 1501 г. )
- Венера Урбино (1538 г.)
- Венера с зеркалом ( ок. 1555 г. )
- Рокби Венера (1647–1651)
- Олимпия (1863 г.)
- Рождение Венеры (Кабанель) (1863)
- Рождение Венеры (Бугро) (1879)
- Венера Чершельская, музей Гселля в Алжире
- Венера Победительница и Венера Италика Антонио Канова
В области доисторического искусства с момента открытия в 1908 году так называемой « Венеры Виллендорфской » небольшие неолитические скульптуры округлых женских форм стали условно называть фигурками Венеры . Хотя имя настоящего божества неизвестно, осознанный контраст между тучными и плодовитыми культовыми фигурами и классической концепцией Венеры вызвал сопротивление этой терминологии. [ нужна ссылка ]
Галерея
[ редактировать ]- Венера с зеркалом ( ок. 1555 ) картины Тициана
- Венера , Франс Флорис , Музей Холвиля.
- Венера и Амур , картина ( ок. 1650–1700 ) Питера Пауля Рубенса
- Марс, обезоруженный Венерой (1822–1825), Жак-Луи Давид
- Нелл Гвинн , одна из давних любовниц короля Англии Карла II, в роли Венеры с сыном в роли Купидона ( ок. 1665 ) работы Питера Лели
- Тангейзер в Венусберге (1901) Джона Коллиера
- Русская Венера (1926) Бориса Кустодиева
- Ирис представляет раненую Венеру Марсу, сэр Джордж Хейтер , 1820 г. - Библиотека Анте, Чатсуорт-хаус.
- Аноним (Франция) по мотивам Франсуа Буше , «Венера и Амур на дельфине», XIX век, литография.
См. также
[ редактировать ]- История обнаженного искусства
- Богиня любви
- Планеты в астрологии#Венера
- Готтентотская Венера
- Сейлор Венера
- Венера (планета)
- Символ Венеры
Примечания
[ редактировать ]- ^ Латынь : Венера, пятница.
Классическая латынь : [ˈu̯ɛnʊs̠] , [ˈu̯ɛnɛɾɪs̠]
Латинское произношение: [ˈvɛ(ː)nus] , [ˈvɛ(ː)nèris] - ^ Иден (1963) [8] : 458ff обсуждает возможные связи между Астартой или «Венерой Эриксовой » и Brassica видом E. sativa , который римляне считали афродизиаком.
- ^ Дальнейшее изложение номена-омена (или nomen est omen ) см. [16]
- ^ Эшби (1929) считает существование храма Венеры Кальвы «очень сомнительным»; видеть [24]
- ^ «На полпути между Остией и Антиумом лежит Лавиниум, в котором есть святилище Афродиты, общее для всех латинских народов, но находящееся под опекой ардеев, которые доверили эту задачу интендантам». [34]
- ^ " Sp. Turrianus Proculus Gellianus... pater paterus... Lavinium священных принципов римского народа Quirt(ium) и латинских имен, которым поклоняются у лаврентийцев ". [35]
- ^ Иден (1963) [8] : 457 утверждает, что Варрон рационализирует эти связи как «lubendo libido, libidinosus ac Venus Libentina et Libitina». [39]
- ^ Шиллинг (1954) [7] : 87 предполагает, что Венера возникла как абстракция личных качеств, позже приняв атрибуты Афродиты.
- ↑ Ее сицилийская форма, вероятно, сочетала в себе элементы Афродиты и более воинственной карфагенско-финикийской Астарты.
- ^ Связи Венеры с Троей можно проследить до эпической, мифической истории Троянской войны и Суда Париса , в котором троянский принц Парис предпочел Афродиту Гере и Афине , положив начало череде событий, которые привели к войне между греков и троянцев и, в конечном итоге, к разрушению Трои. В мифе об основании Рима Венера была божественной матерью троянского принца Энея и, таким образом, божественным предком римского народа в целом. [51] : 23 Во время Пунических войн было много подобных представлений иностранных культов, в том числе фригийского культа Великой Матери , которая также имела мифические связи с Троей. См. также [31] : 80.
- ↑ Аристократическая идеология все более эллинизированной Венеры «резюмируется знаменитым обращением к Venus Physica в стихотворении Лукреция ». [55]
- ^ В оригинальном греческом языке Плутарха эта принятая фамилия Феликс переводится как Епафродит (возлюбленный Афродиты); видеть [56]
- ^ «В битве при Фарсале Цезарь также в лучшем республиканском стиле поклялся построить храм Венере Победоносной, почти как если бы он призывал защитницу Помпея на свою сторону в порядке эвокации . Через три года после поражения Помпея в битве при Фарсале. Акциума, Цезарь посвятил свой новый Римский форум с храмом своему предку Венере Генетрикс , «очевидно, во исполнение обета». Богиня помогла обеспечить божественную ауру своему потомку, подготовив путь для собственного культа Цезаря как божества . формальный институт римского имперского культа . [57]
- ↑ Сразу после этих замечаний Витрувий предписывает лучшее расположение храмов двум божественным супругам Венеры, Вулкану и Марсу. Вулкан должен находиться за пределами города, чтобы уменьшить опасность пожара, который является его стихией; Марс тоже должен находиться за пределами города, чтобы «никакие вооруженные драки не могли нарушить покой граждан и, кроме того, чтобы это божество могло быть готово защитить их от врагов и опасностей войны». [58]
- ^ Широко расставленный, открытый стиль, предпочитаемый Витрувием, - это эвстилос . Стиль с плотными колоннами, который он критикует, — это пикностилос . [59]
- ↑ Происхождение неизвестно, но, возможно, оно происходит от Апру , этрусской формы греческого имени Афродиты. [61]
- ^ Либо « Книги Сивиллы» , за Валериус Максимус памятных дел и Девять книг высказываний . 15.08.12; или Кумская Сивилла , по OvidОвидий быстро 4.155–62.
- ^ Римляне считали личную этику или менталитет функциями сердца.
- ^ Овощеводы, возможно, участвовали в посвящениях как корпоративная гильдия. [8] : 451
- ^ О подобных ассоциациях между римскими божествами и их жертвенными жертвами см. Victima .
- ^ Варрон категорически отрицает, что фестиваль принадлежит Венере; [66] это означает, что он знал о противоположном научном и/или распространенном мнении. Липка (2009) предлагает это очевидное противоречие в качестве примера двух римских культов, которые предлагают «дополняющие друг друга функциональные фокусы». [53] : 42
- ↑ Сулла, возможно, создал какой-то прецедент, но нет никаких доказательств того, что он построил ей Храм. Ассоциации Цезаря с Венерой как с личной, так и с государственной богиней, возможно, также распространялись в римских провинциях. [36]
- ↑ Иногда интерпретируется как Эрос-Купидон, как символ сексуального союза между богиней и Анхисом, но, возможно, это также намек на сцену из « Энеиды» , когда Дидона держит на коленях Купидона, замаскированного под Аскания, и влюбляется в Энея.
- ^ Цицерон, О природе богов , 3.59–3.60; «Первая Венера — дочь Неба и Дня; я видел ее храм в Элиде. Вторая родилась из морской пены и, как нам говорят, стала матерью от Меркурия второго Купидона. Третья — это дочь Юпитера и Дионы, которая вышла замуж за Вулкана, но которая, как говорят, была матерью Антероса от Марса. Четвертая была зачата из Сирии и Кипра и называется Астартой, и записано, что она вышла замуж за Адониса».
- ^ Венера как проводник и защитница Энея и его потомков - частый мотив в «Энеиде». См. обсуждение в Williams (2003). [68]
- ^ Цицерон представляет Антероса как «третьего Купидона», рожденного Марсом и рожденного «третьей Венерой», охотницей Дианой (чаще описываемой как девственница ). См. Цицерон, «О природе богов» , 3.59-3.60.
- ^ Овидий, Фасти , 4, 1: Amores , 3. 15. 1: Heroides , 7. 59: 16. 203. См. также Катулл C. 3. 1, 13. 2: Гораций, 1. 19. 1:4. 1. 5
- ^ Иден (1963), [8] : 456 цитируя Овидий . Фасти . 4:869–70, ср. И35–И38. Овидий описывает обряды, наблюдавшиеся в раннюю имперскую эпоху, когда окрестности храма были частью садов Саллюстия.
- ^ В Мурсии была святыня в Большом цирке .
- ^ « Bona Dea » означает «Добрая Богиня». Она также была «женской богиней».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бирд, М. , Прайс, С. , Норт, Дж., Религии Рима: Том 2, Справочник, иллюстрированный, Cambridge University Press, 1998, 2.1a, стр. 27
- ^ Элси, Роберт (2001). Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры . Лондон: Херст и компания. п. 251. ИСБН 1-85065-570-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с де Ваан 2008 , стр. 663.
- ^ де Симона, Карло (2017). «Мессапик». В Кляйне, Джаред; Джозеф, Брайан; Фриц, Матиас (ред.). Справочник сравнительного и исторического индоевропейского языкознания . Том. 3. Вальтер де Грюйтер. п. 1843. ISBN 978-3-11-054243-1 .
- ^ Мэллори, JP; Адамс, DQ, ред. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. п. 158. ИСБН 1-884964-98-2 .
- ^ Венера – статуэтка (фотография). Музей изящных искусств Лиона . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Шиллинг, Р. (1954). Римская религия Венеры от истоков до времен Августа . Париж, Франция: Издания Э. де Боккара.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Иден, ПТ (1963). «Венера и капуста». Гермес . 91 : 448–59.
- ^ Р., Шиллинг (1962). «Отношение Венеры Вениа». Латомус . 21 : 3–7.
- ^ де Ваан 2008 , стр. 660.
- ^ Связано через форму прилагательного *venes-no- : Уильям В. Скит там же . св "яд"
- ^ Гесиод . Теогония . 176.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стейплс, Ариадна (1998). От доброй богини до весталок: пол и категории в римской религии . Рутледж.
- ^ Херш, Карен К., Римская свадьба: ритуал и значение в древности , Cambridge University Press, 2010, стр. 66–67, 231–266.
- ^ Тот, кто бросил «Венеру», имел право назначить «Короля пира»; бросок «Венеры» также был известен как «Базилик» (от греческого «царь»). См. статью Джеймса Йейтса, магистратуры, FRS, и первоисточники по статье Talus , стр. 1095–1096 Уильяма Смита, DCL, доктора юридических наук: Словарь греческих и римских древностей, Джон Мюррей, Лондон, 1875.
- ^ дель Белло, Давиде (2007). Забытые тропы: этимология и аллегорический образ мышления . Издательство Католического университета Америки. стр. 52 и далее. ISBN 978-0-8132-1484-9 .
- ^ О'Хара, Джеймс Дж. (1990). «Значение Acidalia Mater Вергилия и Венеры Erycina у Катулла и Овидия». Гарвардские исследования по классической филологии . 93 : 335–42. дои : 10.2307/311293 . JSTOR 311293 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маркович, Мирослав (1996). «От Иштар до Афродиты». Журнал эстетического воспитания . 30 (2): 43–59. дои : 10.2307/3333191 . JSTOR 3333191 .
- ^ Сервий, к Энеиде , ii. 632
- ^ Таким образом, Венера поклоняется милостыне, будь то женщина или мужчина, как цитирует Макробий, Сатурналии 3.8.3.
- ^ Пеннер, Тодд К., Стихель, Кэролайн Ван дер, редакторы, « Картирование гендера в древних религиозных дискурсах» , стр. 22, 2007, Брилл, исбн 90-04-15447-7
- ^ Доминик Монтсеррат, «Чтение гендера в римском мире», в книге « Испытание Рима: культура, идентичность и власть в Римской империи » (Routledge, 2000), стр. 172–173.
- ^ Цуркан, стр. 141–43.
- ^ Платнер, Сэмюэл Болл; Эшби, Томас (1929). Топографический словарь Древнего Рима . Лондон: Издательство Оксфордского университета . п. 551 – через Пенелопу, США, Чикаго .
- ^ Описание из Художественного музея Уолтерса.
- ^ Иден (1963), [8] : 457 цитируя Плиния Старшего , Natural History , 15.119–21.
- ^ Плиний Старший, отмечая Венеру как богиню союза и примирения, отождествляет святыню с легендарным эпизодом самой ранней истории Рима, в котором римляне во главе с Ромулом и сабиняне во главе с Титом Татием , неся ветви мирта, встретились там, чтобы заключить мир после изнасилования сабинянок . Также цитируется в Wagenvoort, с. 180.
- ^ Смит, Уильям. "Венера". Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Лондон: Джон Мюррей – через Персея, Университет Тафтса .
- ^ LivyЛиви Основан городом 23.31
- ^ Макгинн, Томас Эй Джей (1998). Проституция, сексуальность и закон в Древнем Риме . Издательство Оксфордского университета. п. 25.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Борода, М .; Прайс, С .; Норт, Дж. (1998). Религии Рима: история с иллюстрациями . Том. 1. Издательство Кембриджского университета.
- ^ онлайн-каталога Christie's Эссе со ссылкой на Вермюля и Брауэра, Каменные скульптуры, Греческие, римские и этрусские коллекции художественных музеев Гарвардского университета , стр. 50-51.
- ^ Паулюс-Фестус svp 80 L: Фрутинский храм Венеры Фрути
- ^ Strabo V 3, 5
- ^ CIL X 797; цитируется в Лиу-Жиль, Б. (1996). «Рождение Латинской лиги. Миф и культ основания». Бельгийское обозрение филологии и истории . 74 (1): 85.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ривс, Джеймс (1994). «Венера-Прародительница за пределами Рима». Феникс . 48 (4): 294–306. дои : 10.2307/1192570 . JSTOR 1192570 .
- ^ Кропп, Андреас Дж. М. (2010). «Юпитер, Венера и Меркурий Гелиополиса (Баальбека). Образы «триады» и ее предполагаемые синкретизмы» . Сирия . 87 : 229–264. дои : 10.4000/syria.681 . JSTOR 41681338 .
- ^ Хэвелок, Кристин Митчелл, Афродита Книдская и ее преемники: исторический обзор обнаженной женщины в греческом искусстве , University of Michigan Press, 2007, стр. 100–102, ISBN 978-0-472-03277-8
- ^ Варрон . Латинский язык . 6, 47.
- ^ Августин, О городе Божием , IV. 16; Арнобиус, Против народов , IV. 9. 16; Муркус в Ливии, Ab Urbe Condita , 1, 33, 5 – ср. murcidus = «ленивый».
- ^ «Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима», т. 1, с. 167
- ^ Элизабет Асмис, «Венера Лукреция и Зевс-стоик», Гермес , 110, (1982), с. 458 и далее.
- ^ Лилль, Энн (2011). «Мифы Помпеи: реальность и наследие» . Балтийский журнал истории искусств . 3 .
- ^ Кэрролл, Морин (2010). «Исследование святилища Венеры и ее священной рощи: политика, культ и идентичность в римских Помпеях» . Документы Британской школы в Риме . 78 : 63–351. дои : 10.1017/S0068246200000817 . JSTOR 41725289 . S2CID 154443189 .
- ^ Мир Помпеи . Джон Джозеф Доббинс, Педар Уильям Фосс. Лондон: Рутледж. 2007. ISBN 978-0-415-17324-7 . OCLC 74522705 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) [ нужна страница ] - ^ Борода, Мэри (2008). Огни Везувия: Помпеи потерянные и найденные . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-02976-7 . OCLC 225874239 . [ нужна страница ]
- ^ Грант, Майкл (2005). Города Везувия: Помпеи и Геркуланум . Лондон: Феникс Пресс. ISBN 1-898800-45-6 . OCLC 61680895 . [ нужна страница ]
- ^ Так , Уолтер Буркерт в Homo Necans (1972) 1983:80, отмечая К. Коха о «Венере-победительнице» в Realencyclepedia of Classical Antiquity , 8 A860-64.
- ^ LivyЛиви Основан городом 23.31
- ^ Орлин, Эрик (2007), в Рюпке, Дж, изд. Спутник римской религии , издательство Blackwell, стр. 62.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Борода, Мэри (2007). Римский триумф . Белкнап Пресс.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Липка называет дату основания храма Венеры в Коллине 181 г. до н.э. [53] : 72–73
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Липка, Михаил (2009). Римские боги: концептуальный подход . Брилл.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Орлин, Эрик М. (2002). «Иностранные культы в республиканском Риме: переосмысление поморского правления». Мемуары Американской академии в Риме . 47 . Издательство Мичиганского университета: 1–18. дои : 10.2307/4238789 . JSTOR 4238789 .
- ^ Торелли, Марио (1992). Типология и структура римских исторических рельефов . Издательство Мичиганского университета. стр. 8–9.
- ^ Плутарх . Жизнь Суллы . 19.9.
- ^ Орлин, в Рюпке (редактор), стр. 67–69.
- ^ Витрувий . «Книга 1» . Де архитектура . 7.1 – через Пенелопу, Университет Чикаго .
- ^ Витрувий . «Книга 3» . Де архитектура . 1.5 – через Пенелопу, Университет Чикаго .
- ^ Граут, Джеймс. «Храм Венеры и Рима» . Романская энциклопедия – через Пенелопу, Университет Чикаго .
- ^ «Апрель» . Этимология онлайн .
- ^ Картер, Джесси Бенедикт (1900). «Игоним богини Фортуны» . Труды и труды Американской филологической ассоциации . 31:66 . дои : 10.2307/282639 . JSTOR 282639 .
- ^ Ленглендс, с. 59, со ссылкой на Овидий быстро 4. 155–62.
- ^ де Казанов, Оливье (1988). «Юпитер, Либер и латинское вино». Обзор истории религий . 205 (3): 245–265. дои : 10.3406/rhr.1988.1888 .
- ^ Скобы [13] : 122 цитируя OvidОвидий быстро 4.863–72.
- ^ Варрон . Латинский язык . 6.16.
- ^ Гросси, Олиндо. «Форум Юлия Цезаря и храм Венеры Прародительницы». Мемуары Американской академии в Риме 13 (1936): 215–2. https://doi.org/10.2307/4238590 .
- ^ Уильямс, МФ (2003). «Сид Юлий, божественность людей и Золотой век в Энеиде Вергилия» (PDF) . Лидс Международные классические исследования . 1 . Архивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2014 г. Проверено 23 марта 2014 г.
- ^ Орлин, [54] : 4, примечание 14 цитируя Овидий быстро 4876.
- ^ Вергилий . Энеида . 8.696–700.
- ^ См. статью «Купидон» в «Классической традиции » под редакцией Энтони Графтона, Гленна В. Моста и Сальваторе Сеттиса (Harvard University Press, 2010), стр. 244–246; ср. Цицерон, «О природе богов» , 3.59–3.60.
- ^ О'Хара, Джеймс Дж. (1990). «Значение Acidalia Mater Вергилия и Венеры Erycina у Катулла и Овидия». Гарвардские исследования по классической филологии . 93 : 335–338. дои : 10.2307/311293 . JSTOR 311293 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Влосок, Антони (1975). «Амор и Амур». Гарвардские исследования по классической филологии . 79 : 165–179. дои : 10.2307/311134 . JSTOR 311134 .
- ^ О'Хара, Джеймс Дж. (1990). «Значение Acidalia Mater Вергилия и Венеры Erycina у Катулла и Овидия». Гарвардские исследования по классической филологии . 93 : 335–338. дои : 10.2307/311293 . JSTOR 311293 .
- ^ Кларк, Анна, Божественные качества: культ и сообщество в республиканском Риме , Oxford University Press, 2007, стр. 177.
- ^ Леонард А. Курчин, Леонард А., «Личное богатство в римской Испании», Historia 32.2 (1983), стр. 230
- ^ Кауфманн-Хейниманн, в Рюпке (редактор), стр. 197–98.
- ^ Мозг (2017) , стр. 51–56.
- ^ Верснель, HS (1994). «Переход и обращение в мифе и ритуале» . Несоответствия греческой и римской религии . Том. 2. Брилл. п. 262.
- ^ Иден (1963) [8] : 457–58 цитируя Плиния Старшего , Natural History, 15,119–21.
- ^ Верснель, HS (1994). «Переход и разворот в мифе и ритуале». Несоответствия греческой и римской религии . Том. 2. Брилл. п. 262; см. также Верснель, HS (апрель 1992 г.). «Фестиваль Bona Dea и Фесмофории». Греция и Рим . Вторая серия. 39 (1): 44. дои : 10.1017/S0017383500023974 . S2CID 162683316 на со ссылкой Плутарх . Вопросы Романе 20. О полном исключении мирта (и, следовательно, Венеры) из обрядов Бона Деа см. статью Бона Деа .
- ^ Булл, Малкольм, Зеркало богов, Как художники эпохи Возрождения заново открыли языческих богов , Oxford UP, 2005, стр. 218_219 ISBN 978-0195219234
- ^ Брауэр, Хенрик Х.Дж. (1997). Бона Деа: Истоки и описание культа . Э. Дж. Брилл. п. 337. ИСБН 978-9004086067 , цитируя Плиния Старшего , Естественная история, глава 23, строка 152–58; и книга 15, гл.38, строка 125}}
- ^ Боккаччо, Джованни (2003). Знаменитые женщины . Я Библиотека Ренессанса Татти. Том. 1. Перевод Вирджинии Браун. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. xi. ISBN 0-674-01130-9 .
Библиография
[ редактировать ]- Бирд М. , Прайс С. , Норт Дж., Религии Рима: Том 1, История, иллюстрировано, Cambridge University Press, 1998.
- Берд, Мэри : Римский триумф , The Belknap Press of Harvard University Press , Кембридж, Массачусетс, и Лондон, Англия, 2007 г. (в твердом переплете). ISBN 978-0-674-02613-1
- Брэйн, Карла (23 марта 2017 г.). «Венера в помпейском домашнем пространстве: украшение и контекст» . Журнал теоретической римской археологии (2016): 51–66. дои : 10.16995/TRAC2016_51_66 .
- Шампо, Дж. (1987). Фортуна. Исследование культа Фортуны в Риме и в римском мире от истоков до смерти Цезаря. II. Преобразования Фортуны при республике. Рим: Французская школа Рима, стр. 378–395.
- де Ваан, Мишель (2008). Этимологический словарь латыни и других курсивных языков . Лейден · Бостон. ISBN 978-90-04-16797-1 .
- Иден, ПТ, «Венера и капуста», Гермес , 91, (1963), стр. 448–459.
- Хаммонд, НГЛ и Скаллард, Х.Х. (ред.) (1970). Оксфордский классический словарь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. (стр. 113)
- Ленглендс, Ребекка (2006). Сексуальная мораль в Древнем Риме . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-85943-1 . [1]
- Ллойд-Морган, Г. (1986). «Римская Венера: публичное богослужение и частные обряды». В М. Хениг и А. Кинг (ред.), Языческие боги и святыни Римской империи (стр. 179–188). Оксфорд: Монография 8 Оксфордского комитета по археологии.
- Нэш, Э. (1962). Иллюстрированный словарь Древнего Рима Том 1 . Лондон: A. Zwemmer Ltd. (стр. 272–263, 424).
- Ричардсон, Л. (1992). Новый топографический словарь Древнего Рима . Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса. (стр. 92, 165–167, 408–409, 411) ISBN 0-8018-4300-6
- Комната, А. (1983). Классический словарь Рума . Лондон и Бостон: Рутледж и Кеган Пол. (стр. 319–322)
- Рюпке, Йорг (редактор), Спутник римской религии , Вили-Блэквелл, 2007. ISBN 978-1-4051-2943-5
- Шиллинг, Р. (1982) (2-е изд.). Римская религия Венеры от истоков до времен Августа. Париж: Издания Э. де Боккара.
- Шиллинг Р., Боннефой Ю. и Донигер В. (редакторы), Римская и европейская мифология , (английский перевод), University of Chicago Press, 1991. стр. 146. [2]
- Скаллард, Х.Х. (1981). Фестивали и церемонии Римской республики . Лондон: Темза и Гудзон. (стр. 97, 107)
- Саймон, Э. (1990). Боги римлян . Мюнхен: Хирмер Верлаг. (стр. 213–228).
- Стейплс, Ариадна (1998). От доброй богини до весталок: пол и категории в римской религии . Лондон: Рутледж. ISBN 0415132339 .
- Цуркан, Роберт (2001). Культы Римской империи . Блэквелл. ISBN 0631200460 .
- Вагенворт, Хендрик, «Происхождение богини Венеры» (впервые опубликовано как «De deae Veneris origine», Mnemnosyne , Series IV, 17, 1964, стр. 47–77) в Pietas: избранные исследования римской религии , Brill, 1980. .
- Вайншток, С. (1971). Дивус Юлий . Оксфорд; Кларендон Пресс. (стр. 80–90)
- Герд Шерм, Бриджит Вкус Астарта и Венера. Фотолирический подход (1996), ISBN 3-88842-603-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Венерой (деа), на Викискладе?
- Британская онлайн-энциклопедия
- Римская богиня Венера – основные моменты Британского музея
- Иконографическая база данных Института Варбурга (около 2400 изображений Венеры)
- «Венера упрекает Купидона за то, что он научился подводить итоги» Картина сэра Джошуа Рейнольдса в Художественной галерее Леди Левер
- Венера (мифология)
- Богини красоты
- Божества в «Энеиде»
- Богини плодородия
- Богини любви и похоти
- Матери-богини
- Богини удачи
- Богини мира
- Нагота в мифологии
- Сексуальность в Древнем Риме
- Венерианские божества
- Планетарные богини
- Боги согласны
- Римские богини
- Афродита
- Божества вина и пива
- Алкогольные богини
- Легендарные прародители