Ромул и Рем
В римской мифологии Ромул и Рем ( Латинское: [ˈroːmʊlʊs] , [ˈrɛmʊs] ) — братья-близнецы , история которых повествует о событиях, которые привели к основанию Ромулом Рима и Римского после королевства города его братоубийства Рема. Изображение волчицы, кормящей близнецов в младенчестве, было символом города Рима и древних римлян, по крайней мере, с III века до нашей эры. Хотя действие этой истории происходит до основания Рима около 750 г. до н.э., самое раннее известное письменное описание мифа относится к концу III века до н.э. Возможные исторические основы этой истории и интерпретации ее местных вариантов являются предметом постоянных дискуссий.
Обзор
[ редактировать ]Ромул и Рем родились в Альба-Лонге , одном из многих древних латинских городов недалеко от Семи холмов Рима . Их мать Рея Сильвия была весталкой и дочерью бывшего царя Нумитора , которого сменил его брат Амулий . В некоторых источниках Рея Сильвия зачала их, когда бог Марс посетил ее в посвященной ему священной роще. [2]
Видя в них возможную угрозу своему правлению, царь Амулий приказал убить их и оставить умирать на берегу реки Тибр . Они были спасены богом Тиберином , Отцом реки, и выжили под заботой других на месте будущего Рима. В самом известном эпизоде волчица вскормила близнецов в пещере, ныне известной как Луперкаль . [3] В конце концов их усыновил Фаустул пастух . Они выросли, пася стада, не подозревая о своей истинной личности. Со временем они стали естественными лидерами и привлекли группу сторонников из сообщества.
Когда они были молодыми людьми, они оказались вовлечены в спор между сторонниками Нумитора и Амулия. В результате Ремус был взят в плен и доставлен в Альба-Лонгу. И его дед, и король подозревали, кто он на самом деле. Тем временем Ромул организовал попытку освободить своего брата и отправился с помощью в город. За это время они узнали о своем прошлом и объединили усилия со своим дедом, чтобы вернуть его на трон. Амулий был убит, а Нумитор был восстановлен в должности короля Альбы. Близнецы решили построить собственный город.
Вернувшись в район семи холмов, они разошлись во мнениях по поводу холма, на котором следует строить. Ромул предпочитал Палатинский холм выше Луперкаля; Ремус предпочитал Авентинский холм . Когда они не смогли разрешить спор, они согласились добиться одобрения богов посредством состязания предсказаний . Рем увидел 6 благоприятных птиц, а Ромул увидел 12 и заявил, что заслужил божественное одобрение. Они оспорили результат; Рем оскорбил новый город Ромула и был убит либо Ромулом, либо одним из его сторонников. [4] Затем Ромул основал город Рим, его институты, правительство, военные и религиозные традиции. Он правил много лет как ее первый король.
Первоисточники
[ редактировать ]Происхождение различных элементов мифа об основании Рима является предметом постоянных дискуссий. происхождения римлян Возможно, они произошли от собственного италийского или от эллинских влияний , которые были включены позже. Окончательное определение этих оригинальных элементов до сих пор ускользало от классиков . [5] Римские историки датировали основание Рима примерно 753 годом до нашей эры, но самое раннее известное письменное описание мифа относится к концу III века до нашей эры. [6] Продолжаются споры о том, как и когда возникла «полная» басня. [7]
Некоторые элементы засвидетельствованы раньше, чем другие, а на сюжетную линию и тон по-разному повлияли обстоятельства и вкусы разных источников, а также современная римская политика и концепции приличия. [8] Был ли миф о близнецах исходной частью римского мифа или более поздним развитием, является предметом продолжающихся споров. [7] Источники часто противоречат друг другу. Они включают истории Ливия, Плутарха, Дионисия Галикарнасского и Тацита, а также работы Вергилия и Овидия. [6] [9] [10] Квинта Фабия Пиктора Работа стала авторитетной для ранних книг «Истории Рима » Ливия , Дионисия Галикарнасского » «Римских древностей и Плутарха » «Жизни Ромула . [11]
Эти три произведения вошли в число наиболее читаемых версий мифа. Во всех трех произведениях рассказы о луперкале и братоубийстве затмеваются рассказами о происхождении близнецов и их связях с Энеем и свержением Амулия. Последнему в отчетах уделяется больше всего внимания. Плутарх посвящает почти половину своего рассказа свержению их дяди.
Римские древности (Дионисий)
[ редактировать ]Дионисий цитирует, среди прочих, истории Пиктора , Луция Кальпурния Пизона , Катона Старшего , Луция Цинция Алимента .
В первой книге двадцатитомной истории Рима Дионисия Рем не упоминается до страницы 235 (глава 71). Потратив еще 8 глав на обсуждение предыстории их рождения в Альбе, он посвящает сказке в общей сложности 9 глав (79–87). Большая часть времени уходит на обсуждение конфликта с Амулием.
Он продолжает обсуждать различные версии основания города другими, а также происхождение и происхождение близнецов еще в 8 главах, пока не доходит до рассказа об их оставлении Тибром. Большую часть 79-й главы он проводит, обсуждая выживание в дикой природе. Затем конец 79-го по 84-й годы из-за их борьбы с Амулием. 84 с нефантастическим рассказом об их выживании 294. Наконец, 295 — это предзнаменование 85–86, 87–88 — братоубийство.303 [ нужны разъяснения ]
Из основанного города (Ливий)
[ редактировать ]Ливи обсуждает этот миф в главах 4, 5 и 6 первой книги своего произведения. п. 7 отд. 4 р. 8 выживания. п. 8 молодежь. 5 9–10 борьба с Амулием. 6 р. 11 (только начало) предзнаменование и братоубийство.
Жизнь Ромула (Плутарх)
[ редактировать ]Плутарх рассказывает легенду в главах 2–10 « Жизни Ромула» . Больше всего внимания, почти половину всего рассказа, он уделяет конфликту с Амулием.
Фаст (Овидий)
[ редактировать ]Фасти , эпическая латинская поэма Овидия начала I века нашей эры, содержит полное изложение истории близнецов. Примечательно, что в нем рассказывается история, в которой призрак Рема является Фаустулу и его жене, которую поэт называет «Акка». По сюжету Ремус появляется перед ними в постели и выражает гнев на Селера за убийство его и его собственных. [ нужны разъяснения ] а также бесспорная братская любовь Ромула.
Римская история (Дио)
[ редактировать ]«Римская история » Кассия Диона сохранилась фрагментами из различных комментариев. Они содержат более или менее полную информацию. В них он упоминает оракула, предсказавшего смерть Амулия от сына Нумитора, как причину, по которой албанский король изгнал мальчиков. Есть также упоминание о «других Ромуле и Реме» и о другом Риме, основанном задолго до этого на том же месте. [12]
Происхождение римской нации (неизвестно)
[ редактировать ]В этом произведении представлены различные версии этой истории. В одном из них есть упоминание о том, как дятел приносил мальчикам еду, когда их бросили в дикой природе. Ни в одном рассказе о конфликте с Амулием пленение Рема не упоминается. Вместо этого Ромул, узнав о его истинной личности и о преступлениях, которые он и его семья пережили от рук албанского короля, просто решил отомстить за них. Он повел своих сторонников прямо в город и убил Амулия, после чего восстановил на троне своего деда. [13]
Фрагменты и другие источники
[ редактировать ]- Анналы Энния . утеряны, но фрагменты остались в более поздних историях
- Римская история » Аппиана « в книге I «О царях» представляет собой фрагмент, содержащий отчет о происхождении и происхождении близнецов.
- «Городе Бога В » святого Августина мимоходом утверждается, что Рем был жив после основания города. И он, и Ромул основали Римское убежище после того, как в традиционных источниках утверждалось, что он умер. [14]
- Bibliotheca Historicala Диодора Сицилийского — это универсальная история , которая сохранилась в основном нетронутой во фрагментах и содержит полное описание происхождения близнецов, их юности в пастушеском сообществе, а также состязаний авгуров и братоубийства. В этой версии Ремус вообще не видит птиц, и позже его убивает Целер, работник Ромула.
- Происхождение Катона Старшего , фрагменты которого сохранились в трудах более поздних историков, цитирует Дионисий.
- Римский поэт Ювенал называет их близнецами Квиринами , намекая на Квирина . [15]
Утерянные источники
[ редактировать ]- Квинт Фабий Пиктор писал в III веке до нашей эры. Его «История» , написанная на греческом языке, является самой ранней известной историей Рима. Его цитируют все три канонических произведения.
- Диокл Пепаретский написал историю Рима, которую цитирует Плутарх.
- Луций Кальпурний Пизон написал историю, цитируемую Дионисием.
- Квинт Элий Туберон написал историю, цитируемую Дионисием.
- Марк Октавий (также неизвестный) написал отчет, цитируемый в Origo Gentis .
- Лициний Мацер (умер в 66 г. до н.э.) написал отчет, цитируемый в Origo Gentis .
- Венноний написал отчет, цитируемый в Origo Gentis .
- Джуба II написал историю, цитируемую Плутархом. [16]
Современная стипендия
[ редактировать ]Современная наука подходит к различным известным историям о Ромуле и Реме как к совокупным разработкам и более поздним интерпретациям мифа римского происхождения . Отдельные версии и сопоставления были представлены римскими историками как авторитетная официальная история, лишенная противоречий и неряшливых вариантов, чтобы оправдать современные события, генеалогии и действия в отношении римской морали . Другие повествования, по-видимому, представляют собой народную или фольклорную традицию; некоторые из них остаются непостижимыми по цели и значению. Уайзман резюмирует все это как мифографию необычайно проблематичного основания и ранней истории. [19] [20]
Три канонических рассказа Ливия, Дионисия и Плутарха обеспечивают широкую литературную основу для изучения мифографии основания Рима. У них много общего, но каждый избирателен к своей цели. Ливий — достойное руководство, оправдывающее цели и мораль римских традиций того времени. Дионисий и Плутарх подходят к тем же темам, что и заинтересованные посторонние, и включают традиции-основатели, не упомянутые Ливием, не имеющие общего источника и, вероятно, специфичные для определенных регионов, социальных классов или устных традиций. [21] [22] Римский текст поздней имперской эпохи, Origo gentis Romanae (Происхождение римского народа), посвящен множеству «более или менее причудливых», часто противоречивых вариантов мифа об основании Рима, включая версии, в которых Рем основывает город под названием Ремурия. , в пяти милях от Рима, и переживает своего брата Ромула. [23] [24]
Римские историки и римские традиции возводят большинство римских институтов к Ромулу. Ему приписывают основание римской армии, его системы прав и законов, его государственной религии и правительства, а также системы покровительства , которая лежала в основе всей социальной, политической и военной деятельности. [25] В действительности такие события растянулись бы на значительный промежуток времени. Некоторые из них были намного старше, а другие — гораздо позже. Большинству римлян доказательства правдивости легенды и ее главных героев казались ясными и конкретными и составляли важную часть священной топографии Рима. Можно было посетить Луперкаль , где волчица вскормила близнецов, или поклониться обожествленному Ромулу-Квирину в « пастушьей хижине », или увидеть его разыгрывание на сцене, или просто прочитать Фасти .
Легенда в целом отражает представления Рима о самом себе, его происхождении и моральных ценностях. Для современной науки он остается одним из самых сложных и проблематичных из всех мифов об основании, особенно в том, что касается способа смерти Рема. Древние историки не сомневались, что Ромул дал городу свое имя. Большинство современных историков считают, что его имя является производным от названия Рим; основание имени и роли Рема остается предметом древних и современных спекуляций. Миф полностью развился в нечто вроде «официальной» хронологической версии в эпоху поздней республиканской и ранней Империи; Римские историки датировали основание города периодом между 758 и 728 годами до нашей эры, а Плутарх считал годом рождения близнецов 771 год до нашей эры. Традиция, согласно которой Ромул был далеким предком в лице полубожественного троянского принца Энея, была дополнительно приукрашена, и Ромул стал прямым предком первой императорской династии Рима . Возможные исторические основы широкого мифологического повествования остаются неясными и спорными. [26] Образ волчицы, кормящей божественных близнецов, стал культовым изображением города и легенды о его основании, что сделало Ромула и Рема выдающимися среди диких детей древней мифографии .
Историчность
[ редактировать ]Современные исследования предлагают мало доказательств в поддержку какой-либо конкретной версии мифа о римском основании, включая исторического Ромула или Рема. [27] Начиная с Фабия Пиктора, письменные отчеты, должно быть, в некоторой степени отражали общепринятую историю города. [28] Археолог Андреа Карандини - один из очень немногих современных ученых, которые принимают Ромула и Рема как исторические личности, датируют древнюю стену на северном склоне Палатинского холма серединой 8-го века до нашей эры и называют ее Мурус Ромули . [29] [30]
Иконография
[ редактировать ]Древние изображения римских близнецов обычно следуют определенным символическим традициям, в зависимости от легенды, которой они следуют: на них изображены либо пастух, волчица, близнецы под смоковницей и одна или две птицы ( Ливий , Плутарх ); или изображают двух пастухов, волчицу, близнецов в пещере, редко смоковницу и никогда птиц ( Дионисий Галикарнасский ).
Близнецы и волчица были изображены на, возможно, самых ранних серебряных монетах, отчеканенных в Риме. [31]
Шкатулка франков , англосаксонская шкатулка из слоновой кости (начало VII века нашей эры), изображает Ромула и Рема в необычной обстановке: два волка вместо одного, роща вместо одного дерева или пещеры, четыре коленопреклоненных воина вместо одного или двух жестикулирующих. пастухи. Согласно одной интерпретации, и как указывает руническая надпись («вдали от дома»), близнецы упоминаются здесь как Диоскуры , помощники в путешествиях, такие как Кастор и Полидевк . Их происхождение от римского бога войны предопределяет их роль помощников на пути к войне. Резчик перенес их в германскую священную рощу, и . к ним присоединился второй волк Одина Таким образом, эта картина, наряду с пятью другими, оказала влияние на « вирд », удачу и судьбу короля-воина. [32]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Дуэль титанов ( итальянский : Romolo e Remo ), фильм 1961 года со Стивом Ривзом и Гордоном Скоттом в главных ролях в роли двух братьев. [33]
- Первый король: Рождение Империи ( Il Primo Re ), итальянский исторический фильм Маттео Ровере 2019 года, изображающий основание Рима. В сценарии фильма используется реконструированный старолатинский язык.
- Ромул , итальянский сериал 2020 года Маттео Ровере об основании Рима. Он также имеет реконструированный старолатинский язык. [34]
Изображения в искусстве
[ редактировать ]- Ромул
Этот миф вдохновлял художников на протяжении веков. Особое внимание уделено изнасилованию Илии Марсом и выкармливанию близнецов волчицей.
Палаццо Маньяни
[ редактировать ]В конце 16 века богатая семья Маньяни из Болоньи заказала серию произведений искусства, основанных на мифе о римском основании. Художники, представившие работы, включали скульптуру Геракла с младенцами-близнецами работы Габриэле Фиорини, на которой изображено собственное лицо покровителя. Наиболее важными работами были тщательно продуманная серия фресок, известная под общим названием «Истории основания Рима» братьев Карраччи: Людовико , Аннибале и Агостино Карраччи .
Фреска Палаццо Тринчи
[ редактировать ]Лоджия ди Ромоло и Ремо — незаконченная фреска XV века работы Джентиле да Фабриано, изображающая эпизоды из легенды в Палаццо Тринчи .
См. также
[ редактировать ]- Асена , аналогичная легенда о происхождении тюрков
- Кастор и Поллукс
- Золотая ветвь , рассказ об Энее и Риме.
- Греко-римский мир
- Хенгист и Хорса , легендарные братья из рассказа о вторжении ютов в Британию в V веке нашей эры.
- Дома
- Ману и Йемо — протоиндоевропейская история, которая считается источником этого мифа.
- Ромул из Фьезоле , святой I века, который также был брошен в дикой природе и вскормлен волчицей.
- Сениус и Аскиус , легендарные близнецы-основатели Сиены.
- Каин и Авель , первые сыновья Адама и Евы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Адриано Ла Регина, «Волчица Капитолия - средневековая, доказательство - углеродный тест» . Республика . 9 июля 2008 г.
- ^ Другие источники выражают сомнение относительно божественной природы их происхождения. Один утверждает, что отцом мальчиков был сам Амулий, который изнасиловал свою племянницу, надев доспехи, чтобы скрыть свою личность.
- ^ Другие изображения см. Ливий и Дионисий.
- ↑ Дионисий излагает несколько различных версий своей смерти, а также его убийства Ромулом.
- ^ Теннант, с. 81
- ^ Перейти обратно: а б Дионисий, т. 1 р. 72
- ^ Перейти обратно: а б Теннант
- ^ Уайзман, Ремус
- ^ Дионисий, том. 2 р. 76
- ^ Плутарх, Жизни
- ^ фон Альбрехт, Майкл (1997). История римской литературы: от Ливия Андроника до Боэция . Том. И. Лейден: БРИЛЛ. п. 374. ИСБН 978-90-04-10709-0 . Проверено 20 ноября 2016 г. .
- ^ Дион Кассий (1914). «Римская история I стр.12-18» . Римская история I стр.12-18 . doi : 10.4159/DLCL.dio_cassius-roman_history.1914 . Проверено 24 ноября 2016 г. – через цифровую классическую библиотеку Леба (требуется подписка)
- ^ Происхождение римской нации XXI
- ^ Святой Августин (1957). Город Божий против язычников . Том. 1. п. 137. дои : 10.4159/DLCL.augustine-city_god_pagans.1957 . Проверено 24 ноября 2016 г. – через цифровую классическую библиотеку Леба (требуется подписка)
- ^ Лиминг, Дэвид. От Олимпа до Камелота: Мир европейской мифологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2003. стр. 64–65.
- ^ Роллер, Дуэйн (2003). Мир Джубы II и Клеопатры Селены: королевская стипендия на африканской границе Рима . Рутледж. п. 171. ИСБН 0415305969 .
- ^ Таджикистан: в стране золотых рек . Париж, Гент: Музей Гиме, Снук. 2021. с. 133. ИСБН 978-9461616272 .
- ^ Лаэт, Зигфрид Ж. де (1 января 1994 г.). История человечества: с седьмого по шестнадцатый век . ЮНЕСКО. ISBN 978-92-3-102813-7 .
- ^ Мудрец Ремус .
- ^ Момильяно, Арнольдо (2007). «Промежуточный отчет о происхождении Рима». Третий вклад в историю классических исследований и древнего мира . Том 1. Рим: Историко-литературные издания. стр. 545–98. ISBN 9788884983633 . . Критический хронологический обзор историографии, связанной с происхождением Рима.
- ^ Момильяно, Арнольдо (1990). Классические основы современной историографии . Издательства университетов Калифорнии, Колумбии и Принстона. п. 101. ИСБН 9780520078703 . . Современный историографический взгляд на этот первоисточник.
- ^ Диллери (2009). Фельдхерр, Эндрю (ред.). Кембриджский спутник римских историков . Издательство Кембриджского университета. стр. 78–81 и далее. ISBN 9781139827690 . .
- ^ Корнелл, стр. 57–8.
- ^ Банчич (2004). Происхождение римской нации (PDF) . через Ханишевский и др. Кансийский колледж. . Перевод и комментарии.
- ^ Родригес Майоргас стр.93
- ^ Археолог Андреа Карандини - один из очень немногих современных ученых, которые признают Ромула и Рема историческими личностями, основываясь на открытии в 1988 году древней стены на северном склоне Палатинского холма в Риме. Карандини датирует сооружение серединой VIII века до нашей эры и называет его Мурус Ромули . См. Карандини, Рождение Рима. Боги, лары, герои и люди на заре цивилизации (Турин: Эйнауди, 1997) и Карандини. Рем и Ромул. От округов квиритов до города римлян (775/750 – примерно 700/675 до н.э.) (Турин: Эйнауди, 2006)
- ^ Родригес Майоргас стр.91
- ^ Родригес Майоргас стр.90
- ^ См. Карандини, Рождение Рима. Боги, лары, герои и люди на заре цивилизации (Турин: Эйнауди, 1997) и Карандини. Рем и Ромул. От квиритских районов до римского города (775/750 – примерно 700/675 до н.э.) (Турин: Эйнауди, 2006)
- ^ Т.П. Уайзман . 2001. «Читая Карандини». Журнал римских исследований 91:182–193 https://www.jstor.org/stable/3184776.
- ^ Кроуфорд, с. 31
- ^ «Ромул и Рем» . Шкатулка Фрэнкса . Архивировано из оригинала 8 марта 2013 года . Проверено 20 декабря 2012 г. ; см. также «Путешествующие близнецы: Ромул и Рем в англосаксонской Англии».
- ^ Гарсия Морсильо, Марта; Хейнсворт, Полина; Лапенья Марчена, Оскар (11 февраля 2015 г.). Представление древних городов в кино: от Вавилона до Чинечитты . Рутледж . п. 169. ИСБН 9781135013172 .
- ^ «Ромул (сериал, 2020–) — IMDb» . IMDB .
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Дионисий Галикарнасский (1937). «Римские древности» . Римские древности . doi : 10.4159/DLCL.dionysius_halicarnassus-roman_antiquities.1937 . Проверено 19 ноября 2016 г. – через цифровую классическую библиотеку Леба (требуется подписка)
- Ливий (1919). «История Рима 1» . История Рима . doi : 10.4159/DLCL.livy-history_rome_1.1919 . Проверено 7 ноября 2016 г. – через цифровую классическую библиотеку Леба (требуется подписка)
- Плутарх. «Жизнь Ромула» . В Тайере (ред.). Параллельные жизни . Чикаго: Леб. .
- Овидий (1931). Гулд, GP (ред.). «Фасти» . Фасти . doi : 10.4159/DLCL.ovid-fasti.1931 . Проверено 25 ноября 2016 г. . – через цифровую классическую библиотеку Леба (требуется подписка)
Вторичные источники
[ редактировать ]- Кроуфорд, Майкл Хьюсон (1985). Чеканка монет и деньги в Римской республике: Италия и средиземноморская экономика . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-05506-3 . Проверено 30 ноября 2016 г. .
- Родригес Майоргас, Анна (2010). «Ромул, Эней и культурная память Римской республики» (PDF ) Атенеум . 98 (1): 89–109 . Получено 14 декабря.
- Теннант, PMW (1988). «Луперкалии и легенда о Ромуле и Реме» (PDF) . Акта Классик . XXXI : 81–93. ISSN 0065-1141 . Архивировано из оригинала (PDF) 10 мая 2017 года . Проверено 19 ноября 2016 г.
- Уайзман, Тимоти Питер (25 августа 1995 г.). Ремус: Римский миф . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-48366-7 . Проверено 30 ноября 2016 г. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альбертони, Маргарита и др. Капитолийские музеи: Путеводители . Милан: Electa, 2006. Для получения информации о Капитолийской волчице.
- Бирд М. , Норт Дж., Прайс С., Религии Рима, том. 1, иллюстрировано, переиздание, Cambridge University Press, 1998. ISBN 0-521-31682-0
- Корнелл, Т. (1995). Начало Рима: Италия и Рим от бронзового века до Пунических войн (ок. 1000–264 до н.э.) . Рутледж. ISBN 978-1-136-75495-1 .
- Маццони, Кристина (29 марта 2010 г.). Волчица: История римской иконы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-19456-3 . Проверено 2 декабря 2016 г.
- Томажинчич, Шпела. 2008. «Remo Cum Fratre Quirinus: Метаморфозы мифа о римском основании от его истоков до Горация». В: Керия: Studia Latina Et Graeca 10 (1), стр. 7–31. https://doi.org/10.4312/keria.10.1.7-31 .
- Уайзман, Т.П. , Ремус: римский миф , издательство Кембриджского университета, 1995. ISBN 978-0-521-48366-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Плутарх, Жизнь Ромула
- Ромул и Рем (Romwalus and Reumwalus) и два волка на Шкатулке Франков: Шкатулка Франков, Помощники на пути к войне
- Ромул и Рем на Ara Pacis Augustae.