Jump to content

Игрушки и игры в Древнем Риме

Мраморный рельеф (II век нашей эры) с изображением римских детей, играющих в мяч: девочка справа подбрасывает мяч в воздух. [1] ( Лувр )

У древних римлян было множество игрушек и игр. Дети использовали такие игрушки, как волчки , шарики , деревянные мечи , воздушные змеи . [2] кнуты , качели , куклы , колесницы и качели . Азартные игры и пари были популярными играми в Древнем Риме. Законодательство жестко регулирует азартные игры; однако эти законы, вероятно, не соблюдались. Тали , Terni lapilli , Duodecim Scripta и Ludus latrunculorum были популярными играми в Древнем Риме. Они были похожи на покер , крестики-нолики , нарды и шахматы соответственно. Моррис для девяти мужчин , возможно, также был популярной игрой в Древнем Риме. Римские дети также играли в игры, моделирующие исторические сражения, и могли притворяться важными государственными чиновниками.

Азартные игры и ставки

[ редактировать ]
Фреска с изображением древнеримских игроков в кости.
Помпейская фреска, изображающая драку в баре из-за азартных игр [3]
Римские игральные кости I-II веков из Картахены , Испания .
Древнеримские костяные кости найдены недалеко от Силчестера

Азартные игры и пари были популярными играми в Древнем Риме. [4] [5] Римские игровые столы часто встречаются в археологических записях ; их часто обнаруживают в частных зданиях, общественных местах и ​​городских районах. [6] Находки материалов, связанных с азартными играми, в жилых помещениях встречаются реже, чем в общественных. Возможно, потому, что азартные игры были общественной деятельностью и поэтому происходили в основном в социальных сферах. [7] Игровые столы особенно распространены вблизи военных объектов. Надписи, найденные на столах для военных игр, часто указывают на нечестную игру или насилие: одна надпись гласит: «Вставай! Ты ничего не знаешь об игре; освободи место для лучших игроков!» Две картины, обнаруженные в Помпеях, изображают драку между двумя игроками из-за разногласий по поводу игры; драку прерывает трактирщик, который требует, чтобы они вышли из магазина. [8] Popinae , древние римские винные бары , предоставляли посетителям азартные услуги. [9] Из-за того, что они ассоциировались с проституцией и азартными играми, римляне считали попины центрами насилия и преступности. [10] Тех, кто управлял частными заведениями, предлагающими услуги по азартным играм, эвфемистически называли сусцепторами , что означает «предприниматели». [9] Азартные игры без игрового поля, исключительно с использованием игральных костей, также были распространены в Древнем Риме. [6]

Хотя азартные игры были чрезвычайно популярны в Древнем Риме, их считали греховными и развратными. [11] По словам римского историка IV века Аммиана Марцеллина , большинство представителей высших классов не хотели идентифицировать себя как игроки, вместо этого предпочитая термин tesserarii , что означает «игрок в кости». [12] Алеатор , латинский термин, обозначающий игрока-любителя, рассматривался, по крайней мере, в несколько уничижительном смысле. [9] Он описал манию азартных игр, которая была повсеместно распространена среди всех римских социальных слоев . Марцеллин утверждал, что упадок самого Рима был обусловлен распространением азартных игр; он утверждал, что одержимость азартными играми помешала «сделать в Риме что-либо памятное или серьезное». [13] [14] Точно так же поэт I века до нашей эры Гораций жаловался: «На более благородные чувства и более мужественные поступки: теперь первенец знатного человека избегает опасной погони и не учится сидеть на своем коне: посадите его в незаконные кости или греческий обруч, как искусно он играет». [15] [16] Ювенал , сатирик II века, критиковал азартные игры как пустую трату денег, которую лучше направить на общественное благо: «Разве это простая форма безумия — потерять сто тысяч сестерциев и не иметь рубашки, которую можно отдать дрожащему рабу?» [11] [17] De Aleatoribus раннехристианский текст , ложно приписываемый святому Киприану , осуждающий азартные игры и игры в кости как нечистые и аморальные. [18]

Паранойя по поводу того, что молодые люди теряют свои деньги из-за азартных игр, была широко распространена в Древнем Риме и, вероятно, послужила причиной принятия законодательства, запрещающего это времяпрепровождение . [19] Азартные игры были связаны с низшими социальными классами; к игрокам относились так же, как к мелким преступникам. Коннотации низкого социального статуса вызвали у римлян опасения, что, играя в азартные игры, человек может оказаться в долгу перед другим человеком с более низким социальным статусом. [11] Ожидалось, что римская молодежь посвятит свое свободное время деятельности по самосовершенствованию. Такие концепции могли повлиять на римское законодательство об азартных играх, включая освобождение пожилых людей от этих законов. [19] Многие римские императоры , такие как Август и Клавдий, были любителями азартных игр. [20] [21] Клавдий написал ныне утерянную книгу об игре в кости. [22] Предполагается, что эта книга называлась De arte aleae , что переводится как «Об искусстве игры в кости». [23] Записано, что Август предлагал своим гостям определенные суммы денег, чтобы они продолжали делать ставки и играть в азартные игры. [24] таких императоров, как Калигула , Нерон или Коммод, Древние биографы изображали либо заядлыми игроками, либо полными азартными игроками. Однако эти описания, возможно, были частью клеветнической кампании по дискредитации этих непопулярных императоров. [11]

Самый ранний известный древнеримский закон об азартных играх – это lex Talaria или lex Alearia . [9] Закон, скорее всего, объявил азартные игры и игры в кости вне закона. [25] Хотя азартные игры жестко регулировались, эти законы были отменены во время праздника Сатурналий . [19] В любом случае существует мало свидетельств того, что правила, запрещающие азартные игры, соблюдались должным образом. [15] [26] Ставки на спорт были освобождены от римских законов об азартных играх и оставались декриминализованными даже после возникновения христианства . [27] К азартным играм на спорт, возможно, относились более благосклонно из-за отсутствия какой-либо крупной индустрии, сосредоточенной на спортивных ставках, тенденции делать ставки на спорт между друзьями, а также из-за того, что такие ставки, вероятно, имели меньшие ставки, чем другие формы азартных игр. [14] Юлий Паулюс II-III веков , римский юрист , записывает три закона, принятые Суллой относительно азартных игр: lex Cornelia , lex Titia и lex Publicia . По словам Паулюса, эти законы освободили ставки на «соревнования мужественности», в частности на метание копья, борьбу, бег, прыжки и древние олимпийские виды спорта, из запрета на азартные игры. [28] Криминализация азартных игр в некоторых случаях препятствовала взысканию долгов за азартные игры. Согласно римскому праву, Pater familias мог потребовать возврата денег, которые любой член их семьи потерял в результате азартных игр. Проигравшие в ставках могли потребовать восстановления своего богатства от отцов семьи победителя. Рабовладельцы действовали по одинаковым принципам в отношении своих рабов и азартных игр. [29] Римские законы об азартных играх, возможно, существовали в первую очередь по символическим причинам, а не по какой-либо практической выгоде, полученной от такого законодательства. Эти законы, возможно, использовались для того, чтобы изображать их сторонников праведными гражданами и защитниками « mos maiorum », обычаев и традиций Древнего Рима. [30]

Большинство древнеримских игральных костей были явно асимметричными. [31] Однако эта асимметрия не обязательно связана с попытками манипулировать результатом игры; некоторым материалам, обычно используемым для создания римских игральных костей, например рогам , было бы трудно придать симметричную форму. Римляне, возможно, думали, что результаты игр в кости определяются судьбой, а не математической вероятностью ; [32] отныне они, возможно, не считали создание симметричных, сбалансированных игральных костей важным. [33]

Романо-британские игральные кости в большинстве своем шестигранные и кубической формы. Однако это правило не было универсальным; образец из Каслфорда почти полностью состоит из кусочков некубических кубиков неправильной формы. [34] Составные игральные кости обычно были больше стандартных римских игральных костей; они были способны достигать размера до 26 миллиметров. [35] Во время ранней римской оккупации Британии на острове обитала уникальная разновидность игральных костей: составные игральные кости. Этот тип штампа часто изготавливался из костей, обычно крупного рогатого скота метаподий кости других животных, например лошадей , хотя также использовались . В метаподиях крупного рогатого скота мало мяса, что делает их нежелательными для мясников ; они также большие и прочные, с узким стержнем, что делает их пригодными для создания игральных костей. [36] Вполне вероятно, что составные игральные кости были изготовлены путем отделения концов или эпифизов костей перед удалением костного мозга , хранящегося внутри костномозговой полости . Римские мастера, возможно, использовали оставшийся стержень кости для создания одного или нескольких штампов; точный процесс неясен. Метаподиальные кости изначально содержали отверстия, которые в процессе создания были заполнены другим веществом, образуя полутвердый куб. На заключительном этапе создания составных игральных костей точки могли быть инкрустированы черным материалом, а весь штамп мог быть отполирован воском . [37] [38]

Кубики меньшего размера изготавливались с помощью удлиненного стержня, используемого для или сглаживания кортикальной кости диафиза выравнивания . Затем глубокой бороздкой отпилили разные сегменты кости, частично разделив их на кубики. Возможно, на этом этапе они не были полностью разделены; вместо этого они могли быть слабо соединены друг с другом через оставшуюся полоску кости. Кости могли быть разделены только после того, как на них были отмечены точки. Хотя возможно, что стиль шипов был отмечен после разделения, а игральные кости изначально были разделены с помощью бороздки. [39] Другой образец игральных костей, существовавших до 650 г. н. э., найденных на территории современных Нидерландов , был изготовлен из различных органических материалов, таких как кость , слоновая кость или рога. Эти игральные кости имеют схожие вариации в стиле точек или расположении точек на кубиках: 50% имеют точку, окруженную одним концентрическим кругом, 25% имеют точку, окруженную двумя концентрическими кругами, а еще 25% имеют центральную точку, обычно круглая, дырчатая. [40] Хотя Нидерланды никогда не были завоеваны римлянами, эти игральные кости, вероятно, были созданы под влиянием римлян и напоминают игральные кости, найденные в римских регионах Британии . [41] Образцы игральных костей I-VII веков, раскопанные в районе Нижнего Дуная, имеют во многом схожий орнамент; однако они имеют несколько разные характеристики в зависимости от производителя. [42]

Башни из кубиков

[ редактировать ]
Древнеримская башня для игры в кости IV века н.э.

Игральные кости иногда хранились во фритиллах , [43] ящик для игральных костей в форме деревянной башни со спиралью. Фритилли использовались для предотвращения мошенничества путем броска игральных костей без вмешательства игрока. Термин « фритиллус » теоретически относился к башне для игры в кости, основываясь на ее появлениях в произведениях Сенеки , Ювенала и Марсьяля . Фритилли , возможно, были синонимом древнего типа маленьких горшков грушевидной или овальной формы. [44] особенно различные месторождения обнаружены в Помпеях . Один из примеров такой керамики из помпейского хозяйства имеет высоту 7-15 см, широкую горловину и овальное тулово; его основание состоит из небольшой сплющенной ручки, позволяющей ему более устойчиво стоять на рту, а не на основании. Это основание было идентифицировано как, возможно, фритилла , поскольку его первоначальное местоположение находилось рядом с набором игральных костей. Другой пример аналогичного керамического изделия имеет горловину меньшего размера, более цилиндрическую форму и основание, состоящее из низкой ножки. Хотя этот пример также может представлять собой фритиллу , его первоначальное местоположение не имеет такой же близости к близлежащим игральным костям. [45] Также возможно, что ни один из керамических изделий не представляет собой фритиллу ; ни один из предметов не был напрямую отождествлен с игровыми предметами, а аналогичная керамика из театра Каса-дель-Квадретти содержит следы краски, что, возможно, позволяет предположить, что это было не просто устройство для метания костей. [46] Археологические находки горшков позволяют предположить, что, если эти горшки были фритилли , точные методы использования фритилли варьировались в зависимости от структуры. В некоторых горшках горловина достаточно велика, чтобы можно было легко вставить игральные кости. У других горшков горловины были значительно меньше, поэтому в них можно было вставлять только маленькие игральные кости. Также возможно, что игральные кости были помещены в воронку, а затем брошены. [47] Фритилли исчезли из археологических данных к IV веку; к V веку учёные ограничились выдвижением гипотез о характеристиках фритиллы . [48]

Термин «фритиллус» был не единственным словом, используемым для описания башен для игры в кости в Древнем Риме; термины turricula и Pyrgus также появляются в римской литературе . Пирг Позже появляется в средневековых писаниях в связи с королевской фигурой в игре тэфл . По словам христианского ученого VI века до нашей эры Исидора Севильского в его работе «Этимологии» , слово «пирг» происходит от греческого слова, обозначающего «башня». [49] IV или V веков н.э. Оно также появляется в тексте Anthologia Latina для описания башни для игры в кости. [50] [51] обозначающее башню для игры в кости, turricula , встречается в эпиграммах Боевого Другое слово , . [52] [50]

В ходе раскопок в Ричборо были обнаружены башни для игры в кости, сделанные из костяных пластин, прибитых костяными булавками к деревянной конструкции. [53] Три пластины украшены концентрическими кругами или большими кругами, содержащими шестилистники или шестилепестковые розетки . Другая пластина украшена концентрическими кругами, окруженными кружками меньшего размера и точками с горизонтальной линией, проходящей через верхний край. [54] Эти геометрические украшения характерны для других римских предметов, таких как шкатулки, найденные в IV веке нашей эры. Розетки были обнаружены на игровых досках, в том числе на доске II века из Денбишира . [55] Другие примеры римских башен для игры в кости предполагают, что они могли быть сделаны из дерева или бронзы ; затем, в некоторых случаях, инкрустирован слоновой костью и украшен серебряными деталями. Кость и рога также использовались в качестве материалов для инкрустации в некоторых башнях для игры в кости, обнаруженных в Великобритании. [55] На башне игральных костей Фетвайс-Фройцхайм начертано два послания: « Pictos Victos Hostis Deleta Ludite Securi » и « Uteri Felix Vivas », что означает «Пикты побеждены, враг уничтожен — играйте в безопасности» и «Используйте счастливо; вы можете жить». " соответственно. [50]

[ редактировать ]
Саркофаг с изображением римских детей, играющих в игры с орехами.

Для римских детей еще одним распространенным видом азартных игр в Древнем Риме было использование орехов. Латинская фраза « Nuces relinquere », означающая «оставить грецкие орехи », метафорически относится к отказу от детства и вступлению в зрелость. [56] [57] На римских детских саркофагах изображены дети, играющие с игрушечными орехами. На изображениях саркофага середины III века в Остии изображены группы мальчиков, играющих с орехами; двое дерутся из-за игрушечного ореха, а другой готовится его бросить. [58] Другой детский саркофаг, датируемый концом III века, изображает группы молодых девочек и мальчиков, играющих с игрушечными орехами. Мальчики изображены с более активной игрой: они хватают, трогают и удерживают друг друга; один мальчик изображен с свалившейся туникой. Напротив, молодые девушки изображаются более организованными, менее активными, более ухоженными и более малоподвижными; они не физически активны, в отличие от мальчиков. [59]

Древнеримская статуя, изображающая женщину, играющую Тали.

Хотя орехи были обычным явлением, в качестве снарядов могли служить и другие материалы: галька, ракушки, монеты или костяшки пальцев. В одной могиле в Ветралле орехом была похоронена женщина с вырезанным из кварца . [60] При раскопках римских захоронений были обнаружены терракотовые предметы в форме орехов, возможно, предназначенные для использования в играх с орехами. Согласно недостоверной «Истории Августы» , император Галлиен заменял в этих играх орехи яблоками. [61] [62] « Nuces Castellatae » заключалась в построении пирамидальной конструкции с основанием из трех гаек и четвертым орехом, помещенным наверху. Затем игроки пытались разрушить конструкцию другим орехом. [63] Французский ученый Бек де Фукьер утверждал, что в этой игре первый бросок делается стоя на коленях, а затем не более двух последовательных бросков делается стоя. Описания из стихотворения Нукс Псевдо -Овидия « » указывают на то, что римские дети играли в игру, в которой игроки стремились скатить орехи с деревянной доски и разбить их о другие орехи, лежащие на полу. [64] [65] В Древнем Риме существовали и другие варианты ореховых игр. Римляне называли один из вариантов этой игры « косатка », что означает «ваза», поскольку орехи бросали в узкую банку. [64] Луцию Веру приписывают изобретение варианта этой игры, в котором от игрока требовалось разрушить вазу медной монетой, брошенной издалека. [61] В другой игре «Римский орех» игроки разделили треугольник на несколько частей с помощью мела. Игроки пытались разложить орех по разным ячейкам, при этом выигрыши распределялись в зависимости от того, в какую часть упал орех. [61]

Тали, также известная как астрагали или костяшки пальцев, была древнеримской игрой в кости, похожей на покер . [66] [67] Он использовал два вида игральных костей. Одним из видов была большая игральная кость всего с четырьмя отметками. Там были только цифры 1, 2, 3 и 6. [68] [69] У каждого игрока было по четыре кубика, и он бросал их в ходе игры. Если на всех кубиках выпадало разное число, его называли Венерой или Роял. Если все кости выпадали на цифру один, то ее называли собаками или четырьмя стервятниками. Если игрок бросал собак, он клал в горшок материалы . Если бы они бросили Венеру, они бы забрали весь поставленный материал. [70] В другой версии этой игры игроки подбрасывали костяшки пальцев в воздух и пытались поймать их при падении. Победителем становился игрок, поймавший больше всех. [71] Тропа — еще один возможный вариант астрагала , наиболее часто упоминаемый в греческих источниках. Юлий Поллукс , греческий грамматист II века, описывает это как игру, в которой желуди подбрасываются в воздух. [72] В других греческих источниках игра описывается как игра, в которой астрагалы бросают в яму. [73] Об этой игре также упоминает римский поэт I века Марсьяль : «Сомнительные коробки для игральных костей гремят, а тропа играет еще более непослушными костяшками пальцев». [74] [75]

Двенадцать линий

[ редактировать ]
Двенадцать сценариев на доске

Одна популярная игра в кости была известна как Lududecim Scriptorum или Duodecim Scripta . [76] что означает Двенадцать Линий , Двенадцать Знаков , Двенадцать Точек или Двенадцать Написаний. [77] [78] [79] Для этой игры использовались закругленные кусочки кости. Они могут быть разных цветов: синие, черные, зеленые или красные. У каждого игрока было по 15 фишек, и он размещал их на игровом столе, разделенном на три горизонтальные линии по 12 ячеек. [80] На некоторых досках вместо прямоугольников использовались квадраты, буквы, линии, круги, монограммы, полумесяцы или кресты. Коробки также часто содержали слова из шести букв. В совокупности доска Duodecim Scripta может содержать 36-буквенные гексаграммы, подробно описывающие обстоятельства игры. [81] Игровые столы, известные как альвеолы , обычно делались из известняка или мрамора. Хотя также использовались кожа и дерево. Деревянные доски, вероятно, были распространены в Древнем Риме. Однако лишь немногие из них сохранились в археологических записях. [81] Хотя точные правила игры неясны, скорее всего, она напоминала нарды . Движение фигур, вероятно, определялось броском игральных костей. Каждая фигура могла начинаться с левой стороны доски, затем перемещаться вправо и продолжать двигаться против часовой стрелки. [82] Игроки стремились переместить все свои фигуры по доске. [83]

Современная реконструкция игры в шахматы

Ludus latrunculorum , что означает «Игра в грабителей», была еще одной римской настольной игрой. В этой игре каждая фишка имела разное значение; целью было захватить фигуры противника. [84] [85] Эта игра пользовалась особой популярностью у солдат. [84] В Моррис из девяти мужчин играли в Древнем Риме и, вероятно, были хорошо известны. Возможно, он был импортирован в римский мир по торговым путям из Шри-Ланки в Египет и, в конечном итоге, в Рим. [86] Круглые или квадратные узоры, разделенные на 8 частей, были вырезаны на поверхностях по всему римскому миру. Эти игры первоначально были идентифицированы как тип римской игры, похожей на «Три мужских Морриса» или «крестики-нолики» . [87] Это предположение частично вытекает из описания Овидия , в котором, по мнению некоторых историков, упоминалась игра, похожая на игру Морриса: [88] [89]

Есть еще одна игра, разделенная на столько частей, сколько месяцев в году. У стола по три части с каждой стороны; победитель должен собрать все фигуры по прямой. Плохо, что женщина не умеет играть, потому что любовь часто возникает во время игры.

Однако эта интерпретация подверглась критике, поскольку игра могла быть несовместима с правилами Three Men's Morris, а Овидий дает мало подробностей о структуре самой доски; [90] настоящая доска, описанная в отрывке, не обязательно похожа на круглые доски, обнаруженные на археологических раскопках. [89] [91] Присутствие этих досок в храме Аполлона в Дидиме привело ученого Олафа Хекмана к мысли, что они, возможно, выполняли апотропную функцию. [92]

Сенека Младший описывает маленьких детей, притворяющихся сенаторами или другими судьями. [93] Говорят, что дети играли в игры, имитирующие битву при Акциуме . Дети использовали близлежащий пруд, чтобы имитировать Адриатическое море , принимали разные стороны и дрались на улицах. [94] Макробиус описывает еще одну древнеримскую детскую игру под названием capita aut navim , в которой игроки подбрасывали монету в воздух и предсказывали, на какую сторону она упадет. На монете, использованной в этой игре, на одной стороне была изображена голова Януса , а на другой — корабль. [24] Согласно Макробию , этот тип монет был разработан Янусом, который пометил монету лодкой в ​​ознаменование прибытия Сатурна в Италию , которое произошло на лодке. [95]

Пример tesserae lusoriae, на котором написано латинское слово мех , что означает «вор».

Другие археологические предметы, такие как tesserae lusoriae , интерпретировались как игры, хотя их функциональность до сих пор неизвестна.

Римские игры повлияли на культуру досуга других цивилизаций. Археологические данные свидетельствуют о том, что римские игровые доски распространились по всему древнему миру, достигнув даже Скандинавии . Римское слово tabula , относящееся к игровому планшету или доске, вероятно, является предком германских или кельтских слов, таких как *tabulā или tafl . Скандинавские общества приняли ludus latrunculorum в свои общества, создав вариант hnefatafl . «Друид Колчестера», древняя могила, датируемая 40-50-ми годами до нашей эры в Стэнуэе , Англия , содержит остатки настольной игры. Хотя это, возможно, является примером Duodecim Scripta , оно также может представлять собой неизвестную римскую или кельтскую настольную игру. Могила в Колчестере не единственная среди романо-британских артефактов; другие раскопки в Британии выявили настольные игры, а это означает, что римские игры распространились по всему региону одновременно с романизацией . В одной могиле обнаружен набор из 24 стеклянных предметов, разделенных на четыре группы. Возможно, это использовалось для неизвестной игры для четырех игроков; однако такая игра была бы уникальной, поскольку в большинстве древнеримских настольных игр требовалось два игрока. [96]

Мозаика пола Императорского дворца в Константинополе.

В разных возрастных группах были разные игрушки. Младенцы играли с брелоками, колокольчиками, свистками в форме животных и большими погремушками , известными как крепитакула . [97] [98] Их могли сделать из дерева , бронзы , глины и, в редких случаях, из засушенных головок мака . Крепитакулы часто имели форму коробок, сфер, рулетов, фруктов, таких как гранаты или тыквы , и животных, таких как совы , свиньи или ежи . Иногда внутрь этих игрушек клали камешки, чтобы устройство издавало шум. [98] Другой тип погремушек, называемый « крепундия », представлял собой небольшие игрушки, используемые для создания звуков, предназначенных для развлечения ребенка. Они часто имели форму топоров, мечей, животных, инструментов, цветов или полумесяцев. Обычно их изготавливали из глины или бронзы . Богатые семьи могли подчеркнуть свой престиж с помощью крепундий, сделанных из золотых или серебряных кусочков, привязанных к нити или цепочке с помощью веревки, проходящей через пирсинг. [99] могло быть написано имя отца или матери ребенка, На крепундии чтобы можно было вернуть потерянного ребенка в свои семьи. [98]

Малышам давали игрушки-коляски, коляски и деревянные тележки, чтобы помочь им научиться ходить. [2] [100] У детей мужского пола постарше были волчки , [101] обручи и игрушечные лошадки из палочек. Игрушечных лошадок могли сопровождать игрушечные колесницы . Римские дети возили игрушечные колесницы деревянными палками или тянули их за веревочки. Дети могли устроить гонки на игрушечных колесницах, управляемых мышами . Римские мальчики могли использовать в качестве средств передвижения большие игрушечные колесницы с двумя или четырьмя колесами. Произведения искусства из саркофагов и мозаик изображают эти колесницы, запряженные козами , павлинами или собаками . [102] Еще одна похожая игрушка представляла собой фигурку с отверстием в ногах, через которое можно было продеть нить. К нитке можно было прикрепить колеса, позволяющие катать или таскать игрушку. [103] Другие распространенные игрушки включали волчки , шарики , деревянные колеса , металлические обручи, деревянные мечи . [104] воздушные змеи , терракотовые или гипсовые фигурки животных, [103] кнуты , качели и качели . [105]

Изображение игрушечных обручей присутствует в мозаике V века с пола Императорского дворца в Константинополе . Четверо детей изображены передвигающими обручи палками. Дети одеты в синие и зеленые туники ; возможно, это отражение фракций синих и зеленых гонщиков на колесницах , называемых « демами ». [106] I века Другой римский сард изображает ребенка, играющего с обручами изогнутой палкой. Уникальная конструкция клюшки, вероятно, предназначалась для выполнения особых трюков с обручем. [107] Поэт описал маленьких детей , Проперций которые прикрепляли к своим обручам металлические кольца, создавая громкий шум, когда обруч катился. Марсьяль комментирует эту модификацию, заявляя, что этот звук предупреждал близлежащих пешеходов о катящемся обруче. [108] Хотя Овидий использовал его как игрушку, он описывает его как форму искусства: «другой рассказывает в стихах о различных формах мячей и способах их бросания; этот обучает искусству плавания , тот — искусству владения обручем». Гораций советует тем, кто не обладает навыками в этом искусстве, оставаться сдержанными в отношении своих недостатков: «если они не умеют обращаться с мячом, кольями или обручем, оставайтесь в стороне, чтобы толпа людей не разразилась праведным смехом». [108] Изображения Эротов , найденные на детских могилах III века, изображают божеств, толкающих маленькие диски. Гермеса и Эрота иногда изображают вращающимися колесами на римских драгоценных камнях. Присутствие колеса на этих изображениях может отсылать к богине Тихе , которая была связана с Ротой Фортуны , символом, олицетворяющим непредсказуемость и непостоянство мира природы. [109]

Римские дети получали игрушки в качестве подарков на дни рождения или другие церемонии . [105] Для большинства детей игрушки были сделаны их родителями. В богатых семьях дети обычно имели игрушки, изготовленные искусными мастерами. [2] Более состоятельные семьи могли позволить себе игрушки, сделанные из более дорогих материалов, например, из слоновой кости. [105] Римские дети, вероятно, использовали бытовые предметы или обычные материалы, такие как палки, руки, гири веретена , для ткацких станков , камни, разбитую керамику и, возможно, землю, в качестве импровизированных игрушек. [110]

Фрагментарная римская кукла, вырезанная из кости, конец III века нашей эры (Римская коллекция виллы Гетти)

Куклы , как правило, изготавливаются из кости , терракоты , ткани , алебастра , дерева , воска , мрамора . [111] или слоновая кость были популярными игрушками для древнеримских девушек. [112] [113] Суставные конечности, соединенные колышковым устройством, способным облегчить гибкое движение, присутствовали и у римских кукол. [114] Куклы со съемными конечностями были найдены в катакомбах Присциллы и Калликста . [115] Римские куклы часто внешне похожи на императриц или других выдающихся деятелей. Сходства с выдающимися женщинами могут быть не результатом попытки подражать конкретным, отдельным женщинам; вместо этого производители римских кукол, возможно, стремились имитировать стили, связанные с типичными аристократическими женщинами того времени. [116] Фаустина Старшая и Фаустина Младшая были двумя римскими императрицами, которых в имперских образах часто восхваляли за их статус жен и матерей. Они олицетворяли римский идеал fecunditas , что означает «плодородие». Римские куклы, изображающие эти фигуры, возможно, использовались для тех же целей, что и другие изображения этих фигур: для пропаганды римских идеалов материнства. [117]

Древнеримские куклы имели такие особенности, как подчеркнутая грудь и детализированные вторичные половые признаки, такие как широкие бедра , [118] выступающие животы, подчеркнутая грудь и выраженный лобок . [119] Дизайн римских кукол соответствовал римским идеалам женственности и их стандартам красоты для женщин. [120] Римские девушки украшали своих кукол нарядами или украшениями в соответствии со стилями женской моды Древнего Рима. [121] Куклы, возможно, были созданы, чтобы изобразить римский идеал домохозяйки и побудить молодых девушек подражать римским стандартам женственности. [122] Гораций упоминает традицию, согласно которой римские девушки по достижении совершеннолетия посвящали кукол Ларам , домашним хранителям. Персий упоминает аналогичный обычай, по которому римские девушки посвящали свои куклы Венере перед замужеством . [123] Римские куклы-мужчины существовали; возможно, они предназначались для мальчиков. Один остаток туловища куклы римского солдата был найден в Лионе , в могиле 10-летней римской девочки по имени Клаудия Виктория. [124] Популярными игрушками были фигурки гладиаторов , актеров, солдат и рабов. [97] Куклы-гладиаторы имели подвижные конечности, что создавало иллюзию реалистичности движений. [125]

К III и IV векам в Древнем Риме стал популярен более стилизованный тип куклы. [126] В куклах этого типа использовались линии и разрезы для обозначения анатомических деталей. [127] Вместо формованной груди производители использовали для изображения груди косые разрезы. [114] Аналогично, V-образные разрезы использовались для обозначения лобка . Примеры стилизованных фигур с подобными надрезами из южной Умбрии и Остии , вероятно, были вырезаны из цельного куска кости. Суставы этих кукол соединялись нитью, проходящей через руку или ногу, проходящей через туловище куклы. [114] В другой кукле, найденной в Хаваре , нить красной пряжи использовалась для прикрепления рук к телу, поддержания юбки и выделения груди. были украшены и другие образцы римских кукол из Хавары Краской . У одной куклы соски были отмечены красной краской; у другого брови были покрашены черной краской. Как и более ранние стили римских кукол, новый стиль содержал очень детализированные лица со сложными и острыми разрезами. [128]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лувр, Отдел греческих, этрусских и римских древностей, Cp 6467, 99 лет назад [1]
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Теймс и Уильямс 2003 , с. 24.
  3. ^ ЦИЛ IV. 03494.
  4. ^ Ланчиани 1892 , стр. 97–105.
  5. ^ Франция 1902 , с. 366.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Либерман, Соломон и Узиэль 2019 , с. 222.
  7. ^ Либерман, Соломон и Узиэль 2019 , с. 223.
  8. ^ Ланчиани 1892 , с. 98.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Фарис 2012 , с. 204.
  10. ^ Поттер 2008 , стр. 373–374.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Фарис 2012 , с. 202.
  12. ^ Аммиан Марцеллин Результат подвига . 28.21.
  13. ^ Аммиан Марцеллин Результат подвига . 14.6.25.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фарис 2012 , с. 203.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ланчиани 1892 , с. 103.
  16. ^ Гораций . Оды . 3.24 .
  17. ^ Ювенал . Сатиры . 1,88-90 .
  18. ^ «Де Алеаторибус» . Оксфордский справочник . Проверено 20 июня 2024 г.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фарис 2012 , с. 206.
  20. ^ Фляйнер 2020 .
  21. ^ Мац 2019 , стр. 28–29.
  22. ^ Светоний , Двенадцать Цезарей , 5.33.
  23. ^ Остин 1935 , с. 76.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ланчиани 1892 , с. 102.
  25. ^ Фарис 2012 , стр. 204–205.
  26. ^ Ливерсидж 1976 , с. 87.
  27. ^ Фарис 2012 , с. 199.
  28. ^ Фарис 2012 , с. 207.
  29. ^ Фарис 2012 , с. 211.
  30. ^ Фарис 2012 , стр. 205–206.
  31. ^ Eerkens & de Voogt 2022 , стр. 133–134.
  32. ^ Eerkens & de Voogt 2022 , с. 1-12.
  33. ^ Eerkens & de Voogt 2022 , с. 134.
  34. ^ Грип 1998 , с. 272.
  35. ^ Greep 2022 , с. 103.
  36. ^ Аялон 2005 , с. 7.
  37. ^ Greep 2022 , с. 104.
  38. ^ Greep 2022 , с. 105.
  39. ^ Аялон 2005 , стр. 107-1. 149–150.
  40. ^ Eerkens & de Voogt 2017 , с. 167.
  41. ^ Eerkens & de Voogt 2017 , с. 172.
  42. ^ Нуцу и Боцан 2009 , стр. 149.
  43. ^ Чен-Эммонс 2014 , с. 70.
  44. ^ Mastrocinque 2021 , стр. 57–58.
  45. ^ Эллисон 1999 , с. 62.
  46. ^ Эллисон 1999 , с. 63.
  47. ^ Мастрочинке 2021 , с. 58.
  48. ^ Мастрочинке 2021 , с. 60
  49. ^ Бэйлесс 2005 , с. 19.
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Коббетт 2008 , с. 228.
  51. ^ Ризе и Бюхлер 1894 , с. 159.
  52. ^ Боевой . Эпиграммы . 14.17 .
  53. ^ Коббетт 2008 , с. 219.
  54. ^ Коббетт 2008 , с. 221.
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коббетт 2008 , с. 231.
  56. ^ Белинг 2010 , с. 29.
  57. ^ Персий сатира 5-12
  58. ^ Доланский 2016 , с. 124.
  59. ^ Доланский 2016 , с. 125.
  60. ^ Граббс и Паркин, 2013 , с. 326.
  61. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ланчиани 1892 , с. 101.
  62. ^ Требеллий Поллий Галлиени Два 16 .
  63. ^ Псевдо-Овидий . Нукс . 75.
  64. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Белинг 2010 , с. 34.
  65. ^ Псевдо-Овидий . Нукс . 77.
  66. ^ Грант 2010 , с. 307.
  67. ^ Лаверс 2009 , с. 23.
  68. ^ Мац 2002 , с. 94.
  69. ^ Кассон 2015 .
  70. ^ Эрматингер 2015 , с. 547.
  71. ^ Стил 2009 , с. 60.
  72. ^ Пенн, Courts & Schädler 2023 , с. 114.
  73. ^ Пенн, Суды и Шедлер, 2023 , стр. 115.
  74. ^ Боевой . Эпиграммы . 4.14 .
  75. ^ Пенн, Courts & Schädler 2023 , с. 116.
  76. ^ де Вогт, Франсиньи и Баас, 2017 , стр. 24.
  77. ^ Осборн и Ропер 2004 , с. 179.
  78. ^ Алласон-Джонс 2011 , с. 235.
  79. ^ де Фугт 2019 , стр. 89–99.
  80. ^ Лапидж 2005 , с. 10.
  81. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б де Вогт, Франсиньи и Баас, 2017 , с. 30.
  82. ^ Остин 1935 , стр. 33–34.
  83. ^ Фазлуллин и др. 2016 , с. 74-76.
  84. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Корбишли 2004 , с. 132.
  85. ^ Маркель 2004 , стр. 44–45.
  86. ^ Бергер 2004 , стр. 15.
  87. ^ Хейманн 2014 , с. 53.
  88. ^ Овидий Искусство любви 3,8
  89. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хейманн 2014 , с. 55.
  90. ^ Хейманн 2014 , с. 60.
  91. ^ Каре 2022 , с. 239.
  92. ^ Courts & Penn 2021 , стр. 4–5.
  93. ^ Харви 2016 , с. 89.
  94. ^ Видеманн 2014 , с. 151.
  95. ^ Макробий , Сатурналии . п. 58
  96. ^ Холл и Форсайт 2011 , с. 1328.
  97. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Робертс 2009 , с. 49.
  98. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хорн и Мартенс 2009 , с. 185.
  99. ^ Horn & Martens 2009 , стр. 184–185.
  100. ^ Уильямс 2003 , с. 11.
  101. ^ Мадей 2016 , стр. 37.
  102. ^ Эгри 2017 , с. 76.
  103. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Граббс и Паркин, 2013 , с. 327.
  104. ^ Макли 2016 , с. 49.
  105. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Йошка 2015 , с. 195.
  106. ^ Дасен 2019 , с. 4.
  107. ^ Дасен 2019 , с. 8.
  108. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дасен 2019 , с. 10.
  109. ^ Дасен 2019 , с. 5.
  110. ^ Граббс и Паркин, 2013 , стр. 323–324.
  111. ^ Элдеркин 2009 , с. 456.
  112. ^ Нардо 2015 , с. 23.
  113. ^ Кауфман и Грин 1997 , с. 43.
  114. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Доланский 2012 , с. 264.
  115. ^ Элдеркин 2009 , с. 472.
  116. ^ Долански 2012 , с. 282.
  117. ^ Долански 2012 , стр. 282–283.
  118. ^ Долански 2012 , с. 267.
  119. ^ Граббс и Паркин, 2013 , с. 331.
  120. ^ Долански 2012 , с. 268.
  121. ^ Долански 2012 , с. 269.
  122. ^ Долански 2012 , с. 270.
  123. ^ Йошка 2015 , с. 196.
  124. ^ Граббс и Паркин, 2013 , с. 332.
  125. ^ Йошка 2015 , с. 193.
  126. ^ Долански 2012 , с. 262.
  127. ^ Долански 2012 , с. 263.
  128. ^ Доланский 2012 , с. 266.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a16a0407f657f2cc407ea3e308bd1ce8__1719167760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/e8/a16a0407f657f2cc407ea3e308bd1ce8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Toys and games in ancient Rome - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)