Jump to content

Сатурналии

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Сатурналии
Сатурналии (1783) Антуана-Франсуа Калле , показывающие его интерпретацию того, как могли выглядеть Сатурналии.
Наблюдается римляне
Тип Классическая римская религия
Значение Общественный фестиваль
Торжества Пиршества, смена ролей, вручение подарков, азартные игры.
Обряды Публичное жертвоприношение и пир в честь бога Сатурна; универсальное ношение пилеуса
Дата 17–23 декабря

Сатурналии древнеримский фестиваль и праздник в честь бога Сатурна , который проводился 17 декабря по юлианскому календарю , а затем расширился за счет празднеств до 19 декабря. К I веку до нашей эры празднование было продлено до 23 декабря, в общей сложности на семь дней празднеств. Праздник отмечался жертвоприношением в храме Сатурна на Римском форуме и публичным банкетом, за которым следовали частные подарки, постоянные вечеринки и карнавальная атмосфера, которая опрокидывала римские социальные нормы : азартные игры были разрешены, и хозяева обеспечивали сервировка стола для своих рабов , поскольку это считалось временем свободы как для рабов, так и для вольноотпущенников. [1] Распространенным обычаем было избрание «короля Сатурналий», который отдавал людям приказы, которым следовали, и руководил весельем. Обмениваемыми подарками обычно были подарки-приколы или небольшие фигурки из воска или керамики, известные как сигилларии . Поэт Катулл назвал это «лучшим из дней». [2]

Сатурналии были римским эквивалентом более раннего греческого праздника Крония , который отмечался в течение аттического месяца Гекатомбайон в конце середины лета. Оно имело богословское значение для некоторых римлян, которые видели в нем восстановление древнего Золотого века , когда миром правил Сатурн. Философ неоплатоник - Порфирий интерпретировал свободу, связанную с Сатурналиями, как символ «освобождения душ в бессмертие». Сатурналии, возможно, повлияли на некоторые обычаи, связанные с более поздними празднованиями в Западной Европе, происходящими в середине зимы, особенно на традиции, связанные с Рождеством , Праздником Святых Невинных и Крещением . В частности, исторический западноевропейский рождественский обычай избрания « Повелителя беспорядка » может иметь свои корни в праздновании Сатурналий.

Происхождение

[ редактировать ]
Древнегреческая картина , подписанная «Александром Афинским», обнаруженная в Геркулануме , изображающая пять женщин, играющих в костяшки — игру, в которую играли во время аттического праздника Крония . [3]

В римской мифологии Сатурн был земледельческим божеством, которое, как говорят, правил миром в Золотой век , когда люди наслаждались спонтанной щедростью земли, не прилагая труда, в состоянии невинности . Разгулы Сатурналий должны были отражать условия утраченной мифической эпохи. Греческим эквивалентом была Крония . [3] который праздновался в двенадцатый день месяца Гекатомбайона, [4] [3] которое происходило примерно с середины июля до середины августа по аттическому календарю . [3] [4]

Греческий писатель Афиней приводит множество других примеров подобных праздников, отмечавшихся во всем греко-римском мире . [5] в том числе критский праздник Гермая в честь Гермеса , безымянный праздник из Трезена в честь Посейдона , фессалийский праздник Пелория в честь Зевса Пелориоса и безымянный праздник из Вавилона . [5] Он также упоминает, что обычай обедать хозяев со своими рабами был связан с афинским праздником Антестерии и спартанским праздником Гиацинтии . [5] Аргивский фестиваль Гибристики , хотя и не связан напрямую с Сатурналиями, включал в себя аналогичную смену ролей, когда женщины одевались как мужчины, а мужчины одевались как женщины. [5]

Древнеримский историк Юстин считает, что Сатурн был историческим царем доримских жителей Италии :

«Первыми жителями Италии были аборигены, чей царь Сатурн, как говорят, был человеком такой необычайной справедливости, что в его правление никто не был рабом и не имел никакой частной собственности, но все вещи были общими для всех. и неделимое, как одно имущество, предназначенное для пользования каждого; в память об этом образе жизни было приказано, чтобы на Сатурналиях рабы повсюду садились со своими хозяевами на развлечениях, при этом ранг всех был уравнен. "

- Юстин , Воплощение Помпея Трога 43.3 [6]
Римский барельеф II века н. э., изображающий бога Сатурна, в честь которого отмечались Сатурналии, с косой в руке.

Хотя Сатурналии, вероятно, самый известный римский праздник, в целом они не описаны от начала до конца ни в одном древнем источнике. Современное понимание фестиваля составлено из нескольких источников, посвященных различным аспектам. [7] Сатурналии стали драматическим местом действия одноименного многотомного произведения Макробия , латинского писателя поздней античности , который является основным источником информации о празднике. Макробий описывает правление «царя Сатурна» Юстина как «время великого счастья, как из-за господствовавшего всеобщего изобилия, так и потому, что еще не было разделения на рабов и свободных – как можно заключить из полной свободы, которой пользовались рабами на Сатурналиях». [8] В » Лукиана « Сатурналиях сам Хронос провозглашает «праздничный сезон, когда законно быть пьяным, а рабы имеют право поносить своих господ». [9]

В одной из интерпретаций творчества Макробия Сатурналии — праздник света, ведущий к зимнему солнцестоянию , с обильным присутствием свечей, символизирующих поиски знаний и истины. [10] Обновление света и наступление нового года отмечалось в поздней Римской империи в Dies Natalis Solis Invicti , «Дне рождения непобедимого Солнца», 25 декабря. [11]

Популярность Сатурналий продолжалась и в III и IV веках нашей эры, а когда Римская империя перешла под власть христиан, многие из ее обычаев были преобразованы в сезонные празднования Рождества и Нового года или, по крайней мере, повлияли на них . [12] [13] [14] [15]

Исторический контекст

[ редактировать ]

Сатурналии претерпели крупную реформу в 217 году до нашей эры, после битвы при Тразименском озере , когда римляне потерпели одно из самых сокрушительных поражений от Карфагена во время Второй Пунической войны . До этого времени праздник отмечали по римскому обычаю ( подробнее Romano ) . Именно после ознакомления с Сивиллинными книгами они приняли «греческий обряд», введя жертвоприношения, совершаемые в греческом стиле, публичный банкет и постоянные возгласы ио Сатурналий, которые стали характерными для празднования. [16] Катон Старший (234–149 до н.э.) вспоминал время, когда к римским сатурналиям не были добавлены так называемые «греческие» элементы. [17]

Для римлян не было ничего необычного в том, чтобы предлагать культ ( cultus ) божествам других народов в надежде перенаправить их благосклонность (см. evocatio ), а Вторая Пуническая война, в частности, создала давление на римское общество, что привело к ряду религиозных инновации и реформы. [18] Роберт Э.А. Палмер утверждал, что введение новых обрядов в это время было отчасти попыткой умилостивить Баала-Хаммона , карфагенского бога , который считался аналогом римского Сатурна и греческого Кроноса . [19] Таким образом, столовый сервиз, который хозяева предлагали своим рабам, распространялся и на карфагенских или африканских военнопленных. [20]

Общественные религиозные обряды

[ редактировать ]

Обряд в храме Сатурна

[ редактировать ]
Руины храма Сатурна (восемь колонн справа) в Риме, который традиционно считается построенным в 497 г. до н.э. [21] [22]

Ноги статуи Сатурна в его главном храме обычно были связаны шерстью, которую на праздник снимали в знак освобождения. [23] [24] Официальные ритуалы проводились по «греческому обряду» ( ritus graecus ) . Жертвоприношение совершал священник. [25] чья голова была непокрыта; в римском обряде жрецы приносили в жертву capite velato , при этом голова покрывалась особой складкой тоги . [26] Эту процедуру обычно объясняют ассимиляцией Сатурна с его греческим коллегой Кроносом , поскольку римляне часто перенимали и переосмысливали греческие мифы , иконографию и даже религиозные практики для своих собственных божеств , но раскрытие головы священника также может быть одним из сатурналианских разворотов. , противоположность тому, что было нормально. [27]

После жертвоприношения римский сенат устроил лектистерниум — ритуал греческого происхождения, который обычно включал размещение изображения божества на роскошном диване, как если бы оно присутствовало и активно участвовало в празднестве. Затем последовал публичный банкет ( convivium publicum) . [28] [29]

Этот день должен был стать праздником от всех видов труда. Школы были закрыты, а занятия спортом приостановлены. Суды не заседали, поэтому правосудие не осуществлялось и объявление войны не могло быть сделано. [30] После публичных ритуалов обряды продолжались дома . [31] 18 и 19 декабря, которые также были выходными для государственных дел, семьи проводили домашние ритуалы. Они купались рано, а те, у кого были средства, приносили в жертву поросенка — традиционное подношение земному божеству . [32]

Человеческие подношения

[ редактировать ]
Во время Сатурналий римляне предлагали осциллумы , изображения человеческих голов, вместо настоящих человеческих голов. [33] [34]

Сатурн также имел менее доброжелательный аспект. Одной из его супруг была Луа , которую иногда называли Луа Сатурни («Луа Сатурна») и отождествляли с Луа Матер, «Матерью Разрушения», богиней, в честь которой сжигалось оружие врагов, убитых на войне, возможно, в искупление. [35] природа Сатурна Хтоническая связывала его с подземным миром и его правителем Дисом Патером , римским эквивалентом греческого Плутона (Плутона на латыни), который также был богом скрытого богатства. [36] В источниках третьего века нашей эры и позже записано, что Сатурн принимал мертвых гладиаторов в качестве подношений ( мунера ) во время или вблизи Сатурналий. [37] Эти гладиаторские бои, длившиеся всего десять дней в течение декабря, проводились в основном квесторами и финансировались за счет средств из сокровищницы Сатурна. [38]

Практика гладиаторских мунера подвергалась критике со стороны христианских апологетов как форма человеческого жертвоприношения . [39] [40] Хотя нет никаких свидетельств этой практики во времена Республики, принесение в жертву гладиаторов привело к более поздним теориям о том, что первобытный Сатурн требовал человеческих жертв. что Дис Патер умилостивлялся человеческими головами, а Сатурн — жертвенными жертвами, состоявшими из мужчин ( virorumжертвы Макробиус говорит , ). [41] [40] В мифологии во время визита Геркулеса в Италию полубог-цивилизатор настоял на прекращении этой практики и новом толковании ритуала. Вместо голов Дис Патеру римляне должны были предлагать чучела или маски ( осцилла ) ; маска появляется в изображении Сатурналий в Календаре Филокала . Поскольку греческое слово « фота» означало и «человек», и «свет», свечи были заменой света жизни Сатурну. [33] [34] Фигурки, которыми обменивались в качестве подарков ( сигилярия ), также могли представлять собой заменители жетонов. [42]

Частные праздники

[ редактировать ]

«Тем временем глава рабского дома, в обязанности которого входило приносить жертвы пенатам , управлять продовольствием и руководить деятельностью домашних слуг, пришел сообщить своему хозяину, что дом пировал в соответствии с ежегодным ритуалом. Ибо на этом празднике в домах, соблюдающих надлежащий религиозный обычай, прежде всего чтят рабов обедом, приготовленным как для хозяина, и только после этого снова накрывают стол для главы дома. затем вошел главный раб, чтобы объявить время обеда и позвать хозяев к столу». [43]

Макробий , Сатурналии 1.24.22–23.

Смена ролей

[ редактировать ]

Сатурналии характеризовались сменой ролей и распущенностью поведения. [5] Рабов угощали банкетом, который обычно устраивали их хозяева. [5] Древние источники расходятся во мнениях относительно обстоятельств: некоторые предполагают, что господин и раб обедали вместе, [44] в то время как другие указывают, что первыми пировали рабы или что еду подавали хозяева. Практика могла меняться с течением времени. [7]

Сатурналийская лицензия также позволяла рабам неуважительно относиться к своим хозяевам без угрозы наказания. Это было время свободы слова : Августа поэт Гораций называет это «декабрьской свободой». [45] В двух сатирах, действие которых происходит во время Сатурналий, Гораций заставляет раба резко критиковать своего хозяина. [46] Однако все знали, что выравнивание социальной иерархии носит временный характер и имеет пределы; никакие социальные нормы в конечном итоге не оказались под угрозой, потому что праздник закончился. [47]

Тога , красочной «обеденной одеждой», которая в , характерная одежда римского гражданина мужского пола, была заменена греческим синтезом противном случае считалась дурным тоном для дневной одежды. [48] Римляне со статусом гражданина обычно ходили с непокрытой головой, но во время Сатурналий надевали пиллеус , коническую фетровую шапку, которая была обычным знаком вольноотпущенника. Рабы, которые обычно не имели права носить пиллеус , также носили его, так что «пиллеусами» подвергались все без исключения. [49] [50]

Участие свободнорожденных римлян подразумевают источники, называющие подарки для женщин, но их присутствие на пирах, возможно, зависело от обычаев их времени; Начиная с поздней республики, женщины более свободно общались с мужчинами в обществе, чем в прежние времена. Артисты-женщины наверняка присутствовали на некоторых собраниях, которые в остальном были исключительно мужскими. [51] Ролевая игра была неявной в смене статуса Сатурналий, и есть намеки на ношение масок или « переодевания ». [52] [53] Никакие театральные мероприятия в связи с празднествами не упоминаются, но классик Эрих Сигал видел римскую комедию с ее составом нахальных, вольных рабов и развратных стариков, проникнутую сатурналийским духом. [54]

Играть в азартные игры

[ редактировать ]
Игроки в кости на настенной росписи из Помпеи

Азартные игры и игра в кости, обычно запрещенные или, по крайней мере, не одобряемые, были разрешены всем, даже рабам. были монеты и орехи Ставками . В календаре Филокала Сатурналии представлены мужчиной в меховой шубе рядом со столом с игральными костями и подписью: «Теперь у тебя есть разрешение, раб, играть со своим хозяином». [55] [56] Безудержное переедание и пьянство стали правилом, а трезвый человек – исключением. [57]

Сенека с нетерпением ждал праздника, хотя и несколько осторожно, в письме другу:

«Сейчас декабрь, когда большая часть города охвачена суетой. Сатурну и тем, кто занимается делами… Если бы вы были здесь, я бы охотно посовещался с вами о плане нашего поведения, следует ли нам провести вечер обычным способом или, чтобы избежать сингулярности, лучше поужинать и уйти; тога». [58]

Некоторым римлянам все это показалось слишком уж чересчур. Плиний описывает уединенную анфиладу комнат на своей в Лаурентине вилле , которую он использовал в качестве убежища: «...особенно во время Сатурналий, когда остальная часть дома шумит от праздника и праздничных криков. Я не мешаю играм моих людей, и они не мешают моей работе или учебе». [59]

Дарение подарков

[ редактировать ]

Сигиллариа 19 декабря была днем ​​вручения подарков. [60] Поскольку ценные подарки отмечали социальный статус, противоречащий духу сезона, часто это были глиняные или восковые фигурки, называемые сигилляриями, сделанные специально для этого дня, свечи или « подарки-приколы », которые Август особенно любил. [61] Дети получили в подарок игрушки. [62] В своих многочисленных стихотворениях о Сатурналиях Марциал называет как дорогие, так и совсем дешевые подарки, в том числе дощечки для письма, игральные кости, костяшки , копилки, гребни, зубочистки, шляпу, охотничий нож, топор, различные лампы, шары, духи , трубки, свинья, колбаса, попугай , столы, чашки, ложки, предметы одежды, статуэтки, маски, книги и домашние животные. [63] Подарки могут стоить так же дорого, как раб или экзотическое животное. [64] но Марсьяль предполагает, что символические подарки низкой внутренней ценности обратно измеряют высокое качество дружбы. [65] Покровители или «боссы» могут передавать чаевые (sigillaricium) своим более бедным клиентам или иждивенцам, чтобы помочь им купить подарки. Некоторые императоры были известны своим преданным соблюдением Сигилларии. [66]

В практике, которую можно сравнить с современными поздравительными открытками , подарки иногда сопровождались стихами. У Марсьяля есть сборник стихов, написанных так, будто их прикрепляют к подаркам. [67] [68] Катулл получил в качестве шутки от друга книгу плохих стихов «худшего поэта всех времен». [69]

Дарение подарков не ограничивалось днем ​​Сигилларии. В некоторых домах гости и члены семьи получали подарки после пира, на котором присутствовали рабы. [50]

Король Сатурналий

[ редактировать ]
Аве, Цезарь! Йо, Сатурналии! (1880) Лоуренса Альма-Тадемы . В названии картины проводится сравнение между спонтанным провозглашением Клавдия новым императором преторианской гвардией после убийства Калигулы и избранием принцепса Сатурналиция . [70]

В имперских источниках упоминается принцепс Сатурналиций («Правитель Сатурналий»), который правил церемониймейстером на всех мероприятиях. Он был назначен по жребию, и его сравнивали со средневековым Лордом Беспорядка на Празднике Дураков . Его капризные команды, такие как «Пой голым!» или «Бросьте его в холодную воду!», должны были повиноваться другим гостям конвивиума : он создает и (неправильно) управляет хаотичным и абсурдным миром. будущий император Нерон играл эту роль в юности. Записано, что [71]

Поскольку эта фигура не фигурирует в отчетах республиканского периода , принцепсы Сатурналий, возможно, возникли как сатирический ответ на новую эпоху правления принцепса , титула, принятого первым императором Августом, чтобы избежать ненавистных коннотаций термина «принцепс». слово «король» (рекс) . Искусство и литература при Августе прославляли его правление как новый золотой век, но Сатурналии представляют собой насмешку над миром, в котором закон определяется одним человеком, а традиционные социальные и политические сети сведены к власти императора над своими подданными. [72] В стихотворении о щедрых Сатурналиях при Домициане дает понять , Стаций что император, как и Юпитер , все еще правит во время временного возвращения Сатурна. [73]

Ио Сатурналии

[ редактировать ]

Фраза io Saturnalia была характерным криком или приветствием фестиваля, первоначально начавшегося после публичного банкета в единственный день - 17 декабря. [29] [21] Междометие ἰώ io (греческое , ِ ō ) произносится либо с двумя слогами (короткое i и длинное o ), либо как один слог (при этом i становится латинской согласной j и произносится как ). Это было сильно эмоциональное ритуальное восклицание или призыв, использовавшееся, например, для объявления триумфа или празднования Вакха , а также для акцентирования шутки. [74]

В календаре

[ редактировать ]
Рисунок из «Хронографии 354 года» (календаря 354 года, созданного Филокалом ) с изображением декабря месяца, с сатурналийскими игральными костями на столе и маской ( осциллой ), висящей над ним.

В рамках государственной религии Сатурналии должны были проводиться « ...четвертого числа января по календарю ». [75] в четырнадцатый день перед календами доюлианского периода, двадцать девятого декабря, по старейшему римскому религиозному календарю , [76] который, как полагали римляне, был основан легендарным основателем Ромулом и его преемником Нумой Помпилием . Это был dies festus , официальный праздник, когда нельзя было вести никакие общественные дела. [21] [77] В этот день отмечалась годовщина открытия ( dies natalis ) Храма Сатурна на Римском форуме в 497 году до нашей эры. [21] [22] Когда Юлий Цезарь реформировал календарь из-за того, что он не был синхронизирован с солнечным годом , к месяцу были добавлены два дня, а затем изменилась дата Сатурналий, которая по-прежнему приходилась на 17 декабря, но теперь это был шестнадцатый день. до календ, согласно римскому исчислению дат этого времени. Таким образом, считалось, что первоначальный день был перенесен на два дня, и поэтому Сатурналии отмечались при Августе как трехдневный официальный праздник, охватывающий обе даты. [78]

К концу республики частные празднования Сатурналий расширились до семи дней. [79] [40] но в имперский период сокращался по-разному до трех-пяти дней. [80] Калигула увеличил количество официальных мероприятий до пяти. [81]

Дата 17 декабря была первым днем ​​астрологического знака Козерога , дома Сатурна , планеты, названной в честь бога. [82] Его близость к зимнему солнцестоянию (с 21 по 23 декабря по юлианскому календарю) наделялась различными значениями как древними, так и современными учеными: например, широкое использование восковых свечей (cerei, единственное число cereus) могло относиться к «возвращающейся силе». солнечного света после солнцестояния». [83]

Древние богословские и философские взгляды

[ редактировать ]
Сатурн управлял колесницей с четырьмя лошадьми ( квадригой ) на реверсе денария, выпущенного в 104 г. до н. э. плебейским трибуном Сатурнином , с головой богини Ромы на аверсе: Сатурнин был политиком -популяристом , чьи сатурнианские образы играли на его имени и вызвал как его программу раздачи зерна в помощь бедным, так и его намерение ниспровергнуть социальную иерархию - все идеи, связанные с Сатурналиями. [84]

«Сатурналии» отражают противоречивую природу самого божества Сатурна: «Рядом с тревожными элементами угрозы и опасности существуют радостные и утопические аспекты беспечного благополучия». [68]

Как божество сельскохозяйственной щедрости, Сатурн олицетворял процветание и богатство в целом. Имя его супруги Опс означало «богатство, ресурсы». Ее фестиваль «Опалия » отмечался 19 декабря. В Храме Сатурна размещалась государственная казна ( эрариум Сатурни ) и административный штаб квесторов , государственных чиновников, в обязанности которых входил надзор за монетным двором . Это было одно из старейших культовых мест в Риме, и здесь находился «очень древний» алтарь ( ара ) еще до строительства первого храма в 497 году до нашей эры. [85] [86]

Римляне считали Сатурн первоначальным и правителем Капитолия автохтонным . [87] и первый король Лациума или даже всей Италии. [88] В то же время существовала традиция, что Сатурн был божеством-иммигрантом, принятым Янусом после того, как он был узурпирован своим сыном Юпитером ( Зевсом ) и изгнан из Греции. [89] Его противоречия — иностранец с одним из старейших святилищ Рима и бог освобождения, которого держат в кандалах большую часть года — указывают на способность Сатурна стирать социальные различия. [90]

Римская мифология Золотого века правления Сатурна отличалась от греческой традиции. Он прибыл в Италию «свергнутым с престола и беглым». [91] но принес сельское хозяйство и цивилизацию и стал королем. Как описал это поэт Августы Вергилий :

«[Он] собрал неуправляемую расу [ фавнов и нимф ], разбросанную по горным вершинам, и дал им законы… При его правлении были золотые века, о которых люди рассказывают: в таком совершенном мире он правил народами». [92]

Римский диск в серебре с изображением Sol Invictus (из Пессинуса во Фригии , III век нашей эры)

третьего века неоплатоник Философ- Порфирий придерживался аллегорического взгляда на Сатурналии. Он считал, что тема фестиваля, посвященная освобождению и растворению, представляет собой «освобождение душ в бессмертие» - интерпретацию, которой, митраисты , поскольку в их число входило много рабов и вольноотпущенников. возможно, следовали и [93] Согласно Порфирию, Сатурналии произошли вблизи зимнего солнцестояния, потому что в это время Солнце входит в Козерог , астрологический дом Сатурна. [94] В Сатурналиях Макробия близость Сатурналий к зимнему солнцестоянию приводит к разоблачению солнечного монотеизма , веры в то, что Солнце (см. Sol Invictus ) в конечном итоге охватывает все божества как одно. [95]

еврейский

[ редактировать ]

М. Авода Зара называет Сатурналии «праздником язычников» наряду с калентами январскими и Кратесисом . [а] [96] Б. Авода Зара записывает, что Ханан б. Рава сказал: «Календы [б] начинается через восемь дней после [зимнего] солнцестояния и Сатурнуры. [с] начинается за восемь дней до [зимнего] солнцестояния». [97] Хананель б. Хушиэль , [98] за ним следует Раши , [99] утверждает: «За восемь дней до солнцестояния — их праздник длился все восемь дней», что немного преувеличивает историческую шестидневную продолжительность Сатурналий, возможно, чтобы связать праздник с Ханукой . [100]

В Талмуде Иерусалимском Авода Зара утверждает, что этимология Сатурналий - שנאה טמונה śinʾâ ṭƝmûnâ, «скрытая ненависть», и относится к ненависти Исава , который, по мнению раввинов, был отцом Рима, питаемого к Иакову . [101]

Талмуда приписывает Вавилонского Авода Зара происхождение Сатурналий (и календ) Адаму , который видел, что дни становятся короче, и думал, что это наказание за его грех:

Когда Первый Человек увидел, что день непрерывно сокращается, он сказал: «Горе мне! Поскольку я согрешил, мир вокруг меня темнеет и возвращается к бесформенности и пустоте. Это смерть, к которой приговорили меня Небеса!» Он решил провести восемь дней в посте и молитве. Когда он увидел зимнее солнцестояние и увидел, что день постоянно удлиняется, он сказал: «Таков порядок мира!» Он пошел и пировал восемь дней. В следующем году он устроил пир в честь обоих. Он утвердил их во имя Неба, но они утвердили их во имя идолопоклонства. [102]

В вавилонской Аводе Заре эта этиология приписывается таннаимам , но эта история подозрительно схожа с этиологией календов, приписываемых иерусалимской Аводой Зара Аббе Арихе . [100]

Сатурналии (1909) Эрнесто Бионди в ботаническом саду Буэнос-Айреса.

В отличие от некоторых римских религиозных праздников, которые проводились только в культовых местах города, продолжительное сезонное празднование Сатурналий дома можно было проводить в любой точке Империи. [103] Сатурналии продолжали оставаться светским праздником еще долго после того, как были исключены из официального календаря. [104] Как отмечает Уильям Уорд Фаулер : «[Сатурналии] оставили свои следы и нашли параллели во многих средневековых и современных обычаях, происходящих примерно во время зимнего солнцестояния». [105]

Точная дата рождения Иисуса неизвестна. [106] [107] Ложная переписка между Кириллом Иерусалимским и Папой Юлием I (337–352), цитируемая Иоанном Никиу в 9 веке, иногда приводится в качестве источника утверждения о том, что в четвертом веке нашей эры Папа Юлий I формализовал, что Рождество Христово следует праздновать 25 декабря. [108] [109] Некоторые предполагают, что это примерно в то же время, что и празднование Сатурналий. [106] [110] и отчасти причина, по которой он выбрал эту дату, возможно, заключалась в том, что он пытался создать христианскую альтернативу Сатурналиям. [106] Другая причина такого решения могла заключаться в том, что в 274 году нашей эры римский император Аврелиан объявил 25 декабря датой рождения Sol Invictus. [107] и Юлий I, возможно, думал, что сможет привлечь больше обращенных в христианство, если позволит им продолжать праздновать в один и тот же день. [107] Возможно, на него также повлияла идея о том, что Иисус умер в годовщину своего зачатия; [107] потому что Иисус умер во время Пасхи, а в третьем веке нашей эры Пасху праздновали 25 марта, [107] он, возможно, предположил, что день рождения Иисуса должен был наступить девять месяцев спустя, 25 декабря. [107] Но на самом деле переписка фальшивая. [108]

«Король пьет » (между 1634 и 1640 годами) Картина Давида Тенирса Младшего , изображающая празднование Двенадцатой ночи с « Повелителем беспорядков ».

Из-за непосредственной близости дат многие христиане в Западной Европе продолжали праздновать традиционные обычаи Сатурналий в связи с Рождеством и окружающими его праздниками. [106] [111] [14] Как и Сатурналии, Рождество в Средние века было временем шума, пьянства, азартных игр и переедания. [14] Традиция принцепса Сатурналиция имела особое влияние. [111] [14] В средневековой Франции и Швейцарии мальчика избирали « епископом на день » 28 декабря ( праздник Святых Невинных ). [111] [14] и будет издавать указы, во многом подобные принцепсу Сатурналиция . [111] [14] Срок полномочий мальчика-архиерея закончился во время вечерней вечерни . [112] Этот обычай был распространен по всей Западной Европе, но значительно различался в зависимости от региона; [112] в некоторых местах распоряжения мальчика-епископа могли стать весьма буйными и безудержными, [112] но в других случаях его власть была лишь церемониальной. [112] В некоторых частях Франции, во время правления мальчика-епископа, настоящее духовенство носило маски или одевалось в женскую одежду, что соответствовало традиционному характеру Сатурналий. [14]

В период позднего средневековья и раннего Возрождения во многих городах Англии избирался « Повелитель беспорядков на Рождество », который председательствовал на Празднике дураков . [111] [14] Этот обычай иногда связывали с Двенадцатой Ночью или Крещением . [113] Распространенной традицией в Западной Европе было бросать боб, монету или другой небольшой жетон в торт или пудинг ; [111] тот, кто найдет объект, станет «Королем (или Королевой) Боба». [111] Во время протестантской Реформации реформаторы стремились пересмотреть или даже полностью отменить такую ​​практику, которую они считали « папской »; [14] эти усилия были в основном успешными. [14] [114] Пуритане запретили «Повелителя беспорядков» в Англии. [114] Вскоре после этого этот обычай был практически забыт, хотя фасоль в пудинге сохранилась как традиция небольшого подарка тому, кто нашел единственный миндаль, спрятанный в традиционной рождественской каше в Скандинавии. [114] [115]

Тем не менее, в середине девятнадцатого века некоторые старые церемонии, такие как вручение подарков, были возрождены в англоязычных странах в рамках широко распространенного «рождественского возрождения». [14] [114] [116] Во время этого возрождения такие авторы, как Чарльз Диккенс, стремились реформировать «сознание Рождества» и превратить ранее буйный праздник в семейный праздник. [116] Остатки празднования Сатурналий все еще могут сохраняться в некоторых традициях, которые сейчас связаны с Рождеством. [14] [117] Обычай дарить подарки на Рождество напоминает римскую традицию дарить сигилларии. [117] а зажигание адвентских свечей напоминает римскую традицию зажигания факелов и восковых свечей. [117] [111] Точно так же Сатурналии и Рождество связаны с едой, питьем, пением и танцами. [117] [111]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Миллер, Джон Ф. «Римские фестивали», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима ( Oxford University Press , 2010), стр. 172.
  2. ^ Катулл 14.15 (в лучшие дни) , цитируется Мюллером 2010 , стр. 221
  3. ^ Jump up to: а б с д Хансен, Уильям Ф. (2002). Нить Ариадны: Путеводитель по международным сказкам, встречающимся в классической литературе . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . п. 385. ИСБН  978-0801475726 .
  4. ^ Jump up to: а б Бреммер, Ян М. (2008). Греческая религия и культура, Библия и Древний Ближний Восток . Лейден, Нидерланды: Brill. п. 82. ИСБН  978-9004164734 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Паркер, Роберт (2011). О греческой религии . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 211. ИСБН  978-0-8014-7735-5 .
  6. ^ Смит, Эндрю. «Джастин: Воплощение Помпея Трога (7)» . www.attalus.org Проверено 7 сентября 2017 г.
  7. ^ Jump up to: а б Доланский 2011 , с. 484.
  8. ^ Штандхартингер, Анджела. Сатурналии в греко-римской культуре . п. 184.
  9. ^ Рот, Марти. Пьян накануне вечером: анатомия опьянения . Университет Миннесоты Пресс .
  10. ^ Макробий , Сатурналии 1.1.8–9; Джейн Ченс, Средневековая мифография: от римской Северной Африки до Шартрской школы, 433–1177 гг. Нашей эры ( University Press of Florida , 1994), стр. 71.
  11. ^ Роберт А. Кастер, Макробиус : Сатурналии, Книги 1–2 ( Классическая библиотека Леба , 2011), примечание на стр. 16.
  12. ^ Борода, Норт и Прайс 2004 , с. 259.
  13. ^ Уильямс, Крейг А., Боевые действия : Книга вторая эпиграмм (Oxford University Press, 2004), стр. 259 (об обычае дарения подарков). Многие наблюдатели, воспитанные в классической традиции, отметили сходство между Сатурналиями и историческим разгулом во время Двенадцати дней Рождества и Праздника дураков.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Графтон, Энтони; Мост, Гленн В.; Сеттис, Сальваторе (2010). «Вакханалия и Сатурналии». Классическая традиция . Кембридж, Массачусетс и Лондон, Англия: Издательство Belknap Press Гарвардского университета. п. 116. ИСБН  978-0-674-03572-0 .
  15. ^ «Взаимное влияние Сатурналий, германских праздников солнцестояния , Рождества и Хануки известно», - отмечает К. Беннет Паскаль, «Октябрьская лошадь», Гарвардские исследования по классической филологии 85 (1981), стр. 289.
  16. ^ Ливий 22.1.20; Макробий , Сатурналии 1.10.18 (на крик); Палмер 1997 , стр. 63–64.
  17. ^ Палмер 1997 , с. 64, ссылаясь на выводы Катона, фр. 77 ОРФ 4 .
  18. ^ Палмер 1997 , с. passim См. также ввоз Кибелы в Рим в это время.
  19. ^ Палмер 1997 , с. 64 Информацию о других ученых, придерживавшихся этой точки зрения, включая тех, кто предшествовал Палмеру, см. Versnel 1992 , стр. 141–142, особенно примечание 32.
  20. ^ Палмер 1997 , стр. 63–64.
  21. ^ Jump up to: а б с д Палмер 1997 , с. 63.
  22. ^ Jump up to: а б Мюллер 2010 , с. 221.
  23. ^ Макробий 1.8.5, цитируя Верриуса Флакка в качестве своего авторитета; см. также Статиус , Сильвае 1.6.4; Арнобиус 4.24; Минуций Феликс 23,5; Миллер, «Римские праздники», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима , с. 172
  24. ^ Accelerate 1992 , с. 142.
  25. ^ Личность или титул этого священника неизвестны; возможно, rex Sacrorum или один из магистратов : Уильям Уорд Фаулер , Римские праздники периода республики (Лондон, 1908), с. 271.
  26. ^ Скорость 1992 , стр. 139–140.
  27. ^ Accelerate 1992 , с. 140.
  28. ^ Ливий 22.1; Палмер 1997 , с. 63
  29. ^ Jump up to: а б Ускорение 1992 , с. 141.
  30. ^ Верснель 1992 , с. 147, цитируется Плиний Младший , Письма 8.7.1, Боевые 5.84 и 12.81; Люциан , Кроносолон 13; Макробий, Сатурналии 1.10.1, 4, 23.
  31. ^ Борода, Норт и Прайс 2004 , с. 50.
  32. ^ Гораций , Оды 3.17, Боевые 14.70; Фаулер, Римские фестивали , с. 272.
  33. ^ Jump up to: а б Тейлор, Рабун (2005). «Римская осцилля : оценка». RES: Антропология и эстетика . 48 (48). Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета : 101. doi : 10.1086/RESv48n1ms20167679 . JSTOR   20167679 . S2CID   193568609 .
  34. ^ Jump up to: а б Шанс, Джейн (1994). Средневековая мифография: от римской Северной Африки до Шартрской школы, 433–1177 гг. н.э. Гейнсвилл, Флорида: Университетское издательство Флориды. стр. 71–72. ISBN  9780813012568 .
  35. ^ Мюллер 2010 , с. 222; Верснель, однако, предлагает Lua Saturni не отождествлять с Lua Mater , а скорее относится к «расслаблению»: она представляет освобождающую функцию Сатурна. Верснель 1992 , с. 144
  36. ^ Versnel 1992 , стр. 144–145 См. также этрусского бога Сатре .
  37. ^ Например, Авзоний , Эклога 23 и Deferiis Romanis 33–7. См. Versnel 1992 , стр. 146 и 211–212 и Thomas E.J. Wiedemann , Emperors and Gladiators (Routledge, 1992, 1995), p. 47.
  38. ^ Точнее, восемь дней субсидировались из императорской казны ( arca fisci ), а два — главным образом спонсирующим магистратом . Зальцманн, Мишель Рене, По римскому времени: Кодекс-календарь 354 года и ритмы городской жизни в поздней античности ( University of California Press , 1990), стр. 186.
  39. ^ Мюллер 2010 , с. 222.
  40. ^ Jump up to: а б с Ускорение 1992 , с. 146.
  41. ^ Макробиус, Сатурналии 1.7.31
  42. ^ Макробиус , Сатурналии 1.10.24; Карлин А. Бартон, Печали древних римлян: гладиатор и чудовище ( Princeton University Press , 1993), стр. 166. О другом римском ритуале, который может представлять собой человеческое жертвоприношение, см. Argei . Осциллы также были частью Латинского фестиваля и Компиталия : Фаулер, Римские фестивали , с. 272.
  43. ^ Борода, Норт и Прайс 2004 , с. 124.
  44. ^ Сенека , Эпистулы 47.14; Карлин А. Бартон, Печали древних римлян: гладиатор и чудовище (Princeton University Press, 1993), стр. 498.
  45. ^ Гораций , Сатиры 2.7.4, libertas Decembri ; Мюллер 2010 , стр. 221–222.
  46. ^ Гораций , Сатиры , Книга 2, стихи 3 и 7; Кэтрин Кин, Определение жанра в римской сатире (Oxford University Press, 2006), стр. 90; Мария Плаза, Функция юмора в римской стиховой сатире: смех и ложь (Oxford University Press, 2006), стр. 298–300 и др.
  47. ^ Бартон, Скорби древних римлян , passim .
  48. ^ Верснель 1992 , с. 147 (особенно прим. 59).
  49. ^ Accelerate 1992 , с. 147.
  50. ^ Jump up to: а б Доланский 2011 , с. 492.
  51. ^ Долански 2011 , стр. 492–494.
  52. ^ В начале Сатиры 2.3 Горация . , а также маска в изображениях Сатурналий в Календаре Филокала и включение Марсьялем масок в качестве подарков Сатурналий
  53. ^ Борода, Норт и Прайс 2004 , с. 125.
  54. ^ Сигал, Эрих , Римский смех: Комедия Плавта (Oxford University Press, 1968, 2-е изд. 1987), стр. 8–9, 32–33, 103 и др .
  55. ^ Верснель 1992 , с. 148 со ссылкой на Светония , Жизнь Августа 71; Боевой 1.14.7, 5.84, 7.91.2, 11.6, 13.1.7; 14,1; Лукиан, Сатурналии 1.
  56. ^ См . копию настоящего календаря.
  57. ^ Верснель 1992 , с. 147, со ссылкой на Катона Старшего , «О сельском хозяйстве» 57; Авл Геллий 2.24.3; Боевые 14.70.1 и 14.1.9; Гораций , Сатира 2.3.5; Лукиан , Сатурналии 13; Авторы истории Августа , Александр Северус 37,6
  58. ^ Сенека Младший , Эпистулы 18.1–2.
  59. ^ Плиний Младший , Письма 2.17.24. Гораций аналогичным образом устанавливает Сатиру 2.3 во время Сатурналий, но в сельской местности, где он избежал бешеного темпа.
  60. ^ Dolansky 2011 , стр. 492, 502 Macrobius , Saturnalia 1.10.24, кажется, указывает на то, что Сигиллария была рынком, который произошел в конце Сатурналий, но галло-римский ученый-поэт Авзоний ( Эклоги 16.32) называет его как религиозное событие (sacra sigillorum, «обряды сигилларии » ).
  61. ^ Светоний , Жизнь Августа 75 ; Верснель 1992 , с. 148, указывая на «Кроносолон» Лукиана по проблеме неравного дарения подарков.
  62. ^ Берил Роусон, «Отношения взрослых и детей в Древнем Риме», в книге «Брак, развод и дети в Древнем Риме» (Oxford University Press, 1991), стр. 19.
  63. ^ Боевой , Эпиграммы 13 и 14, «Ксения и Апофорета» , опубликованные 84–85 гг. н.э.
  64. ^ Доланский 2011 , с. 492 со ссылкой на Марсьяля 5.18, 7.53, 14; Светоний, Житие Августа 75 и Житие Веспасиана 19 о круге даров.
  65. ^ Руурд Р. Наута, Поэзия для покровителей: литературное общение в эпоху Домициана (Brill, 2002), стр. 78–79.
  66. ^ Верснель 1992 , стр. 148–149, со ссылкой на Макробия, Сатурналии 1.10.24 и 1.11.49; Светоний , Жизнь Клавдия 5; Авторы «Истории Августа» Адриан 17.3 , Каракалла 1.8 и Аврелиан 50.3. См. также Доланский 2011 , с. 492
  67. ^ Боевой, Книга 14 (Апофорета) ; Уильямс, Марсьяль: Эпиграммы , с. 259; Наута, Поэзия для покровителей, с. 79 и др.
  68. ^ Jump up to: а б Ускорение 1992 , с. 148.
  69. ^ Катулл , Кармен 14; Робинсон Эллис, Комментарий к Катуллу (Оксфорд: Clarendon Press, 1876), стр. 38–39.
  70. ^ Картина представляет собой сцену, записанную Иосифом Флавием , Antiquitates Iudiacae 19; и Кассий Дион 60.1.3.
  71. ^ Тацит Анналы , 13.15 .
  72. ^ Скорость 1992 , стр. 206–208.
  73. ^ Статиус , Сильва 1.6; Наута, Поэзия для покровителей , с. 400
  74. ^ Запись на io, Оксфордский латинский словарь (Оксфорд: Clarendon Press, 1982, переиздание 1985 года), стр. 963.
  75. ^ Макробий, Сатурналии IX18.
  76. ^ Палмер 1997 , с. 62.
  77. ^ Борода, Норт и Прайс 2004 , с. 6.
  78. ^ Макробиус, Сатурналии 1.10.23; Мюллер 2010 , с. 221; Фаулер, Римские фестивали , с. 268; Кэрол Э. Ньюлендс, «Сатурналии императора: Статиус, Сильва 1.6», в книге « Рим Флавиев: культура, образ, текст» (Brill, 2003), стр. 505.
  79. ^ Макробий , Сатурналии 1.10.3, со ссылкой на ателланских композиторов Новия и Муммия.
  80. ^ Миллер, «Римские фестивали», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима , стр. 172.
  81. ^ Светоний , Жизнь Калигулы 17; Кассий Дион 59.6.4; Мюллер 2010 , с. 221; Фаулер, Римские фестивали , с. 268, со ссылкой на Моммзена и CIL I.337.
  82. ^ Фаулер, Римские фестивали , с. 268, примечание 3; Роджер Бек, «Ритуал, миф, доктрина и посвящение в мистерии Митры: новые свидетельства из культового сосуда», Journal of Roman Studies 90 (2000), стр. 179.
  83. ^ Фаулер, Римские фестивали , с. 272. Фаулер считал, что использование свечей повлияло на рождественские ритуалы Латинской церкви , и сравнил символику свечей с Святочным поленом .
  84. ^ Accelerate 1992 , с. 162.
  85. ^ Скорость 1992 , стр. 136–137.
  86. ^ Фаулер, Римские фестивали , с. 271.
  87. Капитолий назывался Монс Сатурниус . Таким образом , в прежние времена
  88. ^ Скорость 1992 , стр. 138–139.
  89. ^ Верснель 1992 , с. 139 Римский богослов Варрон причислил Сатурн к числу сабинских богов .
  90. ^ Скорость 1992 , стр. 139, 142–143.
  91. ^ Верснель, «Сатурн и Сатурналии», с. 143.
  92. Вергилий , Энеида 8. 320–325, цитируется по Versnel 1992 , p. 143
  93. ^ Порфирий , De antro 23, по Нумениусу , цитируется Роджером Беком, « Qui Mortalitatis Causa Convenerunt : Встреча Вирунум-митраистов 26 июня, 184 г. н.э.», Phoenix 52 (1998), стр. 340. Одним из говорящих в «Сатурналиях» Макробия является Веттий Агорий Претекстат , митраист.
  94. ^ Бек, Роджер, «Ритуал, миф, доктрина и посвящение в мистерии Митры: новые свидетельства из культового сосуда», Журнал римских исследований 90 (2000), стр. 179.
  95. ^ ван ден Брук, Роэл , «Оракул Сараписа в Macrobius Sat. , I, 20, 16–17», в Hommages à Maarten J. Vermaseren (Brill, 1978), vol. 1, с. 123 и след.
  96. ^ «Мишна Авода Зара 1:3» . www.sefaria.org . Проверено 05 марта 2021 г.
  97. ^ «Авода Зара 6а:10» . www.sefaria.org . Проверено 05 марта 2021 г.
  98. ^ «Рабейну Хананель об Аводе Зара 6а:3» . www.sefaria.org . Проверено 22 июля 2021 г.
  99. ^ «Раши об Аводе Зара 6а:10:1» . www.sefaria.org . Проверено 22 июля 2021 г.
  100. ^ Jump up to: а б Сарит, Каттан Грибец (17 ноября 2020 г.). Время и различия в раввинистическом иудаизме . дои : 10.23943/Принстон/9780691192857.001.0001 . ISBN  9780691192857 . S2CID   241016818 .
  101. ^ «Иерусалимский Талмуд Авода Зара 3а:1» . www.sefaria.org . Архивировано из оригинала 20 августа 2021 г. Проверено 23 июля 2021 г.
  102. ^ «Авода Зара 8а:7» . www.sefaria.org . Проверено 23 июля 2021 г.
  103. ^ Вульф, Грег , «Найдено в переводе: Религия римской диаспоры», в книге « Ритуальная динамика и религиозные изменения в Римской империи». Материалы восьмого семинара по международному сетевому влиянию империи (Гейдельберг, 5–7 июля 2007 г.) (Brill, 2009), с. 249. См. Авла Геллия 18.2.1 о римлянах, живущих в Афинах и празднующих Сатурналии.
  104. ^ Мишель Рене Зальцман, «Религиозный койне и религиозное инакомыслие», в книге «Спутник римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 121.
  105. ^ Фаулер, Римские фестивали , с. 268.
  106. ^ Jump up to: а б с д Джон, Дж. (2005). Рождественский сборник . Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: Континуум. п. 112. ИСБН  0-8264-8749-1 .
  107. ^ Jump up to: а б с д и ж Стратерс, Джейн (2012). Книга Рождества: все, что мы когда-то знали и любили о Рождестве . Лондон, Англия: Ebury Press. стр. 17–21. ISBN  9780091947293 .
  108. ^ Jump up to: а б Мартиндейл, Сирил (1908). «Рождество» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 18 ноября 2018 г.
  109. Письмо Кирилла Иерусалимского Юлию I, признано ложным. Полный курс патрулирования, или универсальная библиотека, полная, единая, удобная, экономичная, всех СС. Отцы, доктора церковных писаний, или латиняне, процветавшие от апостольской эпохи до времени Иннокентия III (в 1216 г.) для латинян и Флорентийского собора (в 1439 г.) для греков: Хронологический рекурс...: Сочинения, которые существуют во всем Константине Великом, Викторине, а также Назарии, анонимном, Папе Сильвестре, Папе Св. Марке, Папе Св. Юлии, Осии Кордовском, Кандиде Ариане, Папе Либерии и Потамии (на латыни). Врайет. 1844. с. 965
  110. ^ «Почему Рождество празднуется 25 декабря?» . www.italyheritage.com . Проверено 18 ноября 2018 г.
  111. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Форбс, Брюс Дэвид (2007). Рождество: откровенная история . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 9–10. ISBN  978-0-520-25104-5 .
  112. ^ Jump up to: а б с д Маккензи, Нил (2012). Средневековые мальчики-епископы . Лестершир, Англия: Матадор. стр. 26–29. ISBN  978-1780880-082 .
  113. ^ Шахин, Насиб (1999). Библейские отсылки в пьесах Шекспира . Ньюарк, Мэриленд: Издательство Университета Делавэра . п. 196. ИСБН  978-1-61149-358-0 .
  114. ^ Jump up to: а б с д Джеффри, Ивонн (17 сентября 2008 г.). Рождественская книга «Все для всей семьи» . Все Книги. стр. 46–47. ISBN  9781605507835 .
  115. ^ Семь, К. (25 декабря 2016 г.). «История о миндале в каше» . Дагбладет . Проверено 25 ноября 2019 г.
  116. ^ Jump up to: а б Роуэлл, Джеффри (декабрь 1993 г.). «Диккенс и конструирование Рождества» . История сегодня . 43 (12) . Проверено 28 декабря 2016 г.
  117. ^ Jump up to: а б с д Стуттард, Дэвид (17 декабря 2012 г.). «Римляне изобрели Рождество?» . bbc.co.uk. ​Британская радиовещательная компания.
  1. ^ קלנטס וסטרנלייא Календы и Сатурналии в MSS Kaufmann A50 и Парме A (де Росси 138). Написание одинаково в обоих случаях, хотя вав-союз Кауфмана является работой более позднего писца, и эта фраза была зачеркнута в Парме А. Во всех изданиях Мишны отредактированы написания в сторону Календы и Сатурнуры б. Авода Зара MSS.
  2. ^ קלנדא Календа в существующих рукописях; однако Хананель б. Хушиэль цитирует «קלנדס» Календса .
  3. ^ Варианты МСС: Сатурная , Сатурнурия . Вероятно, это игра слов на סתר-נורא satar-nura «маскировка пламени»; т.е. сокращение дня, которое представляет солнцестояние. Во всех изданиях Б. Авода Зара, последнее упоминание о празднике исправлено на Сатурналии, хотя во всех рукописях Сатурнура читается по-прежнему.

Библиография

[ редактировать ]

Древние источники

[ редактировать ]

Современные вторичные источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b2ba7c8479c0739c8775e80a73fd09d6__1718383860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/d6/b2ba7c8479c0739c8775e80a73fd09d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saturnalia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)