Праздник дураков

Праздник дураков или Фестиваль дураков ( лат . festum fatuorum , festum stultorum ) — праздник 1 января, отмечавшийся духовенством в Европе в средние века , первоначально в Южной Франции , но позже более широко. [1] Во время праздника участники выбирали либо лжеепископа, либо лжеархиепископа, либо лжепапу. [2] [3] Церковный ритуал также пародировался, а высшее и низшее духовенство менялось местами. [2] [3] Отсутствие сохранившихся документов или отчетов, а также изменение культурных и религиозных норм значительно затмили современное понимание Праздника, которое зародилось в правильном литургическом соблюдении и больше связано с другими примерами средневековой литургической драмы . некоторая связь с более ранними языческими (римскими) праздниками Сатурналий и Календ или более поздними буржуазными праздниками в Соти . [4] В течение недели церемонии будут проводить разные люди, обладающие властью в церкви. 26 декабря, в день святого Стефана , диаконы возглавили церемонии. Иподиереи (или викарии) руководили 27 декабря, в Иоаннов день , певчие — 28 декабря, в День святых Невинных , и иподьяконы — первого января, в праздник Обрезания . [5] Существуют некоторые разногласия относительно того, использовался ли термин «Праздник дураков» изначально для обозначения совокупности дней. [5] или конкретно празднования, проходящие первого января. [6] Слово «дурак» используется как синоним слова «скромный», как это было распространено в 11 веке, а не в современном использовании, которое трактует его как еще один термин для обозначения клоуна или шута. [4]
Происхождение
[ редактировать ]![]() | Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( Апрель 2024 г. ) |

Из-за отсутствия официальных исследований праздника трудно определить его точное происхождение. Наиболее выдающиеся историки относят его возникновение к Центральной Европе, где-то на территории нынешней юго-восточной Франции, но погрешность такова, что это могло произойти с Францией, Италией или Священной Римской империей . Некоторые историки полагают, что возможное начало праздника произошло между 1119 и 1124 годами с игр Ирода , которыми руководил Джеронимо из Рейхерсберга . Эти игры были сосредоточены вокруг предполагаемой абсурдности царя Ирода , еврейско-римского правителя Иудеи , и практиковались в штурме собора, бросании деревянных копий в хор и избиении прохожих надутыми мочевыми пузырями животных. Считается, что это начало Праздника дураков, поскольку царь Ирод вошел в моду в XI и XII веках, когда о нем исполнялось заметное количество пьес и пьес. Другая история, которая придает силу теории праздника, основанная на событиях и пьесах, основанных на царе Ироде, - это его история из Офис Звезды . История утверждает, что Ирод, который был царем территории, которая сейчас является югом Израиля / Палестины , включая Вифлеем , около Рождества Иисуса узнал о рождении Христа и, обеспокоенный тем, что новорожденный царь бросит вызов его собственному правлению в этой области, приказал убийство каждого новорожденного мальчика в его королевстве. История утверждает, что убийство Иисуса предотвратили пажи царя Ирода , которые затем завоевали расположение Бога. Это считается объяснением смены позиций священнослужителей во время Праздника дураков, когда Бог с большим уважением относился к мальчикам-пажам и не заботился о короле. Такое внимание к царю Ироду является потенциальным объяснением того, почему этот праздник не распространился и не сохранился так долго, как другие фестивали, поскольку он, по сути, родился из тенденции в современном средневековом театре. [4]
Первое письменное упоминание о празднике в Церкви датируется между 1160 и 1164 годами в Париже и было написано Иоанном Белефом . Он объяснил, как иподиаконы, которые недавно было решено быть низшим из высших духовных чинов, а не высшими из низших духовных чинов, должны были председательствовать на празднике Обрезания, но что точные детали праздник еще не был официально оформлен. Предполагается, что именно отсюда, в сочетании с историей о мальчике-паже и царе Ироде, возникла традиция меняться местами внутри церкви, показывая, как Бог благоволит социально низким слоям населения. [4]
Контекст и обычаи
[ редактировать ]Фестиваль, похоже, стал краткой социальной революцией, в ходе которой власть, достоинство и безнаказанность на короткое время были предоставлены тем, кто находился в подчиненном положении. По мнению некоторых историков, это делает средневековый фестиваль преемником римских январских календ , хотя преемственности между этими двумя праздниками нет. [4] Духовенство низшего звена также участвовало в фестивале и проводило мессы в разные дни, что высмеивало обычно церковные традиции. [3]
В каждый день празднеств участники выбирали одного из них, часто называемого Архиепископом дураков, и носили и носили предметы, связанные с этим званием. [5] в дополнение к получению полномочий, обычно связанных с этой должностью. [6] Смысл фестиваля, помимо того, что он служил шансом для радости, как и любой другой праздник, заключался в том, чтобы показать, что те, кто обладает властью и богатством, в конечном итоге впадут в немилость. [7]
Подобно современным праздникам, таким как Карнавал и Марди Гра , танцы в провокационном стиле, ношение масок и то, что сообщество в целом более допускало непристойные действия, было обычным явлением. [7] Кроме того, празднование Марди Гра включает в себя подачу Королевского торта или Gallette de Rois, в котором есть небольшой жетон. Раньше человек, получивший жетон, был коронован как король, и ожидалось, что он проведет следующее собрание. Обычно он отмечается во время Крещения и считается продолжением древнеримских Сатурналий , когда хозяева принимали своих рабов.
Официальное осуждение
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2023 г. ) |

Праздник шутов и связанные с ним подрывные традиции были объектом осуждения средневековой церкви, начиная еще с двенадцатого века. [9] С другой стороны, некоторые католические писатели считали необходимым попытаться отрицать существование подобных злоупотреблений. Одна из интерпретаций, которая примиряет это противоречие, состоит в том, что, хотя не может быть никаких сомнений в том, что церковные авторитеты калибра Роберта Гроссетеста неоднократно самым решительным образом осуждали разрешение праздника шутов, на искоренение таких прочно укоренившихся обычаев потребовались столетия. Несомненно, эта практика приводила к серьезным злоупотреблениям, характер и серьезность которых различались в разные эпохи. Надо сказать, что среди тысяч европейских богослужебных рукописей появление чего-либо, имеющего отношение к Празднику шутов, встречается чрезвычайно редко. Оно никогда не встречается в основных богослужебных книгах , миссалах и требниках . Иногда в прозе или тропе встречаются следы постепенного или антифонарного . Таким образом, похоже, что подобные экстравагантности, которые редко выражались в письменной форме, официально не одобрялись.
Чтобы обуздать крайность празднеств после Праздника дураков, в первый день Нового года в соборе Парижской Богоматери в двенадцатом веке « Повелитель беспорядков » или «Рецентор Стулторум» был сдержан, так что его должны были разрешили интонировать прозу «Laetemur gaudiis» и владеть посохом регента, но это было перед первой вечерней праздника, а не во время нее, хотя праздник не был полностью запрещен. Во время второй вечерни существовал обычай, согласно которому регент глупцов должен был быть лишен своего посоха, когда исполнялся стих из Магнификата potentes Deposuit de sede («Он низложил сильных с их места»). Поэтому праздник часто называли «Festum 'Deposuit'». Эд де Сюлли разрешил в этот момент забрать посох у псевдопрецентора, но постановил, что стих «Депосьют» не должен повторяться более пяти раз. Был аналогичный случай узаконенного праздника дураков в Сане около 1220 года, где сохранился весь текст офиса. Проз много, и вставок( Farsurae ) добавлялись к обычной литургии, но ничего особенного неприличного. Эта проза, или проводник , не была частью службы, а лишь предваряла Вечерню. В 1245 году кардинал Одо , папский легат во Франции, написал капитулу Санского собора письмо с требованием, чтобы праздник отмечался без нецерковной одежды и без цветочных венков.
Конец праздника
[ редактировать ]Праздник шутов был официально запрещен Базельским собором в 1431 году, а затем снова в документе, изданном теологическим факультетом Парижского университета в 1444 году; Последовали многочисленные декреты провинциальных советов более низкого уровня. Праздник дураков осуждался ранними протестантами, а среди католиков, похоже, злоупотребления в значительной степени исчезли ко времени Тридентского собора , хотя случаи праздников такого рода сохранились во Франции еще в 1721 году, в Амьене , Франция, [5] и Брюссель, Бельгия, в 1719 году. [10]
Связь с другими праздниками
[ редактировать ]- До создания григорианского календаря в 1582 году большинство европейских стран отмечали Новый год 25 марта. Поскольку празднование Праздника дураков обычно длилось около недели, оно заканчивалось 1 апреля. тех, кто отказался или забыл перейти на новую календарную систему, будут высмеивать как первоапрельских дураков . [11]
- Из-за того, что все они проводились после Рождества , этот праздник, Праздник Осла и Праздник Обрезания, с течением веков становился все более запутанным. [6] В результате слияния с Праздником осла, когда церковь запретила проводить празднества внутри церквей вместо того, чтобы переодеваться в высокопоставленных членов Церкви, вместо этого они носили шляпы, напоминающие ослиные уши. [6]
- Многие обычаи Праздника дураков были включены в современные Карнавал , Марди Гра и Хэллоуин .
В популярной культуре
[ редактировать ]Виктор Гюго воссоздал рассказ о празднике дураков в своем романе 1831 года «Горбун из Нотр-Дама» . В романе он отмечается 6 января 1482 года ( Двенадцатая ночь ), а Квазимодо выступает в роли Папы дураков. Фильм 1939 года «Горбун из Нотр-Дама» открывается праздником дураков: Квазимодо коронуется королем дураков. Диснея 1996 года В анимационной версии романа показан тот же инцидент с песней « Topsy Turvy ».
Праздник шутов и попытки Римской церкви запретить его играют важную роль в серии исторических романов Алана Гордона о (вымышленной) Гильдии шутов на рубеже XII-XIII веков. (Не путать с современной Гильдией дураков .)
Историография
[ редактировать ]Возможно, из-за его исчезновения в 1700-х годах и, возможно, из-за того, что он никогда не распространялся так широко, как другие праздники, существует недостаток исследовательских работ, посвященных конкретно Празднику дураков. Первую крупную работу написал Жан Бенинь Люкот дю Тийо в 1741 году под названием « Мемуары для службы в истории праздника фу: Qui se faisoit autrefois dans plusieurs eglises». [12] Первая половина работы фактически представляла собой сборник первоисточников, связанных с праздником, в то время как вторая часть работы была сосредоточена на Infanterie Dijonnaise , братстве, которое, как он пытался доказать, зародилось на празднике. [12] Вторая крупная работа появилась только в 1903 году. Она была написана Э.К. Чемберсом и названа « Средневековая сцена». [13] Чемберс сосредоточился на потенциальном языческом происхождении праздника, почти полностью списав его литургическое происхождение. [12] Последней крупной работой была « Священная глупость: новая история праздника дураков », написанная Максом Харрисом в 2011 году, и теперь она считается основным ресурсом для получения информации о празднике. [4] [12] Работа Харриса опровергает почти все, что утверждал Чемберс, вместо этого утверждая, что праздник имеет языческие, христианские и светские корни, а его светские корни по-прежнему связаны с религиозными пьесами. [4]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 615–616.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Увертюра» . Праздник дураков . Издательство Гарвардского университета. 1 октября 2013 г. стр. 3–6. doi : 10.4159/harvard.9780674285002.c1 . ISBN 978-0-674-28500-2 .
- ^ Перейти обратно: а б «Праздник дураков | Средневековый фестиваль | Британника» . www.britanica.com . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Грин, Джозеф Л. (2011). Сила первоначальной церкви: переворачивая мир с ног на голову . Шиппенсбург: Destiny Image, Inc. ISBN 978-0-7684-9004-6 . OCLC 781613685 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Харрис, Макс (2011). Священное безумие: новая история праздника дураков . Итака [Нью-Йорк]: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-6161-3 . OCLC 732957185 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Гулевич, Таня (1 июня 2000 г.). Энциклопедия Рождества: около 200 статей в алфавитном порядке, охватывающих все аспекты Рождества . Мичиган: Омниграфика.
- ^ Перейти обратно: а б с д Томпсон, Сью Эллен (1998). Символы праздника (1-е изд.). Детройт, Мичиган: Омниграфика. стр. 125–128.
- ^ Перейти обратно: а б МакМахон, А. Филип; Бридахам, Лестер Бербанк (май 1931 г.). «Горгульи, химеры и гротеск во французской готической скульптуре» . Парнас . 3 (5): 38. дои : 10.2307/770541 . hdl : 2027/mdp.39015007224945 . JSTOR 770541 .
- ^ Бонд, Дональд Ф. (август 1940 г.). «Журнал джентльмена. Первый журнал. История журнала джентльмена с отчетом о редакционной деятельности доктора Джонсона и уведомлении, сделанном Америке в журнале. К. Леннарт Карлсон» . Современная филология . 38 (1): 85–100. дои : 10.1086/388462 . ISSN 0026-8232 . S2CID 162977253 .
- ^ «Томас Форрест Келли, редактор, Plainsong в эпоху полифонии. (Кембриджские исследования в области исполнительской практики, 2.) Кембридж, английский: Cambridge University Press, 1992. Стр. xi, 241; 9 черно-белых иллюстраций, много музыкальных примеров, много фигур» . Зеркало . 69 (2): 606. Апрель 1994 г. doi : 10.1017/S0038713400028360 . ISSN 0038-7134 .
- ^ Джейкобс, Марк (2006). «Король на один день». В Деплоиже, Йерун; Денекере, Гита (ред.). Король на день: игры инверсии, репрезентации и присвоения в Европе с древними режимами . Исследования дискурса, власти и истории. Издательство Амстердамского университета. п. 131. ИСБН 978-90-5356-767-8 . JSTOR j.ctt46mz50.11 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Гулевич, Таня (2002). Энциклопедия Пасхи, Масленицы и Великого поста . Мэри Энн Ставрос-Лэннинг. Детройт, Мичиган: Омниграфика. ISBN 9786612263453 . OCLC 1340160783 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Праздник дураков» . обо . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ Чемберс, ЕК (1903). Средневековый этап . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 274–335.
Библиография
[ редактировать ]- Арлт, Дэвид Вульф (1970). Средневековый фестивальный офис из Бове в его литургическом и музыкальном значении . Кёльн: Арно Фольк Верлаг.
2 тома.
- Арлт, Дэвид Вульф (2000). Фасслер, Марго Э.; Бальцер, Ребекка А. (ред.). Канцелярия праздника Обрезания из Ле Пюи . Божественная служба в латинском средневековье. Перевод Лори Крукенберг, Келли Ландеркин и Марго Э. Фасслер. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 324–343.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список переводчиков ( ссылка ) - Хьюз, Дэвид Г. (1985). Шапиро, Энн Дху; Бенджамин, Филлис (ред.). Еще один источник праздника дураков в Бове . Музыка и контекст: эссе Джона М. Уорда. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 14–31.
- Сэндон, Ник, изд. (1984). Октава Рождества: Очерки и заметки о десяти литургических реконструкциях к Рождеству . Лондон: Британская радиовещательная корпорация.
Внешние ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Праздник дураков ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Музыка к празднику дураков