Амьенский собор
Амьенский собор | |
---|---|
Собор Амьенской Богоматери | |
Английский : Нотр-Дам Амьенский | |
49 ° 53'42 "N 2 ° 18'08" E / 49,89500 ° N 2,30222 ° E | |
Расположение | Амьен |
Страна | Франция |
Номинал | Католическая церковь |
независимая церковь | Латинская церковь |
Веб-сайт | www |
История | |
Статус | Кафедральный собор |
Реликвии хранятся | Предполагаемая глава Иоанна Крестителя |
Архитектура | |
Функциональное состояние | Активный |
Архитектор(ы) | Робер де Люзарш Томас и Реньо де Кормон [1] |
Стиль | Сияющий |
Годы постройки | в. 1220–1270 гг. |
Технические характеристики | |
Длина | 145 м (476 футов) |
Ширина | 70 м (230 футов) |
нефа Ширина | 14,60 м (47,9 футов) [2] |
Высота | 42,30 м (138,8 футов) |
Другие размеры | Фасад: СЗ |
Площадь пола | 7700 квадратных метров |
Количество шпилей | 1 |
Высота шпиля | 112,70 м (369,8 футов) [2] |
Администрация | |
Провинция | Реймс |
епархия | Амьен |
Духовенство | |
Епископ(ы) | Епископ Жерар Ле Станг [3] |
Официальное название | Амьенский собор |
Тип | Культурный |
Критерии | и, ii |
Назначен | 1981 [4] |
Справочный номер. | 162 |
Область | Европа и Северная Америка |
Сессия | 5-е место |
Официальное название | Собор Нотр-Дам |
Назначен | 1862 |
Справочный номер. | PA00116046 [1] |
Номинал | Церковь |
Соборная базилика Амьенской Богоматери ( фр . Basilique Cathédrale Notre-Dame d'Amiens ), или просто Амьенский собор , — католический собор . Собор является резиденцией епископа Амьена . Он расположен на небольшом холме с видом на реку Сомму в Амьене , административной столице региона Пикардия во Франции, примерно в 120 километрах (75 милях) к северу от Парижа.
Собор был почти полностью построен между 1220 и 1220 годами. 1270 г. , удивительно короткий срок для готического собора, придающий ему необычное единство стиля. Амьен является ранним примером периода высокой готики и районного стиля готической архитектуры . [5] [6] Районант появился в трифориуме и фонаре, строительство которых было начато в 1236 году, а также в увеличенных высоких окнах хора, добавленных в середине 1250-х годов. [6]
Его строители пытались максимально увеличить внутренние размеры, чтобы достичь небес и внести больше света. В результате Амьенский собор является крупнейшим во Франции. [7] 200 000 кубических метров (260 000 кубических ярдов), достаточно большой, чтобы вместить два собора размером с Парижский собор Парижской Богоматери. [8]
С 1981 года собор внесен в список ЮНЕСКО Всемирного наследия . [9] Несмотря на то, что Амьенский собор утратил большую часть своих оригинальных витражей, он известен качеством и количеством готических скульптур начала XIII века на главном западном фасаде и портале южного трансепта , а также большим количеством полихромных скульптур более поздних периодов внутри собора. здание.
История
[ редактировать ]Ранние соборы
[ редактировать ]Согласно местной традиции, христианство было принесено в Амьен в третьем веке нашей эры двумя христианскими мучениками, известными как Фирмин Мученик и Фирмин Исповедник. Святой Мартин был крещен в Амьене в 334 году. Церковь была подавлена вторжениями вандалов и возобновилась только в конце пятого века, с крещением Хлодвига I в 498 или 499 году. Первым епископом Амьена был Эдиб. , который участвовал в Соборе в 511 году. В документах говорится, что на месте нынешней церкви существовал ранний собор с двумя церквями, посвященными двум Ферминам, но археологических свидетельств нет. [10] Сальвию Строительство этого собора приписывают , епископу Амьена около 600 г., но точность его Жития весьма сомнительна. [11]
Пожар уничтожил две церкви и большую часть города, и между 1137 и 1152 годами на его месте был построен романский собор. В 1193 году в этом соборе состоялась свадьба короля Франции Филиппа II . В 1206 году Амьен получил знаменитую реликвию, известную голову Иоанна Крестителя , купленную в Константинополе. Эта реликвия сделала Амьен крупным местом паломничества и дала ему важный источник дохода (мощевик был разрушен во время Французской революции, но воссозданная копия, сделанная в 1876 году парижским ювелиром с использованием части оригинального горного хрусталя, выставлена сегодня в Соборная казна). [10]
Строительство
[ редактировать ]- Внешний вид Амьенского собора
- План собора в разрезе
Пожар уничтожил романский собор в 1218 году. План нового собора составил мастер-строитель Робер де Люзарш , а в 1220 году епископ Эврар де Фуйуа заложил первый камень. [12] Лузарш произвел революцию в системе готического строительства, используя куски камня стандартизированных размеров и форм, а не создавая уникальные детали для каждой функции. [12] Он был архитектором до 1228 года, за ним следовал Томас де Кормон до 1258 года. Его сын Рено де Кормон исполнял обязанности архитектора до 1288 года. [12]
Строительство велось необычно с запада на восток, начиная с нефа. Де Кормон придал сооружению поразительные размеры и гармонию, построив большие аркады и верхние окна. Неф был завершен в 1236 году, а к 1269 году верхние окна хора были на месте. В конце 13 века были завершены рукава трансепта, а в начале 14 века – фасады и верхние башни. Пока эти работы продолжались, были добавлены часовни между контрфорсами и по углам трансепта. [13]
Укрепление (15 век)
[ редактировать ]В оригинальной конструкции аркбутанов вокруг хора они располагались слишком высоко, чтобы противодействовать силе выталкивания потолочной арки наружу, что приводило к чрезмерным боковым силам, воздействующим на вертикальные колонны. Конструкция была сохранена только тогда, когда каменщики разместили второй ряд более прочных аркбутанов, которые соединялись ниже на внешней стене. [14]
В 1497 году на четырех колоннах трансепта, а также на двух левых колоннах шевета появились трещины и другие признаки напряжения. Группа экспертов осмотрела повреждения и провела небольшой ремонт, но трещины остались. Проблема была окончательно решена Пьером Таризелем , который в 1498 году установил из кованых прутьев вокруг уровня цепь , чтобы противостоять силам, выталкивающим каменные колонны наружу. Цепь была установлена нагретой докрасна, чтобы действовать как подпруга , затягивалась по мере остывания и все еще находится на месте. [14] В 1503 году Тарисель предприняла аналогичные действия, чтобы укрепить часть входа в хор. [15]
Модификации (16–18 века)
[ редактировать ]- Яркая южная роза (16 в.)
В 16 веке собор пострадал от пожаров, ураганов и взрыва близлежащей пороховой мельницы , но серьезных повреждений не было. Он также претерпел несколько модификаций с учетом меняющихся стилей; в западном трансепте было установлено новое окно-роза в стиле яркой готики , полное завитков и встречных завитков. В 18 веке были внесены архитектурные изменения в соответствии с новыми доктринами, провозглашенными Тридентским собором . Старая средневековая перегородка между хором и нефом была заменена богато украшенной железной решеткой для хора, чтобы прихожане в нефе могли видеть алтарь. Сам алтарь был модифицирован, убраны двенадцать массивных канделябров и двенадцать сундуков с мощами святых-мучеников. Также были проведены крупные работы по усилению аркбутанов. [16]
Революция и XIX век.
[ редактировать ]- Интерьер собора работы Дэвида Робертса (ок. 1827 г.)
- Интерьер собора Жюля Виктора Гениссона (1842 г.)
- Фотография собора в сепии 1878 года.
Собор, как и другие соборы по всей Франции, сильно пострадал во время Французской революции. Большая часть скульптуры была разбита молотками, а головы многих статуй отбиты. Многие предметы обстановки, принадлежности и сокровища были украдены; часть собора использовалась как склад материалов, использовавшихся на различных революционных торжествах. [17]
Собору вернули его религиозную функцию в 1800 году, а первые реставрационные работы начались в 1802 году. [17] неоклассический архитектор Этьен Ипполит Годд Начиная с 1810 года, работами руководил , а в 1821 году Франсуа Огюст Шюсси поручил трем скульпторам создать новые статуи. После того, как пресса раскритиковала недостатки скульптуры и реставрации, Шюсси подал в отставку, и в 1849 году его заменил Эжен Виолле-ле-Дюк . Виолле-ле-Дюк начал более амбициозную программу, направленную на максимальное возвращение зданию его средневекового духа, включая добавление скульптурных горгулий и других типичных готических элементов. Виолле-ле-Дюк почти непрерывно работал над собором до 1874 года. [16]
Защита и реставрация (20 век)
[ редактировать ]Витражи церкви были сняты, чтобы защитить их во время обеих мировых войн, и церковь получила лишь незначительные повреждения. Однако в 1920 году часть окон, хранившихся для их защиты в мастерской мастера-стеклодела, были уничтожены пожаром.
Между 1973 и 1980 годами флеш , или шпиль, был полностью восстановлен. В 1981 году собор был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО . Реставрация западного фасада была завершена в 2001 году. В 1992 году искусствовед Стивен Мюррей был назначен Министерством культуры Франции в научный комитет для наблюдения за реставрацией Амьенского собора: Мюррей был удостоен звания почетного гражданина Амьена и награжден почетным званием. Докторская степень Жюля Верна в Университете Пикардии после этой работы. [18] [19] [20]
Хронология
[ редактировать ]- 346 — Первое упоминание о епископе Евлогии в Амьене. [21]
- 1137–52 - Строительство романского собора.
- 1206 г. - в собор из Константинополя привезен знаменитый череп святого Иоанна Крестителя.
- 1218 г. – романский собор разрушен пожаром.
- 1220 г. – закладка первого камня готического собора.
- в. 1240 – Завершение строительства нефа.
- в. 1269 г. - Вероятное завершение чевета и установка в нем высоких окон.
- в. 1284–1305 гг. - Надстройка крыши над шеветом, трансептом и нефом.
- 1373–1375 - построены часовни Святого Иоанна Крестителя и Святого Иоанна Богослова, началось строительство Бо Пилие.
- 1498 г. - Добавлены железные цепи для укрепления трифория.
- 1508–1519 гг. - Установлены хоры.
- 1528 г. – Шпиль разрушен молнией.
- 1755 г. - Хоровая перегородка снята, а хор реконструирован в соответствии с постановлениями Тридентского совета.
- 1766–1768 - Хор отремонтирован в стиле барокко и французской классики.
- 1793–1794 - После Французской революции большая часть мебели была разрушена, а часть собора использовалась для хранения украшений для общественных праздников.
- 1802 г. - Церковь возвращена католической церкви для исключительного использования.
- 1805 г. – Начало восстановления церкви.
- 1849–1874 гг. - Эжен Виолле-ле-Дюк руководит реставрацией собора.
- 1854 г. - Часовня Святого Феодосия освящена в присутствии императора Наполеона III.
- 1914–1918 гг. – Для защиты снят витраж; Фасад собора незначительно пострадал во время Первой мировой войны.
- 1920 г. - Часть хранившихся для защиты готических витражей уничтожена пожаром в мастерской.
- 1973–80 – завершена реставрация шпиля.
- 1981 – Собор объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- 2001 г. - Новая реставрация западного фасада обнаруживает следы оригинальной росписи на скульптуре.
Экстерьер
[ редактировать ]Западный фасад и порталы
[ редактировать ]- Окно-роза и галерея королей на западном фасаде.
- Западные порталы Амьенского собора
- Христос вершит суд в центральном портале
- Местные святые, в том числе обезглавленные мученики Викторик и Гентиан , на западных порталах.
- Статуя Улыбающейся Богородицы на западном портале
Западный фасад собора был построен за одну кампанию с 1220 по 1236 год и демонстрирует необычайную степень художественного единства. Уровень окна-розы был закончен примерно в 1240 году. После этого строительство шло медленнее. Верхние части башен были завершены только в 14 веке. [13]
Фасад имеет три глубоких крыльца со стрельчатыми арками, закрывающими три портала. Над порталами расположены две галереи; верхняя - это Галерея королей с двадцатью двумя статуями королей Франции в натуральную величину. Почти все статуи датируются реставрацией Виолле-ле-Дюк. Над галереей находится окно-роза, каменный узор или рама которого датируется 16 веком. Над окном-розеткой находится галерея «Музыканты или колокольчики», реконструкция оригинала XIX века.
Центральный портал посвящен Страшному суду, левый – мученику святому Фирмину ; и правый портал к Деве Марии . Над каждым порталом находится тимпан, наполненный скульптурой. Центральным элементом Тимпана Страшного суда является фигура Христа, поднимающего руки и судящего тех, кто ниже него. Справа и слева от него Богородица и святой Иоанн взывают к нему о милосердии. Добрых христиан справа от него сопровождают в рай, а грешников слева от него отправляют в ад. Недавняя очистка скульптуры выявила следы нарисованных красными отметинами на руках Христа, обозначающих места, куда во время его распятия были забиты гвозди . [22]
Статуи святых в тимпане включают местно почитаемых Святых Викторика и Генциана , Святого Домиция , Святую Ульфию и Святого Фермина . [23]
Колокольни
[ редактировать ]Верхние части башен западного фасада, над окном-розой, построены позднее и имеют разную высоту. Южная колокольня справа, обращенная к фасаду, короче и была построена впервые примерно в 1366 году. Северная башня была завершена в 1406 году и оформлена в ярком стиле поздней готики . [24] В это время была добавлена тщательно продуманная Галерея звонарей или Музыкантов, которая соединяет две башни на уровне крыши, и была существенно отреставрирована или воссоздана в 19 веке Виолле-ле-Дюком. Виолле-ле-Дюк перепроектировал галерею по образцу галереи Шартрского собора того же периода. [25]
- Яркая северная башня (ок. 1406 г.) и южная башня (ок. 1366 г.)
- Южная башня с солнечными часами слева.
Красивая колонна
[ редактировать ]Одной из необычных особенностей башен является Beau Pilier (Красивая колонна), опорный контрфорс, который был добавлен в 14 веке на стыке северной башни и первой из двух новых часовен, построенных на северной стороне. Столп и часовни были заказаны Жаном де ла Гранжем, епископом Амьена (1373–1375), который был главным советником короля Франции Карла VI .
На колонне установлены девять статуй, представляющих крупнейших политических, религиозных и военных деятелей Франции того времени; внизу сам кардинал де ла Гранж; Чемберлен, Бюро де ла Ривьер и адмирал Жан де Вьен, над ними сам король Карл (в центре); его сын дофин, будущий король Франции Карл VI , и его младший сын. Над этими статуями находятся статуи Иоанна Крестителя, Девы Марии и Святого Фирмина. [26]
- Король Франции Карл I на Бо-Пилье (14 в.)
- Скульптура на Бо Пилье – Святой Иоанн Креститель (14 в.)
- Дева Мария на Бо Пилье (14 в.)
Стрелка
[ редактировать ]Первоначальный флеш , или шпиль собора 13-го века, расположенный над местом пересечения трансепта и нефа, был разрушен молнией в 1528 году, но в 1533 году был заменен флешем, построенным из дерева, покрытым позолоченными свинцовыми пластинами. часто повреждался штормами и в последующие годы ремонтировался, но, в отличие от собора Парижской Богоматери, никогда полностью не перепроектировался и не перестраивался. В нем до сих пор сохранилось много оригинальных материалов 16 века, в том числе деревянный каркас. [27] От земли до скульптурного петушка на вершине флеш достигает высоты 112,70 м (369,8 футов). [2]
Статуи на флеше, сделанные из свинца, представляют Христа (лицом к нефу); Святой Павел, Святой Фирмин (в епископской митре); Святой Иоанн Богослов; Дева Мария короновала и держала на руках младенца Иисуса; Святой Иоанн Креститель; Святой Иаков Великий и Святой Петр.
- Стрелка, нарисованная Виолле-ле-Дюком
- Флеш Амьенского собора (16 в.)
- Скульптура флеша
Летающие контрфорсы
[ редактировать ]Аркбутаны — это архитектурное решение, которое сделало возможным исключительную высоту стен нефа и хора. Арочные контрфорсы переходят через внешний, нижний уровень собора, где расположены амбулатория и часовни, чтобы стабилизировать верхние стены фонаря. Они противодействуют движению сводчатого потолка наружу и вниз, поэтому стены между контрфорсами могут быть тонкими и в основном заполнены большими окнами. Позже контрфорсам была придана дополнительная устойчивость за счет размещения тяжелых каменных вершин на вершине их вертикальных опор. [28] Контрфорсы нефа старше, примерно 1230 года, и каждый пирс имеет две арки, расположенные одна над другой. Оба делают один прыжок к стене нефа; одна арка встречается со стеной чуть выше точки максимального толчка свода нефа наружу; другой чуть ниже этой точки.
Контрфорсы хора созданы немного позже и были закончены около 1260 г. по другому дизайну. Каждый контрфорс имеет две вертикальные опоры, одна выше другой, а арки достигают стены посредством двух сводов, встречаясь с ней в точке максимального толчка наружу. Эти контрфорсы хора имеют дополнительную функцию; каналы в верхней части арок отводят дождевую воду как можно дальше от сооружения, выбрасывая ее из уст резных горгулий .
- Аркбутаны между пролетами, поддерживающие верхние стены хора.
- Ранние контрфорсы (ок. 1230 г.) нефа, нарисованные Виолле-Ле-Дюком в XIX веке.
- Более поздние усиленные двойные контрфорсы хора (ок. 1260 г.)
Интерьер
[ редактировать ]- План собора
Неф
[ редактировать ]Неф и трансепт были местами поклонения публики, а хор предназначался для духовенства. В Амьене неф повторял модель раннего готического Шартрского собора и Суассонского собора . Возвышение имеет три уровня; большие аркады, трифорий и фонарь наверху. Грандиозные аркады, в отличие от более ранних соборов, занимают полную половину высоты стены. Колонны аркады высотой восемнадцать метров состоят из массивных колонн, окруженных четырьмя более тонкими колоннетами, которые продолжаются вверх по стенам и поддерживают сводчатый потолок. Общая высота стен под сводами составляет 42 метра по сравнению с 36 метрами у Шартрского собора и Реймского собора. По высоте их уступает только собор Бове , своды которого частично обрушились в 1284 году. [29]
- Барочная кафедра и неф
- Верхние окна нефа
Кафедра
[ редактировать ]Кафедра в стиле барокко на северной стороне нефа была установлена в 1773 году и изготовлена из расписного и позолоченного дерева. Кафедру поддерживают статуи, олицетворяющие Веру, Надежду и Милосердие. За амвоном позолоченная каменная драпировка. Тестер выполнен в виде облаков, поддерживаемых каменными ангелами. На вершине «облаков» изображен более крупный ангел, указывающий в небо и держащий книгу с надписью Hoc fac et vives («Сделай это, и ты будешь жить»). [30]
- Кафедра в стиле барокко
- Деталь кафедры; Вера, надежда и милосердие
- Ангел на кафедре
Трансепт
[ редактировать ]Трансепт, пересекающий церковь в центре, имеет длину семьдесят метров и разделен на три сосуда. Центр трансепта, там, где он пересекает неф, покрыт массивным звездным сводом, одним из самых ранних во Франции, поддерживаемым четырьмя массивными колоннами. Возвышение имеет три уровня, как и неф; аркады, трифорий и фонарь наверху. Трифорий и фонарь полностью покрыты витражами, наполняя центр собора светом. [31] Окна-розетки являются более поздними дополнениями. Северное окно-роза выполнено в стиле искусственного шелка , а более позднее южное окно-роза выполнено в ярком стиле. Шпиль над центральным переходом был добавлен между 1529 и 1533 годами. [2]
- Трансепт и северные витражи
- Звездный свод трансепта, где он встречается с нефом.
- Окно-роза южного трансепта (16 век)
Хор
[ редактировать ]Хоровые помещения начала 16 века являются одними из величайших сокровищ собора. Верхние ряды занимали каноники , нижние – клирики. Представитель короля занимал первое место в северной партере, а настоятель собора, старший священнослужитель, - первое место в южной партере. [32]
Прилавки украшены множеством резных фигур, всего более четырех тысяч. Подлокотники, подвески и помост также богато украшены скульптурными изображениями животных, как реальных, так и мифических, фигурами Ветхого и Нового Заветов, а также светскими изображениями профессий и ремесел города. Сто десять из первоначальных ста двадцати киосков украшены оригинальной тканью и резьбой 16 века. [32]
- Хор и хоры, обращенные на восток к апсиде.
- Хор стоит
- Деталь резьбы хора – Успение
Амбулатория, окружающая хор, богато украшена полихромной скульптурой и окружена многочисленными часовнями. Одной из самых роскошных является часовня Драперов. Суконная промышленность была наиболее динамичным компонентом средневековой экономики, особенно на севере Франции, и торговцы тканями стремились продемонстрировать свое богатство и гражданскую гордость. Еще одна поразительная часовня посвящена святому Фоме Кентерберийскому , посвящению 13-го века, которое дополняет очень полный список мучеников собора.
Интерьер содержит произведения искусства и украшения всех периодов, начиная с постройки собора. Есть особенно картины 17-го века в стиле барокко, написанные такими художниками, как Франс II Франкен и Лоран де Ла Гир .
Хоровая ширма (15–16 вв.)
[ редактировать ]Среди самых знаменитых художественных сокровищ собора — полихромные скульптуры, выставленные в амбулатории на внешних стенах хора. Они иллюстрируют жития святого Фермина (южная сторона, сделана между 1490 и 1530 годами) и Иоанна Крестителя (северная сторона, сделана в 1531 году)). Оба предмета были связаны с собором; Предполагаемая голова Иоанна Крестителя была важной реликвией, хранившейся в сокровищнице, а замученный святой Фермин считался первым епископом Амьена. Другая группа полихромных скульптур в северной амбулатории образно изображает очищение Храма Христом. Могилы нескольких епископов и других религиозных деятелей собора, также богато украшенные, находятся в нижних частях ограды, под скульптурными сценами. [33]
- Сцены из жития святого Фирмина и гробница епископа Ферри де Бовуара (1490–1530).
- Сцена из жития святого Фирмина
Алтарь
[ редактировать ]В середине 18 века центр собора был полностью перепроектирован в стиле рококо , чтобы соответствовать изменениям в церковной доктрине, установленным Тридентским собором , и меняющимся архитектурным вкусам. Был установлен новый пол из цветного мрамора и новый главный алтарь. В 1768 году за алтарем была установлена «Глуара», монументальная ширма в стиле барокко из резного позолоченного дерева, изображающая небеса и украшенная скульптурами херувимов и ангелов. [34]
- Деталь хоровой решетки в стиле барокко (18 в.)
- Главный алтарь в стиле барокко и ширма «Глуар» (1755–68).
- Деталь экрана «Глуара»
Лабиринт
[ редактировать ]Лабиринт в центре пола нефа был общей чертой соборов ранней и высокой готики; они также были найдены в соборах Санса, Шартра, Арраса и Реймса. Он символизировал препятствия, извилины и повороты на пути к спасению, но также показывал, что при наличии решимости этот путь возможен. В определенные религиозные праздники паломники проходили по лабиринту на коленях. Амьенский лабиринт длиной 240 метров был первоначально заложен в 1288 году архитектором Рене де Кормоном. Лабиринт сегодня представляет собой точную копию, сделанную в 19 веке. [35]
- Лабиринт на полу нефа
- Центр лабиринта
Чевет и восточные часовни
[ редактировать ]Восточная часть собора в значительной степени сохраняет первоначальный средневековый дизайн, в котором находится хор - пространство, предназначенное для духовенства. Он окружен очень богато украшенной резной деревянной ширмой и семью часовнями в полукруглой апсиде. Амбулатория позволяет посетителям прогуляться по кругу часовен за хором. [32]
Полукруглая стена на восточном конце ознаменовала новый этап развития готики. Верхние стены фонаря, прямо под сводами, и стены трифория под ними были полностью заполнены стеклом. Своды трифория и аркад были увенчаны остроконечными арками, подчеркивавшими вертикаль и пропускавшими максимальное количество света с разных высот и направлений в зависимости от времени суток. Свет также проникал в дезамбулаторию с верхних этажей. [32]
Семь часовен расположены вокруг полукруглого восточного конца. Часовня Богородицы, посвященная Деве Марии, находилась в самом конце собора, предназначалась для служителей каноников , живших в клуатрах собора. Первая часовня на южной стороне шевета посвящена святому Элою и теперь служит входом в сокровищницу собора. Его главным украшением является серия из восьми картин сивилл XVI века.
Три часовни в восточной части были полностью переоборудованы Виолле-ле-Дюком в 19 веке, чтобы вернуть им то, что считалось их средневековым обликом; это Святой Феодизий на севере, Часовня Дамы (Нотр-Дам-Драпьер) в центре и Сен-Жак или Святое Сердце на юге. Виолле-ле-Дюк спроектировал всю обстановку и украшения, включая позолоченный бронзовый алтарь в часовне Святого Сердца. [27]
- Чевет или восточный конец собора с расходящимися часовнями.
- Часовня Св. Элои, картина Сивиллы ( 16 век)
- Часовня Нотр-Дам-Драпьер (Часовня Дамы), начало 14 века, с мебелью и декором 19 века.
Боковые и трансептовые часовни
[ редактировать ]Помимо часовен в восточной части, небольшие часовни занимают обе стороны нефа и углы трансепта. Первоначальное убранство этих часовен было заменено в XVIII веке нынешним декором. Каждая часовня посвящена определенному святому и украшена большими картинами, доходящими до окон, алтарями, каменными и деревянными скульптурами XVIII века. Часовни закрыты декоративными коваными ширмами и воротами. [36]
В северном трансепте часовня Святого Петра занимает северо-восточный угол. Он был создан в ответ на эпидемию чумы, поразившую Амьен в 1667–68 годах, но не был завершен до 1709 года. Его выполнил Жиль Оппенорд, один из пионеров стиля рококо .
На восточной стороне северного трансепта находится часовня Святого Себастьяна, также известная как часовня Зеленого столба. На ее вершине находится скульптура Николя Блассе «Святой Себастьян в окружении аллегорий Справедливости, Мира и Святого Роша», завершенная в 1627 году. Скульптура Святого Людовика работы Луи Дютуа была добавлена к часовне в 1832 году. [36]
На западной стене северного трансепта расположены четыре горельефа, изображающие Христа, выгоняющего торговцев из Храма, выполненные в 1523 году Жаном Витцем.
Еще одна ранняя работа в трансепте — алтарь часовни Богоматери Красной колонны, собрание скульптур и картин, сгруппированных вокруг главной колонны. Он был завершен в 1627 году Николя Блассе. Картина «Успение Марии» (1627 г.) принадлежит Франсуа Франкену, а скульптуры Святого Себастьяна, Девы Марии, Давида и Соломона, Юдифи и Святой Женевьевы — работы Блассе. [36]
В южном трансепте находится часовня Святых Петра и Святого Павла, в юго-восточном углу, со статуями этих святых, выполненными Жаном-Батистом Мишелем Дюпюи в 1749 году. Здесь также находится алтарь с картиной Поклонения волхвов раннего периода. 18 век.
группа полихромных рельефов, иллюстрирующих обет Иоанна Крестителя , выполненная в 1511 году. На западной стене южного трансепта находится [36]
- Алтарь часовни Красного столба (1627 г.)
- Святой Себастьян работы Николя Блассе в часовне Зеленой колонны
- Алтарь часовни Зеленого столба (17 в.)
Казначейство
[ редактировать ]Сокровищница расположена в апсиде восточного конца собора, на южной стороне возле ризницы. Коллекция реликвариев и других драгоценных предметов была разогнана в 1793 году во время Революции, но постепенно часть сокровищ была возвращена, часть воссоздана, а часть добавлена другими дарителями.
К объектам особого интереса относится Корона Параклета, изготовленная примерно в 1230–1240 годах и спасенная от разрушения в цистерцианском монастыре Параклета, а не в Амьене. В нем хранятся так называемые мощи Страстей Христовых, заключенные в позолоченную эмалированную корону, украшенную драгоценностями, жемчугом и драгоценными камнями. В сокровищнице также находится прекрасная статуя Девы Марии с Младенцем, выполненная из полихромного дерева в 15 веке. [37]
Другие интересные объекты находятся в часовнях вдоль нефа и трансепта. Первоначальным толчком к строительству собора послужила установка предполагаемой головы Иоанна Крестителя 17 декабря 1206 года. Голова была частью добычи Четвертого крестового похода , которая была отвлечена от кампании против турок на разграбление. Константинополя . , столицы империи Византийской Для хранения черепа был сделан роскошный реликварий с ликом святого. Хотя череп и оригинальный реликварий были утеряны во время революции, была сделана его копия 19-го века, которая выставлена в северном проходе.
- Коронный реликварий Параклета (1230–1240 гг.)
- Богоматерь с Младенцем , полихромное дерево (15 в.)
- Копия реликвария главы святого Иоанна Крестителя (19 век)
Витражи
[ редактировать ]Сохранилось лишь несколько оригинальных витражей; многие были удалены во время реконструкции собора в 18 веке. Другие были разрушены, когда церковь была разграблена протестантскими гугенотами в 1561 году, ураганами в 1627 и 1705 годах; в результате взрыва пороховой мельницы в 1675 году. Большая группа ранних окон, которые были сняты в 1914 году, чтобы защитить их от повреждений во время Первой мировой войны, были разрушены в 1920 году, когда студия, в которой они хранились, была уничтожена пожаром. [38]
Некоторые из ранних стекол датируются тем же периодом, что и стекла Шартрского собора, хотя большинство самых ранних окон исчезли. Некоторые из самых ранних стекол, датированных примерно 1269 годом, найдены в двух ланцетах в высоких окнах часовни в конце апсиды, в восточной части собора. Эти два окна изображают одну и ту же сцену, одно противоположное другому. На них изображен священнослужитель, преподносящий витраж Деве Марии, которой посвящена часовня. Ангелы несут короны, которые они держат над головами вытянутых фигур. [38]
Несколько очень ранних стеклянных панелей, датируемых примерно 1300 годом, можно увидеть в окнах трифория, среднего уровня стены, в апсиде. Они изображают процессию святых, апостолов, пророков и епископов монументальных размеров на фоне светлого стекла, чтобы выделить их. Они обращены к центру апсиды, под окном, изображающим Деву Марию и Благовещение.
Несколько других оригинальных панелей 13-го века, в том числе изображение царя Давида из окна Древа Иессея, изображающее генеалогию Христа, находятся в часовне Святого Франциска Ассизского, в апсиде. [38]
Новаторской особенностью верхних окон Амьенского собора было то, что они заполняли все пространство верхней стены. Благодаря тонким каменным стойкам, разделяющим группу стрельчатых окон и маленьких круглых окон на верхних уровнях, а также массивным контрфорсам снаружи, поддерживающим стены, отдельные окна в каждом эркере словно сливались в одно большое окно. , наполняя неф внизу светом. [39]
Большая часть витражей собора относится к XIX веку. Окно в апсиде капеллы Святого Феодосия, например, было сделано художником по стеклу Жеренте в 1854 году и подарено императором Луи Наполеоном . В нижних частях окна изображены император, императрица Евгения , епископ Амьенский и папа Пий IX . В соборе также есть стекло в стиле ар-деко 20-го века в часовне Сакре-Кёр, изготовленное в 1932–1934 годах мастером по стеклу Жаном Годеном по эскизам художника Жака ле Бретона. [40]
- Витражи в амбулатории
- Медальон Тайной вечери (13 век)
- Окна центральной апсидной часовни (13 век)
- Четыре окна 13 века.
- Окна капеллы Сент-Этьен
- стиле ар-деко Витражи в Жана Годена (1933)
Розовые окна
[ редактировать ]Каждое из трех окон-розеток представляет разные периоды строительства собора. Окно-роза на западном фасаде является самым старым, датируемым 1221–1230 годами, периода высокой готики и представляет Иисуса Христа в окружении символических фигур Апокалипсиса . Окно-розетка северного трансепта имеет характерный лучистый узор районной готики. [41]
Окно-роза южного трансепта является самым поздним, с 1489 по 1490 год, с изгибами и обратными изгибами яркого стиля поздней готики. На нем изображены четырнадцать ангелов, обращенных к центру окна, в стиле, характерном для оконного стиля Пикарда 15 века. [42]
- Высокая готическая роза западного фасада (1221–1230 гг.)
- Окно-роза из искусственного волокна северного трансепта (14 в.)
- Яркая роза южного трансепта (16 в.)
Орган
[ редактировать ]Первый орган в соборе был подарком Альфонса Лемира, чиновника двора короля Франции Карла VI . Он был установлен внутри западной стены собора, под окном-розой, между 1442 и 1449 годами. От этого органа сохранилась только деревянная галерея, щедро украшенная яркой готической резьбой. Нынешние трубы и корпус были установлены в 1549 году, а пристройки - в 1620 году. Он был восстановлен в 19 веке и снова незадолго до Второй мировой войны. [43]
- Орган собора
- Яркое украшение органа (15 век)
Световое шоу – Западный фронт в цвете
[ редактировать ]В ходе лазерной очистки в 1990-е годы были обнаружены свидетельства оригинального разноцветного расписного декора западного фасада. Была усовершенствована методика определения точного состава красок, использовавшихся в 13 веке. Совместно с лабораториями EDF и опытом Общества Скерцо были разработаны методы освещения, позволяющие точно проецировать эти цвета непосредственно на фасад, воссоздавая полихроматический вид 13-го века, не касаясь поверхности камня. При проецировании на статуи вокруг порталов получается потрясающее зрелище, оживляющее фигуры. Проецируемые цвета сложно сфотографировать, но качественная зеркальная камера может обеспечить превосходные результаты, как показано ниже.
Полный эффект цвета можно лучше всего оценить при личном просмотре под музыкальное сопровождение, которое можно сделать на выставках Son et lumière , которые проводятся летними вечерами, во время рождественской ярмарки и в новогодние дни. [44] [45]
- Звукосветовое шоу – центральный портал
- Портал с подсветкой, предлагающей оригинальные цвета
- Звукосветовое шоу – центральный портал
Известные захоронения и мемориалы
[ редактировать ]- Элизабет, графиня Вермандуа , жена Филиппа I, графа Фландрского.
- Шарль де Эмар де Денонвиль , католический епископ и кардинал
- Антуан де Креки Канаплес (только сердце), католический епископ и кардинал
Мемориалы
[ редактировать ]- У южной двери собора находятся одиннадцать мемориальных досок в память о погибших в Первой мировой войне , в основном о тех, кто сражался в битве на Сомме (1916 г.). Отмечаемые страны - это в основном Британская империя и доминионы (современные страны Ирландской Республики , Канады , Австралии и Новой Зеландии ).
- Среди известных людей, удостоенных памяти, - французский генерал Первой мировой войны Мари-Эжен Дебени , британской армии офицер Раймон Асквит и французский Второй мировой войны генерал Филипп Леклерк де Отеклок .
См. также
[ редактировать ]- Высокая готика
- Сияющий
- Готическая Архитектура
- Готические соборы и церкви
- Список готических соборов Европы
- Список самых высоких построек, построенных до 20 века
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б База данных Мериме, 1992 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Хронология» . Памятникиисторические.free.fr. 18 апреля 1928 года . Проверено 25 марта 2013 г.
- ^ «Епископ Жан-Люк Мари Морис Луи Булье» . Catholic-Hierarchy.com . Проверено 29 июля 2011 г.
- ^ «Кремль и Красная площадь, Москва» . ЮНЕСКО Конвенция о всемирном наследии . Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ Онлайн-энциклопедия Британская энциклопедия (по подписке), «Высокая готика»
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уоткин 1986 , с. 134.
- ^ Мило 2015 , с. 28.
- ^ Лурс 2018 , с. 41.
- ^ «Амьенский собор» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 9 октября 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Планье 2003 , с. 7.
- ^ Сачи 1770 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Планье 2003 , с. 9.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лурс 2018 , с. 42.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б НОВА | Строительство великих соборов. Архивировано 3 ноября 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Планье 2003 , с. 10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Планье 2003 , с. 12.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Планье 2003 , с. 93.
- ^ Риваллен, Гаэль (12 декабря 2019 г.). «Стивен Мюррей: «Когда входишь в Амьенский собор, как будто начинаешь глубоко дышать» » . Курьер Пикард (на французском языке) . Проверено 26 ноября 2020 г.
- ^ «Мюррей прочтет 70-ю университетскую лекцию» . www.columbia.edu . Проверено 26 ноября 2020 г. .
- ^ «Стивен Мюррей получает степень почетного доктора Университета Пикардии имени Жюля Верна – факультета истории искусств и археологии – Колумбийского университета» . www.columbia.edu . Проверено 26 ноября 2020 г. .
- ^ Планье 2003 , с. 92.
- ^ Планье 2003 , с. 23.
- ↑ сноски. Архивировано 27 мая 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Дюванель 1998 , с. 12.
- ^ Планье 2003 , с. 16.
- ^ Планье 2003 , с. 32-33.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Планье 2003 , с. 79.
- ^ Онлайн-энциклопедия Британская энциклопедия, «Аркбутаны - Архитектура»
- ^ Планье 2003 , с. 43.
- ^ Планье 2003 , с. 13.
- ^ Планье 2003 , с. 47.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Планье 2003 , с. 62.
- ^ Планье 2003 , с. 56.
- ^ Планье 2003 , с. 76.
- ^ Планье 2003 , с. 45.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Планье 2003 , с. 72.
- ^ Планье 2003 , с. 85.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Планье 2003 , с. 81–82.
- ^ Брисак 1994 , с. 33.
- ^ Планье 2003 , с. 82.
- ^ Планье 2003 , с. 81.
- ^ [1] . Сайт Друзей Амьенского собора – Les Stained Glass
- ^ Планье 2003 , с. 80.
- ^ «Готическое искусство в Пикардии» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2009 года . Проверено 26 января 2008 г.
- ↑ Официальный сайт полихромного фасада собора. Архивировано 29 мая 2010 г. в Wayback Machine.
Библиография и источники
[ редактировать ]- Брисак, Катрин (1994). Витраж (на французском языке). Париж: Ла Мартиньер. ISBN 2-73-242117-0 .
- Дюванель, Морис (1998). Собор Парижской Богоматери в Амьене (на французском языке). Издания Пуаре-Шоке. ISBN 2-9502147-5-4 .
- Лур, Матье (2018). Словарь соборов (на французском языке). Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 978-27558-0765-3 .
- Миньон, Оливье (2015). Архитектура готических соборов (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN 978-2-7373-6535-5 .
- Планье, Филипп (2003). Собор Парижской Богоматери в Амьене (на французском языке). Éditions du Patrimoine, Центр национальных памятников. ISBN 978-27577-0404-2 .
- Саши, Жан-Батист Морис де (1770). История епископов Амьена (на французском языке). Абвиль: Вдова книготорговца Истины.
- Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN 0-7126-1279-3 .
- «Амьенский собор» . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 6 декабря 2006 г.
- Котрен, Майкл А.; Праче, Энн (1996). «Амьен». В Тернер, Джейн (ред.). Словарь искусства . Том. 1. Лондон: Макмиллан. стр. 777–781.
- «Амьенский собор» . Объект Всемирного наследия . Архивировано из оригинала 23 октября 2007 года.
- «Амьенский собор на реконструкции». ( белковый отпечаток без даты, ок. 1865–1895 гг .), Коллекция архитектурных фотографий А. Д. Уайта, Коллекции редких и рукописей Корнельского университета (5/5/3090.01261)
- «Исторический памятник – PA00086250» . Мериме База данных исторических памятников (на французском языке). Франция: Министерство культуры . 1992 год . Проверено 17 июля 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дюсевель, Гиацинт (1839). Историко-описательное сообщение о кафедральном соборе Амьена (Второе изд.). Амьен: Карон, Вите.
- Мюррей, Стивен (1996). Нотр-Дам, Амьенский собор: сила перемен в готике . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-49735-0 .
- Мюррей, Стивен (2021). Нотр-Дам Амьенский: жизнь готического собора . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231195768 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Башни Амьенского собора - Официальный сайт (на французском и английском языках)
- Изображения Амьенского собора, панорамы на 360 ° и очерки. В «Картографии готической Франции» — база данных, созданная Колумбийским университетом и колледжем Вассар.
- 360° фотографии собора
- Отличные фотографии собора
- Фотографии
- Порталы, Доступ к искуплению профессора Стивена Мюррея)
- Фотографии великолепного воспроизведения цветов собора с помощью лазерной проекции
- «Справочная, структурная и статистическая информация о соборе» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2010 года . Проверено 29 января 2011 г.
- Страница Youtube с видеороликами Амьена, созданными Медиа-центром истории искусств Колумбийского университета для основного курса учебной программы «Шедевры западного искусства».
- Фотографии Амьенского собора (польский)
- Панорамы и изображения Амьенского собора в высоком разрешении 360° | Художественный Атлас
- Здания и сооружения построены в 1270 году.
- Здания римско-католической церкви XIII века во Франции
- Объекты всемирного наследия во Франции
- Римско-католические соборы во Франции
- Здания и сооружения в Амьене
- Достопримечательности Франции
- Церкви-базилики во Франции
- Церкви в Сомме (департамент)
- Готическая архитектура во Франции
- Захоронения династии Гербертинов
- Памятники Национального центра памятников