Ласко
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
Расположение | Монтиньяк , Франция |
Часть | Доисторические места и украшенные пещеры долины Везер |
Критерии | Культурный: i, iii |
Ссылка | 85-011 |
Надпись | 1979 г. (3-я сессия ) |
Область | 34,34 га ( 84 + 7 / 8 соток) |
Координаты | 45 ° 03'13 "N 1 ° 10'12" E / 45,05361 ° N 1,17000 ° E |
Ласко | |
---|---|
Координаты | 45 ° 03'13 "N 1 ° 10'12" E / 45,05361 ° N 1,17000 ° E |
Ласко ( Английский: / l æ ˈ s k oʊ / la- SKOH , [1] США также / l ɑː ˈ s k oʊ / lah- SKOH ; [2] Французский : Пещера Ласко [ɡʁɔt də lasko] , [3] — сеть пещер недалеко от деревни Монтиньяк , в департаменте Дордонь «Пещера Ласко» ) на юго-западе Франции. Более 600 теменных настенных росписей покрывают внутренние стены и потолки пещеры. На рисунках изображены преимущественно крупные животные, типичная местная современная фауна, которая соответствует летописи окаменелостей верхнего палеолита в этом районе. Они являются совместными усилиями многих поколений. Учитывая продолжающиеся споры, возраст картин теперь обычно оценивается примерно в 17 000 лет (ранний мадленский период ). [4] [5] [6] Из-за выдающегося доисторического искусства в пещере Ласко был включен в ЮНЕСКО Список всемирного наследия в 1979 году как элемент доисторических памятников и украшенных пещер долины Везер . [7]
Оригинальные пещеры были закрыты для публики с 1963 года, поскольку их состояние ухудшалось, но сейчас существует ряд копий.
История с момента повторного открытия
[ редактировать ]12 сентября 1940 года вход в пещеру Ласко был обнаружен на землях Ларошфуко-Монбель 18-летним Марселем Равидатом, когда его собака Робот исследовала яму, оставленную вырванным с корнем деревом (Равида позже приукрасит эту историю). пересказы, в которых говорится, что Робот упал в пещеру.) [8] [9] Равида вернулся на сцену с тремя друзьями: Жаком Марсалем, Жоржем Аньелем и Симоном Коэнкасом. Они вошли в пещеру через шахту глубиной 15 метров (50 футов), которая, по их мнению, могла быть легендарным секретным проходом в близлежащее поместье Ласко. [9] [10] [11] Подростки обнаружили, что стены пещеры покрыты изображениями животных. [12] [13] Галереям, которые предполагают непрерывность, контекст или просто представляют собой пещеру, были присвоены названия. К ним относятся Зал Быков , Проход , Вал , Неф , Апсида и Палата Кошек . Они вернулись вместе с аббатом Анри Брейлем 21 сентября 1940 года; Брей сделал множество зарисовок пещеры, некоторые из которых сегодня используются в качестве учебного материала из-за крайней деградации многих картин. Брейля сопровождали Дени Пейрони, куратор Les eyzies (Музей доисторической истории) в Les Eyzies , Жан Буиссони и доктор Шейнье.
Пещерный комплекс был открыт для публики 14 июля 1948 года, а год спустя начались первоначальные археологические исследования, посвященные Валу. К 1955 году углекислый газ , жара, влажность и другие загрязняющие вещества, производимые 1200 посетителями в день, заметно повредили картины. По мере того как состояние воздуха ухудшалось, грибами и лишайниками стены все чаще поражались . В результате в 1963 году пещера была закрыта для публики, картины были восстановлены в первоначальном состоянии и была введена система ежедневного мониторинга.
Реплики
[ редактировать ]Проблемы с сохранением оригинальной пещеры сделали создание ее копий более важным.
Ласко II
[ редактировать ]Ласко II , точная копия Большого зала Быков и Расписной галереи, была выставлена в Гран-Пале в Париже, а затем с 1983 года выставлена в окрестностях пещеры (около 200 м или 660 футов от первоначальной пещеры), компромисс и попытка представить публике впечатление о масштабе и композиции картин, не нанося вреда оригиналам. [10] [13] Полный спектр теменного искусства Ласко представлен в нескольких километрах от места в Центре доисторического искусства Le Parc du Thot, где также есть живые животные, представляющие фауну ледникового периода . [14]
Картины на этом месте были продублированы с использованием тех же материалов (таких как оксид железа , древесный уголь и охра ), которые, как полагали, использовались 19 000 лет назад. [9] [15] [16] [17] другие факсимиле На протяжении многих лет создавались и Ласко.
Ласко III
[ редактировать ]Ласко III представляет собой серию из пяти точных репродукций пещерного искусства (Неф и Вал), которые с 2012 года путешествовали по всему миру, позволяя делиться знаниями о Ласко, далекими от оригинала.
Ласко IV
[ редактировать ]Ласко IV — новая копия всех расписанных участков пещеры, входящая в состав Международного центра теменного искусства (Centre International de l’Art Pariétal). С декабря 2016 года эта более крупная и точная копия, в экспозицию которой интегрированы цифровые технологии, представлена в новом музее, построенном Snøhetta на холме с видом на Монтиньяк . [18] [19]
Географическое положение
[ редактировать ]По своему осадочному составу водосборный бассейн Везера покрывает четверть департамента Дордонь , самого северного региона Черного Перигора . Прежде чем впасть в реку Дордонь возле Лимёя, Везер течет в юго-западном направлении. В центральной точке русло реки отмечено серией извилин, окруженных высокими известняковыми скалами, которые определяют ландшафт. Выше по течению от этого крутого рельефа, близ Монтиньяка и в окрестностях Ласко, контуры суши значительно смягчаются; дно долины расширяется, а берега реки теряют крутизну.
Долина Ласко расположена на некотором расстоянии от основных скоплений украшенных пещер и населенных пунктов, большинство из которых были обнаружены ниже по течению. [20] В окрестностях деревни Эзи-де-Таяк-Сирей насчитывается не менее 37 украшенных пещер и убежищ, а также еще большее количество стоянок верхнего палеолита, расположенных под открытым небом, под укрывающим навесом, полостей местности или у входа в одну из карстовых . Это самая высокая концентрация в Европе.
Изображения
[ редактировать ]Пещера содержит около 6000 фигур, которые можно сгруппировать в три основные категории: животные, человеческие фигуры и абстрактные знаки. Картины не содержат изображений окружающего пейзажа и растительности того времени. [20] Большинство основных изображений были нарисованы на стенах с использованием красного, желтого и черного цветов из сложного множества минеральных пигментов. [21] : 110 [22] включая соединения железа, такие как оксид железа ( охра ), [23] : 204 гематит и гетит , [22] [24] а также марганецсодержащие пигменты. [22] [23] : 208 Возможно, также использовался древесный уголь. [23] : 199 но, видимо, в умеренной степени. [21] На некоторые стены пещер краска могла быть нанесена в виде суспензии пигмента либо в животном жире, либо в богатых кальцием грунтовых водах пещеры, либо в глине , в результате чего получалась краска . [21] это было нанесено тампоном или промокнуто, а не нанесено кистью. [24] В других областях цвет наносился путем распыления пигментов путем выдувания смеси через трубку. [24] Там, где поверхность камня мягче, на камне высечены некоторые узоры. Многие изображения слишком тусклые, чтобы их можно было различить, а другие полностью испортились.
Более 900 животных можно идентифицировать, из них 605 точно идентифицированы. Из этих изображений 364 изображения лошадей , а также 90 изображений оленей . Также представлены крупный рогатый скот и зубры, каждый из которых составляет от 4 до 5% изображений. Небольшое количество других изображений включает семь кошек, птицу, медведя, носорога и человека. Изображения оленей отсутствуют, хотя они были основным источником пищи художников. [25] На стенах также были обнаружены геометрические изображения.
Самая известная часть пещеры — Зал Быков, где изображены быки, лошади, зубры , олени и единственный медведь в пещере. Четыре черных быка, или зубра, являются доминирующими фигурами среди 36 представленных здесь животных. Один из быков имеет длину 5,2 метра (17 футов 1 дюйм) и является самым крупным животным, обнаруженным на данный момент в наскальном искусстве. Кроме того, быки, похоже, пришли в движение. [25]
Картина под названием «Скрещенный бизон», найденная в камере под названием Неф, часто представляется как образец мастерства пещерных художников эпохи палеолита. Скрещенные задние ноги создают иллюзию того, что одна нога находится ближе к зрителю, чем другая. Эта визуальная глубина сцены демонстрирует сложную форму перспективы, которая исчезла вместе с мадленской культурой и не появлялась вновь до итальянского Возрождения. [26]
Теменное представительство
[ редактировать ]В Зале Быков представлена самая эффектная композиция Ласко. Его кальцитовые стены не пригодны для гравюры, поэтому его украшают лишь картины, зачастую внушительных размеров: некоторые достигают длины пяти метров.
Два ряда зубров обращены друг к другу, два с одной стороны и три с другой. Двух зубров на северной стороне сопровождают около десяти лошадей и большое загадочное животное с двумя прямыми линиями на лбу, за что оно и получило прозвище «единорог». На южной стороне три больших зуба соседствуют с тремя меньшими, окрашенными в красный цвет, а также шесть маленьких оленей и единственный медведь в пещере, наложенные на брюхо зубра и трудно читаемые.
Осевой дивертикул также украшен изображением крупного рогатого скота и лошадей в сопровождении оленей и козерогов . Рисунок бегущей лошади был нарисован марганцевым карандашом на высоте 2,50 метра над землей. Некоторые животные нарисованы на потолке и словно перекатываются от одной стены к другой. Эти изображения, потребовавшие использования строительных лесов, переплетаются со многими знаками (палочками, точками, прямоугольными знаками).
Убранство Пассажа сильно ухудшилось, особенно из-за циркуляции воздуха.
Неф состоит из четырех групп фигур: панно «Эмпреинт», панно «Черная корова», панно «Плавающий олень» и панно «Скрещенный буйвол». Эти работы сопровождаются множеством загадочных геометрических знаков, в том числе цветными шашечками, которые А. Брейль называл «гербами».
Feline Diverticulum обязан своим названием группе кошачьих, одна из которых, кажется, мочится, чтобы пометить свою территорию. Очень труднодоступен, здесь можно увидеть гравюры диких животных в довольно наивном стиле. Есть и другие животные, связанные со знаками, в том числе изображение лошади спереди, что является исключительным явлением в искусстве палеолита, где животные обычно изображаются в профиль или в «искаженной перспективе».
Апсида содержит более тысячи гравюр, некоторые из которых наложены на картины, соответствующие животным и знакам. В Ласко представлен единственный северный олень.
Колодец представляет собой самую загадочную сцену Ласко: итифаллический человек с птичьей головой кажется лежащим на земле, возможно, сбитый с ног выпотрошенным копьем буйволом; рядом с ним изображен продолговатый предмет, увенчанный птицей, слева удаляется носорог. Предлагались различные интерпретации изображенного. [27] На противоположной стене также присутствует лошадь. В этой композиции следует отметить две группы знаков:
- между человеком и носорогами — три пары оцифрованных знаков препинания, найденных на дне Кошачьего дивертикула, в самой отдаленной части пещеры;
- под человеком и бизоном — сложный колючий знак, который почти одинаково можно найти на других стенах пещеры, а также на наконечниках весла и на лампе из песчаника, найденной неподалеку.
Интерпретация
[ редактировать ]Интерпретация палеолитического искусства проблематична, поскольку на нее могут влиять наши собственные предрассудки и убеждения. Некоторые антропологи и историки искусства предполагают, что картины могут быть отчетом о прошлых успехах на охоте или представлять собой мистический ритуал, призванный улучшить будущие охотничьи усилия. Последняя теория подтверждается перекрывающимися изображениями одной группы животных в том же месте пещеры, что и другая группа животных, что позволяет предположить, что одна область пещеры была более удачной для предсказания обильной охоты. [28]
Применяя к картинам Ласко иконографический метод анализа (изучение положения, направления и размеров фигур; организацию композиции; технику живописи; распределение цветовых плоскостей; исследование центра изображения), Тереза Гио-Удар попыталась осмыслить символическая функция животных, чтобы определить тему каждого изображения и, наконец, воссоздать полотно мифа, изображенное на каменных стенах. [29] [ нужны дальнейшие объяснения ]
Жюльен д'Юи и Жан-Лоик Ле Квеллек показали, что некоторые угловатые или зазубренные знаки Ласко можно анализировать как «оружие» или «раны». Эти признаки больше других влияют на опасных животных — больших кошек, зубров и зубров и могут быть объяснены боязнью анимации изображения. [30] Еще одно открытие подтверждает гипотезу о полуживых изображениях. В Ласко бизоны, зубры и козероги не представлены рядом. И наоборот, можно отметить систему бизон-лошади-львы и систему зубр-лошади-олени-медведи, причем эти животные часто связаны. [31] Такое распределение может показывать связь между изображенными видами и условиями их среды обитания. Зубры и бизоны сражаются друг с другом, а лошади и олени очень общительны с другими животными. Зубры и львы обитают на открытых равнинах; зубры, олени и медведи ассоциируются с лесами и болотами; Среда обитания козерогов — скалистые районы, и лошади хорошо адаптируются ко всем этим местам. Расположение картин Ласко можно объяснить верой в реальную жизнь изображенных видов, при этом художники старались уважать реальные условия их обитания. [32]
Менее известна область изображения, называемая Апсида (Апсида), округлая полусферическая камера, похожая на апсиду в романской базилике. Его диаметр составляет примерно 4,5 метра (около 5 ярдов), и все поверхности стен (включая потолок) покрыты тысячами запутанных, перекрывающихся друг от друга выгравированных рисунков. [33] Потолок апсиды, высота которого составляет от 1,6 до 2,7 метра (примерно от 5,2 до 8,9 футов) при измерении от первоначальной высоты пола, настолько полностью украшен такими гравюрами, что это указывает на то, что доисторические люди, которые их выполнили, первыми построили эшафот. сделать это. [20] [34]
По мнению Дэвида Льюиса-Уильямса и Джин Клоттс , которые изучали предположительно похожее искусство народа сан в Южной Африке, этот тип искусства носит духовный характер и связан с видениями, испытываемыми во время ритуальных трансовых танцев . Эти трансовые видения являются функцией человеческого воображения и поэтому не зависят от географического положения. [35] Найджел Спиви далее постулировал , профессор классического искусства и археологии в Кембриджском университете, в своей серии «Как искусство создало мир» , что точечные и решетчатые узоры, перекрывающие репрезентативные изображения животных, очень похожи на галлюцинации, вызванные сенсорной депривацией. . Далее он постулирует, что связи между важными в культурном отношении животными и этими галлюцинациями привели к изобретению создания изображений или искусства рисования. [36]
Андре Леруа-Гуран изучал пещеру с 1960-х годов; его наблюдения за ассоциациями животных и распределением видов внутри пещеры привели его к разработке структуралистской теории, которая постулировала существование подлинной организации графического пространства в палеолитических святилищах. Эта модель основана на двойственности мужского и женского начала, которую особенно можно наблюдать в парах бизон/лошадь и зубр/лошадь, идентифицируемой как в знаках, так и в изображениях животных. Он также определил продолжающуюся эволюцию через четыре последовательных стиля: от ориньяка до позднего мадленизма. Леруа-Гуран не опубликовал подробного анализа фигур пещеры. В своей работе «Преистория западного искусства», опубликованной в 1965 году, он, тем не менее, предложил анализ некоторых признаков и применил свою объяснительную модель к пониманию других украшенных пещер.
Угрозы
[ редактировать ]Открытие пещеры Ласко после Второй мировой войны изменило окружающую среду пещеры. Выдохи 1200 посетителей в день, наличие света и изменения в циркуляции воздуха создали ряд проблем. Лишайники и кристаллы начали появляться на стенах в конце 1950-х годов, что привело к закрытию пещер в 1963 году. Это привело к ограничению доступа к настоящим пещерам для нескольких посетителей каждую неделю и созданию точной копии пещеры для посетителей. Ласко. В 2001 году власти Ласко изменили систему кондиционирования, в результате чего удалось регулировать температуру и влажность. Когда система была установлена, заражение Fusarium solani , белой плесенью , начало быстро распространяться по потолку и стенам пещеры. [37] Считается, что плесень присутствовала в почве пещеры и была обнаружена в результате работы торговцев, что привело к распространению грибка, обработанного негашеной известью . В 2007 году в настоящей пещере начал распространяться новый гриб, вызвавший серые и черные пятна.
По состоянию на 2008 год в пещере обитала черная плесень . В январе 2008 года власти закрыли пещеру на три месяца даже для ученых и защитников природы. Раз в неделю одному человеку разрешалось входить в пещеру на двадцать минут для наблюдения за климатическими условиями. Сейчас в пещере разрешено работать лишь нескольким научным экспертам и то всего несколько дней в месяц, но усилия по удалению плесени принесли свои плоды, оставив темные пятна и повредив пигменты на стенах. [38] В 2009 году проблема плесени была признана стабильной. [39] В 2011 году грибок, казалось, отступил после введения дополнительной, еще более строгой программы сохранения. [40] В CIAP были инициированы две исследовательские программы, посвященные тому, как лучше всего решить эту проблему, а в пещере теперь также имеется система климатизации, предназначенная для уменьшения проникновения бактерий.
прошел международный симпозиум на тему «Ласко и проблемы сохранения подземных сред», организованный по инициативе Министерства культуры Франции 26 и 27 февраля 2009 года в Париже под председательством Жана Клотта . Он собрал около трехсот участников из семнадцати стран с целью сопоставить исследования и мероприятия, проводимые в пещере Ласко с 2001 года, с опытом, полученным в других странах в области сохранения подземных сред. [41] Материалы этого симпозиума были опубликованы в 2011 году. Семьдесят четыре специалиста в таких различных областях, как биология, биохимия, ботаника, гидрология, климатология, геология, механика жидкости, археология, антропология, реставрация и консервация из многих стран (Франция, США) , Португалия, Испания, Япония и другие) внесли свой вклад в эту публикацию. [42]
В мае 2018 года Ochroconis lascauxensis , вид гриба типа Ascomycota , был официально описан и назван по месту его первого появления и изоляции — пещере Ласко. Это последовало за открытием другого близкородственного вида Ochroconis anomala , впервые наблюдавшегося внутри пещеры в 2000 году. В следующем году среди наскальных рисунков начали появляться черные пятна. Никаких официальных заявлений об эффекте или прогрессе попыток лечения сделано не было. [43]
Проблема сохраняется, равно как и усилия по контролю над микробным и грибковым ростом в пещере. Кризис, вызванный грибковой инфекцией, привел к созданию Международного научного комитета Ласко и к переосмыслению того, как и в какой степени следует разрешить доступ человека в пещеры, содержащие доисторические произведения искусства. [44]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Американский словарь английского языка: определение Ласко» . Коллинз. Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 года . Проверено 18 августа 2013 г.
- ^ «Ласко» . Лексико американский английский словарь . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 года.
- ^ «Английский словарь: определение Ласко» . Коллинз. Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 года . Проверено 18 августа 2013 г.
- ^ "Наскальные рисунки Ласко: планировка, значение, фотографии - Датировка - Хронологические вопросы о возрасте наскальных рисунков Ласко, в какой период они были созданы, а также о личности самого старого искусства в комплексе до сих пор обсуждаются..." Визуальное искусство пробка com. Архивировано из оригинала 30 декабря 2016 года . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ «Обнаружена звездная карта ледникового периода, возраст которой предположительно составляет 16 500 лет» . Би-би-си. 9 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 18 апреля 2020 г. . Проверено 27 декабря 2016 г.
- ^ Ласко, Франция. Возраст этих картин оценивается примерно в 17 300 лет . Древняя мудрость. 9 августа 2000 года. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 27 декабря 2016 г.
- ^ «Доисторические места и украшенные пещеры долины Везер» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 7 октября 2019 года . Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ Кертис, Грегори (2007). Пещерные художники . Якорные книги. стр. 82–88. ISBN 978-1-4000-7887-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Доисторическая пещера чудес Ласко, открытая собакой» . www.dailytelegraph.com.au . 10 сентября 2015 года . Проверено 21 декабря 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Пещера Ласко» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 25 апреля 2023 года . Проверено 21 декабря 2018 г.
- ^ «Обнаружение наскальных рисунков Ласко | История сегодня» . www.historytoday.com . Архивировано из оригинала 21 декабря 2018 года . Проверено 21 декабря 2018 г.
- ^ Томас, Роберт МакДжи. Младший (31 марта 1995 г.). «Марсель Равида умер в 72 года; нашел картины Ласко» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 25 декабря 2022 года . Проверено 30 декабря 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бан, Пол Г. (2007). Пещерное искусство: Путеводитель по украшенным пещерам Европы ледникового периода . Лондон: Фрэнсис Линкольн. стр. 81–85. ISBN 978-0711226555 .
- ^ "le retour des loups "préhistoriques" " . Архивировано из оригинала 4 декабря 2022 года . Проверено 17 июня 2017 г.
- ^ Херст, Крис. «Красивая и знаменитая пещера Ласко» . МысльКо . Архивировано из оригинала 1 апреля 2023 года . Проверено 21 декабря 2018 г.
- ^ «Лекции о пещерах юго-запада Франции, нарисованных ледниковым периодом» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 12 декабря 2022 года . Проверено 21 декабря 2018 г.
- ^ Ферье, Кэтрин; Дебард, Эвелин; Кервазо, Бертран; Бродар, Орели; Гвиберт, Пьер; Баффье, Доминик; Феруглио, Валери; Жели, Бернар; Женесте, Жан-Мишель (28 декабря 2014 г.). «Нагретые стены пещеры Шове-Пон-д’Арк (Ардеш, Франция): характеристика и хронология» . ПАЛЕО. Журнал доисторической археологии (25): 59–78. дои : 10.4000/палео.3009 . ISSN 1145-3370 . S2CID 192897888 . Архивировано из оригинала 1 февраля 2023 года . Проверено 21 декабря 2018 г.
- ↑ Международный центр наскального искусства Ласко IV. Архивировано 24 апреля 2023 года на официальном сайте Wayback Machine .
- ^ Ласко IV: Международный центр наскального искусства. Архивировано 6 марта 2023 года в Wayback Machine , проекты Snøhetta, веб-сайт snohetta.com.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нечватал, Джозеф (2011). Погружение в шум . Анн-Арбор: Open Humanities Press. стр. 100-1 74–76. ISBN 978-1-60785-241-4 . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 30 декабря 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Диксон, Д. Брюс (1992). На заре веры: религия в верхнем палеолите Юго-Западной Европы . Издательство Университета Аризоны. ISBN 978-0816513369 . Архивировано из оригинала 1 июня 2024 года . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чалмин Э., Фарж Ф., Виньо С. и др . Открытие необычных минералов в палеолитических черных пигментах из Ласко (Франция) и Экайна (Испания). Архивировано 1 июня 2024 года в Wayback Machine .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Рэпп, Джордж Р. (2013). Археоминералогия . Спрингер. ISBN 978-3662050057 . Архивировано из оригинала 1 июня 2024 года . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Наскальные рисунки Ласко: расположение, значение, фотографии» . Visual-Arts-cork.com . Архивировано из оригинала 30 декабря 2016 года . Проверено 24 января 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кертис, Грегори (2006). Пещерные художники: исследование тайн первых художников мира (1-е изд.). Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. стр. 96–97, 102 . ISBN 1400043484 .
- ^ { https://www.vulture.com/2015/01/most-powerful-artwork-i-have-ever-seen.html}
- ^ Эшлеман, Клейтон, Можжевельник Фьюз: воображение верхнего палеолита и построение подземного мира , стр. 35–36, 2003, Wesleyan University Press, ISBN 978-0819566058 , книги Google. Архивировано 19 апреля 2024 г. в Wayback Machine.
- ^ «Пещера Ласко: История» . www.karstworlds.com . Архивировано из оригинала 27 ноября 2018 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ Гио-Удар, Тереза (2004). Ласко и мифы (на французском языке). Перигё: Пилотный выпуск 24. ISBN 2-912347-39-4 .
- ^ Жюльен д'Юи и Жан-Лоик Ле Квеллек (2010). «Животные со стрелами в Ласко: новое предложение интерпретации». Архивировано 1 февраля 2012 г. в Wayback Machine Préhistoire du Sud-Ouest 18 (2): 161–170.
- ^ Дени Токс (2007). «Символическая организация теменной системы пещеры Ласко», Préhistoire du Sud-Ouest , 15: 177–266.
- ^ Жюльен д'Юи (2011). « Распределение животных в Ласко будет отражать их естественное распространение. Архивировано 1 февраля 2012 г. в Wayback Machine », Бюллетень Исторического и археологического общества Перигора CXXXXVIII, 493–502.
- ^ Леруа-Гуран, Андре. Искусство первобытного человека в Западной Европе . Лондон: Темза и Гудзон. 1968. с. 315
- ^ Марио Русполи, Пещера Ласко: Последняя фотографическая запись (Нью-Йорк: Абрамс, 1983), стр. 146–147.
- ^ Гарри Фрэнсис Малгрейв (2013). Архитектура и воплощение: значение новых и гуманитарных наук для дизайна . Рутледж. стр. 190–. ISBN 978-1-135-09424-9 .
- ^ Грей, Юго-Запад (2014). «Картографическая парадигма в современной австралийской пейзажной живописи» . Архивировано из оригинала 12 сентября 2021 года . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ Жоэль Дюпон; Клэр Жаке; Бруно Деннетьер; Сандрин Лакост (2007). «Вторжение представителей видового комплекса Fusarium solani во французскую пещеру Ласко, расписанную в эпоху палеолита». Микология . 99 (4): 526–533. дои : 10.3852/микология.99.4.526 . ПМИД 18065003 .
- ^ Мур, Молли (1 июля 2008 г.). «Дебаты по поводу заплесневелого наскального искусства — это рассказ о человеческих ошибках» . Вашингтон Пост . Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ Саис-Хименес, К. (24 октября 2014 г.). Сохранение подземного культурного наследия . ЦРК Пресс. ISBN 978-0-429-22693-9 . Архивировано из оригинала 15 января 2020 года . Проверено 15 января 2020 г. .
- ^ «18 000-летнее наскальное искусство Ласко под угрозой» . Физика.орг. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ в гробнице Такамацузука в Японии и Альтамире в Испании. Например,
- ^ Кой, Н. изд. (2011), Международного симпозиума, Ласко и проблемы сохранения в подземной среде: материалы архивированные 1 ноября 2012 г. в Wayback Machine (Париж), 26 и 27 февраля) , Editions de la Maison des Sciences de l'homme, 360 стр. На французском и английском языках.
- ^ Мартин-Санчес, Педро Мария; Новакова, Алена; Бастиан, Фабиола; Алабуветт, Клод; Саис-Хименес, Чезарео (2012). «Два новых вида рода Ochroconis , O. lascauxensis и O. anomala, выделенные из черных пятен в пещере Ласко, Франция». Грибковая биология . 116 (5). Эльзевир : 574–89. дои : 10.1016/j.funbio.2012.02.006 . ПМИД 22559918 .
- ^ Саймонс, Марлиз (9 декабря 2007 г.). «Гриб снова угрожает французским наскальным рисункам» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 12 мая 2013 года . Проверено 15 октября 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дубовский, Марк (2010). Открытие в пещере (Детское раннее чтиво) . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 978-0375858932 .
- Кертис, Грегори (2006). Пещерные художники: исследование тайн первых художников мира . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 1-4000-4348-4 .
- Льюис-Уильямс, Дэвид (2004). Разум в пещере: Сознание и истоки искусства . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-28465-2 .
- Батай, Жорж (2005). Колыбель человечества: доисторическое искусство и культура . Нью-Йорк: Зональные книги. ISBN 1-890951-55-2 .
- - (1980) Доисторическая живопись: Ласко или рождение искусства . Пер. Острин Уэйнхаус. Женева: Скира [впервые опубликовано, 1955 г.].
- Джозеф Нечваталь , Иммерсивный эксцесс в апсиде Ласко , Техноноэтические искусства 3, №3. 2005 г.
- Б. и Ж. Деллюк (реж.), Книга юбилея Ласко 1940–1990 , Историческое и археологическое общество Перигора, приложение к тому CXVII, 1990, 155 стр., илл.
- Б. и Г. Деллюк, 2003: обнаружен Ласко. Исследование аббата Андре Славы , Пилот, 24 издание, 368 стр., илл.
- Б. и Г. Деллюк, 2006: Discovering Lascaux , Sud Ouest, новое издание, полностью переработанное и значительно расширенное, 80 стр., илл. планы и разрезы.
- Б. и Г. Деллюк, 2008: Словарь Ласко , Юго-Запад, Бордо. Более 600 статей и иллюстраций. Библиография (450 ссылок). ISBN 978-2-87901-877-5 .
- Б. и Г. Деллюк, 2010: Ласко и война. Галерея портретов , Бюлл. Общества. исторический и арх. дю Перигор, CXXXVI, 2-й выпуск, 40 стр., илл., библиография.
- А. Слава, 2008: Исследования в Ласко (1952–1963). Документы, собранные и представленные Б. и Г. Деллюками , XXXIX доп. в Галлии-Преистории, CNRS, Париж.
- Джозеф Нечватал , 2011: Погружение в шум , Мичиганского университета Научное издательство библиотеки . Энн Арбор.
- Риго, Жан-Филипп (октябрь 1988 г.). «Сокровища искусства ледникового периода: пещера Ласко». Нэшнл Географик . Том. 174, нет. 4. С. 482–499. ISSN 0027-9358 . OCLC 643483454 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Микробиология пещеры Ласко
- Симпозиум наскального искусства Ласко Фонд Брэдшоу
- Хронология человечества (интерактивная) – Смитсоновский институт, Национальный музей естественной истории (август 2016 г.).
- Обсуждение картин Янины Рамирес и Элис Робертс : Подкаст Art Detective, 8 февраля 2017 г.