Jump to content

Петроглифы

Наскальные рисунки в Иране , Теймаре . регион
Наскальные рисунки, известные как Сурикатце (названные археологом Лео Фробениусом ), безудержные львицы в Вади Матендус , регион Месак Сеттафет в Ливии.
Европейские петроглифы: Laxe dos carballos в Кампо Ламейро , Галисия , Испания (4–2 тысячелетия до н.э.), изображающие знаки чашек и колец , а также сцены охоты на оленей.
Петроглиф верблюда; Негев, юг Израиля.
Петроглифы археологического памятника Лас-Лабрадас , расположенного на побережье муниципалитета Сан-Игнасио ( мексиканский штат Синалоа )

Петроглиф , — это изображение созданное путем удаления части поверхности камня путем надрезания, выемки, резьбы или шлифования , как форма наскального искусства . За пределами Северной Америки ученые часто используют такие термины, как «резьба», «гравировка» или другие описания техники для обозначения таких изображений. Петроглифы, возраст которых оценивается в 20 000 лет, классифицируются как охраняемые памятники и были добавлены в предварительный список ЮНЕСКО объектов всемирного наследия . Петроглифы встречаются по всему миру и часто связаны с доисторическими народами. Слово происходит от греческого префикса петро- , от πέτρα petra , означающего « камень », и γλύφω glýphō, означающего «вырезать», и первоначально было придумано во французском языке как петроглиф .

В научных текстах петроглиф — это наскальная гравюра, тогда как петрограф (или пиктограмма ) — это наскальная живопись. [1] [2] В обычном использовании слова иногда используются как взаимозаменяемые. [3] [4] Оба типа изображения относятся к более широкой и общей категории наскального искусства или париетального искусства . Петроформы , или узоры и формы, образованные множеством больших камней и валунов над землей, также весьма различны. Инуксуит — это не петроглифы, а рукотворные скальные образования, найденные в Арктике.

Композитное изображение петроглифов из Скандинавии (Хельеста, Вестманланд в Швеции). Северный бронзовый век. Глифы были нарисованы, чтобы сделать их более заметными.
Петроглиф каравана снежных баранов недалеко от Моава, штат Юта , США; общая тема в глифах юго-запада пустыни и Большого Бассейна.

Петроглифы были найдены во всех частях земного шара, кроме Антарктиды , с самой высокой концентрацией в некоторых частях Африки, Скандинавии и Сибири. Многие примеры петроглифов, найденных по всему миру, датируются примерно границей неолита и позднего верхнего палеолита (примерно 10 000–12 000 лет назад). .

Примерно от 7000 до 9000 лет назад, после появления ряда предшественников систем письма , существование и создание петроглифов начали страдать и затихать, и их место заняли различные формы искусства, такие как пиктограммы и идеограммы . Однако петроглифы продолжали создаваться и оставались в некоторой степени обычным явлением, причем различные культуры продолжали использовать их в течение разного периода времени, включая культуры, которые продолжали создавать их до тех пор, пока контакт с западной культурой . в 19 и 20 веках не был установлен [ нужна ссылка ]

Интерпретация

[ редактировать ]

Существует множество гипотез относительно назначения петроглифов в зависимости от их местоположения, возраста и тематики. Некоторые петроглифы, скорее всего, имели глубокое культурное и религиозное значение для обществ, создавших их. Считается, что многие петроглифы представляют собой тип символического или ритуального языка или стиля общения, который до сих пор до конца не изучен. Другие, такие как геоконтурглифы , более четко изображают или представляют форму рельефа или окружающую местность, например, реки и другие географические объекты. [ нужна ссылка ]

Существуют некоторые карты-петроглифы, изображающие тропы, а также содержащие символы, обозначающие время и расстояния, пройденные по этим тропам; другие карты-петроглифы действуют как астрономические маркеры. Помимо того, что они имели географическое и астрономическое значение, другие петроглифы, возможно, также были побочным продуктом различных ритуалов: например, в Индии были обнаружены некоторые петроглифы, идентифицированные как музыкальные инструменты или « каменные гонги ». [5]

Некоторые петроглифы, вероятно, образовывали типы символической коммуникации, например, типы протописьма . [6] Более поздние глифы скандинавского бронзового века в Скандинавии, похоже, относятся к некоторой форме территориальной границы между племенами , а также несут возможное религиозное значение. Было признано, что стили петроглифов имеют местные или региональные «диалекты» аналогичных или соседних народов. Сибирские надписи во многом напоминают раннюю форму рун , хотя прямой связи не установлено.

Петроглифы с разных континентов имеют сходство. Хотя людей вдохновляет их непосредственное окружение, труднее объяснить общие стили. Это могло быть простым совпадением, указанием на то, что определенные группы людей широко мигрировали из какой-то первоначальной общей территории, или указанием на общее происхождение. В 1853 году Джордж Тейт представил Клубу натуралистов Бервика доклад, на котором Джон Коллингвуд Брюс согласился, что резные фигурки имеют «... общее происхождение и указывают на символическое значение, отражающее некоторые популярные мысли». [7] В своей каталогизации шотландских наскальных рисунков Рональд Моррис обобщил 104 различные теории их интерпретации. [8]

Другие теории предполагают, что петроглифы были вырезаны духовными лидерами, такими как шаманы , в измененном состоянии сознания . [9] возможно, вызвано употреблением природных галлюциногенов . многие геометрические узоры (известные как константы формы ), которые встречаются в петроглифах и наскальных рисунках, Дэвид Льюис-Уильямс показал, что встроены в человеческий мозг. Они часто возникают при нарушениях зрения и галлюцинациях, вызванных наркотиками, мигренью и другими раздражителями.

Научно-исследовательский институт наскального искусства (RARI) Университета Витватерсранда изучает современные связи между религией и наскальным искусством среди народа сан в пустыне Калахари . [10] Хотя произведения искусства народа сан представляют собой преимущественно картины, лежащие в их основе верования, возможно, могут быть использованы в качестве основы для понимания других типов наскального искусства, включая петроглифы. Цитата с сайта РАРИ:

Используя знания о верованиях сан, исследователи показали, что это искусство играло фундаментальную роль в религиозной жизни художников. Искусство запечатлело вещи из мира Сан за скалой: другого мира, населенного духовными существами, куда танцоры могли путешествовать в форме животных и куда люди в экстазе могли черпать силу и приносить ее обратно для исцеления, вызывания дождя и захват игры. [11]

Список мест с петроглифами

[ редактировать ]
Петроглиф в Бидзаре, Камерун.

Центральноафриканская Республика

[ редактировать ]
  • Бамбари, Ленго и Бангасу на юге; Бвале на западе
  • Тулу
  • Джебель Мела
  • Кумбала

Республика Конго

[ редактировать ]
  • Долина Ниари , в 250 км к юго-западу от Браззавиля.
  • Курта , на восточном берегу реки Нил в верхней долине Нила, имеет образования нубийского песчаника , представляющие собой первые и самые ранние известные образцы петроглифов в регионе Северной Африки , датируемые 19–15 000 лет назад. [12] [13]
  • Вади Хаммамат в Кифте , множество резных фигурок и надписей, датируемых периодом до самых ранних египетских династий и до современной эпохи, в том числе единственный раскрашенный петроглиф, известный из Восточной пустыни, и рисунки египетских тростниковых лодок, датированные 4000 годом до нашей эры.
  • Скала Надписей на Южном Синае — это большая скала с резьбой и надписями, начиная от набатейской, латинской, древнегреческой и крестоносной эпох, расположенная в нескольких милях от оазиса Айн-Худра. Вторая скала находится примерно в 1 км от основной скалы рядом с набатейскими гробницами Навами с резными изображениями животных, включая верблюдов, газелей и других. Первые археологи, исследовавшие их в 1800-х годах, также оставили свои имена, вырезанные на этой скале.
  • Петроглифы с жирафами найдены в районе Гебель-эль-Сильсила . Скалы использовались для обширной добычи материалов для строительства храмов, особенно в период, называемый Новым Царством . Изображения жирафов расположены возле стелы царя Аменхотепа IV . Изображения не датированы, но, вероятно, датированы додинастическим периодом.
  • Долина реки Огоуэ
  • Эпона
  • Элармекора
  • Конго Бумба
  • Линдилу
  • Так Так
Львиная тарелка в Твифелфонтейне в Намибии (2014 г.)

Тунис [16]

Петроглифы в Ухтасаре, Армения.

Азербайджан

[ редактировать ]

Восемь объектов в Гонконге :

Петроглифы в Ладакхе, Индия.

Кетхайюрумпу, Тамил Наду. Расположенный в 28 км к северо-западу от Диндигала, Тамилнад, недалеко от Идайякоттаи и в шести км к юго-западу от Одданчартама, было обнаружено несколько петроглифов, в основном представляющих собой абстрактные символы на двух скалах, которые выглядят как временное каменное убежище, были замечены рядом с храмом Муруган, который находится в руинах на острове вершина холма Котайюрумбу.

ИРАН НАСКАЛЬНЫЕ ИСКУССТВА
Карта петроглифов и пиктограмм Ирана

За последние годы в разных частях Ирана было обнаружено большое количество наскальных рисунков. Подавляющее большинство изображают козерогов . [30] [31] Наскальные рисунки были найдены в декабре 2016 года недалеко от Гольпайегана , Иран , и это могут быть самые старые из обнаруженных рисунков, возраст одного из которых, возможно, составляет 40 000 лет. Точные оценки были недоступны из-за санкций США. [32]

Петроглифы — древнейшие произведения искусства, оставленные человечеством, которые открывают путь к прошлым эпохам жизни и помогают нам открыть для себя различные аспекты доисторической жизни. Инструменты для создания петроглифов можно классифицировать по возрасту и исторической эпохе; это мог быть кремень, бедренная кость из добытых карьеров или металлические инструменты. Самые старые пиктограммы в Иране можно увидеть в пещере Яфте в Лорестане, они датируются 40 000 годом, а самый старый обнаруженный петроглиф принадлежит Тимаре и датируется 40 800 лет назад.

Иран демонстрирует формирование письменности из пиктограммы, идеограммы, линейной (2300 г. до н. э.) или протоэламской письменности, геометрической старой эламской письменности, письменности Пехлеви, арабской письменности (906 лет назад), куфийской письменности и письменности фарси, существовавшей как минимум 250 лет назад. Обнаружено более 50 000 петроглифов, простирающихся по всем государствам Ирана. [33] [31] [34]

Иордания

[ редактировать ]

Казахстан

[ редактировать ]
Сцена охоты в петроглифах Коксу

Южная Корея

[ редактировать ]

Кыргызстан

[ редактировать ]

Малайзия

[ редактировать ]

Монголия

[ редактировать ]

Пакистан

[ редактировать ]

Филиппины

[ редактировать ]

Саудовская Аравия

[ редактировать ]

Финляндия

[ редактировать ]

Ирландия

[ редактировать ]

Норвегия

[ редактировать ]

Португалия

[ редактировать ]

Шотландия

[ редактировать ]
Наскальные рисунки тысячелетия, Laxe dos carballos в Кампо Ламейро , эта деталь изображает оленя, пораженного несколькими копьями.

[41]

Парк петроглифов под Петрозаводском Онежское озеро , Россия
Мамонт на базальтовом камне в Сикачи-Аляне , Россия.
Петроглифы Белого моря, Республика Карелия , Россия

Центральная и Южная Америка и Карибский бассейн

[ редактировать ]

Аргентина

[ редактировать ]

Бразилия

[ редактировать ]

Самый старый достоверно датированный наскальный рисунок в Америке известен как «Возбужденный маленький человечек». Это петроглиф, изображающий фигурку с огромным фаллосом, вырезанный в Лапа-ду-Санту , пещере в центрально-восточной Бразилии и датируемый 12 000–9 000 лет назад. [43]

Колумбия

[ редактировать ]

Коста-Рика

[ редактировать ]

Доминиканская Республика

[ редактировать ]

Монтсеррат

[ редактировать ]

Никарагуа

[ редактировать ]

Парагвай

[ редактировать ]
Символы плодородия, называемые местными жителями Панамбии «Ита Летра», в естественном убежище в Амамбае , Парагвай.

Сент-Китс и Невис

[ редактировать ]

Тринидад и Тобаго

[ редактировать ]
  • Каурита
    Единственный известный индейский петроглиф на Тринидаде.

Венесуэла

[ редактировать ]

Северная Америка

[ редактировать ]
Рядом с Паррасом , Коауила

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Петроглиф на западном побережье Гавайев
Национальный парк Гавайских вулканов
Цветное изображение некоторых петроглифов на скале из коричневого песчаника.
Современные хопи интерпретировали петроглифы в Петроглиф-Пойнт национального парка Меса-Верде как изображения кланов Орла, Горного барана, Попугая, Рогатой жабы и Пумы, а также предков пуэблоанцев , населявших Мезу.

Австралия

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Вишхофф, Генрих Альберт (1945). Африка . Издательство Пенсильванского университета. Среди памятников раннего периода Африки наиболее примечательны наскальные рисунки (петрографы) и наскальные рисунки (петроглифы), обнаруженные во многих частях континента.
  2. ^ Т. Дуглас Прайс (2012). Европа до Рима: экскурсия по каменному, бронзовому и железному векам по местам . Издательство Оксфордского университета. п. 116. Это искусство делится на две категории в зависимости от того, как оно выполнено: петроглифы вырезаны в скале и пиктограммы нарисованы на скале.
  3. ^ «петрограф» . Мерриам-Вебстер . Британская энциклопедия . Проверено 26 ноября 2020 г. .
  4. ^ Полный словарь английского языка Вебстера . Случайный дом. 2001. с. 1449. ИСБН  0-681-31723-Х .
  5. ^ Древние индейцы создавали «рок-музыку» . Новости Би-би-си (19 марта 2004 г.). Проверено 12 февраля 2013 г.
  6. ^ Хьюстон, Стивен Д. (1 октября 2004 г.). «Археология коммуникационных технологий» . Ежегодный обзор антропологии . 33 (1): 223–250. дои : 10.1146/annurev.anthro.33.070203.143724 . ISSN   0084-6570 .
  7. ^ Дж. Коллингвуд Брюс (1868; цитируется в Бекенсолл, С., Доисторические наскальные рисунки Нортумберленда: объяснение тайны . Pendulum Publications, Ротбери, Нортумберленд. 1983:19)
  8. ^ Моррис, Рональд (1979) Доисторическое наскальное искусство Галлоуэя и острова Мэн , Blandford Press, ISBN   978-0-7137-0974-2 .
  9. ^ [См.: Д. Льюис-Уильямс, Космос в камне: интерпретация религии и общества посредством наскального искусства (Уолнат-Крик, Калифорния: Altamira Press, 2002).]
  10. ^ Rockart.wits.ac.za. Архивировано 30 июля 2017 г. на Wayback Machine . Проверено 12 февраля 2013 г.
  11. ^ «Научно-исследовательский институт наскального искусства (РАРИ)» . Университет Витватерсранда, Йоханнесбург . Проверено 9 сентября 2017 г.
  12. ^ Хьюге, Дирк; Ванденберге, Дмитрий АГ; Де Даппер, Морган; Мис, Флориас; Клаас, Воутер; Дарнелл, Джон К. (21 ноября 2011 г.). «Первые свидетельства наскального искусства плейстоцена в Северной Африке: определение возраста петроглифов Курты (Египет) с помощью датирования OSL» . Античность . 85 (330): 1184–1193. дои : 10.1017/S0003598X00061998 . S2CID   130471822 . Проверено 30 мая 2023 г.
  13. ^ «Египет: Зубры Курты» . Мировая археология (53). 28 мая 2012 года . Проверено 30 мая 2023 г.
  14. ^ Гонсало де Салазар, «Колесницы Сахары», Adoranten, Tanum: Скандинавское общество доисторического искусства, 2000.
  15. ^ Паркингтон, Дж. Моррис, Д. и Раш, Н. 2008. Наскальные гравюры Кару. Кланвильям: Кракадув Траст; Моррис Д. и Бомонт П. 2004. Археология в Северном Кейпе: некоторые ключевые места. Кимберли: Музей МакГрегора.
  16. ^ Бен Наср, Джаафар (июнь 2015 г.). «Наскальное искусство Туниса. Когда, почему и для кого?» . Выражение (8).
  17. ^ Яхия-Ачече, Софи (2 июня 2013 г.). «Усселат (Джебель —; Тунис): Предыстория и наскальное искусство» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (36): 5986–5993. doi : 10.4000/энциклопедиябербере.2870 . ISSN   1015-7344 .
  18. ^ Джаафар Бен Наср (ноябрь 2021 г.). «Наскальные рисунки убежища Замла (Джебель-Уссела – центральный Тунис): изображение аграрной планиметрии?» . Африканские древности . 57 :19–32.
  19. ^ Ру, Анри (1911). «Наскальная живопись Джебель-Блиджи (Южный Тунис)» . Бюллетени и мемуары Парижского общества антропологии . 2 (1): 31–32. дои : 10.3406/bmsap.1911.8311 .
  20. ^ Мохамед Эльхеди Граби (2009). «Наскальные рисунки Гомрассена» (PDF) . Симпозиум Валкамоника . XXIII .
  21. ^ Бен Наср, Джаафар; Хула, Ясин (1 октября 2020 г.). «Наскальные рисунки Айна Чарчары (Смар-Татауин; Юго-Восточный Тунис)» . Антропология . Доисторическое искусство (на французском языке). 124 (3): 102762. doi : 10.1016/j.anthro.2020.102762 . ISSN   0003-5521 . S2CID   225122514 .
  22. ^ Хечоян, Анна (январь 2007 г.). «Наскальные рисунки системы горы Арагац | Анна Хечоян» . Xxii Международный симпозиум Валькамоника «Наскальное искусство в рамках культурного наследия человечества» l'Arte Rupestre Nel Quadro del Patrimonioculturale dell'umanità, Центр Конгрессов - Дарфо Боарио Терме (Bs), Италия, 18-24 мая . Академия.edu . Проверено 18 августа 2013 г.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д О'Салливан, Ребекка (2018). «Восточная Азия: Наскальное искусство». Энциклопедия глобальной археологии (2-е изд.). Спрингер. стр. 1–11. дои : 10.1007/978-3-319-51726-1_3131-1 . ISBN  978-3-319-51726-1 .
  24. ^ Дольмен с петроглифами, найденный возле Виллупурама . Beta.thehindu.com (19 сентября 2009 г.). Проверено 12 февраля 2013 г.
  25. ^ «Доисторическое искусство намекает на утраченную индийскую цивилизацию» . Би-би-си . 1 октября 2018 г.
  26. ^ «12000-летние петроглифы Индии» . 8 ноября 2018 г.
  27. ^ Камат, Нандкумар. «Доисторический гоанский шаманизм» . Навхинд Таймс . Архивировано из оригинала 7 августа 2011 года . Проверено 30 марта 2011 г.
  28. ^ Петроглифы Ладакха: увядающие памятники . tibetheritagefund.org
  29. ^ Шрирам, Джаянт (20 октября 2018 г.). «Петроглифы Ратнагири» . Индус . ISSN   0971-751X . Проверено 23 июня 2021 г.
  30. ^ «Петроглифы Ирана – Петроглифы Ирана » iranrockart.com Архивировано из оригинала 19 июля 2014 года.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Архив наскального искусства Ближнего Востока - Галерея наскального искусства Ирана» . Фонд Брэдшоу .
  32. ^ «Археолог обнаружил «самые старые рисунки в мире» » . Independent.co.uk . 12 декабря 2016 г.
  33. ^ «Иранские петроглифы» . iranrockart.com . Архивировано из оригинала 10 апреля 2011 года. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  34. ^ Универсальный общий язык (книга); Иранские петрогилы, символы идеограмм (книга); Наскальные музеи Наскальные рисунки (Петроглифы Ирана) (книга);Для получения дополнительной информации: https://www.independent.co.uk/news/world/middle-east/world-oldest-rock-drawings-archaeological-iran-khomeyn-mohammed-naserifard-a7470321.html ; http://www.hurriyetdailynews.com/deciphering-irans-ancient-rock-art-.aspx?pageID=238&nID=107184&NewsCatID=375 ; http://theiranproject.com/blog/tag/dr-mohammed-naserifard/
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нобухиро, Ёсида (1994) Справочник по полевым работам по петрографии , Chou Art Publishing, ISBN   4-88639-699-2 , с. 57
  36. ^ Нобухиро, Ёсида (1994) Справочник по полевым работам по петрографии , Chou Art Publishing, ISBN   4-88639-699-2 , с. 54
  37. ^ Петроглифические комплексы Монгольского Алтая — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Whc.unesco.org (28 июня 2011 г.). Проверено 12 февраля 2013 г.
  38. ^ Фитцхью, Уильям В. и Кортум, Ричард (2012) Наскальные рисунки и археология: исследование ритуального ландшафта на Монгольском Алтае. Полевой отчет 2011 . Центр арктических исследований, Национальный музей естественной истории, Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия
  39. ^ Доисторические петроглифы, найденные в районе Баян-Овоо (приблизительно 42,2379 с.ш., 105,5360 в.д.), как описано и опубликовано Де Салазаром Серантесом в 1998 году (« Открытие доисторических руин в пустыне Гоби », Гонсало де Салазар Серантес) , Adoranten 1998. Танум: Скандинавское общество доисторического искусства, 1998, стр. 66-69).
  40. ^ «Блог британского наскального искусства | Форум о доисторическом наскальном искусстве на Британских островах» . Rockartuk.wordpress.com . Проверено 18 августа 2013 г.
  41. ^ Фотографии , заархивированные 1 марта 2011 г. в Wayback Machine . Celticland.com. (13 августа 2007 г.). Проверено 12 февраля 2013 г.
  42. ^ «Умео, Норрфорс» . Europreart.net . Проверено 18 августа 2013 г.
  43. ^ Чой, Чарльз. «Назовите это древнее наскальное изображение «маленьким возбужденным человечком». Наука в новостях NBC. 22 февраля 2012 г. Проверено 9 апреля 2012 г.
  44. ^ «Поселенцы в Ла Силья» . www.eso.org . Проверено 6 июня 2017 г.
  45. ^ «Ламы в Ла Силья» . Картинка недели ESO . Проверено 29 апреля 2014 г.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Информация об острове Ометепе – Эль-Сейбо» . ometepeislandinfo.com . Проверено 5 марта 2017 г.
  47. ^ Провинциальный парк Петроглифов, Нанаймо, остров Ванкувер, Британская Колумбия. Архивировано 7 августа 2004 г. в Wayback Machine . Британская Колумбия.com. Проверено 12 февраля 2013 г.
  48. ^ «Парк петроглифов — музей Габриолы» . gabriolamuseum.org . Проверено 14 апреля 2018 г.
  49. ^ Билл Стир (27 июля 2016 г.). «Петроглифы — редкие произведения искусства Темагами» . Путешествие по Северному Онтарио . Проверено 23 августа 2020 г. .
  50. ^ Кейзер, Джеймс Д. (июль 1992 г.). Индийское наскальное искусство плато Колумбия . Вашингтонский университет Press. ISBN  978-0-295-97160-5 .
  51. ^ Мур, Дональд В. Экскурсии по Петроглиф-Каньону . Desertusa.com. Проверено 12 февраля 2013 г.
  52. ^ «Государственный парк «Окаменелый лес Гинкго»» .
  53. ^ Национальная тропа отдыха Граймс-Пойнт, археологический памятник BLM в Неваде. Архивировано 6 декабря 2006 г. в Wayback Machine . Americantrails.org (13 января 2012 г.). Проверено 12 февраля 2013 г.
  54. ^ Музеи и исторические места. Архивировано 5 июля 2007 г. в Wayback Machine . сайт ohiohistory.org. Проверено 12 февраля 2013 г.
  55. ^ «Краска Лизать» . Craborchardmuseum.com. Архивировано из оригинала 26 декабря 2007 года . Проверено 18 августа 2013 г.
  56. ^ «Национальный памятник «Петроглиф» (Служба национальных парков США)» . nps.gov .
  57. ^ Место петроглифов Трех рек. Архивировано 18 июня 2007 г. в Wayback Machine . Nm.blm.gov (13 сентября 2012 г.). Проверено 12 февраля 2013 г.
  • Харманшах, Омюр (редактор) (2014), О камнях и воде: археология места , 2014, Oxbow Books, ISBN   1-78297-674-4 , 9781782976745
  • Роусон, Джессика (ред.). Книга китайского искусства Британского музея , 2007 г. (2-е изд.), British Museum Press, ISBN   978-0-7141-2446-9
  • Сикман, Лоуренс , в: Сикман Л. и Сопер А., Искусство и архитектура Китая , История искусства Пеликана, 3-е изд. 1971 г., Penguin (ныне Йельский университет истории искусства), LOC 70-125675.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бекенсолл, Стэн и Лори, Тим, Доисторические наскальные рисунки графства Дарем, Суэлдейл и Уэнслидейл , Книги графства Дарем, 1998 г. ISBN   1-897585-45-4
  • Бекенсолл, Стэн, Доисторические наскальные рисунки в Нортумберленде , Tempus Publishing, 2001 г. ISBN   0-7524-1945-5
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b98aad89e31b617eb457f929844d7e4d__1718139480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/4d/b98aad89e31b617eb457f929844d7e4d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Petroglyph - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)