Палеолитическая религия
Палеолит |
---|
↑ Плиоцен ( до появления Homo ) |
↓ Мезолит |
Палеолитические религии — это набор духовных верований и практик, которые, как предполагается, появились в палеолита период . Палеоантропологи Андре Леруа-Гуран и Аннетт Майкельсон полагают, что религиозное поведение , несомненно, возникло в верхнем палеолите , самое позднее 30 000 лет назад. [1] но модели поведения, такие как погребальные обряды [2] которое можно охарактеризовать как религиозное — или как предков религиозного поведения — восходит к среднему палеолиту , уже 300 000 лет назад, что совпало с первым появлением Homo neanderthalensis и, возможно, Homo naledi .
Религиозное поведение является одним из отличительных признаков поведенческой современности . Существует несколько теорий относительно момента полного слияния этого набора поведенческих характеристик. Одна теория связывает зарождение поведенческих инноваций с культурной революцией среди людей раннего Нового времени , которая совпала с их прибытием в Европу 40 000 лет назад. Вариант этой модели рассматривает поведенческую современность как происходящую постепенно, начиная со среднего каменного века . Согласно третьей теории, характеристики, определяющие поведенческую современность, не являются уникальными для Homo sapiens , а возникли в течение длительного периода времени среди разных типов людей, включая неандертальцев . [3]
Нижний палеолит [ править ]
Религия до верхнего палеолита носит спекулятивный характер. [4] и, в частности, в нижнем палеолите нет явных свидетельств существования религиозной практики. [5] Не существует даже самых слабых свидетельств существования ритуалов за 500 000 лет до настоящего времени, хотя археолог Грегори Дж. Вайтман отмечает, что ограничения археологических данных означают, что их практику нельзя полностью исключать. [6] Ранние гоминиды нижнего палеолита — эпохи задолго до появления H. s. sapiens — по мере того, как они начали сотрудничать и работать в группах, постепенно приобрели способность контролировать и опосредовать свои эмоциональные реакции. Их рудиментарное чувство совместной идентичности заложило основу для более поздних социальных аспектов религии. [7]
Австралопитеки , первые гоминины, [примечание 1] были дорелигиозным народом. Хотя историк религии двадцатого века Мирча Элиаде считал, что даже эта самая ранняя ветвь человеческой эволюционной линии «обладала определенным духовным сознанием», понимание двадцать первого века познания австралопитеков не допускает уровня абстракции, необходимого для духовного опыта. [4] [10] Несмотря на то, что гоминины нижнего палеолита считаются неспособными к духовности, некоторые авторы читают следы их поведения, позволяющие понять ритуалы, даже у австралопитеков . Даремского университета Профессор археологии Пол Петтитт изучает окаменелости AL 333 , группы австралопитеков афарских, найденных вместе недалеко от Хадара, Эфиопия , которые, возможно, намеренно были перевезены в этот район в качестве погребальной практики. [11] Останки более позднего нижнего палеолита также интерпретировались как связанные с погребальными обрядами, особенно с каннибализмом. Хотя археолог Кит В. Уэслер утверждает, что «в нижнем палеолите нет никаких свидетельств культурного развития, которое бы подразумевало богатое воображение или уровень интеллекта современных людей», он обсуждает находки костей Homo heidelbergensis в Сима-де-лос. Huesos и свидетельства каннибализма среди людей нижнего палеолита от Германии до Китая. [12]
В ряде черепов, найденных при археологических раскопках на стоянках нижнего палеолита в различных регионах, значительная часть мозговых оболочек была отколота. Такие писатели, как Хайден, предполагают, что это свидетельствует о каннибалистических тенденциях религиозного значения; Хейден, считая каннибализм «самым скупым объяснением», сравнивает его поведение с описанными в письменных источниках поведением племен охотников-собирателей, для которых поедание мозгов имело духовное значение. В более широком смысле он рассматривает повреждения черепа как свидетельство ритуальной практики нижнего палеолита. [13] Что касается противоположной позиции, Вунн считает, что гипотеза каннибализма лишена фактической поддержки; она интерпретирует закономерности повреждений черепа как вопрос о том, какие части скелета более или менее сохранились на протяжении тысяч или миллионов лет. Она утверждает, что даже в рамках каннибализма эту практику можно больше сравнить с поеданием мозга у шимпанзе, чем у охотников-собирателей. [4] В 2010-х годах изучение палеолитического каннибализма усложнилось из-за новых методов археологической интерпретации, что привело к выводу, что большая часть палеолитического каннибализма происходила по пищевым, а не ритуальным причинам. [14]
В верхнем палеолите религия связана с символикой и скульптурой. Одним из остатков верхнего палеолита, который привлекает культурное внимание, являются фигурки Венеры , резные статуи обнаженных женщин, предположительно изображающие божеств, символы плодородия или ритуальные фетиш-объекты . [15] Археологи предположили существование фигурок Венеры нижнего палеолита. Венера Берехат Рам — одна из таких весьма спекулятивных фигур, шлак, датированный 300–350 тыс . лет назад. [примечание 2] с несколькими бороздками, напоминающими женское туловище и голову. Сканирующая электронная микроскопия обнаружила, что бороздки Венеры Берехатской Рамы соответствуют тем, которые могли бы быть сделаны современными кремневыми орудиями. Петтитт утверждает, что, хотя фигурку «вряд ли можно назвать художественно созданной», она и другие спекулятивные Венеры нижнего палеолита, такие как Венера Тан-Тан , требуют дальнейшего изучения на предмет их значения для современной теологии. [18] Эти фигурки, возможно, были изготовлены H. heidelbergensis , размеры мозга которого ненамного отставали от размеров мозга неандертальцев и H. s. sapiens и были проанализированы на предмет их значения для художественного понимания таких ранних гомининов. [19]
В конце нижнего палеолита произошел когнитивный и культурный сдвиг. Появление революционных технологий, таких как огонь, в сочетании с ходом человеческой эволюции, расширяющим развитие, включая настоящее детство и улучшение связи между матерью и младенцем, возможно, открыло новые горизонты в культурном плане. Именно в последние несколько сотен тысяч лет археологические данные начинают демонстрировать гоминиды как существа, которые влияют на окружающую среду в той же степени, в какой они находятся под ее влиянием. Позже гоминины нижнего палеолита построили убежища от ветра, чтобы защитить себя от непогоды; они собирали необычные природные объекты; они начали использовать такие пигменты, как красная охра . Эти сдвиги не совпадают с эволюционными скачками на уровне вида, наблюдаемыми как у H. heidelbergensis, так и у H. erectus . [20] Разные авторы интерпретируют эти сдвиги с разной степенью скептицизма: одни видят в них духовную революцию, другие – просто начало начала. Хотя полное значение этих изменений трудно понять, они явно указывают на развитие когнитивных способностей в тех направлениях, которые в конечном итоге приведут к религии. [4] [13] [20]
Средний палеолит [ править ]
Использование пигмента [ править ]
По мнению Андре Леруа-Гурана , использование пигмента является свидетельством духовного поведения, поскольку его использование не служит никакой материальной цели. [21] Большое количество пигментов было обнаружено как на стоянках неандертальцев, так и на стоянках раннего современного человека. Особый интерес представляет нарисованный коренной зуб мамонта из Таты , Венгрия , связанный с неандертальцами. Основная сторона коренного зуба мамонта была окрашена в красную охру, а на задней стороне имелись тяжелые следы использования. [22] В пещере Бломбос были найдены два фрагмента охры, на которых выгравированы геометрические узоры. [23]
Захоронения [ править ]
Могилы являются наиболее яркими признаками духовного поведения, поскольку они показывают разграничение между миром живых и миром мертвых. Чаще всего археологи пытаются найти какую-либо форму погребального инвентаря , использование пигментов или другие формы символического поведения, чтобы отличить их от захоронений, мотивированных другими причинами, такими как гигиена. [24] Примерами таких захоронений являются Ла-Шапель-о-Сент 1 , [25] Ле Регурду , [26] Шанидар 4 , [27] и Дырчатый Камень 1 , [28] среди других.
Ритуальный каннибализм [ править ]
Поедание плоти умерших, чтобы унаследовать их качества или почтить их, — это практика, отмеченная во многих современных обществах, таких как народ Вари , [29] и свидетельства этого можно найти и в среднем палеолите.
Ритуальный каннибализм крапинских неандертальцев был предложен на основании трех факторов: смешения останков животных и человека, перелома длинных костей (чтобы получить доступ к костному мозгу ) и того факта, что ни один череп не был найден у неандертальцев. разбитое состояние. Несмотря на спорность, идея возможного каннибализма была поддержана рядом последующих ученых, таких как Мирко Малез, Х. Ульрих и К. Томич Карлович. [30] Неандертальский каннибализм также был отмечен в пещере Виндия . [31] Мула-Герси, [32] и, возможно, в Комб Греналь [33] и Хортус. [34]
Ритуальный каннибализм был отмечен среди ранних современных людей из пещер реки Класиес , которые потребляли других анатомически современных людей. Доказательства этого были также найдены на территории Ле-Руа, где ранние современные люди потребляли плоть неандертальцев. [35]
Культ черепа [ править ]
Идея культа черепа среди доисторических народов была популярна на протяжении всего XX века, однако последующие исследования и повторный анализ опровергли большинство таких теорий. [36]
Лобная кость черепа Крапиной 3 имеет 35 насечек, что не может быть объяснено каннибализмом, но может быть результатом естественных процессов. [37] В пещере Виндия были найдены только фрагменты черепа и нижней челюсти, что Мирко Малез интерпретировал как целенаправленный отбор. Видимые на них порезы и разрезы могут быть следствием удаления кожицы . [38]
Культ медведя [ править ]
Многочисленные черепа пещерных медведей были найдены рядом со свидетельствами человеческого обитания в пещерах среднего палеолита, что заставляет ученых предполагать существование культа медведя. Кости чаще всего принадлежали пещерным и реже бурым медведям . [39] Черепа помещали в нишу пещеры или другие видные места, предположительно для богослужений. Помимо деятельности человека, такое положение можно объяснить также деятельностью животных или естественными процессами. [40]
Верхний палеолит [ править ]
Верхний палеолит начался около 40 000 лет назад в Европе и несколько раньше в Африке и Леванте. Использование пигмента и практика погребения распространились и на этот период, с добавлением наскального искусства и портативного искусства . Верхний палеолит — это доисторический период, в течение которого полностью развивается символическое и современное поведение. [41]
Пещерное искусство [ править ]
По мнению Ричарда Кляйна , искусство и погребения верхнего палеолита являются первым ясным и неоспоримым доказательством идеологической системы. Искусство можно разделить на два типа: наскальное искусство, такое как картины, гравюры и рельефы на каменных стенах, и портативное искусство. [36]
Хотя первые свидетельства этого были обнаружены в Европе, самое раннее наскальное искусство было создано в Австралии и Юго-Восточной Азии . [42] Самое старое наскальное искусство, обнаруженное на данный момент, находится на острове Сулавеси в Индонезии и датируется 45 500 годом до нашей эры. На нем изображена бородавчатая свинья и следы рук. [43] Известные примеры наскального искусства включают старейшие фигуративные изображения в Европе, найденные в пещере Шове , пещере Ромуальда и пещере Фумане , а самые известные примеры найдены в пещерах Альтамира и Ласко . Пещерное искусство не ограничивается Европой, его примеры можно найти также в Австралии и Азии. Существует также ненарисованное искусство, например, Венера Лассельская , вырезанная на известняковой стене. [44]
Идея искусства ради искусства , которой придерживались некоторые археологи в прошлом, [45] сегодня в значительной степени заброшен. [46] Тотемизм был еще одним объяснением, от которого позже отказались. Если бы животные были тотемами, их бы не изображали ранеными. Кроме того, вокруг каких-либо конкретных изображений нет скоплений животных, как это было бы, если бы они были тотемами. Искусство могло быть частью ритуала, направленного на увеличение успеха на охоте . Посредством изображений этих животных доисторический человек пытался получить над ними власть. Другое объяснение состоит в том, что магия могла быть направлена на увеличение количества изображенных животных, которые были жизненно необходимы для выживания человека верхнего палеолита. [47]
Андре Леруа-Гуран видел в этих изображениях отражение естественного и сверхъестественного устройства мира через сексуальную символику. Некоторые животные (например, бизон) были связаны с женскими ценностями, а другие — с мужскими ценностями (например, лошадь). Эти интерпретации основаны на субъективных интерпретациях современных людей, которые не обязательно отражают мировоззрение доисторических народов. [48]
Шаманизм – еще одно популярное объяснение. Пещеры как таковые будут представлять собой входы в духовный мир, в котором можно общаться с духовными существами. Многие из животных, изображенных в наскальном искусстве, не изображены охотящимися, как часть охотничьей магии. Их изображения придали шаману силу и качества, которые помогли ему во время галлюцинаций, когда он общался со сверхъестественными силами. Изображения полуживотных-получеловеков, как, например, колдун «Три брата» , представляли Повелителя животных. [47] Изображения женщин в наскальном искусстве позволяют предположить их участие в этих ритуалах. [49] возможно, посредством танца под музыку. [50]
искусство Портативное
Козловский считал резьбу животных связанной с охотничьей магией, направленной на увеличение успеха. [49] Особенно интересны фигурки Венеры . Это фигурки женщин с подчеркнутыми изгибами, обнаженных или частично одетых, с ожерельями, браслетами или татуировками и без лица. Они присутствуют от Пиренеев до реки Дон .
Они могли представлять богинь плодородия, связанных с дарением и защитой жизни, а также со смертью и возрождением. [51] Другие объяснения рассматривают эти фигурки как порнографию. [52] автопортреты [53] или изображения важных женщин в племени. Возможно, они символизировали надежду на процветающее и хорошо питающееся общество. [54]
Фигурка Левенменша представляет собой скульптуру человека с головой льва, возраст которой составляет 35 000–40 000 лет. Возможно, он представлял собой божество. [55]
и пигментов использование Захоронения
Судя по погребальному инвентарю, обнаруженному рядом с покойниками, погребения верхнего палеолита несомненно являются свидетельством духовности и религиозности. Пигменты различных видов встречаются в больших количествах в различных местах по всей Европе. Могилы, лучше всего иллюстрирующие это, описаны ниже:
- Мужчина Гримальди – тройное захоронение взрослого мужчины между двумя подростками мужского и женского пола. Они были покрыты охрой и украшены украшениями из морских ракушек , зубов и костей. Погребальный инвентарь представлен в виде различных каменных орудий . Мужчина в середине лежал на «подушке» из бизоньих костей. [56]
- Долни Вестонице II – тройное захоронение, все три черепа и таз среднего человека покрыты красной охрой. Левый и правый были мужчинами, а средний — изящным мужчиной с отклонениями. [57]
- Брно II – богатое мужское захоронение. Была найдена скульптура из слоновой кости, а также более 600 украшений из третичных ракушек, камня и слоновой кости. Два больших кремниевых диска с отверстиями позволяют предположить, что похороненный здесь человек был шаманом. [56]
- Сунгирь – пять погребений, из них два детских – мальчика и девочки. Мальчик был похоронен с 4903 украшениями, которые, вероятно, были прикреплены к его одежде, 250 лисьими клыками , мужской бедренной костью , покрытой красной охрой, и двумя небольшими статуэтками животных. Девушку похоронили с 5274 украшениями. На изготовление всего этого погребального инвентаря потребовалось бы более 7000 рабочих часов. Было обнаружено и мужское захоронение с примерно таким же количеством инвентаря, на изготовление которого потребовалось 2000 рабочих часов. [58]
См. также [ править ]
- Антропология религии
- Поведенческая современность
- Эволюционная психология религии
- Могильное поле
- Мать Богиня
- Доисторическая религия
Примечания [ править ]
- ↑ Предшественником австралопитека был Ardipithecus , который некоторые авторы концептуализируют как человекоподобное существо, но место которого в линии является предметом споров. [8] [9]
- ↑ Точные сроки появления Венеры Берехат Рам неясны. Это было между 230 000 и 780 000 лет назад. [16] что определяется возрастом слоев вулканического пепла, в котором он был обнаружен. [17]
Ссылки [ править ]
- ^ Андре Леруа-Гуран и Аннетт Майкельсон, «Религия пещер: магия или метафизика?», The MIT Press , Vol, 37, октябрь 1986 г., стр. 6–17. « Пещерное искусство, зародившееся за 30 000 лет до нашей эры… по-видимому, развилось одновременно с первыми явными проявлениями озабоченности сверхъестественным». (стр. 6)
- ^ Аренас дель Амо, Серхио; Арментано Оллер, Нурия; Даура, Джоан; Санс, Монтсеррат (февраль 2024 г.). «Обзор европейского верхнего палеолита: летопись костей человека разумного» . Журнал археологической науки: отчеты . 53 : 104391. doi : 10.1016/j.jasrep.2024.104391 . ISSN 2352-409X .
- ^ д'Эррико, Франческо (август 2003 г.). «Невидимый рубеж. Многовидовая модель происхождения поведенческой современности» . Эволюционная антропология: проблемы, новости и обзоры . 12 (4): 188–189. дои : 10.1002/evan.10113 . S2CID 1904963 . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Вунн I (2000). «Начало религии». Нумен . 47 (4): 417–452. дои : 10.1163/156852700511612 .
- ^ Хайден, Брайан (17 декабря 2003 г.). «Первоначальный палеолит». Шаманы, колдуны и святые: предыстория религии . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги. п. 90. ИСБН 9781588341686 .
- ^ Вайтман, Грегори Дж. (18 декабря 2014 г.). «Возникновение религиозного ритуала». Истоки религии в палеолите . Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Rowman & Littlefield. п. 222. ИСБН 9781442242890 .
- ^ Вайтман, Грегори Дж. (18 декабря 2014 г.). «Возникновение религиозного ритуала». Истоки религии в палеолите . Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Rowman & Littlefield. стр. 222–223. ISBN 9781442242890 .
- ^ Сармьенто Э.Э. (28 мая 2010 г.). «Комментарий к палеобиологии и классификации Ardipithecus ramidus » . Наука . 328 (5982): 1105. Бибкод : 2010Sci...328.1105S . дои : 10.1126/science.1184148 . ПМИД 20508113 .
- ^ Стэнфорд CB (октябрь 2012 г.). «Шимпанзе и поведение Ardipithecus ramidus ». Ежегодный обзор антропологии . 41 (1): 139–149. doi : 10.1146/annurev-anthro-092611-145724 .
- ^ Раппапорт МБ, Корбалли С (март 2018 г.). «Эволюция религиозных способностей у рода Homo : когнитивная временная последовательность». Зайгон: Журнал религии и науки . 53 (1): 159–197. дои : 10.1111/zygo.12387 . hdl : 10150/628192 .
- ^ Петтитт, Пол (октябрь 2011 г.). «Религия и ритуал в нижнем и среднем палеолите». В Инсолле, Тимоти (ред.). Оксфордский справочник по археологии ритуалов и религии . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. п. 336. ИСБН 9780199232444 .
- ^ Уэслер, Кит В. (2012). «Серьезные проблемы». Археология религии . Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки. п. 34. ISBN 9780761858454 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хайден, Брайан (17 декабря 2003 г.). «Первоначальный палеолит». Шаманы, колдуны и святые: предыстория религии . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги. стр. 95–97. ISBN 9781588341686 .
- ^ Коул Дж. (6 апреля 2017 г.). «Оценка теплотворного значения эпизодов человеческого каннибализма в палеолите» . Научные отчеты . 7 (7): 44707. Бибкод : 2017NatSR...744707C . дои : 10.1038/srep44707 . ПМК 5382840 . ПМИД 28383521 .
- ^ Лью, Джессика (10 июля 2017 г.). «Фигура Венеры» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 3 июня 2021 г.
- ^ Петтитт, Пол (октябрь 2011 г.). «Религия и ритуал в нижнем и среднем палеолите». В Инсолле, Тимоти (ред.). Оксфордский справочник по археологии ритуалов и религии . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. п. 333. ИСБН 9780199232444 .
- ^ Патовари, Кошик (13 октября 2016 г.). «Венера Берехат Рам: старейшее в мире произведение искусства, предшествовавшее появлению человека» . Забавная планета . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Петтитт, Пол (октябрь 2011 г.). «Религия и ритуал в нижнем и среднем палеолите». В Инсолле, Тимоти (ред.). Оксфордский справочник по археологии ритуалов и религии . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. стр. 333–335. ISBN 9780199232444 .
- ^ Генеральный директор Моррисс-Кей (февраль 2010 г.). «Эволюция художественного творчества человека» . Журнал анатомии . 216 (2): 158–176. дои : 10.1111/j.1469-7580.2009.01160.x . ПМЦ 2815939 . ПМИД 19900185 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вайтман, Грегори Дж. (18 декабря 2014 г.). «Возникновение религиозного ритуала». Истоки религии в палеолите . Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Rowman & Littlefield. стр. 224–226. ISBN 9781442242890 .
- ^ Караванич, Айвор (2012). Истоки религии: Символизм и духовность в палеолите . Загреб: Учебник. стр. 41. ISBN 978-953-0-61495-6 .
- ^ Шварц, HP; Скофлек, И. (18 февраля 1982 г.). «Новые даты археологических раскопок Тата, Венгрия» . Природа . 295 (5850): 590–591. Бибкод : 1982Natur.295..590S . дои : 10.1038/295590a0 . S2CID 4338669 . Проверено 23 января 2021 г.
- ^ Хеншилвуд, Кристофер С.; д'Эррико, Франческо; Йейтс, Ройден; Джейкобс, Зенобия; Триболо, Шанталь; Даллер, Джефф А.Т.; Мерсье, Норберт; Сили, Джудит К.; Валладас, Элен; Уоттс, Ян; Винтл, Энн Г. (15 февраля 2002 г.). «Появление современного человеческого поведения: гравюры среднего каменного века из Южной Африки» . Наука . 295 (5558): 1278–1280. Бибкод : 2002Sci...295.1278H . дои : 10.1126/science.1067575 . ПМИД 11786608 . S2CID 31169551 . Проверено 23 января 2021 г.
- ^ Миличевич Брадача, Марина (2002). «Живые, мертвые и могилы». Хистрия Антиква . 8 : 53–62.
- ^ Стрингер, Клайв; Гэмбл, Клайв (1993). В поисках неандертальцев . Темза и Гудзон. п. 159 . ISBN 978-0500278079 .
- ^ Гаргетт, Роберт Х. (апрель 1989 г.). «Серьезные недостатки: доказательства захоронения неандертальцев [а также комментарии и ответы]» (PDF) . Современная антропология . 30 (2): 157–190. дои : 10.1086/203725 . S2CID 146781901 . Проверено 23 января 2021 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Арлетт Леруа-Гуран , Шанидар и его цветы, Палеориент, том. 24, с. 79–88, 1998 г.
- ^ Гланц, Мишель; Виола, Бенс; Ринн, Патрик; Чикишева Татьяна; Деревянко Анатолий; Кривошапкин Андрей; Исламов, Уктур; Сулейманов, Рустам; Ритцман, Терренс (август 2008 г.). «Новые останки гоминидов из Узбекистана» (PDF) . Журнал эволюции человека . 55 (2): 223–237. дои : 10.1016/j.jhevol.2007.12.007 . ПМИД 18499228 . Проверено 23 января 2021 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Роббен, ACGM «Смерть и антропология: введение». В Роббене, ACGM (ред.). Смерть, траур и погребение: межкультурный читатель . Хобокен, Нью-Джерси: Blackwell Publishing Ltd., стр. 1–16.
- ^ Караванич, Айвор (1993). «Каннибализм или возможность религиозного сознания у крапинских неандертальцев» . Obnovljeni Život: журнал философии и религиозных наук . 48 (1): 100–102 . Проверено 18 января 2021 г.
- ^ Караванич, Айвор; Пату-Матис, Мэрилен (2009). «Граница среднего и верхнего палеолита в пещере Виндия (Хорватия): новые результаты и интерпретации». В Кэмпсе, М.; Чаухан, PR (ред.). Справочник по палеолитическим переходам: методы, теории и интерпретации . Нью-Йорк: Спрингер.
- ^ Дефлер, А.; Уайт, Т.; Валенси, П.; Слимак, Л.; Крегу-Боннур, Э. (1 октября 1999 г.). «Неандертальский каннибализм в Мула-Герси, Ардеш, Франция» . Наука . 286 (5437): 128–131. дои : 10.1126/science.286.5437.128 . ПМИД 10506562 . Проверено 23 января 2021 г.
- ^ Гарральда, Мария Долорес; Джакобини, Джакомо (январь 2005 г.). «Порезы на неандертальцах Комб-Греналя и Марильяка. СЭМ-анализ» . Антропология . 43 . Проверено 23 января 2021 г.
- ^ де Ламли, Х.; из Ламли, Массачусетс; Брэнди, Р.; Воин, Э.; Пиллард, Ф.; Пиллард, Б. (1972). «Остановки и стоянки охотников-неандертальцев в пещере Хортус (Валфлонес, Эро)». Ин де Ламли, Х. (ред.). Четвертичные исследования . Марсель: Лаборатория палеонтологии и предыстории человека. стр. 527–623.
- ^ Маккай, Робин (16 мая 2009 г.). «Как неандертальцев постигла ужасная судьба: их съели люди» . theguardian.com . Проверено 23 января 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кляйн, Ричард (1999). Человеческая карьера . Чикаго: Чикагский университет. ISBN 978-0226439655 .
- ^ Фрайер, Дэвид В.; Оршидт, Йорг; Кук, Джилл; Рассел, Мэри Дориа; Радовчич, Яков (2006). «Крапина 3: Порезы и ритуальное поведение?» (PDF) . Периодикум Биологорум . 108 . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ Малез, Мирко (1985). «Пещера Виндия как культовое место неандертальцев» . Ежегодник Вараждинского городского музея . 7 (7) . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ Хауэлл, Фрэнсис Кларк (1968). Ранний человек . Нью-Йорк: Книги Time-Life. ISBN 9780705401227 .
- ^ Бинфорд, Льюис (1981). Кости: древние люди и современные мифы . Орландо: Academic Press Inc.
- ^ Караванич, Айвор (2012). Истоки религии: Символизм и духовность в палеолите . Загреб: Учебник. стр. 80–81. ISBN 978-953-0-61495-6 .
- ^ Бан, Пол (1995). «Новые достижения в искусстве плейстоцена» . Эволюционная антропология . 4 (6): 204–215. дои : 10.1002/evan.1360040604 . S2CID 86322294 . Проверено 25 января 2021 г.
- ^ Брамм, Адам; Октавиана, Адхи Агус; Бурхан, Басран; Хаким, Будианто; Лебе, Рустан; Чжао, Цзянь-синь; Сулистярто, Приятно Хади; Риримасс, Марлон; Адхитьятама, Шинатрия; Сумантри, Иван; Обер, Максим (13 января 2021 г.). «Самое древнее наскальное искусство, найденное на Сулавеси» . Достижения науки . 7 (3): eabd4648. Бибкод : 2021SciA....7.4648B . дои : 10.1126/sciadv.abd4648 . ПМК 7806210 . ПМИД 33523879 .
- ^ Томпсон, Уильям Ирвин. (1981). Падающие тела времени раскрывают: мифологию, сексуальность и истоки культуры . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. п. 105. ИСБН 0-312-80510-1 . ОСЛК 6890108 .
- ^ Халверсон, Джон; Абрамян, Левон; Адамс, Кэтлин; Бан, Пол; Блэк, Лидия; Дэвис, Уитни; Фрост, Робин; Лейтон, Роберт; Льюис-Уильямс, Дэвид; Льямасарес, Ана Мария; Мейнард, Патрик; Стенхаус, Дэвид (февраль 1987 г.). «Искусство ради искусства в эпоху палеолита [и комментарии и ответы]» . Современная антропология . 28 (1): 63–89. дои : 10.1086/203491 . JSTOR 2743113 . S2CID 147269806 . Проверено 25 января 2021 г.
- ^ Караванич, Айвор (2012). Истоки религии: Символизм и духовность в палеолите . Загреб: Учебник. стр. 91. ISBN 978-953-0-61495-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Льюис-Уильямс, Дэвид; Клоттс, Жан (1998). Шаманы доисторических времен: транс и магия в расписных пещерах . Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc.
- ^ Абадиа, Оскар Моро; Паласио-Перес, Эдуардо (май 2015 г.). «Переосмысление структурного анализа палеолитического искусства: новые взгляды на структурализм Леруа-Гурана» . Кембриджский археологический журнал . 25 (3): 657–672. дои : 10.1017/S0959774315000086 . Проверено 25 января 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Козловский, Януш (2004). «Религиозные настроения в доисторические времена: верхний палеолит». В Вандермерше, Бернард; Козловский, Януш; Гумбутас, Мария; Факкини, Фиоренцо (ред.). Религиозность в предыстории . Загреб: христианское настоящее.
- ^ Резников, Егор (июнь 2008 г.). «Звуковой резонанс в доисторические времена: исследование расписных пещер и скал эпохи палеолита» . Журнал Акустического общества Америки . 123 (5): 3603. Бибкод : 2008ASAJ..123.3603R . дои : 10.1121/1.2934773 . Проверено 25 января 2021 г.
- ^ Буркерт, Уолтер (1979). Структура и история в греческой мифологии и ритуале . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 88–89.
- ^ Абсолон, Карел (1949). «Делювиальные антропоморфные статуэтки и рисунки, особенно так называемые статуэтки Венеры, обнаруженные в Моравии: сравнительное исследование» . Артибус Азия . 12 (3): 201–220. дои : 10.2307/3248385 . JSTOR 3248385 . Проверено 25 января 2021 г.
- ^ Макдермотт, Лерой (апрель 1996 г.). «Саморепрезентация в женских фигурках верхнего палеолита» . Современная антропология . 37 (2): 227–275. дои : 10.1086/204491 . S2CID 144914396 . Проверено 25 января 2021 г.
- ^ Диксон, Алан (январь 2011 г.). «Статуэтки Венеры европейского палеолита: символы плодородия или привлекательности?» (PDF) . Журнал антропологии . 2011 : 1–11. дои : 10.1155/2011/569120 . Проверено 25 января 2021 г.
- ^ , Мартин Бейли «Человек-лев из ледникового периода» - самая ранняя в мире фигуративная скульптура. The Art Newspaper, 31 января 2013 г., по состоянию на 1 февраля 2013 г. [1] Архивировано 15 февраля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Олдхаус-Грин, Миранда; Олдхаус-Грин, Стивен (13 июня 2005 г.). В поисках шамана: оборотни, колдуны и духовные целители Древней Европы . Лондон: Thames and Hudson Ltd.
- ^ Свобода, Иржи (2006). «Погребения: ритуал и тафономия». В Свободе, Иржи; Тринкаус, Эрик (ред.). Эволюция человека раннего Нового времени в Центральной Европе: жители Дольни-Вестонице и Павлова . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Уайт, Рэндалл (2006). «Технологические и социальные аспекты нательных украшений «ориньякского века» в Европе». В Кнехте, Хайди; Пиктей, Энн; Уайт, Рэндалл (ред.). До Ласко: сложные записи раннего верхнего палеолита . Бока-Ратон: президент CRC. стр. 277–299.