Ахом религия
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Ассам | |
Священные Писания | |
Лит Лай Пейн Кака, Лай Лит Нанг Хун Пха, Лай-Пхала, Пхра-Лонг (буддист), | |
Языки | |
Ахомский язык | |
Этническая религия народа ахом |
Часть серии о |
Культура Ассама |
---|
Религия Ахом — этническая религия народа Ахом . Народ ахом пришел в Ассам в 1228 году под предводительством тайского принца Сукафаа и смешался с местным населением. Среди людей, прибывших в Ассам, были два клана священников, к которым позже присоединился третий, который принес с собой свою собственную религию, ритуалы, обычаи и священные писания. Религия основана на ритуально-ориентированном поклонении предкам. [4] это требовало жертвоприношения животных ( Бан-Пхи ), [5] хотя существовал по крайней мере один ритуал под влиянием буддизма , в котором жертвоприношения были запрещены ( Пхуралунг ). [6] Поклонение предкам и анимистическая концепция хвана — два общих элемента, присущих другим тайским народным религиям . [7] Нет никакого идолопоклонства, кроме титульного бога царя Ахома. [8] и хотя существует концепция рая или небесного царства ( Монг Пхи , иногда отождествляемый с частью Тиана , Китай ), [9] нет понятия ада. [10] это была государственная религия царства Ахом В начальный период .
Королевство Ахом внезапно расширилось в 16 веке, и народы Ахом стали небольшим меньшинством в своем собственном королевстве, хотя они продолжали контролировать его. Впоследствии они постепенно обратились в другую веру, и к началу 19 века религия Ахом отказалась заменяться индуизмом . В опросе 1931 года все ахомы указали индуизм в качестве своей религии. [11] Тем не менее, с 1960-х и 1970-х годов благодаря движению возрождения Ахома, а также усилиям ученых, многие старые практики религии Ахом возрождаются.
Три священнических клана ( Мосам , Мохунг , МоПлонг ) народа ахом являются нынешними хранителями религии ахом. [12]
Система поклонения предкам ахом [ править ]
Дам-Пхи ( Дам : мертвый; Фи : бог) — поклонение предкам как богам и совершается либо в индивидуальных домах ( Дам-Пхи ), либо публично ( Ме-Дам-Ме-Пхи ). Мертвые в обществе Ахом становятся Дамбой (буквально «дух мертвых»). [13] Они вызывают трепет (страх, удивление и почтение); поклонялись и умилостивляли для защиты. [14] После четырнадцатого поколения Дам становится богом ( Пхи ), и ему поклоняется все сообщество. [15] Есть три степени Дамов , классифицированные в зависимости от поколения (самое старшее из ныне живущих поколений имеет номер один) и обстоятельств смерти, и они переходят от одной степени к другой.
Плотина Гриха [ править ]
Главу семьи и его жену или родителей называют На Дам («новая плотина », 2-е поколение), следующее более высокое поколение — Гай Дам («главная плотина », 3-е поколение), а следующее более высокое поколение — Чи Руан. Плотина (4-го поколения). Каждая плотина завершена только тогда, когда и муж, и жена мертвы. Эти три плотины составляют плотину Гриха (домашняя плотина ), и считается, что они расположены в северо-восточной колонне кухни, Пхо Кам (ассамский: Дам Хута ), которая обычно возводится первой во время строительства дома и считается самым священным местом во всем доме. [16] Ритуалы Дам Пхи направлены на Пхо Кам . [17] Домашнему божеству Сенг Ка Пха также поклоняются в Пхо Каме . [18] Тех, кто умирает неестественной смертью, без детей или незамужних, называют плотиной Джокоруа , они не включены в плотину Гриха , и с ними обращаются и поклоняются по-другому. [19]
Чанг Дам [ править ]
Следующие девять поколений Дам (с 5-го по 13-е) составляют Чанг Дам , Дам , которых выпустили из дома на порог; [20] и им поклоняются согласно особым обрядам, называемым Но Пуруксор Саул Хуа (праздник для девяти поколений).
Плотина Чао Пхи [ править ]
Это заключительный этап для Дамов , и на этом этапе Дамбы (14-й и выше) считаются богами ( Пхи ) и слились с первоначальными праотцами всего сообщества, под общим названием Чао Пхи Дам . К этому классу Дамов также принадлежат два злых божества, Ра Кхин и Ба Кхин , но им поклоняются с более низким статусом и отдельно. [21] в Плотины Джокоруа четырнадцатом поколении становятся Кхином и присоединяются к этим двум божествам. [22]
Боги и космогония [ править ]
упоминается В Священном Писании Ахома Лит Лай Пейн Кака , что сначала не было ничего, кроме воды океана. Фа Ту Чинг — всемогущий бесформенный, безличный всемогущий бог. [23] — открыл глаза на пустоту и таким образом создал из своей груди первое божество — Кхун Теу Кхам . Только что созданный и не найдя ничего, на что можно было бы опереться, Кхун Теу Кхам нырнул в воду, а затем лег на спину, и из его пупка вырос цветок лотоса. За этим последовало создание краба, черепахи и восьмиголовой змеи, окружавшей черепаху. Восемь капюшонов разошлись в восьми направлениях. Тогда был создан белый слон с длинными бивнями и две горы на севере и юге, на которых были поставлены столбы. Затем была создана пара золотистых пауков, которые парили в воздухе и сбрасывали экскременты, из которых возникла земля. Затем пауки установили восемь столбов в восьми углах стены и сплели паутину, чтобы создать рай. Рай в религии Ахом обозначает Тянь, часть Юньнани на юго-западе Китая. [24] известный как Монг Пхи
Сотворение богов [ править ]
Фа Ту Чинг также создал супругу для Кхун Теу Кхама , и Лон Кам у них родились (четыре золотых яйца). Затем Фа Ту Чин создал Таолунг, чтобы согреть яйца, но яйца не вылуплялись в течение многих лет. Итак, он окропил амброзией ( Нья Пулок их ), и появились четыре бога: (1) Фа-Санг-Дин-кхам-Нейеу , (2) Сенг-Ча-Ча-Кхам , (3) Сенг-Кам-Фа и ( 4) Нги-Нгао-Нхам (также называемый Пху-ра ). Четвертый сын, Нги-Нгао-Кхам, остался, чтобы помочь создать мир. Третий сын восстал и превратился в злого духа, хотя его сын Сенг Ка Фа стал домашним божеством.
Досточтимые боги [ править ]
Согласно верованиям ахома, верховным, бесформенным, всемогущим существом является Фа Ту Чинг , который является создателем, хранителем и разрушителем всего. [25] [26] Другие боги и вселенная — его творение. Ахома Пантеон богов , которым обычно приносятся подношения, - это Ленгдон , Кхао Кхам , Ай Ленг Дин , Джан Чай Хунг , Джасинг Фа , Чит Лам Чам , Мут-Кум Тай Кум , Ра-Кхин , Ба-Кхин и Чао Пхи Дам . [27]
Бог | Домен | |
---|---|---|
1 | Као Кхам | Верховное божество воды |
2 | Ай Ленг Дин | Верховное божество земли |
3 | Ян Чай Хунг | Бог-повелитель всех природных сил |
4 | Lengdon | Правитель всей вселенной |
5 | Чит Лам Чам | Верховное божество семи сил |
6 | Мут-Кам Тай-Кам | Главные боги света: солнце и луна |
7 | Джасинг Фа | Оригинальные мудрые праотцы, мастера языка, культуры, образования и знаний. |
8 | Плотина Чао Пхи | Праотцы старше тринадцатого поколения. |
9 | Ра-Хин | Злая сила, создающая различные болезни, боль, страдания в теле. |
10 | Ба-Хин | Злая сила, создающая болезни, боль в уме. |
Чумфа : Чумфа ( Чумфа-Рунг Сенг-Монг ) было титульным божеством династии Ахом , представленным реликвией и символизировавшим суверенитет короля Ахома. Оно сопровождало Сукапху через Паткай в его путешествии в Ассам. [28] Раньше он располагался на королевской резиденции, пока Сукленмунг (1539–1552) не перенес его, и он играл заметную роль во время церемонии Сингаригарута . [29] Говорят, что реликвия была привезена из Монг Пхи Кун Лунгом и Кун Лаем, предками правителей Сукафаа Монг Ри-Монг Рама (ныне Сишуанбаньна , Китай ). [30] и поклоняться ему и обращаться с ним мог только король.
Другие почётные боги [ править ]
Есть много других богов, включая главных богов Ахома. У народа Тай -Ахом обычно было множество богов и духов. Они верят, что в этом мире явлений видимые объекты имеют невидимых духов. [31] Вот некоторые из них. [32]
- Корзина
- Чао Бан (Бог Солнца)
- Чао Дэн (Бог Луны)
- Чао Фай (Бог Огня)
- Чао Фа Кун (Бог дождя)
- Тай Лан (Бог Смерти)
- Аай Ян Нао
- Кхам Сенг или Аай Нанг (богиня богатства)
- Лао Кри. (Полное имя: Мо-Сенг Фа Лао-Кри )
- Пу-Пхи-Су (бог леса, живущий на Тун-Рунг-Рае (фикусовом дереве))
- Кхун Теу Кхам
- никто не голоден
- Фа но ром Шан Дам
- Фа Корабль ip shang Den [33]
Священные Писания [ править ]
Религиозные аспекты записаны в писаниях, написанных на языке ахом на коре, известной как хаси . Религия ахом имеет различные рукописи по гаданию, предсказанию, призыву хвана , заклинаниям и пхралунгу. Три клана жрецов (Мосам, Мохунг, Мо'Плонг) широко используют эти письменности. Некоторые молитвенные тексты, известные как Бан-Сенг, были найдены в Хабунге . Некоторые из них были привезены из провинции Юньнань , Китай . [ нужна ссылка ]
Писание | Описание |
---|---|
Лит Лай Пак Пейн Ка Ка | Лит-Лай-Пат-Пейн-Ка-Ка считается основным писанием религии Ахом. [34] Большая часть космологии и религии Богов Ахома заимствована из этого обширного Священного Писания. |
Khyek Phi Pha Nuru Lengdon Lit Khamphi Lengdon Lanmung | Эти два текста перечисляют ритуальное поклонение Ленгдону. |
Минг Манг Пхуралонг | В этом тексте перечислено ритуальное поклонение Пхуралонгу . |
Дойя Пхура Пути Яо Цзин Бонг Полный Урак Фа Пхра | В этих трех книгах перечислены рассказы Джатаки о Будде. |
Кхек Пхи Умфа Умфа Пхи Кун Ан Лао | В этих книгах перечислено ритуальное поклонение Умфе. |
Дам-Пхи-Чи-Фун-Кка-Рик Хван Khon Ming Бар Пхай | В этих книгах перечислен ритуал поклонения Рик-хвану, способствующий долголетию. |
Лит Ме-Дам Ме-Пхи | В этой книге перечислены ритуальные поклонения предкам. |
Лай Лит Нанг Хун Пха | Здесь перечислена ритуальная церемония бракосочетания Ахом под названием Чо-клонг . |
Джатак Пхи Ан Ак | Включены подробности ритуалов, связанных с церемонией рождения. [35] |
Лит Йе Сенг Фа: | Включены подробности ритуалов, связанных с Е-Сенг-Фа (Королевой-предком, Повелительницей знаний и искусств). [36] |
Кай Там По цене | В рукописи описан ритуал принесения в жертву курицы путем заклинания, не вызывающий смерти от удушья и разрезания, а также описан метод гадания путем изучения куриных костей или куриных ножек. [37] |
Пат Нам Лай Лит Аап Тан | В книгах описан процесс очистки воды. |
Пун Ко' хочетонг | Рукопись, описывающая происхождение. |
Пхи Луонг - Пхи Ван | Рукопись посвящена астрологии Ахома. |
Ритуалы [ править ]
Религия Ахом основана на ритуалах, и существует два типа ритуалов: Бан-Пхи , предполагающий принесение в жертву животных, и Пхуралунг , запрещающий принесение в жертву животных. Ритуалы также могли проводиться на домашнем или общинном уровне.
Коммунальные церемонии [ править ]
Ме-Дам-Ме-Пхи [ править ]
Ме-Дам-Ме-Пхи ( язык ахома : Ме — поклонение; Дам — дух мертвых; Фи — бог) — одна из главных церемоний среди религиозных ритуалов ахома, которая проводится публично, умилостивляя духов умерших. В наше время он проводится ежегодно 31 января. Ритуалы начинаются с создания временной конструкции из бамбука и соломы восьмиугольной формы, называемой хо-пхи . В нем на главной платформе размещены шесть приподнятых блюд для следующих божеств: Джашинг Фа , Джан Чай Хунг , Ленгдон , Чит Лам Чам , Мут-Кум Тай-Кум , Чао Пхи Дам . Слева от главной платформы приподнятые платформы для Кхао Кхама и Ай Ленг Дина расположены ; и справа поднятые блюда Ра Кхина и Ба Кхина . [38]
Рик-Хван Монг Хван [ править ]
Рик -Хван Монг Хван ( язык ахом : Рик - звать; Хван - Жизнь/долголетие/Душа; Монг - Нация), [39] — это ритуал поклонения Хвану , призванный усилить или вернуть процветание государства или человека. Рик Кван — важная часть брачной системы Тай-Ахом, описанной в старом тайском письме Лай Лит Нанг Хун Фа . Раньше Рик-Хван Мунг Хван исполнялся королями Тай-Ахома в честь победы в войне или прихода к власти новых королей. Во время церемонии преданный умилостивляет бога Као Кхама (бога воды) и призывает вернуть душу в первоначальное нормальное место и даровать долгую жизнь. [40]
Необщинные ритуалы [ править ]
Дам Пхи [ править ]
Ритуалы Дам Пхи предназначены для умилостивления плотины На Дам , Гай , плотины Чи Руан и плотины Джокоруа у колонны Фо Кам внутри дома. Эти ритуалы проводятся во всех благоприятных случаях в доме: три Биху , церемония На Хуа (праздник после нового урожая), новое рождение в доме, нуай тулони бия (церемония женского полового созревания), Чак лан (бракосочетание) и ежегодный ритуал. церемонии смерти. [41]
с религиями Азии Сходства Восточной
Религия ахом в первую очередь основана на поклонении Божествам, называемым Фи и Дам (Дух предков). Поклонение предкам и анимистическая концепция хвана — два общих элемента, присущих другим тайским народным религиям . [42] В то время как двойственность индивидуального «я» Хань (Фу) и Пу — это концепции, которые, вероятно, пришли из даосских концепций Инь и Ян . [43] Обычайные священные подношения, состоящие из курицы и традиционного лаосского рисового пива, как в разбавленном ( Нам Лао ), так и в неразбавленном ( Луок Лао ) виде, можно увидеть и в других народных религиях Тай . [44]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ «Документация по идентификатору 639: ахо – ISO 639-3» . SIL International (ранее известный как Летний институт лингвистики) . СИЛ Интернешнл . Проверено 29 июня 2019 г.
Ахом [ахо]
- ^ «Население религиозными общинами» . Перепись населения Индии – 2001 г. Министерство внутренних дел, Правительство Индии . Проверено 1 июля 2019 г.
Поиск данных переписи населения/Серия C/Население по религиозным общинам
- ^ «Население по религиозным общинам – 2011 г.» . Перепись Индии 2011 года . Генеральный регистратор и комиссар по переписи населения, Индия. Архивировано из оригинала 25 августа 2015 года.
2011census/C-01/DDW00C-01 MDDS.XLS.
- ^ «Религия Тай Ахом объясняются и интерпретируются учеными по-разному; тем не менее, древняя религия Тай Ахомов, по сути, является религией поклонения предкам . Это религия, ориентированная на ритуалы, и ритуалы в первую очередь основаны на культе поклонение предкам». ( Гогой 2011 :17)
- ^ «Бан Фи» - это процесс жертвоприношения богам и предкам. ( Гогой 2011 :47)
- ^ «Хотя кровавое жертвоприношение является обязательным в ритуалах Тай Ахом, церемония «Пхуралунг» не требует пролития крови какой-либо птицы или животного». ( Гогой 2011 :48)
- ^ Религия Тай Ахом полностью основана на самом культе поклонения предкам и вере Кхон (Хван), и эти два элемента являются общими элементами, присутствующими у всех тайцев, распространяющихся по миру. ( Гогой 2011 : XII)
- ^ нет поклонения изображениям или идолопоклонства, «В религии Тай Ахом за исключением Чумфа рунг шэн мунг , широко известного как Чум Фа ». ( Гогой 2011 :21)
- ^ «Рай здесь, Тянь, часть Юньнани, на юго-западе Китая». ( Гогой 1976 :14)
- ^ «Концепция« Небесного Царства »или« Монг Пхи »присутствует в религии Тай Ахом. Но в этой религии нет понятия ада» ( Гогой 2011 : 21)
- ^ "Отчет переписи населения Ассама 1931 года зафиксировал 249 434 ахома в Ассаме.разошлись по разным районам, и все они были возвращены индусами» ( Гогой 2011 :11).
- ^ ( Гогой 2011 : 70)
- ^ ( Гогой 2011 : 26)
- ^ «Когда его потомки умилостивляют его подношениями, он спускается на землю, принимает подношения и наблюдает за ними как их дух-хранитель». ( Гогой 2011 : 42)
- ^ «Человек становится Дамой после своей смерти, и он получает приношение в качестве домашнего Дама, когда он становится Фи после перехода через четырнадцатое поколение, считая от живого дома, тогда он больше не остается Дамой, но считается богом и никоим образом не связан с конкретной семьей и становится национальным духом или богом-предком для всего сообщества». ( Гогой 2011 : 34–35)
- ^ ( Гогой 2011 : 28)
- ^ ( Гогой 2011 : 160)
- ^ ( Гогой 1976 :13)
- ^ ( Гогой 2011 : 27–28)
- ^ «( Плотина Чи Рен ) повышаются до порога или Джакхала до небес, а затем поднимаются на плотину Чанг Пхи ». ( Гогой 2011 :28)
- ^ «Наряду с богами и плотиной Чао Пхи, поклоняются еще двум злым божествам, а именно Ра-Хири и Ба-Хири. Однако им не присвоен тот же статус и почитание, что и восьми богам и плотине Чао Пхи. Они им поклоняются, создавая платформу на земле вдали от основного места проведения ритуала. Для отделения их от основного места проведения ритуала возводят небольшую толстую стену». ( Гогой 2011 :30)
- ^ ( Гогой 2011 : 30)
- ^ ( Гогой 2011 : 17,18)
- ^ ( Гогой 1976 :14)
- ^ ( Гогой 1976 :1)
- ^ ( Гогой 2011 : 19)
- ^ ( Гогой 2011 : 20)
- ^ ( Гогой 1976 : 9)
- ^ ( Гогой 1976 :10)
- ^ ( Гогой 1976 : 9)
- ^ ( Гогой 1976 :12)
- ^ ( Гогой, 1976 )
- ^ ( Гогой 1976 :13)
- ↑ У Тай Ахомов есть ряд священных текстов, и Лит Лай Пак Пейн Кака является самым важным религиозным писанием, которое называется Библией религии Тай Ахом» ( Gogoi 2011 : 18–19) .
- ^ ( Гогой 2011 : 18–19)
- ^ ( Гогой 2011 : 18–19)
- ^ ( Гогой 2011 : 18–19)
- ^ ( Гогой 2011 : 71)
- ^ ( Гогой 2006 :43)
- ^ ( Гогой 2006 :43)
- ^ ( Гогой 2011 : 152–153)
- ^ «Религия Тай Ахом полностью основана на самом культе поклонения предкам и вере Кхон (Хван), и эти два элемента являются общими элементами, присутствующими у всех тайцев, распространяющихся по миру». ( Гогой 2011 : XII)
- ^ ( Гогой 2011 : vii)
- ^ ( Гогой 2011 : 288)
Ссылки [ править ]
- Гогои, Падмешвар (1976). Тай Ахом Религия и обычаи . Издательский совет, Гаухати, Ассам.
- Гогои, Шруташвини (2011). Тай ахом религия - философское исследование (доктор философии). hdl : 10603/116167 . Проверено 31 января 2019 г.
- Гогои, Нитул Кумар (2006). Преемственность и перемены среди ахомов . Концептуальное издательство. ISBN 9788180692819 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Даоратанахонг, Лакана; Эдмондсон, Джерольд А.; Синнотт, Меган; Канда, Яги; Чоннабот, Махавиттайалай Махидон Сатхабан Вичхай Фаса лэ Ваттанатхам пха Пхаттана; Тонгди, Чам (1998). Знакомство с народом Тай-Кадай: Международная конференция по изучению Тай, 29-31 июля 1998 г., Ройал-Ривер, Бангкок . Институт языка и культуры сельского развития, Университет Махидол. п. 30. ISBN 9789746613491 .
- Юго-Восточная Азия, общество (2001). Тайская культура: Международный обзор исследований тайской культуры . Компания SEACOM Юго-Восточной Азии. п. 144.