Ассамский шелк
Шелк Ассама обозначает три основных типа местного дикого шелка, производимого в Ассаме: золотой муга , белый пах и теплый шелк эри . Шелковая промышленность Ассама, центр которой сейчас находится в Суалкучи , является трудоемкой отраслью. [1] [2]
История
[ редактировать ]Ассам с древних времен был известен производством высококачественного шелка. Ткачество соседствует с производством шелка. В Ассаме оно стало настолько изощренным, что стало известно по всей Индии и за рубежом. В Кишкиндха Канде Рамаяны . говорится, что тот, кто путешествует на восток, должен сначала пройти через Магадху , Ангу , Пундру , а затем через Коша-каранам-бхуми («страну, выращивающую коконы») [3] [4] [5] Каутильи » В « Арташастре , политической литературе III века до нашей эры, упоминаются изысканные шелковые одежды из Ассама. Каутилья упоминает производство Суварнакудьяки (из Камрупы ) наряду с Вангикой (из Ванги /южной Бенгалии), Магадхикой (из Магадхи ) и Паундрикой (из Пундры /северной Бенгалии), из которых ткани Суварнакудьяка, Магадхика и Паундрика были типами Каусеи ( Туссар) . /Муга ) и Чина-патта ( шелк шелковицы ). [6] Тот факт, что Камрупа создал Суварнакудьяку, подтверждает писатель VIII века Кумарила Бхатта , который в своем комментарии к Артхашатре сказал, что Камрупа был Суварнакудьякой ( Камарупешаива Суварна Кудья ). [7] Согласно Артхашатре, волокна Суварнакудьяки были «цвета масла», «красные, как солнце», и самого высокого качества. [8] Благодаря такому описанию цвета тип шелка можно легко определить как Муга. В тексте также упоминаются четыре дерева ( Вакула , Ликуча , Вата и Нага-врикша ), которыми питаются тутовые шелкопряды. Из них Вакула и Нага-врикша [9] принадлежат к роду Ericales и Magnolia, тутовый шелкопряд Муга Antheraea assamensis которыми , как известно, питается ; а Ликуча (Artocarpus lakucha) и Вата принадлежат к роду Moraceae (Шелковица), которым шелкопряд Пэт питается . Это дополнительно подтверждается тезаурусом 9-го века Амара-коша , в котором упоминается, что черви волокна Патрорны (разновидность белого шелка) питались листьями Ваты , Лакучи и т. д. [10] В Арташастре также утверждается, что волокно пряли, пока нити были влажными, что указывает на то, что метод производства в тот период оставался прежним. [11] Древний текст Калика-пурана (датированный между 10-11 веками) хорошо описывает использование шелка при поклонении божествам в древней Камрупе. Согласно тексту, во время поклонения божествам в питхе Диккарвасини (также известной как Тамрешвари Садии (что означает дикий шелк, вероятно, Муга) использовалась для драпировки идолов главных божеств ), красная, желтая и белая каусея храма. [12] [13] [14] Известно, что в старину Муга была доступна в желтом (натуральном), белом ( Меджанкари муга ) и часто окрашенном в красный цвет лаком. [15]
Знания о шелководстве, вероятно, пришли с тибето-бирманскими группами, прибывшими из Китая примерно в период 3000-2000 гг. до н.э. Более того, существовала еще одна торговля Шелком по Юго-Западному Шелковому пути, который начинался из Китая, проходил через Бирму и Ассам и, наконец, соединялся с главным Шелковым путем в Туркменистане. Есть и другие записи, свидетельствующие о том, что шелк попал в Индию через Ассам. Согласно санскритскому тексту Харшачарита (биография правителя Северной Индии Харшавардхана, написанная придворным поэтом Банабхаттой в VII веке), во время церемонии коронации короля Харшавардхана король Камрупы Бхаскарварман подарил королю Северной Индии множество драгоценных предметов. Из них наиболее важными являются драгоценные ткани и драгоценности. В их число входили зонт, обернутый тканью дукула , мешки из ткани патта-сутры , а также ткани ксома , которые были чисты, как свет осенней луны ( шарада чандрама шауча ксамани ). Эти ткани могут быть шелковыми. [16] или белье. В тексте также упоминается, что волокна поясницы были настолько ровными и отполированными, что напоминали Бходж-патру , что также могло указывать на шелк. [17] Есть также упоминания о шелке Ассама в записях Хуэн Санга , где он описал использование и торговлю шелком в Камрупе во время правления короля Бхаскара Вармана. Рам Мохан Натх в своей книге «История ассамской культуры» утверждает, что «было ясно, что в древние времена торговцы из разных частей Тибета , Центральной Азии и Китая стекались в Ассам разными маршрутами, и, поскольку они торговали в основном шелком, они были обычно называемые Серес – Чиррахадои – Сиритис – Чирата – Кирата. Таким образом, слово Кирата является общим термином, относящимся к людям монголоидного происхождения, и особенно относится к бодосам». [18] Эти Бодо, упомянутые Натхом, сегодня известны как Качарис , который включает в себя такие группы, как Борос , Деори , Димасас , Чутиас , Рабхас , Соновал , Гаро и Кох . Дж. Геохеган в своей книге «Шелк в Индии» утверждает: «Какова бы ни была дата интродукции червя, его географическое распространение в настоящее время и тот факт, что впервые интродуцированный вид был мультивольтинным, мне кажется, приводят к выводу что это насекомое впервые было завезено в Индию с северо-востока». [19]
Генетические исследования тутового шелкопряда показывают, что шелк Ассама произошел в двух конкретных регионах Ассама. Одним из них были холмы Гаро в древнем царстве Камрупа , а другим — Дхакуахана в древнем Чутском царстве .
Виды ассамского шелка
[ редактировать ]Муга шелк
[ редактировать ]Шелк муга — это продукт тутового шелкопряда Antheraea assamensis, эндемичного для Ассама. Личинки Machilus этих бабочек питаются листьями сома ( Bombycina ) и суалу ( Litsaea Polyantha ). Произведенный шелк известен своей блестящей, тонкой текстурой и долговечностью. Ранее сообщалось, что шелк муга нельзя красить или отбеливать из-за «малой пористости», но это неверно; муга красится, как и любой другой шелк. Этот шелк можно стирать вручную, и его блеск увеличивается после каждой стирки. Очень часто шелк переживает своего владельца.

В 2015 году Адарш Гупта К. из исследовательской группы Нагараджу в Центре дактилоскопии и диагностики ДНК в Хайдарабаде, Индия, обнаружил полную последовательность и белковую структуру фиброина шелка муга и опубликовал их в журнале Nature Scientific Reports. [20]
Шелку муга присвоен статус географического указания (GI) с 2007 года, а логотип подлинной продукции зарегистрирован в Совете по науке, технологиям и окружающей среде Ассама. Центральный совет по шелку Индии имеет полномочия проверять изделия из шелка Муга, удостоверять их подлинность и разрешать торговцам использовать логотип GI.
Белый шелковый узор
[ редактировать ]
Пэт-шелк производится Bombyx textor шелковичными червями , которые питаются листьями шелковицы ( Morus spp.). Обычно он ярко-белого или почти белого цвета. Его ткань может сохнуть в тени.
Эри шелк
[ редактировать ]Шелк Эри производится Samia cynthia ricini , которая питается листьями клещевины ( Ricinus communis ). Он также известен как шелк энди или эрранди. Поскольку процесс производства эри позволяет куколкам развиваться во взрослых особей, а для превращения в шелк используются только коконы с открытыми концами , его также широко называют ненасильственным шелком. Этот шелк мягкий и теплый, из него делают шали и одеяла. [21]
Шелковая промышленность Суалкучи
[ редактировать ]Суалкучи — многокастовый город в Камрупском (сельском) округе штата Ассам, расположенный на северном берегу могучей Брахмапутры на расстоянии 30 км к западу от Гувахати.
Многие жители Суалкучи занимаются ткачеством. Почти в каждом доме есть ручной ткацкий станок для производства традиционного ассамского шелка. [ нужна ссылка ]
Согласно отчету переписи 2001 года, уровень участия рабочей силы в городе составлял 37,93% от общей численности населения, из которых только 0,53% были земледельцами, 1,2% - сельскохозяйственными рабочими, 56,37% были заняты в домашнем хозяйстве, а остальные 41,90% были заняты в домашнем хозяйстве. занимается другой деятельностью.
В Ассаме есть несколько тысяч ручных ткацких станков, но большинство из них ткут дома несколько метров ткани для использования членами семьи. Есть также несколько полукоммерческих ткацких станков, производящих несколько метров тканей для рынка в свободное от работы домохозяек время. Эти полукоммерческие ткачи работают либо самостоятельно, либо под руководством так называемых «махаджанов». Махаджаны поставляют пряжу бедным ткачам, которые возвращают сотканную ткань в счет заработной платы за штуку.
История
[ редактировать ]Хотя шелк выращивали и ткали женщины по всему Ассаму, шелковая одежда из определенного места под названием Суалкучи приобрела большую известность во времена правления Камарупы , а также правления Ахома .
Говорят, что Суалкучи был основан в 11 веке королем Дхарма Палой из династии Пала , которая правила западным Ассамом с 900 по 1100 год нашей эры. История гласит, что Дхарма Пала перевез 26 семей ткачей из Тантикучи в Барпете в Суалкучи и создал деревню ткачей недалеко от современного Гувахати. [22] В этот период шелку было предоставлено королевское покровительство, и Суалкути стал важным центром шелководства.
Ручные ткацкие станки Суалкучи производят хлопчатобумажные ткани, шелковые ткани и ткани Хади . Этот традиционный текстиль имеет высокую социальную и моральную ценность как в государстве, так и за его пределами. Однако Суалкучи наиболее известен своим шелковым текстилем, как тутовым, так и муга. Муга, «золотое волокно», производится только в Ассаме; он стал известен как ассамский шелк из-за его связи с этим регионом. Такая деятельность издавна тесно связана с культурой и традициями ассамского народа.
Имея давнюю традицию ткачества шелка, по крайней мере, с 17 века, Суалкучи является центром ручного ткацкого производства шелка в Ассаме. [23] [24] Первоначально Суалкучи был «ремесленной деревней», где до 1940-х годов было несколько надомных производств, таких как ручное ткачество, традиционная обработка нефти, ювелирное дело и гончарное дело. Но с 1940-х годов другие отрасли, кроме ручного ткачества, почти вымерли, и ремесленники занялись ткачеством шелка. До 1930 года ткацкая промышленность Суалкучи оставалась почти ограниченной общиной Танти Тантипара. Позже шелководством постепенно занялись люди, принадлежащие к другим общинам. Теперь даже рыбаки деревни Койбортапара в Бамун-Суалкучи и семьи брахманов также отказались от своих кастовых занятий и занялись ткачеством шелка в качестве основного источника дохода.
Ткацкая промышленность Суалкучи получила большой импульс во время Второй мировой войны . Растущий спрос на ткани и рост цен на них побудили несколько семей Танти заняться коммерческим ткачеством. Они открыли ткацкие фабрики, привлекая наемных ткачей. [ нужна ссылка ] Сегодня 73,78% домохозяйств Суалкучи работают в коммерческом ткацком производстве.
Хотя наемными ткачами изначально были местные бедняки из Бамун-Суалкучи и Бхатипара, с 1980-х годов в отрасли стали доминировать ткачи-мигранты из разных частей Ассама. Перепись ручных ткацких станков в Суалкучи, проведенная в 2002 году, показывает, что в Суалкучи имеется 13 752 действующих коммерческих ручных ткацких станка, и 54,75% этих ткацких станков эксплуатируются ткачихами, нанятыми из городов за пределами Суалкучи.
Хотя выращивание шелка давно исчезло, гани [ проверьте орфографию ] промышленность исчезла в начале 20 века как «Мудойс» Суалкучи.
В 21 веке местные ткачи и ремесленники Суалкучи начали использовать цифровые платформы для продвижения своей продукции по всему миру. [ нужна ссылка ]
Культурное влияние шелка Ассама
[ редактировать ]Шелк Ассама был признан крупными деятелями индийской культуры, в первую очередь Махатмой Ганди и Нараяном Чандрой Дасом.
Ганди посетил Суалкучи 9 января 1946 года, чтобы осмотреть выставку одежды эри и хади. Дизайнер Раджен Дек выплел изображение Ганди на кусок ткани, и выставка подарила ему его. Вытканная картина была настолько прекрасной, что были изображены даже два сломанных передних зуба Ганди с улыбающимся лицом, и, увидев картину, отец нации заметил, что ткачи умеют вплетать мечты в свою ткань. [ нужна ссылка ]
«Khat Khat Khatsalare sabade Prean mor Nite Nachuyai» была одной из самых популярных радиопесен, сочиненной и исполненной в пятидесятые годы прошлого века нынешним артистом-пенсионером Нараяном Чандрой Дасом Оф Суалкучи. [ нужна ссылка ] На самом деле звук ткацкого станка «щелк-клак-щелк» заставляет душу прохожего танцевать под ритмичный грохот челнока, пролетающего сквозь навесы пленки.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «С 2016 года текстильная продукция Sualkuchi имеет торговую марку Sualkuchi's, принадлежащую Sualkuchi Tat Silpa Unnayan Samity» . Интеллектуальная собственность Индии. Архивировано из оригинала 10 ноября 2016 г. Проверено 9 ноября 2016 г.
- ^ Мокаши, Рави; Кире, Менуолхули. «Традиция шелководства Суалкучи, Ассам» . Источник. Архивировано из оригинала 30 октября 2012 года . Проверено 10 января 2013 г.
- ^ Шарма, С.К., Открытие Северо-Восточной Индии , стр.315.
- ^ Дека, Фани. Великий Индийский коридор на Востоке , с.63.
- ^ М, Резеда. Общество и экономика Северо-Восточной Индии, Том 2 , 2004 г., стр.316.
- ^ «Каутилья, Артхашатра , стр. 110, «Выше описаны ткани, известные как каусея, шелковая ткань, и чинапатта, ткани китайского производства». » ( PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 ноября 2020 г. Проверено 6 февраля 2020 г.
- ^ Дхаваликар, М.К., Археология Гувахати , 1972, стр.139.
- ^ «Каутилья, Артхашатра , стр.110» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 ноября 2020 г. Проверено 6 февраля 2020 г.
- ^ Журнал исследовательского общества Бихара и Ориссы, том. 3, стр.215, «Есть некоторые сомнения в идентификации дерева Нага, названного в Артхашастре . Лексикографы считают, что оно обозначает дерево Нага-кесара и Пуннага , цветы которого обладают желтым пыльником. Синоним Нага-кесары это Чампейя , потому что цветок Чампаки (Michelina champac) желтый, и не менее примечательно, что шелк Чампа, который когда-то прославлялся в Ассаме, был прекрасного белого цвета». п. 212: «Существует разновидность муги , называемая Чампа муга , ее черви питаются листьями дерева Чампа (Michelia champaca). Сэр Джордж Уотт сообщает нам, что «шелк Чпа сегодня кажется почти совсем забытым, но это был прекрасный белый шелк, который в прежние времена носили короли и знать Ассама».
- ^ Журнал исследовательского общества Бихара и Ориссы, том. 3, стр. 214, «Разновидность Каушеи называлась Патрорна (Пат шелк). В Амара-коше она определяется как «отбеленная или белая Каушея » и, как говорят, стоила дорого... Комментатор Кширасвами( Амара-коша), утверждает, что это волокно, вырабатываемое слюной червя на листьях лакучи (Artocarpus lakoocha), ваты (Ficus bengalensis) и т. д.»
- ^ «Каутилья, Артхашатра , стр. 109», и то, что является продуктом страны, Суварнакудья, красное, как солнце, такое же мягкое, как поверхность драгоценного камня, сотканное из очень влажных нитей и однородное ( чатурасра) или смешанной текстуры (вьямишравана). «» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 ноября 2020 г. Проверено 6 февраля 2020 г.
- ^ Шастри, Б.Н., «Каликапурана: текст, введение и английский перевод с указателем Шлоки», стр. 1240: «Богиня в своей форме Лалитаканты (приятно очаровательной) известна как Мангала чанди,... она носит красный шелк ( ракта-каусея-васана )».
- ^ Шастри, Б.Н., «Каликапурана: текст, введение и английский перевод с указателем Шлоки», стр. 1243-45: «О царь! Слушай процедуру поклонения Брахме с восторженным вниманием... Красный шелк ( ракта-каусея-вастрам ) — его (Брахмы) любимая одежда, рис, приготовленный на молоке, кунжут, смешанный с топленым маслом, — это его любимая еда».
- ^ Шастри, Б.Н., «Каликапурана: текст, введение и английский перевод с указателем Шлоки», стр. 1259: «Васудеве можно поклоняться кратковременно или тщательно. Красный, желтый и белый шелк — любимая одежда Вишну…»
- ^ Журнал исследовательского общества Бихара и Ориссы, том. 3, с.212, «Была еще одна подобного качества. Она известна как муга Мезанкари , червь, питающийся деревом Адакари (Litsea citrata).» Эта муга составляла одежду высших чинов, большинство из которых были окрашены красный с лаком, но некоторые были белыми. Сейчас его мало».
- ^ «Кирата-джана-крити», С.К. Чаттерджи, 1951, стр. 95-96
- ^ Сухас Чаттерджи, Индийская цивилизация и культура, стр. 435
- ^ Нат, Рам Мохан (1948). Задняя часть ассамской культуры . п. 15.
- ^ Шелк в Индии: некоторые сведения о шелке в Индии, особенно о различных попытках стимулировать и расширять шелководство в этой стране . Канцелярия суперинтенданта государственной печати. 1872. с. iii.
- ^ Адарш Гупта. К. «Молекулярная архитектура фиброина шелка индийского золотого шелкопряда Antheraea assama » .
- ^ Ник Бэтти, Пол Э. Хэтчер (2011). Биологическое разнообразие: эксплуататоры и эксплуатируемые . Уилли. ISBN 9780470979860 .
- ^ Надвигаются проблемы
- ^ Байшья, Прабин (2005). Шелковая промышленность Ассама: пример Суалкучи . Спектр. п. 65. ИСБН 9788187502982 .
- ^ Сельскохозяйственная ситуация в Индии . Том. 65. Университет штата Иллинойс в Урбана-Шампейн: менеджер по публикациям, гражданские линии. Участник Индия. Управление экономики и статистики. 2008. с. 549.