Боргет
Боргет | |
---|---|
![]() Воображаемый портрет Шриманты Санкардевы , основателя Боргита. | |
Стилистическое происхождение | Преданная песня |
Культурное происхождение | Начало 1500-х – конец 1700-х годов Ассам , неовайшнавизм |
Типовые инструменты | Khol , Taal |
Региональные сцены | |
Ассам, Индия | |
Местные сцены | |
Саттра , Намгар | |
Другие темы | |
Хиранам , Диханам , Бхаона , Анкиа Наат , Катха Гуру Чарита |
Боргеетс ( ассамский : বৰগীত , латинизированный : Borgeet , букв. «небесные песни») — это сборник лирических песен, которые привязаны к определенным рагам , но не обязательно к какой-либо тале . Эти песни, сочиненные Шримантой Шанкардевой и Мадхавдевой в 15-16 веках, используются для начала молитвенных служб в монастырях , например Сатра и Намгар, связанных с Экашарана Дхармой ; и они также принадлежат к репертуару Музыки Мегхалаи вне религиозного контекста. Это лирическая линия, выражающая религиозные чувства поэтов, реагирующих на различные ситуации. [ 1 ] и отличаются от других текстов, связанных с Экасарана Дхармой . [ 2 ] Подобные песни, написанные другими, обычно не считаются боргеетами .
Первый Боргит был составлен Шримантой Санкардевой во время его первого паломничества в Бадрикашрам в 1488 году, что совпадает с рождением Дхрупада при дворе Ман Сингха Томара (1486-1518) в Гвалиоре. [ 3 ] Боргееты написаны на диалекте Браджавали , который отличается от Браджабули, используемого в Ориссе и Бенгалии, — это язык, в котором к ассамским лексикам и произношениям были добавлены флексии Майтхили. [ 4 ] создан Шанкардевом и Мадхабдевом.
Тексты песен
[ редактировать ]Боргееты пада написаны в форме стихов . Первая пада, отмеченная друнгом , [ 5 ] работает как припев и повторяется во время пения последующих куплетов. [ 6 ] В последнем куплете обычно упоминается имя поэта. Говорят , что структура боргеетов моделирует песни Чарьяпады 8-10 веков . [ 7 ]
Первый боргеет, мана мери рама-чаранахи лагу , был составлен Шанкардевой в Бадрикашраме во время его первого паломничества. Язык, который он использовал для всех своих боргеетов , — это браджавали , искусственная смесь майтхили-ассамского языка; хотя Мадхавдева использовал Браджавали очень экономно. [ 8 ] Браджавали с его преобладанием гласных и аллитеративных выражений считался идеальным для лирических композиций, а Санкардева использовал его для боргеетов и анкиа-наатов . [ 9 ] Шанкардева составил около двухсот сорока боргеетов , но пожар уничтожил их все, и только около тридцати четырех из них удалось восстановить из памяти. Шанкардева, очень опечаленный этой потерей, отказался писать боргееты и попросил Мадхавдеву написать их вместо этого.
Мадхавдева составил более двухсот боргеет , в которых основное внимание уделяется ребенку-Кришне. [ 10 ]
Музыка
[ редактировать ]Рага: Бхатияли
Композитор: Мадхавдева
Художник: Ашвини Бхиде-Дешпанде
Музыка боргеетов основана на рагах , о которых ясно упоминается; и рагинис , женские аналоги раг, категорически не используются. [ 11 ] ритм ( тала С другой стороны, ) не упоминается; и боргеетам не нужно настраивать ритм. Тем не менее, по традиции тала используется, когда борге исполняется для публики или в собрании, и в целом определенные раги связаны с конкретными таласами (например, Ашовари -рага с яти-мааном ; Кальяна -рага с хар-мааном , и т. д.). [ 12 ] Легкость, присущая индийской классической музыке типа кьял , отсутствует, вместо этого музыка ближе к стилю Дхрупада . Пению борги предшествует рага дийа или рага тана , местный термин, обозначающий алап , но в отличие от слогов, используемых в Кхьяле или Дхрупаде, такие слова, как Рама , Хари , Говинда и т. д. используются [ 13 ] Более того, рага-дия является фиксированной, в отличие от алапа импровизированного .
Техника Боргит следует традиции Прабандхана Гана , которая является современницей Дхрупада и Крити в музыке хиндустани и карнатика . В боргеетах имеется от восьми матр до тридцати двух матр , каждая из которых состоит из трех частей пропорциональной длины, а именно: Га-ман, Гхат и Кок . Эти талы отличаются по структуре, ритмическому рисунку, а также стилю игры от тал , которые сейчас исполняются под музыку хиндустани и карнатика . Некоторые из них, такие как Рупака, Эктали, Яти, Бисам и т. д., упоминаются не только в Сангита-шастрах , таких как Сангита Ратнакара , но также и в Джаядевы » «Гита-Говинде . [ 14 ]

Стиль
[ редактировать ]Считается, что боргеты составляли неотъемлемую часть Нама-Киртана со времен Санкардевы . Регулярное исполнение Нама-Киртана в Шатрах и Намгарах совершается одним человеком по имени Нам-лагова , где Нам-лагова сначала поет только схему раги , подходящей для этого времени дня, и поет Боргит или Анкар. Гит вошел в эту рагу, не выдерживая никакого ритма, повторяя Дхрунг или Дхрува после каждого куплета пад (последующих стихов). Такие исполнения Боргита считаются пением на языках Бак-санчар (чистая манипуляция голосом) или Мелан (свобода от ритмических ограничений). Совершение Нама-Киртана ранним утром в сопровождении Кхути Таала называется Манджира-прасанга . Представление Таль -кобова прасанги , которое сопровождается Бортаалом, может проводиться как утром, так и в сумерках. И в Манджира-прасанге , и в Таль-кобова прасанге играют с боргеетами . В таких случаях, как Кришна Джанмаштами , Доул , Биху , годовщины смерти ( титхи) религиозных наставников, включая Санкардеву и Мадхавдеву , и в течение всего месяца исполнению Боргита предшествует оркестровое исполнение Кхола , Таала , Негеры (ударного инструмента) и т. д. Бхадра или Йога-гова. Оркестр состоит из одной или двух пар Негера, Таал , Холс , которые исполняются в унисон. [ 15 ] [ 16 ]
Современное использование
[ редактировать ]Строгие правила, связанные с боргеетами и до сих пор практикуемые в Саттрах, в популярных изображениях избегаются. Очень опытный игрок на холе и известный певец Хаген Маханта спел и задокументировал некоторые боргееты в чистом виде в альбоме под названием Rajani Bidur. Он был из семьи сатрадхикаров. Он и его сестра Никунджалата Маханта из Гаджала Сатры очень хорошо владели этой формой. Боргеетс также использовал Бхупен Хазарика , [ 17 ] в кино, а популярные певцы, такие как Зубин Гарг, выпустили свои версии. [ 18 ] Музыкальный руководитель Дони Хазарика предпринял успешную попытку прославить Боргеет на национальном уровне посредством своего альбома Bohnimaan...The Folk flow.
Кинокритик и создатель короткометражных фильмов Утпал Датта снял короткометражный фильм о Боргеете под названием « Эти Дхрупади Ратна» ( https://www.youtube.com/watch?v=V3I5qgXt9G4 ) под баннером Pohar Media. Анупам Хазарика продюсировал фильм. На фильм собрались все ведущие деятели искусства и артисты. Доктор Бирендра Натх Датта , ведущий исследователь сатрии, музыкальный руководитель, певец и фольклорист, рассказал о содержании фильма, в то время как певец Гуниндра Натх Оза, Тарали Сарма , исполнитель на сароде Тарун Калита, скрипач Манодж Баруа и танцовщица сатрии Прерона Бхуян приняли участие в фильме. фильм со своим искусством, выражающим различные оттенки эстетики Боргета.
Музыкальный руководитель Анураг Сайкиа известен своей инициативой синхронизировать боргеет с симфоническим оркестром. [ 19 ]
Переводы
[ редактировать ]Боргеетс были переведены на хинди Деви Прасадом Бародией . [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ( Неог 1980 , стр. 178)
- ^ Другими формами текстов являются бхатима (хвалебные оды), киртан- и наам-гхоша (тексты для коллективного пения), анкия гит (тексты, основанные на битах и связанные с Анкия Наат ) и т. д.
- ^ ( Саньял и Видднесс, 2004 , стр. 45–46)
- ^ «Идиома Браджабули также возникла в Ориссе и Бенгалии. Но, как отметил д-р Сукумар Сен, «ассамский браябули, похоже, развился благодаря прямой связи с Митхилой» ( «История литературы браябули» , Калькутта, 1931, стр. 1). В основе этого искусственного диалекта лежал майтхили, к которому был добавлен ассамский язык». ( Неог 1980 , стр. 257f)
- ^, вероятно, является аббревиатурой Дхрувы , дхату, названного в музыкальной традиции Прабандхи ( Маханта 2008 , стр. 52).
- ^ ( Неог 1980 , стр. 278)
- ^ ( Баруа 1953 , стр. 100)
- ^ «Мадхавдев не использовал Браджабули, как Санкардев. Если мы опустим несколько слов, язык большинства боргеетов Мадхавдева снизится до старого ассамского» ( Mahanta 2008 , стр. 15).
- ^ ( Баруа 1953 , стр. 98–100)
- ^ ( Сарма 1976 , стр. 60)
- ^ ( Неог 1980 , стр. 286)
- ^ ( Неог 1980 , стр. 278)
- ^ ( Неог 1980 , стр. 278)
- ^ Раджан, Анжана (4 июля 2019 г.). «Следует ли признать Боргит из Ассама классической формой искусства?» . Индуист . ISSN 0971-751X . Проверено 14 сентября 2019 г.
- ^ Бхаратия Праджна: междисциплинарный журнал индийских исследований . Эстетические медиа-услуги. 2017. дои : 10.21659/бп .
- ^ БЫТЬ.; Праджнянананда, Свами (сентябрь 1961 г.). «Историческое развитие индийской музыки». Журнал Американского восточного общества . 81 (4): 462. дои : 10.2307/595734 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 595734 .
- ^ Теджоре Камалапоти , Мадхавдева, в исполнении Бхупена Хазарики (1955) Пиоли Пхукан
- ^ Паве Пори Хори , Шанкардева, в исполнении Зубина Гарга.
- ^ «Проект Боргит: синхронизация 600-летних песен Ассама с симфоническим оркестром» . Индийский экспресс . 13 сентября 2019 года . Проверено 13 сентября 2019 г.
- ^ «Ассам Трибьюн Онлайн» . www.assamtribune.com . Архивировано из оригинала 21 мая 2014 года.
Общие источники
[ редактировать ]- Баруа, Б.К. (1953), «Шанкарадева: его поэтические произведения», в Какати, Баниканта (редактор), «Аспекты ранней ассамской литературы» , Гаухати: Университет Гаухати.
- Дас-Гогой, Хиранмайи (6 декабря 2011 г.). «Элементы Дхрупади Боргита» . Общество Шриманты Шанкарадевы . Проверено 23 октября 2012 г.
- Маханта, Бапчандра (2008). Боргит (на ассамском языке) (2-е изд.). Гувахати: Студенческие магазины.
- Неог, Махешвар (1980), Ранняя история веры и движения вайшнавов в Ассаме , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Саньял, Ритвик ; Видднесс, Ричард (2004). Дхрупад: традиции и исполнение в индийской музыке . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 9780754603795 .
- Сарма, Сатьендра Нат (1976), Ассамская литература , Висбаден: Харрасовиц