Jump to content

Дхрупад

Дхрупад — жанр классической музыки хиндустани Индийского субконтинента . Это старейший известный стиль основных вокальных стилей, связанных с классической музыкой хиндустани, Хавели Сангит из Пуштимарг Сампрадаи, а также связанный с южноиндийской карнатической традицией. [1] [2] Это термин санскритского происхождения, происходящий от дхрува (ध्रुव, неподвижный, постоянный) и пада (पद, стих). Корни Дхрупада древние. Это обсуждается в индуистском санскритском тексте Натьяшастра (~ 200 г. до н.э. – 200 г. н.э.), [3] [4] и другие древние и средневековые санскритские тексты, такие как глава 33 Книги 10 Бхагавата -пураны (~ 800–1000 гг. Н. Э.), где резюмируются теории музыки и песен преданности Кришне. [4]

Этот термин обозначает как стихотворную форму поэзии, так и стиль, в котором она исполнена. [5] Это духовная, героическая, вдумчивая, добродетельная, заключающая в себе моральную мудрость или торжественную форму песенно-музыкального сочетания. [6] [7] Тематика варьируется от религиозной и духовной (в основном восхваления индуистских божеств ) до королевских панегириков , музыкознания и романтики.

В Дхрупаде есть как минимум четыре строфы : Стхайи (или Астхайи), Антара , Санчари и Абхога. средней октавы Партия Sthayi — это мелодия, в которой используются первый тетрахорд и ноты нижней октавы. [7] В партии Антара используется второй тетрахорд средней октавы и ноты более высокой октавы. [7] Партия Санчари представляет собой фазу разработки, которая целостно строится с использованием уже сыгранных частей Стхайи и Антары, а также мелодического материала, построенного со всеми тремя октавными нотами. [7] Абхога — это заключительная часть, которая возвращает слушателя к знакомой отправной точке Стхайи, хотя и с ритмическими вариациями, с уменьшенными нотами, как нежное прощание, которые в идеале представляют собой математические дроби, такие как дагун (половина), тигун (треть) или Каугун (четвертый). [8] Иногда включается пятая строфа, называемая Бхога. Хотя некоторые Дхрупады обычно связаны с философскими темами или темами Бхакти (эмоциональной преданности богу или богине), они были составлены для восхваления царей. [6] [8]

Традиция Дхрупада восходит к святым Враджа ( Матхуры ), а именно Свами Харидасу , Сурдасу , Говинду Свами, Ашт Сакхе из Хавели Сангита, а затем Тансену и Байджу Баваре . Когда композиция Дхрупады основана на Господе Шри Вишну или его воплощениях, это называется Вишнупадой.

Дхрупад, вероятно, получил свое название от дхрувапады, упомянутой в Натьяшастре для обозначения структурированных песен. [9] Это одна из основных форм классической музыки, распространенная на всем Индийском субконтиненте. Это слово происходит от слова Дхрува , что означает «недвижимый и постоянный». Это духовная, героическая, вдумчивая, добродетельная, заключающая в себе моральную мудрость или торжественную форму песенно-музыкального сочетания. [6] [7] Югала Шатака Шри Шрибхатты в Нимбарка Сампрадае , написанная в 1294 году нашей эры, содержит тексты Дхрупады.

Самый ранний источник, в котором упоминается музыкальный жанр под названием Дхрупад, - это Айн-и-Акбари Абу Фаза (1593 г.). [10] Более поздние работы приписывают большую часть материала музыкантам при дворе Ман Сингха Томара (1486–1516) из Гвалиора. [11] В этих отчетах двора Великих Моголов Дхрупад изображается как сравнительно новая музыкальная форма; и, по словам Саньяла, большинство источников сходятся во мнении, что Друпад обязан своим происхождением двору Ман Сингха Томара. [12] Рави Шанкар [13] утверждает, что эта форма появилась в пятнадцатом веке как развитие прабандхи , которую она заменила. Святой бхакти 16-го века и поэт-музыкант Свами Харидас (также в Нимбарка-сампрадае ) был известным певцом-дхрупадом, исполнявшим песни, посвященные Кришне . Она стала придворной музыкой при дворе Великих Моголов , где ученик Свами Харидаса Тансен прославился, среди прочего, своими композициями для Дхрупада. [14]

Дхрупад древний, и от него развился другой жанр музыки, называемый Кхьял (он состоит только из двух частей: Стхайи и Антара). [7] Дхрупад — торжественная музыка, воодушевляющая и героическая, чистая и духовная. Кьял добавляет декоративные нотки, более короткие, угрюмые и праздничные. [15]

Древняя практика танца на Дхрупаде была вновь представлена ​​в последнее время доктором Пуру Дадхичем . Доктор Дадхич, индийский танцор Катхака , представит «Дхрупад» на формальной сцене Катхака и эту композицию в 28 матрах. [16]

Природа и практика

[ редактировать ]

Дхрупад, как он известен сегодня, исполняется сольным певцом или небольшим количеством певцов в унисон в такт пахавадж, а не табла . Вокалиста обычно сопровождают два танпура , музыканты сидят сзади, а перкуссионист справа от вокалиста. Традиционно основным инструментом, используемым для дхрупады, была Рудра Вина , но сурбахар и сурсрингар для этой музыки издавна также использовались . Предпочтительно, чтобы любой инструмент, используемый для Дхрупада, имел глубокий басовый регистр и длительный сустейн.

Как и вся индийская классическая музыка , дхрупад является модальным и монофоническим , с одной мелодической линией и без последовательности аккордов . Каждая рага имеет модальную рамку богатство микротональных орнаментов ( гамак — характерно ).

Тексту предшествует полностью импровизированный раздел — алап . Алап в дхрупаде поется с использованием набора слогов , обычно полученных из ведических мантр и биджакшаров, по повторяющемуся, установленному образцу: а ре не на, те те ре не на, ри ре ре не на, те не тум не ( эта последняя группа используется в конце длинной фразы). Эти слоги также широко используются в различных перестановках и комбинациях. В стилях Дхрупада есть длинные тщательно продуманные алапы , их медленное и преднамеренное мелодическое развитие постепенно приводит к ускоряющемуся ритмическому пульсу. В большинстве стилей пения дхрупад оно может легко длиться час и подразделяется на собственно алап (без измерения), джор (с устойчивым ритмом) и джхала (ускоряющееся играние) или номтом , когда слоги поются в очень быстром темпе. Затем композиция поется под ритмичный аккомпанемент: четыре строки в последовательном порядке называются стхайи , антара , санчари и аабхог .

Композиции существуют в размерах ( тала ), тивра (7 долей), сул (10 долей) и чау (12 долей). Композиция, основанная на 10-битном джап- тале, называется садрой, а композиция на 14-битном дхамаре - называется дхамар . Последний рассматривается как более легкая музыкальная форма, связанная с весенним фестивалем Холи .

Наряду с концертными выступлениями продолжается практика пения дхрупада в храмах, хотя записей было сделано лишь небольшое количество. Он мало похож на концертный дхрупад: алапа очень мало или вообще нет; Здесь используются ударные инструменты, такие как колокольчики и тарелки для пальцев, которые не используются в классической обстановке, а используемый барабан представляет собой меньший и старый вариант, называемый мрданг , очень похожий на мридангам.

Гараны и стиль

[ редактировать ]

Говорят, что существуют четыре широких стилистических варианта ( вани или бани ) классического дхрупада — Гаури (Гаухар), Кхандар, Наухар и Дагар, предположительно связанные с пятью стилями пения ( гити ), известными с VII века: Шуддха, Бхинна, Гаури, Вегшвара и Садхарани.

Гаухар Бани был основан Гопалом Наяком. Шамсуддин Фариди Десаи и его сыновья следуют за Гаухар Бани.

Существует несколько дхрупад гхаран : «домов» или семейных стилей.

Самая известная гхарана — семья Дагар. [17] которые поют в Дагар Вани или Дагар Гаране. В стиле дагар большое внимание уделяется алапу, и на протяжении нескольких поколений их певцы выступали парами (часто парами братьев). Дагары — мусульмане, но поют индуистские тексты о богах и богинях.

В гхаране Бишнупура , среди прочих, представлены Манилал Наг , Мита Наг и Мадхуванти Пал.

Из штата Бихар происходят Дарбханга-гарана , Думраон-гарана (Буксар) и Беттия -гарана. Маллики Дарбханга-гхараны связаны с Кхандар-вани и Гаухарвани. Рам Чатур Маллик , Видур Маллик, Абхай Нараян Маллик, покойный пандит Санджай Кумар Маллик, Лакшман Бхатт Тайланг и Сиярам Тивари были хорошо известными личностями Дарбханга гхараны в 20 веке. Дхрупад из Дарбханга-гхараны имеет сильное представительство во Вриндаване благодаря покойному Пандиту Видуру Маллику, который жил и учил во Вриндаване в 1980-х и 1990-х годах. Среди великих художниц-дхрупадов — Асгари Бай , Алака Нанди, Ашока Дхар, Мадху Бхатт Тайланг, пакистанская певица Алия Рашид и итальянская певица Амелия Куни. [18]

Думраон Гарана – традиции Дхрупада в Бихаре Думраон Гарана – это древняя традиция музыки Дхрупад, которой почти 500 лет. Эта гарана процветала под покровительством королей Думраона Раджа , когда она была основана. Стиль Друпад (вани ) этой гхараны — это Гаухар , Кхандар и Наухарвани . Основателем этой гхараны был Пт. Маникчанд Дубей и Pt. Ануп Чанд Дубей. Оба художника были награждены императором Великих Моголов Шахджаханом. Отец Бхарат Ратны Устада Бисмиллы Хана, который также принадлежал к традиции Думраон Гарана. Обычно он играл Шахнаи в стиле Дхрупада. Среди известных ныне живущих певцов Думраон Гараны (Бухара) - Pt. Рамджи Мишра, представитель Думраона Гараны.

Многие книги были написаны этой гхараной, например, «Шри Кришна Рамайан», Пт. Гана позвонила Дубею, Сур-пракашу, Бхайраву, Пракашу, Раш-Пракашу, написанному Джеем Пракашем Дубеем и Пракашем Кави. Абишек Сангит Паллав, доктор. Арвинд Кумар.

Над этой гхараной была проделана большая работа, и многие предметы этой Думраон-гараны являются предметом исследований. [19]

Мишры практиковали стили Гаурхар, Дагур, Наухар и Кхандар. Эта гарана процветала под покровительством королей Беттиаха Раджа . Пандит Фалгуни Митра является представителем этой Гхараны в нынешнем поколении.

Некоторые из выдающихся представителей и виртуозов Дхрупада — Пандит Гокулотсавджи Махарадж , Удай Бхавалкар , Ритвик Саньял , Нирмалия Дей, Пт. Кшитипалл Маллик, Pt. Рам Чатур Маллик и братья Гундеча .

Семинары

[ редактировать ]

Стремясь связать традиции и научные методологии, Отдел научных исследований ITC Sangeet Research Academy с 1987 года организует симпозиумы и семинары. Цель этих семинаров/симпозиумов - повысить осведомленность об исследованиях в различных областях музыки. [20] В 2013 году академия провела семинар по Дхрупаду совместно с Национальным центром исполнительских искусств (Индия) (NCPA, Мумбаи), в котором доктор Пуру Дадхич принял участие в качестве докладчика, обсуждая происхождение и предшественников Дхрупада. [21]

Профессор Ричард Уиддесс (заведующий кафедрой музыки Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета, Великобритания) и доктор Дадхич (Индаур, Индия) подробно обсудили происхождение Дхрупада. Последний установил, что Дхрупады старше времен Раджи Мансингха Томара. [22]

Документальные фильмы

[ редактировать ]

Режиссер Мани Каул под опекой устада Зии Мохиуддина Дагара и устада Зии Фаридуддина Дагара снял в 1982 году один из первых документальных фильмов о музыке Дхрупада под названием «Дхрупад». [23] В этом хинди полнометражном документальном фильме на языке показаны оба его гуру , а также молодой Бахауддин Дагар - сын Зии Мохиуддин Дагар . [24] [25] Фильм, созданный индийским киноподразделением, был снят в местах, связанных с историей Дхрупада, в Фатехпур-Сикри и Джайпуре Джантар-Мантар, в которых излагаются теория и практика музыкальной формы.

  1. ^ ТМ Кришна (2013). Южная музыка: изучение традиции Карнатика . Издательство ХарперКоллинз. п. 151. ИСБН  978-93-5029-822-0 .
  2. ^ Питер Флетчер; Лоуренс Пикен (2004). Мировая музыка в контексте: комплексный обзор основных музыкальных культур мира . Издательство Оксфордского университета. п. 258. ИСБН  978-0-19-517507-3 .
  3. ^ Те Ниенхейс 1974 , стр. 81–82.
  4. ^ Jump up to: а б Гай Л. Бек (2012). Звуковая литургия: ритуал и музыка в индуистской традиции . Издательство Университета Южной Каролины. стр. 241–242. ISBN  978-1-61117-108-2 .
  5. ^ Дхрупад. Архивировано 18 апреля 2010 г. в Wayback Machine SPIC MACAY.
  6. ^ Jump up to: а б с Каудхури 2000 , стр. 33–34.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Те Ниенхейс 1974 , стр. 80–81.
  8. ^ Jump up to: а б Те Ниенхейс 1974 , стр. 80–82.
  9. ^ ( Te Nijenhuis 1974 : 81–82)
  10. ^ ( Саньял и Уиддесс, 2004 , стр. 45)
  11. ^ ( Саньял и Уиддесс, 2004 , стр. 45–46)
  12. ^ ( Саньял и Уиддесс, 2004 , стр. 47)
  13. ^ Рави Шанкар, Рага Мала , паб Welcome Rain, 1999, стр.319
  14. ^ Бонни С. Уэйд (1998). Изображение звука: этномузыкологическое исследование музыки, искусства и культуры в Индии Великих Моголов . Издательство Чикагского университета. стр. 114-117 . ISBN  978-0-226-86841-7 .
  15. ^ Каудхури 2000 , с. 152.
  16. ^ "Afternoondc.in" . Архивировано из оригинала 11 июля 2019 г.
  17. ^ «Семья Дагар» . Братья Дагар и семья Дагар . Проверено 23 апреля 2015 г.
  18. ^ Тилеманн, Селина ; Традиция Дарбханга. Дхрупад в школе Пандита Видура Маллика , Варанаси: Indica Books, 1997.
  19. ^ «Думраон Гарана Пт Рамджи Мишра || Дхрупад Раг Багешри» . Ютуб . 30 мая 2018 года . Проверено 12 мая 2020 г.
  20. ^ «Исследовательская академия ITC Сангит» . Проверено 13 мая 2020 г.
  21. ^ «19 и 20 января 2013 г. – NCPA Мумбаи» (PDF) . Проверено 13 мая 2020 г.
  22. ^ «Ветер перемен» . Проверено 13 мая 2020 г.
  23. ^ «Документальный фильм «Дхрупад» на Youtube-канале Films Division» .
  24. ^ Банерджи, Мина (12 октября 2019 г.). «Вина подобна слону: Устад Мохи Бахауддин Дагар» . Индус . Индийский экспресс.
  25. ^ «Беря высокую ноту» . Индийский экспресс. 16 августа 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 764dce72a4ae3184696f8946931f2642__1720752540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/42/764dce72a4ae3184696f8946931f2642.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dhrupad - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)