Ситар
![]() | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Классификация | |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 321.321 (Композитный хордофон звучит с помощью плектра ) |
Развитый | 18 век |
Связанные инструменты | |
Список | |
Звуковой образец | |
Duration: 15 seconds. |
Ситар ( Английский: / ˈ s ɪ t ɑːr / или / s ɪ ˈ t ɑːr / ; ИАСТ : ситара ) — щипковый струнный инструмент , родом из Индийского субконтинента , используемый в классической музыке хиндустани . Инструмент был изобретен в 18 веке и приобрел свой нынешний вид в Индии 19 века. Хосров Хан, деятель Империи Великих Моголов XVIII века , считается современными учеными изобретателем ситара. По мнению большинства историков, он развил ситар от сетара , иранского инструмента аббасидского или сефевидского происхождения. [1] [2] [3] [4]
Ситар, широко используемый на Индийском субконтиненте, стал широко известен во всем мире благодаря работам Рави Шанкара , начиная с конца 1950-х - начала 1960-х годов. [5] Появление психоделической культуры в середине-конце 1960-х годов установило тенденцию к использованию ситара в западной популярной музыке : этот инструмент появился в треках таких групп, как The Beatles , The Rolling Stones , Metallica и многих других. [6]
Этимология
[ редактировать ]Слово «ситар» происходит от персидского слова «сехтар» , что означает « трехструнный » . [7]
История
[ редактировать ]Было высказано предположение, что ситар был изобретен или, скорее, разработан Амиром Хусровым ( ок. 1253–1325), известным суфийским изобретателем, поэтом и пионером Хьяла , Тараны и Каввали , в 13 веке. [8] [9] [10] [11] Однако традиция Амира Хосрова считается учеными дискредитированной. [12] На каких бы инструментах он ни играл, с этого периода не существует ни одной записи с названием «ситар». [10] Неоднозначное заявление, сделанное капитаном Н. Огастесом Уиллардом в произведении XIX века, возможно, привело к неправильной ассоциации известного поэта Амира Хосрова с более поздним человеком, которого потенциально звали Хосров Хан, который жил в XVIII веке. [13]
Самое раннее упоминание о Ситаре датируется 1739 годом нашей эры. « Муракка-и-Дели », написанная Дарга Кули-ханом во время правления Мухаммад-шаха Рангилы , дает самое раннее упоминание о ситаре. [14] Устные и текстовые свидетельства, проанализированные историками, указывают на то, что фигура двора Великих Моголов восемнадцатого века по имени Хосров Хан создал ситар из небольшого персидского трехструнного сетара . [15] [16] В поздней Империи Великих Моголов инструмент начал приобретать свою современную форму. Шея стала шире. Чаша, сделанная из клееных деревянных брусков, теперь была сделана из тыквы, с металлическими ладами и костяной гайкой на горлышке. [8] Масид Хан добавил к ситару еще две струны. [17] Современный семиструнный ситар был создан Аллауддином Ханом . [18] Симпатические струны на ситаре впервые добавил Устад Имдад Хан . [19] Самый ранний композиционный стиль специально для ситара возник в середине восемнадцатого века и приписывался Фироз-хану, который был сыном или племянником Хосров-хана. [20]
Другая, дискредитированная гипотеза состоит в том, что ситар произошел от местных индийских инструментов, таких как вина , до прихода ислама. Известно, что индийские храмовые скульптуры IX и X веков украшены инструментами, похожими на ситары. [21] Однако, по словам автора Самидхи Ведабалы, исследователя и профессора музыки в Университете Сиккима, ни один из инструментов, изображенных на этих скульптурах, в точности не похож на ситар, и ни слово «ситар», ни какой-либо другой местный эквивалент не встречается ни в каких текстах, относящихся к этим инструментам. . Так что его подлинность находится в абсолютной темноте. [22] По словам Аллина Майнера, доказательства этой гипотезы слишком слабы для каких-либо выводов, и эти гипотезы представляют собой выдающуюся, но устаревшую идею конца 19-го века: многие из современных культурных инноваций Индии на самом деле являются продуктами домусульманских санскритских традиций. [23] По словам Аластера Дика, «современное мнение о том, что… вторгшиеся мусульмане просто изменили на персидское название существующего индуистского инструмента… не имеет исторического или музыкального основания». [8] Другие ученые оспорили гипотезу о происхождении ситара из вины, указав, что сторонники этих гипотез выбирают количество струн в качестве основного критерия при принятии своих выводов. Кроме того, они пытаются проследить происхождение ситара от известного индийского музыкального инструмента с санскритским названием, признавая при этом, что нет никаких доказательств существования лютней с длинной шеей на Индийском субконтиненте до эпохи мусульманской экспансии в регион. [24]
Физическое описание
[ редактировать ]
Ситар может иметь 18, 19, 20 или 21 струну; 6 или 7 из них проходят по изогнутым, приподнятым ладам и играют на струнах; остальная часть — это симпатические струны ( тарб , также известные как таариф или тарафдаар ), проходящие под ладами и резонирующие в симпатии к играемым струнам. Эти струны обычно используются для задания настроения раги в самом начале презентации. Лады, известные как парда или таат , [25] подвижны, что позволяет осуществлять точную настройку. Наигранные струны подключаются к колкам на головке инструмента или рядом с ней, в то время как сопутствующие струны, которые имеют разную длину, проходят через небольшие отверстия в грифе и вступают в контакт с колками меньшего размера, которые проходят по грифу инструмента.
Инструмент имеет два моста : большой мост ( бадаа гораа ) для игры и гудения струн и малый мост ( чота гораа ) для симпатических струн. Его тембр возникает в результате взаимодействия струн с широким закругленным мостом. Когда струна вибрирует, ее длина слегка меняется по мере движения одного края по закругленной перемычке, способствуя созданию обертонов и придавая звуку характерный тон. [26] Поддержание этого специфического тона путем формирования моста называется джавари . Многие музыканты полагаются на производителей инструментов, чтобы это отрегулировать.
Материалы, используемые в конструкции, включают тиковое дерево или туновое дерево ( Cedrela toona ), которое является разновидностью красного дерева, для грифа и лицевой панели ( табли ), а также тыквы из тыквы из калебаса для резонирующих камер. Мосты инструмента изготовлены из оленьего рога, черного дерева или, в редких случаях, из верблюжьей кости. Синтетический материал сейчас также распространен.
Стили строительства
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2022 г. ) |
Есть два популярных современных стиля игры на ситаре: полностью украшенный «инструментальный стиль» (иногда называемый «стилем Рави Шанкара») и стиль «гаяки» (иногда называемый стилем « Вилаят Хан »).

Ситар инструментального стиля чаще всего изготавливается из выдержанного мультяшного дерева , но иногда из бирманского тика. Он часто оснащается вторым резонатором - небольшой тумбой (тыква или деревянная копия, похожая на тыкву) на грифе. Этот стиль обычно полностью декорирован цветочной или виноградной резьбой и целлулоидными вставками с цветными (часто коричневыми или красными) и черными цветочными или арабесками узорами. Обычно он имеет 13 симпатических струн. Говорят, что лучшие ситары из бирманского тика сделаны из тика , выдержанного в течение нескольких поколений. Поэтому производители инструментов ищут старый бирманский тик , который использовался на старых виллах в колониальном стиле в качестве цельных колонн для своих особых конструкций ситара. Источники очень старой выдержанной древесины являются строго охраняемой коммерческой тайной, а иногда и загадкой.

В зависимости от предпочтений клиента в ситарах существуют различные дополнительные подстили и перекрестные сочетания стилей. Самое главное, есть некоторые различия в предпочтениях по расположению симпатических ( тарафовых ) колышек для струн (см. фото).
Среди всех стилей ситара есть студенческие стили, модели для начинающих, полупрофессиональные стили, профессиональные модели, мастер-модели и так далее. Цены часто определяются именем производителя, а не только внешним видом или используемыми материалами. Некоторые ситары определенных производителей продаются по очень высокой коллекционной цене. Наиболее примечательны старые ситары Рикхи Рам (Дели) и старые ситары Хирен Рой (Калькутта), в зависимости от того, какой мастер построил инструмент. Нихил Банерджи установил небольшой дополнительный бридж в верхней части грифа Sitar для поддержания звука. [27]
Настройка ситара
[ редактировать ]Настройка зависит от школы или стиля ситариста, традиций и личных предпочтений каждого исполнителя. Основная игровая струна почти всегда настроена на идеальную кварту выше тоники, а вторая струна настроена на тонику. Тоника в индийской системе сольфеджио называется шаджа , шададж или сокращенной формой са , или кхарадж , диалектным вариантом шададжа , а не вад , и идеальная квинта, на которую настроена одна или несколько гудящих струн, — это называется панчам , а не самвад .
(Последние три в верхней октаве). [ объяснить ] Игроку следует перенастраиваться для каждой раги . Струны настраиваются с помощью колков , а основные игровые струны можно точно настроить, надев бусину, надетую на каждую струну чуть ниже моста.

В одной или нескольких наиболее распространенных настройках (используемых, среди прочего, Рави Шанкаром и называемых ситаром «Харадж Панчам») игровые струны натягиваются следующим образом:
- Струны чикари : Sa (высокая), Sa (средняя) и Pa.
- Харадж (бас): Са (низкая) и Па (низкая). Струны
- Струны Джод и Баадж , Са и Ма.
Эти настройки имеют множество стилистических различий, и, как и у большинства индийских струнных инструментов, здесь нет настройки по умолчанию. В основном настройки различаются в зависимости от школы обучения ( гхарана ) и пьесы, которую предполагается играть.
Играя
[ редактировать ]Инструмент балансирует между левой ногой и правым коленом игрока. Руки двигаются свободно, не принимая на себя вес инструмента. [ нужна ссылка ] Игрок перебирает струну с помощью металлического медиатора или плектра, называемого мизрааб . Большой палец остается на верхней части грифа чуть выше основной тыквы. Обычно для аппликатуры используются только указательный и средний пальцы, хотя некоторые игроки иногда используют третий. Специализированная техника, называемая « менд », предполагает натяжение основной мелодической струны вниз на нижнюю часть изогнутых ладов ситара, с помощью которой ситарист может достичь семиполутонового диапазона микротональных нот (однако из-за подвижных ладов ситара иногда лад уже может быть установлен на микротон, и никаких изгибов не потребуется). разработал эту Вилаят Хан технику, имитирующую мелизму вокального стиля, технику, известную как гаяки анг . [28] Иногда на ситаре можно было играть смычком . Его звук похож на саранги , но более скрипучий.
Опытные игроки привносят харизму посредством использования специальных техник, таких как Кан, Кринтан, Мурки , Замзама и т. д. Они также используют специальные Мизраб Бол-с, как в Мисрабани. [29]
Влияние мировой музыки
[ редактировать ]
В конце 1950-х — начале 1960-х годов Рави Шанкар вместе со своим игроком на табла Аллой Ракхой начал дальнейшее внедрение индийской классической музыки в западную культуру.
Ситар нашел применение в западной популярной музыке, когда под руководством Дэвида Кросби , отстаивающего Шанкара, [30] Джордж Харрисон играл на нем в песнях Битлз « Norwegian Wood (This Bird Has Flown) », « Love You To » и « Within You Without You », записанных между 1965 и 1967 годами. Связь Битлз с этим инструментом помогла популяризировать индийскую классику. музыка среди западной молодежи, [31] [32] особенно после того, как в 1966 году Харрисон начал получать опеку у Шанкара и его протеже Шамбху Даса . [33] В том же году Брайан Джонс из Rolling Stones использовал ситар в песне Paint It Black . [34] в то время как другой английский гитарист, Дэйв Мейсон , сыграл ее в хитах Traffic 1967 года « Paper Sun » и « Hole in My Shoe ». [35] Эти и другие примеры ознаменовали тенденцию использования этого инструмента в поп-песнях , которую Шанкар позже назвал «великим взрывом ситара». [36] [37] В разговоре с KRLA Beat в июле 1967 года он сказал: «Многие люди, особенно молодые люди, начали слушать ситар с тех пор, как Джордж Харрисон, один из «Битлз», стал моим учеником… Теперь это в моде». [38]

Led Zeppelin из Джимми Пейдж рассказал о своей любви к индийской музыке : «Я поехал в Индию после того, как вернулся из тура с Yardbirds в конце шестидесятых, только для того, чтобы услышать музыку своими глазами. Скажем так: У меня был ситар до того, как Джордж Харрисон получил свой, хотя я бы не сказал, что играл на нем так же хорошо, как он…» [39] Робби Кригера Гитарная партия группы Doors в треке The End 1967 года была создана под сильным влиянием индийских раг и отличается мелодичностью и ритмичностью, напоминающими ситар или вину . [40] Во многих поп-спектаклях используется электрический ситар . [41] Это цельный инструмент, похожий на гитару, который сильно отличается от традиционного акустического индийского инструмента.
В сингле Kinks 1965 года " See My Friends " использовалась "низко настроенная дроновая гитара", которую многие ошибочно приняли за ситар. [5] Группа Кросби The Byrds аналогичным образом включила в себя элементы индийской музыки. [30] используя «только западные инструменты» в своих песнях « Eight Miles High » и « Why » в 1966 году. [42] Группы психоделической музыки часто использовали новые методы записи и эффекты и опирались на незападные источники, такие как раги и дроны индийской музыки. Electric Prunes появлялся в ранней рекламе педали вау Vox Wah , в которой рекламировалась способность эффекта заставлять электрогитару звучать как ситар. [43]
В состав Донована на его альбоме 1966 года Sunshine Superman входил Шон Филлипс на ситаре. Филлипс также играл на ситаре в одной песне из следующего альбома Донована Mellow Yellow , выпущенного в 1967 году.
Начиная с конца 1970-х годов Пакистанских международных авиалиний в бортовой музыке использовался ситар, чтобы вызвать у пакистанской диаспоры чувство ностальгии по родине . [44] [45]
Стив Хоу из британской прогрессив-рок-группы Yes играл на ситаре Danelectro на их альбоме Close to the Edge, а также в песне "To Be Over" из их альбома 1974 года " Relayer ". Дипак Хазанчи играл на ситаре и танпуре в одной песне альбома Yes 1983 года 90125 .
Пола Янга Кавер-хит №1 Hall & Oates 1985 года на песню Everytime You Go Away включал в себя электрический ситар, играемый Джоном Тернбуллом . [46]
Ситар гхараны
[ редактировать ]Гарана — это система социальной организации на Индийском субконтиненте, объединяющая музыкантов и танцоров по происхождению или ученичеству. Известные гхараны включают:
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ведабала, Самидха (14 июня 2021 г.). Ситарная музыка: динамика структуры и методы ее игры . Издательство «Волшебник». ISBN 978-93-91013-13-4 .
- ^ Майнер, Аллин (апрель 2004 г.). Ситар и Сарод в XVIII и XIX веках . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 978-81-208-1493-6 .
- ^ Лавеццоли, Питер (24 апреля 2006 г.). Рассвет индийской музыки на Западе . А&С Черный. ISBN 978-0-8264-1815-9 .
- ^ Ситар: происхождение, культура и многое другое: с участием доктора Усмана Чохана. Интеллигенция. Интервью: Эпизод 4. 11 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Жюльен Темпл (18 июля 2011 г.). «BBC Four - Дэйв Дэвис: Приход царства» . BBC.co.uk. Проверено 15 июня 2012 г.
- ^ Дженкинс, Марк (28 мая 1996 г.). «Sitar Jam! От The Beatles до Эдди Веддера, рок-н-ролл давно искал остроты индийской музыки» . Вашингтон Пост .
- ^ Неттл, Б.; Арнольд, А.; Стоун, РМ; Портер, Дж.; Райс, Т.; Олсен, Д.А.; Миллер, Т.Э.; Коскофф, Э.; Кэпплер, Алабама; Шихи, Делавэр (1998). Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Азия: Индийский субконтинент . Гирлянда Энси. World Music v.5 добавить в холдинг 304235. Гарланд Паб. п. 178. ИСБН 978-0-8240-4946-1 . Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Аластер Дик (1984). «Сетар». В Стэнли Сэди (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . Лондон: MacMillan Press Limited. стр. 392–400. ISBN 0-943818-05-2 .
- ^ Капур, Субодх (2002), Индийская энциклопедия , Cosmo Publications, стр. 2988, ISBN 9788177552676 .
- ^ Jump up to: а б Джеймс Сэдлер Гамильтон (1994). Ситарная музыка в Калькутте: этномузыкологическое исследование . Мотилал Банарсидасс. п. 50. ISBN 9788120812109 .
Из-за отсутствия каких-либо упоминаний о ситаре в трудах Амира Хосрова (1285-1351) или его современников маловероятно, что в то время существовал какой-либо музыкальный инструмент с таким названием.
- ^ Аллин Майнер (2004). Ситар и Сарод в XVIII и XIX веках . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 17–24. ISBN 9788120814936 .
- ^ Аллин Майнер (2004). Ситар и Сарод в XVIII и XIX веках . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 17–24. ISBN 9788120814936 .
Почти все популярные книги о музыке рассказывают эту историю. Признаемся, роль Хосрова в создании ситара в Индии постепенно дискредитировалась историками, но социальные мотивы и стойкость традиции заставляют эту идею сохраняться...
- ^ Майнер, Аллин (1997). Ситар и сарод в XVIII и XIX веках . Архив современной музыки. Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN 978-81-208-1299-4 .
- ^ Касливал, Сунира (2001). Классические музыкальные инструменты . Рупа. ISBN 978-81-291-0425-0 .
- ^ Майнер, Аллин (2004). Ситар и Сарод в XVIII и XIX веках . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 978-81-208-1493-6 .
- ^ Ведабала, Самидха (14 июня 2021 г.). Ситарная музыка: динамика структуры и методы ее игры . Издательство «Волшебник». ISBN 978-93-91013-13-4 .
- ^ Чаудхури, Вималаканта Ройя (2000). Словарь классической музыки хиндустани Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 978-81-208-1708-1 .
- ^ Лавеццоли, Питер (24 апреля 2006 г.). Рассвет индийской музыки на Западе . А&С Черный. ISBN 978-0-8264-1815-9 .
- ^ Ведабала, Самидха (14 июня 2021 г.). Ситарная музыка: динамика структуры и методы ее игры . Издательство «Волшебник». ISBN 978-93-91013-13-4 .
- ^ Раджа, Дипак С. (01 февраля 2021 г.). Музыка хиндустани сегодня . ДК Printworld (P) Ltd. ISBN 978-81-246-1126-5 .
- ^ Майнер, Аллин (апрель 2004 г.). Ситар и Сарод в XVIII и XIX веках . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 978-81-208-1493-6 .
- ^ Ведабала, Самидха (14 июня 2021 г.). Ситарная музыка: динамика структуры и методы ее игры . Издательство «Волшебник». ISBN 978-93-91013-13-4 .
- ^ Майнер, Аллин (апрель 2004 г.). Ситар и Сарод в XVIII и XIX веках . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 978-81-208-1493-6 .
- ^ Гамильтон, Джеймс Сэдлер (1994). Ситарная музыка в Калькутте: этномузыкологическое исследование . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1210-9 .
- ^ Сангит Махабхарати (2011). «Тхат (Инструментальная)» . Оксфордская энциклопедия музыки Индии . ISBN 9780199797721 . Проверено 5 сентября 2018 г.
- ^ Берридж, Роберт; Каппрафф, Джей; Моршеди, Кристина (1982). «Струна ситара, вибрирующая струна с односторонней неупругой связью» . SIAM Journal по прикладной математике . 42 (6): 1231–1251. дои : 10.1137/0142086 . JSTOR 2101114 . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ «Интервью Нихила Банерджи, Нью-Йорк, 9 ноября 1985 года» .
- ^ «Вилаят Хан» . Независимый . 10.10.2011 . Проверено 06 апреля 2021 г.
- ^ Рагини Триведи, Композиции для ситара в Оме Сварлипи , ISBN 978-0-557-70596-2 , 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Галло, Фил (12 декабря 2012 г.). «Влияние Рави Шанкара на поп-музыку: признание» . Billboard.com .
- ^ Лавеццоли, Питер (2006). Рассвет индийской музыки на Западе . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Континуум. стр. 172–173, 180. ISBN. 0-8264-2819-3 .
- ^ Мировая музыка: The Rough Guide (Том 2: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихий океан) (2000). Лондон: Rough Guides/Penguin. п. 109. ISBN 1-85828-636-0 .
- ^ Эверетт, Уолтер (1999). Битлз как музыканты: Револьвер в антологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 71. ИСБН 0-19-512941-5 .
- ^ «Первый хит № 1 с ситара» . Новости МНР . Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ Лавеццоли, Питер (2006). Рассвет индийской музыки на Западе . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Континуум. стр. 174–175, 180. ISBN. 0-8264-2819-3 .
- ^ Шанкар, Рави (2007). Моя музыка, моя жизнь . Сан-Рафаэль, Калифорния: Издательство Mandala Publishing. п. 100. ИСБН 978-1-60109-005-8 .
- ^ Лавеццоли, Питер (2006). Рассвет индийской музыки на Западе . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Континуум. п. 65. ИСБН 0-8264-2819-3 .
- ^ Сотрудники КРЛА (29 июля 1967 г.). « Моя музыка не для наркоманов» - Шанкар» (PDF) . КРЛА Бит . п. 18 . Проверено 19 августа 2015 г.
- ^ Толински, Брэд (2012). Свет и тень: Беседы с Джимми Пейджем . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Broadway Books. п. 84. ИСБН 978-0-307-98575-0 .
- ^ Лавеццоли, Питер (2006). Рассвет индийской музыки на Западе . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Континуум. п. 158. ИСБН 0-8264-2819-3 .
- ^ ГипВакс. «Odd Pop: Поп-ситар» . Хайп Рекордс . Проверено 16 марта 2021 г.
- ^ Лавеццоли, Питер (2006). Рассвет индийской музыки на Западе . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Континуум. стр. 155–156. ISBN 0-8264-2819-3 .
- ^ «Электрический чернослив – реклама Vox Wah Wah» . Ютуб . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Хума Юсуф. «Флагманский авиаперевозчик Пакистана нуждается в радикальном обновлении. Крушение в Карачи является последним напоминанием» .
- ^ «Пение в реактивном самолете: краткая история бортовой музыки Пакистанских международных авиалиний» .
- ^ Behinl The Vinyl: "Everytime You Go Away" с Полом Янгом , получено 5 декабря 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]