Jump to content

Мардала

Мардала
Различные виды Мардалы
Ударный инструмент
Другие имена Одисси Мардала
Классификация Хорнбостеля – Сакса 211.222.1
( Мембранофон ударяется прямо рукой)
Объем середина
Музыканты
Адигуру Сингхари Шьямсундар Кар , Гуру Келучаран Махапатра , Гуру Махадеба Рут, Гуру Банамали Махарана , Гуру Дханешвар Суэйн , Гуру Сачидананда Дас
Больше статей или информации
Одисси музыка

Мардала ( Одиа : मर्दल , латинизированное: Мардаха , Одия: [морд̪д̪ол̪о] ) — классический ударный инструмент, произрастающий в восточно-индийском штате Одиша , традиционно используемый в качестве основного аккомпанемента в классической музыке Одисси . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Этот инструмент немного отличается от других инструментов (таких как Мадал , Мридангам и т. д.), которые могут иметь аналогичные названия на Индийском субконтиненте из-за своей уникальной конструкции, акустических особенностей и традиционной техники игры. [ 4 ]

Мардала используется в широком спектре традиционных форм искусства Одиши, включая Готипуа , Махари, танец Одисси , Бхагабата Тунги, Сакхи Ната, Прахаллада Натака , [ 5 ] Рамалила, Крушналила, Рама Натака, Сахи Джата , Медха Нача, Бхарата Лила , Бхутакели Ната, Одиси Киртан и другие. [ 6 ] [ 7 ]

Одишанские музыковеды в древних трактатах упоминали четыре различных вида инструментов или вадья : тат или струнные инструменты, сусира или духовые инструменты, анадха или кожаные инструменты/барабаны и, наконец, гхана или металлические инструменты. [ 1 ]

Из этих четырех Мардала подпадает под категорию анаддха вадья , или барабанов. Рагхунатха Ратха превозносит Мардалу , древний музыковед из Одиши, в своем трактате «Натья Манорама» как: [ 8 ]

В храме Джаганнатхи в Пури на протяжении веков находился слуга Мардала. ритуально посвящал перкуссиониста в храм Это было известно как «Мадели Себа», и правитель Гаджапати . Мардала раньше была аккомпанементом танца Махари , прародителя современного танца Одисси , одной из основных форм классического танца Индии.

В сотнях храмов Калингана по всему штату Одиша, включая знаменитые святыни, такие как Муктешвара и Конарка , Мардала занимает видное место, обычно в нише аласаканьи, играющего на этом инструменте. Есть поза под названием мардалика, повторяющая ту же стойку в танце Одисси.

Строительство

[ редактировать ]

Древесина

[ редактировать ]
Женщина, играющая Мардалу, на фризе Храма Солнца в Конарке.
Изображение танцующего Шивы (Натамбара на языке Одиши). Обратите внимание на игрока на мардале в левом нижнем углу, наблюдающего за шагами Шивы, чтобы воспроизвести ритм. Изображенная мардала идентична инструменту, который используется до сих пор.
Мардала играет позицию (Мадели) в Готипуа

Не всякая древесина подходит для строительства Мардалы. Согласно трактатам, идеальная мардала изготавливается из хадира ( хайра ) или древесины акации катеху . О дереве рактачандана также высоко ценят из-за его глубокого резонанса. другие породы дерева, такие как нимба , махалимба и гамбхари . Также используются [ 2 ] Инструмент, сделанный из вышеупомянутого дерева, считается уттамой , тогда как инструмент, сделанный из дерева джекфрута, считается адхамой . [ 8 ]

Измерения

[ редактировать ]

Натья Манорама предписывает, чтобы Мардала имела длину около полутора локтей. Левая грань должна быть между двенадцатью и тринадцатью углами , а правая грань должна быть на половину или на один угол меньше левой грань. [ 1 ] [ 8 ]

Изготовление

[ редактировать ]

Процесс изготовления Мардалы подробно описан в « Натья-Манораме». Мардала толще в середине, чем на концах. паста под названием харали На игровое лицо Мардалы круглой формы наносится . Приготовление харали — трудоемкий и деликатный процесс, требующий ингредиентов паунсы (ясень), геру (красный мел), бхата (вареный рис), чуда (плоский рис), харида (плоды черного миробаланского дерева) и кислого. каша. Это применяется к правой стороне Мардалы. Пурика . наносится на левую сторону для получения приятного звука При приготовлении пурики используется бхата (вареный рис), лиа (дутый рис) или паунса (зола). [ 1 ] После этого инструмент высушивают на солнце. После высыхания пасту наносят повторно и снова высушивают на солнце, и этот процесс повторяется не менее двенадцати раз, прежде чем определить шрути (тон) инструмента. Затем инструмент прочно связывают пата-сута или кожаными полосками и готовы к игре. [ 8 ]

Репертуар и техника

[ редактировать ]

Игра на мардале основана на тала-паддхати или ритмической системе музыки Одисси . Тала . — ритмическая структура в индийской музыке Талы , используемые в музыке Одисси, уникальны и не встречаются в других системах индийской музыки. [ 2 ] Игра на инструменте следует строгой классической грамматике.

Традиционно обращают внимание на десять жизненно важных характеристик талы:

  1. деньги или биты
  2. марга или межтактовые переходы
  3. крия или движения рук
  4. рамки
  5. дом
  6. ехал
  7. составить
  8. лайя
  9. тик
  10. древний

Крийи бывают нишабда , то есть без звука, или сасабда , со звуком. Нишабда , или беззвучные крии, демонстрируются четырьмя типами движений; инсульта нет. Сасабда . или озвученные крии создаются ударом по мембране Помимо них, есть восемь дези-крий . [ 1 ] Региональная терминология, используемая в контексте Мардалы, - это Кала, Анса, Мана, Адаса, Бхаунри, Бхаунри Адаса, Тали, Хали, Функа, Бани, Укута, Пат, Чанда, Бханги и т. Д. [ 9 ] Шабда -свара пата , традиционный компонент, основанный на ритмах Мардалы, был интегрирован в танец Одисси Гуру Деба Прасадом Дасом . [ 10 ]

Хотя в трактатах определены несколько сотен талов, некоторые из них более распространены: эктали, кхемата или джхула, рупака, трипата, джхампа, адатали, джати, адитала, матха . [ 11 ] Другими таласами, которые также используются, являются саримана, нихсари , кудука, адда, дуадамана, упадда, панчутала (набапанчу тала), падитала, пахапата, аттатала, атхатали и джаганнатха тала. Талы имеют характерный свинг, который типичен и повсеместно встречается в музыке Одисси. Подробности о некоторых основных талах перечислены ниже. [ 1 ]

История Измерение Бибхага Чанда
1 экатально 4 1 4
2 кхемата 6 2 3 + 3
3 рупак 6 2 2 + 4
4 трипата 7 3 3+ 2 + 2
5 Джампа 10 4 2 + 3 + 2 + 3
6 подробно 14 4 4 + 3 + 4 + 3
7 тик 14 4 3 + 4 + 3 + 4
8 сариман 14 4 4 + 2 + 4 + 4
9 нихсари 10 4 3 + 2 + 3 + 2

Эксклюзивная техника пади часто используется в традиционных песнях Одисси. Это составлено в рамках фиксированной просодии соответствующей песни. Пади повторяется в нескольких разных талах, лайях и разных матрах. Кабичандра Доктор Кали Чаран Патнаик называет эту особенность «спасательным кругом музыки Одисси». [ 2 ]

Гуру Банамали Махарана, получивший в 2004 году премию Сангит Натак Академи за вклад в Odissi Music и Mardala.
Гуру Махадеба Рут, лауреат премии Одиши Сангит Натак Академи и эпитета «Пандита» от правительства Одиши.

Мардала тесно связана с храмом Джаганнатхи и поэтому занимает очень почетное место в культуре Одиши. Многие гуру работали над продолжением наследия этого инструмента. Адигуру Сингхари Шьямсундар Кар , Гуру Банамали Махарана , Гуру Падманабха Панда, Гуру Басудеба Кхунтия, Гуру Махадеба Раут, Гуру Нараяна Махапатра, Гуру Банамали Махарана и Гуру Келучаран Махапатра были среди великих гуру Мардалы в 20 веке.

Гуру Рабинараян Панда, Гуру Джаядеба Гири, Гуру Джанардана Даш, Гуру Дханешвар Суэйн, Гуру Сачидананда Дас, Гуру Биджая Кумар Барик, Гуру Джаганнатх Куанр входят в число современных представителей Мардала. Многие опытные мастера Готипуа также преуспели в Мардале: Гуру Бирабара Саху, Гуру Лингарадж Барик, Гуру Магуни Дас и другие.

Гуру Дханешвар Суэйн , лауреат премии Сангит Натак Академи в 2013 году за вклад в Odissi Music и Mardala.

Как сольный инструмент

[ редактировать ]

Роль мардалы как сольного инструмента с большим успехом исполнялась в течение последних нескольких десятилетий, не считая ее более известной роли в качестве аккомпанемента в ансамбле для музыки и танца Одисси. [ 12 ] Сольные выступления следуют определенному правилу, или пранали : начиная с джамана , затем переходя к чханда пракаране , рагаде и т. д. [ 6 ] Гуру Дханешвар Суэйн , первый сольный игрок на Мардале, который представил сольное выступление на Мардале под умелым руководством Гуру Банамали Махараны в Рабидра Мандап, Бхубанешвар , что было первым в своем роде.

Обучение

[ редактировать ]

Два государственных учреждения штата проводят обучение в Мардале: Уткал Сангит Махавидьялая. [ 13 ] и Уткальский университет культуры . [ 14 ] Предлагаются степени бакалавра, магистратуры. Многие частные учреждения также проводят обучение. Гуру Банамали Махарана основал институт под названием «Академия Мардала» в Бхубанешваре, столице штата. [ 15 ] Рамахари Дас Одисси Гурукул в Бирагобиндапуре, Сакхигопал, также предлагает обучение в Мардале. [ 16 ] [ 17 ] под руководством Гуру Дханешвара Суэйна , у которого также есть собственный институт под названием «Вадья Вани Гурукул», который специализируется на традиционных ударных инструментах Одиши. Также были задуманы и исполнены ансамбли традиционных музыкальных инструментов Одиши во главе с мардалой. [ 6 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пархи, доктор Киртан Нараян (2017). Классичность музыки Одиши . Индия: Maxcurious Publications Pvt. ООО с. 383. ИСБН  9788193215128 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Доктор Патнаик, Кабичандра Кали Чаран. Взгляд на музыку Ориссана Бхубанешвар, Одиша: Правительство Ориссы. п. 2.
  3. ^ Пани, Дживан (2004). Назад к истокам: Очерки исполнительского искусства Индии . Нью-Дели: Манохар. ISBN  8173045607 .
  4. ^ Моханти, Гопинатх (август 2007 г.). «Одисси - Классическая музыка». Обзор Ориссы . Департамент культуры правительства Ориссы: 108–111.
  5. ^ Пани, Дживан (2007). Исполнительское искусство Ориссы . Калькутта: Публикация Прафулла. ISBN  978-8190358880 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Видьярти, Нита (6 февраля 2014 г.). «Свой ритм» . Индуист . Проверено 28 июля 2020 г.
  7. ^ Рат, Шантану Кумар. Мишра (ред.). «Одиа Локанатакаку Ганджамара Абадана» [Роль Ганджама в традициях исполнительского искусства Одиши]. Рангабхуми (в Одиа). 9 . Бхубанешвар: Академия Одиши Сангит Натак, Департамент культуры правительства Одиши: 52–64.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Ратха, Рагхунатха (1976). Патнаик, Кали Чаран (ред.). Натьяманорама (на санскрите). Бхубанешвар, Одиша: Одиша Сангит Натак Академи.
  9. ^ Хота, доктор. Дамодар (2005). Сангита Шастра (в Одиа). Том. 1 (2-е изд.). Бхубанешвар: Свара-Ранга. стр. 90–100.
  10. ^ Чакра, Шьямхари (3 ноября 2016 г.). «Празднование альтернативного стиля Одисси» . Индуист . Проверено 28 июля 2020 г.
  11. ^ Хота, доктор. Дамодар (2012). Удра Паддхатия Сангита (в Одиа). Том. 2. Бхубанешвар: Свара-Ранга. стр. 18–19.
  12. ^ Чакра, Шьямхари. «Момент победы Одисси Мардаля» . Самикшья . Проверено 4 сентября 2020 г.
  13. ^ «Предлагаемые курсы» . Уткал Сангит Махавидьялая . Проверено 26 июля 2020 г.
  14. ^ «Под аспирантурой» . Уткальский университет культуры . Проверено 26 июля 2020 г.
  15. ^ «Ушел из жизни маэстро Мардала Банамали Махарана» . Перспективы Индии . 17 ноября 2018 г.
  16. ^ «Тренинг: О Мардале» . Рамахари Дас Одисси Гурукул .
  17. ^ Видьярти, Нита (17 октября 2013 г.). «Повышает голос» . Индуист . Проверено 28 июля 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: af4722fe097d2498f1ee52acc909354c__1709374560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/4c/af4722fe097d2498f1ee52acc909354c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mardala - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)