Мардала
Различные виды Мардалы | |
Ударный инструмент | |
---|---|
Другие имена | Одисси Мардала |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 211.222.1 ( Мембранофон ударяется прямо рукой) |
Объем | середина |
Музыканты | |
Адигуру Сингхари Шьямсундар Кар , Гуру Келучаран Махапатра , Гуру Махадеба Рут, Гуру Банамали Махарана , Гуру Дханешвар Суэйн , Гуру Сачидананда Дас | |
Больше статей или информации | |
Одисси музыка |
Мардала ( Одиа : मर्दल , латинизированное: Мардаха , Одия: [морд̪д̪ол̪о] ) — классический ударный инструмент, произрастающий в восточно-индийском штате Одиша , традиционно используемый в качестве основного аккомпанемента в классической музыке Одисси . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Этот инструмент немного отличается от других инструментов (таких как Мадал , Мридангам и т. д.), которые могут иметь аналогичные названия на Индийском субконтиненте из-за своей уникальной конструкции, акустических особенностей и традиционной техники игры. [ 4 ]
Мардала используется в широком спектре традиционных форм искусства Одиши, включая Готипуа , Махари, танец Одисси , Бхагабата Тунги, Сакхи Ната, Прахаллада Натака , [ 5 ] Рамалила, Крушналила, Рама Натака, Сахи Джата , Медха Нача, Бхарата Лила , Бхутакели Ната, Одиси Киртан и другие. [ 6 ] [ 7 ]
История
[ редактировать ]Одишанские музыковеды в древних трактатах упоминали четыре различных вида инструментов или вадья : тат или струнные инструменты, сусира или духовые инструменты, анадха или кожаные инструменты/барабаны и, наконец, гхана или металлические инструменты. [ 1 ]
Из этих четырех Мардала подпадает под категорию анаддха вадья , или барабанов. Рагхунатха Ратха превозносит Мардалу , древний музыковед из Одиши, в своем трактате «Натья Манорама» как: [ 8 ]
анадхе марддаах шрешто |
Среди мембранофонов |
В храме Джаганнатхи в Пури на протяжении веков находился слуга Мардала. ритуально посвящал перкуссиониста в храм Это было известно как «Мадели Себа», и правитель Гаджапати . Мардала раньше была аккомпанементом танца Махари , прародителя современного танца Одисси , одной из основных форм классического танца Индии.
В сотнях храмов Калингана по всему штату Одиша, включая знаменитые святыни, такие как Муктешвара и Конарка , Мардала занимает видное место, обычно в нише аласаканьи, играющего на этом инструменте. Есть поза под названием мардалика, повторяющая ту же стойку в танце Одисси.
Строительство
[ редактировать ]Древесина
[ редактировать ]Не всякая древесина подходит для строительства Мардалы. Согласно трактатам, идеальная мардала изготавливается из хадира ( хайра ) или древесины акации катеху . О дереве рактачандана также высоко ценят из-за его глубокого резонанса. другие породы дерева, такие как нимба , махалимба и гамбхари . Также используются [ 2 ] Инструмент, сделанный из вышеупомянутого дерева, считается уттамой , тогда как инструмент, сделанный из дерева джекфрута, считается адхамой . [ 8 ]
Измерения
[ редактировать ]Натья Манорама предписывает, чтобы Мардала имела длину около полутора локтей. Левая грань должна быть между двенадцатью и тринадцатью углами , а правая грань должна быть на половину или на один угол меньше левой грань. [ 1 ] [ 8 ]
Изготовление
[ редактировать ]Процесс изготовления Мардалы подробно описан в « Натья-Манораме». Мардала толще в середине, чем на концах. паста под названием харали На игровое лицо Мардалы круглой формы наносится . Приготовление харали — трудоемкий и деликатный процесс, требующий ингредиентов паунсы (ясень), геру (красный мел), бхата (вареный рис), чуда (плоский рис), харида (плоды черного миробаланского дерева) и кислого. каша. Это применяется к правой стороне Мардалы. Пурика . наносится на левую сторону для получения приятного звука При приготовлении пурики используется бхата (вареный рис), лиа (дутый рис) или паунса (зола). [ 1 ] После этого инструмент высушивают на солнце. После высыхания пасту наносят повторно и снова высушивают на солнце, и этот процесс повторяется не менее двенадцати раз, прежде чем определить шрути (тон) инструмента. Затем инструмент прочно связывают пата-сута или кожаными полосками и готовы к игре. [ 8 ]
Репертуар и техника
[ редактировать ]Ориши Сангита |
Одисси музыка |
---|
![]() |
Композиторы |
Шастры |
Композиции |
Инструменты |
Игра на мардале основана на тала-паддхати или ритмической системе музыки Одисси . Тала . — ритмическая структура в индийской музыке Талы , используемые в музыке Одисси, уникальны и не встречаются в других системах индийской музыки. [ 2 ] Игра на инструменте следует строгой классической грамматике.
Традиционно обращают внимание на десять жизненно важных характеристик талы:
- деньги или биты
- марга или межтактовые переходы
- крия или движения рук
- рамки
- дом
- ехал
- составить
- лайя
- тик
- древний
Крийи бывают нишабда , то есть без звука, или сасабда , со звуком. Нишабда , или беззвучные крии, демонстрируются четырьмя типами движений; инсульта нет. Сасабда . или озвученные крии создаются ударом по мембране Помимо них, есть восемь дези-крий . [ 1 ] Региональная терминология, используемая в контексте Мардалы, - это Кала, Анса, Мана, Адаса, Бхаунри, Бхаунри Адаса, Тали, Хали, Функа, Бани, Укута, Пат, Чанда, Бханги и т. Д. [ 9 ] Шабда -свара пата , традиционный компонент, основанный на ритмах Мардалы, был интегрирован в танец Одисси Гуру Деба Прасадом Дасом . [ 10 ]
Хотя в трактатах определены несколько сотен талов, некоторые из них более распространены: эктали, кхемата или джхула, рупака, трипата, джхампа, адатали, джати, адитала, матха . [ 11 ] Другими таласами, которые также используются, являются саримана, нихсари , кудука, адда, дуадамана, упадда, панчутала (набапанчу тала), падитала, пахапата, аттатала, атхатали и джаганнатха тала. Талы имеют характерный свинг, который типичен и повсеместно встречается в музыке Одисси. Подробности о некоторых основных талах перечислены ниже. [ 1 ]
История | Измерение | Бибхага | Чанда | |
---|---|---|---|---|
1 | экатально | 4 | 1 | 4 |
2 | кхемата | 6 | 2 | 3 + 3 |
3 | рупак | 6 | 2 | 2 + 4 |
4 | трипата | 7 | 3 | 3+ 2 + 2 |
5 | Джампа | 10 | 4 | 2 + 3 + 2 + 3 |
6 | подробно | 14 | 4 | 4 + 3 + 4 + 3 |
7 | тик | 14 | 4 | 3 + 4 + 3 + 4 |
8 | сариман | 14 | 4 | 4 + 2 + 4 + 4 |
9 | нихсари | 10 | 4 | 3 + 2 + 3 + 2 |
Пэдди
[ редактировать ]Эксклюзивная техника пади часто используется в традиционных песнях Одисси. Это составлено в рамках фиксированной просодии соответствующей песни. Пади повторяется в нескольких разных талах, лайях и разных матрах. Кабичандра Доктор Кали Чаран Патнаик называет эту особенность «спасательным кругом музыки Одисси». [ 2 ]
Гуру
[ редактировать ]Мардала тесно связана с храмом Джаганнатхи и поэтому занимает очень почетное место в культуре Одиши. Многие гуру работали над продолжением наследия этого инструмента. Адигуру Сингхари Шьямсундар Кар , Гуру Банамали Махарана , Гуру Падманабха Панда, Гуру Басудеба Кхунтия, Гуру Махадеба Раут, Гуру Нараяна Махапатра, Гуру Банамали Махарана и Гуру Келучаран Махапатра были среди великих гуру Мардалы в 20 веке.
Гуру Рабинараян Панда, Гуру Джаядеба Гири, Гуру Джанардана Даш, Гуру Дханешвар Суэйн, Гуру Сачидананда Дас, Гуру Биджая Кумар Барик, Гуру Джаганнатх Куанр входят в число современных представителей Мардала. Многие опытные мастера Готипуа также преуспели в Мардале: Гуру Бирабара Саху, Гуру Лингарадж Барик, Гуру Магуни Дас и другие.

Как сольный инструмент
[ редактировать ]Роль мардалы как сольного инструмента с большим успехом исполнялась в течение последних нескольких десятилетий, не считая ее более известной роли в качестве аккомпанемента в ансамбле для музыки и танца Одисси. [ 12 ] Сольные выступления следуют определенному правилу, или пранали : начиная с джамана , затем переходя к чханда пракаране , рагаде и т. д. [ 6 ] Гуру Дханешвар Суэйн , первый сольный игрок на Мардале, который представил сольное выступление на Мардале под умелым руководством Гуру Банамали Махараны в Рабидра Мандап, Бхубанешвар , что было первым в своем роде.
Обучение
[ редактировать ]Два государственных учреждения штата проводят обучение в Мардале: Уткал Сангит Махавидьялая. [ 13 ] и Уткальский университет культуры . [ 14 ] Предлагаются степени бакалавра, магистратуры. Многие частные учреждения также проводят обучение. Гуру Банамали Махарана основал институт под названием «Академия Мардала» в Бхубанешваре, столице штата. [ 15 ] Рамахари Дас Одисси Гурукул в Бирагобиндапуре, Сакхигопал, также предлагает обучение в Мардале. [ 16 ] [ 17 ] под руководством Гуру Дханешвара Суэйна , у которого также есть собственный институт под названием «Вадья Вани Гурукул», который специализируется на традиционных ударных инструментах Одиши. Также были задуманы и исполнены ансамбли традиционных музыкальных инструментов Одиши во главе с мардалой. [ 6 ]
- Выдающиеся гуру Одисси Мардала
-
Гуру Бирабара Саху, ветеран-экспонент Готипуа
-
Гуру Басудеба Хунтия
-
Гуру Рабинараян Панда
-
Гуру Магуни Дас, ветеран-экспонент Готипуа
-
Учитель Джанардана Даш
-
Гуру Ниранджан Патра
-
Гуру Сачидананда Дас, лауреат премии Одиши Сангит Натак Академии
-
Учитель Биджая Кумар Барик
-
Храм Гуру Джаганнатхи
-
Гуру Чинтамани Раут
-
Гуру Махешвар Мохапатра
-
Гуру Сарат Кумар Самантарай
-
Гуру Гуранга Чаран Махала
-
Учитель Дибакар Парида
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пархи, доктор Киртан Нараян (2017). Классичность музыки Одиши . Индия: Maxcurious Publications Pvt. ООО с. 383. ИСБН 9788193215128 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Доктор Патнаик, Кабичандра Кали Чаран. Взгляд на музыку Ориссана Бхубанешвар, Одиша: Правительство Ориссы. п. 2.
- ^ Пани, Дживан (2004). Назад к истокам: Очерки исполнительского искусства Индии . Нью-Дели: Манохар. ISBN 8173045607 .
- ^ Моханти, Гопинатх (август 2007 г.). «Одисси - Классическая музыка». Обзор Ориссы . Департамент культуры правительства Ориссы: 108–111.
- ^ Пани, Дживан (2007). Исполнительское искусство Ориссы . Калькутта: Публикация Прафулла. ISBN 978-8190358880 .
- ^ Перейти обратно: а б с Видьярти, Нита (6 февраля 2014 г.). «Свой ритм» . Индуист . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Рат, Шантану Кумар. Мишра (ред.). «Одиа Локанатакаку Ганджамара Абадана» [Роль Ганджама в традициях исполнительского искусства Одиши]. Рангабхуми (в Одиа). 9 . Бхубанешвар: Академия Одиши Сангит Натак, Департамент культуры правительства Одиши: 52–64.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ратха, Рагхунатха (1976). Патнаик, Кали Чаран (ред.). Натьяманорама (на санскрите). Бхубанешвар, Одиша: Одиша Сангит Натак Академи.
- ^ Хота, доктор. Дамодар (2005). Сангита Шастра (в Одиа). Том. 1 (2-е изд.). Бхубанешвар: Свара-Ранга. стр. 90–100.
- ^ Чакра, Шьямхари (3 ноября 2016 г.). «Празднование альтернативного стиля Одисси» . Индуист . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Хота, доктор. Дамодар (2012). Удра Паддхатия Сангита (в Одиа). Том. 2. Бхубанешвар: Свара-Ранга. стр. 18–19.
- ^ Чакра, Шьямхари. «Момент победы Одисси Мардаля» . Самикшья . Проверено 4 сентября 2020 г.
- ^ «Предлагаемые курсы» . Уткал Сангит Махавидьялая . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Под аспирантурой» . Уткальский университет культуры . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Ушел из жизни маэстро Мардала Банамали Махарана» . Перспективы Индии . 17 ноября 2018 г.
- ^ «Тренинг: О Мардале» . Рамахари Дас Одисси Гурукул .
- ^ Видьярти, Нита (17 октября 2013 г.). «Повышает голос» . Индуист . Проверено 28 июля 2020 г.