Мруданга
Гуру Кишор Прадхан играет на Мруданге | |
Ударный инструмент | |
---|---|
Другие имена | Клетка |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 211.222.1 ( Мембранофон ударяется прямо рукой) |
Больше статей или информации | |
Одисси музыка |
Мруданга ( Одиа : Мруданга , латинизированное: Мруданга , Одия: [mrud̪ŋɡɔ] ), также известный как Кхола ( Odia : ଖୋଳ , латинизированный : Khoḷa ) — классический ударный инструмент, родом из восточно-индийского штата Одиша, с развитым отличным традиционным репертуаром и техникой. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он использовался вместе с мардалой в классической музыке Одисси с древних времен и представляет собой сравнительно тяжелый барабан в отличие от высокого басового барабана Мруданга.
Мруданга используется в широком спектре традиционных форм искусства Одиши, включая Палу, Санкиртану (Одисси Киртан), танец Одисси , Бхагабата Тунги, Радха Према Лила, Рамалила, Крушналила. [ 4 ] и многое другое. [ 5 ] [ 6 ] Инструмент отличается от других инструментов с похожими названиями (в отличие от мридангама , используемого в южноиндийской музыке) на Индийском субконтиненте благодаря своей уникальной конструкции, акустическим особенностям и традиционной технике игры. [ 7 ]
История
[ редактировать ]Одишанские музыковеды в древних трактатах упоминали четыре различных вида инструментов или вадья : тат или струнные инструменты, сусира или духовые инструменты, анадха или кожаные инструменты/барабаны и, наконец, гхана или металлические инструменты. [ 1 ]
Из этих четырех Мруданга подпадает под категорию анаддха-вадья , или барабанов, и считается одним из самых ранних ударных инструментов, который, как говорят, был изобретен самим Махадевой . [ 1 ]
Строительство
[ редактировать ]Мруданга изготавливается гончарами из особой грязи, собранной с берегов рек в Одише. [ 8 ]
Репертуар и техника
[ редактировать ]Ориши Сангита |
Одисси музыка |
---|
![]() |
Композиторы |
Шастры |
Композиции |
Инструменты |
Игра на Мруданге, как и на Мардале, основана на тала-паддхати или ритмической системе музыки Одисси . Тала . — ритмическая структура в индийской музыке Талы , используемые в музыке Одисси, уникальны и не встречаются в других системах индийской музыки. [ 2 ] Игра на инструменте следует строгой классической грамматике.
Традиционно обращают внимание на десять жизненно важных характеристик талы:
- деньги или биты
- марга или межтактовые переходы
- крия или движения рук
- рамки
- дом
- ехал
- составить
- лайя
- тик
- древний
Крийи бывают нишабда , то есть без звука, или сасабда , со звуком. Нишабда , или беззвучные крии, демонстрируются четырьмя типами движений; инсульта нет. Сасабда . или озвученные крии создаются ударом по мембране Помимо них, существует восемь дези-крий . [ 1 ] Региональная терминология, используемая в контексте Мруданги, - это кала, анса, мана, адса, бхаунри, бхаунри адаса, тали, кхали, пханка, бани, укута, пата, чанда, бханги и т. д. [ 9 ]
Хотя в трактатах определены несколько сотен талов, некоторые из них более распространены: эктали, кхемата или джхула, рупака, трипата, джхампа, адатали, джати, адитала, матха . [ 10 ] Другими таласами, которые также используются, являются саримана, нихсари , кудука, адда, дуадамана, упадда, панчутала (набапанчу тала), падитала, пахапата, аттатала, атхатали и джаганнатха тала. Талы имеют характерный свинг, который типичен и повсеместно встречается в музыке Одисси. Подробности о некоторых основных талах перечислены ниже. [ 1 ]
История | Измерение | Бибхага | Чанда | |
---|---|---|---|---|
1 | экатально | 4 | 1 | 4 |
2 | кхемата | 6 | 2 | 3 + 3 |
3 | рупак | 6 | 2 | 2 + 4 |
4 | трипата | 7 | 3 | 3+ 2 + 2 |
5 | Джампа | 10 | 4 | 2 + 3 + 2 + 3 |
6 | подробно | 14 | 4 | 4 + 3 + 4 + 3 |
7 | тик | 14 | 4 | 3 + 4 + 3 + 4 |
8 | сариман | 14 | 4 | 4 + 2 + 4 + 4 |
9 | нихсари | 10 | 4 | 3 + 2 + 3 + 2 |
Пэдди
[ редактировать ]Эксклюзивная техника пади часто используется в традиционных песнях Одисси. Это составлено в рамках фиксированной просодии соответствующей песни. Пади . повторяется в нескольких разных талах, лайях и разных матрах Кабичандра Доктор Кали Чаран Патнаик называет эту особенность «спасательным кругом музыки Одисси». [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Пархи, доктор Киртан Нараян (2017). Классичность музыки Одиши . Индия: Maxcurious Publications Pvt. ООО с. 383. ИСБН 9788193215128 .
- ^ Jump up to: а б с Доктор Патнаик, Кабичандра Кали Чаран. Взгляд на музыку Ориссана Бхубанешвар, Одиша: Правительство Ориссы. п. 2.
- ^ Пани, Дживан (2004). Назад к истокам: Очерки исполнительского искусства Индии . Нью-Дели: Манохар. ISBN 8173045607 .
- ^ Пани, Дживан (2007). Исполнительское искусство Ориссы . Калькутта: Публикация Прафулла. ISBN 978-8190358880 .
- ^ Видьярти, Нита (6 февраля 2014 г.). «Свой ритм» . Индус . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Рат, Шантану Кумар. Мишра (ред.). «Одиа Локанатакаку Ганджамара Абадана» [Роль Ганджама в традициях исполнительского искусства Одиши]. Рангабхуми (в Одиа). 9 . Бхубанешвар: Академия Одиши Сангит Натак, Департамент культуры правительства Одиши: 52–64.
- ^ Моханти, Гопинатх (август 2007 г.). «Одисси - Классическая музыка». Обзор Ориссы . Департамент культуры правительства Ориссы: 108–111.
- ^ Знаменитый Кхол, Создатель Мриданга из Одиши - Наян Дас , получено 2 июля 2022 г.
- ^ Хота, доктор. Дамодар (2005). Сангита Шастра (в Одиа). Том. 1 (2-е изд.). Бхубанешвар: Свара-Ранга. стр. 90–100.
- ^ Хота, доктор. Дамодар (2012). Удра Паддхатия Сангита (в Одиа). Том. 2. Бхубанешвар: Свара-Ранга. стр. 18–19.