Гита Пракаша
Ориши Сангита |
Одисси музыка |
---|
![]() |
Композиторы |
Шастры |
Композиции |
Инструменты |
Гитапракаша ; «Просветитель музыки») — музыкальный трактат XVI века, принадлежащий ( IAST : « Гитапракаша» к традиции музыки Одисси , написанный музыковедом Крушнадаса Бададженой Махапатрой. Махапатра был придворным музыкантом Гаджапати Мукундадебы . [ 1 ] Это второй самый ранний музыкальный трактат, обнаруженный в Одише. [ 2 ] Гита Пракаша является одним из краеугольных камней музыкальной традиции Одисси и широко цитируется более поздними авторитетами, такими как Сангита Нараяна и Сангита Муктабали . [ 3 ] [ 4 ]
Трактат был впервые опубликован Одиша Сангит Натак Академи в 1983 году на основе двух рукописей из пальмовых листьев, хранящихся в Государственном музее Одиши , Бхубанешвар . Обе рукописи были собраны в районе Пури , штат Одиша, и примерно датированы XVIII веком. [ 2 ]
Автор
[ редактировать ]Крушнадеса Бадажена Махапатра был выдающимся музыкантом XVI века из Одиши. Автор не раскрывает в своем тексте никакой информации о своей семье, возрасте или каких-либо других подробностях. Однако период, к которому он принадлежал, можно определить по внутренним свидетельствам. Песня, написанная Раем Раманандой на тему Гаджапати Пратапарудра Деба, цитируется в «Гитапракаше». Другой музыковед Халадхара Мишра ссылается на «Гитапракашу» Крушнадаса в своем трактате « Сангитакальпалатика» , написанном между 1623 и 1647 годами нашей эры. Поскольку сам Махапатра восхваляет Гаджапати Мукундадебу, предполагается, что он был современником короля и, скорее всего, служил придворным музыкантом. В истории Одиши был только один Гаджапати по имени Мукунда. Он был последним независимым правителем Одиши с 1559 по 1568 год нашей эры. Следовательно, Крушнадашу можно датировать тем же периодом. [ 2 ]
В 1565 году Махапатра представил свою музыку при дворе Акбара. Абул Фазл превозносит некоего «Махапаттара» в своей « Айн-и-Акбари» . В «Акбарнаме» также упоминается «Махапаттар, который украшал двор Акбара, великого Могола и которому не было равных в искусстве индийской поэзии и музыки». [ 5 ] Фамилия Махапатра — одна из самых популярных фамилий Одиши, встречающаяся со времен Ганги. Эта фамилия упоминается в нескольких надписях XII века нашей эры. Бадахена была еще одним таким титулом, модным в Одише. Оба названия популярны и встречаются даже сейчас. Несомненно, упомянутый Махапаттар Абул Фазл может быть никем иным, как Крушнадасом. [ 2 ]
Содержание
[ редактировать ]Гитапракаша рассматривает только аспекты вокальной музыки. В трактате тщательный анализ песен и их классификация. [ 1 ] Текст также изобилует множеством примеров, значительная часть которых составлена самим автором. Как и большинство авторов Одии, Махапатра начинает свой трактат с обычного обращения к Джаганнатхе , почитаемому божеству Одиши. [ 2 ]
Он цитирует некоторых предшествующих ему музыковедов, таких как Харинаяка , автор «Сангитасары» . [ 2 ]
Раги, упомянутые в «Гитапракаше», - это Шри, Натта, Карната, Ребагупта, Басанта, Суддхабхайраба, Бангала, Сома, Амрапанчама, Камода, Мегха, Драбидагауда, Баради, Гуджари, Тоди, Малабасри, Саиндхаби, Дебакири, Рамакири, Пратаманджари, Натта. , Белабали, Гауди, Гауда, Карннатхабангала, Дези, Дханнаси, Колахала, Баллали, Десакхья, Сабари, Кхамбхабати, Харсапури, Маллари, Хунчхика, Мадхьямади, Маллара, Десапала, Малаба, Хиндола, Бхайраба, Нагадхвани, Гондакири, Лалита, Чхаятоди, Пратапабелабали, Гуптабасанта, Паураби, Наттамалларика, Марави, Баллаби, Гаури, Ани, Карнатика, Асабари и Мухабари . [ 5 ] Многие из этих раг по-прежнему популярны в современном музыкальном репертуаре Одисси. [ 2 ] [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кави, М. Рамакришна (1999). Бхаратакоса (Словарь технических терминов с определениями музыки и танца, собранными из произведений Бхараты и других) . Мунширам Манохарлал. АСИН B00GS1O0H4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бададжена Махапатра, Крушнадаса (1983). Паниграхи, Ниламадхаб (ред.). Гита Пракаш . Бхубанешвар: Академия Одиши Сангит Натак.
- ^ Мишра, Пурушоттама (2009). Бозе, профессор Мандакранта (ред.). Сангитанараяна (Текст семнадцатого века о музыке и танце из Ориссы) . Национальный центр искусств Индиры Ганди и Motilal Banarsidass Publishers Pvt. ООО ISBN 9788120832886 .
- ^ Дева, Гаджапати Нараяна (1966). Ачарья, Пт. Банамбара; Патнаик, Кабичандра Др. Кали Чаран ; Мохапатра, Кедарнатх (ред.). Сангита Нараяна . Бхубанешвар: Академия Одиши Сангит Натак.
- ^ Jump up to: а б Пархи, Киртан Нараян (2009). «Музыка Одисси: ретроспектива и перспектива». В Мохапатре, ПК (ред.). Перспективы Ориссы . Нью-Дели: Центр изучения цивилизаций. стр. 613–626.
- ^ Панда, часть. Гопал Чандра (2004). Одисси Рага Ратнабали Одисси Рага Ратнавали (на хинди). Бхубанешвар. OCLC 225908458 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )