Jump to content

Гита Пракаша

Гитапракаша ; «Просветитель музыки») — музыкальный трактат XVI века, принадлежащий ( IAST : « Гитапракаша» к традиции музыки Одисси , написанный музыковедом Крушнадаса Бададженой Махапатрой. Махапатра был придворным музыкантом Гаджапати Мукундадебы . [ 1 ] Это второй самый ранний музыкальный трактат, обнаруженный в Одише. [ 2 ] Гита Пракаша является одним из краеугольных камней музыкальной традиции Одисси и широко цитируется более поздними авторитетами, такими как Сангита Нараяна и Сангита Муктабали . [ 3 ] [ 4 ]

Трактат был впервые опубликован Одиша Сангит Натак Академи в 1983 году на основе двух рукописей из пальмовых листьев, хранящихся в Государственном музее Одиши , Бхубанешвар . Обе рукописи были собраны в районе Пури , штат Одиша, и примерно датированы XVIII веком. [ 2 ]

Крушнадеса Бадажена Махапатра был выдающимся музыкантом XVI века из Одиши. Автор не раскрывает в своем тексте никакой информации о своей семье, возрасте или каких-либо других подробностях. Однако период, к которому он принадлежал, можно определить по внутренним свидетельствам. Песня, написанная Раем Раманандой на тему Гаджапати Пратапарудра Деба, цитируется в «Гитапракаше». Другой музыковед Халадхара Мишра ссылается на «Гитапракашу» Крушнадаса в своем трактате « Сангитакальпалатика» , написанном между 1623 и 1647 годами нашей эры. Поскольку сам Махапатра восхваляет Гаджапати Мукундадебу, предполагается, что он был современником короля и, скорее всего, служил придворным музыкантом. В истории Одиши был только один Гаджапати по имени Мукунда. Он был последним независимым правителем Одиши с 1559 по 1568 год нашей эры. Следовательно, Крушнадашу можно датировать тем же периодом. [ 2 ]

В 1565 году Махапатра представил свою музыку при дворе Акбара. Абул Фазл превозносит некоего «Махапаттара» в своей « Айн-и-Акбари» . В «Акбарнаме» также упоминается «Махапаттар, который украшал двор Акбара, великого Могола и которому не было равных в искусстве индийской поэзии и музыки». [ 5 ] Фамилия Махапатра — одна из самых популярных фамилий Одиши, встречающаяся со времен Ганги. Эта фамилия упоминается в нескольких надписях XII века нашей эры. Бадахена была еще одним таким титулом, модным в Одише. Оба названия популярны и встречаются даже сейчас. Несомненно, упомянутый Махапаттар Абул Фазл может быть никем иным, как Крушнадасом. [ 2 ]

Содержание

[ редактировать ]

Гитапракаша рассматривает только аспекты вокальной музыки. В трактате тщательный анализ песен и их классификация. [ 1 ] Текст также изобилует множеством примеров, значительная часть которых составлена ​​самим автором. Как и большинство авторов Одии, Махапатра начинает свой трактат с обычного обращения к Джаганнатхе , почитаемому божеству Одиши. [ 2 ]

Он цитирует некоторых предшествующих ему музыковедов, таких как Харинаяка , автор «Сангитасары» . [ 2 ]

Раги, упомянутые в «Гитапракаше», - это Шри, Натта, Карната, Ребагупта, Басанта, Суддхабхайраба, Бангала, Сома, Амрапанчама, Камода, Мегха, Драбидагауда, Баради, Гуджари, Тоди, Малабасри, Саиндхаби, Дебакири, Рамакири, Пратаманджари, Натта. , Белабали, Гауди, Гауда, Карннатхабангала, Дези, Дханнаси, Колахала, Баллали, Десакхья, Сабари, Кхамбхабати, Харсапури, Маллари, Хунчхика, Мадхьямади, Маллара, Десапала, Малаба, Хиндола, Бхайраба, Нагадхвани, Гондакири, Лалита, Чхаятоди, Пратапабелабали, Гуптабасанта, Паураби, Наттамалларика, Марави, Баллаби, Гаури, Ани, Карнатика, Асабари и Мухабари . [ 5 ] Многие из этих раг по-прежнему популярны в современном музыкальном репертуаре Одисси. [ 2 ] [ 6 ]

  1. ^ Jump up to: а б Кави, М. Рамакришна (1999). Бхаратакоса (Словарь технических терминов с определениями музыки и танца, собранными из произведений Бхараты и других) . Мунширам Манохарлал. АСИН   B00GS1O0H4 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Бададжена Махапатра, Крушнадаса (1983). Паниграхи, Ниламадхаб (ред.). Гита Пракаш . Бхубанешвар: Академия Одиши Сангит Натак.
  3. ^ Мишра, Пурушоттама (2009). Бозе, профессор Мандакранта (ред.). Сангитанараяна (Текст семнадцатого века о музыке и танце из Ориссы) . Национальный центр искусств Индиры Ганди и Motilal Banarsidass Publishers Pvt. ООО ISBN  9788120832886 .
  4. ^ Дева, Гаджапати Нараяна (1966). Ачарья, Пт. Банамбара; Патнаик, Кабичандра Др. Кали Чаран ; Мохапатра, Кедарнатх (ред.). Сангита Нараяна . Бхубанешвар: Академия Одиши Сангит Натак.
  5. ^ Jump up to: а б Пархи, Киртан Нараян (2009). «Музыка Одисси: ретроспектива и перспектива». В Мохапатре, ПК (ред.). Перспективы Ориссы . Нью-Дели: Центр изучения цивилизаций. стр. 613–626.
  6. ^ Панда, часть. Гопал Чандра (2004). Одисси Рага Ратнабали Одисси Рага Ратнавали (на хинди). Бхубанешвар. OCLC   225908458 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4b8685473b0c4dc38a9cd58edfdb801d__1712143380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/1d/4b8685473b0c4dc38a9cd58edfdb801d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gita Prakasa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)