Готипуа
Готипуп
— традиционная форма танца в штате Одиша , Индия, и предшественник классического танца Одисси . [ 1 ] В Ориссе его на протяжении веков исполняли мальчики, которые одевались женщинами, чтобы восхвалять Джаганнатху и Кришну . Танец исполняется группой мальчиков, исполняющих акробатические фигуры, вдохновленные жизнью Радхи и Кришны. Мальчики начинают обучаться танцу в раннем возрасте до подросткового возраста, когда их андрогинная внешность меняется. На языке Одиа Готипуа означает «холостой мальчик» ( готи-пуа ). [ 2 ] Рагхураджпур , Одиша (недалеко от Пури ) — историческая деревня, известная своими танцевальными труппами Готипуа. Танец Готипуа сопровождается традиционной музыкой Одисси , основной ударной силой которой является Мардала .
Танцоры
[ редактировать ]Чтобы превратиться в изящных танцовщиц, мальчики не стригут волосы, а завязывают их в узел и вплетают в них цветочные гирлянды. Лица они красят смесью белой и красной пудры. Каджал (черная подводка для глаз) широко наносится вокруг глаз, чтобы придать им удлиненный вид. Бинди , обычно круглой формы , наносится на лоб и окружен узором из сандалового дерева . Лицо украшают традиционные росписи, которые уникальны для каждой танцевальной школы.
Костюм менялся с течением времени. Традиционное платье — канчула , яркая блузка с блестящими украшениями. Похожая на фартук вышитая шелковая ткань ( нибибандха ) завязывается вокруг талии, как оборка , и носится вокруг ног. Некоторые танцоры до сих пор придерживаются традиции и носят паттасари : кусок тонкой ткани длиной около 4 метров (13 футов 1 дюйм), туго надетый, с одинаковой длиной материала с обеих сторон и узлом на пупке. Однако это традиционное платье часто заменяют тканью нового дизайна, которую легче надевать.
Танцоры носят специально разработанные украшения из бисера: ожерелья, браслеты, повязки и украшения для ушей. Украшения для пирсинга носа были заменены нарисованным мотивом. На щиколотках носят колокольчики, чтобы подчеркнуть удары, отбиваемые ногами. Ладони рук и подошвы ног окрашены красной жидкостью, известной как альта . Костюм, украшения и колокольчики считаются священными. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Давным-давно в храмах Ориссы были танцовщицы, известные как девадаси (или махари ), которые были посвящены Джаганнатхе , что дало начало танцу Махари . Скульптуры танцоров на барельефах в храмах Ориссы (а также храмах Конарк Солнца и Джаганнатха в Пури) демонстрируют эту древнюю традицию. С упадком танцоров махари примерно в 16 веке, во время правления Рамы Чандры Дева (который основал династию Бхой), мальчики-танцоры в Ориссе продолжили эту традицию. Танец готипуа выполнен в стиле Одисси, но его техника, костюмы и подача отличаются от танцев махари ; пение исполняют танцоры. Современный танец Одисси сформировался под влиянием танца Готипуа. Большинство мастеров танца Одисси (например, Келучаран Мохапатра из Рагхураджпура ) в молодости были танцорами Готипуа.
Танец Одисси представляет собой сочетание танцев тандава (энергичный, мужской) и ласья (грациозный, женский). Он имеет две основные позы: трибханги (в которой тело удерживается с сгибанием головы, туловища и коленей) и чука (квадратная стойка, символизирующая Джаганнатху). Плавность верхней части туловища характерна для танца Одисси, который часто сравнивают с нежными морскими волнами, ласкающими пляжи Ориссы.
Каждый год Исследовательский центр Гуру Келучаран Мохапатра Одисси организует фестиваль танца Готипуа в Бхубанешваре . [ 3 ]
Репертуар
[ редактировать ]Ориши Сангита |
Одисси музыка |
---|
Композиторы |
Шастры |
Композиции |
Инструменты |
Танец обычно начинается с ванданой молитвы (обращения с молитвами благодарности Матери-Земле, Джаганнатхе и своему гуру и приветствия публики). Танцоры выполняют трехступенчатое приветствие: первое над головой в сторону Бога, второе перед лицом гуру и третье перед грудью перед публикой. Саригама — танец , прославляющий красоту и подчеркивающий мастерство техники; его изображают танцоры и музыканты, вырезанные на внешних стенах древних храмов.
Абхиная – это исполнение песни и интерпретация древней поэзии. Этот танец изображает стихи, ориентированные на Радху-Кришну XII века , такие как «Гита-Говинда» . Стихи, используемые для повествования, чрезвычайно богаты по содержанию и смыслу. Изящная, плавная и чувственная Абхиная своей мимикой, движением глаз и жестами мудры напоминает трогательное любовное стихотворение :
«Иди и посмотри, любовь моя
А вот и Кришна, флейтист, Высший исполнитель.
Приди и посмотри, любовь моя
Он танцует с колокольчиками на щиколотках.
Какие прекрасные ритмичные узоры он создает.
Слушайте его мелодии, ритмы мардалы
Послушайте его флейту и хлопки».
Интересная часть Готипуа — Бандха Нрутья , представление акробатических йогических поз (отсылающих к мифологическим сценам из жизни Кришны), подобных визуальным представлениям художников -паттачитр из Ориссы. Сложные и замысловатые позы (требующие гибкости конечностей) известны как бандха («акробатические» на языке одиа ). Чтобы исполнять этот танец, мальчикам необходимо начинать его разучивать с пяти-шести лет. Музыкальное сопровождение обеспечивают мардала (двуглавый барабан, ударный инструмент в Ориссе), гини (маленькие тарелки), фисгармония , скрипка, бансури и один или два вокалиста.
Абхиная Чандрика (текст XV века о танце Одисси Махешвары Махапатры) дает детальное изучение движений ног, рук ( мудр ), поз стоя, движений и репертуара; в нем упоминается более 25 разновидностей бандх, включая Гагану , Дхурмукху , Торону и Шаяну . Сангита Дарпана , текст 17-го века о музыке и танце, дает полный репертуар и общий стиль изложения.
Некоторые бандхи встречаются в устной традиции; к ним относятся:
- Чира (приветственная поза)
- Падмасана (поза лотоса)
- Ганса (лебедь; олицетворяет мудрость, грацию и красоту и является средством передвижения богини Сарасвати )
- Маюра (павлин; священная птица индуистской мифологии, перья которой украшают голову Кришны)
- Чара Маюра (пасущийся павлин, олицетворяющий великолепие и величие)
- Кели кадамба (священное дерево, под которым играл Кришна)
- Гаруда (мифический орел; транспортное средство Вишну)
- Кандарпа Ратха (колесница Кандарпы, бога любви)
- Сагади (колесо, представляющее колеса колесницы Джаганнатхи)
- Nauka (boat)
- Калиядалана (Поражение Черной Змеи Кришной)
- Бакасура ( Бхима убивает Бакасуру в Махабхарате )
Магуни Чаран Дас , лауреат премии Падма Шри и обладатель премии Одиши Сангит Натак Академии, был одним из мастеров танца готипуа. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Фестиваль танца Готипуа» . Туризм Ориссы, Правительство Ориссы . Архивировано из оригинала 12 апреля 2012 года.
- ^ Дхирендранатх Патнаик (1971). «4. Танцоры готипуа». Танец Одисси . Академия Орисса Сангит Натак. п. 60.
- ^ «В городе начинается фестиваль Готипуа» . Таймс оф Индия . 16 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 18 июня 2013 г.
- ^ «Умер выдающийся танцор Гуру Магуни Чаран Дас» . Ориссский дневник. 5 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 г. Проверено 23 ноября 2015 г.