Jump to content

Готипуа

Танец готипуа в Рагураджпуре
Танцоры готипуа выступают на курорте Sterling Resort, Пури , Одиша

Готипуп

— традиционная форма танца в штате Одиша , Индия, и предшественник классического танца Одисси . [ 1 ] В Ориссе его на протяжении веков исполняли мальчики, которые одевались женщинами, чтобы восхвалять Джаганнатху и Кришну . Танец исполняется группой мальчиков, исполняющих акробатические фигуры, вдохновленные жизнью Радхи и Кришны. Мальчики начинают обучаться танцу в раннем возрасте до подросткового возраста, когда их андрогинная внешность меняется. На языке Одиа Готипуа означает «холостой мальчик» ( готи-пуа ). [ 2 ] Рагхураджпур , Одиша (недалеко от Пури ) — историческая деревня, известная своими танцевальными труппами Готипуа. Танец Готипуа сопровождается традиционной музыкой Одисси , основной ударной силой которой является Мардала .

Чтобы превратиться в изящных танцовщиц, мальчики не стригут волосы, а завязывают их в узел и вплетают в них цветочные гирлянды. Лица они красят смесью белой и красной пудры. Каджал (черная подводка для глаз) широко наносится вокруг глаз, чтобы придать им удлиненный вид. Бинди , обычно круглой формы , наносится на лоб и окружен узором из сандалового дерева . Лицо украшают традиционные росписи, которые уникальны для каждой танцевальной школы.

Костюм менялся с течением времени. Традиционное платье — канчула , яркая блузка с блестящими украшениями. Похожая на фартук вышитая шелковая ткань ( нибибандха ) завязывается вокруг талии, как оборка , и носится вокруг ног. Некоторые танцоры до сих пор придерживаются традиции и носят паттасари : кусок тонкой ткани длиной около 4 метров (13 футов 1 дюйм), туго надетый, с одинаковой длиной материала с обеих сторон и узлом на пупке. Однако это традиционное платье часто заменяют тканью нового дизайна, которую легче надевать.

Танцоры носят специально разработанные украшения из бисера: ожерелья, браслеты, повязки и украшения для ушей. Украшения для пирсинга носа были заменены нарисованным мотивом. На щиколотках носят колокольчики, чтобы подчеркнуть удары, отбиваемые ногами. Ладони рук и подошвы ног окрашены красной жидкостью, известной как альта . Костюм, украшения и колокольчики считаются священными. [ нужна ссылка ]

Давным-давно в храмах Ориссы были танцовщицы, известные как девадаси (или махари ), которые были посвящены Джаганнатхе , что дало начало танцу Махари . Скульптуры танцоров на барельефах в храмах Ориссы (а также храмах Конарк Солнца и Джаганнатха в Пури) демонстрируют эту древнюю традицию. С упадком танцоров махари примерно в 16 веке, во время правления Рамы Чандры Дева (который основал династию Бхой), мальчики-танцоры в Ориссе продолжили эту традицию. Танец готипуа выполнен в стиле Одисси, но его техника, костюмы и подача отличаются от танцев махари ; пение исполняют танцоры. Современный танец Одисси сформировался под влиянием танца Готипуа. Большинство мастеров танца Одисси (например, Келучаран Мохапатра из Рагхураджпура ) в молодости были танцорами Готипуа.

Танец Одисси представляет собой сочетание танцев тандава (энергичный, мужской) и ласья (грациозный, женский). Он имеет две основные позы: трибханги (в которой тело удерживается с сгибанием головы, туловища и коленей) и чука (квадратная стойка, символизирующая Джаганнатху). Плавность верхней части туловища характерна для танца Одисси, который часто сравнивают с нежными морскими волнами, ласкающими пляжи Ориссы.

Каждый год Исследовательский центр Гуру Келучаран Мохапатра Одисси организует фестиваль танца Готипуа в Бхубанешваре . [ 3 ]

Репертуар

[ редактировать ]

Танец обычно начинается с ванданой молитвы (обращения с молитвами благодарности Матери-Земле, Джаганнатхе и своему гуру и приветствия публики). Танцоры выполняют трехступенчатое приветствие: первое над головой в сторону Бога, второе перед лицом гуру и третье перед грудью перед публикой. Саригама — танец , прославляющий красоту и подчеркивающий мастерство техники; его изображают танцоры и музыканты, вырезанные на внешних стенах древних храмов.

Абхиная это исполнение песни и интерпретация древней поэзии. Этот танец изображает стихи, ориентированные на Радху-Кришну XII века , такие как «Гита-Говинда» . Стихи, используемые для повествования, чрезвычайно богаты по содержанию и смыслу. Изящная, плавная и чувственная Абхиная своей мимикой, движением глаз и жестами мудры напоминает трогательное любовное стихотворение :

«Иди и посмотри, любовь моя
А вот и Кришна, флейтист, Высший исполнитель.
Приди и посмотри, любовь моя
Он танцует с колокольчиками на щиколотках.
Какие прекрасные ритмичные узоры он создает.
Слушайте его мелодии, ритмы мардалы
Послушайте его флейту и хлопки».

Представление Готипуа

Интересная часть Готипуа — Бандха Нрутья , представление акробатических йогических поз (отсылающих к мифологическим сценам из жизни Кришны), подобных визуальным представлениям художников -паттачитр из Ориссы. Сложные и замысловатые позы (требующие гибкости конечностей) известны как бандха («акробатические» на языке одиа ). Чтобы исполнять этот танец, мальчикам необходимо начинать его разучивать с пяти-шести лет. Музыкальное сопровождение обеспечивают мардала (двуглавый барабан, ударный инструмент в Ориссе), гини (маленькие тарелки), фисгармония , скрипка, бансури и один или два вокалиста.

Абхиная Чандрика (текст XV века о танце Одисси Махешвары Махапатры) дает детальное изучение движений ног, рук ( мудр ), поз стоя, движений и репертуара; в нем упоминается более 25 разновидностей бандх, включая Гагану , Дхурмукху , Торону и Шаяну . Сангита Дарпана , текст 17-го века о музыке и танце, дает полный репертуар и общий стиль изложения.

Некоторые бандхи встречаются в устной традиции; к ним относятся:

  • Чира (приветственная поза)
  • Падмасана (поза лотоса)
  • Ганса (лебедь; олицетворяет мудрость, грацию и красоту и является средством передвижения богини Сарасвати )
  • Маюра (павлин; священная птица индуистской мифологии, перья которой украшают голову Кришны)
  • Чара Маюра (пасущийся павлин, олицетворяющий великолепие и величие)
  • Кели кадамба (священное дерево, под которым играл Кришна)
  • Гаруда (мифический орел; транспортное средство Вишну)
  • Кандарпа Ратха (колесница Кандарпы, бога любви)
  • Сагади (колесо, представляющее колеса колесницы Джаганнатхи)
  • Nauka (boat)
  • Калиядалана (Поражение Черной Змеи Кришной)
  • Бакасура ( Бхима убивает Бакасуру в Махабхарате )

Магуни Чаран Дас , лауреат премии Падма Шри и обладатель премии Одиши Сангит Натак Академии, был одним из мастеров танца готипуа. [ 4 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Фестиваль танца Готипуа» . Туризм Ориссы, Правительство Ориссы . Архивировано из оригинала 12 апреля 2012 года.
  2. ^ Дхирендранатх Патнаик (1971). «4. Танцоры готипуа». Танец Одисси . Академия Орисса Сангит Натак. п. 60.
  3. ^ «В городе начинается фестиваль Готипуа» . Таймс оф Индия . 16 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 18 июня 2013 г.
  4. ^ «Умер выдающийся танцор Гуру Магуни Чаран Дас» . Ориссский дневник. 5 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 г. Проверено 23 ноября 2015 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d41cd61e3b196379887728b6645c5415__1722856380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/15/d41cd61e3b196379887728b6645c5415.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gotipua - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)